Ноты гитара зажим струн

Содержание
  1. Ноты для гитары для начинающих с нуля
  2. Таблица
  3. Классический строй
  4. Дополнительные знаки
  5. Нотный гриф гитары
  6. Уроки музыки
  7. Материалы по теме
  8. Как играть аккорд Am
  9. Учимся играть на электрогитаре
  10. Как играть бой на гитаре
  11. Ноты на гитаре
  12. Оглавление
  13. Схема грифа
  14. Ноты на открытых струнах
  15. Принцип полутона
  16. Двенадцатый лад
  17. Одинаковые ноты на разных струнах
  18. Все ноты на грифе
  19. Упражнения и вопросы для самоконтроля
  20. Каподастр для гитары. Полное руководство по использованию и выбору зажима струн для гитары.
  21. Каподастр для гитары. Общая информация
  22. Для чего нужен каподастр?
  23. Позволяет мгновенно изменить тональность песни
  24. Дает гитаре более яркое и другое звучание
  25. Позволяет перемещать на любую тональность некоторые комбинации с открытыми струнами
  26. 8 причин, почему вам стоит использовать каподастр
  27. Обратите внимание
  28. Не бросайте тренировать ваше баррэ
  29. Настраивайте инструмент до и после использования
  30. Как пользоваться зажимом струн и играть с ним на гитаре?
  31. Как узнать, какие аккорды вы играете при использовании капо?
  32. Таблица аккордов с капо
  33. Виды зажимов струн
  34. Для акустических гитар
  35. Для классических гитар
  36. Для электрогитары
  37. Для двенадцатиструнной гитары
  38. Для укулеле
  39. Виды механизмов и конструкций
  40. С пружиной
  41. Защелкивающийся
  42. Эластичный
  43. С винтовым зажимом
  44. Как выбрать каподастр
  45. Песни с каподастром
  46. Как сделать каподастр своими руками

Ноты для гитары для начинающих с нуля

На самом деле ноты для гитары для начинающих с нуля — это вовсе не обязательная тема к изучению. Но, если вы нацелены заниматься серьезно и долго и нотная грамота будет вам нужна, можно начать изучение этого материала и в самом начале обучения.

Проще всего понять где, что находится, расписав все обозначения на грифе музыкального инструмента в виде таблицы.

Читайте также:  Гайдн соната для фортепиано до мажор ноты для фортепиано

Таблица

Таблица расположения нот на грифе гитары приведена ниже для абсолютно всех типов шестиструнных инструментов, включая электрогитару.

Для этой картинки нужно дать ряд пояснений, если вы новичок и еще не до конца разбираетесь в том, как записывается нотная грамота и аккорды. Для начала перечислим что обозначают буквы.

  • C — До;
  • D — Ре;
  • E — Ми;
  • F — Фа;
  • G — Соль;
  • A — Ля;
  • B — Си.

Все просто, если вы посмотрите на гриф гитары и ноты на ладах, то раскладка нот на грифе гитары зеркально меняется в соответствие с таблицей приведенной выше на традиционно известные нам нотные обозначения. То есть литера C обозначает ноту До и так далее.

При прохождении всех 12 ладов в сторону деки звук меняется и все повторяется заново, но на октаву выше. Всего гитарист обычно может оперировать 4-мя октавами для создания и воспроизведения музыки. Это справедливо для классического исполнения инструмента (6 струн). На экзотических вариантах диапазон может быть намного шире.

Для пианиста, например, при стандартной раскладке клавиатуры — это больше восьми октав на классическом фортепиано. Бывают уменьшенные пианино, но обычно это либо простые синтезаторы. либо пианино для детей.

Таблица и ноты на грифе гитары на этой картинке представлены для случая когда мы играем на шестиструнной классике или акустике в классическом строе.

Классический строй

По каким нотам настраивается гитара можно прочитать в соответствующем раздела на нашем сайте. Этому посвящена отдельная статья как настроить гитару.

По умолчанию от верха к низу (от самой тонкой до самой толстой струны) — это:

Дополнительные знаки

Вы могли заметить на рисунке знаки «бемоль» — b и «диез» — #. Это знаки, указывающие повышение или понижение основного звука на половину тона. (Между нотами обычно 1 тон, кроме Си и До и Ми и Фа). Соответственно эти обозначения нужны для того, чтобы было понятно, что звук повысился или (если мы идем в обратную сторону) понизился в процессе движения по грифу.

Очень важны обозначения диез и бемоль будут в процессе изучения гамм.

Нотный гриф гитары

Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.

Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.

Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.

Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.

Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.

Уроки музыки

Чтобы быстрее освоить основы музыки, приходите к нам в FMusic! Наша музыкальная школа находится на станции метро Таганская. Запишитесь на пробный бесплатный урок!

Наши преподаватели — педагоги с высшим музыкальным образованием. Они легко и доступно объяснят основы музыки и помогут начать играть на инструменте с первого урока.

Если вы уже умеете играть, мы подберем для вас уроки таким образом, чтобы вы смогли легко перейти на следующий уровень игры и освоили техники исполнения, которые ранее были вам недоступны.

Материалы по теме

Как играть аккорд Am

Как играется аккорд Am (Ля минор) на гитаре. Смотрите, как это правильно делать!

Учимся играть на электрогитаре

Ритмичного, мощного и, порой, агрессивного звучания рок-мелодии сложно добиться без участия электрогитары.

Как играть бой на гитаре

Вы умеете играть на гитаре боем? Если у вас с этим есть проблемы, то наша статья для вас!

Источник

Ноты на гитаре

Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.

Оглавление

Схема грифа

В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.

Ноты на открытых струнах

При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:

  • 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
  • 2-я струна: си малой октавы (B3)
  • 3-я струна: соль малой октавы (G3)
  • 4-я струна: ре малой октавы (D3)
  • 5-я струна: ля большой октавы (A2)
  • 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)

Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: « Мис сис Соль резала ляжку Минотавра».

Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.

У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.

Принцип полутона

Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.

Зная это, а также помня, что интервалы доре, реми, фасоль, сольля, ляси составляют целый тон, а интервалы мифа, сидо равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.

Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.

На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.

Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.

Двенадцатый лад

Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.

Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.

Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.

Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.

Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.

Одинаковые ноты на разных струнах

Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.

Все ноты на грифе

Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
  2. Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
  3. Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
  4. Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
  5. Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
  6. Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
  7. Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
  8. Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
  9. Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?

Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Источник

Каподастр для гитары. Полное руководство по использованию и выбору зажима струн для гитары.

Каподастр для гитары. Общая информация

Несомненно, такая вещь как каподастр сейчас необходима каждому гитаристу. Это очень удобный инструмент, который открывает новые возможности игры и расширяет уже имеющиеся. По своей сути это очень простой прибор – зажим, который при помощи пружины или специальной ленты, зажимает все струны на одном ладу, подобно приему баррэ. При всем своем небольшом функционале, эта вещь здорово помогает гитаристам в сочинении новых песен и значительно упрощает многие композиции, одновременно с этим расширяя ваши возможности по сочинению песен и продумыванию гармонии – как при игре боем, так и перебором. В этой статье мы подробно расскажем о том, что такое каподастр, и как его можно использовать.

Для чего нужен каподастр?

Позволяет мгновенно изменить тональность песни

Допустим, вы играете композицию, написанную в тональности «Соль-минор». При этом внутри нее довольно много разнообразных аккордов, и вам приходится постоянно прыгать по грифу, обыгрывая этим самые аккорды. Чаще всего вам придется смириться с этим, однако достаточно надеть каподастр на третий лад и подобрать аккордовые формы – как вдруг даже баррэ исчезает с горизонта! То же самое работает, если вы, скажем, играете песню в ля-миноре, а ваш вокалист привык петь в си-миноре. Тогда вы просто надеваете капо на второй лад и играете то же самое. Очень удобно.

Дает гитаре более яркое и другое звучание

Когда вы зажимаете лад, то по факту уменьшаете играющую длину струны. Вместе с этим повышается звук. Если надеть каподастр на высокие лады – например, седьмой, или девятый, то вы можете получить довольно забавный эффект, сравнимый со звуком банджо. Это можно использовать в продумывании вашей песни.

Позволяет перемещать на любую тональность некоторые комбинации с открытыми струнами

Особенно это подойдет любителям переборов и соло. Если без каподастра вам приходилось лишь смириться с тем, что некоторые паттерны вы не сможете сыграть чисто физически – невозможно, скажем, зажать одновременно седьмой и второй лад, при этом поставив какой-то аккорд – то с ним все становится куда проще. Просто поместите его на нужный лад и импровизируйте в свое удовольствие.

8 причин, почему вам стоит использовать каподастр

Он позволит вам играть аккорды без баррэ в таких позициях, где раньше бы это было невозможным. Кроме того, это значительно расширяет ваши возможности в области аккордовых форм.

Капо позволит вам воспроизводить больше композиций с разными аккордами, при этом, практически не меняя свою позицию игры – вам достаточно просто помнить формы, чтобы сдвигать их по тональности.

Кроме того, с каподастром вы сможете играть произведения, которые невозможно сыграть без него.

Он расширяет простор для импровизации – особенно это актуально для любителей фингерстайла, у которых стандартные открытые струны выходят вниз за тональность и нужные интервалы.

Просто повесив каподастр на один из ладов вы сможете изменить тональность в наиболее комфортную для пения.

Как уже было сказано выше, этот гитарный аксессуар упростит вам извлечение аккордов, которые требуют прием баррэ.

Соответственно, ваши пальцы будут уставать гораздо меньше – именно из-за меньшего количества баррэ.

Чтобы эффективно применять каподастр вам не надо быть профи.

Обратите внимание

Не бросайте тренировать ваше баррэ

Запомните раз и навсегда – каподастр не панацея. Если вы купили его, то это не значит, что вам не надо тренировать ваше баррэ. Что вы будете делать, когда в песне одновременно имеется аккорд Hm и E? Ничего – с каподастром и без баррэ это сыграть невозможно. Именно поэтому продолжайте отрабатывать этот прием, поскольку данный аксессуар нужен совсем не для того, чтобы убрать в нем необходимость.

Настраивайте инструмент до и после использования

Каподастр, так или иначе, прижимает струны неточно. Почти наверняка при идеальной настройке открытых струн гитары капо будет давать небольшое повышение и нестрой. Поэтому лучше всего при его использовании немного спускать струны на одинаковое нестроение. Тогда звук будет точнее.

Разумеется, и после того, как вы сыграете композицию, стоит перенастроить гитару, чтобы и дальше играть с нормальным сочетанием звуков и аккордов.

Как пользоваться зажимом струн и играть с ним на гитаре?

  1. Определитесь, куда вообще вы хотите состроить гитару.
  2. Повесьте ваш каподастр так, чтобы он давал четкий звук струн гитары – они должны звенеть и не приглушаться.
  3. После этого начинайте играть.

Как узнать, какие аккорды вы играете при использовании капо?

Если вы зажмете капо где-то на грифе гитары и будете играть те же аккорды, что и без него, то, в конечном счете, вы будете играть на разных аккордах, при этом, не меняя их аппликатуры. Поэтому для того чтобы узнать, какие аккорды вы играете:

  1. Найдите ниже в таблице номер лада, на котором установлен капо
  1. Далее посмотрите вниз по колонке в таблице, чтобы найти нужный аккорд, который вы играете. При этом нет никакой разницы минорный или мажорный, просто найдите нужную вам букву.

Таблица аккордов с капо

Виды зажимов струн

Для акустических гитар

Этот тип капо – самый классический. Приобрести подобные можно в любом музыкальном магазине.

Для классических гитар

Немного другой тип зажимов, сила которого гораздо меньше, чем для акустической гитары.

Для электрогитары

Хоть и для электрогитар подойдет и каподастр для акустики, существует также и специальные аксессуары, которые отличаются только скрепляющим механизмом, который более удобен для использования.

Для двенадцатиструнной гитары

Для гитар такого типа обычно используется капо, чья прижимная сила больше, чем у обычных.

Для укулеле

Это уменьшенные каподастры с небольшой прижимной силой. Сделаны они специально, чтобы подходить к грифу и не травмировать его.

Виды механизмов и конструкций

С пружиной

Капо, в который вмонтирована специальная пружина, не позволяющая устройству разжаться. Вы усилием нажимаете на рычаг и разжимаете ее, после чего фиксируете на ладу. Самый простой в использовании тип, который позволит очень быстро менять нужные вам лады. У большей части фирмовых музыкантов именно такие каподастры.

Защелкивающийся

Примерно то же самое, что и пружинный, но внутри него вставлен немного другой механизм. Тоже крайне удобен для использования, поскольку так же не тратит много времени на свою установку и передвижение по грифу.

Эластичный

Представляет из себя обтесанный брусок с приделанной к нему тряпичной лентой с застежками. При установке вы оборачиваете и натягиваете ленту, закрепляя ее на гитаре. Является самым неудобным типом, поскольку может слететь, долго устанавливается и на нем сложно быстро менять лады.

С винтовым зажимом

Представляет из себя тот же капо, но который фиксируется при помощи специального винта, который вкручивается в конструкцию. Неудобен, поскольку требует огромного количества времени на установку и так же может слететь.

Как выбрать каподастр

Модели не слишком сильно различаются между собой, поэтому просто выбирайте то, что вам требуется на данный момент. Если у вас обычная акустика – то покупайте стандартный аксессуар, желательно пружинный или защелкивающийся. Следите за тем, чтобы капо давал тот зажим, который будет адекватен для вашей гитары – не сильный для классики, но и не слабый для 12-струнной гитары.

Песни с каподастром

  1. Люмен — «Гореть»
  2. Би-2 — «Полковнику никто не пишет»
  3. Браво — «Этот город»
  4. Аквариум — «Город золотой»
  5. Сплин — «Орбит без сахара»

Как сделать каподастр своими руками

Для этого вам понадобится зажимной брусок – это может быть карандаш, зажигалка или небольшая дощечка, а также резинка.

1. Поместите брусок на нужный лад.

2. Оберните резинку вокруг нижнего конца.

3. Протяните резинку до верхнего конца и также оберните ее.

Источник

Оцените статью