Ноты хора имени пятницкого

Ноты хора имени пятницкого

ПЕСНИ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
1. За Родину нашу. Музыка В. Захарова. Слова С. Михалкова
2. Хлебом мы живем. Музыка В. Левашова. Слова Н. Палькина
3. Отвечает любовью земля. Музыка Анат. Новикова. Слова П. Градова
4. Как в степи кубанской. Музыка Т. Хренникова. Слова Я. Шведова
5. Приданое. Музыка С. Туликова. Слова О. Фадеевой
6. Калина. Музыка С. Каца. Слова А. Софронова

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
7. Вот мчится тройка почтовая. Русская народная песня. Обработка В. Левашова
8. Про комара. Русская народная песня. Обработка В. Хватова
9. Степь Моздокская. Русская народная песня. Обработка А. Широкова
10. Барашек. Русская народная песня. Обработка А. Воеводина
11. Уезжал Иван. Русская народная песня. Обработка В. Воронкова
12. Задорные частушки. Слова В. Харитонова и В. Стронгинова. Обработка А. Широкова

МУЗЫКА К ТАНЦАМ
13. Камаринская. Русский народный танец. Обработка В. Левашова
14. Тимоня. Курский народный танец. Обработка А. Широкова. Слова А. Владимирова
15. А. Ушкарев. Плясовая
16. В. Попонов. На посиделках
17. Д. Львов-Компанеец. На свадьбе
№№ 1, 4 — инструментовка В. Хватова;
2, 3, 5, 7, 13 —инструментовка А. Широкова; № 6 — инструментовка В. Калинина.

Источник

Ноты для хора — Русские народные песни в записи Пятницкого

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf

Русские народные песни в записи М. Пятницкого
без сопровождения и в сопровождении баяна
составитель А. Широков
“Музыка”, 1989г.
номер 14072
(pdf, 3 Мб)

Настоящий сборник посвящен памяти Митрофана Ефимовича Пятницкого (1864—1927)—создателя первого профессионального народного хора в России, большого знатока и деятельного, увлеченного пропагандиста русского музыкального фольклора.
М. Е. Пятницкий принадлежал к плеяде музыкантов-этнографов, которые стремились спасти от забвения уже исчезавшее к началу XX века старинное песнетворчество. Впервые он опубликовал записанные им народные песни в 1904 году и с тех пор до конца жизни не прекращал своей подвижнической работы: записывал песни и в поездках по родной воронежской земле, и от крестьянских певцов—участников созданного им хора. Редкостной была способность Пятницкого в общении с крестьянами вдохновлять их своим энтузиазмом собирателя, пробуждать творческие способности. Хор, в который он привлек мастеров народного пения из разных областей России, дал первый концерт в Москве в 1911 году. Особенно активно развернулась его деятельность при советской власти. В 1927 году коллективу, уже завоевавшему всенародное признание, было присвоено имя М. Е. Пятницкого.

Читайте также:  Балалайка контрабас труба флейта аккордеон это

В предлагаемом сборнике отражено всё жанровое разнообразие собранных Пятницким русских народных песен. Здесь и эпические, исторические («Илья Мурович», «Платов казак»), и лирические («Жавороночек», «Зазноба», «Уж ты, ночка моя») и хороводные, плясовые («Ольга в лесе была», «Чтой-то звон»), и частушки («Ты, мамаша»). Особым богатством распева, красотой подголосочной полифонии отличаются песни, услышанные Пятницким от крестьянки Аринушки Колобаевой и ее дочерей. Самые ранние из этих записей были сделаны в 1910 году на родине собирателя — в селе Александровке Воронежской губернии. Публикуются также песни, принадлежащие к другим местным традициям народного пения — смоленской, тульской, рязанской. Необходимо отметить, что эти образцы в большой степени передают общую исполнительскую манеру, которая сложилась в хоре, созданном Пятницким, при взаимодействии всех его участников — представителей разных региональных певческих школ.

Песни, вошедшие в данный сборник, отражают прежде всего музыкально-этнографические истоки первых концертных программ, составленных Пятницким с участием сельских песельников. Кроме того, здесь запечатлены разные этапы развития исконной песенной первоосновы в практике уже постоянно действующего хора, призванного пропагандировать народное искусство перед широкими массами слушателей. Приводятся примеры творческой переработки собранных Пятницким песен и некоторыми другими, позднее возникшими коллективами народного профиля, а также обработки профессиональных композиторов. Всем этим объясняется некоторое стилевое различие публикуемых материалов.
Основную часть сборника составили образцы, передающие звучание фонозаписей, сделанных М. Е. Пятницким во время его собирательских поездок. Интересно, что иногда при записи с помощью фонографа крестьянам подпевал сам Пятницкий — превосходный исполнитель, прекрасно знавший многие народные песни, в первую очередь воронежские, слышанные и усвоенные в родных краях. Так, импровизации Пятницкого нашли отражение в нотации песен «На горе-то калина» и «Ты подуй, ветер низовой», вошедших в данный сборник.
Расшифровки фонографических записей из коллекции талантливого собирателя уже публиковались в целом ряде песенных изданий — дореволюционных и советских. Авторами нотных транскрипций были музыканты Я. Базилевский, И. Тезавровский, В. Пасхалов, И. Зданович. Некоторые из этих работ включены в настоящее издание с целью их популяризации в практике художественной самодеятельности. В ряде случаев для большего удобства пения первоначальная тональность нотного первоисточника изменена на менее напряженную по тесситуре.

В 1986 году Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку, воспроизводящую старые фонограммы с записями исполнения народных певцов, участников этнографических концертов М. Е. Пятницкого, и ранними работами созданного им хора. В настоящий сборник включены несколько нотаций со звучания этой пластинки — «Горы Воробьевские», «Уж ты, ночка моя», «Полно, милый, забавляться». Протяжная песня «Горы Воробьевские», исполняемая мужским народным ансамблем, в ряде деталей отличается по характеру партитуры от всех ее известных публикаций, в том числе и от самых ранних, запечатлевших пение собранных Пятницким крестьянских песельников. Две другие песни (лирическая и плясовая) показывают характер распева народного первоисточника участниками хора в 1931 —1932 годах, т. е. в ближайший период после кончины Пятницкого, когда коллектив еще полностью сохранял завещанные его создателем традиции.

Сборник составлен композитором А. С. Широковым, на протяжении многих лет руководившим инструментальной группой Государственного русского народного хора им. Пятницкого, а потому хорошо знакомым с коренным репертуаром и исходными творческими установками прославленного коллектива.
Использование этого песенного материала в практике художественной самодеятельности будет лучшей памятью М. Е. Пятницкому — выдающемуся музыкальному деятелю, мечтавшему о сохранении и широком распространении шедевров народного песенного творчества.
В. Щуров

  • Илья Мурович и разбойники. Былина
  • Платов казак. Историческая
  • Степь Моздокская. Протяжная
  • Уж вы, горы вы мои. Лирическая
  • Уж ты, ночка моя. Лирическая
  • Зазноба. Лирическая
  • Кому радость и веселье. Лирическая
  • Соловей-соловьюшек. Протяжная
  • Эх да, вот спасибо. Семейная
  • Полоса. Семейная
  • Жавороночек. Лирическая
  • На горе-то калина. Хороводная
  • Во колодице водица холодна. Семейная
  • Вьется, вьется, стелется. Свадебная
  • Полно, милый, забавляться. Плясовая
  • Ольга в лесе была. Плясовая
  • Ты подуй, ветер низовой. Протяжная. Обработка А. Широкова
  • Ой, со вечора, с полуночи. Плясовая. Обработка В. Хватова
  • Чтой-то звон. Плясовая. Обработка А. Широкова.
  • Барашек. Шуточная. Обработка А. Воеводина.
  • Хорошенький, молоденький. Плясовая. Обработка А. Широкова
  • Гляну, гляну в оконушко. Страдания. Обработка Ф. Нефёдова
  • Ты, мамаша. Частушки. Обработка Ф. Филина.

Скачать ноты для хора


Русские народные песни, записанные М.Е.Пятницким
без сопровождения и в сопровождении баяна
“Музыка”, 1964г.
номер 765

  • М. Е. Пятницкий — собиратель русских народных песен (вступительный очерк)
  • От составителя
  • ПРОТЯЖНЫЕ
    • 1. Про Илью Муромца
    • 2. Про Петра Первого
    • 3. Туманушки
    • 4. Степь Моздокская
    • 5. Тошно-грустно
    • 6. Казаченька
    • 7. Поехал мой ягодка
    • 8. Ох, и прошло лето
    • 9. От чего же этот вот камень зарождается
    • 10. Будет, будет нам крушиться
    • 11. Закаталося красное солнышко
    • 12. Горе, горе мне, молодчику
    • 13. Тушите лучинушку
    • 14. Горы крутые
    • 15. Ох вы, горы
    • 16. Полоса
    • 17. Кому радость, кому горе
    • 18. Сосенка
    • 19. Соловей-соловъюшек
    • 20. Бродяга
    • 21. Кукушка рябая
    • 22. Эх да, вот спасибо
    • 23. Прощай, жизнь, радость моя
    • 24. Браженька
    • 25. Сторона моя, сторонушка
    • 26. Вдоль по улице
    • 27. Горенка
    • 28. Веснушка
    • 29. Ты подуй, ветер низовой
    • 30. Через буйную дорожку
  • ЛИРИЧЕСКИЕ
    • 31. Шла Машутка
    • 32. Понапрасну ли я, девка, страдаю
    • 33. Теплый вечер
    • 34. Ой да, веселитеся, мои подруженьки
    • 35. Посылала Ваню мать
    • 36. Молодчик
    • 37. Где живет моя милая
    • 38. Сарафан
    • 39. Две рассизые кукушки
    • 40. Гнула, гнула вишенку
    • 41. Сижу я в неволе.
    • 42. В поле травка
    • 43. Жавороночек
    • 44. Очи
    • 45. Напади, роса
    • 46. Ах, и спать-то мне не хочется.
    • 47. Я не думала
    • 48. Что запил, загулял.
  • ХОРОВОДНЫЕ. ИГРОВЫЕ. ПЛЯСОВЫЕ, ШУТОЧНЫЕ
    • 49. Ольга в лесе была.
    • 50. Не будите меня, молоду
    • 51. Пошли девки.
    • 52. А я по лугу.
    • 53. Чернец.
    • 54. Хорошенький, молоденький
    • 55. Ой, утушка луговая
    • 56. Я сажу, сажу капустку
    • 57. Туман при долине
    • 58. Из-под лесику.
    • 59. Барашек
    • 60. А все кумушки домой
  • Примечания
  • Тексты песен

Скачать сборник

Источник

Поет Государственный академический русский народный хор имени М.Е.Пятницкого

Песни для народного хора в сборнике


Поет Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого
Песни и хоры без сопровождения и в сопровождении баяна
«Советский композитор», 1986г.
номер с7696к

«Песни — это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнаруживающая всю жизнь народа», — писал Н. В. Гоголь.

Подлинно народные песни — это народные сокровища, гениальные творения народа. Они необычно богаты и разнообразны по своим напевам и манере исполнения. На Севере, в Архангельске, поют иначе, чем в донской степи, или на Алтае, сибирская или уральская песня звучит иначе, чем подмосковная или воронежская. Они различны и красочны, как неповторим и красочен облик земли русской, но вместе с тем они объединены общностью национального характера. Народная песня широко бытовала в деревнях и селах, ее пели и в рабочих казармах, она звучала на вечеринках и свадьбах.
В настоящем сборнике широко представлена русская народная песня и песни советских композиторов из репертуара Государственного академического ордена Трудового Красного Знамени русского народного хора РСФСР имени М. Е. Пятницкого.

Хор имени М. Е. Пятницкого — явление в мировом искусстве уникальное и ни с чем не сравнимое. Созданный в 1911 году (уже на первых его концертах, прошедших с большим успехом, присутствовали С. Рахманинов, И. Бунин, Ф. Шаляпин, В. Сук, С. Танеев, М. Ипполитов-Иванов, Е. Линева и многие другие), хор сегодня — настоящая академия народного исполнительства.
Событием огромной важности было присутствие в 1918 году в Кремле В. И. Ленина, а затем встреча его с М. Е. Пятницким.
В. И. Ленин дает положительную оценку деятельности хора, подчеркивает большое значение пропаганды русской песни.


М.Е. ПЯТНИЦКИЙ

Эта встреча во многом определила дальнейший творческий путь этого коллектива. Известна точка зрения Ленина на развитие народного искусства, высказанная им поэту Д. Бедному о необходимости искусства отражать события современности, жизнь и труд людей, строящих первое в мире социалистическое государство.


В.Г. ЗАХАРОВ

Патриотическое и эстетическое воспитание людей всегда было основой творческой деятельности хора имени Пятницкого. Коллектив постоянно откликается на все важнейшие события нашей страны. Новаторский и верный подход к задачам народного исполнительского искусства был блистательно осуществлен замечательным советским композитором, народным артистом СССР, секретарем Союза композиторов СССР, одним из руководителей хора (1932—1956 гг.) В. Г. Захаровым. С 30-х годов хор им. Пятницкого становится запевалой замечательных героических дел советских людей. В. Г. Захаровым были созданы и стали пропагандистами великих преобразований молодой Советской республики песни: «Вдоль деревни», «Зелеными просторами», «Русская красавица», «Провожание», «И кто его знает» и другие.
Время показало, что мечта М. Е. Пятницкого воплотилась в действительность. Русский народный хор утвердил народный стиль исполнения, показывая неиссякаемость духовных сил русского народа, пробуждая в каждом сердце гордость за родное искусство.

При подготовке сборника составители стремились выбрать все лучшее из репертуара хора, в народных песнях отразить всю научно-этнографическую ценность. Песни «Горы Воробьевские», «Эх, да вы уж, ночи», «Хорошенький, молоденький» найдены и записаны еще Митрофаном Пятницким.
В разделе народных песен в обработке для хора в сопровождении баяна — народные революционные песни, записанные в Сибири композитором В. Левашовым, а также популярнейшие народные песни в его обработке «Вот мчится тройка почтовая», «Из-за острова на стрежень», «Вниз по матушке по Волге». Интересны песни в обработках композиторов А. Широкова, М. Николаевского и других.
В грозные годы Великой Отечественной войны хор имени Пятницкого выступает для солдат, отправлявшихся на фронт, дает сотни концертов. Наряду с любимыми русскими народными песнями, звучавшими в те годы с особой силой, в его репертуар входят новые произведения, рассказывающие о героической борьбе советского народа. Военно-патриотическая тема отражена в песнях «Ой, туманы мои, растуманы» В. Захарова, ставшей интернациональной; «Женька» Е. Жарковского, где образ девушки-партизанки чист и трогателен; «Не шуми, печальная калина» С. Каца; «Разговор с городом» (песня о героическом Ленинграде) В. Соловьева-Седого; «Про Катюшу» В. Захарова.


В.С. ЛЕВАШОВ

Тема любви к Родине — России особенно хорошо представлена в песнях, сегодня исполняемых хором. Художественный руководитель хора — народный артист СССР, лауреат Государственной премии имени М. И. Глинки и премии имени Александрова композитор В. С. Левашов —с учетом творческих возможностей народных коллективов создает песни: «Цвети, Россия», «Люблю тебя, моя Россия», «Люблю далекие просторы русские» и другие. Они полюбились многомиллионной аудитории— как участникам художественней самодеятельности, так и профессиональным коллективам.
Составители сборника включили много песен из золотого фонда хора, горячо любимых нашим советским народом и далеко известных за пределами нашей Родины.
В сборнике собраны поистине жемчужины нашего неиссякаемого живительного родника — народного творчества.
И. Кирашова

  • I. ПЕСНИ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
    • 1. Слава Советской державе. Музыка В. Захарова. Слова М. Исаковского
    • 2. Люблю тебя, моя Россия. Музыка и слова В. Левашова
    • 3. Ты, Россия моя. Музыка С. Туликова. Слова С. Острового
    • 4. Ты цвети, Россия! Музыка В. Левашова. Слова Н. Палькина.
    • 5. Как в степи Кубанской. Музыка Т. Хренникова. Слова Я. Шведова
    • 6. За околицей. Музыка В. Левашова. Слова В. Щеглова
    • 7. Люблю далекие просторы русские. Музыка В. Левашова. Слова Н. Палькина
    • 8. Разговор с городом. Музыка В. Соловьева-Седого. Слова Ю. Капустина
    • 9. Не шуми, печальная калина. Музыка С. Каца. Слова А. Софронова
    • 10. Женька. Музыка Е. Жарковского. Слова К. Ваншенкина.
    • 11. Ой, туманы мои! Музыка В. Захарова. Слова М. Исаковского
    • 12. Русская красавица. Музыка В. Захарова. Слова П. Казьмина
    • 13. Зелеными просторами. Музыка В. Захарова. Слова М. Исаковского
    • 14. Пройдут года. Музыка В. Захарова. Слова М. Исаковского
    • 15. Провожанье. Музыка В. Захарова. Слова М. Исаковского
    • 16. Вдоль деревни. Музыка В. Захарова. Слова М. Исаковского
    • 17. На вечные времена. Музыка В. Левашова. Слова П. Градова.
  • II. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ОБРАБОТКЕ ДЛЯ ХОРА В СОПРОВОЖДЕНИИ БАЯНА
    • 18. Вперед, друзья! Народная революционная песня. Обработка В. Левашова
    • 19. Александровский централ. Сибирская народная песня. Обработка В. Левашова
    • 20. Есть на Волге утес. Обработка В. Захарова
    • 21. Степь да степь кругом. Обработка В. Захарова.
    • 22. Вот мчится тройка почтовая. Обработка В. Левашова.
    • 23. Из-за острова на стрежень. Обработка В. Левашова.
    • 24. Вниз по матушке по Волге. Обработка В. Левашова
    • 25. У нашей Кати. Обработка А. Широкова
    • 26. Под дугой колокольчик поет. Музыка М. Николаевского. Слова В. Тарлицкого. Обработка В.Левашова..
    • 27. Ой, со вечора, с полуночи. Обработка В. Хватова.
    • 28. Хорошенький-молоденький. Обработка А. Широкова.
  • III. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ОБРАБОТКЕ ДЛЯ ХОРА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ
    • 29. Уж ты, степь. Обработка В. Захарова
    • 30. Не одна во поле дороженька. Обработка В. Захарова.
    • 31. Горы Воробьевские. Обработка В. Захарова
    • 32. Эх, да уж вы, ночи. Обработка В. Захарова
    • 33. Ты залейся, моя лиха тройка. Обработка В. Захарова.
    • 34. Далеко, далеко. Обработка В. Левашова
    • 35. В камышах лебедушка. Обработка В. Левашова.

№ 2, 10, 21 — переложение В. Калинина.
№ 3, 4, 6, 9, 11, 13, 15—16, 18—20, 22—23, 25 — переложение И. Обликина.
№ 5, 7, 12, 17 — переложение А. Семяткина.
№ 1,8, 14, 24, 26—28 — переложение В. Лобова.

Скачать ноты

Источник

Оцените статью