Ноты как искусственный язык

Происхождение названий нот

Происхождение названий нот и развитие нотации вообще – это очень интересная история. Дело в том, что знакомые нам слоговые названия – ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ впервые появились лишь в эпоху Средневековья в XI веке. Значит ли это, что раньше никаких нот не существовало вовсе? Совсем нет.

Ранее в европейской музыке были распространены, например, буквенные обозначения звуков – сначала на основе греческого, а затем латинского алфавита. Но буквы совсем неудобно петь вслух, а кроме того с помощью букв было трудно записать многоголосное сочинение для хора.

Впрочем, певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки. Они записывали мелодии специальными значками, которые назывались НЕВМЫ. Невмы представляли собой всякие крючки и завитушки, которые помогали певцам вспоминать те песнопения, которые они уже знали наизусть.

Невмами, увы, нельзя было зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз). А ведь всю музыку не удержишь в памяти? А музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много. В церкви ведь отмечается много разных праздников, и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии. Нужно было искать какой-то выход…

Изобретение линейной нотации

И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.

Читайте также:  Beverly hills zivert ноты для фортепиано

Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.

Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.

Как появились слоговые названия нот?

Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Дамаскину, покровителю церковного пения. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.

Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение.
Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.

Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes

Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.

А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна.

Вот такая вот история.

Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.

Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот

В последнее время в Интернете, в частности, на сайте ВКонтакте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:

Источник

Синтез речи по нотам

Помощь в написании контрольных, курсовых и дипломных работ здесь.

Распознование и синтез речи
Есть задание сделать распознование и синтез речи робота. Есть кто занимался подобным или.

Синтез речи
здравствуйте. есть приложение, которое в своей работе должно преобразовывать текст в речь.

синтез речи
Как синтезировать текст в речь на сайте на лету? Есть ли какие то движки или библиотеки? Платные.

Синтез русской речи
пишу программу где нужен синтез речи. на английском языке работает без проблем, но мне нужна.

Записывайтесь на профессиональные IT-курсы здесь

То есть, если сыграть эти ноты на любом музыкальном инструменте, получится русская речь? Бред.

Музыкант может записать только длину волны. Какой звук получится при воспроизведении, зависит от музыкального инструмента.

Я слышал. Если знаете скажите как они генерируют речь. А о скрипке и акордеоне я не говорил, я сказал, что нужно будет сделать специальный синтезатор, который будет основываться на богатейшем музыкальном опыте человечества. И тональность там решается провереными способами — на слух. Помимо чисто музыкальных способов, нужно работать со смыслом слова, так негатвные в данном контексте слова должны быть выделены, так же помимо тональности есть длительность, она тоже важна.

Добавлено через 7 минут
Кстати я не нашел у гугла синтеза, есть только распознавание, поэтому я сомневаюсь, что гугл генерирует речь лучше нежели другие.

Добавлено через 7 минут
И вообще мы находимся в ветке ИИ, и смысл не в том чтобы сделать очередной синтезатор речи, пусть даже превосходного качеста, по сути нам это ничего не даст для ИИ, он также может выводить буковки, а не нежно воркотать девичьим голосом, и мы прекрасно его поймем. Суть в том, что мы получим более чистый базис речи, вот этих самых буковок, которые вы сейчас читаете, в котором можно будет более удачней работать. Вот и все.

Когда Вы записываете чужую речь (звуки), Вы теряете часть информации — которую Ваша «программа распознавания» считает несущественной.
Там, где один человек слышит «р», другой может слышать «т» или «ш» или «л».

Я не понял, как, записав ноты, музыкант «укажет направление откуда доностися музыка» и какое это имеет отношение к записи речи нотами.
И я не понял, каким образом Ваша фраза «мы пользуемся грамотой» это объясняет.
Похоже на случайный набор бессвязных фраз плохого чат-бота.

Добавлено через 9 минут

Звуковые волны изучает акустическая фонетика.

Один простой пример по поводу фонетики. Американцы пишут «бол» (мяч). Если их спросить, какие звуки в этом слове, скорее всего, они назовут б о л. А лично я слышу «па».
http://www.oxfordlearnersdicti. l_1?q=ball

Дело в том, что «б» от «п» отличается одним параметром. Но этот параметр меняется плавно условно от 0 до 100, а мозг воспринимает дискретно — либо п, либо б. И каждый человек (исходя из того, что он слышал в детстве) проводит границу: например, до 40 — «п», больше 45 «б». А другой, например, «до 60 — «п», больше «65» — «б». И если этот параметр равен 55, то один будет слышать «п», а другой — «б».

Добавлено через 5 минут
Ещё пример — относительно переходов. Американцы при быстрой речи не произносят «т» в слове can’t. Но они никогда не спутают can и can’t, потому что, говоря can’t, они произносят n так, как будто за ней будет t.

Дело в том, что есть состояние речевого аппарата для произнесения n, и есть состояние для произнесения t. Но человек не может мгновенно поменять одно состояние на другое. Поэтому он начинает «готовить» t, ещё когда он произносит n. Из-за этого n звучит по-другому.

У звуков есть десяток существенных характеристик. Нотная грамота позволяет записать только две из них — высоту и длительность (причём, приблизительно). Причём, например, в русском языке ни высота, ни длительность не являются «фонемо-различительными» характеристиками.

Фактически, Вы предлагаете восстанавливать многоугольник в 10-мерном пространстве по его проекции на одну из плоскостей.

Знаете, как выглядит, например, звук «п» в слове «апа» на осциллограмме? Как чуть-чуть тишины между двумя «а». А нотная грамота не позволяет даже громкость отобразить.

Фонетика — это наука. Чтобы рассуждать на тему фонетики, нужно иметь хоть какое-то представление о ней. Прочитали бы хотя бы что-нибудь типа «введение в фонетику», «основы фонетики» и т.п. Чтобы достичь хотя бы уровня scio me nescire («я знаю, что ничего не знаю»).

Привожу для примера осциллограмму фразы «это ваш брат» с акцентом на слове «ваш».

Дело не в формализации. У нотной грамоты совершенно другое предназначение. Попросите самого гениального художника нарисовать какой-нибудь прибор, а затем попробуйте по этому рисунку понять, как прибор работает и сделать копию. Зачем нужные электро-схемы, когда можно нарисовать внешний вид? Ведь рисуют люди тысячи лет, а электросхемы составляют какую-то сотню лет.

Рассуждения людей о том, о в чём они не разбирались, привели к появлению карго-культов.

Классические культы карго были распространены во время Второй мировой войны и после неё. Огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи, что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведённые промышленным образом одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии, а также и островитян, которые были проводниками военных и гостеприимными хозяевами. В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») больше не прибывал.

Чтобы получить товары и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и лётчиков. Они делали наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков. Приверженцы культа верили, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства.

Островитяне строили из дерева в натуральную величину самолёты, взлётно-посадочные полосы для привлечения самолётов. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению божественных самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам.

Источник

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.

К 900 году н.э. придумали более удобный способ. Знаки стали писать на определенном расстоянии выше или ниже горизонтальной красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». Такая запись показывала, где нужно петь высоко, а где — низко.

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма.

Невмы передавали только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Они обозначали число звуков в одном слоге и незначительное украшение мелодии, а все детали музыкального произведения исполнитель мог придумывать сам. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку. Невмы напоминали точки, запятые и разные черточки, в беспорядке разбросанные по бумаге и певцы нередко путались из-за неразборчивости символов.

Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Итальянский монах, музыкант и учитель пения Гвидо Аретинский — Гвидо д’ Ареццо нарисовал линии, на которых разместились ноты.

Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици

Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

Ut queant laxis,
Resonare fibris,
Mira gestorum,
Famuli tuorum,
Solve polluti,
Labii reatum,
Sancte Ioannes!

(В переводе с латинского:

Чтобы слуги твои

чудные деяния твои,

с наших опороченных уст,

Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.

Об этой деятельности Гвидо свидетельствуют четыре трактата, дошедшие до нас: «Микролог», «Пролог к Антифонарию», «Правила в стихах» и «Послание о незнакомом пении».

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Этот переход традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж.Б. Дони в его труде (на французском языке) «Nouvelle introduction de musique» (1640). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Гвидо также неточно приписывается изобретение, названное в честь него — гвидонова рука – механический способ облегчить чтение нот, обозначив их названия на суставах и конечностях пальцев.

Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен».

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Давайте вспомним еще какие нибудь истории создания чего либо: давайте вспомним, кто сделал Первый в мире пароход, а так же Когда что появилось в автомобиле. Ну и интереснейшая История знаков

Источник

Оцените статью