Урок игры на фортепиано № 1 (2 ступень)
Импровизация на черных клавишах
I. Основной раздел
Как всегда играть «правильные» ноты, произвольно, без партитур и выучивания заранее? В музыке существует немало «загадочных вещей», которые делаются почти всеми музыкантами, но редко ими поясняются, особенно «на пальцах». Импровизация – один из самых таинственных музыкальных процессов, и именно ему и будет посвящен наш первый урок второй ступени обучения игре на фортепиано.
На первом уроке мы познакомимся с основами импровизации и рассмотрим наиболее простой вариант импровизации — с использованием черных клавиш пианино.
II. Сопутствующие уроку сведения
Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно это и есть процесс его создания. Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др. К импровизации относят жанр экспромта. Истоками импровизации является народное творчество.
Музыкальная импровизация — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.
В основе рассматриваемой импровизации лежит пентатонический звукоряд (когда используются только чёрные клавиши фортепиано).
Пентатоника — звукоряд, содержащий 5 различных по высоте звуков в пределах октавы (от греческого pente — пять).
1. Гармонические основы для левой руки:
1) чередование арпеджио по первым 3-м обертонам (см. урок 2 первой ступени обучения) от нот Фа-диез и Ре-диез;
2) чередование арпеджио по первым 4-м обертонам (см. урок 2 первой ступени обучения) от нот Фа-диез и Ре-диез;
3) используем последовательность из 5 арпеджио: от нот Фа-диез, Ре-диез, Си, Ля-диез и До-диез;
4) играем произвольную последовательность арпеджио, начиная с ноты Фа-диез (тоники) и заканчивая на ней.
Поиграйте гармонические последовательности несколько раз (чтобы привыкнуть), а потом, аккомпанируя левой рукой, правой начинайте свободно импровизировать – играйте, что хотите и как хотите, но только по черным клавишам (в дальнейшем при импровизации правой рукой можно наряду с черными клавишами использовать клавишу Си). У вас начнут рождаться какие-то неповторимые мелодии. Одни – красивые, другие – не очень. Не важно – главное – ни одна нота не прозвучит фальшиво, а значит – не нужно бояться ошибиться – это просто невозможно!
Это хоть и достаточно примитивное, но очень увлекательное упражнение, хорошо развивающее фантазию.
Наверняка, во время импровизации у вас появятся свои навыки и приемы. Однако существуют приемы, которые наработаны многими поколениями музыкантов и им можно научиться прямо сейчас:
2. Фразы и приемы для правой руки
1) Играем произвольную одноголосную мелодию
Играем произвольные ноты под нашу гармоническую основу, используем различные длительности нот.
2) Движения вверх и вниз по гамме, меняя длительности нот
Можно не задумываясь играть все ноты подряд (движение по клавишам вверх или вниз) под нашу гармоническую основу, произвольно меняя длительности нот. Главное чтобы полученная мелодия соответствовала музыкальному размеру и стилю.
3) Движения вверх и вниз по гамме, произвольно меняя длительности и пропуская ноты
Этот способ импровизации почти не отличается от второго, но дает больше простора фантазии. Можно играть подряд, а можно «перепрыгивать» через одну или несколько нот, менять направление гаммы от любой ноты.
4) Тянучки
Пожалуй, самый просто способ. Просто «зависаем» на одной ноте, меняя аккорды на ее фоне.
5) Опевание нот
Этот способ импровизации похож на «тянучки», но значительно разнообразнее. Суть его в том, что выбрав ноту для «тянучки», мы играем не только ее, но и две-четыре соседние в произвольном порядке и произвольно меняя длительность. Со временем произвольность перерастет в осмысленность.
6) Ступеньки вверх и вниз
Ступеньки вверх — мы последовательно играем две или три ноты, каждый раз смещаясь на одну клавишу вверх. Ступеньки вниз играются аналогично, но смещение происходит на одну клавишу вниз.
7) Прыжки
Способ основывается на «прыжках» примерно через октаву (можно чуть больше или чуть меньше) с первого пальца на пятый, либо обратно. Можно сдвигать вверх и вниз оба пальца, а можно «нижний» палец «заморозить», смещая только «верхний», можно наоборот.
8) Узкие и широкие интервалы
Используем в импровизации узкие и широкие интервалы.
9) Форшлаг
Мы можем украшать нашу импровизацию форшлагами. Стараемся использовать их умеренно, чтобы «не пересолить».
Форшла́г (нем. Vorschlag, от vor — «перед» и Schlag — «удар») — мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счёт длительности последующего звука (как правило).
3. Общие рекомендации
1) Импровизация накладывается н а ритмическую, гармоническую основу композиции, левая рука играет ритмично (не запаздывает и не спешит);
2) Импровизация строится из заготовленных фрагментов, музыкальных фраз, приемов, клише, характерных для данного стиля;
3) Фразы, приемы могут применяться как отдельно «вкраплениями», так и «цепочками»;
4) Используйте повторения – повторяйте мелодические фразы в вашей импровизации.
5) Используйте в импровизации различные динамические оттенки. Варьируйте громкость звучания вашей импровизации. Ведь музыка передает эмоции, образы, настроение.
6) Варьируйте музыкальный темп. В вашей импровизации могут быть как более спокойные, так и более оживленные фрагменты.
III. Домашнее задание
1. Научиться играть гармонические основы левой рукой (см. 1 пункт II раздела).
2. Играйте одноголосную мелодию правой рукой, используя гармонические основы для левой руки. Постепенно начинайте применять другие рассмотренные фразы и приемы для правой руки.
3. Переходите к свободной импровизации на черных клавишах. Придумайте свои гармонические основы.
Источник
Нотный архив Бориса Тараканова
«Вверх по ступенькам». Начальный курс игры на скрипке.
1. Осенний дождичек. Музыка Т. Захарьиной
2. Барашеньки. Украинская народная песня
3. Красная коровка. Украинская народная песня
4. Как у нашего кота
5. Петушок
6. Мы со скрипкой друзья. Музыка Л. Сигал
7. Андрей-воробей. Русская народная песня
8. Козочка.
9. Песенка моя. Музыка Л. Сигал
10. Пастушок
11. Четыре струны
12. Вальс куклы. Музыка Я. Кепитиса
13. Зарядка
14. Колыбельная
15. Лиса по лесу ходила. Русская народная песня. Обработка Т. Попатенко
16. Сорока. Русская народная песня
17. Прогоним курицу. Чешская народная песня. Обработка АН. Александрова
18. Часы. Музыка Е. Тиличеевой
19. Скок, скок, поскок. Русская народная песня
20. Ворон. Русская народная песня. Обработка Е. Тиличеевой
21. Две тетери. Русская народная песня. Обработка В. Агафонникова
22. Перекличка. Музыка В. Введенского
23. А я по лугу гуляла. Русская народная песня
24. Летел жук. Украинская народная песня
25. Вежливый вальс (отрывок). Музыка Д. Кабалевского
26. Савка и Гришка. Белорусская народная песня
27. Пастушья песня. Музыка В. Моцарта
28. Во саду ли, в огороде. Русская народная песня
29. Два цыплёнка. Литовская народная песня
30. Ай-я, жу-жу. Латышская народная песня. Обработка В. Шипулина
31. Добрый мельник. Литовская народная песня
32. Цирковые собачки. Музыка Е. Тиличеевой
33. Горошина. Музыка А. Карасевой
34. Грибы. Детская песенка. Обработка П. Чайковского
35. Во поле берёза стояла. Русская народная песня. Обработка П. Чайковского
36. По улице мостовой. Русская народная песня. Обработка К. Вильбоа
37. Гусята. Немецкая народная песня. Обработка Т. Попатенко
38. Сурок. Музыка Л. Бетховена
39. Машенька-Маша. Музыка С. Невельштейн. Обработка В. Герчик
40. Качели. Музыка Е. Тиличеевой
41. Киска. Музыка Вик. Калинникова
42. Наша песенка простая. Музыка Ан. Александрова
43. Пчёлы мои. Русская народная песня. Обработка Ю. Кочурова
44. Танцевать два Миши вышли. Польская народная песня. Обработка В. Сибирского
45. Два кота. Польская народная песня. Обработка В. Сибирского
46. Баю-баю. Русская народная песня. Обработка М. Раухвергера
47. Сапожник. Чешская народная песня. Обработка АН. Александрова
48. Хохлатка. Немецкая народная песня. Обработка Ю. Черепнина
49. Спи, малыш. Английская народная песня. Обработка В. Локтева
50. Моется утка. Венгерская народная песня. Обработка Ю. Черепнина
51. Паровоз. Музыка В. Введенского
52. Ослик. Музыка В. Введенского
53. Этюд. Музыка Ю. Сулимова. Обработка И. Мациевского
54. У ворот, ворот. Русская народная песня. Обработка А. Гедике
55. Колыбельная. Музыка А. Лядова
56. Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка М. Иорданского
57. Майская песня. Музыка В. Моцарта
58. Дома ль воробей? Русская народная песня. Обработка Г. Портнова
59. Янка. Белорусский народный танец. Обработка С. Полонского
60. Шарманщик поёт. Музыка П. Чайковского
61. Старинная французская песенка. Музыка П. Чайковского
Источник
Ноты как ступеньки вверх
Как всегда играть «правильные» ноты, произвольно, без партитур и подготовки? В музыке существует немало «загадочных вещей», которые делаются многими музыкантами, но очень редко ими поясняются, особенно простым языком «на пальцах».
Импровизация – один из самых таинственных музыкальных процессов, и именно ему и будет посвящен наш первый урок Курса № 2 обучения игре на фортепиано.
Музыкальная импровизация — тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.
В основе рассматриваемом на 1 уроке приеме импровизации лежит пентатонический звукоряд (когда используются только чёрные клавиши фортепиано).
Пентатоника — звукоряд, содержащий 5 различных по высоте звуков в пределах октавы (от греческого pente — пять).
Гармонические основы для левой руки
1) чередование арпеджио по первым 3-м обертонам (см. урок 2 для начинающих) от нот Фа-диез и Ре-диез;
2) чередование арпеджио по первым 4-м обертонам (см. урок 2 для начинающих) от нот Фа-диез и Ре-диез;
3) используем последовательность из 5 арпеджио: от нот Фа-диез, Ре-диез, Си, Ля-диез и До-диез;
4) играем произвольную последовательность арпеджио, начиная с ноты Фа-диез (тоники) и заканчивая на ней.
Поиграйте гармонические последовательности несколько раз (чтобы привыкнуть), а потом, аккомпанируя левой рукой, правой начинайте свободно импровизировать. Играйте что хотите и как хотите, но только по черным клавишам (в дальнейшем при импровизации правой рукой можно наряду с черными клавишами использовать клавишу Си). В результате у вас начнут рождаться какие-то неповторимые мелодии. Одни – красивые, другие – не очень. И самое главное – ни одна нота не прозвучит фальшиво, а значит – не нужно бояться ошибиться – это просто невозможно!
Импровизация — это очень увлекательное занятие, хорошо развивающее фантазию.
Наверняка, во время ваших импровизаций у вас появятся свои исполнительские приемы. Однако существуют приемы, которые наработаны многими поколениями музыкантов и им можно научиться прямо сейчас:
Фразы и приемы для правой руки
1. Играем произвольную одноголосную мелодию
Играем произвольные ноты под нашу гармоническую основу, используем различные длительности нот.
2. Движения вверх и вниз по гамме, меняя длительности нот
Можно не задумываясь играть все ноты подряд (движение по клавишам вверх или вниз) под нашу гармоническую основу, произвольно меняя длительности нот. Главное чтобы полученная мелодия соответствовала музыкальному размеру и стилю.
3. Движения вверх и вниз по гамме, произвольно меняя длительности и пропуская ноты
Этот способ импровизации почти не отличается от второго, но дает больше простора фантазии. Можно играть подряд, а можно «перепрыгивать» через одну или несколько нот, менять направление гаммы от любой ноты.
4. Тянучки
Пожалуй, самый просто способ. Просто зависаем на одной ноте, меняя аккорды на ее фоне.
5. Опевание нот
Этот способ импровизации похож на «тянучки», но значительно разнообразнее. Суть его в том, что выбрав ноту для «тянучки», мы играем не только ее, но и две-четыре соседние в произвольном порядке и произвольно меняя длительность. Со временем произвольность перерастет в осмысленность.
6. Ступеньки вверх и вниз
Ступеньки вверх — мы последовательно играем две или три ноты, каждый раз смещаясь на одну клавишу вверх. Ступеньки вниз играются аналогично, но смещение происходит на одну клавишу вниз.
7. Прыжки
Способ основывается на «прыжках» примерно через октаву (можно чуть больше или чуть меньше) с первого пальца на пятый, либо обратно. Можно сдвигать вверх и вниз оба пальца, а можно «нижний» палец «заморозить», смещая только «верхний», а можно наоборот.
8. Узкие и широкие интервалы
Используем в импровизации узкие и широкие интервалы.
9. Форшлаг
Мы можем украшать нашу импровизацию форшлагами. Стараемся использовать их умеренно, чтобы «не пересолить».
Общие рекомендации по импровизации
1. Импровизация накладывается на ритмическую, гармоническую основу композиции, левая рука играет ритмично (не запаздывает и не спешит).
2. Импровизация строится из заготовленных фрагментов, музыкальных фраз, приемов, клише, характерных для данного стиля.
3. Фразы, приемы могут применяться как отдельно — вкраплениями, так и цепочками.
4. Используйте повторения – повторяйте мелодические фразы в вашей импровизации.
5. Используйте в импровизации различные динамические оттенки. Варьируйте громкость звучания вашей импровизации, ведь музыка передает эмоции, образы и настроение.
6. Варьируйте музыкальный темп. В вашей импровизации могут быть как более спокойные, так и более оживленные фрагменты.
1. Научитесь играть гармонические основы левой рукой, изложенные в текстовой части урока.
2. Играйте одноголосную мелодию правой рукой, используя гармонические основы для левой руки. Постепенно начинайте применять другие рассмотренные приемы для правой руки.
3. Переходите к свободной импровизации на черных клавишах. Придумайте свои гармонические основы.
Источник