Калинников Василий. Избранные пьесы для фортепиано
Нет других произведений.
В. Калинников, талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90-е гг. XIX в. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры П. Чайковский, одна за другой появлялись оперы Н. Римского-Корсакова, произведения А. Глазунова, С. Танеева, А. Лядова, на музыкальном горизонте возникли ранние сочинения С. Рахманинова, А. Скрябина. Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, В. Вересаев, М. Горький, А. Блок, К. Бальмонт, С. Надсон… И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калинникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. «Кольцовым русской музыки» назвал Калинникова Б. Асафьев.
Печальная судьба выпала на долю этого композитора, умершего в самом расцвете творческих сил. «Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берет верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться».
Калинников родился в бедной многодетной семье станового пристава, интересы которой резко разнились с нравами захолустной провинции. Вместо карт, пьянства, сплетен — здоровый повседневный труд и музыка. Любительское хоровое пение, песенный фольклор Орловской губернии явились первыми музыкальными университетами будущего композитора, а живописная природа Орловщины, столь поэтично воспетая И. Тургеневым, питала фантазию и художественное воображение мальчика. Музыкальными занятиями Василия в детстве руководил земский врач А. Евланов, преподав ему основы музыкальной грамоты и научив играть на скрипке.
В 1884 г. Калинников поступил в Московскую консерваторию, но через год из-за отсутствия средств на оплату учебы перешел в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно в классе духового инструмента. Калинников выбрал фагот, но главное внимание уделял урокам гармонии, которые вел С. Кругликов, разносторонне образованный музыкант. Посещал он также лекции по истории в Московском университете, выступал в обязательных для учеников училища оперных спектаклях, филармонических концертах. Приходилось думать и о заработке. Стремясь как-то облегчить материальное положение семьи, Калинников отказался от денежной помощи из дому, а чтобы не умереть с голоду, зарабатывал перепиской нот, грошовыми уроками, игрой в оркестрах. Конечно, уставал, и лишь письма отца поддерживали его морально. «Погрузись в мир музыкальной науки», — читаем в одном из них, — «работай… Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними… и никогда не отступай».
Смерть отца в 1888 г. явилась для Калинникова тяжелым ударом. Первые сочинения — 3 романса — вышли из печати в 1887 г. Один из них, «На старом кургане» (на ст. И. Никитина), сразу стал популярным. В 1889 г. состоялись 2 симфонических дебюта: в одном из московских концертов с успехом прозвучало первое оркестровое сочинение Калинникова — симфоническая картина «Нимфы» на сюжет тургеневского «Стихотворения в прозе», а на традиционном акте в Филармоническом училище он продирижировал своим Скерцо. С этого момента оркестровая музыка приобретает для композитора главный интерес. Воспитанный на песенно-хоровых традициях, до 12 лет не слышавший ни одного инструмента, Калинников с годами все больше испытывает влечение к симфонической музыке. Он считал, что «музыка… есть, собственно, язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определенному описанию». Одно за другим появляются оркестровые произведения: Сюита (1889), заслужившая одобрение Чайковского; 2 симфонии (1895, 1897), симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898), оркестровые номера к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис» (1898). Однако композитор обращается и к другим жанрам — пишет романсы, хоры, фортепианные пьесы и среди них полюбившуюся всем «Грустную песенку». Он принимается за сочинение оперы «В 1812 году», заказанную С. Мамонтовым, и завершает пролог к ней.
Композитор вступает в период наивысшего расцвета творческих сил, но именно в это время начинает прогрессировать открывшийся несколько лет назад туберкулез. Калинников стойко сопротивляется пожирающему его недугу, рост духовных сил прямо пропорционален угасанию сил физических. «Вслушайтесь в музыку Калинникова. Где в ней признак того, что эти полные поэзии звуки вылились в полном сознании умирающего человека? Ведь нет следа ни стонов, ни болезни. Это здоровая музыка с начала до конца, музыка искренняя, живая…» — писал музыкальный критик и друг Калинникова Кругликов. «Солнечная душа» — так отзывались о композиторе современники. Его гармоническая, уравновешенная музыка, кажется, излучает мягкий теплый свет.
Особенно замечательна Первая симфония, вызывающая в памяти вдохновенные страницы чеховской лирико-пейзажной прозы, тургеневское упоение жизнью, природой, красотой. С большим трудом с помощью друзей Калинникову удалось добиться исполнения симфонии, но стоило ей прозвучать впервые в концерте Киевского отделения РМО в марте 1897 г., как началось ее триумфальное шествие по городам России и Европы. «Дорогой Василий Сергеевич!» — пишет Калинникову дирижер А. Виноградский после исполнения симфонии в Вене. — «Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу. Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее не играл, всем нравится. А главное, и музыкантам, и толпе». Блестящий успех выпал и на долю Второй симфонии, произведения яркого, жизнеутверждающего, написанного широко, с размахом.
В октябре 1900 г. за 4 месяца до смерти композитора в издательстве Юргенсона вышли партитура и клавир Первой симфонии, доставив много радости композитору. Издатель, правда, ничего не заплатил автору. Полученный им гонорар был мистификацией друзей, которые вместе с Рахманиновым собрали необходимую сумму по подписке. Калинников вообще несколько последних лет вынужден был существовать исключительно на пожертвования близких, что для него, весьма щепетильного в денежных делах, являлось тяжелым испытанием. Но упоение творчеством, вера в жизнь, любовь к людям как-то поднимали его над унылой прозой житейских будней. Скромный, стойкий, доброжелательный человек, лирик и поэт по натуре — таким вошел он в историю нашей музыкальной культуры.
Источник
Работа над музыкальным произведением на примере пьесы В.С. Калинникова «Русское интермеццо»
Разделы: Музыка
Цель урока: развитие музыкального слуха, эстетического вкуса и эмоционального восприятия музыки у обучающегося в процессе работы над музыкальным произведением и раскрытие его звукового и художественного содержания.
Задачи урока:
- Обучать учащегося навыкам и умению: правильно разбирать, отрабатывать и исполнять музыкальное произведение.
- Воспитывать интерес к изучаемому музыкальному произведению.
- Развивать у учащегося исполнительское мастерство, музыкальное мышление, вкус, эстетический кругозор.
- Проследить принцип поэтапного- последовательного разучивания музыкального произведения.
- Показать практическое применение приёмов работы над музыкальным произведением.
Работа над музыкальным произведением – одна из составных частей исполнительского процесса музыканта-пианиста. Художественное прочтение музыкального произведения играет особо важную роль, как в формировании будущего музыканта, так и в последующем развитии его исполнительского мастерства, музыкального мышления, вкуса, эстетического кругозора. При этом приобретённая игровая техника является в этом процессе как средство реализации музыкально-образного содержания сочинения и исполнительской цели. Изучение того или иного музыкального произведения может дать хорошие результаты только при условии правильного представления о приёмах работы над ним, в основе которых лежит принцип поэтапного-последовательного разучивания.
Начальный этап работы – предварительное ознакомление с нотным текстом.
На этом этапе ученик внимательно знакомится с произведением, уясняет его форму, стиль, тональность, размер, темповые обозначения, динамические оттенки, характер мелодии, штрихов. Дальше пьеса проигрывается целиком или отдельными фрагментами в доступном, но не быстром темпе, с целью выявления длительности нот, пауз, ритмических группировок, встречающихся знаков альтерации и темповых отклонений. При последующих проигрываниях уточняются места смены дыхания, определяются трудные технические места, которые предстоит преодолеть, а также отмечают подходящую аппликатуру, цезуры, смысловые акценты.
Средний этап работы – работа над техникой и художественной выразительностью исполнения произведения.
На данном этапе разучивания ученик играет пьесу фрагментарно, то есть по тактам, мотивам, фразам, работает над техническими приёмами в произведении. При этом работа ведётся в медленном темпе. Должное внимание уделяется точному выдерживанию длительностей нот и пауз, качеству звука, его тембровой окраски, звуковысотному строю, динамическим нюансам, темпоритму. Так же определяются характерные особенности в строении мелодии: нахождение в её контуре смысловых акцентов, кульминаций, агогических нюансов, элементов выразительности и звукового колорита. На этом этапе произведение выучивается наизусть.
Заключительный этап работы – исполнение произведения целиком.
В основе этого этапа лежит выявление образно-эмоционального содержания, исполнение произведения целиком, окончательное преодоление технических трудностей и осмысление трактовки музыки. Подготовка учащегося к публичному исполнению изученного произведения.
Практическая часть
Я покажу работу над музыкальным произведением на примере пьесы русского композитора Василия Калинникова – «Русское интермеццо», а помогать мне будет моя ученица (пятого класса) Ермакова Виктория.
Нашу работу мы разделим на три основных этапа: начальный, средний и заключительный.
Начальный этап работы
Прежде чем приступить к работе над «Русским интермеццо», хочется познакомиться с биографией композитора, написавшего это произведение.
Василий Сергеевич Калинников (1866-1901) – талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90 гг. XIX в. Это было время высочайшего подъёма русской культуры, когда создавал свои последние шедевры П.Чайковский, появляются оперы Н.Римского-Корсакова, произведения А.Глазунова, С.Танеева, А.Лядова, на музыкальном горизонте возникают ранние сочинения С.Рахманинова, А.Скрябина. Русская литература того времени блистала такими именами, как Л.Толстой, А.Чехов, И.Бунин, А.Куприн… И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калиникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший своей искренностью, сердечностью, русской мелодической красотой. Б.Асафьев назвал Калиникова «Кольцовым русской музыки».
Василий Сергеевич Калинников родился в селе Воины Орловской губернии. Бедную, но очень общительную и дружную семью Калиниковых характеризовало упорное стремление к образованию, к высокой культуре и особенно к музыкальному искусству. С 1878 года Василий жил в Орле, учился в Орловской духовной семинарии, где получил начальное музыкальное образование и руководил хором. В 1884 поступил в Московскую консерваторию, но через год из-за отсутствия средств на оплату учёбы перешёл в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно в классе духового инструмента. Калинников выбрал фагот, но главное внимание уделял урокам гармонии. Он также посещал лекции по истории в Московском университете, выступал в обязательных для учеников училища оперных спектаклей, филармонических концертах. Приходилось думать и о заработке. Стремясь как-то облегчить материальное положение семьи, Калинников отказался от денежной помощи из дому, а чтобы не умереть с голоду, зарабатывал перепиской нот, грошовыми уроками, игрой в оркестрах.
Первые сочинения Калиникова – 3 романса сразу стали популярными. В 1889 г. cостоялись 2 симфонических дебюта: в одном из московских концертов с успехом прозвучало первое оркестровое сочинение композитора – симфоническая картина «Нимфы», а в Филармоническом училище он продирижировал своим Скерцо. С этого момента оркестровая музыка приобретает для композитора главный интерес. Воспитанный на песеннно-хоровых традициях, до 12 лет, не слышавший, ни одного инструмента, Калинников с годами все больше испытывает влечение к симфонической музыке. Он считал, что «Музыка… есть, собственно, язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти не выразимы словом и не поддаются определенному описанию».
Композитор вступает в период наивысшего расцвета творческих сил, но именно в это время начинает прогрессировать открывшийся несколько лет назад туберкулёз. Несмотря на болезнь, композитор плодотворно работает над своими музыкальными сочинениями. Широкую известность принесла автору его Первая симфония (1895 г.) которая исполнялась с большим успехом в России и за рубежом. Эта симфония вызывает в памяти вдохновенные страницы чеховской лирико-пейзажной прозы, тургеневское упоение жизнью, природой, красотой. Блестящий успех выпал на долю Второй симфонии, произведения яркого, жизнеутверждающего, написанного широко, с размахом.
С 1893 г. из-за болезни, Василий Сергеевич жил преимущественно в Крыму и умер в Ялте 11 января 1901 г.
За свою очень короткую жизнь, а прожил он всего 35 лет, Калинников создал немного произведений, но они любимы слушателями за их простоту, ясность музыкального языка, за мелодическую щедрость и за русский характер.
Основная часть творческого наследия композитора это симфонические произведения: 2 симфонии, симфоническая картина «Кедр и пальма», оркестровые номера к трагедии А.К.Толстого «Царь Борис», 2 интермеццо для оркестра и др. Калинников талантливый продолжатель традиций русской музыкальной классики – композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского.
По складу дарования он был преимущественно лириком, хотя большое место в его произведениях занимают эпические, жанрово-бытовые и пейзажные образы. Поэтические образы русской природы и лирические чувства отразились и в других жанрах, к которым обратился композитор – это романсы, хоры, фортепианные сочинения и среди них полюбившаяся всеми «Грустная песенка».
Скромный, стойкий, доброжелательный человек, лирик и поэт по натуре – таким вошёл он в историю нашей музыкальной культуры.
«Русское интермеццо» одно из ярких фортепианных сочинений Василия Калиникова, оно отличается песенной широтой и выразительностью темы. Чтобы понять характер и эмоционально-художественное содержание этого произведения ученице были представлены и показаны картины русских художников, в которых изображена родная природа.
- А. Саврасов «К концу лета на Волге»,
- В. Поленов «Золотая осень»,
- О. Путнин «Пшеничное поле»,
- И. Шишкин «Косогор» и «Туманное утро»,
- К. Мирошник «Россия»,
- Б. Кустодиев «На Волге»,
- А. Герасимов «Ока. Сосны».
К этим картинам очень точно подходит стихотворение русского поэта Ивана Никитина «Русь», которое помогает лучше понять простоту, ясность музыкального языка, мелодическую щедрость и русский характер композитора Василия Сергеевича Калиникова и раскрыть поэтический образ русской природы в фортепианной пьесе «Русское интермеццо».
Я зачитаю отрывок из этого стихотворения.
«Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг –
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движется;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу –
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лёд
Ходит по морю;
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Неприглядную…
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов. »
ИНТЕРМЕЦЦО (итал. intermezzo, от лат. intermedins – находящийся посреди, промежуточный). 1) Пьеса промежуточного, связующего значения.
В инструментальной музыке может выполнять роль трио в трёхчастной форме (Р. Шуман, скерцо из сонаты для фор-но. ор. 11, юмореска для фор-но ор. 20) или средней части в сонатном цикле (Р. Шуман, концерт для фор-но с оркестром). 2) Самостоятельная характерная инструментальная пьеса. Основоположником этой разновидности интермеццо является Р. Шуман (6 интермеццо для фор-но ор. 4).
Интермеццо для фортепиано создали также И. Брамс, А.К. Лядов, В.С. Калинников, для оркестра – М.П. Мусоргский. Е.А. Мнацаканова.
Интермеццо Василия Калиникова состоит из маленьких 3-х частей
(3-х частная форма):
- 1 часть – фактически является вступлением к пьесе, со своей темой, в которой есть развитие и своя маленькая (местная) кульминация;
- 2 часть – основная, в ней заключён основной смысл произведения, главная тема и кульминация всей пьесы;
- 3 часть – заключительная, она основана на главной теме с последующим появлением в ней нового мотива, который и заканчивает всю пьесу.
- в тональности f-moll, в конце происходит модуляция в c-moll (в доминантовую тональность для f-moll);
- размер 4/4, удобно будет играть произведение в пульсации четвертей, тем самым подчеркивая широту и величавость в мелодии;
- темп – moderato (умеренный), в конце последний мотив исполняется с темповым отклонением – strascinando (протяжно, растягивая).
Правильно выбранная аппликатура чрезвычайно облегчает технические задачи, она в итоге решает самую главную проблему, стоящую перед исполнителем – способствует наиболее яркому выявлению образного содержания музыкального произведения.
При выборе аппликатуры в этой пьесе я пользовалась общими аппликатурными принципами:
- учитывать величину руки ученицы: ширину запястья, длину пальцев, растяжку;
- напряжение запястья и кисти свести к минимуму, обеспечить полную свободу;
- преимущественное использование в октавах последовательностях 4-го пальца на чёрных клавишах;
- выбрать логичную последовательность пальцев, которая используется в связной игре;
- выбрать именно тот вариант аппликатуры, который позволит добиться максимальной выразительности и будет наиболее соответствовать необходимой артикуляции и музыкальному смыслу исполняемого произведения.
Удобная правильная аппликатура помогает лучшему запоминанию и “не подводит” во время публичного выступления.
Средний этап работы
При работе над пьесой я уделяла большое внимание фразировке, которая является средством выражения художественного образа музыкального произведения. С первых уроков мы с ученицей обсудили строение фраз, определили моменты дыхания, интонационные вершины и кульминационные точки внутри каждой фразы, а также естественное интонационное и динамическое начало и спад фразы. Можно сказать, что освоение фразировкой составило основу процесса работы над произведением.
Непрерывность мелодии или мелодического потока является основой в развитии этого произведения. Мелодия здесь плавная, неторопливая, насыщенна красивой сочной гармонией, отличается отсутствием острых контрастов. Исполнение мелодии требует в этом произведении красивого глубокого звука, свободы интонирования, педального легато и прежде всего, включение внутреннего слуха. Звук – основное средство выразительности в любом музыкальном произведении.
Для достижения глубокого, певучего, звука в пьесе я работала со своей ученицей над хорошим legato, использовала различные пианистические приёмы и способы звукоизвлечения:
- Пальцы держать как можно ближе к клавишам – «пальцы и клавиши слитны, как единое целое».
- Мягко, но с нажимом переносить вес руки с одного пальца на другой, погружаясь «до дна» клавиши и следить, чтобы каждый последующий звук возникал без атаки.
- Во время игры правильно пользоваться весом руки. Положить руку на клавиатуру так, чтобы она как бы повисла на пальцах. Чтобы вес всей руки ощущался на кончиках пальцев, нужно держать локоть в стороне так, чтобы предплечье с кистью и основными суставами оказались на одной линии, на одном уровне. Запястье – как «купол», который держится на крепких пальцах.
- Правая рука должна вести свою мелодическую линию с яркой звуковой выразительностью и ощущением живого развития музыкальной фразы. Левая рука должна играть сопровождение цельно, полностью подчиняясь движению мелодии, дополняя её звучание и помогая её развитию.
- Играя аккорды и октавы, помимо использования веса руки и тела, нужно как бы «хватать» клавиши пальцами, тем самым амортизируя удар. Плечевой пояс при этом опущен и абсолютно свободен.
- Кисть крепкая, упругая, при этом достаточно податливая, но не расслабленная, более фиксированная при исполнении аккордов, гибкая и мягкая – при игре cantabile.
- Исполнение на forte тяжёлых октав требует применения веса всей руки. Октавная последовательность охватывает кроме белых клавиш и чёрные, руку следует держать ближе к чёрным клавишам.
Для слышания ладовых функций аккорда в пьесе я применяла следующие методы:
- Медленное проигрывание произведения, сопровождаемое напряжённым вслушиванием во все смены гармонических структур.
- Гармонический анализ, который даёт возможность осознать логику модуляции, закономерность гармонического движения.
Значение гармонии не сводится к слышанию и сопоставлению аккордов. Гармония играет значительную роль и в интонировании мелодии, раскрывая при этом значение каждого её момента. Тембр служит для красочности в музыке. Исполнительская передача красок связана с поиском нужного прикосновения.
Значительна роль динамики в этом произведении, которая формирует фразу, подчёркивает мелодическую пластику. Через сопоставление кульминаций и «обозначение» границ фраз она даёт возможность организации формы произведения. Особенно велико её эмоциональное воздействие – нагнетание напряжённости, драматизма и уход от них вплоть до растворения и покоя /конец пьесы обозначен pp morendo-замирая/.
При выборе темпа в пьесе я руководствовалась словом, предписанным автором.
Пьеса исполняется в темпе moderato (умеренный), в конце последний мотив исполняется с темповым отклонением – strascinando (протяжно, растягивая).
Этот темп подчёркивает размеренность, мелодическую широту, помогает понять и раскрыть поэтический образ русской природы в этом произведении.
В начальном периоде разбора и при исполнении готового, выученного произведения мы считали вслух, причём ориентировались мы на крупные доли.
С самого начала работы над произведением мы работали с текстом без педали, добиваясь, чтобы красивый, глубокий звук legato и фразировка достигались прежде всего пальцами, а затем мы приступили к её осознанному использованию. Мы использовали здесь запаздывающую педаль. Ученице объяснялось, что педаль здесь употребима для окраски и обогащения звучания.
Запаздывающую педаль предполагается брать: сначала надо отпустить педаль (если она нажата) на ноте, для которой она предназначена, затем нажать как бы с опаздыванием. Для достижения чистого звучания педаль нажимается чуть позже звука.
Учить на память пьесу мы начинали с маленьких построений, затем переходили к соединению их в более крупные.
Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно я пользовалась следующими методами:
- вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно, и потом во время игры наизусть, представлять его мысленно перед глазами;
- вслушиваясь в мелодию, пропевая её отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;
- отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключить логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана.
Пианистические навыки, техническая отделка произведения, усвоение его содержания и выучивание наизусть происходило одновременно.
Заключительный этап работы
На заключительном этапе мы с ученицей работали над целостностью исполнения пьесы. Ни одно произведение нельзя сыграть с должной выразительностью и осмысленностью, если не ощущать объединённым в одно целое его развёртывание во времени, а общая линия развития является как бы «стержнем» этого развёртывания.
Одной из главных задач, которую я ставила на заключительном этапе работы над пьесой – это «исполнительская яркость», которая включает непременное умение воспринимать и передавать с не меньшей внутренней наполненностью лиричность, задушевность, философскую углублённость, бесконечное разнообразие состояний.
С приближением окончания работы над пьесой мы с Викой добились внутренней раскрепощённости, творческой свободы.
Хочу привести слова А.П. Щапова, благодаря которым я настраиваю своих ребят на концертное выступление: «Перед выступлением совершенно неуместны всяческие разговоры о возможном “ волнении”, о необходимом “спокойствии”; не нужны и никакие словесные убеждения ученику в том, что ”у тебя всё выходит”. Волнение при выступлении совершенно неизбежно, – но оно должно приводить… не к ухудшению, а к улучшению качества игры. На эстраде должно быть не “спокойствие”, а “творческая уверенность”, которая лишь в небольшой мере зависит не только от внушения и самовнушения, но и базируется в первую очередь на очень обобщённом, но вместе с тем вполне реальном ощущении завершённости работы, ясности всех художественных намерений, полного владения игровыми представлениями и техническим аппаратом, на отсутствии сомнений, туманностей в образах памяти, на отсутствии зажимов в моторике».
Заключение
Передавая в своём исполнении замысел композитора, учащийся должен выражать своё отношение к исполняемому произведению и выявлять своё понимание его. Это понимание основывается на тексте – его выразительных элементах, авторских указаниях. Большого проникновения в замысел композитора, увлечения музыкой, творческой отдачи требует исполнение музыкально-художественного произведения. Даже не очень интересные в музыкальном отношении инструктивные этюды производят хорошее впечатление на слушателя, если они сыграны с удовольствием и “от себя”. Любое из них должно вызывать в учащемся ответные настроения, мысли, чувства.
Помогать “вживаться” в произведение, вчитываться в текст, вслушиваться в сыгранное, конечно, должен педагог.
Только он может увидеть:
- что в каждом конкретном случае требует большого внимания ученика;
- что надо подчеркнуть “произнести” более выразительно.
Цель всего сказанного и показанного учащемуся состоит, прежде всего, в том, чтобы разбудить или углубить его собственную мысль и эмоциональное восприятие музыки, вызвать потребность в обязательной внутренней работе, связанной с осознанием произведения и с проникновением в его содержание.
Список используемой литературы:
- Выцинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. – М.: Классика – XXI, 2004. – 100 с.
- Калинников В.С. Фортепианные пьесы. – М.: Изд. «Музыка», 2001. – 34 с.
- Мндоянц А.А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. – М.: Изд.ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского, 2005. – 86 с.
- Седракян Л.М. Техника и исполнительские приёмы фортепианной игры: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование». – М.: Изд. ВЛАДОС — ПРЕСС, 2007. – 94 с.
- Стихи русских поэтов с оформлением картин русских художников «Чиста небесная лазурь». Изд. «Белый город», 2008. – 335 с.
- Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Издательство «Советский композитор», 1984. – 127 с.
- Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика – XXI, 2001. – 176 с.
Источник