Ноты канона с партией

100 канонов для детского хора

Пособие по развитию навыков многоголосного полифонического пения


100 канонов
для детского хора
составители Л.Албелян и В.Попов
«Музыка», 1969г.
номер 5656

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Сборник «100 канонов» составлен на основании двух ранее выпущенных издательством «Музыка» сборников («Каноны для детского хора без сопровождения», 1964 и «Каноны для детского хора», 1965). Кроме того он дополнен рядом произведений, специально написанных советскими композиторами для настоящего издания, и канонами, взятыми из зарубежных сборников.
Издание, предлагаемое вниманию руководителей детских хоровых коллективов, имеет следующие цели:
Во-первых, пополнить хоровой репертуар канонами, разнообразными как по содержанию, так и по форме. В сборнике представлены каноны самого различного текстового и музыкального содержания, на 2, 3, 4, 5 и 7 голосов, от 5 до 12 звуков в диапазоне, каноны в приму, терцию, квинту и один обратимый, с сопровождением и без сопровождения, а также несколько произведений, в которых канон является основой формообразования.
Во-вторых, дать каноны, которые можно использовать как концертные номера, а также как упражнения и распевания на занятиях музыкальной грамотой.
В-третьих (основная цель), предложить наиболее доступный и интересный материал для работы над развитием навыков многоголосного полифонического пения. В этом смысле работа над канонами может дать самые хорошие результаты. При разучивании канонов встречаются трудности, характерные для всех полифонических форм (точное вступление голосов, четкое исполнение ритмического рисунка каждой партией, донесение до слушателей смысла текста и т. д.). Вот почему прежде чем приступить к пению канонов, составители предлагают использовать целый ряд подготовительных упражнений. Эти упражнения должны научить находить звук, с которого вступает голос, своевременно вступать в канон, слушать другие партии. Так как при разучивании полифонического произведения знание нот является обязательным, рекомендуется учить каноны и упражнения только по нотам.
Начать советуем со следующих упражнений. Хор делится на две группы; одна поет по заданию дирижера отдельные звуки или небольшие мелодии, другая повторяет их:

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СБОРНИКОМ
Большинство канонов напечатано на одной строке. Это связано с тем, что они представляют собой так называемые бесконечные каноны, конец мелодии которых непосредственно переходит в начало, поэтому голоса могут вновь вступать любое количество раз.
Вступление каждого голоса отмечено цифрой, которая стоит над местом вступления данного голоса. Кроме того, над некоторыми нотами стоят ферматы, относящиеся к окончанию того голоса, цифра которого стоит над ферматой. Обычно канон исполняется трижды: первый раз — одноголосно (всем хором или отдельной партией) для того, чтобы ярче донести текст, второй раз—каноном, третий раз каждый голос заканчивает пение на соответствующей ему фермате; если же ее нет, то пение заканчивается поочередно.

Читайте также:  Идеальное звучание струн для гитары

В сборнике есть несколько канонов с большим диапазоном. В этих случаях руководитель должен сам решить, как лучше поступить, разучивая такой канон: транспонировать его или же наиболее неудобное в тесситурном отношении место пропеть в другой октаве. Вторым путем рекомендуем пользоваться по возможности реже, так как такое исполнение несколько искажает канон.

Каждый канон следует исполнять на столько голосов, сколько в нем указано, но можно, особенно для упражнений, петь все каноны и на два голоса.

1. УЖ ТЫ, ВАНЯ, ПРИГНИСЬ. Русская народная песня
2. ЛАДУШКИ. Белорусская народная песня. Русский текст М. Ивенсен
3. НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ. Музыка В. Герчик. Слова В. Герчик и К. Алемасовой
4. ПЕРЕПЕЛОЧКА. Белорусская народная песня
5. ОСЕНЬ ПРИШЛА. Слова и музыка В. Герчик
6. ЗАИГРАЙ, МОЯ ВОЛЫНКА. Русская народная песня
7. ЛЯГУШАЧИЙ КОНЦЕРТ. Немецкая народная песня. Русский текст Я.Серпина
8. НАША ПЕСНЯ. Словацкая народная песня. Русский текст Я. Серпина
9. СЧИТАЛКА. Музыка Е. Ботярова. Слова К. Алемасовой
10. ТИК-ТАК. Музыка К. Карова. Русский текст К.Алемасовой.
11. ТРА-РА! Немецкая народная мелодия. Русский текст Л. Дербенева
12. ВЕЧЕРНЯЯ ПЕСНЯ. Французская народная мелодия. Русский текст К. Алемасовой
13. ПОПУТНАЯ. Музыка Б. Лайоша. Русский текст Я.Серпина
14. СВЕТ-ИВАН. Русская народная песня
15. БАРАБАН И ТРУБА. Музыка Р.Бойко. Слова В. Викторова
16. МУЗЫКАНТЫ. Немецкая народная песня. Русский текст К. Алемасовой
17. В СЫРОМ БОРУ ТРОПИНА. Русская народная песня
18. ПЕТУШОК. Французская народная мелодия. Русский текст Я. Серпина
19. У МЕНЯ ЛЬ ВО САДОЧКЕ. Русская народная песня
20. КУМА МОЯ. КУМОЧКА. Белорусская народная песня. Русский текст В. Викторова
21. КАМЕРТОН. Норвежская народная мелодия. Русский текст Я. Серпина
22. СПАТЬ ПОРА. Английская народная песня. Текст К.Алемасовой
23. БАБКА. Грузинская народная мелодия. Русский текст В. Викторова
24. ДОБРЫЙ МЕЛЬНИК. Литовская народная песня. Русский текст Н. Найновой и В. Рождественского
25. ВЕСНА ПРИШЛА. Музыка X. Лаусена. Русский текст Я.Серпина
26. СКОМОРОШЬЯ НЕБЫЛИЦА. Русская народная песня
27. УХОДИМ МЫ В ПОХОД. Музыка В. Винкельмана. Русский текст Я. Серпина
28. ВИШЕНКИ. Музыка А. Абрамского. Слова В. Татаринова
29. ЛЕТО ЖДЕТ. Музыка А. Абрамского. Слова В. Татаринова
30. ИВА. Музыка А. Абрамского. Слова В. Татаринова
31. АУ1 Музыка В. Солодухо. Слова К. Алемасовой
32. ТУЧКА. Музыка Г. Гладкова. Слова Ю. Энтина
33. ГАММА ВОВСЕ НЕ ТРУДНА. Музыка Л. Керубини. Русский текст Я. Серпина
34. ОСЕННИЙ КАНОН. Музыка Л. Бардоша. Русский текст Я.Серпина
35. ЧТО ЗА ГРОХОТ? Музыка В. Шуть. Слова С. Маршака
36. ПО ГРИБЫ. Музыка. А. Абрамского. Слова В. Татаринова
37. КАПЛЯ. Музыка Э. Кнорра. Русский текст М. Тарлинской
38. КОФЕ. Музыка К.Херинга. Русский текст К.Алемасовой
39. КОРОСТЕЛЬ. Литовская народная песня. Русский текст М. Ивенсен.
40. ГАЛОП. Музыка и слова М. Анцева
41. КУКУШКА. Музыка М. Анцева. Слова А. Плещеева
42. ЯБЛОЧКО ЗЕЛЕНОЕ. Грузинская народная мелодия. Русский текст В. Татаринова.
43. ВЕСНА. Английская народная песня. Русский текст Л. Дербенева.
44. ВЕЧЕР. Музыка М. Грачева. Слова К.Алемасовой
45. СТАРАЯ ПЕСНЯ- Музыка Г. Гладкова. Слова Ю. Энтина
46. БУДЬ ВСЕГДА В ЦВЕТУ, ЗЕМЛЯ. Музыка Ю. Слонова. Слова Я. Серпина
47. НАШ НОВЫЙ КАНОН. Музыка Л. Керубини. Русский текст Я. Серпина
48. САД РОЗ. Латышская народная песня. Обработка Э. Мелнгайлиса. Русский текст В.Мирского
49. СОЛОВУШКА. Музыка М. Анцева.
50. БУКВАРЬ. Грузинская народная мелодия. Русский текст В. Викторова
51. КАНОН В ЧЕСТЬ М. ГЛИНКИ. Музыка В. Одоевского. Слова П. Вяземского, М. Виельгорского, В. Жуковского и А. Пушкина.
52. ВСТАВАЙ, ЛЕНТЯЙ! Английская народная песня. Русский текст К. Алемасовой
53. ПТИЧИЙ ХОР. Музыка 3. Кодая. Русский текст К. Алемасовой.
54. МАЙ ПРИШЕЛ. Музыка Л. Бетховена. Русский текст Я. Серпина.
55. КАК ПОЕТ ВИНТОВКА. Музыка А. Кальдары. Русский текст Я. Серпина
56. НОЧЬЮ. Музыка В. Белого. Слова Я. Серпина
57. ВСЮДУ С ПЕСНЕЙ ВЕСЕЛЕЕ. Музыка С. Соснина. Слова К.Алемасовой
58. ДВА РЫБОЛОВА. Музыка А. Абрамского. Слова В. Татаринова
59. КАРУСЕЛЬ. Музыка Г. Фрида. Слова С.Маршака
60. ФУТБОЛЬНАЯ СЕТКА. Музыка Г. Гладкова. Слова Ю. Энтина
61. ВЕСЕЛЫЙ ДУДА. Слова и музыка В. Сибирского. Трехголосный вариант
62. БЕСКОНЕЧНАЯ ПЕСЕНКА. Музыка В. Сибирского. Слова Е. Тараховской
63. ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР. Музыка Р. Бойко. Слова В. Викторова
64. ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ. Музыка М. Анцева. Слова М. Лермонтова
65. БЫСТРЕЕ УБЕГАЙ! Музыка В. Моцарта. Русский текст Я. Серпина.
66. СУМЕРКИ В БОРУ. Музыка И. Гайдна. Русский текст Я. Серпина
67. ЛЕС. Музыка Л. Керубини. Русский текст Я. Серпина
68. ПОЕТ ВСЕ ВОКРУГ. Музыка В. Моцарта. Русский текст Я. Серпина
69. СЛАВА СОЛНЦУ; Музыка А. Сальери. Русский текст Я. Серпина
70. БАРАБАН. Музыка А. Бертона. Русский текст Я. Серпина
71. КАРТОШКА. Музыка. А. Ленского. Слова К.Алемасовой
72. ХОРОВОДНАЯ. Музыка А. Ленского. Слова К.лемасовой
73. АПРЕЛЬ. Музыка Г. Фрида. Слова С. Маршака
74. БЫЛИНА. Музыка Я.Солодухо. Слова К.Алемасовой
75. ОСЕНЬ. Слова и музыка Е. Ботярова
76. НЕПОГОДА ПРОЙДЕТ. Слова и музыка Е. Жарковского
77. КУКУШКА. Музыка В. Белого. Слова Я. Серпина
78. ОКТЯБРЬ. Музыка Г. Фрида. Слова С. Маршака
79. ИЗОБРЕТАТЕЛЮ МЕТРОНОМА. Музыка Л. Бетховена. Русский текст Л. Дербенева
80. СОЛОВЕЙ. Музыка И. Брамса. Русский текст Л.Дербенева.
81. ПРЕКРАСНЫЙ МАИ. Музыка Ф. Шуберта. Русский текст Л Дербенева
82. ТИРОЛЬСКИЙ КАНОН. Музыка И. Штайермарка. Русский текст Я.Серпина
83. ЛЕТНЯЯ ПЕСЕНКА. Английский канон XIV века. Русский текст М. Тарлинской
84. КАК НАМ НЕ ВЕСЕЛИТЬСЯ! Музыка В. Моцарта. Русский текст К.Алемасовой
85. ИСКУССТВО. Музыка И. Гайдна. Русский текст М. Тарлинской
86. ЭХО. Музыка Д. Мартини. Русский текст К.Алемасовой
87. КАК ПО ЛУГУ, ЛУГУ. Русская народная песня
88. СТАНЬ СМЕЛЫМ. Музыка И. Гайдна. Русский текст Я. Серпина
89. КУ-КУ- Музыка К- Маркса. Русский текст Я. Серпина
90. КВИНТЫ. Музыка К- Маркса. Русский текст Я.Серпина
91. ЧУДЕСНАЯ ПЕСНЯ. Музыка Ар. Мендельсона. Русский текст Л. Дербенева
92. МАЙСКАЯ ПЕСНЯ. Музыка неизвестного немецкого композитора XVII века. Русский текст Я. Серпина
93. ИНТЕРВАЛЫ. Музыка О. Мандичевского. Русский текст К.Алемасовой
94. ПЕРЕД УТРОМ. Музыка В. Попова. Слова Я.Серпина
95. БАРАБАН. Музыка А. Абрамского. Слова В. Татаринова
96. СМУГЛЫЙ ПАРЕНЬ. Венгерская народная песня. Русский текст Я.Серпина
97. ВОСПОМИНАНИЯ. Музыка Е. Адлера. Слова М. Садовского
98. Я ИДУ. Музыка Б. Бартока. Русский текст Я. Серпина
99. ПОДПЕВАЕТ ВЕТЕР НАМ! Музыка Е. Адама. Русский текст К. Алемасовой
100. В ПУТЫ Музыка В. Попова. Слова Я.Серпина

Читайте также:  Романсы под гитару с аккордами для начинающих

Скачать ноты

Источник

Ноты канона с партией

Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения.

В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин.
На предстоящей седмице Глас 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении».

Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Источник

Ноты канона с партией

СБОРНИК ВЕЛИКАЯ СУББОТА.

Благообразный Иосиф Болгарский роспев одноголосие —- 1
Благообразный Иосиф Болгарский роспев 2 гл —- 4
Непорочны (статьи) 5 гл. Греческий роспев —- 11
Непорочны обработка С. Богословского —- 20
Непорочны обработка П. Григорьева —- 30
Непорочны роспев Киево-Печерской Лавры —- 40
Волною морскою Обиход —- 55
Волною морскою П. Турчанинов —- 64
Не рыдай мене, Мати П. Турчанинов —- 77
Свят Господь Бог наш по Кастальскому —- 80
Проким на Утрени 4 гл по Кастальскому —- 80
Прокимен на Утрени 7 гл. по Кастальскому. —- 80
Аллилуйа Киево-Печерской Лавры —- 81
Придите, ублажим Иосифа одноголосие Соловецкого монастыря —- 81
Придите, ублажим Иосифа Д. Бортнянского тесное расположение —- 83
Придите, ублажим Иосифа Д. Бортнянского широкое расположение —- 87
Придите, ублажим Иосифа Киево-Печерской Лавры —- 91
Славно бо прославися одноголосие Валаамское —- 96
Славно бо прославися Обиход —- 96
Прокимен Вся земля Знаменный роспев —- 97
Воскресни, Боже одноголосие Знаменный роспев —- 97
Воскресни, Боже П. Турчанинов —- 97
Воскресни, Боже Д. Бортнянский —- 100
Воскресни, Боже ред. В. Металлова —- 103
Воскресни, Боже Киево-Печерской Лавры —- 103
Да молчит Знаменный роспев одноголосие —- 104
Да молчит перелож. прот. И. Соломина —- 106
Да молчит П. Турчанинова —- 108
Да молчит Г. Ломакина —- 112
Да молчит А. Львова —- 114
Да молчит Киево-Печерской Лавры —- 116
Да молчит П. Чесноков —- 120
Воста яко спя Господь Б. Ледковский —- 124

Источник

Ноты канона с партией

Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения.

В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин.
На предстоящей седмице Глас 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении».

Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Источник

Оцените статью