- Речитатив и ария Кащеевны. Римский-Корсаков
- Опера `Кащей бессмертный` (1901-1902)
- Опера `Кащей бессмертный` (1901-1902)
- Ария Марфы. Римский-Корсаков
- Великий сказочник. Спецрепортаж о творческом пути Римского-Корсакова
- Глава первая: «Уважить не хочешь Кащеевы речи»
- Глава вторая: «Уж панночка сбирает русалок вкруг себя»
- Глава третья: «Бездна морская, кто тебя смерит?»
- Финал
Речитатив и ария Кащеевны. Римский-Корсаков
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Музыка Н. Римского-Корсакова Речитатив и ария Кащеевны из оперы «Кащей бессмертный»
Настала ночь, затихнул ветерок.
Благоуханный мрак кругом разлит.
И волны хищные сильнее плещут…
Ликуйте тризну, волны! Близок час.
Цветы, цветы, даруйте чары мне свои!
Зажги в груди огонь любви, мак красный!
Ты, белена, забвенья силу дай!
Пусть витязь, властью вашей завлечённый,
Кащея смерть искать придёт сюда.
В объятиях моих, пылая страстью,
Пусть он найдёт забвенье навсегда,
Тебя испив до дна, чарующей струёй
Налитый до краёв, мой кубок золотой!
Испив до дна мой кубок, кубок золотой.
Готов напиток мой.
Теперь точись, заветный меч,
Помощник тайных дел.
Меч мой заветный, мой друг дорогой,
Вещей Кащевне победы даёшь.
Камень горючий жужжит под тобой,
Искры сверкают, ты песню поёшь.
Сталь разогрелась о камень горюч,
Меч мой булатный остёр и могуч.
Витязя крови ты жаждешь, мой меч,
Буйную голову скосишь ты с плеч.
Витязь прекрасный, напрасна борьба,
Жребий тебе уж готовит, готовит судьба.
Меч мой заветный, мой друг дорогой,
Вещей Кащевне победы даёшь.
Камень горючий жужжит под тобой,
Искры сверкают, ты песню поёшь.
Мой меч!
Источник
Опера `Кащей бессмертный` (1901-1902)
Одноактная опера в трёх картинах на либретто композитора при участии С.Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е.М. Петровского, который, в свою очередь, опирался на сюжет из русского фольклора.
Действующие лица:
Кащей бессмертный (тенор)
Царевна Ненаглядная Краса (сопрано)
Иван-королевич (баритон)
Кащеевна (меццо-сопрано)
Буря-богатырь (бас)
Невидимые голоса (закулисные хоры).
1. Уныло, мрачно в Кащеевом царстве. Глухая осень. Небо затянуто густыми осенними тучами. Чахлые деревья и кусты наполовину голы, наполовину покрыты желтой и красной листвой. Позади стеной встали скалы, покрытые мхом. Томится в заточении Царевна Ненаглядная краса, насильно разлученная со своим возлюбленным Иваном-королевичем. Она молит, чтобы злобный кудесник дал ей возможность повидать жениха. В волшебном зеркальце Царевна видит дочь Кащея, а рядом с ней Ивана-королевича. Она обрадована, но и смущена. А Кащей испугался — предвидится ему собственная гибель — и разбил зеркальце. Из подземелья он вызывает Бурю-богатыря, шлет его к своей дочери, заклинает, чтобы вернее она хоронила его смерть в своей слезинке. А Царевна просит буйный ветер разыскать ее суженого — всех он краше — и рассказать ему, как томится она в неволе.
2. Тридесятое царство, где живет Кащеевна, находится на скалистом острове у безбрежного синего моря. Кругом раскинулись чудесные сады с кустами ярко-красных маков и бледно-лиловой белены. Лунной ночью выходит к морю Кащеевна с кубком волшебного питья. Она знает, что скоро явится сюда Королевич. Многих витязей — «искателей смерти седого Кащея» — она убила своим мечом. Та же участь ждет и Ивана-королевича. Не ведая того, в поисках Царевны, он приходит в чудесный сад. Ослепленный красотой Кащеевны, Королевич на миг забывает о возлюбленной невесте. Волшебным питьем и поцелуем Кащеевна усыпляет его, заносит меч, но в нерешительности останавливается: прекрасен лик спящего витязя. И в тот момент, когда, стараясь пересилить себя, она готовится нанести удар, врывается гонец Кащея Буря-богатырь. Буйный ветер развевает чары волшебницы. Очнувшись от сна, Королевич с Богатырем устремляются в Кащеево царство. Туда же мчится Кащеевна.
3. Тем временем Царевна усыпила своей колыбельной Кащея, приговаривая недобрые слова: «Спи, колдун, навек усни, злая смерть тебя возьми!» В сонное царство врывается на крыльях ветра Королевич. Радость встречи с Царевной безмерна. Он хочет увести ее из недоброго мира. Но на пути влюбленных встает Кащеевна. Она готова отпустить Царевну, но не может расстаться с витязем — страсть пробудилась в ее холодной душе. Царевна пожалела Кащеевну, подошла к ней, обняла, поцеловала. Какое-то новое, неизведанное чувство испытала дочь Кащея. Она словно переродилась: «Мои глаза впервые плачут… И как роса цветок душистый, мне слезы сердце освежают…» Кащеевна превращается в прекрасную плакучую иву. А вместе с ее слезами смерть приходит и к Кащею. Буря-богатырь широко распахивает ворота. Влюбленные выходят на поляну, покрытую весенней свежей зеленью и цветами. Зеленеют деревья и кусты. Небо ясно голубеет. Ярко сияет солнце. Из царства смерти открыт путь в царство свободы, расцвета жизненных сил.
Премьера — 12 (25) декабря 1902 года в Москве, в театре П. Г. Солодовникова.
Источник
Опера `Кащей бессмертный` (1901-1902)
Одноактная опера в трёх картинах на либретто композитора при участии С.Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е.М. Петровского, который, в свою очередь, опирался на сюжет из русского фольклора.
Действующие лица:
Кащей бессмертный (тенор)
Царевна Ненаглядная Краса (сопрано)
Иван-королевич (баритон)
Кащеевна (меццо-сопрано)
Буря-богатырь (бас)
Невидимые голоса (закулисные хоры).
1. Уныло, мрачно в Кащеевом царстве. Глухая осень. Небо затянуто густыми осенними тучами. Чахлые деревья и кусты наполовину голы, наполовину покрыты желтой и красной листвой. Позади стеной встали скалы, покрытые мхом. Томится в заточении Царевна Ненаглядная краса, насильно разлученная со своим возлюбленным Иваном-королевичем. Она молит, чтобы злобный кудесник дал ей возможность повидать жениха. В волшебном зеркальце Царевна видит дочь Кащея, а рядом с ней Ивана-королевича. Она обрадована, но и смущена. А Кащей испугался — предвидится ему собственная гибель — и разбил зеркальце. Из подземелья он вызывает Бурю-богатыря, шлет его к своей дочери, заклинает, чтобы вернее она хоронила его смерть в своей слезинке. А Царевна просит буйный ветер разыскать ее суженого — всех он краше — и рассказать ему, как томится она в неволе.
2. Тридесятое царство, где живет Кащеевна, находится на скалистом острове у безбрежного синего моря. Кругом раскинулись чудесные сады с кустами ярко-красных маков и бледно-лиловой белены. Лунной ночью выходит к морю Кащеевна с кубком волшебного питья. Она знает, что скоро явится сюда Королевич. Многих витязей — «искателей смерти седого Кащея» — она убила своим мечом. Та же участь ждет и Ивана-королевича. Не ведая того, в поисках Царевны, он приходит в чудесный сад. Ослепленный красотой Кащеевны, Королевич на миг забывает о возлюбленной невесте. Волшебным питьем и поцелуем Кащеевна усыпляет его, заносит меч, но в нерешительности останавливается: прекрасен лик спящего витязя. И в тот момент, когда, стараясь пересилить себя, она готовится нанести удар, врывается гонец Кащея Буря-богатырь. Буйный ветер развевает чары волшебницы. Очнувшись от сна, Королевич с Богатырем устремляются в Кащеево царство. Туда же мчится Кащеевна.
3. Тем временем Царевна усыпила своей колыбельной Кащея, приговаривая недобрые слова: «Спи, колдун, навек усни, злая смерть тебя возьми!» В сонное царство врывается на крыльях ветра Королевич. Радость встречи с Царевной безмерна. Он хочет увести ее из недоброго мира. Но на пути влюбленных встает Кащеевна. Она готова отпустить Царевну, но не может расстаться с витязем — страсть пробудилась в ее холодной душе. Царевна пожалела Кащеевну, подошла к ней, обняла, поцеловала. Какое-то новое, неизведанное чувство испытала дочь Кащея. Она словно переродилась: «Мои глаза впервые плачут… И как роса цветок душистый, мне слезы сердце освежают…» Кащеевна превращается в прекрасную плакучую иву. А вместе с ее слезами смерть приходит и к Кащею. Буря-богатырь широко распахивает ворота. Влюбленные выходят на поляну, покрытую весенней свежей зеленью и цветами. Зеленеют деревья и кусты. Небо ясно голубеет. Ярко сияет солнце. Из царства смерти открыт путь в царство свободы, расцвета жизненных сил.
Премьера — 12 (25) декабря 1902 года в Москве, в театре П. Г. Солодовникова.
Источник
Ария Марфы. Римский-Корсаков
Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения
Музыка Н. Римского-Корсакова Ария Марфы из оперы «Царская невеста»
Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем.
Какой денек! так зеленью и пахнет.
Не хочешь ли теперь меня догнать?
Я побегу,
Вон прямо по дорожке.
Ну. Раз, Два, Три!
Ага! Ну, не догнал!
А ведь совсем задохлась с непривычки…
Ах, посмотри, какой же колокольчик
Я сорвала лазоревый!
А правда ли, что он звенит
В Ивановскую ночь?
Про эту ночь Петровна
Мне говорила чудеса.
Вот эта яблонька всегда в цвету.
Присесть не хочешь ли под нею?
Ох, этот сон! Ох, этот сон!
Взгляни, вон там над головой
Простерлось небо, как шатер.
Как дивно бог соткал его, соткал его,
Что ровно бархат синий.
В краях чужих, в чужих землях
Такое ль небо, как у нас?
Гляди: вон там, вон там, что злат венец,
Есть облачко высоко.
Венцы такие ж, милый мой,
На нас наденут завтра?
Источник
Великий сказочник. Спецрепортаж о творческом пути Римского-Корсакова
Что мы знаем о Римском-Корсакове? Профессор, участник «Могучей кучки», автор 15
самобытных опер, в конце концов маэстро с необыкновенной верой в сказку. Но что на
самом деле он хотел донести до слушателей своей музыкой? Какие тайные смыслы
скрывал на нотном стане своих партитур? В год 175-летия композитора попытаемся прочитать его произведения, если можно так выразиться, между нот.
Глава первая: «Уважить не хочешь Кащеевы речи»
Свой 61-й день рождения 6 марта 1905 года Николай Андреевич встретил в обстановке
небывалого напряжения. «Как это ни вероятно, но факт!» — кричал заголовок газеты «Русь»
в его руках. Римский-Корсаков, самый авторитетный профессор Петербургской консерватории уволен. Всему виной — революционные события того же года. Римский-
Корсаков официально вступился за отчисленных после забастовки студентов. Такого власти простить не смогли и отстранили композитора от преподавания. В знак протеста вслед за Римским-Корсаковым из Консерватории ушли и самые известные ее педагоги. Событие вызвало небывалый резонанс. В этой увесистой папке – лишь малая часть газетных статей.
ТАМАРА СКВИРСКАЯ, главный редактор РИО СПб Консерватории им. Н.А Римского-Корсакова:
Несмотря запрет на произведения опального композитора, в тайне в театре Комиссаржевской ставят новую оперу Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный». Начать
второе действие не дала ворвавшаяся полиция. Казалось бы, что опасного в «осенней
сказочке», как называл ее сам композитор? Но смысл был ясен: безотрадное Кащеево
царство – это ничто иное как пророчество скорой гибели самодержавия. Изящная
сатирическа игра была изюминкой ряда произведений Римского-Корсакова, но «Кащей» —
это верх гротеска, созданный при помощи не слов, а музыкальнх звуков! Резкий фальцет,
неудобные гласные в высоком регистре, режущие слух «колючие» мелодии – они раскрывают душу злодея.
НИКОЛАЙ ГОЛОВКИН, праправнук Н. А. Римского-Корсакова:
«Кащей» оказался, пожалуй, единственной оперой, не претерпевшей правок. Во всех
остальных он постоянно искал идеальное звучание. Чего стоит только его Первая
симфония.
ЛАРИСА МИЛЛЕР, заведующая отделом рукописей НМБ СПб Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова:
Перфекционизм осложнял отношения с императорским двором и Мариинским театром.
Показ в опере царствующих особ тогда был под запретом, и совсем не мудрено.
НАТАЛИЯ ЭНТЕЛИС, музыковед, член союза композиторов Санкт-Петербурга:
Сказочно-политическое проивзедние в итоге стало новой ступенью в трактовке оперного
жанра. К слову, спустя три года Римский-Корсаков вернулся в Консерваторию, а «Золотой
петушок» готовился к первому выходу на сцену.
Глава вторая: «Уж панночка сбирает русалок вкруг себя»
Впечатления, полученные в детстве, всю жизнь звучали в сердце композитора. Здесь, на
берегу реки Тихвинки, в этом имении с мезонином он и родился. Сегодня фамильный дом
находится на реставрации и закрыт для всех, но мы – первая съемочная группа, которую
пустили внутрь.
ЭЛЕН БОРДОВСКАЯ, директор Государственного дома-музея Н. А. Римского-Корсакова:
Под окнами этого балкона зимой, на Масленицу, сжигали чучело, во дворах катались на
расписных санях и распевали обрядовые песни. Будущий композитор впитывал каждый
звук, каждый мотив, чтобы затем талантливо воплощать их в операх-сказках.
Звоны пасхальной заутрени Успенского монастыря легли в основу увертюры «Светлый
праздник». В Тихвине в Детской школе искусств, названной в честь композитора, сделали
переложение этого произведения. Знание русской музыкальной культуры — вот признак
работ композитора. «Майская ночь» — одно из популярнейших сочинений Римского-
Корсакова, еще в детстве он зачитывался одноименной повестью Николая Гоголя. Здесь и
обрядовые купальские хороводы, и подлинные народные песни, наделенные напевными
мелодиями, а оркестровка невероятно прозрачная и светлая.
НАТАЛИЯ ЭНТЕЛИС, музыковед, член союза композиторов Санкт-Петербурга:
Из Тихвина Римский-Корсаков уехал в 12 лет, но то, что он впитал в себя в детстве —
сохранил навсегда, и именно оно определило особенный музыкальный строй. Римский-
Корсаков, стал одним из первых композиторов, положивших народный фольклор в основу
симфонического звучания.
Глава третья: «Бездна морская, кто тебя смерит?»
«Кажется, в Немецком море нас покачает, – пишет Николай в каюте парусного корабля —
Вообразите: идете вы, для примера сказать, в Немецком море; небо мутного цвета; ветер
завывает, качает так, что едва на ногах стоите; Холодно. Маленькая тошнота. Приятно. ».
СЕРГЕЙ ВОЛЬСКИЙ, военный дирижер Морского корпуса Петра Великого:
Но, к сожалению родителей, тяга Римского-Корсакова к музыке была так сильна, что даже
поступив в морской корпус, он прославился там не как адмирал, а реформатор духовых
оркестров морского ведомства. Впрочем, как бы Николай ни жалел о службе, отправившись в 1000-дневное морское путешествие, годы, проведенные на корабле
«Алмаз», подарили музыкальному миру неповторимый шум моря.
НАТАЛИЯ ЭНТЕЛИС, музыковед, член союза композиторов Санкт-Петербурга:
Кажется, в каждой морской сцене закодированы строки из судоходного дневника: буйство
моря в «Шехеразаде» — пережитый им трехдневный шторм после отплытия из Кронштадта, водная гладь в «Садко» — привычный пейзаж в долгих вахтах. Ожить «окиану-морю синему» помогла и разработанная комозитором гармония.
АНДРЕЙ КОМАРОВ, аспирант СПб Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова:
Морскую оперу композитор писал, сидя за этим самым столом в своей квартире на
Загородном проспекте. Только вдумайтесь, не подходя к инструменту, он составил
инструментовку для целого оркестра! На то у Римского-Корсакова был исключительный
слух и ассоциативная память: тональности в его голове имели определенные цвета! Не
трудно догадаться, строй какого цвета он использовал чаще всего.
НИНА КОСТЕНКО, заведующая мемориальным Музеем-квартирой Н.А.Римского-Корсакова:
Мы можем попытаться представить, как видел звуки композитор. Например, такую
цветовую палитру рождает музыкальный этюд звездного неба над океаном. Возможно,
именно цветной слух помог Римскому-Корсакову стать лучшим музыкальным маринистом.
Но многие музыковеды уверены: так непревзойденно передать всплески утреннего океана
и звон рыбьей чешуи может только музыкант, род которого столетиями был неразрывно
связан с морем.
Финал
Специально для нашего канала впервые в истории выпускник Консерватории закодировал
в нотах фамилию Римского-Корсакова и получил удивительный результат.
АНДРЕЙ КОМАРОВ: аспирант СПб Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова:
АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ, заслуженный артист России, ректор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
В 3 года Римский-Корсаков играет на барабане, попадая в ноты.
В 6 — освоил фортепиано.
В 11 — создал первое музыкальное сочинение.
Гениальная одаренность помогла Римскому-Корсакову стать эпохальной фигурой в истории развития русской классической музыки.
1882 год. В Бесплатной музыкальной школе ставится Первая симфония никому не
известного Римского-Корсакова. Внезапно она оказалось столь хороша, что вызвала ажиотаж. «Автора! Автора!», — скандировал зал. Высокий скромный юноша в форме ступил на сцену. Публика опешила: «Как? Автор — этот гимназист?! А затем грянул шквал аплодисментов. Каждый был уверен: «Юношу ждет славное будущее».
Источник