Ноты казахских композиторов для фортепиано

Ноты казахских композиторов для фортепиано

Автор: —
Год: 2008
Издательство: Алматы: Жибек Жолы
Страниц: 94
Формат: PDF
Размер: 12,3 МВ
Язык: русский, казахский

В сборник вошли фортепианные произведения молодых композиторов Казахстана. Издание адресовано учащимся средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств.

СОДЕРЖАНИЕ:

Домбыра. Нуралиева А.
Өзен. Нуралиева А.
Вальс. Несіпханов О.
Танцующая девушка. Несіпханов О.
Подражание народному напеву. Несіпханов О.
Кюй. Несіпханов О.
Қөзімнің Қарасы. Обр. Сагат А.
Prelude. Сагат А.
Талшын. Сагат А.
Күз. Әбілжанов Х.
Вальс. Әбілжанов Х.
Вариации для фортепиано. Абдрашева Г.
Байтак дала. Абдрашева Г.
Прелюде. Андосов Т.
Утро. Андосов Т.
Сюита — Интервалы. Секеев Г.
Сонатина. Секеев Г.
Модальная поэма. Хасангали Б.
Ноктюрн. Хасанғали Б.
Фантазия. Хасанғали Б.
Мешін. Абдинуров А.
Қоян. Абдинуров А.
Тауқ. Абдинуров А.

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Нотный архив Бориса Тараканова

Произведения для фортепиано казахских авторов, в том числе для детей и юношества

А. Абдинуров, Ягненок
А. Абдинуров, Верблюжонок
А. Абдинуров, Котенок
А. Абдинуров, Козленок
А. Абдинуров, Щенок
А. Абдинуров, Теленок
А. Абдинуров, Жеребенок
А. Абдинуров, Аман бол, шешем, Аман бол
А. Абдинуров, Колыбельная
А. Абдинуров, Дождик и солнышко
А. Абдинуров, Дыхание весны
А. Абдинуров, Танец
А. Абдинуров, Родная земля
А. Абдинуров, Рождение
А. Абдинуров, В добрый путь
А. Абдинуров, Тулпар
А. Абдинуров, Ветерок
А. Абдинуров, Воспоминание
А. Абдинуров, Соната

А. Нуралиева, Домбыра
А. Нуралиева, Река

А. Романов, Приношение к портрету Баха

А. Толыкпаев, Япурай

А. И?сакова, Скерцо
А. И?сакова, Народная песня

Б. Хасангали, Ноктюрн

В. Завгородний, Набат
В. Завгородний, Родина моя
В. Завгородний, Айттым салем, Каламкас
В. Завгородний, Адажио
В. Завгородний, Элегия
В. Завгородний, Хоровод
В. Завгородний, Ноктюрн фортепиано
В. Завгородний, Снежинка
В. Завгородний, Гномики
В. Завгородний, Забулдыга месяц
В. Завгородний, Полонез
В. Завгородний, Северный ветер
Г. Абдрашев, Вариации для фортепиано

Г. Жубанова, Марш
Г. Жубанова, Миражи
Г. Жубанова, Призрачный образ
Г. Жубанова, Токката
Г. Жубанова, Кюй
Г. Жубанова, Легенда
Г. Жубанова, Четыре прелюдии

Г. Секеев, Сюита — интервалы
Г. Секеев, Сонатина

Д. Останькович, Сборник фортепианных циклов «Музыкальная радуга»

Ж. Дастенов, Осеняя мелодия
Ж. Дастенов, Листопад

М. Останькович, 5 прелюдий

М. Хачатурян, Сборник пьес для фортепиано

Н. Мендыгалиев, Легенда о домбре
Н. Мендыгалиев, Степь

О. Несипханов, Вальс
О. Несипханов, Танцующая девушка
О. Несипханов, Кюй

Р. Кали, Джайлау
Р. Кали, Кусни корлан

С. Абдинуров, Белая юрта
С. Абдинуров, Кожанасыр
С. Абдинуров, Музыка для фортепиано
С. Абдинуров, Тоска
С. Абдинуров, Фараб-Отырар
С. Абдинуров, Первый романс
С. Абдинуров, Сломанная кукла
С. Абдинуров, И?гра в мяч
С. Абдинуров, Дождь
С. Абдинуров, Плач
С. Абдинуров, Хвалебная песня

Т. Андосов, На празднике
Т. Кажгалиев, Романтическая прелюдия №8

Источник

Ноты казахских композиторов для фортепиано

Толеген Мухамеджанов

Лауреат Государственной премии РК, профессор, Президент Международной Ассоциации «Мир через культуру», Сопредседатель Всемирного Форума Духовной Культуры. С 31 октября 2012 года директор Государственного театра оперы и балета «Астана Опера».

Президент Международного Общественного Фонда «Конгресс Духовного Согласия». Президент Казахстанской Федерации Каратэ Шинкиокушинкай РК, Президент «Ассоциация пиротехников РК».

Женат, имеет 4-х детей. Супруга Народная артистка РК, Республики Татарстан, Лауреат Государственной премии РК Нуржамал Усенбаева.

Толеген Мухамеджанов

в интернете

Опрос дня!

Что больше Вам понравилось?

Дорогие Друзья!

Размещаю парафразы без слов (фортепиано).

Для домашнего музицирования.

Источник

Методические рекомендации к изучению произведений казахских композиторов

Методические рекомендации к изучению произведений казахских композиторов

Ю.Г.Шегай. Методические рекомендации к изучению произведений казахских композиторов.

Рецензент: Белозер Л.П ., к.п.н. старший преподаватель кафедры истории искусств Костанайского государственного педагогического института

Изучение произведений казахских композиторов в современной музыкальной педагогике очень актуально, т.к. музыкальное искусство Казахстана оказывает большое влияние на формирование у подрастающего поколения нравственных, эстетических чувств: любви к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям своей страны.

Решаются познавательные задачи (освоение исполнительских навыков, приобщение к репертуару казахских композиторов), воспитательные задачи (формирование эмоционально-ценностного отношения к себе, к близким, к миру прекрасного; воспитание музыкального вкуса) и развитие музыкальных способностей в процессе изучения казахских произведений (развитие чувства ритма, мышления, интуиции, обогащения музыкальной памяти; развитие общего кругозора). «Методические рекомендации к изучению произведений казахских композиторов» представляют практический интерес для учителей системы дополнительного образования в ДМШ. Внедрение в практику обучения данной работы восполнит дефицит методической литературы по изучению казахской фортепианной музыки.

Музыкальные произведения композиторов Казахстана оказывают большое влияние на формирование у подрастающего поколения нравственных, эстетических чувств: любви к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям своей страны.

Истоки самобытного музыкального искусства Казахстана лежат в глубокой древности. Фортепианное творчество композиторов Казахстана связано с традиционным песенным и инструментальным искусством казахов. Это переложения домбровых кюев, авторские обработки народных песен. Большой вклад в фортепианную музыку внесли композиторы: Е. Рахмадиев, А. Исакова, Т. Кажгалиев, С. Кибирова, А. Жубанов, Г. Жубанова и др.

В музыкальной педагогике Казахстана при обучении детей игре на фортепиано также используются произведения молодых композиторов: М. Сутюшева, Е. Андосова, Б. Дальденбаева, Х. Сетекова, Л. Абдинурова, А. Сагата, А. Бестыбаева, Д. Ниязовой и др. Современным композиторам свойственна неповторимая национальная индивидуальность музыкальных образов, выражающаяся в смене традиционного цитирования, обработок народных мелодий появлением новых стилевых тенденций, которые возникли на основе синтеза различных музыкальных культур с казахской национальной культурой.

В настоящее время учебно-методических пособий по изучению казахской фортепианной музыки недостаточно. Для преподавателей фортепиано северного региона Казахстана доступны лишь несколько изданий [1; 2; 3; 4; 5].

Данные «Методические рекомендации к изучению произведений казахских композиторов» предназначены для системы дополнительного образования в ДМШ, учащихся 3 – 6 классов, детей 10-14 лет.

Цель изучения произведений казахских композиторов:

усиление роли творческого начала в воспитании юного музыканта;

пробуждение и развитие творческой фантазии ученика;

активизация его творческих способностей;

Для достижения цели решаются следующие задачи:

— приобщение к репертуару казахских композиторов;

— выработка хорошей ориентации на клавиатуре (свободное владение инструментом);

— закрепление пианистических навыков;

— формирование эмоционально – ценностного отношения к себе, близким миру прекрасного;

— воспитание музыкально – эстетических чувств личности, формирование музыкального вкуса;

— формирование оптимистического («мажорного») взгляда на самого себя.

-развитие чувства ритма, мышления, интуиции, обогащения музыкальной памяти;

— развитие общего кругозора, творческого круга дружеского общения;

— выявление и развитие творческого потенциала и его самореализация;

— повышение чувства уверенности в своих силах.

Рассмотрим фортепианные миниатюры таких авторов, как Асель Омарова, Ерболат Андосов, Бейбит Дальденбаев.

Для фортепианных пьес Е. Андосова характерно эмоциональное разнообразие, задушевная лирика, раскрывающаяся скупо, набросками, штрихами. К примеру, «Грустная мелодия» , представляет собой пьесу кантиленного плана, что требует от исполнителя плавного голосоведения, мягкого звукоизвлечения. Трудность представляет бемольная тональность с пятью ключевыми знаками.

«Мұнды әуен » «Грустная мелодия»

Специфика инструментальной подготовки связана с исполнительским освоением нотного материала. Постижение любого музыкального произведения традиционно начинается со стадии предварительного ознакомления с музыкальным произведением и заканчивается самостоятельным исполнением. На начальном этапе работы большое внимание уделяется точному прочтению текста: ритмическим, звуковысотным, штриховым обозначениям, а также ключевым и случайным знакам альтерации. Для успешности дальнейшей работы необходимо выверить стилистически обоснованную аппликатуру. Далее в работе над произведением уделяется огромное внимание образному содержанию, где решаются исполнительские и художественные задачи (достижение гармоничного сочетания технических и художественных задач). На

завершающем этапе продолжается работа над звуковым воплощением художественного образа музыкального произведения. На заключительном этапе ведется работа над воплощением образного содержания и стилистических особенностей исполнения.

В пьесе «Осенний день» имеются некоторые технические трудности, учащиеся-пианисты осваивают навыки исполнения мелодии и аккомпанемента в одной руке.

« Күзге күн » «Осенний день»

Постижение музыкального образа в «Маленьком ноктюрне» начинается с мелодии. От выразительного ее интонирования, от умения вслушиваться во все ее «зигзаги» и «повороты», зависит яркость исполнения.

« Кішкентай ноктюрн » «Маленький ноктюрн»

Юмористическим задором полны пьесы А. Омаровой. К примеру, пьеса «Курица» исполняется в подвижном темпе, штрих staccato имитирует кудахтанье курицы. Необходимо добиться острого и легкого исполнения штриха.

Язык музыки «Белки» легко запоминается, использование секунд помогает организавать постановку рук, придает содержанию нужную остроту, помогает освоить штрих staccato .

« Тиін » «Белка»

Элементы казахского фольклора присутствуют в обработках Б. Дальденбаевым казахских народных песен, которые слышны в выразительной распевности типичных мелодических оборотов – звучании кварт, квинт, трихордовых ячеек в кварте и квинте, в использовании народных ладов. Рельефное проведение темы в верхнем голосе не должно затушевывать полифоническую основу пьес.

В пьесах «Еркем-ай», «Саулем-ай» «Илигай» переменный ритм, мелодия и аккомпанемент в одной руке, что представляет собой техническую трудность. Исполнитель должен тонко слышать мелодическую линию не перебиваемую звучанием аккомпанемента.

Наряду с пьесами кантиленного характера много пьес в быстром темпе. Изучение произведений моторного характера воспитывает у юных исполнителей крепкую техническую подготовку, исполнительскую волю, отточенный ритм, стремление к образной выразительности. К примеру,

«Би» «Танец»

«Домбыра сазы» «Наигрыш домбры»

«Би күйі » «Танцевальный кюй»

Для передачи неповторимой индивидуальности музыкальных образов, раскрываемых композиторами, необходимо знание эмоционально – психологического склада народа, его литературной, музыкальной культуры и искусства, изучение музыкального творчества – все это способствует развитию кругозора и является фундаментом воспитания любви к своей стране у учащихся.

Рассмотрим на примере пьесы «Хайлайл i м» Бейбита Дальденбаева основные этапы работы над произведением.

Работа над пьесой композиторов Казахстана предполагает анализ мелодический, гармонический, ритмический, фактурный, темброво-динамический. Поскольку традиционной национальной музыке свойственны:

— прихотливый, переменный ритм;

— динамические градации, всецело зависящие от регистра. Чем выше тесситура звучания, тем ярче динамика и наоборот.

— использование репетиционной техники;

— артикуляция, в которой короткие лиги чередуются с легким staccato (в целом господствует штрих nonlegato , вызывающий аналогию с щипковым инструментом);

В области динамики типичны внезапные акценты, повторяющиеся достаточно часто.

Пьеса «Хайлайл i м» имеет форму не квадратного строения, 15 тактов. В современной фортепианной педагогике работу над произведением условно делят на три этапа [См.:7]. Очень важный этап для учащегося – ознакомление с произведением. Полезно, чтобы педагог сам сыграл произведение,

остановил внимание на основных выразительных особенностях. Нелишне сказать несколько слов о характере произведения, указать на типичные трудности: пьеса танцевального характера, преобладает штрих staccato , встречаются форшлаги.

Начинается пьеса с небольшого вступления, 2 такта, с контрастной динамикой, движение в левой руке на staccato должно быть упругим, острым. Важно услышать скрытую, в аккомпанементе, мелодию на 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю доли:

О staccato . На протяжении всего произведения используется пальцевое staccato , для исполнения которого необходимо использовать прием пальцевых репетиций. Основным моментом исполнения репетиций является скольжение пальцев под ладонь, поэтому необходимо отработать в партии левой руки быструю смену пальцев.

О форшлагах. Партия правой руки начинается с короткого форшлага. Это мелодическое украшение, состоящее из одного звука, предшествующее звуку мелодии, исполняющееся за счет длительности украшаемого звука. Исполнение форшлага заключается в коротком и негромком «предударе», украшающем основной звук:

Пример 14

О разборе пьесы. Ознакомившись с произведением, ученик приступает к тщательному прочтению текста. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор – основа для дальнейшей правильной работы. Не нужно жалеть время на разбор, при этом неукоснительно выполнять все авторские пометки и указания. Следует разбирать пьесу сначала небольшими относительно законченными построениями, по 2-4 такта. Разбор каждой рукой отдельно необходим. Необходимо с самого начала обращать внимание на фразировку, иначе игра будет лишена смысла. Конечно, длительная работа над фразировкой будет проводится позже, но начало ей положено при разборе.

Об аппликатуре. Часто встречающейся недостаток при разборе – небрежное отношение к аппликатуре. Конечно, позже аппликатура может частично меняться, где-то понадобится ее лучший вариант. К решению аппликатурных вопросов должны привлекаться и сами учащиеся. Что должно стать для ученика определяющим при выборе аппликатуры? Сыграть так, как удобнее. Нужно привить ученику правильное понимание термина «удобство»: оно должно определяться смыслом музыки. Удобной считается та аппликатура, с помощью которой лучше всего можно выразить авторскую мысль. Необходимо побуждать вслушиваться в различное звучание, достигаемое при исполнении различной аппликатурой, научить осознавать данное различие. Конечно, ученик обязан выучить аппликатуру основных технических формул – гамм, арпеджио и т.д., и пользоваться ею. Но встречаются моменты, когда мелодический рисунок пассажа или выразительность звучания заставляют отходить от этих правил.

О темпе. Попытки преждевременного перехода к подвижным темпам плохо влияют на качество игры. Потому что выучивание на память следует вести по отдельным построениям в медленном темпе; затем переходить к соединению их в более крупные части и далее – к медленному проигрыванию всего произведения.

О двойных нотах. Следующая сложность встречающаяся в пьесе – двойные ноты, требующие наполненности звучания. Параллельно с работой над двойными нотами нужно искать звучание, и связанное с ним ощущение при исполнении мелодической линии. Нельзя «давить» на клавиши – так создается вязкость звучания и прерывистость мелодической линии. Степень насыщенности и характер звучания зависят от содержания музыки, фактуры, регистра. В данном случае – это легкий танцевальный характер, с мелодией в верхнем регистре. Но даже быстрые, прозрачные по способу изложения эпизоды, не требующие густого звучания, нужно поучить в медленном темпе, более плотным, чем понадобиться в последствии, звуком:

В партии левой руки также встречаются двойные ноты, над которыми работа проходит аналогичным способом:

О фразировке. Только вдумчивое отношение к фразе позволит вникнуть в музыкальное содержание исполняемого. Нужно постоянно напоминать учащемуся, что вести линию музыкальной фразы необходимо и при исполнении штрихом staccato , чувствовать фразу при паузах, которые не должны прерывать развитие произведения. Важный момент – ощущение дыхания в музыке. Без этого ощущения теряется выразительность следующего построения.

Членению мелодии на фразы помогает аналогия со словесной речью [См.: 6, с. 78 ].

О динамике. Пьеса построена на чередовании динамических контрастов. С динамикой связана тембровая сторона звучания. При игре forte (f) важно предостеречь учащегося от опасности преувеличений и чрезмерности. Педагогу надо способствовать тому, чтобы учащийся представлял звуковые возможности фортепиано. Иногда учащиеся превратно понимают характер звучания piano ( p ). Они начинают бояться самого звука инструмента, теряют ощущение опоры на клавиши и piano « не звучит». Педагогу необходимо разъяснить, что характер звучания и в piano всегда определяется смыслом музыки, и требует особой точности прикосновения пальцев к клавишам.

В пьесе есть два момента, когда нужно сыграть fortissimo ( ff ) . Это не резкий и не сильный акцент. Нужно обратить внимание ученика на смысловое значение ff в окружении piano , затем forte :

О темпе. В заключительный период работы над пьесой, вся предварительная работа должна оформляться в законченное целое. Очень важен темп исполнения. Определению темпа способствуют авторские указания, понимание характера произведения. Следует совместно с учащимся найти темп, позволяющий ему удобно чувствовать себя при исполнении пьесы. Научившись исполнять произведение в быстром темпе, учащийся должен продолжать работу в более медленном движении; это предохранит его от «забалтывания». Следует подчеркнуть, что подобное проигрывание требует максимума внимания. Иногда полезно, выучив произведение временно отложить его, затем через некоторое время вновь вернуться к нему и тогда уже приступить к непосредственной подготовке к выступлению. Это всегда восстанавливает свежесть восприятия.

Тщательность, детализация требований, настойчивость педагога и ученика в их выполнении должны сочетаться с развитием исполнительского начала, с обучением именно исполнению, в котором музыкальное осмысление сочетается с эмоциональностью восприятия.

1. Фортепианная музыка Казахстана. – Алма-Ата: Онер, 1987. – 120 с.

2. Сапиева, М.С. Организация работы студентов над фортепианными произведениями композиторов Казахстана : метод. пособие / М.С. Сапиева.- Костанай: КГПИ, 2006.- 59 с.

3. Сапиева, М.С. Фортепианная музыка Казахстана [Текст] / М.С. Сапиева; КГПИ.- Костанай: КГПИ, 2010.- 78 с.

4. Белозёр, Л.П. Казахская фортепианная музыка [Текст]: учеб .пособие / Л.П. Белозёр.- КГПИ.- Костанай: КГПИ, 2009.- 117 с.

5. Белозёр Л.П. Обучение игре на фортепиано: учебное пособие. Костанай: Костанайский государственный педагогический институт, 2013.–90 с.

6. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.: Музыка, 1978. – 288 с.

7. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. – М.: Музыка, 1982. – 143 с., нот.

Источник

Читайте также:  Изготовление гитар классической гитары
Оцените статью