- Ноты крестик перед нотой
- Ноты крестик перед нотой
- Диез, бемоль и бекар – знаки альтерации в музыке
- Знаки альтерации
- Как диезы и бемоли меняют ноты?
- Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано
- Что с дубль-диезами и дубль-бемолями?
- Как говорить и как писать?
- Ключевые и случайные диезы и бемоли
- Порядок диезов и порядок бемолей
- Обозначение диезов и бемолей по буквенной системе
Ноты крестик перед нотой
Мы стараемся сделать форум не только содержательным, но и удобным для поиска информации.
Давайте вместе будем содержать его в информационной чистоте и порядке!
Это не сложно, необходимо придерживаться лишь нескольких простых правил.
1. Перед тем, как что-то писать на форуме, сформулируйте свои мысли — посмотрите на заголовок темы, которую вы открыли, и если при этом ваши умозаключения не совпадают с названием темы — поищите наиболее подходящую тему или раздел.
2. Старайтесь группировать свои мысли в одно сообщение, не надо писать по одной фразе по принципу «лучше сорок раз по разу, чем один раз сорок раз». При этом, если у вас много мыслей или вопросов разного характера, не задавайте их в одной теме. Поищите для каждой отдельной мысли необходимую тему и напишите там. При этом НЕ ДУБЛИРУЙТЕ одно и тоже сообщение в разных темах!
3. Предварительно пролистайте форум хотя бы «О г л а в л е н и е», поищите там подходящие темы в разделах, и когда вы точно поймете, что подходящей темы или раздела на форуме нет, не бойтесь создать новую! При этом название темы должно бы лаконичным и отражать суть возникшего вопроса. При написании сообщений используйте пунктуацию, если с этим проблема — хотя бы разделяйте фразы абзацами. Пишите так, чтобы было понятно другим.
4. Если вы хотите выразить благодарность человеку, написав при этом что-то вроде «Спасибо тебе Вася за совет. сейчас буду изучать!», и не сообщая какой-либо полезной для других участников информации, воспользуйтесь кнопкой «СПАСИБО» внизу сообщения человека, который вам помог. Таким же образом вы можете выразить свою симпатию какому либо сообщению.
5. Итак, запоминаем некоторые важные моменты:
- – свои контактные данные и немного об себе — пишите в теме по контактам в «курилке»;
- – покупка-продажа частного характера и обсуждение интернет-торговли в своем разделе;
- – модели ваших синтезаторов и оборудования, их достоинства и недостатки обсуждаются в разделе «А какой синтезатор у вас. «;
- – ваше творчество, cover-версии и авторские произведения — в разделе «творчество»;
- – для стилей есть свой отдельный раздел:
- Спрашиваем или выкладываем стили — в темах по стилям (для разных синтезаторов есть свои темы). При этом первая часть (Part 1) темы по стилям для синтезаторов Yamaha уже содержит в себе богатый архив стилей и ссылок, откуда вы запросто можете пополнить свою коллекцию, спрашиваем интересующее вас во второй части темы (Part 2).
Для вопросов по созданию и редактированию стилей также существуют отдельные темы; - – аналогично МИДИ-файлы и их коллекции — в теме по миди;
- – пакеты расширений, тембра, мультипэды, ОТС, совместная работа синтезатора и компьютера, поиск нот, азы музыкальной грамоты и проч. — для этого всего также имеются свои разделы и соответствующие темы;
- – файлы небольшого объема (до 200 кб) со стилями и миди, полезные информационные картинки, а так же небольшие архивы, вы можете смело прикреплять к сообщениям (имя файла должно быть набрано латиницей). ;
- – более весящие файлы (более 200 кб) mp3, wav, архивы, коллекции, картинки не несущие полезной информации и уже имеющиеся в интернете, аудио-видео. размещаем на сторонних хранилищах (яндеск-диск, ютуб, savepic.su), а здесь даем на них ссылки;
- – подписывайте свои ссылки в сообщении, указав что вы там разместили;
- При этом вы должны понимать следующее — УДАЛИВ из своего хранилища ФАЙЛ — его ССЫЛКА становится БЕСПОЛЕЗНОЙ и скорее всего, ваше сообщение будет полностью нами тоже удалено со страниц форума! Ни в коем случае не стоит поступать подобным образом. Старайтесь сохранять материалы, ссылки на которые вы публикуете на форуме;
- – свои аватарки перед загрузкой предварительно делайте небольшими по размеру;
- – избегайте «оверквотинга» (избыточного цитирования) — не надо городить трехэтажные цитаты, со полными сообщениями и вложениями. Также не надо цитировать, если ваш ответ следует прямо за вопросом. Научитесь редактировать чужие цитаты, оставляя только краткую суть цитаты. Используйте цитирование только для связки сообщений, которые разорваны логически;
- – если вы хотите уточнить-спросить-предложить что-либо «не для всех», а кому-то лично, не стоит писать об этом в общей теме, вроде «обращайся ко мне» и давать свои контакты. Там где больше двух — говорят вслух. Или делитесь со всеми этой информацией или пишите в личные сообщения (ЛС) «тет-а-тет»;
- – также, если ваши мысли ушли далеко от тематики форума и вы хотите ими поделиться — «перекурите» в «курилке» 🙂 хоть Минздрав и предупреждает — наша «курилка» вашему здоровью не повредит! У нас также есть группа «вконтакте», интерактивный чат на чатоводе и скайп-группа — там у нас бывает многолюдно! 🙂
6. Не ленитесь поискать нужную вам информацию. Все зависит от вашего желания и стремления. Если у вас нет оных, вам уже никто не поможет! Перед тем как задать вопрос по работе вашего инструмента, изучите «Руководство пользователя» хотя бы первых три-пять страниц — это будет огромным прорывом к познанию неизведанного! 🙂 Используйте встроенный поиск на сайте!
7. Не ругайтесь между собой и нецензурно, не выясняйте на страницах форума отношений — в крайнем случае используйте для этого личные сообщения, да и. Лучше вообще не ругайтесь — мы не для этого здесь собрались. Да и нервные клетки не восстанавливаются! 🙂 Высказывайте свое мнение в вежливой форме! Не нужно «с пеной у рта» доказывать свою правоту, пытаясь унизить несогласного с вами оппонента, тем более, что все мы, по своей человеческой природе, склонны к заблуждениям. Администратор и Модератор — полноправные участники форума, и также могут иметь свою точку зрения на обсуждаемые на форуме темы!
8. Ознакомиться с некоторыми нюансами по работе с сайтом, внести какие-то предложения, пожелания, замечания, а так же, если вы вдруг обнаружили неточности или ошибки — пишите в «Раздел предложений» в соответствующие темы. Мы стараемся для вас и сделаем всё, что в наших силах. Так же, если есть необходимость что-то подправить в ваших сообщениях — обращайтесь к Администратору или Модератору. Злостные нарушители этих несложных «Правил» будут ограничены в действиях на форуме и сайте.
Уважайте себя и других, цените свое и чужое время,
оставайтесь логичными и человечными в своих поступках и действиях.
Будьте доброжелательны и вам ответят тем же!
Источник
Ноты крестик перед нотой
Здравствуйте, уважаемые музыканты!
Я учусь играть на пианино (пока что на пятиоктавной миди-клавиатуре) самостоятельно. Конечная цель — экспромт-фантазия Шопена *это в качестве знакомства, т.к. я считаю, что человек во многом познаётся по целям, которые перед собой ставит* 🙂
В этой теме я буду задавать обычные новичковые вопросы и просить советы. Просьба отнестись с терпением и пониманием!)
1. а. Я встречал ноты к Лунной сонате в ля миноре и в до диез миноре. Какая тональность правильная? В смысле в какой тональности играл сам Бетховен?
1. б. Также я встречал Танец лебедей в фа диез миноре и в ля миноре. Разучил его в фа диез миноре, хотя в ля миноре было бы легче. Вопрос тот же: какая тональность правильная?
2. В приложении картинка, фрагмент из Лунной сонаты. Что означает крестик на ноте фа правой руки? Он действует только в пределах такта или разъезжается на всю строку?
3. В следующем такте стоит бекар, после которого сразу идёт диез. Какой смысл несёт эта конструкция?
4. Экспромт-фантазия Шопена. Какие упражнения посоветуете играть, чтобы одновременно научиться играть одной рукой ритм с тремя нотами, а другой — с четырьмя (в общем, чтобы научиться играть полиритмию)?
1. Лунная написана в до диез миноре.
2. Танец маленьких лебедей — в фа диез миноре.
3. Крестик называется дубль-диез (два диеза). Он действует на один такт и повышает ноту не на полтона, а на целый тон. Фа-дубль-диез — это соль. Комбинация бекар-диез означает, что один из этих двух диезов отменен, а другой остался. Т.е теперь нужно играть просто фа диез.
4. Хорошие упражнения на полиритмию есть у Тимакина. По-моему, книжка называется «Организация движений пианиста», но на 100% не уверен.
3. Крестик называется дубль-диез (два диеза). Он действует на один такт и повышает ноту не на полтона, а на целый тон. Фа-дубль-диез — это соль. Комбинация бекар-диез означает, что один из этих двух диезов отменен, а другой остался. Т.е теперь нужно играть просто фа диез.
4. Хорошие упражнения на полиритмию есть у Тимакина. По-моему, книжка называется «Организация движений пианиста», но на 100% не уверен.
Спасибо за скорый ответ!
Не совсем ясна ситуация с диезами и бекарами:
3. Если дубль-диез действует в одном такте, то зачем в начале следующего такта стоит бекар? Как я понимаю, он отменяет диез при ключе, однако следом стоит диез тактовый, который восстанавливает высоту ноты. Зачем лишние символы?
Насчёт того, что «один из двух диезов отменён», в Википедии пишут, что «в настоящее время для отмены двойной альтерации используется одиночный бекар».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80
Врут?
«Крестик называется дубль-диез (два диеза). Он действует на один такт и повышает ноту не на полтона, а на целый тон. Фа-дубль-диез — это соль»
А если ещё учесть диез при ключе, то в итоге получается соль диез? Или когда используется дубль-диез, то знаки при ключе игнорируются?
4. Книга называется «Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста.»
Я поискал бегло, но пока не нашёл. Если у кого есть — прошу поделиться.
3. Если дубль-диез действует в одном такте, то зачем в начале следующего такта стоит бекар? Как я понимаю, он отменяет диез при ключе, однако следом стоит диез тактовый, который восстанавливает высоту ноты. Зачем лишние символы?
Нет. Он отменяет дубль диез. Конечно, он и без этого действует только на такт, но — защита от дурака, как водится. А вдруг кто забыл?
Насчёт того, что «один из двух диезов отменён», в Википедии пишут, что «в настоящее время для отмены двойной альтерации используется одиночный бекар».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80
Врут?
Правильно пишут! Если нужно отменить «весь» дубль диез — переехать с соль на фа — достаточно одного бекара. А если пееезжаем только на полтона вниз — нужна вот эта странная комбинация бекар-диез.
«Крестик называется дубль-диез (два диеза). Он действует на один такт и повышает ноту не на полтона, а на целый тон. Фа-дубль-диез — это соль»
А если ещё учесть диез при ключе, то в итоге получается соль диез? Или когда используется дубль-диез, то знаки при ключе игнорируются?
.
Диезы (бемоли, бекары), как скидки, — не суммируются.
А если пееезжаем только на полтона вниз — нужна вот эта странная комбинация бекар-диез.
Странная комбинация не так уж и нужна. Такой способ записи действительно был принят, но считается устаревшим. По современным правилам в этом случае достаточно одного диеза (без бекара).
Защита от дурака.. хм. Выходит, если в новом такте дубль-диез уже не действует, а восстанавливается действие диеза при ключе, то по современным правилам, то там не нужно ни бекара, ни диеза, и нота будет фа диез?
И вот ещё вопрос по вложению. Имеем один диез при ключе, и один перед нотой. Если автор хотел ноту ля, то зачем эти извращения с двумя диезами? Если хотел соль диез, зачем поставил лишний диез? Причём когда этот же фрагмент повторяется в конце, там этого диеза уже нет. Может, опечатка?)
Защита от дурака.. хм. Выходит, если в новом такте дубль-диез уже не действует, а восстанавливается действие диеза при ключе, то по современным правилам, то там не нужно ни бекара, ни диеза, и нота будет фа диез?
Нота будет действительно фа диез, но перед ней ставится знак диеза как подтверждение (напоминание) отмены дубль диеза в данном такте (если в предыдущем была нота фа дубль диез).
Защита от дурака.. хм. Выходит, если в новом такте дубль-диез уже не действует, а восстанавливается действие диеза при ключе, то по современным правилам, то там не нужно ни бекара, ни диеза, и нота будет фа диез?
И вот ещё вопрос по вложению. Имеем один диез при ключе, и один перед нотой. Если автор хотел ноту ля, то зачем эти извращения с двумя диезами? Если хотел соль диез, зачем поставил лишний диез? Причём когда этот же фрагмент повторяется в конце, там этого диеза уже нет. Может, опечатка?)
Да все это вобще очень чатстые а точнее постоянные случаи, постоянно пишут бекары в следующих тактах, хотя по правилу их уже отменили, все это для того что б не забыли, а также упрощает беглую читку с листа.
1. В первом вложении в левой руке играется несколько тактов фрагмент фа диез — до диез. Аппликатура не указана. Я играл пальцами по схемам мизинец-указательный и безымянный-большой. Оба варианта как-то неудобно «ложатся на руку». Как вы посоветуете играть эти две ноты?
2. Во втором вложении не могу придумать аппликатуру для левой руки в выделенном такте. Напишите, пожалуйста. А лучше объясните принцип построения аппликатур для подобных случаев и я сам её напишу 🙂
3. Хочу сыграть правой рукой нисходящую фразу
фа диез — ре — до диез — си
У меня есть только варианты 4-1-2-1 и 4-3-2-1, оба выглядят слегка странными и слегка неудобными.
Какая аппликатура более правильная?
1. 5-2 гораздо выгоднее: первый палец — тяжелый, труднее будет добиться ровности.
2. Аппликатура — вопрос очень индивидуальный, в данном случае базовые принципы таковы:
— удобство позиции
— удобство смены позиции.
Мой вариант — во вложении.
3. Честно говоря, не понял, о какой фразе речь. Если о последней четверти отмеченного такта, то — 4-3-1-3-2 или 3-2-1-3-2
Если же это просто абстрактные четыре ноты — 4-1-3-2
Простите за некропостинг, но вопрос который мне не даёт покоя: зачем Бетховен тут поставил дубль-диез, если можно было вместо двойного диеза просто соль написать как в следующей секции. Я ж правильно понимаю, что в обоих случаях играется соль-диез?
Простите за некропостинг, но вопрос который мне не даёт покоя: зачем Бетховен тут поставил дубль-диез, если можно было вместо двойного диеза просто соль написать как в следующей секции. Я ж правильно понимаю, что в обоих случаях играется соль-диез?
Играется как раз соль. А звучит фа дубль диез 🙂
Источник
Диез, бемоль и бекар – знаки альтерации в музыке
Сегодня будем разговаривать о том, что такое диез, бемоль и бекар, и о том, какие вообще есть знаки альтерации в музыке, и что вообще означает это слово «альтерация».
Давайте для начала очень кратко все поясним, а потом уж будем разбираться основательно. Начнем с последнего нашего вопроса, а именно – Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ». То есть этот термин всегда характеризует либо существование нескольких разных вариантов явления или предмета, либо какое-то изменение.
В музыке АЛЬТЕРАЦИЯ – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются ДИЕЗАМИ, а пониженные – БЕМОЛЯМИ.
Знаки альтерации
Как то мы с вами уже отмечали, что НОТЫ – это записанные звуки, то есть графические знаки. И для записи основных нот в разных октавах применяется нотный стан, ключи, линейки. А для записи измененных нот тоже есть свои знаки – ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ: диезы, бемоли, бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли.
Знак ДИЕЗ выглядит как решетка на клавиатуре телефона или, если хотите, как маленькая лесенка, он говорит нам о повышении ноты. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса».
Знак БЕМОЛЬ сигнализирует нам о пониженной ноте, он похож на английскую или на латинскую печатную букву «бэ» (b), только нижняя часть этой буковки заострена (похоже на перевернутую капельку). Бемоль – это французское слово, хотя и с латинской этимологией. Образован термин очень простыми элементами: «бе» – это и есть буква «бэ» (b), а «моль» значит «мягкий», то есть бемоль – это всего лишь «мягкая б».
Знак БЕКАР – очень интересный знак, он отменяет действие бемолей и диезов и говорит о том, что нужно играть обычную ноту, не повышенную и не пониженную. По написанию бекар слегка угловатый, он похож на цифру 4, только закрытую сверху не треугольником, а квадратиком, а еще он тоже похож на букву «бэ» (b), только «оквадраченную» и со штрихом вниз. Название «бекар» имеет французское происхождение и переводится как «квадратная бэ».
Знак ДУБЛЬ-ДИЕЗ , есть и такой, применяется для двойного повышения ноты, он представляет собой диагональный крестик (почти такой крестик, какой пишут, когда играют в крестики-нолики), только с расширенными, слегка ромбовидными кончиками.
Знак ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ , соответственно, говорит о двойном понижении ноты, принцип записи этого знака такой же, как и у английской буквы W (дубль V), просто рядышком помещаются не один, а сразу два бемоля.
Как диезы и бемоли меняют ноты?
Начнем, пожалуй, вот с такого наблюдения. Каждый, кто посмотрит на клавиатуру пианино, заметит, что на нем есть белые и черные клавиши. И с белыми то клавишами обычно все понятно, именно на них можно сыграть всем знакомые нотки ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Чтобы найти ноту ДО на пианино, мы ориентируемся по черным клавишам: там, где черных клавиш две, слева от них и находится нота ДО, а уж все остальные ноты идут от ДО подряд. Если вы пока еще плохо разбираетесь с клавишами пианино, рекомендуем к изучению материал «Расположение нот на фортепиано».
А для чего тогда нужны черные? Только лишь для ориентации в пространстве? А вот на черных-то как раз играются так называемые диезы и бемоли – повышенные и пониженные ноты. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно разобраться с принципом. Диезы и бемоли повышают или понижают ноты на ПОЛУТОН. Что это значит и что такое полутон?
Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Причем тут учитываются и белые, и черные клавиши – без пропусков.
Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или когда, наоборот, спускаемся с какой-то черной на ближайшую белую. А еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между звуками МИ и ФА, а также СИ и ДО. Посмотрите внимательно на эти клавиши – между ними нет черных, ничто их не разделяет, значит, они тоже друг другу самые близкие и между ними тоже расстояние в полутон. Рекомендуем эти два необычных полутона (МИ-ФА и СИ-ДО) запомнить, они вам потом не раз еще пригодятся.
Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано
Если диез повышает ноту на полутон (или можно еще сказать на половину тона), то это значит, что когда мы играем диез на фортепиано, нужно взять ноту на полутон выше (то есть соседку основной). Например, если нужно сыграть ДО-ДИЕЗ, то мы играем ближайшую черную клавишу от ДО, которая находится справа от белой ДО (то есть берем полутон в сторону повышения). Если нужно сыграть РЕ-ДИЕЗ, то поступаем точно также: играем следующую клавишу, которая выше на полутон (черная справа от белой РЕ).
А что делать, если рядом справа черной клавиши нет? Вспомните-ка наши белые полутона МИ-ФА да СИ-ДО. Как сыграть МИ-ДИЕЗ, если справа от нее в сторону повышения нет черной клавиши, и как сыграть СИ-ДИЕЗ, у которой такая же история? А все по тому же правилу – берем ноту справа (то есть в сторону повышения), которая на полутон выше. Ну и пусть она будет не черной, а белой. Бывает и такое – белые клавиши здесь друг друга выручают.
Посмотрите на картинку, здесь на клавишах пианино подписаны все диезы, какие есть в октаве:
А уж про бемоли вы, наверное, догадались сами. Чтоб сыграть бемоль на пианино, нужно взять клавишу на полутон ниже (то есть в сторону понижения – слева). Например, если нужно сыграть РЕ-БЕМОЛЬ, то берем черную клавишу слева от белой РЕ, если МИ-БЕМОЛЬ, то слева от белой МИ. И, конечно, в белых полутонах снова нотки друг друга выручают: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с СИ.
На картинке подписаны теперь все бемоли на клавишах фортепиано:
Что с дубль-диезами и дубль-бемолями?
А дубль-диезы и дубль-бемоли – двойные повышения и двойные понижения, конечно же, изменяют ноту сразу на два полутона. Два полутона – это две половины тона. Если соединить две половины чего-нибудь, то получится что-то одно целое. Если соединить два полутона, то получится один целый тон.
Таким образом, получается, что ДУБЛЬ-ДИЕЗ повышает ноту сразу на целый тон, а ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ понижает ноту на целый тон. Или на два полутона, если вам так нравится больше.
Как говорить и как писать?
ПРАВИЛО №1. Вот мы все говорим: ДО-ДИЕЗ, РЕ-ДИЕЗ, МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Но писать в нотах нужно по-другому, наоборот – ДИЕЗ-ДО, ДИЕЗ-РЕ, БЕМОЛЬ-МИ, БЕМОЛЬ-ЛЯ. То есть знак диез или бемоль ставится перед нотой заранее, словно предупреждающий знак для автомобилиста. После ноты ставить бемоль или диез уже поздно, потому что уже сыграна белая нотка, потому что уже получилась фальшь. Поэтому обязательно писать нужный знак следует перед нотой.
ПРАВИЛО №2. Любой знак нужно ставить точно на той же линейке, где пишется сама нота. То есть знак должен быть рядышком с ноткой, он словно стражник охраняет ее. А вот диезы и бемоли, которые написаны не на тех линейках или вообще летают где-нибудь в космосе – неправильные.
Ключевые и случайные диезы и бемоли
Диезы и бемоли, то есть знаки альтерации, бывают двух видов: КЛЮЧЕВЫЕ и СЛУЧАЙНЫЕ. В чем же разница? Сначала про случайные знаки. Тут все понятно должно быть уже по названию. Случайные – это те, которые попадаются в нотном тексте случайно, как гриб в лесу. Случайный диез или бемоль играют только в том музыкальном такте, где он вам попался, а в следующем такте – играют уже обычную белую нотку.
Ключевые знаки – это те диезы и бемоли, которые выставлены в особом порядке рядом со скрипичным или басовым ключом. Такие знаки, если они есть, ставятся (напоминаются) на каждой нотной строчке. И действие у них особое: все нотки, которые отмечены диезами или бемолями при ключе играются как диезы или бемоли до самого конца музыкальной пьесы.
Например, если после скрипичного ключа поставлены два диеза – ФА и ДО, то везде, где нам попадутся ноты ФА и ДО, мы будем их играть диезами. Правда, иногда эти диезы могут быть отменены случайными бекарами, но это, как вы уже знаете, только на один раз, а потом они снова играются как диезы.
Или другой пример. После басового ключа поставлены четыре бемоля – СИ, МИ, ЛЯ и РЕ. Что будем делать? Правильно, везде где нам попадутся эти ноты, играем их бемолями. Вот и вся премудрость.
Порядок диезов и порядок бемолей
Между прочим, ключевые знаки никогда не выставляются после ключа как попало, а всегда в строго установленном порядке. Эти порядки каждый уважающий себя музыкант должен запомнить и всегда знать. Порядок диезов такой: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только шиворот-навыворот: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.
То есть, если рядышком с ключом стоят три диеза, это обязательно будут ФА, ДО и СОЛЬ – первые три по порядку, если пять, то ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ и ЛЯ (пять диезов по порядку, начиная с начала). Если после ключа видим два бемоля, то это обязательно будут бемоли СИ и МИ. Понимаете принцип?
А теперь еще одна важная вещь. Дело в том, что ключевые знаки выставляются не только в определенном порядке, но еще и всегда на одних и тех же линейках. На картинке, которая будет представлена ниже, вы увидите правильное расположение на нотном стане всех семи диезов и семи бемолей в скрипичном и басовом ключе. Смотрите и запоминайте, а еще лучше – перепишите несколько раз к себе в нотную тетрадь. Набейте руку, как говорится.
Обозначение диезов и бемолей по буквенной системе
Вы, наверное, уже слышали, что существует система буквенного обозначения звуков. По этой системе ноты записываются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H. Семь букв соответствуют семи нотам ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А вот для обозначения измененных нот вместо слов диез и бемоль к буквам прибавляют суффиксы IS (диез)и ES (бемоль). Подробнее об этом и о том, какие есть особенности и исключения из правил, вы можете почитать в статье «Буквенное обозначение нот».
А теперь – музыкальное упражнение. Для того, чтобы лучше запомнить, что такое диез, бемоль и бекар и в чем их сила, вместе с ребятами из ансамбля «Непоседы» разучите песню Л. Абеляна из сборника «Забавное сольфеджио» про эти знаки (смотрите видео).
Источник