- Ксилофон
- Ноты ксилофона — красивые мелодии для детей и взрослых
- Хрестоматия для ксилофона 1-3 классы
- Хрестоматия для ксилофона и малого барабана 1-3 классы
- СОДЕРЖАНИЕ
- КСИЛОФОН
- МАЛЫЙ БАРАБАН
- Ноты и мелодии на ксилофоне
- Как звучит ксилофон?
- Схемы детских песен для ксилофона
- Виды инструмента
- Как играть на ксилофоне?
- Как выбрать правильный инструмент?
- Ноты для металлофона (ксилофона, детского пианино)
- Хрестоматия для ксилофона 1-3 классы
- Хрестоматия для ксилофона и малого барабана 1-3 классы
- СОДЕРЖАНИЕ
- КСИЛОФОН
- МАЛЫЙ БАРАБАН
Ксилофон
Ноты ксилофона — красивые мелодии для детей и взрослых
Ксилофон — это древний простейший музыкальный инструмент. Подобного типа инструмента до сих встречаются у народов Азии,Африки, Латинской Америки
Первые упоминания ксилофона датированы начало 16 века в европейских источниках. Шлик А. в своем трактате описывает такой инструмент, называя его hueltze glechter.
До 19 века европейский ксилофон являлся примитивным инструментом. Он состоял из 20 деревянных кусочков, которые были связаны в цепочку. Для того, чтобы играть нужно было разложить его на ровной поверхности. Чем он и привлекал бродячих музыкантов.
Ксилофон был усовершенствован Гузиковым окло 1830 года, который увеличил диапазон этого музыкального инструмента до 2,5 октав. Также он поменял конструкцию, расположение брусков теперь стало в 4 ряда. Эта модель использовалась достаточно долго, около 100 лет.
На современном ксилофоне бруски расположены в два ряда наподобие клавиш фортепиано, снабжены резонаторами в виде жестяных трубок и размещены на специальном столике-стенде для удобства передвижения.
Источник
Хрестоматия для ксилофона 1-3 классы
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана 1-3 классы
Учебное пособие расчитано на учащихся первых трёх лет обучения. Оно состоит из двух основных разделов:
1 — для исполнения на ксилофоне
2 — для исполнения на малом барабане
СОДЕРЖАНИЕ
От составителей. 2
КСИЛОФОН
I. АППЛИКАТУРНАЯ ТАБЛИЦА ГАММ . . . 3
II. СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ГАММ . . . . . 3
III. УПРАЖНЕНИЯ. 4
IV. ЭТЮДЫ . 7
V. ПЬЕСЫ
1. Ехал казак за Дунай. Украинская народная песня . 14
2. Во поле береза стояла. Русская народная песня . 14
3. Веселые гуси. Украинская народная песня . , . . 14
4. Наш цыган. Молдавская народная песня . . . 14
5. Я сидела либо день, либо два. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова . . . 14
6. Уж как звали молодца. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова . . 14
7. Д. Кабалевский — Ежик . . 15
8. Б. Барток — Пьеса . . . . . . . . . 15
9. Б. Барток— Пьеса. 15
10. О. Герстер — Скерцо. 16
11. Д. Кабалевский — Прогулка . . . . . . 16
12. Д. Кабалевский — Вальс. 17
13. Г. Бургхард— Пьеса . . 17
14. 3. Кодай — Детский танец № 3. 18
15. А. Эшпай — Татарская танцевальная песня 18
16. М. Глинка — Полька . 18
17. М. Глинка — Простодушие . 19
18. М. Глинка — Андалузский танец. 19
19. П. Чайковский — Камаринская из «Детского альбома» . 20
20. И. Стравинский — Аллегро . . . . . 20
21. В. Косенко — Скерцино. 21
22. Д. Кабалевский — Старинный танец . . . . . 22
23. Д. Кабалевский — Медленный вальс . . . . 22
24. П. Чайковский — Вальс из «Детского альбома» . 23
25. Л. Бетховен — Турецкий марш из музыки к пьесе «Афинские развалины». . . 24
26. Ф. Шуберт — Музыкальный момент . . . 25
27. Д. Палиев — Тарантелла . 26
28. Д. Палиев — Вальс . . 27
29. Д. Кабалевский — Танец. 28
30. М. Балакирев — Полька. 28
31. В. Зверев — Скерцино. 29
32. С. Прокофьев — Танец антильских девушек из балета «Ромео и Джульетта». . 30
33. Р. Щедрин — Девичий хоровод из балета «Конек-Горбунок» . . 31
34. В. Моцарт — Рондо из сонаты для фортепиано . . 32
35. П. Чайковский — Мазурка из «Детского альбома» . 33
36. А. Глазунов — Гавот . 34
VI. АНСАМБЛИ
37. Вышел как-то ночью. Болгарская народная песня. Обработка Т. Егоровой . . 37
38. Вставала ранешенько. Русская народная песня. Обработка Т. Егоровой . 37
39. Камушка. (Ой, под-над Волгой сады зеленеют). Обработка С. Булатова. 37
40. П. Чайковский. Танец лебедей из балета «Лебединое озеро» . . . . , . . . . 39
41 С, Прокофьев — Гавот. 40
42. Д. Шостакович — Детская полька. 40
МАЛЫЙ БАРАБАН
I. Первоначальные ритмические упражнения. 42
1. Равномерное чередование ударов . . . . . 42
2. Пунктирный ритм. . 44
3. Паузы . . 44
4. Триоли 45
5. Короткий форшлаг . 46
II. Пионерские ритмы . . . . . 47
III. Упражнения для двух малых барабанов. 48
Источник
Ноты и мелодии на ксилофоне
Музыкальный ксилофон: что это и как он звучит?
Ксилофон — это инструмент, что относится к музыкальным. Его особенностью является высокая тональность воспроизведения звуков. Сам инструмент состоит из длинного ряда прямоугольных полосок из дерева (металла). Строение музыкальной полосы начинается от самой большой и заканчивается маленькой с самым высоким звучанием. К инструменту прилагается закругленная палочка с металлической головкой. Ударяя ею по брусочкам, можно издавать разные мелодичные звуки.
Как звучит ксилофон?
Схемы детских песен для ксилофона
Также на нашем портале есть ноты и схемы игры детских песен для пианино. Некоторые схемы игры на пианино практически ничем не отличается от схем игры на ксилофоне, поэтому вы можете смело брать схемы из этого раздела и играть в своё удовольствие. Единственное, нужно выбирать песни, в которых задействуется одинаковое количество «белых клавиш для пианино и пластин для ксилофона». Но, к сожалению, аналогов черных клавиш для ксилофона нет, поэтому лучше выбирать песни, в которых задействованы только белые клавиши.
Примеры схемы песни:
Здесь, белые клавиши соответствуют пластинам ксилофона, а черных на ксилофоне и вовсе нет. Чем длиннее ксилофон, тем больше мелодий можно сыграть из этого раздела.
Колыбельная «Спят усталые игрушки» ноты цифрами — читайте тут.
Виды инструмента
Ксилофон бывает двухрядный и четырехрядный. Можно научиться играть на ксилофоне двумя металлическими палочками, соблюдая расстояние в 5 см от пластины. Двухрядный ксилофон подразумевает игру несколькими палочками, которые имеют разный диаметр. Такое воспроизведение требует в чередовании их между пальцами.
Игра на ксилофоне требует быстроты действия, так как звук инструмента быстро затихает. Инструмент больше применим для создания таких музыкальных мелодий, как пассаж, арпеджио. Ксилофонные ноты состоят из скрипичного ключа, где партия записывается по низкой октаве, что в разы ниже истинного звучания. Партитура нотируется под партией колокольчиков.
Преимуществом инструмента является его мобильность в сочетании с необыкновенно красивым звучанием. Благодаря такому свойству инструмент приобрел популярность и востребованность во всех уголках мира.
Как играть на ксилофоне?
Для создания мелодичных звуков возьмите молоточек. Край ударника должен касаться указательного пальца так, чтобы подушечка пальца лежала сверху. Такое положение рук поможет фиксации кончика музыкальной палочки без особого прижима. Запястье музыканта должно быть в расслабленном состоянии. Если на молоточек подавать силу, звук приобретет неправильную тональность. В начале обучения требуется проиграть ноты одной рукой и одной палочкой. По мере запоминания мелодии или нотного порядка нужно повторить то же действие второй рукой, и в дальнейшем пробовать проигрывать их двумя руками. Чтобы лучше запомнить материал, требуется заучить такое положение: в мажоре нота «до» берется левой рукой, «ре» – правой, «ми» – левой.
Нотный стан ксилофона можно приобрести в готовом виде, также для обучения подойдет музыкальная хрестоматия для новичков, используемая в школе музыкальных искусств. Цель обучающего курса — научиться распознавать ноты для ксилофона, их расположение и длительность звучания. Целое нотное звучание значится белым кружком, половина — кружком с палочкой, четверть — темный кружок и палочка, 8-я нота отмечается галочкой,16-я — двумя галочками.
Долевая степень каждого такта должна быть идентичной размеру нотного стана. Для практического занятия следует разучить и исполнить несложную композицию. Для этой цели нужно брать звуковые рифмы той рукой, которой удобно. В нотах можно использовать специальные значения. Игра должна начинаться с медленного звучания, в ходе которого важно точно ударять молоточком по центру дощечки. По мере запоминания нот, темп нужно увеличить.
В дальнейшем следует научиться проигрывать любые ноты, обязательно попадая без промаха на середину дощечки инструмента. Действия должны быть скользящими, без напряжения рук и пальцев. Эти навыки пригодятся в произведениях со сложной постановкой, в которых присутствует высокое нотное звучание.
Как выбрать правильный инструмент?
В процессе подбора инструмента следует обратить внимание на его внешний вид. Все дощечки, если они однотонные, должны быть цельными с гладкой поверхностью. Если они имеют разный цвет, стоит посмотреть, как легла краска: если она нанесена равномерно, ксилофон пригоден к использованию.
Для обучения детей лучше приобрести ксилофон, на котором прописаны ноты. Если такого не имеется, ноты определяются на слух. Детский ксилофон имеет конструкцию, настроенную на звучание в «до-мажоре», а вот «ля-минор» на таком инструменте взять не удастся.
Профессиональный ксилофон настроен хроматически, где каждая из дощечек проигрывается в полтона. Начинать играть на детском ксилофоне можно с 5-6 лет. В дальнейшем этот музыкальный инструмент используется для сольного выступления, игры в оркестре или на эстраде.
Источник
Ноты для металлофона (ксилофона, детского пианино)
Строй от самой низкой ноты (левая, самая большая пластинка) до самой высокой:
Пластинки могут быть подписаны латинскими буквами и обычно окрашены в разные цвета, но на разных игрушках по-разному, поэтому я пишу порядковыми номерами и буквами, а для ребёнка можно сделать карточки с цветными квадратиками или цветными нотками, ориентируясь именно на ваш металлофон. Я для себя подписала пластинки маркером.
Промежутки примерно показывают длительность нот, то есть ритм. По названию можно на ютубе найти и послушать оригинальные мелодии. Некоторые немного изменены, чтобы можно было сыграть.
Happy birthday to you (изменена)
112 1 4 3 112 1 5 4
118 6 443 2 776 4 5 4
CCD C F E CCD C G F
CCC+ A FFE D HHA F G F
Are you sleeping (изменена)
1 2 3 1 1 2 3 1 3 4 5 3 4 5
56543 1 56543 1 1 5 1 1 5 1
C D E C C D E C E F G E F G
GAGFE C GAGFE C C G C C G C
4444433 32212 5
FFFFFEE EDDCD G
43215 5 43215 5
466435535 4321 1
FEDCG G FEDCG G
FAAFEGGEG FEDC C
Во поле берёза стояла (изменена)
66665 443 2 668655443 2
3 45 443 2 3 455443 2
AAAAG FFE D AAC+AGGFFE D
E FG FFE D E FGGFFE D
655 644 65 5316 4
655 644 65 6543 2 1 146
6765 5654 67654354 67654354
65 3 4 65 3 4 65 8 4
AGG AFF AG GECA F
AGG AFF AG AGFE D C CFA
AHAG GAGF AHAGFEGF AHAGFEGF
AG E F AG E F AG C+ F
имперский марш из звёздных войн
3 3 3 1 53 1 53
7 7 7 8 53 1 53
E E E C GE C GE
H H H C+ GE C GE
산토끼 (горный заяц)
5 33531 2 32135
8 58 5853 5 24321
G EEGEC D EDCEG
C+ GC+ GC+GE G DFEDC
곰세마리 (три медведя)
1 111 1 3 553 1
C CCC C E GGE C
타요 opening (Тайо — начальная заставка, изменена)
Источник
Хрестоматия для ксилофона 1-3 классы
Хрестоматия для ксилофона и малого барабана 1-3 классы
Учебное пособие расчитано на учащихся первых трёх лет обучения. Оно состоит из двух основных разделов:
1 — для исполнения на ксилофоне
2 — для исполнения на малом барабане
СОДЕРЖАНИЕ
От составителей. 2
КСИЛОФОН
I. АППЛИКАТУРНАЯ ТАБЛИЦА ГАММ . . . 3
II. СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ГАММ . . . . . 3
III. УПРАЖНЕНИЯ. 4
IV. ЭТЮДЫ . 7
V. ПЬЕСЫ
1. Ехал казак за Дунай. Украинская народная песня . 14
2. Во поле береза стояла. Русская народная песня . 14
3. Веселые гуси. Украинская народная песня . , . . 14
4. Наш цыган. Молдавская народная песня . . . 14
5. Я сидела либо день, либо два. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова . . . 14
6. Уж как звали молодца. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова . . 14
7. Д. Кабалевский — Ежик . . 15
8. Б. Барток — Пьеса . . . . . . . . . 15
9. Б. Барток— Пьеса. 15
10. О. Герстер — Скерцо. 16
11. Д. Кабалевский — Прогулка . . . . . . 16
12. Д. Кабалевский — Вальс. 17
13. Г. Бургхард— Пьеса . . 17
14. 3. Кодай — Детский танец № 3. 18
15. А. Эшпай — Татарская танцевальная песня 18
16. М. Глинка — Полька . 18
17. М. Глинка — Простодушие . 19
18. М. Глинка — Андалузский танец. 19
19. П. Чайковский — Камаринская из «Детского альбома» . 20
20. И. Стравинский — Аллегро . . . . . 20
21. В. Косенко — Скерцино. 21
22. Д. Кабалевский — Старинный танец . . . . . 22
23. Д. Кабалевский — Медленный вальс . . . . 22
24. П. Чайковский — Вальс из «Детского альбома» . 23
25. Л. Бетховен — Турецкий марш из музыки к пьесе «Афинские развалины». . . 24
26. Ф. Шуберт — Музыкальный момент . . . 25
27. Д. Палиев — Тарантелла . 26
28. Д. Палиев — Вальс . . 27
29. Д. Кабалевский — Танец. 28
30. М. Балакирев — Полька. 28
31. В. Зверев — Скерцино. 29
32. С. Прокофьев — Танец антильских девушек из балета «Ромео и Джульетта». . 30
33. Р. Щедрин — Девичий хоровод из балета «Конек-Горбунок» . . 31
34. В. Моцарт — Рондо из сонаты для фортепиано . . 32
35. П. Чайковский — Мазурка из «Детского альбома» . 33
36. А. Глазунов — Гавот . 34
VI. АНСАМБЛИ
37. Вышел как-то ночью. Болгарская народная песня. Обработка Т. Егоровой . . 37
38. Вставала ранешенько. Русская народная песня. Обработка Т. Егоровой . 37
39. Камушка. (Ой, под-над Волгой сады зеленеют). Обработка С. Булатова. 37
40. П. Чайковский. Танец лебедей из балета «Лебединое озеро» . . . . , . . . . 39
41 С, Прокофьев — Гавот. 40
42. Д. Шостакович — Детская полька. 40
МАЛЫЙ БАРАБАН
I. Первоначальные ритмические упражнения. 42
1. Равномерное чередование ударов . . . . . 42
2. Пунктирный ритм. . 44
3. Паузы . . 44
4. Триоли 45
5. Короткий форшлаг . 46
II. Пионерские ритмы . . . . . 47
III. Упражнения для двух малых барабанов. 48
Источник