Ноты лист ты мой покой

Ф. Лист — Избранные песни — Ноты для голоса

Нотные сборники для голоса и фортепиано Ференца Листа


Ф. Лист
Песни для голоса с фортепиано

в трех томах
Том I
составление, редакция, вступительная статья и комментарии Я.И. Мильштейна
“Музыка”, 1979г.
номер 9550

Песенное творчество Листа. Вступительная статья Я. Мильштейна
Златокудрый ангел мой. Слова Ч. Бочеллы, перевод С. Заяицкого / Angiolln dal biondo crin. Parole di C. Bocella
Три сонета Петрарки. Перевод А. Бердникова / Tre sonetti di Petrarca
Сонет XXXIX (47) / Sonetto XXXIX (47)
Сонет ХС (104) / Sonetto ХС (104)
Сонет CV (123) / Sonetto CV (123)
Жемчужина. Слова Т. Гогенлоэ, перевод А. Бердникова. / La Perla. Parole di Th. Hohenlohe
Как дух Лауры. Слова В. Гюго, перевод В. Коломийцева. / Oh, quand je dors. Paroles de V. Hugo
Как жизнь нам спасти. Слова В. Гюго, перевод С. Заяицкого / Comment, disaient-ils. Paroles de V. Hugo
Дитя, будь я царем. Слова В. Гюго, перевод Дм. Седых. / Enfant, si j’йtais roi. Paroles de V. Hugo
Когда бы чудесный луг. Слова В. Гюго, перевод А. Машистова. / S’il est un charmant gazon. Paroles de V. Hugo
Могила и роза. Слова В. Гюго, перевод Дм. Седых / La tombe et la rose. Paroles de V. Hugo
Гастибельца (Болеро). Слова В. Гюго, перевод М. Павловой. / Qastibelza (Bolero). Paroles de V. Hugo
Старый бродяга. Слова П.-Ж. Беранже, перевод Т. Сикорской / Le vieux vagabond. Paroles de P.-J. Bйranger
Жанна д’Арк на костре. Слова А. Дюма, перевод И. Емельяновой / Jeanne d’Arc au bыcher. Paroles d’A. Dumas
Я. утратил всё — жизнь и силы. Слова А. де Мюссе, перевод А. Машистова / J’ai perdu ma force et ma vie. Paroles d’A. de Musset
Он так любил!. Слова Д. де Жирарден, перевод А. Машистова / m’aimait tant! Paroles de D. de Girardin
Женские слезы. Слова К. Павловой, перевод И. Емельяновой. Les pleurs des femmes. Paroles de C. Pavlovai
Не брани меня, мой друг. Слова А. К- Толстого.
Гори, солнца луч! Слова А. Теннисона, перевод Т. Сикорской. / Go not, happy day. Words by A. Tennison
Приложение
Три сонета Петрарки, Первая редакция. Перевод А. Бердникова Tre sonetti di Petrarca. Prima redazione
Сонет 1. / Sonetto 1
Сонет 2. / Sonetto 2
Сонет 3. / Sonetto 3
Как дух Лауры. Первая редакция. Слова В. Гюго, перевод В. Коломийцева
Oh! quand je dors. Rйdaction premиre. Paroles de V. Hugo

Читайте также:  Набор нот как называется

Настоящее трехтомное издание песен Листа содержит в себе все его песни в окончательных прижизненных редакциях, а также наиболее интересные — в художественном и познавательном планах — ранние редакции. Включены в него и те произведения, которые сам автор по тем или иным причинам не опубликовал и которые были изданы посмертно. Тексты многих песен переведены на русский язык впервые; некоторые песни даны в переводах, известных по изданию: Лист Ф. Песни. Для голоса с фортепиано. Тетр. 1—2 / Редакция Павла Ламма. — М.: Музгиз, 1933.
При составлении трехтомника мы придерживались принципа, по которому сам автор распределил накопившиеся у него за много лет материалы для своего последнего прижизненного издания песен (сначала в немецком, затем во французском варианте) — по авторам текстов. Изменен лишь порядок авторов. В настоящем издании в первом томе помещены песни- на слова французских, итальянских, английских и русских поэтов, во втором и третьем томах — песни на слова немецких и венгерских поэтов.
Мы отказались от хронологического принципа, который в силу особого генезиса песен Листа (создание песен на протяжении многих лет, наличие различных редакций и версий) не оправдывает своего назначения.
Мы отказались и от того распределения песен, которое диктуется циклами, ибо таковых у Листа совсем мало; только немногие песни были задуманы Листом с самого начала в форме цикла.
Орфография автора подвергалась лишь самой необходимой редакционной корректуре. Очевидные мелкие опечатки и неточности письма исправлены в тексте без особых оговорок. Все дополнения, сделанные редактором для пояснения характера исполнения, либо выделены мелким шрифтом, либо заключены в скобки. Те параллельные места, которые не вызывали никакого сомнения в идентичности, приведены в полное соответствие друг с другом (в автографах Лист обычно отмечал такие места знаком повторения или буквенными обозначениями и цифрами над повторяющимися тактами).
В комментариях к песням приводятся даты их создания, даты первых изданий, сведения об автографах и их копиях, которыми располагал составитель.
Нотный текст песен сверен с первыми изданиями и там, где это было возможно, с автографами. Учтены также данные ряда позднейших изданий. Разночтения даны в подстрочных примечаниях.

Скачать ноты


Ф. Лист
Песни для голоса с фортепиано

в трех томах
Том II
составление, редакция и комментарии Я.И. Мильштейна
“Музыка”, 1981г.
номер 11268

Король жил в Фуле когда-то. Слова И. В. Гёте, перевод С. Заяицкого (редакция А. Машистова) / Es war ein Kуnig in Thule. Worte von J. W. Goethe
Песнь Миньоны. Слова И. В. Гёте, перевод С. Заяицкого. Mignons Lied. Worte von J. W. Goethe
Приди, о приди ко мне. Слова И. В. Гёте, перевод С. Заяицкого Der du von dem Himmel bist Worte von J. W. Goethe
Радость и горе. Первая версия. Слова И. В. Гёте, перевод С. Заяицкого
Freudvoll und liedvoll. Erste Vertonung. Worte von J. W. Goethe
Радость и горе. Вторая версия. Слова И. В. Гёте, перевод С. Заяицкого
Freudvoll und liedvoll. Zweite Vertonung. Worte von J. W. Goethe
Кто горечь злой нужды вкусил. Первая версия. Слова И. В. Гёте, перевод В. Коломийцева
Wer nie sein Brot mit Tranen afi. Erste Vertonung. Worte von J. W. Goethe
Кто горечь злой нужды вкусил. Вторая версия. Слова И. В. Гёте, перевод В. Коломийцева
Wer nie sein Brot mit Tranen afi. Zweite Vertonung. Worte von J. W. Goethe
Всюду тишина и покой. Слова И. В. Гёте, перевод С. Заяицкого Ober alien Gipfeln ist Ruh. Worte von J. W. Goethe
Три песни из пьесы Ф. Шиллера «Вильгельм Телль» Drei Lieder aus Schillers.Wilhelm Teli»
1. Мальчик-рыбак. Перевод С. Заяицкого. Der Fischerknabe
2. Пастух. Перевод А. Машистова Der Hirt
3. Альпийский охотник. Перевод С. Заяицкого. Der Alpenjager
Лорелея. Слова Г. Гейне, перевод С. Заяицкого. / Die Lorelei. Worte von H. Heine
В волнах прекрасных Рейна. Слова Г. Гейне, перевод В. Коломийцева (редакция А. Машистова). / Im Rhein, im schonen Streme. Worte von.H. Heine
Смертельной полны отравы. Слова Г. Гейне, перевод С. Заяицкого / Vergiftet sind meine Lieder. Worte von H. Heine
Утром, как встаю, мечтаю. Слова Г. Гейне, перевод А. Машистова / Morgens steh ich auf und frage. Worte von H. Heine
Звал я смерть к себе вначале. Слова Г. Гейне, перевод А. Машистова / Anfangs wollt ich fast verzagen. Worte von H. Heine
Ты, как цветок, прекрасна. Слова Г. Гейне, перевод А. Машистова
Du bist mie eine Bitinte. Worte von H. Heine
Один в горах пустынных. Первая версия. Слова Г. Гейне, перевод А. Машистова
Eмn Fichtenbaum steht einsam. Erste Vertonung. Worte von H, Heine
Один в горах пустынных. Вторая версия. Слова Г. Гейне, перевод А. Машистова
Eмn Fichtenbaum steht einsam. Zweite Vertonung. Worte von H. Heine
Уйти хотел бы. Слова Г. Гервега, перевод Г. Шохмана.
Ich mтchte hingehn. Worte von G. Herwegh
Как звонок птичий хор. Слова Г. Гофмана фон Фаллерслебена, перевод С. Заяицкого
Wie singt die Lerche schуn. Worte von H. Hoffmann von Fallersleben
Вы мне дайте сном забыться. Слова Г. Гофмана фон Фаллерслебена, перевод С. Заяицкого
Lafit mich ruhen. Worte von H. Hoffmann von Fallersleben
Средь радостей, средь мук любви. Слова Г. Гофмана фон Фаллерслебена, перевод С. Заяицкого
In Liebeslust. Worte von H. Hoffmann von Fallersleben
Прощанье. Слова Г. Гофмана фон Фаллерслебена, перевод А. Машистова
Ich schиide. Worte von H. Hoffmann von Fallersleben
Осенние ветры уныло шумят. Слова Л. Рельштаба, перевод Г. Шохмана
Es rauschen die Winde. Worte von L. Rellstab
Ты луч возьми у солнца. Слова Л. Рельштаба, перевод С. Заяицкого
Nimm einen Strahl der Sonne (Ihr Auge). Worte von L. Rellstab
О, где он? Слова Л. Рельштаба, перевод С. Заяицкого Wo weilt er? Worte von L. Rellstab
В любви всё чудных чар полно. Слова О. Редвица, перевод С. Заяицкого
Es mu$ ein Wunderbares sein. Worte von O. Redwitz
Могила предков. Слова Л. Уланда, перевод Т. Сикорской Die Vаtergruft. Worte von L. Uhland
Высокая любовь. Слова Л. Уланда, перевод А. Машистова Hohe Liebe. Worte von L. Uhland
Я умер от мук страсти блаженной. Слова Л. Уланда, перевод A. Машистова
Gestorben war ich. Worte von L. Uhland
Люби, люби, пока дано любить. Слова Ф. Фрейлиграта, перевод B. Коломийцева
О lieb. Worte von F. Freiligrath
И мы к мертвым взывали. Слова Ф. Фрейлиграта, перевод М. Сапонова
Und wir dachten der Toten. Worte von F. Freiligrath
Приложение
Песнь Миньоны. Третья редакция. Слова И. В. Гёте, перевод С. Заяицкого
Mignons Lied. (Dritte Fassung.) Worte von J. W. Goethe
Три песни из пьесы Ф. Шиллера «Вильгельм Телль»., Первая редакция
Drei Lieder aus Schillers.Wilhelm Teli». Erste Fassung
1. Мальчик-рыбак. Перевод С. Заяицкого. Der Fischerknabe
2. Пастух. Перевод А. Машистова. / Der Hirt
3. Альпийский охотник. / Der Alpenjager
Комментарии

Читайте также:  Канон богородицы глас 2 ноты

Скачать ноты


Ф. Лист
Песни для голоса с фортепиано

в трех томах
Том III
составление, редакция и комментарии Я.И. Мильштейна
“Музыка”, 1982г.
номер 11832

Усопшим Веймара. Слова Ф. Шобера, перевод Дм. Седых
Weimars Toten. Worte von F. Schober
Могущество музыки. Слова Елены Орлеанской, перевод А. Машистова
Die Macht der Musik. Worte von der Herzogin Helene von Orlйans
Майский букет. Слова И. Мюллера, перевод С. Заяицкого. Muttergottes-Strаufylein zurh Maimonate. Worte von J. Mflller
1. Фиалка
Das Veilchen
2. Первоцвет
Die Schliisselblщmen
Люблю тебя. Слова Ф. Рюккерта, перевод С. Заяицкого. мch tiebe dich. Worte von F. Rщckert
В реке цветок лилеи. Слова Э. Гейбеля, перевод С. Заяицкого. Die stille Wasserrose. Worte von E. Qeibel
Три цыгана. Слова H. Ленау, перевод М. Павловой. / Die drei Zigeuner. Worte von N. Lenau
Снова рядом быть с тобою. Слова П. Корнелиуса, перевод С. Заяицкого
Wieder mтchf ich dir begegnen. Worte von P. Cornelius
Юношеское счастье. Слова Р. Поля, перевод Г. Шохмана / Jugendgliick. Worte von R. Pohl
Цветок и запах. Слова Ф. Геббеля, перевод С. Заяицкого Blume und Duft. Worte voti F. Hebbel
Лейся, лейся, взор лазурный. Слова Ф. Дингельштедта, перевод С. Заяицкого
Schwebe, schwebe, blaues Auge. Worte von F. Dingelstedt
Напев мой, лети. Серенада. Слова И. Нордмана, перевод Г. Шохмана
Kling leise, mein Lied. Standchen. Worte von J. Nordmann
Ноиненверт. Слова Ф. Лихновского, перевод Г. Шохмана Nonnenwerth. Worte von F. Lichnowsky
Дочь рыбака. Слова К. Коронини, перевод Г. Шохмана.
Die Fischerstochter. Worte von К. Coronini
Колокола Марлинга. Слова Э. Ку, перевод ,М. Павловой.
Ihr Glocken von Marling. Worte von E. Kuh
И молви так. Слова Р. Бигелебена, перевод А. Машистова / Und sprich. Worte von R. Biegeleben
Безмолвен будь. Слова Г. Шорн, перевод С. Заяицкого Sei stili. Worte von H. Schorn
Мертвый соловей. Слова Ф. Кауфмана, перевод М. Павловой Die tote Nachtigall. Worte von Ph. Kaufmann Счастливый. Слова A. Вильбранда, перевод С. Заяицкого Per Gluckliche. Worte von A. Wilbrand
Хотел тебе венок сплести я. Слова Ф. Боденштедта, перевод С. Заяицкого / Einst. Worte von F. Bodenstedt
К Эдлитам. Слова Ф. Боденштедта, перевод Г. Шохмана. Ап Edlitam. Worte von F. Bodenstedt
Молитва. Слова M. Лермонтова, перевод на немецкий Ф. Боденштедта.
Gebet. Worte von М. Lermontow, deutsche Ubersetzung von F. Bodenstedt
Ты. Слова E. Мещерского, перевод M. Павловой
Bist dui Worte von E. Mestschersky
Тайна любви. Первая версия. Слова Ш. Хагн, перевод Дм. Седых Was Liebe sei? Erste Vertonung. Worte von Qh. Hagn
Тайна любви. Вторая версия. Слова Ш. Хагн, перевод Дм. Седых Was Liebe sei? Zweite Vertonung. Worte von Ch. Hagn
Тайна любви. Третья версия. Слова Ш. Хагн, перевод Дм. Седых
Was Liebe sei? Dritte Vertonung. Worte von Cfa. Hagn
Покинута. Слова Г. Михеля, перевод С. Заяицкого. Verlassen. Worte von G. Micheli
Дневные звуки замолкают. Слова Ф. Саара, перевод А. Машистова
Des Tages laute Stimmen schweigen. Worte von F. Saar
О, море в час ночной. Слова А. Мейснера, перевод М. Павловой
О Meer im Abendstrahl. Worte von A. Meissner
Прощай! Слова Л. Хорвата, перевод С. Заяицкого.
Isten veledl Szovege: Horvаth L.
Бог венгров. Слова Ш. Петефи, перевод М. Павловой / A magyarok Isterie. Szovege: Petofi S.

Приложение
Мертвый соловей. Первая редакция. Слова Ф. Кауфмана, перевод
М. Павловой.
Die tote Nacktigall. Erste Fassung. Worte von F. Kaufmann
Лейся, лейся, взор лазурный. Первая редакция. Слова Ф. Дин-
гельштедта, перевод С. Заяицкого
Schwebe, schwebe, blаues Auge. Erste Fassung. Worte von F. Dingelstedt
Напев мой, лети. Серенада. Первая редакция. Слова И. Норд-
мана, перевод Г. Шохмана.
Kling leise, mein Lied. Stаndchen. Erste Fassung. Worte von J. Nordmann
Комментарии

Скачать ноты

Источник

Франц Шуберт — Песни — Ноты для фортепиано

Нотные издания, сборники, песенники для фортепиано
ноты в pdf

_
Ф. Шуберт
Зимний путь

Цикл песен на слова В. Мюллера
для голоса с фортепиано
перевод С. Заяицкого
«Музыка», 1973г., 1956г.
номер 7974 м12910г

Печатается по изданию: Шуберт Ф. Зимний путь. М., Музгиз, 1960г. Редакцией внесены некоторые уточнения и исправления в соответствии с исследованием ЮXоxлoвa «Зимний путь» Франца Шуберта, М., «Музыка», 1967г. Построчные примечания, принадлежащие П. Ламму (приведенные в издании 1960 г.), даются без изменений. (Ред.). Тексты на русском и немецком языках.

1. Спокойно спи /
2. Флюгер /
3. Застывшие слезы /
4. Оцепенение /
5. Липа /
6. Водный поток /
7. У ручья /
8. Воспоминание / Auf dem Flusse
9. Блуждающий огонек /
10. Отдых /
11.Весенний сон /
12. Одиночество /
13. Почта /
14. Седины /
15. Ворон /
16. Последняя надежда / Letzte Hoffnung
17. В деревне /
18. Бурное утро /
19. Обман /
20. Путевой столб /
21. Постоялый двор /
22. Бодрость /
23. Ложные солнца / Die Nebensonnen
24. Шарманщик /

Скачать ноты


Ф. Шуберт
Избранные песни

в транскрипции для фортепиано Ф. Листа
для голоса с фортепиано
«Музыка», 1989г.
номер 14207
(pdf, 11.4 Мб)

  • ИЗ ЦИКЛА «ПРЕКРАСНАЯ МЕЛЬНИЧИХА»
    • В путь
    • Мельник и ручей
    • Куда?
    • Нетерпение
  • ИЗ ЦИКЛА «ЗИМНИЙ ПУТЬ»
    • Покойной ночи
    • Мужество
    • Почта
    • Оцепенение
    • Поток
  • ИЗ СБОРНИКА «ДВЕНАДЦАТЬ ПЕСЕН»
    • Баркарола
    • Ты мой покой
    • Гретхен за прялкой
    • Утренняя серенада
  • ИЗ СБОРНИКА «ШЕСТЬ МЕЛОДИИ»
    • Форель
  • ИЗ СБОРНИКА «ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ»
    • Серенада.

Скачать ноты


Ф. Шуберт
Избранные песни

в шести томах
Том 1
Песни на слова И.В. Гёте
составление, редакция Ю.Н. Хoхлoвa
«Музыка», 1975г.
номер 8824

Песни Шуберта
Великий австрийский композитор Франц Шуберт (1797—1828) создал множество замечательных творений, прочно вошедших в золотой фонд мирового музыкального искусства. Он внес крупнейший вклад в самые различные области музыкального творчества. В числе его симфоний — гениальные «неоконченная» и «большая» симфония C-dur, которые обозначили типы лирико-драматической и героико-эпической симфонии и проложили новые пути развития западноевропейского симфонизма. Среди его камерных инструментальных произведений — необычайно значительные по содержанию струнный квинтет C-dur, квартеты a-moll, d-moll («Смерть и девушка») и G-dur, непритязательный, но исполненный музыкальных красот, пленяющий своей юношеской жизнерадостностью фортепианный квинтет «Форель». Свое слово Шуберт сказал и в области фортепианной музыки — в соответствии с собственными творческими установками он переосмыслил традиционный жанр фортепианной сонаты, опоэтизировал бытовой танец, утвердил новые жанры романтической фортепианной миниатюры — экспромт и «музыкальный момент». Инструментальная музыка Шуберта получила всеобщее признание; в нашей стране вниманию к этой области его творчества немало содействовали высказывания передовых русских музыкальных критиков и в первую очередь В. В. Стасова. Мало известны лишь оперы и зингшпили Шуберта, однако не потому, что плоха их музыка, но главным образом из-за неудачных либретто. Время, когда Шуберта считали только автором песен, давно прошло. И все же даже сейчас песню надо признать основной областью его композиторской деятельности — учитывая его достижения в этом жанре и то значение, какое песня имела для других областей его творчества.

Шуберта нередко называют основоположником камерной вокальной лирики, и подобное определение вряд ли можно счесть преувеличением. Правда, Шуберт отнюдь не был создателем жанра песни, понимаемой как небольшое произведение для голоса с сопровождением струнного клавишного инструмента. Бытовая песня в Германии и Австрии существовала издавна. Однако до Шуберта песня рассматривалась как жанр второстепенного, если не третьестепенного значения. Предшественники Шуберта, представители венской классической школы Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен отдали определенную дань жанру песни, но не выступили как его реформаторы. Хотя среди песенных произведений Гайдна и Моцарта немало привлекательных, демонстрирующих типические черты стиля их авторов, в целом песня оставалась для них чем-то побочным, «мелочью», которой они занимались как бы «между делом», осуществив какой-то более значительный замысел и еще только вынашивая новый. Больше внимания уделял песне Бетховен, обращаясь к самым различным темам, вплоть до философских. В то же время в песнях Бетховена мы встречаем традиционные средства вокальной музыки, которые сочетаются с чертами чисто инструментального мышления, остававшегося для композитора господствующим. Лишь в отдельных песнях Гайдна, Моцарта и Бетховена выступают элементы новой трактовки жанра, придающие сочинению большую художественную весомость. Таковы, например, «Фиалка» Моцарта и «Песня о блохе» Бетховена, однако это исключения, лишь подтверждающие правило.

Предисловие к первому тому
Среди поэтов, на тексты которых Шуберт писал песни, первое место по праву принадлежит Гёте. И не только потому, что на его стихи Шуберт создал около семи десятков песен — больше, чем на стихотворения какого-либо другого поэта. Важно понять, кем был Гёте для Шуберта. Когда в апреле 1816 года Шуберт послал поэту тетрадь тщательно переписанных песен на его тексты, включавшую ряд шедевров, он приложил сопроводительное письмо Шпаунаг в котором в частности говорилось, что Шуберт обязан Гёте «не только возникновением большей части своих произведений, но в значительной степени и тем, что он стал певцом немецких песен». И это отнюдь не было преувеличением. Именно стихотворение Гёте вдохновило Шуберта на создание первой его выдающейся песни («Гретхен за прялкой»); несравненные качества гётевской поэзии позволили совсем еще незрелому композитору в могучем порыве вдохновения создать бессмертное творение. Немало замечательных песен на стихи Гёте он написал и впоследствии—такие их качества как простота и ясность языка, подлинная музыкальность, глубина содержания и непосредственность его выражения, совершенство формы, почти зрелищная конкретность образов неизменно воспламеняли творческую фантазию композитора. Жизнерадостность и человечность порожденной самой жизнью «здоровой и нормальной», по выражению В. Г. Белинского, поэзии Гёте, тесное слияние в ней поэтически-конкретного и живой, пытливой мысли, прочная связь ее с народным искусством очень импонировали Шуберту. Шуберт чтил Гёте и поклонялся ему; дважды он предпринимал попытки установить личный контакт с поэтом. Они не увенчались успехом, так как поэт, воспитанный на музыке XVIII века, не понял гениальных дерзаний Шуберта. И все-таки Гёте являлся для Шуберта не только автором многих замечательных, поистине «песенных» стихотворений — своим творчеством великий «олимпиец» оказал влияние на формированне самой личности композитора, поднявшегося в отношении к миру до пантеизма, близкого к гётевскому.

Важную группу шубертовских песен на тексты Гёте составляют «песни в народном духе». Первое место среди этих строфических песен принадлежит «Дикой розе» (1815), пленяющей свежестью, непосредственностью, почти детской простотой, лишенным всякой рефлексии радостным восприятием жизни. Великолепны и другие подобного рода песни, возникшие в том же 1815 году — мало известная «Пряха», в которой глубокая прочувствован-ность соединяется с характерным для народной песни «объективным» тоном; выдержанная в духе веселого народного лендлера «Швейцарская песня»; прелестная, напоминающая о моцартовском Папагено, песенка продавца птиц «Кто купит богов любви?»; дышащие тонким и мягким юмором песни «Ювелирный подмастерье» и «Любовник во всех обличьях». Из гётевских баллад, неизменно близких к народным образцам, только «Лесной царь» и «Певец» (1815) вызвали музыкальные воплощения, по форме далекие от народного искусства. При этом, однако, гениальный «Лесной царь» отнюдь не противостоит ему — содержание, образы этого произведения глубоко народны. В большинстве же своем баллады Гёте были трактованы Шубертом как простые строфические тесни, в музыке которых передается не столько само развитие событий, сколько проникнутый народной мудростью общий взгляд на них, их общая опенка. В числе таких баллад Шуберта — «Рыбак» и «Крысолов» (1815); на последнее стихотворение Гуго Вольф создал знаменитую драматическую песню, акцентирующую колдовские чары крысолова. Однако шубертовшая интерпретация текста, несомненно, более отвечает характеру и самой структуре гётевской баллады. Как подлинную народную балладу трактует Шуберт и песню Гретхен «Король в Фуле» из «Фауста» (1816); по своему настроению она гармонирует с задумчивым, скрыто-беспокойным состоянием Гретхен.
Несколько очень различных по содержанию песен, созданных композитором,, главным образом, на нерифмоваздные стихи Гёте, можно определить как «философские»; во всех этих песнях, большей частью «сквозных» по строению, поэт и композитор поднимаются до самых широкоохватных обобщений, касающихся мира природы и человека. Быть может, наиболее впечатляющая из них — песня «Вознице Кроносу» (1816); поэт изображает в ней течение всей своей жизни как путешествие в повозке, которой правит само время — Хронос (сто часто смешивали с Кроносом, отцом Зевса, согласно античной мифологии). Поэт хочет прожить жизнь как можно полнее и деятельнее, постигнуть ее закономерности, познать все ее радости. Он понукает своего возницу и на пути в гору, и на пути вниз, под гору жизни, к вратам подземного царства; понимая смерть как закономерный исход человеческого существования, он хочет до конца пронести факел жизни ярко пылающим и встретить смерть гордо, без страха. Шубертовское воплощение этого стихотворения поистине вдохновенно, музыка песни исполнена силы, порыва, безрассудной отваги. Фигурации в партии фортепиано, ассоциирующиеся со скачкой лошадей и вращением колес, передают одновременно бурное кипение жизни, ее активный, устремленный вперед бег. Чутко видоизменяясь в зависимости от конкретного смысла отдельных эпизодов песни, эти фигурации, подобно фигурациям в фортепианной партии песен «Гретхен за прялкой» и «Лесной царь», сохраняются до конца сочинения, где к ним присоединяется еще один меткий изобразительный штрих —воспроизведение звучания рожка возницы. Картинность, красочность, реалистическая конкретность образов этой песни, в которой Шуберт столь полно разделяет мироощущение Гёте, поразительны.

В неожиданном для мало знакомых с его музыкой облике композитор выступает и в таких
гётевских песнях как «Прометей», «Ганимед», «(Границы человечества». «Прометей» —
яркое проявление шубертовской героики, гордое самоутверждение человеческой личности, бросающей дерзкий вызов тирании богов. Это песня титанической силы и солнечного оптимизма, подлинная драм этическая сцена, которая могла бы явиться ядром оперного сочинения. В ней обращает на себя внимание выразительность речитативов, гибко переходящих в более напевные эпизоды и мовь из них возникающих. В песне «Границы человечества» (1821) человек представлен как элемент неизмеримо более могущественной, необъятной и вечной природы; пеоня симфонична по своей концепции, и ее партия фортепиано взывает к оркестру. «Ганимед» — воодушевленный гимн природе, выступающей и в конкретных, зримых образах— весеннего утра, травы, цветов, соловья, облаков. К «философским» песням примыкает вторая «Ночная песнь странника» (1823), написанная на прославленное стихотворение, хорошо известное у нас по переводу М. Ю. Лермонтова «Горные вершины». Тема его — тема смерти как закономерного завершения жизни, своего рода отдыха, сна, необходимого для всего живущего. Песня эта, дышащая глубоким покоем и сдержанной грустью — шедевр по силе, глубине, концентрации и вместе с тем богатству и разнообразию выражения. Мотив странствия, представленный в заглавии стихотворения, становится важным компонентом музыки; несмотря на кажущуюся статичность, оцепенелость, она вызывает представление о некоем шествии—странствии по дороге самой жизни.

В ряде песен конкретные образы природы выступают на первый план; при этом они часто связаны с личными переживаниями героя, его размышлениями. Изумительной музыкальной зарисовкой недвижного моря, внушающего моряку и благоговение, и страх (ибо затишье часто предшествует буре), является песня «Морская тишь» (1815). Необычайно простыми средствами Шуберт достигает впечатления почти зримой конкретности морского пейзажа. Укажем также на такие сочинения как «Жалобная песнь пастуха» (1814), песни «К месяцу» (вторая, более совершенная песня на эти стихи, 1815), и «На озере» (1817), в которой динамичность картины, запечатленной поэтом, находит полную поддержку в шубертовской музыке.
Хотя любовная тема присутствует и во многих сочинениях, названных выше, особую и наиболее обширную грушту шубертовских песен на тексты Гёте составляет собственно любовная лирика. В этих разнообразных по форме песнях находит выражение очень жизненное, земное чувство, обращенное всепда к живой, конкретной возлюбленной, а не к плоду воображения, мечты. Они поражают силой и глубиной чувства, юношеской энергией, свежестью, проступающими даже в грустных, драматических произведениях. Это такие песни как «Близость любимого» (1815), где почти торжественное чувство любви сочетается с благоговением перед красотами природа; юношески наивная, полная сладостной печали «Первая утрата» (1815); подобная экстатическому порыву, проносящаяся словно вихрь — вихрь реальной бури и бушующих чувств героя—«Неистовая любовь» (1815); упоминавшаяся уже выше несравненная «Гретхен за прялкой» и целый ряд других. Большой тонкостью отличаются песни на тексты из навеянного образами старинной восточной поэзии «Западно-восточного дивана» Гёте, прежде всего чудесная песня «Тайное» (1821) с ее нежным и поистине благоуханным колоритом, а также обе «Песни Зулейки» (1821).

Особое место среди гётевских песен Шуберта занимают песни на стихи из романа «Ученические годы Вильгельма Мейстера». Над ними Шуберт работал в общей сложности более десяти лет — с 1815 по 1826 год. Относительно менее удачной из их числа является упоминавшаяся уже баллада «Певец», в которой Шуберт развивает старые, в том числе цумштеговские традиции. Песня Миньоны «Ты знаешь край. » (1815) удалась Шуберту, пожалуй, лучше, чем многим другим обращавшимся к этому стихотворению композиторам, и все же музыка здесь не вполне раскрывает эмоциональное содержание текста. К шести поэтическим текстам из романа— трем песням Арфиста и трем Миньоны— Шуберт обращался многократно (от двух и до шести раз), каждый раз создавая на них существенно новые композиции. Ранее всего он завершил работу над песнями Арфиста «Кто в одиночестве живет. » (одна песня 1815 и две—1816 года) и «Тихо к двери проскользну я. » (две песни 1816 года), затем над песней Арфиста «Кто горечь злой нужды вкусил. » (две песни 1816 и одна—1822 года). Позднее он пришел к окончательным решениям песен Миньоны; «Тот, кто страдал, поймет. » (шесть музыкальных воплощений — одна тесня I8152, по две 1816 и 1826 годов и хор), «Меня оставьте в платье белом. » (два эскиза 1816 года и песни 1821 и 1826 годов) и «Нет, я молчанья не нарушу. » (песни, 1821 и 1826 годов). Легко заметить, что эти сочинения написаны Шубертом как своего рода единый цикл, что он рассматривал их как высказывания определенных, конкретных героев, их «портретные» зарисовки. В процессе работы Шуберт пытался приблизиться к тем характеристикам песен Миньоны и Арфиста, которые они получают в гётевском романе. Так, одно из возникших в 1826 году музыкальных воплощений стихотворения «Тот, кто страдал, поймет. » в соответствии с содержащимся- в романе указанием представляет собой «неправильный дуэт», исполняемый Миньоной и Арфистом. Окончательные решения песен Арфиста являются, бесспорно, наиболее совершенными; из песен Миньоны удачны и некоторые ранние, в частности, очень тонкая и выразительная, хотя нелегкая для исполнения песня «Тот, кто страдал, поймет. », созданная в 1816 году. К перечисленным произведениям примыкает и песня «К Миньоне» (1815) на стихотворение, которое Гёте приложил к своему роману в виде дополнения, Хотя работу над песнями на стихи Гёте Шуберт продолжал до 1826 года, новые его стихотворения он в последний раз использовал в 1823 году; его прощанием с Гёте была упомянутая выше вторая «Ночная песнь странника».
Ю.Хоxлoв

1. Гретхен за прялкой. Перевод Э. Губера
2. Утешение в слезах. Перевод В. Жуковского
3. Жалобная песня пастуха. Перевод М. Павловой
4. У реки. Перевод С. Шервинского
5. Близость любимого. Перевод С. Шервинского.
6. Неистовая любовь. Перевод В. Коломийцева.
7. Любовь. Песня Клерхен из трагедии «Эгмонт». Перевод С. Заяицкого.
8. Морская тишь. Перевод В. Коломийцева
9. Привет духа. Перевод В. Коломийцева
10. Ночная песнь странника. Перевод Г. Шохмана.
11. Первая утрата. Перевод М. Павловой
12. Рыбак. Перевод В. Коломийцева
13. Пряха. Перевод Г. Шохмана
14. Крысолов. Перевод С. Адрианова
15. Дикая роза. Перевод Д. Усова
16. Сладость скорби. Перевод С. Адрианова
17. Кто купит богов любви? Перевод М. Павловой
18. К месяцу. Перевод В. Коломийцева
19. Лесной царь. Перевод В. Жуковского
20. Король в Фуле. Перевод Б. Пастернака
21. Вечерняя песня охотника. Перевод М. Ком ар никого
22. Вознице Кроносу. Перевод В. Коломийцева
23. На озере. Перевод В. Коломийцева
24. Ганимед. Перевод В. Хорват
25. Любовник во всех обличьях. Перевод М. Павловой
26. Швейцарская песня. Перевод В. Хорват
27. Ювелирный подмастерье. Перевод С. Адрианова
28. Любящая пишет. Перевод Г. Шохмана
29. Прометей. Перевод М. Павловой
30. Границы человечества. Перевод М. Павловой
31. В упоении. Перевод М. Павловой
32. Зулейка (I). Перевод Л. Чудовой
33. Зулейка (II). Перевод Л. Чудовой
31. Тайное. Перевод Г. Шохмана
35. Сын муз. Перевод С. Адрианова
36. К далекой. Перевод Н. Сыренской.
37. Свидание и разлука. Перевод Н. Заболоцкого.
38. Ночная песнь странника (II). Перевод С. Адрианова
Песни на стихи из романа «Ученические годы Вильгельма Мейстера»
39. К Миньоне. Перевод С. Адрианова
40. Томление. Перевод М. Павловой
41. Миньона. Перевод С. Заяицкого и А. Ефременкова
Песни Арфиста
42. I («Кто в одиночество идет. »). Перевод В. Коломийцева
43. II («Кто горечь злой нужды вкусил. »). Перевод B. Коломийцева
44. III («Тихо к двери проскользну я. »). Перевод C. Адрианова и. В. Кюломийцева
Песни из «Вильгельма Мейстера»
45. I. Миньона и арфист. Перевод М. Павловой
46. II. Песня Миньоны («Нет, я молчанья не нарушу. »). Перевод В. Коломийцева
47. III. Песня Миньоны («Меня оставьте в платье белом. »). Перевод В. Коломийцева
48. IV. Песня Миньоны («Тот, кто страдал, поймет. »). Перевод М. Павловой
Примечания

Скачать ноты

Источник

Оцените статью