LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ф-но легкие пьесы
Понедельник, 25 Сентября 2017 г. 20:17 + в цитатник
Удобные для рук и разбора произведения, и при этом звучащие сложно или просто интересно (если хорошо сыграть) — их есть у меня. Кому пригодится:
— поздно начавшим взрослым
— катящимся по наколонной подросткам, которые чтобы хоть что-то
— совсем маленьким, но быстрым детям для повышения уровня и конкурсов.
А.Скарлатти — Испанские фолии.
Об этой пьесе я ни разу не слышала в России, на моей памяти ее там вообще не играют. Во Франции Фолии присутствуют в хрестоматиях для среднего уровня музыкальной школы. Фолия — старинный танец с особенной гармонической структурой, на которую написана массa музыки. Пьеса Скарлатти представляет собой четыре вариации на эту знаменитую тему. Поскольку гармоническая структура не меняется, разбор несложный. Дальше все зависит от легкости рук и правильной техники. При желании можно сыграть примерно на втором-третьем году обучения.
К.Ф.Э.Бах — Сольфеджиетто (может называться «Маленькое сольфеджио»).
Бах-сын сочинил много симпатичных пьес. Во Франции Сольфеджиетто часто играют в программах конкурсов для детей. Сыграть можно примерно на третьем-четвертом году, после обязательного прохода гамм и арпеджио. Пьеса знакомит с барочной структурой «тема-интермедия»: четыре идентичных проведения темы (от До-Соль-Фа-До) разделены тремя интермедиями. И в теме и в интермедиях сплошь и рядом повторяющиеся через октаву структуры и секвенции, благодаря чему разбор происходит быстро, запоминается легко, руки ложатся удобно.
Ф.Бургмюллер — Тарантелла (из «25 легких этюдов»).
Любой Тарантеллой можно зажечь, а этой особенно, она еще не оставила равнодушным ни одного моего ученика, ребенка или взрослого. После моего проигрывания можно кричать «продано!», ее сразу хотят играть. Разобрать Тарантеллу легко благодаря массе повторов. Однако есть ритмические сложности — учащимся обычно сложно почувствовать и правильно воспроизвести в быстром темпе троичный такт 6/8 отягощенный паузами. Сбиваются на дуоли.
Майкапар — Бурный поток.
Идеальная пьеса, чтобы блеснуть и отжечь примерно на четвертом году обучения. Разобрать ее можно без сильного труда и раньше, в руки ложится удобно и легко, ребенку хорошему и маленькому дать можно. Но взрослому сыграть в нужном темпе — чем позже тем лучше. На видео ученица коллеги играет Бурный поток на конкурсе.
Шопен. Вальс ля-минор.
У многих учащихся становится первым Шопеном в детские годы (примерно 3-4й годы обучения в российской музыкалке, в наших условиях обычно 5 год), и поэтому заигран намного больше, чем предыдущие пьесы. Плюс : работа с орнаментом, мордентами. Опасность: Tempo Rubato «из ниоткуда». Играет ученица 10 лет.
Тeм, кто на первом-втором-третьем году еще слаб и не может сыграть предыдущие пьесы —
Уильям Гиллок. Фламенко.
достоинства Фламенко Гиллока:
1. Доступность разбора. По сути в первой части и репризе структура первого такта в точности повторяется от разных нот. Взрослые разберут сами, а маленьким вложить в руки очень легко (не брезгуя сольфеджио при этом, все же); даже игровой элемент привнести здесь можно — чтобы сами искали первую ноту каждого такта методом сольфеджио, а дальше старались повторить уже выученный заранее первый такт от этих самых нот (транспонировать).
2. Разнохарактерность. В отличие от ритмичной задорной первой части середина должна быть сыграна мягче, плавнее. В ней также есть речитативность за счет фермат, в общем, есть что показать по части лиризма.
Пьесу вполне можно играть в среднем, не быстром темпе, при условии сохранения акцентов и ритмичности, только тогда будет интересно и пахнет испанщиной.
Бетховен. Багатель ля-минор.
Багатель построена на одном ломаном ля-минорном арпеджио.
Eсть возможность даже для маленькой ручки охватить в одной фразе несколько регистров; а у начинающих это может быть первый «серьезный Бетховен». Не говоря о тренировке на ломаное арпеджио.
Диабелли — Скерцо (II часть Сонатины соль-мажор опус 151).
Пьеса присутствует в программах конкурсов для маленьких и широко известна у преподов перебрасыванием правой руки из второй октавы в басы и ярким припечатыванием этих самых басов — при хорошей скорости это здорово смотрится, начинающие очень довольны.
Иржи Бенда — Сонатина ля минор.
Красивые арпеджио и перебрасывания левой руки из середины через правую в верха.
Наконец, совсем начинающим, кто хочет отжечь уже после пол-года обучения:
Источник
«Бирюльки» (Майкпар) — ноты для фортепиано
На этой странице вы сможете скачать ноты сборника детских пьес для фортепиано «Бирюльки».
1. В садике
2. Сиротка
3. Пастушок
4. Осенью
5. Вальс.
6. Тревожная минута
7. Полька
8. Мимолётное видение
9. Маленький командир
10. Сказочка
11. Менуэт
12. Мотылёк
13. Музыкальная шкатулочка
14. Похоронный марш
15. Колыбельная
16. Песня моряков
17. Легенда
18. Прелюдия и фугетта
19. Эхо в горах
20. Гавот
21. Весною
22. Семимильные сапоги
23. На катке
24. Облака плывут
25. Романс
26. Всадник в лесу
Еще ноты этого композитора (исполнителя)
Разбора цикла «Бирюльки» или уроки от Самуила Майкапара
Иногда Майкапара несправедливо упрекают за вторичность его музыкальной речи, отсутствие собственного стиля. Однако при условии глубокого изучения проблемы становится очевидным, что задача детской педагогики – введение в мир взрослой музыки, усвоение уже сложившихся стилей и связанных с ними фортепианных техник. С другой стороны, Майкапар, как и композиторы его окружения, – а среди них Александр Гречанинов, Сергей Танеев, – исповедовал традиционные взгляды на развитие музыкального искусства, черпая вдохновение в творчестве великих мастеров. Романтическое мировосприятие, присущее этим музыкантам, словно матрица, определяло природу их художественных образов.
В общем, самым популярным произведением Самуила Майкпара среди педагогов является фортепианный цикл «Бирюльки», ор. 28. Композитор написал его в зрелом возрасте (59!) по заказу Ленинградского издательства «Тритон» в 1925-1926 годах (см.: Вольман Б. Самуил Моисеевич Майкапар. Очерк жизни и творчества. – Л., 1963. – 72 с.).
Цикл вобрал лучшие черты стиля автора и отразил многие его творческие и педагогические постулаты.
Во-первых, Майкапар предоставил циклу четкую структуру: пьесы написаны во всех тональностях до шести знаков включительно, по квинтовому кругу. Они объединены в тетради по четыре миниатюры, причем каждая тетрадь посвящена конкретному ребенку. Эти посвящения есть в прижизненном издании «Бирюлек», а также издании 2015 года, осуществленном по инициативе внука Самуила Майкапара Александра Майкапара в серии «Антология приведений «(см.: Майкапар С. М. «Бирюльки», ор. 28. — Челябинск, 2015. — 59 с.). Кто эти так уважительно упомянутые в нотах Гарик Русинковский, Катя Тотеш, Галочка Грубер, которым выпало счастье общаться с мудрым и талантливым человеком?
Логика движения по квинтовому кругу определяет наличие контраста между соседними пьесами. Майкапар мастерски использует для этого выразительные возможности рояля, в частности его регистровые краски. Сравните, например, три пьесы из четвертой тетради: «Музыкальная шкатулка» – в очень высоком регистре, со стеклянным звуком, механическим ритмом, – красивая, но неживая игрушка, – меняется «Похоронным маршем», который звучит печально, в низком регистре, в параллельном движении голосов. После этих двух пьес появляется душевная и гармоничная «Колыбельная», как островок – посередине клавиатуры: ее безмятежность и спокойствие воспринимаются теперь ярче. Обращая внимание на расположение пьес в цикле, внук композитора, Александр Майкапар, пишет(см.: Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки». – Челябинск, 2015. – С. 4-8).:
«Появление каждой последующей звучит как сюрприз, а не как диссонанс. Эта особенность опять-таки заставляет вспомнить Инвенции и Симфонии Баха, в которых каждая пьеса является одновременно и самостоятельным произведением, и звеном цепи»
Во-вторых, «Бирюльки», как и другие циклы автора, написаны для детей разного возраста, или, как говорил Майкапар, разных степеней. Причем «взросление» музыки проходит как бы в два этапа. Шаг за шагом меняется тон автора, все серьезнее становятся темы, а музыкальные краски изобретательнее.
С какой любовью Майкапар — композитор делится с младшими собратьями по искусству драгоценными «гармоничными сокровищами»! Малый вводный септаккорд, словно подарок, сияет блестящими гранями в «Легенде». В первой главе он появляется и в вертикали, и как рецитация; в репризе — это уже изысканная звукопись в высоком регистре, имитациях мотивов, и, растворяясь в вышине, звучит та самая гармония.
В-третьих, характерная черта «Бирюлек» — стилевые аллюзии, которые превращают знакомство с музыкой в увлекательную игру. Как основательно эрудированный в сфере европейской музыкальной литературы музыкант, который переиграл в детстве и юности невероятное количество камерных, оперных и фортепианных сочинений, автор тонко намекает в своих пьесах на разнообразные стили, почерки других композиторов и «вкусные» детали. Распознавать эти знаки и для взрослого музыканта является большим удовольствием. Да, точно выдержанная старинная двухчастная форма Польки отсылает нас к образцам барочных танцев. В «Легенде» альтерация неустойчивых ступеней (II# IV# VI#), «художественные» гаммы вызывают в памяти мелодии Петра Чайковского, а увеличенное трезвучие (такт 23) «пронизывает» схожестью ситуации слома событий в Первой балладе Фридерика Шопена (такт 59). В Романсе оживают ароматы пьесы Эдварда Грига «весной» и декламационные взлеты Роберта Шумана. Интеллектуальный конструктивизм музыки XX века, присущий, в частности, стилю Белы Бартока, распознается в «семимильных сапогах».
Несомненным преимуществом частей «Бирюлек», предназначенных для детей старшего возраста, является высокая духовность художественных образов, выбор понятных и интересных тем. Иногда именно тональность, ее топография определяют содержание миниатюры. Так случилось с пьесой «облака плывут». Звуки ее основной тональности b-moll почти все содержащиеся на черных клавишах, а тональности доминанты F-dur – на белых. И этот контраст «белых» и «черных» аккордов композитор превратил в настоящее противостояние образов. С одной стороны – тяжесть и потрясающая сила облаков, которые будто утюжат землю (такты 1-6); с другой – смелое тональное движение (цепь отклонений в f-moll, as-moll, a — moll, такты 7-11), руки раскинуты по всей клавиатуре, появление «белых» – светлых аккордов на белых клавишах (такты 12-15), которых преодолевают тритоны и уменьшенные трезвучия (такты 16-19). И вся эта непростая борьба разворачивается в пределах piano и pianissimo – шепотом! Складывается впечатление, что композитор говорит со слушателем эзоповым языком.
Последняя пьеса цикла – баллада «Всадник в лесу» написана в тональности es-moll, что довольно редко встречается в детской фортепианной литературе. А во «взрослой» музыке эта тональность ассоциируется с темой страдания (И.С. Бах. Прелюдия и фуга из первого тома Хорошо темперированного клавира), с невозможностью преодоления лирическим героем рока (Ф. Шопен. Полонез № 2). Еще одна ассоциация – по жанру – с балладой Франца Шуберта «Лесной царь», где история заканчивается смертью ребенка.
Иначе – у Майкапара. Его герой — бесстрашный рыцарь, преодолевающий все препятствия. Название пьесы точно указывает на два основных образа. Вот всадник стремительно мчится лесом – старым, неподвижным, с мощными, покрытыми мхом деревьями, ветвями; его очертания едва можно различить в окружающих зарослях. Характер образа определяет пунктирный ритм, мелодия построена на трезвучии, логика гармонического развития ясна. Но появляются невозмутимые аккорды. Как будто на пути всадника неожиданно встают ряды вековых деревьев. Почти в каждом такте – новые тональности: Ces, D, F, d, B, as, des, ges. Они возникают неумолимо, как непреодолимые препятствия. Хроматический сдвиг гармоний – ползучие корни, что мешают двигаться. Долго продолжается эта борьба, но всадник побеждает и исчезает вдали!
Круг важнейших тем очерчен, цикл завершен, но жизнь продолжается. Поэтому последний пассаж произведения такой стремительный и прямой, похожий на стрелу. Он направлен в будущее. Автор ставит в конце не одну точку, а три. Не случайно Самуил Майкапар завершает цикл этой пронзительной нотой преодоления времени. Отдавая должное совсем юным исполнителям и создав для них маленькие шедевры, композитор, обращаясь к более взрослым детям, говорит с ними «на равных». Он касается значимых для них тем в исповеди Фугетты, истории любви Романса, борьбе добра и зла «Облаков», победе рыцарского духа «Всадника».
Пролистав лишь некоторые страницы известного цикла фортепианных пьес «Бирюльки», мы окунулись в удивительный, чрезвычайно наполнен мир самого автора, Самуила Моисеевича Майкапара. (Полный обзор пьес цикла подан в путеводителе автора этих строк: Матлашевская Е. М. Самуил Майкапар. Цикл пьес для детей «Бирюльки», ор. 28: Путеводитель. – Снегиревка Николаевской обл., 2016. – 40 с.) За сказочными и романтичными образами мы легко узнаем настройки его души – возвышенный дух рыцарства, служения искусству.
Посвятив «Бирюльки» детской и не только аудитории, Майкапар мастерски соединил серьезность и шутку, сердечность и живописность, глубину, обобщенность. «Бирюльки» относятся к лучшим образцам детской фортепианной литературы.
Источник