Ноты начала 20 века

Ноты начала 20 века

В Музее книги при Центральной библиотеке МБУК ЦБС г. Красноармейска есть фонд редких нот XIX – первой трети XX в.

Это уникальный фонд, в составе которого находятся прижизненные издания П.И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Аренского, В.И. Ребикова, Р.М. Глиэра, братьев С.Я. и Д.Я. Покрасс, Д. Верди, И. Кальмана и других русских и зарубежных авторов. Многие издания являются раритетами.

О некоторых издателях, наиболее интересно и полно представленных в наших фондах:

«В. БЕССЕЛЬ и К°«, Музыкально-издательская фирма
( W. Bessel et Cie Editeurs ) «А. ГУТХЕЙЛЬ», Музыкальное издательство Ф.Т. СТЕЛЛОВСКИЙ (Th. Stellowsky). Издатель «ЮЛИЙ ГЕНРИХ ЦИММЕРМАН». Издательство «П. ЮРГЕНСОН» (P. Jurgenson). Музыкальное издательство EDITION PETERS. Международное издательство

Ноты ХIХ – начала ХХ вв.

« У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. Берсенев присел к нему и начал брать аккорды. Как все русские дворяне, он в молодости учился музыке и, как почти все русские дворяне, играл очень плохо; но он страстно любил музыку. Собственно говоря, он любил в ней не искусство, не формы, в которых она выражается (симфонии и сонаты, даже оперы наводили на него уныние), а ее стихию: любил те смутные и сладкие, беспредметные и всеобъемлющие ощущения, которые возбуждаются в душе сочетанием и переливами звуков» .

И. Тургенев «Накануне»


Домашнее музицирование

В прежние времена музыкальные занятия были неотъемлемой частью образования в состоятельных российских семьях. Дети обязательно обучались игре на фортепьяно, гитаре или скрипке. Непременной фигурой дворянского быта был учитель музыки – немец, француз или итальянец.

Читайте также:  Шуман танцы давидсбюндлеров ноты

«Налево от дивана стоял старый английский рояль; перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка и розовыми, только что вымытыми холодной водой пальчиками с заметным напряжением разыгрывала этюды Clementi. Ей было одиннадцать лет; она ходила в коротеньком холстинковом платье и октавы могла брать только orpeggio. Подле нее вполуоборот сидела Марья Ивановна в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом, которое приняло еще более строгое выражение, как только вошел Карл Иванович. Она грозно посмотрела на него и, не отвечая на его поклон, продолжала, топая ногой, считать: un, deux, trois, un, deus, trois»,– еще громче и повелительнее».

Л. Толстой «Детство»

В великосветских салонах, в дворянских домах и в помещичьих усадьбах звучала музыка. Хозяева и гости, демонстрируя свои таланты, исполняли арии из опер, романсы и песни, вальсы и мазурки, произведения собственного сочинения. И, конечно же, для исполнения нужны были ноты.

« Вечер начался музыкой. Маковецкий сел за фортепиано и сыграл ритурнель. Все взоры обратились к Фелицате Ивановне, старшей из девиц Самсоновых. Она начала было отговариваться, но мать довольно грозно прикрикнула на нее, и Фелицата спела бесконечный французский романс, состоявший из спряжения во всех временах и наклонениях глаголов aimer и souffrir.

Потом Маковецкий сыграл сонату «Quasi una fantasia».

После сонаты раздался голос Сони, певшей романс Глинки: «Уймитесь, волнения страсти». Она никогда не училась петь, но ее густые, бархатные, контральтовые ноты имели чарующую прелесть, и пела она с таким выражением, какого никак нельзя было ожидать от шестнадцатилетней девушки, почти ребенка. Вне себя от восторга, Угаров подбежал к ней и просил ее спеть еще что-нибудь ».

А. Апухтин «Неоконченная повесть»

В наших фондах представлены ноты самые разнообразные: педагогическая литература, репертуарные сборники и отдельные издания нот, предназначенные для музыкантов-любителей: классические произведения, танцевальные пьесы, собственные сочинения местных композиторов, песни и романсы известных исполнителей. И, конечно же, клавиры опер. Партия фортепиано в оперных клавирах представляет собой не что иное, как приспособление красочного, масштабного, многоголосного звучания симфонического оркестра к возможностям одного инструмента – фортепиано. И большинство композиторов считало фортепиано единственным инструментом, способным воспроизвести сущность оркестровой партитуры. Предназначались клавиры для разучивания партий с певцами и репетиций дома и в театре, для концертного исполнения отрывков из оперы в сопровождении фортепиано. Популярные арии, дуэты, увертюры исполнялись и во время домашних концертов.

« – Я не мог найти здесь увертюру «Оберона», – начал он. – Беленицына только хвасталась, что у ней вся классическая музыка, – на деле у ней, кроме полек и вальсов, ничего нет; но я уже написал в Москву, и через неделю вы будете иметь эту увертюру. Кстати, – продолжал он, – я написал вчера новый романс; слова тоже мои. Хотите, я вам спою? Не знаю, что из этого вышло; Беленицына нашла его премиленьким, но ее слова ничего не значат, – я желаю знать ваше мнение. Впрочем, я думаю, лучше после.
– Зачем же после? – вмешалась Марья Дмитриевна, – отчего же не теперь?
– Слушаю-с, – промолвил Паншин с какой-то светлой и сладкой улыбкой, которая у него и появлялась и пропадала вдруг, – пододвинул коленом стул, сел за фортепьяно и, взявши несколько аккордов, запел…
»

И. Тургенев «Дворянское гнездо»

Клавиры опер, представленные в наших фондах, многие в прекрасных кожаных владельческих переплетах, прекрасно сохранились. Это прижизненные издания А. Аренского, Э. Направника, Дж. Пуччини, Н.А. Римского-Корсакова, Дж. Верди и др.

«Музыка из ремесла специалистов, поставляющих свои изделия на забаву и утеху праздных, утопающих в роскоши и праздности, людей, желает стать искусством, отвечающим самым глубоким запросам души человеческой».

Гутор В. Любительство в музыке
// Артист: Журнал изящных искусств и литературы.
– 1894 –№12(44). – С. 12.

К концу XIX в. музицирование охватывает все большие слои общества. Поют и играют соло, составляют дуэты, трио, квартеты, а иногда и целые оркестры и хоры люди самых разных сословий в столицах и провинции. Появляются новые музыкальные издательства, выпускающие множество нот на любой вкус.

«…деятельное любительство в музыке распространено очень широко и из года в год увеличивается в своем распространении. Об этом свидетельствует бренчание фортепиано чуть ли не в каждом доме любого даже из провинциальных городов, целая литература легких аранжировок разной музыки на разные составы инструментов и приноровленная к любительским силам, разные модные романсы и танцы, издаваемые в громадном количестве экземпляров не только в столицах, но и во многих губернских городах. Если «Марш добровольцев», «Плевна-полька», «Тарара-бумбия» и другая подобная дребедень не говорит в пользу возвышенности и развитости ее потребителей, то нахождение этой дребедени в витрине каждого провинциального нотного магазина является красноречивым доказательством крайней многочисленности этих потребителей легкой и грубой музыки. Впрочем и приличная, а подчас и прямо хорошая музыка начинает завоевывать внимание даже очень темных масс провинциальных любителей, благодаря дешевым изданиям Петерса, Литольфа, Юргенсона и др. Вообще нотная издательская деятельность принимает из году в год все большие и большие размеры, которые объясняются только соответствующими размерами любительства».

Гутор В. Любительство в музыке
// Артист: Журнал изящных искусств и литературы.
– 1894 –№11(43). – С. 33-34.

В наших фондах представлены самые разные ноты. Есть романсы, созданные композиторами-классиками, например, изумительно красивый по своей мелодии и гармонии романс С. Рахманинова на стихи А. Пушкина «Не пой, красавица, при мне» и романс П. Чайковского на стихи А.К. Толстого « Не верь, мой друг! », поражающий слушателей страстностью и глубиной чувства.

Есть известный и в наши дни романс композитора-любителя Николая Харито « Отцвели хризантемы», и романс «Облетели цветы, догорели огни» почти забытого ныне Григория Березовского – автора множества популярных в начале ХХ века песен и романсов .

Интересно рассматривать ноты и читать названия музыкальных произведений, сегодня практически забытых: «Скорбь души», «Неудержимые рыданья», «Невозвратное время: вальс армянский», «Новый салонный танец бальная лезгинка» и т.д. Обложки этих нот украшают соответствующие рисунки.

Ноты из нашей коллекции, изданные в России в второй половине ХIХ – начале ХХ вв., выпущены ведущими издательствами того времени: М. Бернарда, Ф. Стелловского, П. Юргенсона, А. Гутхейля, Л. Идзиковского, Ю.Г. Циммермана, нотоиздательскими фирмами «В. Бессель и К°», «Детлаф и К°» и проч. Продукция этих фирм не уступала по качеству полиграфического оформления лучшим зарубежным образцам.

« Юбилей музыкально-издательской фирмы «В. Бессель и К°» . 16 октября фирма праздновала 25-летие своего существования, многие моменты которого заслуживают места в летописи русского музыкального издательского дела. Основанная в 1869 г. двумя родными братьями, Василием Васильевичем и Иваном Васильевичем Бессель, она по настоящее время оперировала под их неразлучно совместным руководством…

Они все время энергично служили интересам русского искусства, причем, с чуткостью истинно талантливых предпринимали издания не только того, что было в ходу и в моде, а того, что было еще совсем вновь, шло обычно в разрез и, благодаря самобытности приемов, склада, направления, могло ожидать спроса и сбыта лишь в отдаленном будущем. Гг. Бессель многому положили у нас почин… Гг. Бессель первые в России ввели всеми теперь уже практикуемый прием выпускать клавираусцуги опер ко дню их первого представления… Инициаторами в России явились гг. Бессель и в издании хоровых партий (кантата «Утро» г. Рубинштейна и т.д.), оперных хоровых партий и партий солистов, для более удобного разучивания опер в театре… гг. Бессель опять таки первые в России сумели блеснуть тонкостями граверного искусства, изящно издав целую партитуру струнного квартета г. Направника всего на восьми страницах…»

Музыкальная хроника
// Артист: Журнал изящных искусств и литературы.
– 1894 –№11(43). – С. 240–241

Ноты издавали и провинциальные издательства. В фондах библиотеки есть ноты, изданные в Харькове и Владивостоке, Орле и Самаре. Музыкальным магазином В.П. Петикова в Орле издан романс А. Варламова «Ангел» в аранжировке А. Холмского, он украшен скромным орнаментом и небольшой картинкой с изображением музицирующих. И издание самарского Музыкального магазина Г.Ф. Бема «Пианист виртуоз в 60 упражнениях» оформленное неброско, но зато предисловие и комментарии к упражнениям написаны на трех языках: русском, французском и немецком! Стильно выглядят ноты вальса «Накануне» Капельмейстера Тамбовского полка в Харькове В. Катанского, изданные Торговым домом Горбунова в Харькове.

У нас есть и зарубежные издания, выпущенные в Париже и Лейпциге. Это и тонкие четырехстраничные ноты, и сборники всемирно известного издательства Peters во владельческих переплетах с кожаными корешками.

В коллекции дореволюционных нот представлены издания самые разнообразные по стилю и оформлению. Это и оформленные скромно, без каких-либо излишеств, тонкие четырехстраничные приложения к журналу «Родина» издателя А.А. Каспари, и неприметные ноты из серии «Цыганская жизнь» театрально-музыкального издательства Николая Христиановича Давингофа. А вот сборники и отдельные ноты, изданные Павлом Ивановичем Юргенсоном, узнаются сразу по характерному обрамлению и шрифту.

«Венецианская баркарола» малоизвестного композитора П. Завадовского, изданная в 1880-х гг. М. Бернардом, украшена венецианским пейзажем неизвестного художника и затейливым шрифтом.

Стоит обратить внимание на элегантное издание в стиле модерн «Осеннего вальса» практически забытого сегодня композитора Гавриила Джигиля (издание автора).

К сожалению, нотные обложки не подписаны авторами-художниками. Лишь в нескольких случаях скромно прячутся в уголках изображений монограммы, расшифровать большинство из которых пока не удается.

Рассматривая ноты, изданные более ста лет назад, обращаешь внимание и на посвящения. Иногда установить адресата несложно. Например, известно, что романс «Не пой, красавица!» Сергей Рахманинов посвятил Н.А. Сатиной – будущей жене.

А вот для того, чтобы узнать, почему капельмейстер оркестра Сибирского Казачьего войска, композитор Гавриил Джигиль свой вальс «Осенние грезы» издал с посвящением: «Генералу от кавалерии Его Высокопревосходительству Евгению Оттовичу Шмит», потребовались некоторые изыскания. Оказывается, этот вальс был исполнен сводным духовым оркестром в концерте, посвященном дню праздника Георгиевских кавалеров 26 ноября 1913 г . Можно с уверенностью предположить, что на этом концерте присутствовал и Е.О. Шмит, бывший в те годы степным генерал-губернатором, командующим войсками Омского военного округа, начальником Омского гарнизона.

Об Алексее Александровиче Сапожникове, которому посвящена Французская кадриль из балета «Конек горбунок» (музыка Ц. Пуни в аранжировке В. Шуберта), изданная Ф. Стелловским, нам пока ничего узнать не удалось.

Выпуск нот не был прерогативой исключительно специализированных нотных издательств. Так, в типографии Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений « Эйнем » печатались не только обертка и упаковка для конфет, но и рекламная продукция фабрики, часто весьма необычная, например, ноты: «Шоколадный вальс», «Вальс Монпасье», «Танец Какао» или «Кекс-галоп». Мало того, что эти ноты были написаны специально по заказу товарищества, так и изданы они прекрасно, с использованием бронзовой краски и рекламой на обороте.

Ноты «Танца Какао» и «Кекс-галопа» есть в наших фондах. На обложке «Танца Какао» трогательная надпись: «Посвящается нашим уважаемым покупателям» .

Ноты приобретали за границей или же покупали в специализированных нотных магазинах. Самый большой выбор нот зарубежных и российских издателей был в лучших столичных магазинах: в Москве у П. Юргенсона и А. Гутхейля, в Санкт-Петербурге в музыкальных магазинах «Северная лира» и Г. Циммермана, в больших городах – в «Киеве у Л. Идзиковского», в «Варшаве у Г. Зенневальда».

«Когда-то ловкий поручик, танцор и волокита, а ныне толстенький, коротенький и уже дважды разбитый параличом помещик, Иван Прохорыч Гауптвахтов, утомлённый и замученный жениными покупками, зашёл в большой музыкальный магазин купить нот.

— Здравствуйте-с. — сказал он, входя в магазин.— Позвольте мне-с.

Маленький немец, стоявший за стойкой, вытянул ему навстречу свою шею и состроил на лице улыбающийся вопросительный знак.

— Позвольте мне-с. Жарко! Климат такой, что ничего не поделаешь! Позвольте мне-с. Мммм. мне-е. Мм. Позвольте. Забыл.

— Говорил ей: запиши! Так нет. Почему она не записала? Не могу же я всё помнить. Да, может быть, вы сами знаете? Пьеса заграничная, громко так играется. А?

— У нас так много, знаете ли, что.

— Ну да. Понятно! Мм. Мм. Дайте припомнить. Ну, как же быть? А без пьесы и ехать нельзя — загрызёт Надя, дочь то есть; играет её без нот, знаете ли, неловко. не то выходит! Были у ней ноты, да я, признаться, нечаянно керосином их облил и, чтоб крику не было, за комод бросил. Не люблю бабьего крику! Велела купить. »

На продаваемых нотах было принято ставить фирменные штампы магазина. На нотах из нашей коллекции стоят штампы: «Музыкальная торговля Бессель и К°», «Музыкальный магазин А. Зейванг Москва», «Музыкальные инструменты и ноты магазин П.В. Павлова в Калуге», «Музыкальный магазин Т-во С-дъ ГРАММОФОНОФЪ в Астрахани», «Музыкальный магазин Брюно в Казани» и т.д.

В XIX – начале ХХ вв. пользовались успехом выступления цыганских солистов-певцов и хоров сначала в ресторанах, а затем и в концертных залах.

Н. Лесков «Очарованный странник»

Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками русских романсов и песен, сочиняли сами. И, конечно же, ноты с их произведениями продавались в столичных и провинциальных магазинах и, думается, пользовались неизменным спросом у любителей музыки.

А.Н. Толстой «Хождение по мукам»

В нашей коллекции есть образцы этой продукции: песня « Что ты, барин, щуришь глазки » композитора и исполнителя цыганских романсов и песен Михаила Дмитриевича Шишкина, романс « Вы просите песен, их нет у меня » поэта, композитора и исполнителя русских и цыганских романсов Саши Макарова и проч.

Различными хорами руководил на рубеже веков талантливый композитор, дирижер и пианист Яков Федорович Пригожий. Среди сотен романсов и песен Пригожего – «Ухарь-купец» на слова И. Никитина, «Ночи безумные» на стихи А. Апухтина, популярные обработки романсов и песен: «Мой костер в тумане светит» на стихи Я. Полонского, «Пара гнедых» (слова А. Апухтина).

В очерке «Саша Давыдов» писатель Влас Дорошевич так описывал исполнение романса Я. Пригожего «Пара гнедых»:

«Я помню спектакль в «Эрмитаже» Лентовского. Было весело, людно, шикарно. Шли «Цыганские песни».

Давыдов пел «Плачь» и «Ноченьку». И вот он подошёл к рампе. Лицо стало строгим, торжественным.

Пара гнедых, запряжённых с зарёю…

Вы, только вы и верны ей поныне,
Пара гнедых. пара гнедых.

Давыдов закончил сам с лицом, залитым слезами. Под какое-то общее рыдание».

Первое исполнение нового романса. И со второго, с третьего стиха театр перестал дышать. Артистка Е. Гильдебрандт покачнулась. Ее увели со сцены. Раисова – Стеша – наклонилась к столу и заплакала. Красивые хористки утирали слёзы. В зале раздались всхлипывания. Разрастались рыдания. Кого-то вынесли без чувств. Кто-то с громким плачем выбежал из ложи…

Бывший в театре гостивший в Москве французский писатель Арман Сильвестр, лёгкий, приятный писатель, толстый, жизнерадостный буржуа, в антракте разводил руками:

– Удивительная страна! Непонятная страна! У них плачут в оперетке.

В нашем музее книги, к сожалению, пока нет нот «Пара гнедых», но есть другие ноты в обработке Я. Пригожего. Это песня «Коробейники» (слова Н. Некрасова) издательства А. Гутхейля с обложкой, выполненной в русском стиле .

Фельдман , Я. Л. Пусть снятся тебе лишь цветы : Романс: Для голоса с ф.-п. /Сл. Л. Поповой. – М.: Детлафъ и К, б.г.

В начале ХХ в. на сценических подмостках блистали «несравненная» Анастасия Вяльцева, «божественная» Варя Панина, «курский соловей» Надежда Плевицкая, «баян русской песни» Юрий Морфесси, «баян цыганской песни любимец публики Василий Шумский» и еще много эстрадных звезд – исполнителей романсов, куплетов, песенок– чьи имена сегодня можно узнать благодаря старым нотам, которые выходили с надписями: « Репертуар Агриппины Сергеевны Гранской», «Новый репертуар цыганских романсов. Русских песен и Кабарэ. Исполняемые известными исполнителями» и проч., портретами исполнителей или с посвящениями, например, «Талантливой Олечке Спасской».

Задумчиво-печальный романс «Чайка» из репертуара Надежды Плевицкой представлен у нас в двух вариантах. Первый вариант написан музыкальным руководителем и дирижером струнного оркестра московского ресторана «Яр» Е. Жураковским (издание автора). Ноты второго варианта романса (музыка Мишина) изданы театрально-музыкальным издательством Николая Христиановича Давингофа.


С.Я. Покрасс

Вот и закончился наш рассказ о небольшой, но интересной части нотной коллекции, о серьезной и легкой музыке. Для любознательных взоров мы смогли представить только маленькую часть нашей коллекции. А сколько всего интересного скрывается за старыми пожелтевшими, с обтрепавшимися краями нотными листами. Это имена композиторов и исполнителей, ныне совсем забытых; художников, создавших эти замечательные образцы книжной графики; интересные посвящения и фамилии владельцев нот… И, самое главное, музыка, которая звучала в домах и на концертах сто – сто пятьдесят лет назад, трогала сердца и души исполнителей и слушателей.

Автор статьи:
Ольга Любимова,
зам. директора Красноармейской ЦБС

Источник

Оцените статью