Ноты не ветер вей вея с высоты

Ноты не ветер вей вея с высоты

НЕ ВЕТЕР, ВЕЯ С ВЫСОТЫ…

Музыка Николая Римского-Корсакова
Слова Алексея К. Толстого

Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной –
Моей души коснулась ты:
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна!
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом,
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье.



Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.

Стихотворение Алексея Толстого написано в 1851 или 1852 г., впервые – «Русский вестник», 1858, май, кн. 2, стр. 356. Романсы на него создали Сергей Донауров (1871), Антон Рубинштейн (1877), Николай Римский-Корсаков (1898, посвящен Александре Карловне Рунге), Сергей Танеев (1905) и другие — всего более 20 композиторов.

Источник

Николай Римский-Корсаков — Не ветер, вея с высоты

Николай Андреевич Римский-Корсаков (6 (18) марта 1844, Тихвин — 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области) — великий русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; член «Могучей кучки», автор 15 опер, 3 симфоний, симфонических картин, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки.

В 1861 году Римский-Корсаков познакомился с М. А. Балакиревым и стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Как до, так и после кругосветного путешествия Римcкий-Корсаков находился в в постоянном творческом контакте со своим учителем и другими участниками балакиревского кружка (особенно с А. Н. Бородиным и М. И. Мусоргским). Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка — Александром Даргомыжским.

Под влиянием и руководством Балакирева были созданы Первая симфония (1865), «Сербская фантазия» (1867), музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере), Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой). В этих произведениях складываются те мотивы, которые будут характеризовать творчество композитора и в дальнейшем — тяготение к славянскому и условно-ориентальному мелодизму и тематике, преимущественно программный характер музыки).

И когда Римский-Корсаков был приглашён профессором в Санкт-Петербургскую консерваторию (1871), он совершенствует свои музыкальные познания и навыки. В 60-х годах творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях, среди которых симфоническая музыкальная картина «Садко» (1867), 2-я симфония «Антар» (1868). В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея).

С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период — в 1871 г. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания — профессор; и начав преподавание в Консерватории Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании, и сам начинает увлечённо изучать дисциплины преподаваемые в Консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шехерезада».

В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник «Сто русских народных песен», 1877: гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, — «40 народных песен», 1882). Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1879), «Снегурочка» (по А. Н. Островскому, 1881) — любимое музыкальное произведение Римского-Корсакова, которое он считал своим лучшим творением, «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики — искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости.

Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже…»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе — либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Источник

Николай Римский-Корсаков — Не ветер, вея с высоты

Николай Андреевич Римский-Корсаков (6 (18) марта 1844, Тихвин — 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области) — великий русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; член «Могучей кучки», автор 15 опер, 3 симфоний, симфонических картин, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки.

В 1861 году Римский-Корсаков познакомился с М. А. Балакиревым и стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Как до, так и после кругосветного путешествия Римcкий-Корсаков находился в в постоянном творческом контакте со своим учителем и другими участниками балакиревского кружка (особенно с А. Н. Бородиным и М. И. Мусоргским). Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка — Александром Даргомыжским.

Под влиянием и руководством Балакирева были созданы Первая симфония (1865), «Сербская фантазия» (1867), музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере), Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой). В этих произведениях складываются те мотивы, которые будут характеризовать творчество композитора и в дальнейшем — тяготение к славянскому и условно-ориентальному мелодизму и тематике, преимущественно программный характер музыки).

И когда Римский-Корсаков был приглашён профессором в Санкт-Петербургскую консерваторию (1871), он совершенствует свои музыкальные познания и навыки. В 60-х годах творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях, среди которых симфоническая музыкальная картина «Садко» (1867), 2-я симфония «Антар» (1868). В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея).

С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период — в 1871 г. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания — профессор; и начав преподавание в Консерватории Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании, и сам начинает увлечённо изучать дисциплины преподаваемые в Консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шехерезада».

В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник «Сто русских народных песен», 1877: гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, — «40 народных песен», 1882). Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1879), «Снегурочка» (по А. Н. Островскому, 1881) — любимое музыкальное произведение Римского-Корсакова, которое он считал своим лучшим творением, «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики — искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости.

Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже…»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе — либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Источник

Не ветер, вея с высоты.

О произведении

Другие ноты автора

Октава Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Красавица Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Медлительно влекутся дни мои. Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Звонче жаворонка пенье. Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

На холмах Грузии Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

На нивы желтые нисходит тишина. Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Люблю тебя, месяц. Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

То было раннею весной. Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Усни печальный друг. Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Неспящих солнце, грустная звезда. Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн или скачать бесплатно ноты «Не ветер, вея с высоты..», автора Римский-Корсаков Николай Андреевич. .

Выражаем благодарность библиотеке «Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Оцените статью