Ноты нижней октавы скрипичного ключа

Ноты нижней октавы скрипичного ключа

Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты. Существует несколько видов ключей. Мы рассмотрим 3 основных: Скрипичный ключ, Басовый ключ и Альтовый ключ.

Скрипичный Ключ

Этот ключ указывает положение ноты Соль первой октавы:

Рисунок 1. Скрипичный ключ

Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.

Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты. Мы помним порядок основных ступеней: до- ре- ми- фа-соль— ля- си. Давайте разместим эти ноты с учётом места ноты соль:

Рисунок 2. Ноты первой октавы в скрипичном ключе

На рисунке 2 мы разместили ноты от до (самая первая нота, находится внизу на дополнительной линии) до си (на центральной линии). Последний символ — пауза.

Басовый Ключ

Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:

Рисунок 3. Басовый ключ

Вот пример расположения нот до- ре- ми-фа— соль- ля- си на нотном стане с басовым ключом Фа:

Рисунок 4. Ноты малой октавы в басовом ключе

Альтовый ключ

Этот ключ указывает расположение ноты До первой октавы: она находится на средней линии нотного стана (линия выделена красным цветом):

Рисунок 5. Альтовый ключ

Примеры

Может возникнуть вопрос: «Почему нельзя обойтись одним ключом»? Читать ноты удобно, когда большинство нот располагается на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу. Кроме того, мелодия таким образом записывается компактней. Рассмотрим пример использования ключей.

Мелодия из телепередачи «В гостях у сказки», первые 2 такта. В Скрипичном ключе Соль эта мелодия выглядит так:

Рисунок 6. Мелодия «В гостях у сказки» в скрипичном ключе

А вот так выглядит эта же мелодия в Басовом ключе Фа:

Рисунок 7. Мелодия «В гостях у сказки» в басовом ключе

В Альтовом ключе До эта же мелодия выглядит вот так:

Рисунок 8. Мелодия «В гостях у сказки» в альтовом ключе

В случае записи мелодии в ключе Соль, ноты размещаются на нотном стане без дополнительных линеек. В басовом ключе Фа мелодия полностью записана на дополнительных линейках, что усложняет и чтение, и запись. В альтовом ключе бóльшая часть мелодии записана на дополнительных линейках. Это тоже неудобно.

И наоборот: если бас-партию записать в скрипичном или альтовом ключе, то все или большинство нот будут располагаться на дополнительных линейках. Таким образом, различные ключи облегчают чтение и запись низких или высоких нот.

Отдельно отметим, что существуют и другие ключи. Они подробно рассмотрены в статье «Ключи. Обзор».

Для закрепления материала предлагаем вам поиграть: программа покажет ключ, а вы определите его название.

iframe doesn’t supported

Полная версия программы в статье «Тест: музыкальные ключи»

Итоги
Теперь вы знаете 3 основных ключа: Скрипичный ключ Соль, Басовый Фа и Альтовый До.

Источник

Ноты скрипичного ключа

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого музыкальных регистров. В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы. Как выглядит скрипичный ключ, думается, все в курсе. Свое название он получил за то, что в нем удобно записывать ноты из рабочей тесситуры скрипки (от СОЛЬ малой октавы и до самых верхних нот).

Скрипичный ключ имеет второе название – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что своим местоположением на нотном стане он привязан ко второй линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы. Поэтому закономерно, что нота СОЛЬ – это главная нота скрипичного ключа, своеобразная точка отсчета на нотном стане. Действительно, ближайшие соседи ноты СОЛЬ – это ФА (снизу) и ЛЯ (сверху), они занимают соответствующее положение по отношению к ноте СОЛЬ и на нотном стане.

Ноты первой октавы в скрипичном ключе

Названия октав и их расположение на клавиатуре фортепиано подробно разбирается в материале Расположение нот на клавиатуре фортепиано. Ноты первой октавы занимают основное пространство (первые три линейки) нотного стана в скрипичном ключе.

  • Нота ДО первой октавы пишется на первой добавочной линии.
  • Нота РЕ первой октавы пишется под первой основной линией нотного стана.
  • Нота МИ первой октавы как бусинка на ниточке насажена на первую линию нотоносца.
  • Ноту ФА первой октавы следует писать между первой и второй линиями нотного стана.
  • Нота СОЛЬ первой октавы занимает свое коронное место на второй линейке.
  • Нота ЛЯ первой октавы располагается в промежутке между второй и третьей линейками.
  • Нота СИ первой октавы записывается на третьей линейке.

Ноты второй октавы в скрипичном ключе

Ноты второй октавы занимают вторую, верхнюю половину нотного стана, если записывать их в скрипичном ключе.

  • Нота ДО второй октавы занимает промежуток между третьей и четвертой линиями.
  • Нота РЕ второй октавы насажена на четвертую линейку нотоносца.
  • Нота МИ второй октавы расположена в последнем промежутке – между четвертой и пятой линиями.
  • Нота ФА второй октавы, ее место – пятая линейка, она на ней крепко сидит.
  • Нота СОЛЬ второй октавы прилипла к пятой линейке, пишется выше ее.
  • Нота ЛЯ второй октавы, ее адрес – первая добавочная линейка сверху.
  • Нота СИ второй октавы пишется над первой добавочной линейкой сверху.

Ноты третьей октавы в скрипичном ключе

Ноты третьей октавы можно записать двумя способами – либо на добавочных линейках сверху, либо точно так же, как ноты второй октавы, только со специальным знаком – ОКТАВНЫМ ПУНКТИРОМ (пунктирная линия с цифрой восемь).

Октавный пунктир имеет следующее действие: все ноты, которые он собой покрывает, играются на октаву выше. Октавный пунктир является очень удобным средством облегчения нотой записи – во-первых, благодаря ему уменьшается количество добавочных линий, затрудняющих прочтение нот, а, во-вторых, с помощью октавного пунктира нотная запись становится более экономной, компактной, более опрятной.

Если же все-таки ноты третьей октавы написаны без применения октавного пунктира, а с применением добавочных линеек, тогда:

  • Нота ДО третьей октавы пишется на второй добавочной линейке сверху.
  • Нота РЕ третьей октавы располагается выше второй добавочной линейки.
  • Нота МИ третьей октавы занимает третью добавочную линейку сверху.
  • Нота ФА третьей октавы помещается над третьей добавочной линией.
  • Нота СОЛЬ третьей октавы нанизывается на четвертую добавочную линейку сверху.
  • Нота ЛЯ третьей октавы пишется над четвертой добавочной линейкой.
  • Ноту СИ третьей октавы следует искать на пятой добавочной линейке сверху.

Ноты четвертой октавы в скрипичном ключе

Если писать ноты четвертой октавы на добавочных линейках, то этих самых вспомогательных линеек будет огромное количество. Это очень неудобно, поэтому так не делают. Когда нужно написать ноты четвертой октавы пользуются октавными пунктирами – простым, если его ставят над нотами третьей октавы, или двойным, если над нотами второй октавы.

Двойной октавный пунктир представляет собой точно такую же пунктирную линию, только с числом 15. Все ноты, которые располагаются, под такой линией, должны исполняться на целый две октавы выше.

Ноты малой октавы в скрипичном ключе

Из малой октавы в скрипичном ключе записываются, главным образом, всего три ноты – СОЛЬ, ЛЯ и СИ. Они пишутся на вспомогательных линейках, добавляемых снизу:

  • Нота СИ малой октавы может быть записана под первой добавочной снизу.
  • Нота ЛЯ малой октавы в скрипичном ключе пишется на второй добавочной линейке снизу.
  • Нота СОЛЬ малой октавы располагается под второй добавочной внизу нотного стана.

В целом, чаще всего на нотоносце со скрипичным ключом записываются наиболее ходовые, часто встречающиеся ноты малой, первой, второй и частично третьей октав. Ноты, для записи которых необходимо большое количество добавочных линеек, встречаются сравнительно реже.

Для лучшего запоминания нот во всех октавах, нужно больше тренироваться в их чтении и переписывании. Например, можно переписывать какие-нибудь мелодии в разные октавы (допустим, дана мелодия в первой октавы, переписать ее в малую, во вторую, в третью и т.д.). Попробуем. Скажем, возьмем простую известную народную песню «Ходит зайка» и перепишем ее мелодию в разные октавы.

Если вы учите ноты с ребенком, то познакомьтесь вот с таким руководством – Как выучить ноты с ребенком? И детям, и взрослым для лучшего усвоения нот скрипичного ключа будет полезно выполнить подборку упражнений из рабочей тетради Г. Калининой. Выполняя задания в простой и увлекательной форме, вы даже и не заметите, как выучите все ноты. Скачать данный комплекс упражнений можно здесь – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ!

Дорогие друзья! Мы надеемся, что данный материал хотя бы немного оказался вам полезен. Если у вас остались вопросы, если есть пожелания по улучшению работы сайта или по улучшению конкретно данной статьи, пожалуйста, отпишитесь в комментариях. Ваше мнение очень важно для нас!

И напоследок, предлагаем вам послушать немного хорошей музыки! Сегодня это будет:

П.И. Чайковский — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Источник

Часть 1.2 — Ноты и нотоносец. Октавы. Скрипичный и басовый ключ. Расположение звуков на нотоносце. Диапазон гитары.

Ноты и нотоносец

Нотное письмо – это система для записи звуков. В нотном письме звуки обозначаются специальными знаками, которые называются нотами. Рисуются они как пустой или заполненный внутри овал:

Нотным станом (или нотоносцем) называется система из пяти параллельных горизонтальных линий, на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу-вверх:

Также существуют и добавочные линии, помещаемые выше или ниже нотного стана. Добавочные линии считаются по мере их добавления снизу или сверху нотного стана. Теоретически количество линий неограниченно, но их обычно не больше пяти. При этом говорят, что ноты располагаются на первой добавочной линии, над четвертой добавочной, под второй добавочной и т.д.

Ноты могут размещаться на линиях, между линиями, а также над и под линиями нотного стана:

Октавы. Скрипичный и басовый ключ. Расположение звуков на нотоносце. Диапазон гитары.

Мы уже знаем семь названий для основных ступеней звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Но звуков, используемых в музыке восемьдесят восемь, при этом каждый звук имеет свою отдельный знак на нотоносце — ноту. Поэтому названия звуков периодически в этой же последовательности повторяются. Если взять первую ступень до, то при счете от нее подряд восьмая ступень представляется как бы повторением первой ступени на другой высоте. Вследствие этого восьмая ступень получает такое же название, как первая. Расстояние же от первой ступени вверх или вниз до восьмой одноименной называется октавой. Также октавой называется часть звукоряда, в состав которой входят семь основных ступеней, при этом началом октавы принято считать звук ступени до. Таким образом весь звукоряд делится на семь полных октав, и две неполных. Перечислим названия октав от самой низкой по звуку к самой высокой: субконтроктава (неполная), контроктава, большая октава, малая октава, первая, вторая, третья, четвертая и пятая (неполная) октава.

Скрипичный ключ – это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца и остальные ноты строятся от нее:

Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца и остальные ноты строятся от нее:

Ноты малой, первой, второй, третьей, четвертой и пятой октавы записываются в скрипичном ключе. Ноты субконтроктавы, контроктавы, большой октавы, малой и первой октавы записываются в басовом ключе. Исходя из этого можно заметить, что ноты малой и первой октавы можно записать как в скрипичном, так и в басовом ключе.

Ноты контроктавы Ноты большой октавы

Ноты малой октавы Ноты первой октавы

Ноты второй октавы Ноты третьей октавы

Ноты четвертой октавы:

Ноты четвертой октавы пишутся точно также, как и ноты третьей октавы, только сверху над нотами ставят знак 8va. Это означает, что ноты играются на октаву выше, чем написано. Всего таких знаков четыре: 8va — октавой выше, 8vb — октавой ниже, 15ma — двумя октавами выше, 15mb — двумя октавами ниже.

Далеко не все звуки и октавы используются на гитаре. Диапазон электрогитары с 24 ладами — ноты от ми большой октавы до ми третьей октавы. Диапазон классической гитары — ноты от ми большой октавы до си второй октавы. Диапазон – это расстояние между самой низкой ноты до самой высокой ноты, которую можно извлечь на инструменте (либо голосом). Получается, для того чтобы играть на гитаре нужно использовать как басовый, так и скрипичный ключ, что не очень-то удобно. Поэтому для гитары решили записывать ноты на октаву выше, чем звучит на самом деле, что позволило играть только в одном скрипичном ключе. Это значит, если мы будем играть ноты малой октавы, на самом деле будут звучать ноты большой.

Источник

Читайте также:  Веселые песенки для пианино ноты
Оцените статью