Ноты обработки рнп для хора

Ноты для детского хора — Русские народные песни

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf


Русские народные песни
для детского или женского хора без сопровождения
составители Н. Калугина и В. Попов
«Музыка», 1971г.
номер 6828

Фольклор —это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт, мудрость, знания.
Важное место в фольклоре принадлежит песне. И особенно велико ее значение в русском фольклоре. Русская песня — величайшее музыкально-поэтическое создание народного гения. Правдиво и глубоко отражает она жизнь человека, раскрывает его духовное богатство и красоту, его думы и чаяния. «Нигде народная песнь не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она уже не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас», — писал В. Стасов. М. Горький с полным основанием называл русскую песню — русской историей.

Яркий национальный колорит, необычайно широкое жанровое разнообразие, значительность и глубина содержания, художественное совершенство —все это делает русскую песню непреходящим явлением в нашей музыкальной культуре. В песенном творчестве наиболее ярко отразились извечные стремления человечества к добру и красоте. Нравственно-эстетические идеалы, заложенные в песне, воспитывали многие поколения людей. Благодаря исключительной искренности, задушевности, правдивости народная песня оказывает самое глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством, но без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, воспитывает чувство коллективизма и товарищества. Она развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности.

Трудно переоценить значение песни в музыкальном воспитании народа. Недаром столько сил и энергии отдавали русские композиторы записям и обработкам народных песен. Достаточно назвать сборники М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Лядова.
Здесь будет уместным вспомнить слова известной собирательницы народных песен Е. Линевой: «Важность изучения памятников народного творчества давно признана. Роль их громадна. Они вносят в жизнь своеобразный элемент, называемый национальным, но который не разъединяет людей, подобно узко понятому патриотизму, а напротив соединяет их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений, начиная с доисторических времен до нашего времени, и охватывающему все стороны жизни народной в личном и общественном смысле».

Читайте также:  Музыкальный руководитель ноты для подготовительной группы

Но для того, чтобы народная песня могла играть отведенную ей историей важную роль в эстетическом воспитании масс, необходимо наших детей с самого раннего возраста окружить народной музыкой.
Известно, что многое в фольклоре создавалось специально для детей, С давних пор бытуют в народе колыбельные песни, детские «потешки». С первых лет жизни ребенок дружит со сказкой, прибауткой, считалкой, загадкой. Фольклор увлекает ребят яркими поэтическими образами, понятным для них объяснением доброго и злого, красивого и некрасивого. Но не только детский фольклор доставляет радость ребенку. Многое и из взрослого фольклора ему доступно. Вот почему музыкально-поэтический материал из народного творчества, который может быть использован в работе с детьми, очень и очень обширен.

Песни одноголосные
Красавица-земля! (Эх, поля, да вы поля). Современная. Слова и мелодия А. Оленнчевой
О родной земле (Белым снегом лес покрылся). Современная. Слова и мелодия А. Оленичевой.
Ах, я, младешенька-млада. Современная. Слова и мелодия А. Оленичевой
Космическая частушка. Современная
Палехские частушки. Современная
Мы посеяли лен во логу. Современная
Уж ты вейся, хмелина. Современная. Слова и мелодия А. Оленичевой И
Лен-леночек. Современная. Слова и мелодия А. Оленичевой
Со двора, со дворика. Современная. Слова и мелодия А. Оленичевой
Вдоль по морю
Не йди, котичек, по лавке
Летели пчелы
Ты воспой-ка, ты воспой, жавороночек
Не во нынешнем, во прошлом во году
Высоко, высоко соколка летала
За речкою за быстрою
Гори, гори гарко
Трава моя, травушка

Песни одноголосные с элементами двухголосия и двухголосные
Передай Москве поклон (Не летай, соловей). Современная
В огороде возле брода. Современная
Рябинушка раскудрявая
Из-за лесу, лесу темного
Между гор крутых, больших, высоких
Не будите меня, молоду
Ходила я, молода, ой, по борочку.
Заинька за садом
Серая ты зозуленька
Милый мой хоровод
Поиграем, девушки
Сею-вею
Хожу я по улице
Ой, посеяли девки лен
Ой, ты, Груня, ты, Груняша
Дуня-тонкопряха
А борушка, переборушка
Рыбка окунечек
Уж ты, поле
Комара женить мы будем
Виноград-то во саду цветет
Ой, вы, луга
Уж ты, луга

Читайте также:  Ноты числами для синтезатора цифрами

Песни двухголосные с элементами (трехголосия и трехголосные)
Под знаменем мира свой труд охраняем (Могучий Урал). Современная
Милый край родной (Во долине-луговине). Современная.
Слова к мелодия А. Оленичевой
Скворцы прилетели. Современная
Ты, Россия, ты, Россия.
Как на дубе на высоком
Голубь, голубочек.
Как под лесом
Соловей мой смутный
Да уж ты, зорюшка, ты, зоря
Чесал Ваня кудерцы
Эх, уж вы, горы, вы, горы
Не кукуй-ка ты, моя кукушана
На калине белый цвет
А мы пашню пахали
Уж вы, встры-ветерочки
Соловей мой, соловей
Как по речке да быстрой селезень плыл.
Утореная путь наша дороженька
Орёлик
Ах ты, ночь моя
Как повадился коток
Во саду
Из-за лесику
Полоса ль моя, полостычка
Не было ветру, вдруг навеяло
Не река ли, моя реченька,
На море утка купалася,
Как по морю, морю
Пошла млада за водой
Я по луженьке хожу
Уж ты, зимушка-зима
Овечушка-косматушка
Как по морю
Жил у нашей бабушки черный баран
Как у наших у ворот
Ходил комар по лугу
Заплетися, плетень
Коло двух белых берез
А я сеяла ленок
Ой, на горе, горе
Скакал воробей
Голубь сизенькой да сизокрыленькой

Песни четырехголосные
Жизнь привольная (Он вы, горы). Современная
Между речками
Зеленая веточка
У ворот, ворот батюшкиных
Черемушка
Белый ключ-колодезь

Скачать ноты для хора

Источник

Ноты для хора — Народные песни — обработка А. Свешникова

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf


Нотное издание
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
в обработке А. Свешникова

для хора без сопровождения
составитель Калинин Станислав Семенович
«Музыка», 1990г.
номер 14357
(pdf, 3 Мб)

В 1990 году музыкальная общественность нашей страны отмечает столетие со дня рождения выдающегося советского хорового деятеля, Героя Социалистического Труда, Народного артиста СССР, Лауреата Государственных премий, профессора Александра Васильевича Свешникова. В его разносторонней, полной глубокого художественного содержания, музыкальной и общественно-педагогической деятельности отражен весь многотрудный путь развития русского советского хорового искусства. «Мы часто называем А. В. Свешникова патриархом советского хорового искусства, и это справедливо. Практически, все начинания в этой области не прошли без того или иного участия Мастера. Его влияние огромно. И личным примером, и через своих многочисленных учеников Свешников вливал живительные соки в наше хоровое дело, — писал Е. Ф. Светланов.
Совершенно особое место в творчестве А. В. Свешникова занимала народная песня. Множество песен в обработках Свешникова известно и популярно во всем мире: такие как протяжная «Ах ты, степь широкая:», бурлацкая «Вниз по матушке, по Волге», шуточная «В темном лесе», плясовые «Во кузнице» и «Ой, все кумушки домой», лирическая «Вечерний звон», героическая «Гибель „Варяга»» считаются классическими песенными обработками и занимают достойное место в исполнительской практике профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов.

Мастерски сделанные обработки Свешникова сохраняют притягательность и долгую концертную жизнь, т. к. они всегда вокальны, в них предельно используются выразительные средства хора. Но даже самые сложные из них, те, а которых творческая индивидуальность Свешникова проявилась наиболее ярко, непременно сохраняют дух самой песни, первородство мелодии. При всем жанровом многообразии, полярности настроений и чувств, в протяжных и плясовых, лирических и шуточных песнях основой хоровых партитур Свешникова являются кантилена, развитое голосоведение, богатство тембровых красок. Каждая его композиция имеет характерный свешниковский колорит, ясную простоту и совершенство.
В хоровых обработках А. В. Свешникова выявляется накопленный’ поколениями опыт отношения к русскому песенному наследию. Впитавший в себя истинно русскую культуру и получивший образование у выдающихся педагогов и композиторов С. И. Танеева, Б. Л. Яворского, А. Н. Корещенко, А. В. Свешников через всю жизнь пронес глубокую и трепетную любовь к русскому народному песенному творчеству. «Пение — удивительное искусство, — говорил А. В. Свешников, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих.. Песня —это сама русская история, поэтический сказ о ней, положенный на музыку. Песня пробуждает в человеке все лучшее, что в нем есть, заставляет звучать самые тонкие н нежные струны сердца и, что бы он ни любил, к чему бы ни был привязан душой, всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение красоты н величия».
Наряду с классическими обработками А. В. Свешникова в предлагаемый сборник вошли обработки менее известные, давно не переиздававшиеся, такие как «Час да по часу», «Светит светел месяц», «Запов1т» и др. Хочется надеяться, что сборник, выходящий к юбилею Александра Васильевича Свешникова, вызовет интерес у музыкальной общественности, в профессиональных и самодеятельных хоровых коллективах, у многочисленных любителей хоровой музыки.
С. Калинин

  • Русские народные песни
    • Ах ты, степь широкая. Обработка А. Свешникова
    • Вниз по матушке, по Волге
    • Час да по часу
    • Горы Воробьевские
    • Эй, ухнем!
    • Колокольчик
    • Уж ты, сад
    • Вечерний звон
    • Из-под дуба, из-под вяза
    • Во кузнице
    • В темном лесе
    • Светит светел месяц
    • Мой муженька работёшенька
  • Украинские народные песни
    • 3anoвiт. Слова Т. Шевченко
    • Чувш, брате мiй
    • Мiсяць на нe6i
    • Стоiть гора високая
    • Итальянские народные песни
    • Санта Лючия. Перевод А. Горчаковой
    • На лодке. Русский текст А. Машистова
    • Прощание. Русский текст А. Машистова
    • В морском просторе. Русский текст А. Машистова.

Скачать ноты для хора


НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
в обработке А. Свешникова для хора без сопровождения
«Советский композитор», 1977г.
номер с3944к

Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственных премий профессор А. В- Свешников — выдающийся советский музыкант. Его обширные познания в области хоровой, музыки и вокального искусства, неутомимая репетиционная и дирижерская практика, отточенное мастерство управления хором, многогранная композиторская деятельность ставят его в ряды первых представителей музыкального искусства современности.

Деятельность А. В. Свешникова — это эпоха в становлении, развитии и достижениях нашей хоровой культуры, в создании принципиально нового советского стиля хорового исполнительства.
Композиторское творчество А. В. Свешникова ныне пользуется широкой известностью и популярностью далеко за пределами нашей страны. Получив прекрасное образование у выдающихся русских педагогов и композиторов—Б. Л. Яворского, А. Н. Корещен-ко, А. В. Свешников в своей композиторской практике руководствовался лучшими традициями русской композиторской школы. Огромную роль для последующей многолетней творческой деятельности А. В. Свешникова сыграли его встречи и занятия с С. И. Танеевым.
Одной из ярких страниц творчества Свешникова являются его хоровые обработки русских песен. Они отличаются необычайной стилистической чистотой, тонким вкусом и удивительной любовью к песенному богатству русского народа.

Продолжая принципы и традиции обработок народных песен Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, А. Кастальского, Александр Васильевич всегда идет от истинного духа и природы песни.
Полифоническое голосоведение в его обработках отличается изяществом и красотой, истинно народным характером и, что особенно важно и характерно, удобством пения. Он никогда не посягает на главенствующее значение мелодического высказывания: его переложения непосредственны и просты, как язык самой песни, они всегда великолепно звучат, будучи сделаны мастерской рукой ис-полнителя-практика.

Многие обработки русских песен Свешникова, например «Ах ты, степь широкая», «Вниз по матушке, по Волге», «В темном лесе», «Вдоль да по речке», «Гибель «Варяга», «Дороженька» и другие стали классическими образцами лучших песенных переложений.
Основное непреложное творческое кредо А. В. Свешникова в подходе к обработке народной песни, помимо знания и изучения фольклора, сохранения простоты и естественности, профессионального чутья, заключается в умении заставить «зазвучать» песню, выявить пластику и возможность каждого голоса и подголоска, чтобы песня пелась естественно, от природы голоса. Эти принципы находят особое выражение в творчестве Свешникова. С большой любовью и настойчивостью передает Александр Васильевич опыт, знания и любовь к русской песне своим многочисленным ученикам, среди которых известные композиторы — Р. Щедрин, А. Флярковский, Р. Бойко, В. Агафонников, В. Кикта; известные дирижеры и хормейстеры — А. Юрлов, В. Минин, А. Молодов, В. Ровда.

По словам композитора Родиона Щедрина, встреча с Александром Васильевичем для многих явилась событием, определившим их судьбу как музыкантов: «Тот, кто стал хоровым дирижером, мог бы поведать о секретах свешниковского умения. Тот, кто стал дирижером симфонического оркестра, смог бы рассказать о поразительной работоспособности и репетиционной неутомимости Свешникова. Тот, кто стал педагогом, наверняка упомянул бы легендарную точность Александра Васильевича. Но все, без сомнения, все сошлись бы в чувствах признательности и благодарности этому суровому, но очень доброму человеку, что именно он призвал их в армию солдат музыки — самого многотрудного, но и самого благородного из искусств.»

  • ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ПО ВОЛГЕ
  • СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ
  • ЧТО НЕ БЕЛАЯ БЕРЕЗА
  • ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН
  • БЫЛИНА НОВГОРОДСКАЯ
  • ТЫ, ДУБРАВУШКА
  • ОЙ, ВСЕ КУМУШКИ ДОМОЙ
  • КОЛОКОЛЬЧИК
  • УЖ ТЫ, САД
  • В НИЗЕНЬКОЙ СВЕТЕЛКЕ
  • ЧАС, ДА ПО ЧАСУ
  • МЕЖ ВЫСОКИХ ХЛЕБОВ. Стихи Н.Некрасова
  • СОЛОВЬЕМ ЗАЛЕТНЫМ. Стихи А. Кольцова
  • НА ЗАРЕ БЫЛО
  • ТО НЕ ВЕТЕР ВЕТКУ КЛОНИТ
  • ТОНКАЯ РЯБИНА
  • ИЗ-ПОД ДУБА
  • ОЙ, НЕ ВЕЧОР, ТО ЛИ НЕ ВЁЧОР
  • ГРУШИЦА
  • УЖ ВЫ, МОИ ВЕТРЫ, ВЕТЕРОЧКИ
  • БЫЛИНА ПРО ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА
  • ДАЛЕКО, ДАЛЕКО
  • ЛУЧИНУШКА
  • ДОРОЖЕНЬКА (Ямщицкая)
  • ПОЗАРАСТАЛИ СТЕЖКИ-ДОРОЖКИ
  • АХ ТЫ, ЗИМУШКА, ЗИМА
  • АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ
  • ВО КУЗНИЦЕ
  • ЗАПОВIТ. Стихи Т. Шевченко
  • РЕВЕ ТА СТОГНЕ
  • ЧУЕШ, БРАТЕ МIЙ
  • МIСЯЦЬ НА НЕБI
  • СТОIТЬ ГОРА ВИСОКАЯ

Скачать ноты к НП

Источник

Оцените статью