Ноты октавы для синтезатора

Октавная система

Последовательность основных ступеней в звукоряде повторяется, что позволяет присвоить имена всем его ступеням:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до и т.д.

Отличить одинаковые по названию, но разные по высоте звучания ступени помогают октавы. На латинском языке октава (octava) означает восьмая, что можно трактовать как восьмой звук. Возьмём в качестве исходной ступени клавишу до зелёного цвета (рис. 1) и присвоим ей порядковый номер 1. Отсчитаем от неё восемь клавиш влево (вниз) и получим соседнюю клавишу до голубого цвета с порядковым номером 8. Теперь отсчитаем от зеленой клавиши восемь клавиш вправо (вверх) и получим клавишу до жёлтого цвета с порядковым номером 8.

Рис. 1. Две полные октавы

Октавы часто используются в музыкальных композициях и важно научиться их быстро находить на клавиатуре. Помогут это сделать чёрные клавиши. Как, например, найти октаву от ступени фа? Из рис. 1 видно, что клавиша фа располагается перед тремя черными клавишами. Ищем на клавиатуре ближайшую соседнюю клавишу, которая располагается таким же образом по отношению к черным клавишам.

Каждая октава имеет собственное название и обозначение:

Читайте также:  Жди меня ноты баян

C3 – инфразвуки
C2 – субконтроктава
C1 – контроктава
C – большая октава
с – малая октава
с1 – первая октава
с2 – вторая октава
с3 – третья октава
с4 – четвертая октава
с5 – пятая октава
с6 – шестая октава
с7 – ультразвуки

Таким образом, для звукоряда определено 12 октав. Для сравнения звукоряд фортепиано состоит из семи с небольшим октав, в котором крайние октавы неполные.

Рис. 2. Звукоряд фортепиано

На рис. 3 показан 5-ти октавный синтезатор. Как вы думаете, у какого инструмента звукоряд больше (шире), у фортепиано или у данного синтезатора? На самом деле они практически равны, так как в данной модели синтезатора есть возможность сдвигать строй на октаву вверх и вниз, что расширяет звукоряд синтезатора до 7 полных октав. Во многих 5-ти октавных синтезаторах есть возможность сдвигать строй на 2 октавы вверх и вниз, что расширяет их звукоряд до 9 октав.

Рис. 3. 5-ти октавный синтезатор

Точное название ступени состоит из названия ступени и название октавы, в которой она расположена, например: до малой октавы (c), соль третьей октавы (g 3 ).

Итак, музыкальный звукоряд даёт нам количество и последовательность ступеней, а какие частоты им соответствуют? Для определения этого необходимо знать опорную частоту и строй. В качестве опорной частоты выбрано колебание с частотой 440 Гц, которому сопоставили ступень ля первой октавы (зелёная клавиша на рис. 3). Звук данной частоты является опорным по причине того, что частоты всех остальных звуков в звукоряде рассчитываются относительно его частоты, в результате чего образуется строй — система, задающая соответствие ступеней музыкального звукоряда звукам определённой высоты. Строй имеет важное значение в музыке, так как благодаря ему становится возможным получить согласованное и приятное на слух звучание различных музыкальных инструментов по отдельности или вместе.

Источник

Добро пожаловать в Самоучитель Игры на Синтезаторе!

Основная цель Самоучителя — помочь начинающим музыкантам овладеть игрой на синтезаторе настолько, чтобы уметь исполнять произведения средней сложности, приобрести навыки чтения нот с листа, познакомиться с музыкальной грамотой.

Самоучитель создан на основе моего многолетнего педагогического опыта. Основы обучения на инструменте излагаются в соответствии с современными достижениями методики и педагогической практики.

Обучающий материал дается в форме самодостаточных уроков и расположен в порядке возрастающей трудности. Уже с первых уроков вы сможете исполнять небольшие пьески, несложные популярные произведения с автоаккомпанементом.

Все вопросы и предложения, появившиеся у Вас в ходе обучения, вы можете задать в комментариях или на форуме.
Я обязательно отвечу на них.

Желаю Вам успехов!

Урок 1. Знакомство с синтезатором. Нотная грамота — высота звука. Начинаем играть по нотам.

Посмотрев этот урок, вы познакомитесь с азами нотной грамоты, с клавиатурой синтезатора,
получите первоначальные навыки игры на инструменте.

Подробное содержание урока

    Клавиатура синтезатора, октавы.

Нотная грамота: нотный стан, ключи, запись высоты звука.

Постановка рук: правильное положение кисти и пальцев при игре на синтезаторе.

Хотите предложить свою тему для видеоуроков?
Вы можете оставить свои заявки здесь: &nbspСтол заказов

Перейти к следующему уроку

Комментарии

Добрый день Нелли!
Я хотел спросить у вас совет, возможно ли научится играть на синтезаторе, если у меня совсем нет слуха и возраст уже за 30 лет? Заранее благодарен вам за ответ

Denis, мой ответ однозначно «Да».

По своему опыту знаю, что отсутствие музыкального слуха не критично при обучении игре на клавишном инструменте в отличие, например, от скрипки.
Для этого важнее иметь хорошее чувство ритма и координацию движений, но и это не самое важное в обучении (все эти качества со временем развиваются).

Самым главным считаю наличие желания и интереса, которые напрямую влияют на длительность и плодотворность занятий: чем больше времени и усердия вы посвящаете занятиям, тем быстрее и успешнее обучаетесь и развиваете свои музыкальные способности.
И совсем не важно, сколько вам лет, наоборот взрослый человек обучается быстрее, чем ребенок. То, что ребенок осваивает за три-четыре года, взрослый человек может пройти за год.

Источник

Волшебные клавиши

Октавы синтезатора.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы узнаем, сколько октав имеет синтезатор и как они называются. А так же чем отличаются октавы фортепиано и синтезатора.

Сколько октав у фортепиано знаете? Если забыли, вспоминайте — Октавы Фортепиано.

Синтезатор имеет 5 октав:

Сравним октавы синтезатора и фортепиано.

8 комментариев к записи “Октавы синтезатора.”

ЕЛЕНА ЗДРАВСТВУЙТЕ!. ЧТО ТО Я САМА СЕБЯ НЕ ПОЙМУ? БОЛЬШЕ ВСЕГО Я БЫ ХОТЕЛА НА СИНТЕЗАТОРЕ НАУЧИТСЯ, ХОТЯ И Ф-НО ЕСТЬ. ВОТ ЗАШЛА НА СТРАНИЧКУ , ГДЕ ПИШЕТСЯ. СК. ОКТАВ НА СИНТЕЗАТОРЕ: ЭТО ПРИМЕРНО Я УЗНАЛА! НУ А ДАЛЬШЕ ПРО НЕГО НИЧЕГО НЕ ОПИСЫВАЕТСЯ?. ТАК КАК МНЕ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ, ВСЕ ТАКИ НАДО НА ОДНОМ КАКОМ -ТО ИНСТРУМЕНТЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ И ЕГО ИЗУЧАТЬ,ИЛИ КОНКРЕТНО СДЕЛАТЬ ВЫБОР? МНЕ КАЖЕТСЯ, ЕСЛИ НА СИНТЕЗАТОРЕ УЧИТЬСЯ, ТО НА Ф- НО НЕ ПОЛУЧИТЬСЯ СЫГРАТЬ ТАК ЖЕ. А С Ф-НО НАВЕРНО МОЖНО. ИЛИ ЖЕ СРАЗУ ОСВАИВАТЬ ДВА ИНСТРУМЕНТА ПАРАЛЛЕЛЬНО. О СИНТЕЗАТОРЕ МАЛО ПИШЕТСЯ И ХОЧЕТСЯ ПО БОЛЬШЕ УЗНАТЬ. СПАСИБО! С УВАЖЕНИЕМ—- НАТАЛЬЯ!

Здравствуйте, Наталья! Если Вы еще не определились, то выбор за Вас никто сделать не сможет. Вы находитесь в двойном преимуществе. Потому что у других желание научиться играть есть, а вот инструменты — нет. У Вас их целых два! Это замечательно! С другой стороны наличие двух инстурментов предполагает выбор для Вас — на каком учиться?

Вы можете учиться играть и на фортепиано и на синтезаторе. Изучать сразу два инструмента. Например, играть легкие мелодии можно на любом инструменте. А вот добавить различные украшения — ритм, тембр, аккомпанимент поможет синтезатор.

Если Вы на синтезаторе включите «Фортепиано», то вы сможете одинаково играть и на синтезаторе и на фортепиано.

ЕЛЕНА ЗДРАВСТВУЙТЕ! СПАСИБО ЗА СОВЕТ! Я ТАК И РЕШИЛА, БУДУ ПРОБОВАТЬ НА СИНТЕЗАТОРЕ , ВКЛЮЧАЯ Ф-НО С УВАЖЕНИЕМ! НАТАЛЬЯ!

Источник

Октавы на фортепиано: полная информация

Все музыкальные звуки, если их расположить по высоте от самого низкого до самого образуют музыкальный звукоряд, в который входит около ста различных по высоте звуков. Наибольший объем имеют:

  • орган (104 звука),
  • фортепиано (85-88 звуков),
  • полный баян (57 звуков),
  • современная бандура (до 55 звуков).

Каждому звуку музыкального звукоряда соответствуют подобные ему по звучанию, но разные по высоте звуки. Они называются октавными, а группа звуков между ними — октавой (от лат. oktava).

Полная октава содержит двенадцать различных по высоте звуков (октавный звук тринадцатый). Из них лишь семь основных имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Названия звуков периодически повторяются в других октавах.

На фортепиано и на правой клавиатуре аккордеона и баяна основным звукам соответствуют белые клавиши (1) или белые кнопки (2).

Остальные пять звуков, которым соответствуют черные клавиши или кнопки упомянутых инструментов, самостоятельных названий не имеют. Их названия зависят от повышения или понижения соседних с ними основных звуков.

Ряд клавиш фортепиано, аккордеона или кнопок баяна называется клавиатурой. На фортепиано — одна клавиатура, на баяне, гармони и аккордеоне — две (для правой и левой рук). На баяне или гармони обе клавиатуры имеют кнопки. На аккордеоне правая клавиатура имеет клавиши, как фортепиано, а левая — кнопки, как баян.

На струнных инструментах роль клавиатуры выполняет гриф, в который врезан ряд узеньких металлических планочек — ладки (лады).

Некоторые струнные инструменты не имеют ладов на грифе (скрипка, альт, виолончель, контрабас). Точность воспроизведения звуков на этих инструментах в большой степени зависит от музыкального слуха исполнителя.

На бандуре, которая также не имеет ладов, каждая струна соответствует одному из звуков музыкального звукоряда, то есть бандура имеет определенный строй.
На духовых инструментах звуки добываются с помощью губ исполнителя, разных мундштуков (с тростью или без нее) и клапанов или вентилей, перекрываются пальцами, сокращая или удлиняя столб воздух внутри инструмента. Определенную роль играет также сила, с которой
вдувается воздух в духовой инструмент.

Началом каждой из октав условно считается звук до, что соответствует белой клавиши слева от первой из двух черных.

Сколько октав на фортепиано

Весь звукоряд делится на девять октав: семь полных и две неполные.

Название октав на фортепиано

Субконтроктава

Самая низкая в звукоряде субконтроктава — неполная, она имеет только три звука.

Ноты субконтроктавы в басовом ключе:

Контроктава

Следующая зовется контроктава, она — полная.

Вот так записываются нот контроктавы в басовом ключе:

Большая октава

Следующая большая октава — тоже полная.

Малая октава

Идет после большой, тоже полная октава.

Ноты малой октавы в басовом ключе

Октавы, идущие после малой, обозначаются порядковыми числами и называются: первая, вторая, третья, четвертая (полные).

Первая октава

Ноты первой октавы в скрипичном ключе:

Вторая октава

Ноты второй октавы

Третья октава, Четвертая октава и Пятая октава

Некоторые фортепиано вовсе не имеют пятой октавы, и зукоряд у них заканчивается звуком ля четвертой октавы.

Клавиатура фортепиано с нотами и октавами

На рубеже XVII и XV III вв. установился музыкальный звукоряд, называемый равномерно — темперированным. В нем все звуки расположены на одинаковом расстоянии друг от друга (расстояние здесь следует понимать как соотношение звуков по высоте), а октава делится на двенадцать равных частей.

Кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками называется полутоном. Его принято считать наименьшей единицей измерения соотношений звуков по высоте. Полутону равняется расстояние между двумя основными звуками, соответствующими двум белым клавишам (или кнопкам), между которыми нет черной (то есть ми — фа и с и — к), или между основным и соседним с ним повышенным или пониженным звуком, то есть между белой и прилегающего к ней черного клавишами фортепиано (или кнопками баяна).
Два полутона в сумме составляют целый тон. Итак, октава имеет двенадцать полутонов, или шесть тонов.

Расстояние между звуками до — ре, ре — ми, фа — соль, соль — ля и ля — си равно двум полутонам или целому тону. На фортепиано (баяне) это две белые клавиши( две кнопки), между которыми есть черная. Кроме того тон равен расстоянию между двумя клавишами (кнопками) , между которыми есть третья.

Источник

Оцените статью