- Ноты опера верстовского аскольдова могила
- Действующие лица:
- История создания
- Сюжет
- Музыка
- Алексей Верстовский и Надежда Репина
- «Аскольдова могила» – подарок на день рождения
- Хор девушек – печальный пролог
- «Ах, подруженьки, как грустно». Хор девушек из оперы «Аскольдова могила» А. Верстовскаго
- О произведении
- Другие издания
- Пожалуйста, авторизуйтесь
- Ссылка скопирована в буфер обмена
- Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
- Аскольдова могила
- Поддержите проект
- Действующие лица:
- ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
- Надежда
- Всеслав
- Надежда
- Всеслав
- Надежда
- Всеслав
- Надежда
- Всеслав
- Надежда
- Всеслав
- Надежда
- Всеслав
- Надежда
- Всеслав
- Надежда
- Всеслав
- Надежда
- Алексей
- Всеслав
- Алексей
- Надежда
- Всеслав
- Алексей
- Всеслав
- Алексей
- Всеслав
- Алексей
- Рыбаки
- Алексей
- Первый рыбак
- Второй рыбак
- Алексей
- Первый рыбак
- Алексей
- Неизвестный
- Второй рыбак
- Алексей
- Неизвестный
- Первый рыбак
- Неизвестный
- Первый рыбак
- Неизвестный
- Алексей
- Неизвестный
- Алексей
- Неизвестный
- Первый рыбак
- Неизвестный
- Алексей
- Неизвестный
- Рыбаки
- Неизвестный
- Рыбаки
- Неизвестный
- Рыбаки
- Неизвестный
- Алексей
- Первый рыбак
- Второй рыбак
- Первый рыбак
- Второй рыбак
- Первый рыбак
- Алексей
- Второй рыбак
- Неизвестный
- Первый рыбак
- Второй рыбак
- Алексей
- Рыбаки
- Неизвестный
- Тороп и крестьяне
- Неизвестный
- Тороп
- Неизвестный
- Тороп
- Неизвестный
- Тороп
- Неизвестный
- Тороп
- Неизвестный
- Тороп
- Неизвестный
- Тороп
- Неизвестный
- Тороп
- Неизвестный
- Тороп
- Неизвестный
- Тороп
- Неизвестный
- Тороп
- Фрелаф
- Стемид
- Пожилой киевлянин
- Фрелаф
- Пожилой киевлянин
- Фрелаф
- Пожилой киевлянин
- Стемид
- Тороп
- Фрелаф
- Стемид
- Фрелаф
- Стемид
- Фрелаф
- Стемид
- Фрелаф
- Стемид
- Фрелаф
- Стемид
- Фрелаф
- Стемид
- Фрелаф
- Стемид
- Фрелаф
- Любаша и девушки
- Любаша
- Девушки
- Любаша
- Девушки
- Любаша
- Фрелаф
- Девушки
- Любаша
- Фрелаф
- Девушки
- Фрелаф
- Неизвестный
- Фрелаф
- Неизвестный
- Стемид
- Тороп
- Фрелаф
- Неизвестный
- Девушки
- Фрелаф
- Хор и Тороп
- Фрелаф
- Неизвестный
- Фрелаф
- Неизвестный
- Фрелаф
- Тороп
- Фрелаф
- Тороп
- Фрелаф
- Стемид
- ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
- Картина первая
- Фенкал
- Фенкал и хор
- Фенкал
- Простен
- Фрелаф
- Остромир
- Всеслав
- Простен
- Всеслав
- Простен
- Фрелаф
- Простен
- Фрелаф
- Простен
- Остромир
- Фрелаф
- Фрелаф
- Простен
- Фрелаф
- Простен
- Фрелаф
- Фрелаф
- Стемид
- Фрелаф
- Простен
- Стемид
- Витязи
- Стемид
- Фрелаф
- Стемид
- Фрелаф
- Остромир
- Стемид
- Фрелаф
- Стемид
- Фрелаф
- Стемид
- Фрелаф
- Стемид
- Фрелаф
- Стемид
- Простен
- Остромир
- Стемид
- Фрелаф
- Стемид
- Тороп
- Стемид
- Фрелаф
- Всеслав
- Фрелаф
- Простен
- Фрелаф
- Стемид
- Остромир
- Тороп
- Стемид
- Фрелаф
- Тороп
- Фрелаф
- Простен
- Тороп
- Стемид
- Тороп
- Простен
- Тороп
- Тороп
- Простен
- Тороп
Ноты опера верстовского аскольдова могила
Опера русского композитора Верстовского (1835, Москва), в 4 д. Либретто М. Загоскина по одноимённому роману.
Действующие лица:
- Неизвестный (бас)
- Торопка Голован, гудочник (тенор)
- Всеслав, княжеский дружинник (тенор)
- Алексей, старый рыбак (бас)
- Надежда, его дочь (сопрано)
- Вышата, боярин (бас)
- Фрелаф, варяг (тенор)
- Стемид, дружинник (тенор)
- Фенкал, варяжский скальд (тенор)
- Вахрамеевна, ведьма (без пения)
- Старуха (сопрано)
- Любаша, молодая киевлянка, подруга Надежды (сопрано)
- Часовой (баритон)
- Киевляне, славянские и варяжские дружины князя Святослава, слуги, рыбаки
Действие происходит в Киевской Руси в конце X века.
История создания
После успеха, которым сопровождалась постановка на московской сцене оперы «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), Верстовский, назначенный в 1828 году инспектором репертуара московских театров, решает взяться за новую оперу, также из древнерусской истории. Его выбор пал на роман М. Загоскина (1789—1852) «Аскольдова могила» (1833). Романтический сюжет был основан на русской летописи. Согласно ей, варяги Аскольд и Дир ушли от Рюрика, княжившего в Новгороде, и остановились в городке Киеве на Днепре. В 869 году Рюрик умер, оставив княжение малолетнему сыну Игорю, опеку которого поручил своему родичу Олегу. Олег через несколько лет выступил в поход на юг и, когда достиг Киева, убил Аскольда и Дира и утвердился в Киеве, объявив его «матерью городов русских». Близ Киева расположен курган, где похоронен Аскольд, потому он и называется Аскольдовой могилой. После Олега киевским князем стал Игорь, а после его гибели — знаменитая княгиня Ольга и ее сын Святослав. К княжению сына Святослава князя Владимира, крестителя Руси относится время действия романа, в котором летопись переплетается с легендой.
Либретто оперы написал сам Загоскин, известный писатель и драматург, автор многих патриотических романов, пользовавшихся широкой популярностью. При этом было усилено народно-жанровое начало, действие по требованию цензуры перенесено со времени княжения Владимира на более раннее — Святослава (Владимир, причисленный к лику святых, не мог упоминаться в спектакле), а трагический финал заменен счастливым.
Премьера «Аскольдовой могилы» состоялась в московском Большом театре 16 (28) сентября 1835 года. «Задолго до того отрывки из этой оперы восхищали общество Москвы! — писал современник. — Наконец эти части в стройном целом предстали суду публики. Она приняла народную оперу с каким-то торжеством. Ее мотивы, ее мелодические песни, ее удалые, разгульные хоры сделались народными и прогремели по всей России. Мы слышали. что шарманки Лондона, Парижа, Берлина, Вены, частенько наигрывают «Гой ты, Днепр» или «Ах, подруженьки, как грустно», равно как и другие мотивы. » Популярность оперы были неслыханной. «В каком театре, в каком закоулке России не пелась эта опера! Едва ли она не единственная русская опера, знакомая во всех концах огромного русского государства», — писал другой автор. Отрывки из «Аскольдовой могилы» до сих пор с успехом звучат на концертной эстраде.
Сюжет
На днепровском берегу близ Киева в рыбацкой деревушке живет Надежда, любимая Всеслава, принявшая христианство. К рыбакам приходит Неизвестный. Страстный приверженец языческой старины, он славит прошлые времена и пытается настроить жителей деревни против князя Святослава. Неизвестный замышляет заговор. Всеслава, которого он считает потомком Аскольда, он хочет сделать князем и назначает ему свидание у Аскольдовой могилы. Жители деревни собираются, чтобы отпраздновать веселый Усладов день. Девушки затевают игры и хороводы.
В тереме боярина Вышаты пирует княжеская дружина. Вышата зовет всех идти к Аскольдовой могиле. Он знает, что там соберутся христиане, и по хитрому замыслу Неизвестного хочет похитить Надежду для князя Святослава.
На берегу Днепра у Аскольдовой могилы в полночь у потаенной церкви собираются христиане, среди которых и Надежда. В стороне Неизвестный открывает Всеславу, что тот — правнук Аскольда и по праву должен занять княжой стол, захваченный когда-то Олегом. Всеслав честно служит своему князю и не хочет выступать против него. Появляются княжеские дружинники; они по наущению Вышаты похищают Надежду. В разгоревшейся схватке Всеслав убивает одного из них, теперь ему нужно скрываться от гнева князя.
Село Предиславино. В тереме томятся наложницы князя Святослава. Надежда в тоске и печали. Кроме своей участи, ее мучает и неизвестность: что-то стало с Всеславом. Гудочник Торопка, чтобы развлечь девушек, запевает песню, в которой рассказывает о том, что готовится освобождение Надежды. Он ловко отвлекает внимание присутствующих, а в это время Всеслав освобождает девушку. Побег обнаруживается, и Вышата приказывает разыскать беглецов.
В своей избе колдунья Вахрамеевна варит волшебное зелье. Приходит Вышата и просит старуху показать, где скрываются беглецы. Сквозь туманную дымку показывается видение — Надежда и Всеслав на берегу Днепра.
Снова берег Днепра у Аскольдовой могилы. Здесь укрылись влюбленные. Ночь, буря. Неизвестный убеждает Всеслава идти в поход против Святослава: его поддержат все, кому дороги старые обычаи и вера в древних божеств. Всеслав решительно отказывается. Неожиданно появляется посланный князя, который объявляет Всеславу прощение за убийство дружинника и разрешение жениться на христианке. Неизвестный бросается в челнок, чтобы уплыть, но буря усиливается, Неизвестный гибнет в днепровских волнах.
Музыка
«Аскольдова могила», как и все русские оперы доглинкинского периода, построена на разговорных диалогах. Музыкальные номера останавливают действие, характеризуют персонажей, становятся узловыми моментами в драматургии. Музыка «Аскольдовой могилы» отличается свежестью, богатством и выразительностью мелодий, использованием широко распространенных в быту ритмов — мазурки, марша, полонеза, интонаций городской песни. Опера изобилует хоровыми эпизодами, в которых отображены древние обычаи и обряды, звучат хороводные, игровые, трудовые песни. Музыкальные формы, использованные композитором, несложны — это песни куплетного строения, номера романсового характера.
В I акте выделяется приобретшая широкую популярность песня Неизвестного «В старину живали деды». Лучший в опере — III акт. Он открывается нежным, жалобным хором девушек «Ах, подруженьки, как грустно», написанным в ритме полонеза. Торопка представлен тремя номерами — веселой, беззаботной песней «Уж как веет ветерок», широко распетой балладой «Близко города Славянска», удалой и лихой застольной «Заходили чарочки по столику».
Одна из самых популярных русских опер середины 19 века. Выдержала более 400 представлений. Ее мелодии, особенно песни Торопки, вошли в песенники. В этой роли блистал известный певец Бантышев. В роли Неизвестного в Московской частной русской опере выступал Шаляпин. В настоящее время исполняется редко.
Дискография: CD — Consonance. Дир. Никоненко, Неизвестный (Верестников), Торопка (Кузнецов), Всеслав (Мирошниченко), Надежда (Симкина), Алексей (Маркелов), Вышата (Бежко), Фрелаф (Сальников).
Источник
Алексей Верстовский и Надежда Репина
В 1828 г. в доме Бема в Мыльниковом переулке поселился композитор Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862). В это же время в нём квартировала «Московского императорского театра воспитанница девица Надежда Васильевна Репина (1809-1867)».
Соседство было не случайным. Отец композитора был против романа с актрисой. В результате ссоры сыну пришлось покинуть родительский кров. Здесь Алексей Верстовский и Надежда Репина прожили около года. Но история имела продолжение.
В Надежде Репиной счастливо сочетались таланты певицы и драматической актрисы. Она обучалась пению у итальянца Бравура, музыке – у скрипача, дирижёра и композитора А.С. Гурьянова. Многому научилась у Верстовского.
Свои роли Надежда Репина учила «на слух». Текст запоминала сразу после прослушивания, вокальные партии – после игры на скрипке или фортепьяно. Талант и упорный труд сделали её «оперной примадонной» и ведущей драматической актрисой.
«Аскольдова могила» – подарок на день рождения
Ко дню рождения в 1835 г. Верстовский сделал Надежде Васильевне подарок – премьеру оперы «Аскольдова могила», в которой написал для неё партию Надежды. «Аскольдова могила» – вершина творчества Верстовского. Появление в 1836 г. оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), отодвинуло в сторону романтические оперы Верстовского. Композитор понимал это. Он писал Одоевскому: «Я первый обожатель прекраснейшего таланта Глинки, но не хочу и не могу уступить права первенства».
Репина же блистала в театре. Её обожала публика, залы были полны. Жизнь Надежды Васильевны Репиной «состояла или в игре на сцене, или в приготовлении к этой игре». Успех имел последствия: изменился её характер, она стала своенравной и капризной. Замуж не спешила. В этой ситуации Верстовский без её ведома, якобы опасаясь осложнений с новым директором театра, выхлопотал ей отставку! О «подарке» он сообщил, когда актриса после очередного триумфа приехала домой. Был обморок.
Шел 1841 г. Репиной всего 32, а исправить уже ничего нельзя, и деваться некуда. Она вышла замуж за своего «благодетеля». В семейной жизни Надежда Репина утешения не нашла: она не любила ездить по гостям, читать книги, вышивать. Театр был её единственной страстью. Верстовский видел свою роковую ошибку.
А была ли ошибка? Может была зависть, месть за шумный успех, обожание многочисленных поклонников, или одного – счастливого? Во всяком случае, когда в 1860 г. Верстовский после 35 лет театральной деятельности вышел в отставку, о нём быстро забыли. Он вынужден был покупать билеты даже на постановки своих произведений. Может были ещё живы люди, знавшие истинную причину отставки любимой актрисы?
Хор девушек – печальный пролог
От невыносимой тоски Надежда Репина «стала употреблять средства, которые, наконец, сделались для неё смертельным ядом и свели в могилу». Прологом к жизни великой актрисы стал Хор девушек из оперы-подарка «Аскольдова могила»:
Ах, подруженьки, как грустно Круглый год жить взаперти! Из-за стен лишь любоваться На широкие поля! Нам и песни не веселье: | К одним горестям привычные, Мы скучаем с юных лет! И зачем мы, горемычные, Родились на белый свет! Нам и песни не веселье: |
Вот такой неромантический конец у этой истории.
«Хор девушек» – одно из самых красивых мест оперы, часто звучавшее по радио в 1950-1960 гг.:
Аскольдова могила – Хор девушек – слушать ►
Источник
«Ах, подруженьки, как грустно». Хор девушек из оперы «Аскольдова могила» А. Верстовскаго
О произведении
Другие издания
- с онлайн-версией
- по всем записям
Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн ноты «»Ах, подруженьки, как грустно». Хор девушек из оперы «Аскольдова могила» А. Верстовскаго», автора Верстовский А. Ноты были изданы в 1915 году. Содержит с. 16 — 18
Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Источник
Аскольдова могила
Поддержите проект
Для дальнейшей работы сайта требуются средства на оплату хостинга и домена. Если вам нравится проект, поддержите материально.
Действующие лица:
Неизвестный бас
Тороп Голован, гудошник тенор
Всеслав, княжеский отрок бас
Алексей, старый рыбак бас
Надежда, его дочь сопрано
Фрелаф, варяжский мечник тенор
Стемид, варяжский стремянный тенор
Вышата, княжеский ключник бас
Фенкал, варяжский мечник тенор
Буслаевна, нянюшка меццо-сопрано
Любаша, молодая киевлянка сопрано
Вахрамеевна, киевская ведьма меццо-сопрано
Часовой баритон
Старуха сопрано
Остромир, княжеский охотник
Простен, княжеский гридня
Якун, воин варяжской дружины
Икмор, воин варяжской дружины
Руальд, воин варяжской дружины
Садко, служитель села Предиславино
Юрка, служитель села Предиславино
Первый рыбак, второй рыбак, киевляне и киевлянки, славянская и варяжская дружина князя Святослава, слуги и служительницы в селе Предиславине, рыбаки, хор адских духов.
Действие происходит в древней Руси в X веке во времена киевского князя Святослава Игоревича.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
(Рассвет. Дикое местоположение на берегу Днепра, который занимает большую часть глубины сцены; вдали, по всей нагорной стороне реки, живописные холмы, усеянные зданиями, из средины которых поднимается дворец великокняжеский с высокими теремами. С правой стороны от зрителей рыбачьи хижины с навесом, кругом невода.)
Надежда
(Выходит из хижины.)
Как чисты небеса!
Ах, как приятен свет!
Вот скоро солнышко проглянет,
а друг мой всё нейдёт.
Ужли он обманет?
Всеслав! Ах, нет!
Где ты, жених мой ненаглядный,
Всеслав, мой верный, милый друг?
Всеслав, души моей любимец,
спеши обрадовать меня!
Мы вместе каждый день с тобой
встречаем солнечный восход,
вместе над Днепром широким
внимаем томным песням соловья.
Но ты нейдёшь, я жду напрасно —
изныло сердце всё во мне!
Приди, приди, мой ненаглядный!
Спеши, спеши обрадовать меня!
В тебе одном моё всё счастье,
в тебе все радости мои!
Приди, приди ко мне скорее,
Всеслав, мой нежный, милый друг!
Но вот, кажется он?
О, как забилось моё сердце.
Так точно. Это он. Это Всеслав!
(Входит Всеслав. Надежда идёт ему навстречу.)
Как ты опоздал сегодня, мой суженый!
Уж я ждала, ждала.
Всеслав
Прости меня.
Я давно бы уж был здесь, но со мной на берегу Днепра
повстречался какой-то неизвестный.
Ах, если б ты знала, что говорил со мною
этот таинственный незнакомец.
И теперь ещё вся кровь волнуется в моих жилах.
Он сказал мне, но я поклялся молчать об этом.
Надежда
О, мой друг! Слова твои приводят меня в ужас!
Всеслав
Не бойся, Надежда, — тайна, которую я знаю, сегодня,
быть может, сделает меня, безродного сироту,
счастливейшим человеком в мире.
Но что говорить об этом.
Я вместе с тобою, я твой суженый.
Твой Бог будет скоро моим Богом.
Чего же мне ещё более?
Надежда
Да, Всеслав, скоро все христиане станут звать тебя
своим братом, а я моим супругом и повелителем.
Но ты теперь уж не язычник: ты молишься
вместе с нами и не любишь богов своих.
Не правда ли, Всеслав, ты будешь жить с нами в этой хижине?
Здесь так хорошо, так весело.
Да что ж ты молчишь и смотришь всё на меня.
Всеслав
А на что же мне и смотреть,
как не на тебя, мой бесценный, милый друг!
Надежда
Как на что? Видишь ли ты там, на зелёном лугу,
словно снежок, белеются душистые ландыши?
Всеслав
Ты во сто раз белее их, моя ненаглядная!
Надежда
А вот, посмотри, там, на поляне, какие яркие малиновые цветы!
Всеслав
Твои алые уста милее их!
Надежда
А эти светлые, лазурные небеса.
Всеслав
Они темнее твоих голубых очей, моя суженая!
Надежда
Да полно меня хвалить, Всеслав.
Мне, право, стыдно!
Всеслав
Ты краснеешь.
Красней, моя радость.
О, как ты хороша.
Надежда
Заговоришь ли ты, — словно горлинка застонет!
Улыбнешься, — словно солнышко проглянет!
Да посмотри на меня, радость дней моих!
Всеслав
Скажи, любишь ли ты меня?
Надежда
Люблю ли я тебя.
О, Всеслав, Всеслав!
И ты можешь меня об этом спрашивать?
Алексей
(выходя из хижины)
Здравствуйте, дети!
Всеслав
Здоров ли ты, добрый Алексей?
Алексей
Слава Богу, молодец!
Брожу ещё, пока Господь грехам терпит.
Я думал, Надежда, что ты уж давно ушла
навестить твою больную крёстную мать.
Надежда
Я дожидалась его, батюшка; он меня проводит.
Всеслав
Да, Алексей, я провожу её: ведь это неблизко отсюда.
Алексей
Да не так, чтоб очень, — близ самой Кучинской горы.
Ты пробудешь у своей крёстной матери целый день, Надежда;
да смотри, не выходи на улицу: ведь сегодня весь Киев сойдёт с ума.
Всеслав
В самом деле! Кажется, сегодня Усладов праздник?
Алексей
Вот то-то и есть!
Ступайте же скорее, пока толпы народа
и ратные люди не высыпали за город,
чтоб предаваться своим буйным забавам и утехам.
Всеслав
Прощай, Алексей!
Пойдём, Надежда!
(Всеслав и Надежда уходят.)
Алексей
Бедные киевляне!
Доколе вы будете в слепоте вашей
величать богами бездушных истуканов?
Сегодня вы станете весь день гневить Господа,
а мы, христиане, будем всю ночь молить его,
да просветит он души ваши светом истинной веры.
О, доживём ли мы когда-нибудь до того времени,
когда наша родина, наш великий Киев
огласится святыми песнями в честь истинного Бога?
(Задумывается. За кулисами начинается хор рыбаков.)
А, вот, кажется, и мои ребята!
(Большая лодка с рыбаками показывается на самом дальнем плане реки, проезжает через всю сцену, исчезает за кулисами, потом снова появляется на ближнем плане реки и, доехав до рыбачьей избушки, причаливает к берегу.)
Рыбаки
Гой ты, Днепр ли мой широкий,
лейся быстрою волной.
Днепр широкий и глубокий,
ты кормилец мой родной!
Я забыл свою кручину
на волнах твоих седых;
горемыку-сиротину
ты укачивал на них!
Бесприютный, одинокий,
я живу одним тобой!
Гой ты, Днепр ли мой широкий,
ты кормилец мой родной!
(Рыбаки выходят на берег. Одни из них начинают снимать невода, а другие подходят к Алексею.)
Алексей
Здравствуйте, детушки!
Что так поздно выехали сегодня на работу?
Первый рыбак
Да что, дедушка, из чего биться-то?
Бывало, не успеешь вытащить невода,
мигом всю рыбу заберут для княжеского стола,
а теперь продавай по мелочи горожанам!
(Неизвестный появляется на челноке, причаливает к берегу и, облокотясь на весло, вслушивается в разговор рыбаков.)
Второй рыбак
Да что это, в самом деле, ребята!
Вот уж близко десяти дней, как нашего
великого князя видом не видать, слыхом не слыхать.
Уж здоров ли он, наш батюшка?
Бывало, не пройдёт двух дней без пированья и всяких потех:
то пир горой, то игрушки богатырские.
Алексей
Не всё пировать, дитятко!
И княжеские яства приедаются, и сладкий мёд припивается.
Первый рыбак
Мне бы, дедушка, не пропиться.
Алексей
Да и то сказать, нельзя же каждый день быть под хмельком.
Дело его княжеское: надо рядить, судить, давать всем расправу.
Туг варяг ограбил руссина; там, глядишь, наш брат киевлянин.
Неизвестный
(прерывая)
Что. Чай, обидел варяга?
(Все рыбаки оглядываются и смотрят с удивлением на Неизвестного, который, оставив весло в челноке, входит на берег.)
Второй рыбак
(про себя)
Ах, леший его побери!
Как он подкрался!
Алексей
(к Неизвестному)
Что надо, молодец?
Не хочешь ли рыбки купить?
Неизвестный
Первый рыбак
Иль не прикажешь ли на твоё счастье тоню закинуть?
Неизвестный
Нет, любезный!
Я так пристал к берегу, чтоб отдохнуть немного.
Да о чём вы здесь, ребята, растабарывали?
Первый рыбак
Неизвестный
Кажись, речь шла о Святославе?
Алексей
О каком Святославе?
Если ты говоришь о нашем государе, молодец,
так его не зовут просто Святославом,
а величают великим князем Киевским.
Неизвестный
(насмешливо)
Киевским! Киевским.
Отец его был когда-то и князем древлянским, да ведь недолго покняжил.
Слыхал ли ты, старик, пословицу, что чужое добро впрок нейдёт?
Алексей
Чужое добро?
Что ты, что ты, молодец!
Разве Киев не отчизна великого князя?
Разве мы все не его?
Неизвестный
А ваши-то отцы и деды служили кому?
То-то и есть!
Недаром говорят, что у народа память коротка;
а кажись, есть чем старину вспомянуть.
То ли дело, подумаешь: теперь нам от одних варягов
житья нет, — эти поморяне так и народят,
чтоб последнюю одежонку с нас стащить:
мы, дескать, великокняжеская дружина, — так что его, то наше.
Нет, братцы, не то было при старых князьях ваших.
Довольство-то какое во всём было!
Житьё-то какое привольное!
Ну что вы, ребята, на меня так уставились?
Коли вы сами не видали этих времён,
то, видно, слыхали о них от отцов и матерей?
Первый рыбак
Слыхать-то и мы слыхали; в песнях поётся,
что в старину и реки текли сытою, а берега были кисельные, —
да ведь это давно уж было.
Неизвестный
Не так чтобы давно.
Знаете ли вы, братцы, кто был Аскольд.
Что. Видно, нет.
Да неужели-то вам и отцы никогда не говаривали
о вашем прежнем законном государе?
Алексей
Что ты, господин честной.
Не слушайте его, ребята!
Наш законный государь князь Святослав Игоревич.
Эх, молодец, молодец!
Чести твоей мы не порочим: Бог весть, кто ты таков,
а не пригоже ни тебе говорить такие речи, ни нам их слушать!
Неизвестный
Ой ли, старинушка.
Ну, коли нельзя говорить, так чай петь можно?
Хотите ли, братцы, я вам спою песенку.
Да не бойся, дедушка, в ней о вашем князе и речи не будет.
Слушайте-ка, братцы!
В старину живали деды
веселей своих внучат:
как простую пили воду,
мёд и крепкое вино!
Веселились, потешались,
пировали круглый год.
Вот как жили при Аскольде
наши деды и отцы!
Рыбаки
Ну вот, слышите ль, ребята,
как живали в старину?
Неизвестный
Люди ратные не смели
брать всё даром на торгу
и лишь греков обижали
и заезжих поморян!
В пояс кланялись народу
и честили горожан.
Вот как жили при Аскольде
наши деды и отцы!
Рыбаки
Ну вот, видите ль, ребята,
как живали в старину?
Неизвестный
Без варягов управлялись
с печенежской мы страной.
И Византию громили,
и с косогов брали дань,
и всех били киевляне,
как их бьют теперь самих.
Вот как жили при Аскольде
наши деды и отцы!
Рыбаки
Ну вот, слышите ль, ребята,
как живали в старину?
Неизвестный
Ну что, товарищи, люба ли вам моя песенка?
Алексей
Песня хороша, молодец, да слова-то не ладны;
пел бы ты её про себя!
(к рыбакам)
Ну, что вы, дурачьё, рты-то разинули?
Мало ли что было в старину — всего не переслушаешь.
Первый рыбак
Да о каком это, ребята, он всё толкует Аскольде?
Второй рыбак
Неужели не знаешь?
Ну, вот, что похоронен там, близ места Угорского, над самой рекою.
Первый рыбак
А кто он был таков?
Второй рыбак
Прах его знает! Так, какой-нибудь ледащий князюшка!
Чай, при нём ленивый не обижал Киева.
То ли дело теперь: и подумать-то никто не смеет!
Вот, недавно, завозились, было, Ятвяги и Радомичи — много взяли!
Лишь только наш удалой князь усом повёл, так они места не нашли.
Что тут говорить!
Да бывал ли когда на Руси такой могучий государь?
Да летал ли когда по поднебесью такой ясный сокол,
как наш батюшка, князь Святослав Игоревич?
Первый рыбак
А как выедет наш кормилец на борзом коне своём,
впереди своих удалых витязей — что за молодец такой!
Так, глядя на него, сердце и запрыгает от радости!
Алексей
Да как сердцу и не радоваться?
Ведь он наш, родной: ему честь и нам честь!
Второй рыбак
Вестимо! Чего ж нам ещё?
Живи только да здравствуй наш батюшка,
великий князь, наше красное солнышко!
Неизвестный
Хорошо солнышко! Летом печёт, а зимой не греет.
Первый рыбак
(к Алексею)
Дедушка, а дедушка, что это он, пострел, говорит?
Уж не Ятвяги ли подослали его мутить народ?
Второй рыбак
Да не диво, брат, — станется!
Алексей
Вот то-то и есть, детушки, чтоб и нам с ним в беду не попасть.
Эй, ребята, будет растабарывать, пора на работу!
(Рыбаки начинают убирать невода и усаживаются на лодку.)
Рыбаки
Ну-те, братцы, поскорее
забирайте невода!
Мы, при помощи Перуна,
лодку рыбой нагрузим
и наловим для продажи
золотистых осетров.
Ну-те, братцы, поскорее
забирайте невода!
(Алексей и все рыбаки, поместясь в лодке, уезжают налево.)
Неизвестный
Глупое стадо!
Вот посмотрим, что-то вы заговорите тогда,
как с одной стороны печенеги, а с другой греки
приступят к Киеву, и бранный крик сей бесчисленной рати
сольётся в одно общее восклицание:
«Да погибнет Святослав и да княжит
в Великом Киеве потомок знаменитого Аскольда!»
(Задумывается. С правой стороны слышна хороводная песня и голос Торопа.)
Но мне кажется. Так точно!
Это голос моего слуги Торопки!
Тороп и крестьяне
(выходя на сцену и продолжая петь)
Светел месяц во полуночи,
ясно солнышко в весенний день,
а яснее и светлее чиста месяца,
а светлее солнышка наш великий князь.
Люли, люли!
Неизвестный
(идя к ним навстречу)
Тороп, пристало ли тебе петь такую песню и величать нашего злодея!
Тороп
А, это ты, боярин? Не прогневайся!
Я вечор перенял эту песенку у Соловья Будимировича,
любимого певца великокняжеского.
Ах, боярин, что за песня. Послушай-ка.
Неизвестный
Молчи.
Разве ты для того живёшь в Киеве, чтобы перенимать глупые песни?
Тороп
А что ж, боярин?
Тороп Голован и песенки попевает, а дела не забывает:
ведь я всё проведал, что тебе было надобно.
Ну что, говорил ли ты сегодня со Всеславом?
Неизвестный
Да, говорил, но не открыл ему тайны его рождения;
он узнает её сегодня, когда, по обещанию своему,
придёт в полночь на могилу Аскольда.
Тороп
Но точно ли ты, боярин, знаешь, что княжеский отрок Всеслав, —
тот самый безродный сирота, которого ты отыскивал?
Неизвестный
Да, это точно он. Золотая гривна, которую Всеслав
носит на груди своей; его собственный рассказ,
как он найден был воинами Игоря в дремучем лесу,
в избушке, в которой я скрывался от преследований
врагов моих, — всё подтверждает эту истину.
О, если б боги помогли мне совершить
заповеданное мне отцом и дедом!
Если б я мог отомстить за смерть их государя
и возвратить правнуку Аскольда его законное наследие.
Но я опасаюсь, Тороп, привязанность этого юноши
к Святославу, его любовь к какой-то христианке.
Тороп
А, знаю, знаю, боярин.
Это дочь старого рыбака Алексея; её зовут Надеждою,
она живёт вот здесь, в этой избушке.
Неизвестный
Тороп
Да, боярин. Я шёл к ней, когда мы повстречались.
Всеслав раза два приводил меня с собою,
чтобы позабавить её моими песенками.
Я, опомнясь, обещал ей принести расписное веретено
моего рукоделия — вот оно.
Да только, кажется, ни её, ни Алексея дома нет.
Ну, так и есть, — двери заперты.
Неизвестный
А хороша ли собою эта девушка?
Тороп
Да так-то хороша, боярин, что я надивиться не могу, как она.
Неизвестный
А разве ты бывал в селе Переславине?
Тороп
Как же. Боярин Вышата не раз приглашал меня туда,
чтобы потешать моими песнями тамошних затворниц.
Ведь он от великого князя поставлен над ними набольшим.
Неизвестный
Скажи мне, Всеслав очень любит Надежду?
Тороп
Как же, ведь он хочет на ней жениться.
Неизвестный
Тороп
Сюда идёт целая ватага молодых киевлянок;
я обогнал их не так чтобы далеко отсюда.
Ведь сегодня Усладов праздник:
так с утра до самой ночи народ будет веселиться за городом.
Неизвестный
Я устал, и мне далеко ещё надо ехать;
так я присяду за этой избой и отдохну;
быть может, после полуден я опять ворочусь сюда,
и если застану дома эту Надежду.
Тороп, отдай мне своё веретено, — я скажу, что принёс от тебя.
Тороп
(отдав веретено)
На, боярин, вот оно.
(Множество горожан и горожанок, Стемид и Фрелаф появляются на авансцене.)
Фрелаф
Да, что мы, Стемид, ходим за ними разиня рот.
Кто нам заказал подойти поближе к этим красавицам.
Стемид
В самом деле, подойдём.
Пожилой киевлянин
Нет, молодец, не трогайте наших девушек: вы их распугаете.
Фрелаф
Распугаем. Ах ты, старый дурень.
Да что мы, печенеги, что ль.
Пожилой киевлянин
(кланяясь)
Кто говорит, господин милостивый!
Вы господа честные, витязи великокняжеские;
да непригоже нашим сёстрам и дочерям водиться с людьми ратными.
Фрелаф
А с кем же? Чай, с вашей братьею, торгашами киевскими?
Пожилой киевлянин
Да не во гнев будь сказано твоей милости,
с торгашами-то киевскими водиться прибыльнее,
чем с вами, господа храбрые витязи.
Стемид
Ба, ба, ба! Тороп Голован! Зачем сюда пожаловал?
Уж не хочешь ли отбивать у меня красных девушек?
Тороп
И, ваша милость, где нам?
Правда, если и у тебя в кармане-то не побрякивает,
так немного же и ты возьмёшь, боярин!
Фрелаф
Да что ж ваши красавицы такие неподатливые?
Ну, сторонка!
Нет, на моей родине не только девушки,
да и жёны молодые не походят на ваших киевлянок.
У нас по всему Поморью только и житьё, что ратным людям.
Клянусь Одином!
Бывало, ни одна красавица не повстречается
с молодцем Фрелафом без того,
чтоб не взглянуть на него умильно, иль не промолвить слова ласкового.
Стемид
Ну что ж ты, Фрелаф, расхвастался!
Послушай-ка, брат, случалось ли тебе когда-нибудь
в тихую погоду припадать лицом к реке, чтоб напиться водицы?
Фрелаф
Как не случаться.
Стемид
Так вспомни-ка хорошенько: чай, всякий раз казалось,
что сам дедушка водяной выглядывал на тебя из омута.
Ну, с твоим ли красным носом и рыжими усами
приглянуться молодой девушке?
Фрелаф
Так что ж!
Разве надобно витязю походить на девчонку,
как товарищу твоему Всеславу.
Стемид
Всеславу.
Да, Фрелаф, он покрасивее тебя и помоложе;
а попытайся-ка с ним схватиться.
Всеслав и не таких молодцов, как ты, за пояс затыкал.
Фрелаф
Как. Чтоб этому мальчишке неудалому досталось
помериться с таким молодцом, как я.
Да знаешь ли, что я, Фрелаф, сын Руслана,
внук Руальда и правнук Ингедота, поборника себе не знаю? Что я.
Стемид
Постой, постой, храбрый витязь!
Вон, кажется, девушки собрались в кружок:
верно, какая-нибудь красавица хочет спеть тебе песенку.
Послушаем.
Фрелаф
А я клянусь Гелою, что если эта певунья
будет стоить Фрелафова поцелуя, так я её поцелую.
Стемид
А если она чья-нибудь невеста?
Фрелаф
Так что ж, и пусть жених смотрит да облизывается.
Стемид
А если у неё он — малый плечистый,
и не любит, чтоб невесту его целовали?
Фрелаф
Да мне-то какое до этого дело?
Стемид
Поздно хвастать, Фрелаф.
Ты только боек на словах, а как дойдёт дело до кулаков,
так первый за куст спрячешься.
Фрелаф
Кто. Я.
Я, природный варяг, побоюсь ваших русских кулаков.
Так я же тебе покажу, как у нас за морем целуют красных девушек!
Любаша и девушки
При долинушке берёза
белая стояла,
при берёзушке девица
плакала, рыдала.
Ай, калина! Ай, малина!
Любаша
Для кого ж я сад садила,
берегла, холила?
Не для кого иного —
для дружка милого.
Ай, калина! Ай, малина!
Для чего ж в моем садочке
пташки распевают?
Все об нём, дружочке,
мне воспоминают!
Ай, калина! Ай, малина! Люли!
Девушки
А яснее и светлее чиста месяца,
а светлее солнышка наш великий князь.
Любаша
Залетал мой сокол ясный,
молодец мой прекрасный,
запропал в кручине
без вести в чужбине!
Ай, калина! Ай, малина!
Девушки
Я пособлю, молоденька,
цветиков маленько;
стану с зоренькой вставати,
цветы поливати.
Ай, калина! Ай, малина! Люли!
(Фрелаф подходит к Любаше и хочет поцеловать её.)
Любаша
Ах, что ты, отвяжися!
Да полно! Не балуй
Фрелаф
Куда? Не торопися!
Хоть разик поцелуй!
Девушки
Эй, витязь, непригоже!
Пусти её, отстань!
Любаша
Фрелаф
Девушки
На что это похоже!
Эй, витязь, перестань!
(Любаша вырывается и бежит к избе, Фрелаф догоняет её и схватывает опять за руку.)
Фрелаф
Постой, тебя возьму я с бою!
Неизвестный
А вот посмотрим, как возьмёшь!
Оставь её, иль я с тобою
управлюся, буян!
Фрелаф
Ты врёшь!
Кто ты?
И как ты, дерзкий, смеешь так грубо говорить?
Неизвестный
(освобождая девушку)
Ступай!
(к Фрелафу)
Коль ты желание имеешь
узнать, кто я, так знай:
широкий Днепр моя постеля,
и вся святая Русь мой дом.
Я всех варягов ненавижу,
над ними вслух всегда смеюсь;
угроз их не боюсь
и не люблю точить им балов;
а целый век стою на том,
чтоб заморских всех нахалов
знакомить с русским кулаком.
Чтоб заморских всех нахалов
знакомить с русским кулаком.
Стемид
(к Фрелафу)
Ну что, брат, твой любовный пламень?
Погас?
Тороп
Нашла коса на камень!
Фрелаф
Чтоб я остался ни при чём!
Неизвестный
(вырывая у него меч)
Тебе ль владеть мечом!
Пошёл, сиди за прялкой!
Девушки
О, витязь жалкий,
ступай, сиди за прялкой!
Фрелаф
Он ушёл с моим мечом.
Ловите! Держите!
Хор и Тороп
Он ушёл с его мечом!
Фрелаф
Ловите! Держите! Подайте его!
Разбойник! Буян! Узнаешь Фрелафа,
узнаешь, кто я! Воришка проклятый!
Ищите, ловите! Подайте его!
Неизвестный
(Появляется на своём челноке.)
Фрелаф
Буян проклятый, отдай мой меч!
Неизвестный
Твой меч? Изволь! Я меч отдам, тебя достойный.
Вот он, возьми его! Прощай!
(Бросает на берег веретено и уезжает.)
Фрелаф
(подбегая)
Мой меч. Что вижу. Веретено!
Так точно, веретено!
Тороп
(поднимая веретено)
Да как раскрашено оно!
О, витязь жалкий,
ступай, сиди за прялкой!
Фрелаф
Вот я вас палкой!
Чему смеётесь, дурачьё?
Тороп
(подавая веретено Фрелафу)
Свершил ты подвиг ратный —
убил злодея своего.
Возьми свой меч булатный!
Фрелаф
Стемид
И, полно! Ничего!
Не ты, так я возьму его!
Скажи, что ты дрался с русалкой
и с боя взял его.
Пойдём!
(Фрелаф и Стемид уходят.)
Прощай, наш витязь жалкий,
ступай, сиди, сиди за прялкой.
Прощай, наш витязь жалкий,
ступай, сиди, за прялкой,
ступай, сиди, за прялкой.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина первая
(Театр представляет внутренность обширного терема; большой накрытый стол, за которым сидят и пируют витязи Простен, Всеслав, Фенкал, Остромир, Якун, Фрелаф, Икмор и множество других варяжских и русских воинов.)
Мёд искромётный,
в кубках шипи!
В чаши рекою
лейся, вино!
Фенкал
Мы пьём в честь Услада,
в честь русской земли,
за здравье красавиц,
на радость друзьям,
на гибель крамольным,
врагам на беду!
Фенкал и хор
На гибель крамольным,
врагам на беду.
За здравье красавиц,
на радость друзьям,
на гибель крамольным,
врагам на беду!
Фенкал
Кто пьёт, не пьянеет,
кто любит добро,
кто счастлив с красоткой,
тот истинный витязь,
тот друг нам и брат!
Тот истинный витязь,
тот друг нам и брат!
Простен
Вот так, друзья! За мной кубки кверху.
В честь Услада, в честь русской земли!
Фрелаф
(выпивая свой кубок)
И во славу варяжских витязей!
Остромир
Ага! Заговорил и ты, Фрелаф!
А я уж думал, что у тебя язык отнялся.
В самом деле, он что-то сегодня не больно поговаривает.
Да и у тебя, Всеслав, лицо-то непраздничное.
Всеслав
Мне что-то нездоровится.
Простен
И, полно!
Повеселись-ка с нами до утра, так всё пройдёт.
Всеслав
Нет, товарищи, вы обещали
отпустить меня прежде полуночи.
Простен
Да, если Стемид придёт тебе на смену.
Фрелаф
Да что вам дался этот Стемид?
Иль без него нам и пировать не можно?
И что в нём хорошего?
Мальчишка! Взглянуть не на что!
Ни росту, ни дородства,
в щеках девичий румянец, а в голове бабий разум!
Простен
Да в руках то, брат, у него не веретено.
Фрелаф
Веретено. Что за веретено. Какое веретено.
Простен
Какое? Вестимо, какое!
Стемид с лица только походит на красную девушку,
а в ратном деле такой молодец, что и сказать нельзя!
Остромир
Я сам видел, как он один на медведя ходит.
Фрелаф
Эко дело. Удалось когда-то этому мальчишке
пропороть рогатиной сонного медведя,
так вы надивоваться не можете!
Я не говорю про себя, а мой прадед Ингелот
схватился однажды с медведем-то бороться!
Фрелаф
Вот диковинка. Одолеть ничего — я знаю по себе.
Простен
Так что он сделал?
Фрелаф
Что сделал. С живого шкуру снял!
Простен
И медведь не пикнул?
Фрелаф
Ну вот, уж и не пикнул!
Вестимо, ревел, да не отревелся!
Полно, брат, потешаться над нами!
(Входит Стемид, становится, никем не примечаемый, за Фрелафом.)
Фрелаф
Что ж, ты думаешь, я лгу?
Да у меня и теперь ещё шкура-то цела;
она вместе с мечом досталась мне от прадеда по наследству.
А знаете ли вы, товарищи, что это за меч такой.
И теперь ещё в моей родине поговорка:
не бойся ни моря бурного, ни грома небесного, а меча Ингелотова.
Бывало, хоть два закалённые шелома надень,
как хвачу по маковке, так до самого пояса;
а на мече, поверите ли братцы, ни зубринки!
Стемид
Как не поверить! Ведь ты в мечах толк знаешь.
Фрелаф
А, это ты, Стемид!
Простен
Милости просим. Садись товарищ!
Стемид
Постойте, братцы!
У вас шла речь о каком-то мече;
хотите вы, я вам покажу такой диковинный меч,
какого сродясь вы и не видывали?
Витязи
Стемид
А ты что, Фрелаф, молчишь?
Иль не хочешь полюбоваться моим мечом-самосеком?
Фрелаф
Полно, Стемид, что за шутки такие!
Стемид
Я не шучу. Ну что, показывать что ль?
Фрелаф
(вставая)
Э, брат! Постой-ка!
Мне надо ещё с тобой словца два перемолвить.
(отводя в сторону Стемида)
Пожалуйста, не рассказывай никому об этом проклятом веретене.
Остромир
О чём вы там перешёптываетесь?
Стемид
Так, ничего!
Вот видите, товарищи, прежде, чем я покажу вам
этот диковинный меч, мне должно рассказать,
как он попался в мои руки.
Фрелаф
(тихо)
Да полно, братец!
Стемид
(не слушая Фрелафа)
Сегодня поутру пошли мы вместе с Фрелафом
смотреть на хоровод красных девушек.
Фрелаф
Эй, Стемид!
Я терпелив, но если ты осмелишься.
Стемид
Уж не хочешь ли ты запугать меня?
Полно, братец! Ведь Ингелотов-то меч у меня за пазухой.
Фрелаф
Да что ж ты, в самом деле.
Смотри, краснобай, у меня как раз язычок прикусишь.
Стемид
(ко всем)
Так слушайте же, товарищи.
Фрелаф
(хватаясь за рукоятку своего меча)
Вынимай свой меч, зубоскал проклятый!
Стемид
(выхватывая из-за пазухи веретено)
Изволь!
(Все витязи смеются.)
Простен
Ах, он балагур.
Смотрите-ка, братцы, веретено!
Остромир
Дайте поле молодцам!
Да чур, драться не на живот, а на смерть.
Стемид
(к Фрелафу)
Ну что ж, могучий богатырь, выходи!
Фрелаф
(садясь опять на скамью)
Ты не стоишь, молокосос,
чтоб я марал об тебя мой булатный меч!
Говори, говори, мальчишка!
Болтай, забавляй честную беседу, хвастунишка проклятый!
Гусляр! Скоморох!
Стемид
А что, в самом деле, не мешало бы нам
залучить сюда какого-нибудь гусляра;
здесь и позабавить-то нас некому.
У Фенкала, чай, язык уж плохо пошевеливается,
да и Фрелаф-то скоро на ногах стоять не будет.
Э. Постойте-ка!
Тороп
(Поёт за кулисами.)
Ах ты, море, море синее.
Стемид
Так точно, это он!
Погодите, товарищи; будет и нам потеха!
Фрелаф
В кого он ещё там воззрился! Мальчишка!
На кифарах бы ему играть, а не с мечом ходить, поганому гудошнику!
Всеслав
И, Фрелаф, не стыдно ли тебе за шутку сердиться?
Ну, чем он тебя обидел?
Фрелаф
Ещё бы обидел. И, нет, брат, не досталось
обижать орла приморского ни ясному соколу,
ни белому кречету; так этой ли вороне
разнокрылой обидеть меня, молодца?
Дай-ка, брат, Простен, эту флягу с вином.
Не хочется только себя срамить;
а посажу на одну ладонь, а другой прихлопну — так и поминай, как звали!
Простен
Ну что, братец, нынче день Усладов — ссориться не должно.
Фрелаф
Да что мне за дело до вашего Услада?
Я и знать-то его не хочу.
А уж коли на то пошло, так проучу же этого буянишку!
Хотите ли, ребята, я сей же миг при вас сверну ему шею?
Исковеркаю. В бараний рог согну. Узлом завяжу.
(Стемид входит. Фрелаф садится опять.)
Ну, счастлив ты! Благодари богов, что мне вставать-то не хочется!
Стемид
(оборотясь к дверям)
Ну, что ж ты. Войди!
Остромир
Что это за Полкан-богатырь?
Эка рожа! Ну, брат, красив ты!
Тороп
(кланяясь)
И красные девушки то же говорят, добрый молодец.
Стемид
Прошу любить да жаловать!
Этот парень задушевный мой приятель,
и хоть не в такой чести, как наш вещий
Баян Соловей Будимирович,
а пропоёт и проиграет на кифарях не хуже его.
Фрелаф
Эка образина.
А голова-то, голова-то, словно добрый чан!
Тороп
Какова ни есть, молодец, а покрепче
твоей буйной головушки держится на плечах.
Фрелаф
Что это.
Ах, тмутараканский болван! Да разве я пьян?
Простен
Полно, Фрелаф, пей и молчи.
А ты, Тороп, чего хочешь: вина или мёду?
Тороп
И вина хлебнём, господин честной,
и от мёду не откажемся.
Прикажите принести,
так мы станем пить, а хозяину слава!
(Ему подносят кубок.)
Весёлого пира, молодцы! Лёгкого похмелья!
Вам веселиться, а нам крошки подбирать.
Стемид
Ну-ка, Торопушка, повесели нас!
Тороп
Что позволишь, батюшка?
Рад потешить вашу милость.
Да не в угоду ли вам будет,
я расскажу вам сказочку с припевом о том,
что поделалось однажды с добрым молодцем
в лесу, за горой Щековицею?
Это было в Русалкин день, давным-давно,
ещё при князьях Аскольде и Дире.
Простен
Так это не сказка?
Тороп
Как бы вам сказать, господа честные,
да только не промолвиться:
сказка — не сказка, быль — не быль,
а старухи говорят, что правда.
Тороп
(Откланивается и начинает.)
Не забывать бы добру молодцу час полуночный,
не ходить бы ему по лесу дремучему в Русалкин день!
Жил-был храбрый витязь Звенислав, по прозванию Бесстрашный;
любил он красную девицу — её звали Милосветою.
Вот однажды весною, в Русалкин день промолвился он
своей суженой, что идёт в дремучий лес потешиться охотою.
Милосвета ахнула, да и было от чего —
кого в Русалкин день заставала полночь в лесу,
тот уж назад не приходил.
«Если ты не придёшь прежде полуночи, — сказала девица, —
то ищи меня на песчаном дне озера Долобскаго».
«Приду», — шепнул Звенислав и отправился в путь-дороженьку.
Уж солнца позднего лучами
позолотился край небес,
а Звенислав всё шёл полями.
И вот — пред ним дремучий лес.
И что же он в лесу находит?
Под дубом девица сидит,
под дубом девица сидит,
она встаёт, к нему подходит
и за собой его манит.
И Звенислав, в мечтах влюблённый,
русалки в ней не узнаёт,
не видит он волос зелёных
и вслед за девицей идёт.
Помни, витязь час урочный.
Помни, витязь час полночный.
И вот над самою рекою
чертоги пышные стоят;
из них красавицы толпою
навстречу витязю спешат.
И все они его ласкают
и в светлый терем свой ведут,
вином и мёдом угощают
и песни сладкие поют.
Давным-давно уж солнце село,
а витязь усом не ведёт.
Вдруг ветер свистнул, загремело,
раздался хохот, полночь бьёт.
Помни, витязь час урочный.
Помни, витязь час полночный.
Проходит день, прошла неделя,
уж начал блекнуть в поле цвет;
прошёл день Лады и Полеля,
а Звенислава нет как нет!
И вот уж осень на исходе,
давно с деревьев лист опал.
Давно уж слух идёт в народе,
что витязь без вести пропал.
И вот однажды поселяне
идут и видят: под кустом
лежит бесстрашный на поляне,
и спит он непробудным сном.
Помни, витязь, час урочный!
Помни, помни час полночный.
Простен
А с невестой-то его что сделалось?
Тороп
А вот что, господин честной.
Старики рассказывают, что она кинулась в Долобское озеро.
Говорят, с той поры по ночам это озеро ревёт, как дикий зверь, —
и в самую полночь из омута выходит дева в белом покрывале,
садится на берег и вопит так, что земля дрожит.
Говорят также, что будто бы она приговаривает:
веселился бы ты, добрый молодец, да не забывал бы час полуночный!
Источник