Ноты оперы марш черномора

Ноты для фортепиано — Популярные марши

сборники, ноты для фортепиано pdf

Марш — музыка для шествия (войск, демонстраций и тому подобное). Существуют марши для концертного исполнения.


Музыка отдыха / Библиотека пианиста любителя
Популярные марши
для фортепиано
составитель М. Назаров
«Музыка», 1966г.
номер 3557
(pdf, 3.05 Мб)

  • В.А. Моцарт. Турецкий марш. (Рондо из сонаты Ля мажор)
  • Л. Бетховен. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
  • Ф. Мендельсон, соч. 61 № 4. Свадебный марш из музыки к пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь»
  • Ф. Шуберт, соч. 51 № 1. Военный марш
    • Ракоци-марш. Обработка В. Поора
  • Ф. Шопен, соч. 35, Траурный марш из сонаты си-бемоль минор
  • И. Штраус, соч. 288. Персидский военный марш.
  • М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
  • С. Прокофьев. Соч. 33. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

Скачать ноты


Музыка отдыха / Библиотека пианиста любителя
Популярные марши

для фортепиано
выпуск 4
номер 6967
(pdf, 3.67 Мб)

  • Ш. Гуно. Марш, из оперы «Фауст»
  • Э. Григ. Норвежский марш
  • Л. Бетховен. Соч. 26. Траурный марш из сонаты № 12 для фортепиано
  • Р. Шуман. Соч. 76, № 1. Марш
  • А. Серов. Марш Олоферна из оперы «Юдифь»
  • М. Мусоргский. Марш преображенцев из оперы «Хованщина»
  • П. Чайковский. Соч. 31. Славянский марш
  • Г. Свиридов. Марш на тему М. И. Глинки
  • И. Дунаевский. Спортивный марш из кинофильма «Вратарь»
  • И. Дунаевский. Весенний марш из кинофильма «Весна»
  • В. Мурадели. Марш Ленинского комсомола
  • А. Новиков. Марш коммунистических бригад

Скачать ноты

Г. Шестаков
СЛОВО О МАРШЕ

Духовые оркестры на дачных курзалах
И на вдаль провожающих войско вокзалах,
Громыхайте, трубите, тяните свое!
Выдавайте по пуду мажора на брата
И по пуду минора -Если боль и утрата.
Выдавайте, что надо, Но только свое.
Ваши трубы из той же, что каски пожарных,
Меди вылиты, тем же пожаром горят.
Духовые оркестры! Гремите в казармах,
Предваряйте и возглавляйте парад!
Бейте марши, тяжелые, словно арбузы!
Сыпьте вальсы веселой и щедрой рукой!
Басовитая, мужеподобная муза
Пусть не лучше, так громче будет всякой другой.
Духовое стоит где-то рядом с душевным.
Вдохновляйте на подвиг громыханьем волшебным.
Выжимайте, как штангу тяжелоатлеты. Тонны музыки
плавно вздыматься должны.
Космонавтам играйте в минуту отлета
И встречайте солдат, что вернулись с войны.

Это стихотворение Бориса Слуцкого «Духовые оркестры». Вдохновенная ода в честь «басовитой, мужеподобной музы». И у музы этой — как, впрочем, и у любой другой — есть свой самый любимый жанр. О нем и пойдет речь.
Вначале был ритм. Вернее краткие, повторяющиеся барабанные сигналы, под аккомпанемент которых солдатам было удобно «идти в ногу». Такая ходьба была принята в некоторых европейских армиях уже в XIV —
XV веках. И вот когда какой-нибудь полковой флейтист сыграл под эти барабанные звуки мелодию старинной солдатской песни, появился. Да, появился марш — соединились мелодия и ритм. Первые марши были очень простыми. Флейта высвистывала нехитрый, но запоминающийся мотив, а барабан отбивал четкую ритмическую фигуру. Постепенно к этому дуэту подключились и другие инструменты.
С тех пор прошло много лет. Конечно, марш изменился. Он стал гораздо богаче по музыке, более развернутым по форме. Сейчас он обычно состоит из трех частей — мужественным и бодрым крайним противостоит несколько более лирическая середина. Но его характерные жанровые признаки в общем изменились мало. Умеренный темп, четный метр, мажорный лад. Мелодические интонации краткие, энергичные. Ритм отчетливый, рельефный. Слышатся отзвуки фанфарных сигналов, барабанной дроби.
Конечно, жанр этот особенно бурно развивался в военное время. С конца XVII века во всех европейских армиях в каждом полку имелся свой собственный марш. Причем названия свои марши нередко получали в честь какого-нибудь знаменитого сражения: «Старинный егерский марш, игранный в сражении под Лейпцигом в 1813 году», «Парижский марш 1814 года», «Бой под Ляоляном» и многие другие.

Но подлинный расцвет этого жанра всегда приходился на эпохи революций и революционных войн. Великая французская революция выдвинула целую плеяду композиторов, в творчестве которых марш стал основным жанром. Самый знаменитый марш той поры — это, конечно, «Марсельеза», созданная Руже де Лилем.
К концу XVIII века военные капеллы, состоявшие из деревянных и медных духовых, а также некоторых ударных инструментов, были дополнены большим барабаном, тарелками, треугольником, цимбалами и другими инструментами из так называемой «янычарской музыки». Этот экзотический для того времени ударно-шумовой колорит очень изящно и изобретательно стилизовал Моцарт в своем известном «Турецком марше».
Позже марш становится жанром не только военной, но и бытовой музыки. Марши отца и сына Штраусов с неизменным успехом исполняли садовые и парковые оркестры многих стран мира. Интересно, что марши создаются не только для духового, но и для симфонического оркестра — Мейербером, Вагнером, Чайковским, Глазуновым, Рихардом Штраусом. Марш или песня-марш оказываются почти обязательным номером в различного рода музыкально-развлекательных представлениях прошлого века: оперетте, варьете, ревю.
На рубеже XIX — XX века жанр этот заметно обновляется. К примеру — в творчестве американца Джона Филипа Сузы, который, пожалуй, впервые начал активно использовать в своих маршах острые ритмы и игривые интонации популярных танцев того времени — кейкуока и тустепа.

Марш оказался одним из источников джазовой музыки. (Об этом, кстати говоря, как бы «вспоминает» в своей композиции «Ушедший марш» знаменитый джазовый пианист Оскар Питерсон.) Маршевые интонации и ритмы отчетливо слышатся в музыке диксилендов. И вообще — нынешнее столетие дало интереснейшие примеры музыкальных жанров, синтезирующих признаки марша и популярных танцев: марш-фокстрот, марш-самба, бит-марш.
Марш становится, однако, не только более танцевальным, но и более напевным, мелодичным. Особенно — в русской музыке. Достаточно вспомнить, к примеру, марши Чернецкого или Иванова-Радкевича. Это — классика жанра. Марши этих композиторов звучат и по сей день — на парадах и демонстрациях.
Известный советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский причислил марш наряду с песней и танцем к «трем китам», на которых держится музыкальное искусство. Но «китом» марш оказался далеко не только как жанр военной, бытовой или развлекательной музыки. Издавна марш для многих композиторов служил самостоятельной художественной формой. Еще в конце XVI века английский композитор Уильям Берд в большое сочинение для клавесина «Битва» ввел разделы, называвшиеся: «Марш пехотинцев», «Марш кавалеристов», «Марш перед сражением».
А первым композитором, широко использовавшим марш в качестве отдельного номера в оперном и балетном представлении, был Жан Батист Люлли. Шествия героев, торжественные процессии и прохождения войск на сцене неизменно сопровождались у него звуками марша. Интересно, что в своих многочисленных маршах Люлли часто использовал ритмы тогдашних придворных танцев — менуэта, гавота, бурре.

В героических операх или ораториях марш был номером почти обязательным. А марш из оперы Генделя «Сципион» даже стал парадным маршем британских гренадеров.
Но, конечно, композитором, музыка которого буквально пронизана маршевыми интонациями и ритмами, был великий Бетховен. Он испытал большое влияние музыки, звучавшей во время церемоний и празднеств эпохи Великой французской революции. Бетховен пишет военные марши для ансамблей духовых инструментов, вводит марш в некоторые свои симфонии и фортепианные сонаты. И даже самый большой успех при жизни пришел к Бетховену после премьеры в 1813 году его самого «маршевого» сочинения — «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории».
В симфонической музыке после Бетховена марш постоянно встречается у Берлиоза и Чайковского, Малера и Шостаковича. И подчас он кардинально переосмысливается. К примеру, в Первой симфонии Малера похоронный марш оборачивается гротескно-пародийной сценой: лесные звери оплакивают охотника. В Седьмой симфонии Шостаковича марш становится олицетворением фашистского нашествия — злобной, тупой, враждебной человеку силы.
Но марш не только симфонизировался. Он постепенно проникал и в камерную музыку — инструментальную и вокальную — особенно у композиторов-романтиков. Очень любил маршевые ритмы Шуман. В его фортепианной музыке немало примеров претворения этого жанра.

Словом, марш проник буквально во все области серьезного музыкального искусства. Однако язык симфонической и камерной музыки постепенно все более и более усложняется, и это входило в противоречие с родовыми признаками марша — лапидарностью и простотой ритмо-интонаций. Поэтому композиторы конца XIX — XX веков использовали марш чаще всего в эпизодах, оттеняющих более сложные по мелодии, фактуре, ритму фрагменты или части сочинения.
Однако марш не ушел на второй план. Он стал музыкальной основой массовой песни, первыми образцами которой были гимны эпохи Великой французской революции. Многочисленные революционные песни XIX — начала XX века, такие, как «Интернационал», «Варшавянка», «Красное знамя», «Смело, товарищи, в ногу», «Бандьера росса» и другие, также впитали в себя маршевые интонации и ритмы. Песни-марши исполняются большими массами людей во время демонстраций, митингов, собраний. Как никакой другой жанр песня-марш способна сплотить людей. Это музыка площади, музыка борьбы и победы.
Многие советские массовые песни — это песни-марши. Вспомним песни, рожденные гражданской войной, — «По долинам и по взгорьям», «Марш Буденного», «Красная армия всех сильней», первые комсомольские и пионерские песни, такие, как «Молодая гвардия», «Наш паровоз». В основу некоторых из них ложились уже известные мелодии. Так, автором пионерской песни «Взвейтесь кострами, синие ночи» считается Сергей Дежкин, однако у него был соавтор — Шарль Гуно, чей «Марш солдат» из оперы «Фауст» послужил образцом для этой песни.

И не случайно нашего выдающегося композитора-песенника Исаака Дунаевского называли «королем марша» по аналогии с Иоганном Штраусом — «королем вальса».
В годы Великой Отечественной войны под звуки марша солдаты уходили на фронт. А песня-марш «Священная война» А. Александрова стала музыкальным символом этого времени — символом высоким и волнующим.
И сегодня многие наши композиторы обращаются к жанру песни-марша — Туликов, Пахмутова, Тухманов. Причем в своих песнях они нередко опираются на традиции русской маршевой музыки. «День Победы» — одна из самых ярких, любимых песен последних лет. Когда композитор писал ее, он сознательно использовал интонации русского военного марша — вспоминается «Прощание славянки», «Тоска по Родине».
Старинный и современный, военный строевой и концертный симфонический — все это марш, — один из самых популярных жанров музыкального искусства.
Возглавляющий парады и провожающий космонавтов.
Вдохновляющий на ратные подвиги и мирный труд.
Это — марш!

Источник

Глинка. Марш Черномора

Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора

Слово «марш» означает «ше­ствие». Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки ­очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка­ марша — это не только аккомпа­немент нашим шагам, но и порт­рет шагающих. Двигающийся портрет или картина движения.

По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать.

Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана.

Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Отважный Руслан отправляется на её поиски.

Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является «Марш Черномора».

Но в произведениях Александра Сергеевича Пушкина два Черномора. Один — добрый, это дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане». А другой – злой волшебник из поэмы «Руслан и Людмила».

Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это злой вол­шебник Черномор. И если у головы самый «большой» голос, то у карлика должен быть самый «маленький». И действительно, голос у Черномора такой малень­кий, такой крошечный, что. его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.

Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…

В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

В опере про карлика рассказывает му­зыка­ — марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, кото­рые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и бо­рода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают. Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека.

Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия — высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков — напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Марш Черномора из оперы Руслан и Людмила, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник

Оцените статью