Ноты осмогласие школа церковного пения

Осмогласие

ОСМОГЛАСИЕ НА «ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ»

ХОРОВОЕ ОСМОГЛАСИЕ (СПб традиция)

Господи воззвах, две воскресные стихиры, догматик, две воскресные стихиры на стиховне, богородичен, Всякое дыхание, две стихиры на хвалитех, все запевы

Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 1 гл

Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 2 гл

Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 3 гл

Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 5 гл

Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 6 гл

Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 7 гл

Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 8 гл

ОСМОГЛАСИЕ для клироса (ц.сл. шрифт / первоначальный набор гражданским шрифом)

ОСМОГЛАСИЕ НА «БОГ ГОСПОДЬ» (СПб традиция)

Бог Г осподь, тропарь воскресный, богородичен, кондак воскресный

Хоровое о смогласие воскресное на «Бог Господь» 1 гл

Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 2 гл

Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 3 гл

Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 5 гл

Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 6 гл

Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 7 гл

Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 8 гл

Источник

Осмогласие. Обиход (3-х голосье) СПбДА

От составителей

Настоящее учебное пособие адресовано учащимся первого и второго курсов Санкт-Петербургской православной духовной семинарии, клирикам и певчим храмов Санкт-Петербургской епархии РПЦ, а также широкому кругу лиц, интересующихся современным пением Русской Православной Церкви. Пособие составлено в соответствии с принятой в СПбПДАиС программой обучения церковному пению и ориентировано прежде всего на будущих диаконов и священников. В связи с этим расположения голосов в представленных песнопениях диктуется в основном традициями т.н. «алтарного пения»: мужское трех- или четырехголосие с мелодией в терцовом удвоении у теноров (партия первого тенора как правило не превышает ноты соль первой октавы). Кроме того, часть песнопений (гласовые распевы, прокимны вечерни дневные, ирмосы заупокойных канонов) приведены в фактуре смешанного четырехголосия (мелодия в партии сопрано). Также все гласовые распевы предваряются одноголосным изложением основной мелодии, которую нужно знать независимо от хоровой партии певчего.
Необходимость составления учебного пособия по церковному пению возникла в связи с тем, что в практике клиросного и алтарного пения храмов и монастырей Санкт-Петербургской епархии укоренились определенные традиции исполнения гласовых и обиходных песнопений. В рамках этих традиций неизбежно возникают варианты и разночтения, которые с одной стороны могут украшать музыкальный стиль службы, а с другой — приводить к существенным отклонениям от мелодий-первоисточников. Реальность сегодняшнего дня такова, что степень музыкальной «свободы» в манере исполнения гласовых и обиходных песнопений регулируется исключительно музыкальным вкусом и слуховыми привычками настоятелей храмов (монастырей) или регентов. Именно в семинариях и духовных академиях во многом формируются музыкальные вкусы будущих священнослужителей, поэтому в рамках учебной практики необходимо наиболее выверено подходить к вопросу точности гласовых и обиходных мелодий и качества их многоголосного изложения.
Проблема унификации музыкального материала как важнейшей составляющей богослужения так или иначе всегда стояла перед Русской Православной Церковью, на разных исторических этапах в нашей церкви предпринимались меры, направленные на закрепление сложившихся традиций и выявление типовых, канонических вариантов песнопений. В настоящее время допускается довольно широкое стилевое разнообразие как избираемого для богослужений музыкального репертуара, так и манеры его исполнения (естественно, при этом ведется широкая дискуссия о канонических ориентирах в этой области). Тем не менее, есть важнейшая практическая необходимость существования епархиального канона церковного пения, возникающая при соборном служении (особенно, на архиерейских службах). При составлении настоящего пособия учитывался предыдущий опыт создания таких учебников, мелодии были сверены по историческим публикациям нотных обиходов и октоихов, в его основу легли традиции церковного пения СПбДАиС, в том варианте, который сформировался прежде всего в результате многолетней преподавательской деятельности М. И. Ващенко и И. М. Ружанского. Вместе с тем, в некоторых случаях была выверена ритмическая сторона нотации, уточнено голосоведение в гармонических оборотах.
Одной из главных задач было максимально деликатно сохранить все те особенности церковного пения, которые присущи современной сложившейся традиции Санкт-Петербургской епархии, и которые составляют ее уникальный возвышенный стиль, даже если речь идет об обиходных песнопениях.

Содержание


Осьмогласие

Глас 1-й с. 5
Глас 2-й с. 11
Глас 3-й с. 17
Глас 4-й с. 23
Глас 5-й с. 29
Глас 6-й с. 34
Глас 7-й с. 40
Глас 8-й с. 46
Приложение
Глас 1-й с. 53
Глас 2-й с. 53
Глас 3-й с. 54
Глас 7-й с. 55
Прокимны вечерни, дневные с. 57
Заупокойные песнопения с. 60
Песнопения Пасхи с. 80
Молебные песнопения с. 89
Песнопения из чина Крещения с. 91
Песнопения из Всенощного бдения с. 91
Песнопения архиерейского богослужения с. 96
Комментарии с. 99

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Источник: Учебное пособие по церковному пению для 1 и 2 курсов С-Петербургской православной духовной семинарии. Осмогласие. Составители И. Макаров, Д. Шутко. СПбПДА 2011 г. С 107.

Источник

Ноты осмогласие школа церковного пения

Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения.

В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин.
На предстоящей седмице Глас 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении».

Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Источник

Школа церковного пения. Осмогласие

Посо­бие для прак­ти­че­ского обу­че­ния цер­ков­ному пению для сме­шан­ного четы­рех­го­лос­ного хора.
При­ве­ден­ные ком­по­зи­ции содер­жат запись осмо­гла­сия, раз­ра­бо­тан­ную инди­ви­ду­ально для каж­дой пар­тии: сопрано, альт, тенор, бас. Исполь­зуя эту запись в своей учеб­ной прак­тике, вы можете, регу­ли­руя баланс аку­сти­че­ских коло­нок, про­слу­шать каж­дую пар­тию в отдель­но­сти, а также ее гар­мо­ни­че­ское соеди­не­ние с дру­гими голо­сами. Поскольку цель ваших заня­тий – научиться дер­жать пар­тию само­сто­я­тельно, по мере обу­че­ния жела­тельно сме­щать баланс зву­ча­ния в сто­рону ее мень­шего выделения.

При созда­нии записи было исполь­зо­вано изда­ние: Оби­ход цер­ков­ного пения: Все­нощ­ное бде­ние: Неиз­ме­ня­е­мые пес­но­пе­ния. Осмо­гла­сие. – М.: Изда­тель­ский Совет Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, 2005. – 264 с.
В записи при­ни­мал уча­стие хор храма Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­дицы в Кры­лат­ском п/у С. Кривобокова.

Зву­ко­ре­жис­сер: А. Калашников
Изда­тель: Изда­тель­ский Совет Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (Мос­ков­ский Патриархат)
Общее вpeмя: 4 ч. 57 мин.

Источник

Православные ноты

Последнее обновление страницы: 21.12.2012 18:41:08

На этой странице собраны ноты, которые в разное время были набраны для клиросных нужд и могут оказаться полезными для регентов и певчих. Как правило, подтекстовки к нотам сделаны на церковно-славянском языке шрифтами семейства Orthodox; для изображения номеров тактов и прочей вспомогательной информации используется шрифт AcademyC (в формате Type 1), который можно загрузить отсюда.

Осмогласие

Стихирные гласы:

В формате PDF: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | одним архивом

В формате Finale 2003: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | одним архивом

Воскресные ирмосы:

В формате PDF: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | одним архивом

В формате Finale 2003: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | одним архивом

Прокимен в Великий Пяток и Великую Субботу «Разделиша ризы Моя себе:» архиеп. Никанора:

упрощенный вариант в формате PDF (33 кб) и в формате Finale 98 (7 кб);

Опевы Страстных Евангелий в формате PDF (19 кб) — обыкновенные.

Припевы на паремиях в Великую Субботу в формате PDF (31 кб) — обыкновенные. Особенностью второй паремии является то, что в некоторых местах текст, который нужно петь, отличается от остальных строк — что своей неожиданностью может поставить певчих в полное замешательство.

Канон «Волною морскою» , поемый на утрени в Великую Субботу и на Пасхальной полунощнице в формате PDF (148 кб) и в формате Encore 4.0 (22 кб). Выложен в виде «как есть».

Канон Пасхи , один из вариантов обиходного распева в формате PDF (82 кб) и в формате Encore 4.0 (17 кб). Выложен в виде «как есть».

Стихиры Пасхи , один из вариантов обиходного распева в формате PDF (133 кб) и в формате Encore 4.0 (20 кб). Выложены в виде «как есть». Подтекстовка выполнена шрифтом Evangelie, и к тому же неправильным способом, поэтому выглядит криво.

Задостойник «Ангел вопияше» Валаамского распева в переложении Е. Ст. Азеева в формате PDF (45 кб) и в формате Finale 98 (13 кб).

Прокимен великий «Кто Бог велий:» (Бортнянского?), в ред. Е. С. Кустовского в формате PDF (26 кб) и в формате Finale 98 (6 кб).

Входные молитвы во всю Светлую седмицу в формате PDF (25 кб) в размерах карманного Служебника изд. МП. Правда, к нотам они никакого отношения не имеют, зато хороший подарок к Пасхе священникам и диаконам. Содержимое обеих страниц файла нужно распечатать на двух сторонах листа и разрезать по указанным линиям — получается из одного листа 4 экземпляра.

Блок песнопений Великого повечерия «С нами Бог:» , гармонизация Соловецкого обихода, в формате PDF (145 кб) и в формате Finale 2001 (54 кб). Блок включает:

  • собственно «С нами Бог:» ;
  • последующие тропари «День прешед:»;

последующий Осмогласник «Безплотное естество Херувимское: » .

Рождественская песнь Ф. Грубера в формате PDF (28 кб) и в формате Finale 2000 (13 кб): переписана в одном из храмов СПб, по их утверждению — в авторском изложении. Подтекстовка сделана Елизаветинским шрифтом в старой русской орфографии.

Стихиры «Совет превечный» знаменного распева в ред. Д. Соловьева в формате PDF (105 кб) — только первые две: третья только что нашлась в Церковно-Певческом Сборнике (том 2, ч. 2, кн. 2, с. 524). Поются также на вечерни перед Субботой Акафиста (т. е. на литургии Преждеосвященных даров в пятницу утром). В конце файла приложено величание на Благовещение.

Кондак 13 акафиста «О Всепетая Мати» Киевского распева, как поют в Троице-Сергиевой Лавре (с незначительными изменениями) в формате PDF (44 кб) и в формате Finale 2000 (19 кб).

Песнопения Божественной литургии

Милость мира «Сергиевская» (на стихиру прп. Сергию Радонежскому), подобен «Приидите Триипостасному», в ред. Е. С. Кустовского в формате PDF (58 кб) и в формате Finale 2000 (26 кб).

Блок песнопений Великого повечерия «С нами Бог:» , гармонизация Соловецкого обихода, в формате PDF (145 кб) и в формате Finale 2001 (54 кб). Блок включает:

  • собственно «С нами Бог:» ;
  • последующие тропари «День прешед:»;

последующий Осмогласник «Безплотное естество Херувимское: » .

Прокимен великий «Кто Бог велий:» (Бортнянского?), в ред. Е. С. Кустовского в формате PDF (26 кб) и в формате Finale 98 (6 кб).

Стихира прп. Сергию Радонежскому , подобен «Приидите Триипостасному» в формате PDF (45 кб) и в формате Finale 98 (23 кб).

Псалом 41 «Имже образом желает елень:» П. Мироносицкого в формате PDF (84 кб) и в формате Finale 98 (27 кб). Можно петь по запричастном стихе, особенно хорошо — во время постов.

  • Написать авторам сайта можно по адресам:
  • Источник

    Оцените статью