Ноты песенок про интервалы

Ноты песенок про интервалы

🙂 да полно можно придумать.
м.6- «под небом голубым. «, «салю. «(джо дассена).

а Д7-аккорд — «за-а-мерзал ямщик» 🙂

Малая секунда — «Пусть бегут неуклюжи. »
Кварта вниз — «В траве сидел кузнечик»
Большая терция — конечно, «Чижик-пыжик» 🙂

Это первое, что пришло в голову. Но вообще можно идти от обратного — берете все известные песни и анализируете первый интервал. Так и наберете постепенно «библиотеку интервалов», если это нужно.

В Сев.Америке когда детям объясняют интервалы им дают для каждого интервала пример популярной песни, в которой этот интервал используется (как правило песня с него начинается). Меня давно занимает вопрос, а есть ли подобная подборка русских песен?

Еще меня в детстве учили большую сексту различать по песне «В лесу родилась ёлочка». Там первые две ноты как раз б.сексту образуют. А большую терцию — по «Чижику-пыжику». Кварту — по Гимну СССР. 😆 Больше не предлагали аналогий.

Но вообще можно идти от обратного — берете все известные песни и анализируете первый интервал. Так и наберете постепенно «библиотеку интервалов», если это нужно.

Ха! Если б я мог это проделать стал бы я спрашивать! 😆 😳 Я как раз пытаюсь свой слух развить на зрелости лет. Вот и ищу всякие способы.

Ха! Если б я мог это проделать стал бы я спрашивать! 😆 😳 Я как раз пытаюсь свой слух развить на зрелости лет. Вот и ищу всякие способы. Понятно 🙂
Анализировать нужно не на слух, а рядом с клавишами. Берете песню из самых знакомых, подбираете первые два звука. Голос должен быть ведущий — поете громче, чем играете. То есть «настраиваете» ф-но под голос. Если петь не получается чисто (беру крайний случай :silly: ), тогда под запись или под того, кто чисто поет. В общем, два первых звука найти надо. А потом высчитываете математическим путем

м2 — 0.5 тона
б2 — 1 тон
м3 -1.5
б3 — 2
ч4 — 2.5
тритон — 3
ч5 — 3.5
м6 — 4
б6- 4.5
м7 — 5
б7 -5.5
ч8 — 6 тонов 😮

И этот высчитанный интервал поете до тех пор, пока не будет чисто совпадать с ф-но, т.е. настройка теперь идет по ф-но. И так каждый день по 24 часа в сутки (шутю 😆 )

Записываете песню в почетный список песен-интервалов и выкладываете в этот поток в виде выполненного домашнего задания 😆 8)

. В детстве я читал рассказ, где вскользь упоминалась скрипучая квартой дверь, главный герой сообщил своей подруге, что с этого интервала начинается большинство торжественных произведений и гимнов — Вставай, прокля. и тд.

Малая секунда (ровно на столько снижается тон бутылки после одного глотка) для меня всегда — всЁооо-пройд—Ёооууут (и печаль. )

А разве одно другому сильно мешает? Мелодические — «по песням», гармонические — «по окраске». Вот одни через другие — это, мне кажется, долгий путь.

Коварство запоминания мелодических интервалов «по песням» — как мне, опять-таки, кажется — состоит в другом. В запоминательной песне кварта будет, к примеру, представлять собой V-I. А в диктанте встретится на других ступенях. И это может сбить с толку и привести к неузнаванию вроде бы знакомого интервала. Меня сбивало и приводило 🙂

А разве одно другому сильно мешает? Мелодические — «по песням», гармонические — «по окраске». Вот одни через другие — это, мне кажется, долгий путь.

Коварство запоминания мелодических интервалов «по песням» — как мне, опять-таки, кажется — состоит в другом. В запоминательной песне кварта будет, к примеру, представлять собой V-I. А в диктанте встретится на других ступенях. И это может сбить с толку и привести к неузнаванию вроде бы знакомого интервала. Меня сбивало и приводило 🙂

По-моему, никто не говорил, что это единственный способ. Но научить детей петь от звука интервалы другого способа я не знаю (особенно не очень хорошо поющих и слышащих). И очень благодарна тем, кто приводил примеры, про некоторые я даже не догадывалась. как говорится, век живи, век учись.

Извините, но такая процедура — мелодическое распознавание ГАРМОНИЧЕСКОГО интервала — вчерашний день современной методики сольфеджио. Пардон муа. Я никого не хочу обидеть. Такой метод не запрещен, конечно, Но есть более действенный — именно гармоническое, сонористическое, красочное восприятие интервала. Он более быстрый. Только нужно верно объяснить его уметь. Через консонансность или диссонантность и размер, широту интервала. Через обращаемость узких — в широкие, и наоборот, консонансов — в консонансы и диссонансов — в диссонансы. Систематезировать все не спеша. За несколько уроков всем все будет ясно и на слух воспринимаемо быстро.

Я немного знаком с результатами методики В.Кирюшина. Сегодня еще можно было встретить его последователей. Не буду вдаваться в систему — она не так проста, как кажется на первый взгляд. Но очевидны результаты — в далеком 1977 году я видел дошколят, великолепно распознававших интервалы по системе Кирюшина(!).
Процитирую сжатый текст по этой системе.

Система развития певческо-слуховых способностей детей В. В. Кирюшина. В последнее время получила распространение система развития певческо-слуховых способностей детей, созданная педагогом В. В. Кирюшиным. Эта система представляет собой оригинальную и весьма смелую методику изучения теории музыки и сольфеджио. Несмотря на то, что эта методика написана для использования в музыкальных школах, знакомство с ней хормейстеру необходимо, а кроме того отдельные элементы этой системы вполне могут быть применены на начальном этапе обучения детей хоровому пению, например, в работе дошкольниками и младшими школьниками. В основе данной методики лежит принципиальная установка на соотнесении музыкально-теоретического, т. е. информационного, материала со сказочными, фантастическими образами.
В частности, считается, что благодаря методической разработке, заключенной в сборнике «Музыкальные мифы», сложная профессиональная терминология осваивается детьми быстрее, в их сознании абстрактные и далекие образы обретают понятное значение. Например, имена персонажей сказок созвучны музыкальным терминам и связаны с их смысловыми значениями и качественными характеристиками:
Диссонанс — Бог зла
Фортиссим — злой волшебник, великан с громовым голосом
Бекар — добрый волшебник, отменяющий злые дела
Звукоряды — боевые порядки, в которые выстраивались воины
Интервалы — звери волшебного леса
Пезант — тяжелый, грузный зверь
Форт — медведь, всегда громко ревущий
Мажорные страны — светлые, солнечные
Минорные страны – страны, всегда закрытые тучами
Пассажи — очень быстрые, мелкие и юркие птицы
Дольче — нежные, сладкие плоды
Квартдец – паук с 14 лапами и т. д.
По словам Кирюшина, толчок к развитию его художественно-образной системы дали сами дети. Так, схватывая суть, дети находили в звучании секунды что-то ядовитое, колючее, хрюкающее, что в целом определило секунду как существо, похожее на ежа, поросенка и крысу разом с двумя большими иглами (секунда в переводе с латинского — два). Терция же для детей — это что-то нежное, мягкое, отсюда — пушистые зверьки, похожие на зайчиков, у которых было 3 ушка, 3 лапки, 3 хвостика (терция в переводе с латинского — три). Аналогичным образом на занятиях с детьми Кирюшин учит воспринимать аккорды. Так например, дети называют терцквартаккорд — любопытным, ввиду вводного полутона наверху, нонаккорд — длинным, большой минорный септаккорд — раздражительным и злым, уменьшенный септаккорд – настороженным. И следом подыскивают нужный образ: большой мажорный септаккорд — военный министр Бо-Мажор, малый уменьшенный — король Мал’с’УмКвинт (был малого роста, ходил с сумкой, где держал уменьшенных квинт, правил страной, называвшейся Локрия-Лукрия) и т.д. По сути дела, Мифы Кирюшина вбирают в себя весь теоретический материал, необходимый музыканту. Причем, манера подачи этого материала направлена на развитие инициативы, творчества и свободного мышления.
Для развития навыков сольфеджирования Кирюшиным создано пособие «Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти». Это пособие, как утверждает автор, основано на 470 наиболее часто встречающихся инвариантах музыкального языка. Основной дидактический принцип пособия — петь не отдельные ноты, а гармонические сочетания.
(Цит. по книге: М.Осеннева, В.Самарин. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом». — М., 1999).

В Сев.Америке когда детям объясняют интервалы им дают для каждого интервала пример популярной песни, в которой этот интервал используется (как правило песня с него начинается). Меня давно занимает вопрос, а есть ли подобная подборка русских песен?

Ну да, конечно. Негласная система в нашей школе существовала, типа «в лесу родилась елочка», гимн и т.д. Негласно и ритм на пальцах загибали. И всякие ноты «ля» определяли, кто во что горазд. Например у одной ученицы была система определять «ля» по до-диезу 1-й октавы, т.е. по самой низкой ноте, которую она могла взять голосом. Но официально, конечно, так не учили, да и по мозгам могли за такое дать.

Я пользуюсь более простыми способами воспитания гармонического слуха, лежащими ближе к теории музыки. Думаю, они в чем-то сходны с Кирюшиным. И они не покоятся на написании русскими буквами английских слов, :tomato:иными словами, распознании гармонических интервалов в виде мелодических попевок.

На соседних потоках уже говорилось о проблемах соседства абсолютной и относительной систем сольмизации. Распознавание интервалов через песенный материал — один из коротких и доступных путей их изучения. Но настает время, когда ученик должен перейти из относительной системы в абсолютную. Это проходит болезненно, особенно, когда учитель, работавший в относительной системе, обладал привлекательной для детей харизмой. После такого педагога дети, перейдя к «сухому и черствому теоретику», не приемлют абсолютной системы. Им скучно и неинтересно. Я видел видеоуроки Кирюшина — конечно, энергетика у него была мощнейшая!

Источник

Песни на Интервалы

Песни на интервалы:

Малая секунда наверх: 1. Piu che puoi начало (Эрос Рамазотти и Шер) в русском варианте начало: ПРИ-ХОД зимы красив и скор она сама плетет узор (Лариса Долина и Билан) 2. И-Глянет мгла из всех. (начало Разлуки из к/ф «Гардемарины вперед») 3. THINK-OF Me: Фа диез — Соль (песня «Think of me» из мюзикла «Призрак оперы»)

Малая секунда вниз: 1. ВЕЧ-Ная любовь верны мы были ей, но время зло 2. К Элизе (Бетховен)

Большая секунда наверх: 1. ТРИ-СЧАстливых дня, было у меня, было у меня с тобой (начало Алла Пугачева) 2. А-НАпоследок я скажу (начало Романса)

Большая секунда вниз: 1. СОН-ПРИходит на порог (начало Колыбельной) 2. NON-SO dove trovarti (начало Adagio) 3. НОЧЬ-И тишина, данная навек (из к/ф «Бандитский Петербург»)

Малая терция наверх: 1. НЕ-СЛЫШны в саду даже шорохи (начало Подмосковные вечера)

Малая терция вниз: 1. МА-ЛЕНЬКОЙ елочке холодно зимой

Большая терция наверх: 1. E- L’Unica maniera («Piu che puoi » Эрос Рамазотти и Шер) в русском варианте: ТАК-ОТчего печалью, твой наполнен взор (Лариса Долина и Билан)

Большая терция вниз: 1. SUM-MERtime (начало Summertime) 2. ЧТО-ТАкое осень — это небо (начало ДДТ)

Чистая кварта наверх: 1. Гимн России (начало гимна) 2. THE-SHADOW of your smile (Barbara Streisand) 3. Памяти Карузо (Припев: две первые ноты)

Чистая кварта вниз: 1. В ТРА-ВЕ сидел кузнечик

Чистая квинта наверх: 1. НЕ слыш-НЫ в саду даже шорохи (Подмосковные вечера) 2. РАСЦВЕ-ЛА сирень, черемуха в саду (из к/ф «Беспокойное хозяйство»)

Чистая квинта вниз: 1. THIS-LOVE (начало припева одноименной песни Jose Feliciano)

Малая секста наверх: 1. ПРЕ-КРАсное далеко не будь ко мне жестоко (начало припева из к/ф «Гостья из будущего») 2. ПОД-НЕбом голубым, есть город золотой 3. ЕС-ЛИ мир летит к чертям, совесть самый тяжкий крест (к/ф «Статский советник») 4. Не-ВЕшать нос, гардемарины (из к/ф «Гардемарины вперед») 5. КОГ-ДА весна, придет не знаю (из к/ф «Весна на Заречной улице») 6. Ты расскажи нам про ВЕС-НУ, старухе внуки говорят («Ты расскажи нам про весну» Тамара Гвердцители) 7. МЫ ПОЙ-ДЕМ с конем, по полю вдвоем (песня «Конь»)

Малая секста вниз: 1. Первые две ноты: (История любви: СИ БЕМОЛЬ — РЕ)

Большая секста наверх: 1. В ЛЕ-СУ родилась елочка

Большая секста вниз: 1. ко-ГДА В-ДОМ («Песня про снежинку» из к/ф «Чародеи») 2. БЬЮТ-чаСЫ на старой башне, провожая день вчерашний и звонят колокола (песня из к/ф «Приключения Электроника»)

Малая септима наверх: 1. ВЕС-НА без листвы («Песня о любви» из к/ф «Гардемарины вперед») 2. КАК-ГОды скучны, без права любви («Песня о любви» из к/ф «Гардемарины вперед»)

Малая септима вниз: 1. МО-РОЗ снежком укутывал смотри не замерзай (песня «Маленькой елочке холодно зимой»)

Чистая октава наверх: 1. Начало песни Come Primavera (первые две ноты, поет группа Il Divo) 2. КАК-ЖИЗНЬ без весны (начало песни «Песня о любви» из к/ф «Гардемарины вперед»)

Мажорное трезвучие вниз: 1. КА-ПИ-ТАН , капитан улыбнитесь (детская песенка) Минорное трезвучие наверх: 1. О-РЕЛ-СТЕПной, казак лихой (из к/ф «Кубанские казаки») 2. A-FFE-RRA questo istante e stringi («Piu che puoi» Эрос Рамазотти и Шер) в русском варианте: О-ТОМ-КАК белый снег кружится («Piu che puoi» Эрос Рамазотти и Шер) Минорное трезвучие вниз: 1. Я проШУ-ТЕ-БЯ сумей забыть все тревоги дня (песня «20 лет спустя» из к/ф «Берегите женщин») 2. Я-СПРО-СИЛ у ясеня (из к/ф «Ирония судьбы»)

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Ноты песенок про интервалы

Интервалы удобно учить с помощью слуховых тренажеров и неудобно без них. Хотя, казалось бы, старинная методика запоминания мелодических интервалов «по песням» самодостаточна — ан нет, без диктовки и угадывания вы вряд ли научитесь узнавать их быстро и точно.

(Небольшое обсуждение слуховых тренажеров имело место на нашем форуме:
http://blf.ru/forum/showthread.php?t=1091
Статья-характеристика трех слуховых тренажеров:
http://www.muzoborudovanie.ru/articl. artraining.php
Кроме того, обратите внимание на «Репетитор по сольфеджио» И. Исаковой с соавторами — бесплатный on line тренажер:
http://www.all-2music.com/solfeggio/
Для начинающих он, пожалуй, трудноват, но со временем может пригодиться.)

Если вы приступаете к изучению интервалов со слуховым тренажером, не пренебрегайте подготовительными упражнениями. В режиме «виртуальный тренер» обычно с них начинают: какая из двух нот выше, какой из двух интервалов от одной ноты шире, и т.п. Если окажется, что начальные упражнения вам как семечки — просто получите удовольствие

Все интервалы очень желательно петь. Прямо в процессе работы с тренажером. Запомнятся быстрее, узнаваться будут точнее.

Необходимая теоретическая подготовка:
а) знать, что такое мелодический и гармонический интервал,
б) знать понятия «консонанс» и «диссонанс»,
в) знать (или держать под рукой таблицу, но лучше знать наизусть) ступеневую величину интервалов в пределах октавы,
г) уметь строить интервалы на клавиатуре от определенной ноты и на определенной ступени,
д) знать стандартные цифровые обозначения интервалов,
е) ознакомиться с темой «обращение интервалов».

Старая школьная методика проста: вы составляете список очень хорошо знакомых вам песен или пьес, которые начинаются с нужных вам интервалов. «Со-юз нерушимый» — восходящая кварта, «В ле-су родилась елочка» — большая секста, «Sum-mertime» — нисходящая большая терция, и т.д. И все, собственно: вы запомнили свой список — и интервалы выучены, осталось натренировать скорость и точность узнавания. Но: в «запоминательных песнях» интервалы находятся на определенных ступенях. А в другой музыке они могут оказаться совсем на других ступенях. И при попытке совместить выученный «по песне» интервал с другой музыкой в ваших мозгах может случиться т.н. «тональный конфликт». А может и не случиться, некоторые применяют интервалы «по песням» совершенно безболезненно. Если тональные конфликты все же возникают, приходится постепенно их снимать пением интервалов на разных ступенях лада и интервальных цепочек. Впрочем, эти упражнения все равно придется петь ради того, чтобы свободно чувствовать себя в живой мелодии.

Списки «запоминательных песен».
К сожалению, списки будут неполными, потому что часть интервалов я запоминала по нашим хоровым распевкам. Вы их так крепко не знаете, вам они не подходят. Значит, вам придется найти собственные «песни».

Восходящие интервалы:
м.2 — по распевке
б.2 -//-
м.3 — начало «Прощальной песни» из к/ф «Обыкновенное чудо»:

б.3 — по распевке
ч.4Со-юз нерушимый
Рос-сия, священная наша держава
Вста-вай, проклятьем заклейменный
тритон — в старинные времена его считали очень некрасивым и даже называли «дьявольским» интервалом. Сейчас к нему другое отношение, многим нравится. Мне, например, очень нравится: он диссонанс, но в нем нет ни стервозности секунд, ни расхлябанности септим, зато столько туманной загадочности.
Вот начало знаменитейшей песни «Smoke on the Water»:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Smoke_on_the_water
(Заодно осознайте, что тема изложена параллельными квартами. Может быть, это поможет кому-то научиться узнавать гармоническую кварту.)
Смотрим только на верхний голос. Обратите внимание на фигуру, состоящую из последней ноты первого такта и трех нот второго. Вспомните, как это звучит, или сыграйте на чем угодно, или послушайте исполнение.
Ноты соль-сиb-реb образуют уменьшённое трезвучие. Крайние ноты уменьшённого трезвучия, т.е. соль-реb — это и есть тритон.
ч.5 — крайние звуки мажорного или минорного трезвучия (например, до-ми-соль, т.е. до-соль — это квинта)
м.6«Ям-щик, не гони лошадей»
«Под — небом голубым»
б.6«В ле-су родилась елочка»
м.7 — припев к песне Marie Laforet из фильма «Manchester et Liverpool» (спасибо tobotras за подсказку):

б.7 — ни на что непохожий и неудобный широкий интервал, узнается допеванием до октавы
ч.8 — повторение первого звука на другой высоте.

К сожалению, знание восходящих интервалов не дает автоматически знания нисходящих: последние звучат «неузнаваемо». Большинством людей они вообще хуже воспринимаются: менее точно слышатся, хуже узнаются. Так что их приходится учить отдельно, и лучше не как перепевание восходящих «задом наперед», а с помощью их собственных «песен».

Нисходящие интервалы
м.2 — по распевке, либо I-VII-I в натуральном мажоре, например до2-си1-до2
б.2 — по распевке
м.3 — снова «Прощальная песня», там этот интервал поется в обоих направлениях
б.3«Sum-mertime», он же «Колыбельная Клары» из оперы Гершвина «Порги и Бесс». Кто не помнит точно первую фразу — послушайте любое исполнение.
ч.4 — песенка из сборника для 1 класса «Конь ретивый с длинной гривой», извините

тритон — крайние звуки уменьшённого трезвучия
ч.5 — крайние звуки мажорного или минорного трезвучия
м.6 — песня из к/ф «Love Story»: «Where do I beging…»

Еще варинат: первый интервал «Песни о далекой Родине» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»:

(Песня эта богата интересными интервалами, главное не запутаться.)
б.6 — известный вальс:

м.7 — допеванием до октавы: надо допеть целый тон (или два полутона)
б.7 — допеванием до октавы: надо допеть один полутон.

Дополнения к спискам «запоминательных песен» приветствуются!

В какой последовательности вы будете проходить интервалы — не знаю. Учитывайте, что широкие выучить труднее, чем узкие, нисходящие труднее, чем восходящие, и чем меньше ваш опыт пения, тем труднее вам запоминать интонации — всё это нормально. Если возникают трудности и становится похоже, что упражнения «виртуального тренера» неэффективны, отключайте «тренера» и составляйте себе диктанты сами, причем в один диктант берите поначалу не больше трех разных интервалов, и обязательно в каждом диктанте хотя бы один 100% выученный (нет выученных — берите в качестве такового унисон!). Это трудные упражнения, и вам обязательно нужна «точка опоры», нечто хорошо знакомое в каждом упражнении. И так, по два-три в разных комбинациях, всегда выученные вперемешку с недоученными, пройдите все, как вы это делали со ступенями. А уже потом берите по 4, по 5, «все диссонансы», «все консонансы» и т.п., пока не почувствуете себя в силах взять сразу все интервалы.

Восприятие интервалов в мелодии.
Задания типа «спойте терции на главных ступенях ре мажора» встречаются уже в учебниках для 1 класса. Я сначала по незнанию жульничала: пела не интервалы, а ступени, потому что мне так легче. Физически звучит интервал, но психологически я пою и слышу не интервал, а две ступени — то, что я и так умею. С терциями этот фокус проходил легко, с квартами сложнее, потом я наконец поняла, что так не пойдет: я не слышу, не умею и не учусь петь интервалы в тональности. Пришлось возвращаться к пению секунд и терций.

Снять тональные конфликты помогают школьные упражнения, называемые «цепочки интервалов». Например, пишете себе на листочке:
м.2 б.3 ч.4 б.2 ч.5 м.6
А потом поете это от любого звука: например, от ноты до вверх малая секунда — до#, от нее большая терция — фа, от нее кварта — сиb, от нее большая секунда — до, теперь для разнообразия вниз, чистая квинта — фа, еще вниз малая секста — сиb. Проверяете с помощью инструмента, то ли поете. Но сперва поете ноту, а только потом ее играете, чтобы не петь «с инструмента».

Я поначалу вообще не могла такое петь. Помогло упрощение: вместо цепочки разных интервалов берется цепочка одинаковых. Например, 4-5 малых терций подряд вверх, а потом вниз. Это разрушает привычку всегда воспринимать интервал как бы на одних и тех же ступенях, тренирует ощущение интервала как такового. Когда это со всеми интервалами получается легко, можно брать в цепочку разные интервалы.

Слушать интервалы в тональности можно (и нужно) на примерах из учебника. В названиях тем обычно есть подсказка: проходим терции на таких-то ступенях, кварты на таких-то, и т.п. Для меня самым трудным оказалось совместить восприятие ступеней и интервалов: очень долго я слышала «или-или». Слышу кварту — теряю ощущение ступеней, на которых она находится. Слышу ступени — перестаю узнавать интервал. Но постепенно наладилось.

Когда наладилось восприятие интервалов в тональности, стали происходить странные вещи с узнаванием ступеней. Если раньше для узнавания мне надо было каждый раз мысленно пропеть разрешение ступени в ближайший устой или в тонику, то теперь они стали узнаваться по мысленному интервалу до тоники, причем без моего сознательного усилия в этом направлении. Сами. Это быстрее. Но с непривычки — ощущение прыжка: дух захватывает

Источник

Оцените статью