Ноты по английской системе

Kiwi Language Studio

Языковая студия Kiwi

Нотная грамота по-английски

Современная музыкальная нотация (notation), она же нотное письмо, универсальна почти во всех языках. Для записи какой-либо мелодии (melody) используют нотный стан (stave) и сами ноты (notes). Для словесного обозначения нот в английском языке чаще всего используются буквы латинского алфавита, реже — названия, похожие на привычные нам русские:

До — C; do
Ре — D; re [reɪ]
Ми — E; mi [miː]
Фа — F; fa [fɑː]
Соль — G; sol
Ля — A, la [lɑː]
Си — B; si [siː ], ti [tiː]

Помимо нот в нотном стане встречаются знаки альтерации (accidentals):

Бемоль – flat (понижение стоящей справа от него ноты на один полутон (брит. semitone/амер. halftone))

Диез – sharp (повышение стоящей справа от него ноты на один полутон)

Бекар — natural (отмена ранее назначенного знака бемоль или диез)

Дубль — double

Лады: (tonality / mode)

Мажор — major
Минор – minor
Гамма – scale

до диез — C sharp
ре бемоль — D flat
ля мажор — A major
соль минор — G minor
гамма до мажор — scale of C major; C major scale
гамма соль минор — scale of G minor, G minor scale

Ключи (clefs):

басовый ключ — bass [beɪs] clef, F clef
скрипичный ключ — treble clef, G clef

Источник

Музыкальная грамота на английском: ноты, основные нотные знаки

Наш урок пригодится музыкантам. Вы найдете основные музыкальные знаки, причем названия на британском английском и американском иногда существенно отличаются. Лично мне американские ближе и понятней.

Ноты по-английски:

ноты…….. паузы
…….целая……
….половина……
…..четвертная…
…..восьмая……
….шестнадцатая..

sharp – диез, natural – бекар, flat – бемоль.
key sighature – ключевые знаки
tie – лига
treble clef – скрипичный ключ
bar\measure – такт
bass clef – басовый ключ
time signature – размер
stave\staff – (нотный) стан

Источник

Как обозначаются ноты и откуда взялись эти обозначения?

Слоговое обозначение
Всем нам известное «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». Обозначение ввёл в XI веке Гвидо д’Ареццо, монах-бенедиктинец, впоследствии известный теоретик музыки. Ноты названы по первым слогам акростиха молитвы к Иоанну Крестителю «Ut queant laxis», исполнявшегося прихожанами в качестве распевки:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes.

Несмотря на то, что в гимне 7 строчек и есть известное нам «си», у Гвидо нот было 6. Си ввели в 1574 году и назвали по первым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки гимна. Позже вместо Ut появилось «до» — для удобства пения. Приписывается замена музыканту Дж. Дони, который по одной версии назвал ее в честь Господа (Dominus), по другой — взял первые буквы своей фамилии.

Буквенное обозначение нот, по разным упоминаниям, появилось раньше слогового. Используются буквы латинского алфавита: C соответствует «до», D — ре, E — ми, F — фа, G — соль, A — ля, B или H — си. Достаточно запомнить, что A — это «ля» и дальше ряд легко выстраивается.

На звуке «си» нужно заострить внимание, поскольку есть две традиции записи. В немецкой, которая повсеместно использовалась в Советском союзе, звук си обозначался буквой «H», а букву «B» используют для звука си-бемоль.

С появлением интернета стало доступно много зарубежной литературы из США и Англии, поэтому важно запомнить и английскую традицию записи. У них «B» как си и «Bb» как си-бемоль. Но не пугайтесь раньше времени, если не разобрались, — чаще всего в сборниках даётся уточнение о буквенных обозначениях.

Источник

Кто придумал ноты — рассматриваем детально

У этого термина существуют и другие значения, см. Нота.

Запрос «Ноты» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Но́та (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.

История

До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.

Во времена зарождения нотной записи с помощью нот могли быть зафиксированы только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.

Изобретение линейной нотации

И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.

Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.

Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.

Названия и обозначения

Названия нот. История названий

В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.

За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно ; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.

Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):

UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum.

Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменена на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до (см. ниже), а также для того, чтобы каждая нота имела свою согласную в слоге (таким образом, альтерированные ноты обозначаются другими согласными с той же гласной, что и основная нота).

Обозначение нот буквами

Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).

Существует также и английская система обозначения (см. рисунок выше), в которой ноту си обозначают буквой B (то есть, начиная с ноты ля, последовательность нот точно соответствует начальным буквам латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G). Эта система наиболее распространена в США, Великобритании, частично используется в Голландии, Швеции. Поэтому в англоязычной литературе используются правила английской системы обозначения. В русских сборниках гитарных аккордов также нередко встречается английская система.

Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза). Исключения в названиях: Aes = As, Ees = Es, а также Нes = B в немецкой системе (здесь справа выписаны используемые обозначения, а слева — те, которые могли бы показаться логичными). В английской системе нота си-бемоль не подлежит исключению и обозначается согласно указанному правилу: Bes.

Мнемонический приём для запоминания нот, расположенных на первой — пятой линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа (с интервалом в терцию). Для удобства запоминания используется фраза: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию». Для нот между линейками — фа (в буквенной системе — F), ля (A), до (C), ми (E) — используется мнемоническое правило, когда буквенные обозначения нот образуют английское слово face (лицо).

Немецкая система Английская система
Нота (Бекар) Диез Бемоль (Бекар) Диез Бемоль
до c cis ces C C-sharp C-flat
ре d dis des D D-sharp D-flat
ми e eis es E E-sharp E-flat
фа f fis fes F F-sharp F-flat
соль g gis ges G G-sharp G-flat
ля a ais as A A-sharp A-flat
си h his b B B-sharp B-flat

Упрощённая система

Существуют также упрощённая система записи нот, созданная для различных музыкальных инструментов: клавишная табулатура и гитарная табулатура. Табулатуру можно использовать не владея нотной грамотой.

Как появились слоговые названия нот?

Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.

Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.

Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes

Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.

А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.

Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.

Одна ошибочная гипотеза про полные названия нот

В последнее время в Интернете, в частности, на сайте в разных группах и на стенах пользователей часто можно увидеть запись, в которой сообщается что полные названия нот совсем другие. А именно:

Источник

Английские музыкальные термины

Английский язык уже давно стал средством международного общения. Мировое музыкальное сообщество при этом не является исключением. Поэтому как перед начинающими, так перед профессионалами возникает необходимость понимания основных музыкальных терминах на английском языке. Мы, конечно, не будем переписывать сюда весь словарь, а просто расскажем вам о самых базовых понятиях, которые пригодятся учащимся, преподавателям и просто музыцирующим личностям 😉

Названия нот на английском языке

Начнем с того, что в англоязычном названии нот, используют не слоговую систему латинской сольмизации (до, ре, ми), а буквенную (A, B, C). Буквы при этом, конечно, следует называть как в английском алфавите (эй, би, си), а не как в России озвучивают латиницу (а, бэ, цэ).

до ре ми фа соль ля си
С D E F G A B
[си] [ди] [и] [эф] [джи] [эй] [би]

В отличие от немецкой традиции обозначать си как H, а си-бемоль как B, в англоязычной традиции си называется B, а си-бемоль – В flat.

Общие музыкальные термины на английском языке

Не секрет, что у разных народов исторически сложились разные представления о некоторых явлениях, в том числе о музыке. Именно из-за этого, её фундаментальные элементы не всегда имеют однозначный аналог в другом языке. В частности, российская музыкальная система изначально была основана на немецкой, которая имеет заметные отличия от английской. В общем, мы постараемся все понятно объяснить 🙂

  • нота – note
  • высота звука – pitch
  • музыкальный звук – musical tone
  • тон – tone (целый тон – whole tone, whole step)
  • полутон – semitone, half step
  • восходящий/нисходящий – upward/downward
  • музыкальный строй – musical tuning
  • мелодия – melody
  • гармония – harmony
  • ритм – rhythm
  • метр – meter
  • сильная доля – stressed beat, accented beat
  • слабая доля – unstressed beat, unaccented beat
  • первая доля – downbeat
  • затакт – upbeat
  • темп – tempo
  • тембр – timbre
  • динамика – dynamics
  • аппликатура – fingering (для струнных инструментов — stopping)
  • артикуляция, штрихи (в английском нет разделения этих понятий) – articulation

Английские термины музыкальной теории

  • звукоряд, гамма – scale (в английском гамма, как вид звукоряда, не выделяется отдельным термином);
  • ступень звукоряда – scale degree
  • тональность – key (параллельная – relative, одноименная – parallel)
  • лад – mode
  • мажор – major
  • минор – minor
  • ключевые знаки – key signature
  • квинтовый круг – circle of fifths
  • знак альтерации – accidental

Знаки альтерации, как и в русском языке, называются после ноты: например, фа-диез это F sharp.

  • бемоль – flat
  • диез – sharp
  • повышение – sharping, raising
  • повысить на, повышенный – to raise by, raised
  • понижение – flatting, lowering
  • понизить на, пониженный – to lower by, lowered
  • бекар – natural

Немецкие обозначения тональностей типа G-dur для соль мажора или сis-moll для до-диез минора в английском не используются, как и обозначение повышенных/пониженных нот путем добавления к букве суффиксов -is/-es.

  • тоника – tonic, keynote
  • субдоминанта – subdominant
  • доминанта – dominant

Интервалы и аккорды на английском языке

Почти все интервалы в английском языке обозначаются обычными числительными, по количеству ступеней.

  • интервал – interval
прима секунда терция кварта квинта секста септима октава
unison second third forth fifth sixth seventh оctave

Характеристики «большая» и «малая» зовутся по-английски «мажорной» и «минорной» соответственно. Например: большая терция – major third, малая секста – minor sixth.

  • чистая – perfect
  • аккорд – chord
  • трезвучие – triad
  • септаккорд – seventh chord
  • основной тон (аккорда) – root
  • обращение – inversion, обратить – to invert
  • разрешение – resolution, разрешить – to resolve
  • увеличенная (-ый) – augmented
  • уменьшенная (-ый) – diminished

Английские термины нотной записи

  • нотная запись – notation, staff notation
  • нотный стан, нотоносец – staff (мн. ч. staves)
  • скрипичный ключ – treble clef
  • басовый ключ – bass clef
  • дополнительная линейка – ledger line
  • длительность – duration, value
  • головка ноты – notehead
  • штиль ноты – stem
  • хвостик, флажок ноты – flag
  • группировка длительностей – rhythmic grouping, beaming
  • ребро – beam, bar
  • пауза – rest
  • целая – whole
  • половинная – half
  • четвертная – quarter
  • восьмая – eight
  • шестнадцатая – sixteenth
  • нота с точкой – dotted note
  • особый вид ритмического деления – tuplet
  • триоль – triplet
  • размер – time signature
  • такт – measure, bar
  • тактовая черта – bar, bar line

Часто понятия measure и bar используются взаимозаменяемо, хотя правильнее говорить о первом как о такте, а о втором как о тактовой черте.

  • реприза – repeat sign
  • фразировочная лига (штрих легато) — slur
  • связующая лига (залиговка двух одинаковых нот) – tie

Полезные слова, фразы и устойчивые выражения

  • score – партитура
  • sheet music – нотная запись какого-либо произведения, его части или отдельной партии (в русском мы часто говорим просто «ноты», подразумевая именно это)
  • movement – часть (муз. произведения)
  • to practice – репетировать
  • tune – а) тональность (разговорное), б) мелодия как последовательность звуков, напев, наигрыш
  • to tune – настраивать
  • jam – исполнение музыки, полностью или частично состоящее из импровизации (to jam – соотвествующий глагол)
  • live performance, live – «живое» исполнение
  • perfect pitch – абсолютный слух
  • key – а) клавиша клавишного инструмента б) клапан духового инструмента
  • desk – пюпитр
  • scorewriter – нотный редактор
  • music notation software – программное обеспечение для записи нот
  • solfège – сольфеджирование, сольмизация
  • music theory – музыкальная теория
  • ear training – развитие музыкального слуха (в отличие от стран СНГ, где сольфеджио включает в себя музыкальную теорию, а также развитие слуха и памяти через сольфеджирование, в англоязычных странах эти две дисциплины не объединены в один предмет)
  • musical memory, music-related memory – музыкальная память
  • playing by ear – игра на слух, подбор на слух
  • sight-reading – чтение с листа (sight-singing в случае вокала)
  • method – учебное пособие по исполнительской технике
  • false, tuneless – фальшиво
  • in tune – чисто
  • intone – а) интонировать б) запевать, начинать исполнение
  • step и skip – «шаг» и «скачок» мелодии (у нас обычно говорят о шаговом и скачкообразном движении, а не единице этого движения)
  • medley – попурри
  • instrumental version, instrumental (сокращенно inst.), without vocals – минус, инструментальная версия, букв. без вокала (off vocal и karaoke в случае японских, корейских и китайских песен)

Как мы уже писали, это далеко не все активно употребляемые музыкальные слова и выражения на английском языке. Поэтому чтобы чувствовать себя уверенно в международной музыкальной среде, нужно целенаправленно изучать английский язык. Тем не менее, мы надеемся, что наш мини-словарик вам пригодится!

Пишите в комментариях ваши предложения, какие еще широко употребляемые термины стоит добавить в наш список 🙂

Источник

Читайте также:  Цифровое пианино gewa up 360 g
Оцените статью