- Берегись Лядова! или Музыкальный алфавит и нотная азбука
- Теория
- Обозначения нот на письме:
- Сокращения
- Сокращёная запись для некоторых языков:
- Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты
- Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах
- Буквенное обозначение нот. Общая информация
- Таблица буквенных обозначений нот
- Правила буквенного обозначения нот
- B и H – обозначение ноты Си
- Разница между диезом и бемолем
- Буквенное обозначение тональностей
- Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано
- Обозначение аккордов
Берегись Лядова! или Музыкальный алфавит и нотная азбука
Музыкальный алфавит и нотная азбука
композитор Анатолий Константинович Лядов (1855-1914): портрет работы Репина
Итак, привычные нам ноты с древности писали (а иногда еще и сейчас пишут) еще и буквами.
Как-то мы упомянули про это, а теперь — подробнее.
Какие это буквы? Когда-то — финикийские и греческие, потом латынь (как сообщает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, перевел ноты с греческого алфавита на латинский папа римский Григорий I Великий, его еще называют у нас Григорием Двоесловом).
Вот он, этот папа Двоеслов:
(Григорий Великий на картине Ф. Сурбарана)
А вот его ното-буквы: ля — а, си — b, до — с, ре — d, ми — е, фа — f, соль — g.
А вот что развилось из этих ното-букв (у нас произносят на немецкий манер):
До-диез — Cis («цис») | Ре-бемоль — Des («дэс»)
(Как мы говорили, До диез и Ре бемоль — на пианино один звук, а на скрипке — зависит от обстоятельств, поэтому будем подобные случаи писать через вертикальную черту)
Ре диез — Dis| Ми-бемоль — Es («эс»)
Фа диез — Fis («фис»| Соль бемоль — Ges («гэс»)
Соль диез Gis («гис»)| Ля бемоль As («ас»)
Ля диез Ais («аис»)|Си бемоль B («бэ»)
Си диез his («хис»)| До C «(цэ»)
(И далее по кругу, а почему по кругу, это я расскажу как-нибудь потом).
Это только первое, что приходит в голову. Не будем трогать всякие дубльдиезы и дубльбемоли — фисис, гисис, хисис (…), фэсэс, гэсэс, хэсэс (…) и т.д., не будем погрязать в частностях, вот — главное: если ноты можно передавать буквами, то верно и наоборот, можно буквы (и, например, некоторые имена и слова), переводить в ноты.
Так можно оставлять в музыкальных произведениях монограммы, имена людей, городов…
Затея эта довольно старинная, увлекались ею музыканты-романтики, в том числе тесно связанный с литературой (что важно) Роберт Шуман.
Вот, например, этот его мотив — фамилия одной девушки. Ля-Си бемоль -Ми-Соль-Соль = A-B-E-G-G, Абегг.
А вот этот — город, где жила другая. Ля бемоль — До-Си бекар, A-S-C-H, = Аш.
На ASCH в разных комбинациях Шуман построил целый цикл пьес-миниатюр — «Карнавал», полный портретов реальных, полуреальных и совсем уж вымышленных персонажей (есть там и Шопен, и Паганини, и две части психики самого композитора — Флорестан и Эвзебий — и будущая жена композитора Клара Вик, и та самая девушка из города Аш — Эрнестина фон Фриккен, и Арлекин и Пьеро и Коломбина, и сфинксы, и бабочки, и Танцующие буквы). И все они сотканы фантазией автора из четырех буквонот, из названия богемского города.
(Здесь можно послушать «Карнавал» Шумана, здесь — посмотреть ноты)
Многие композиторы вызывали на страницы своих музыкальных произведений мощную фигуру Иоганна Себастьяна Баха с помощью сурового мотива BACH: Си бемоль (B), Ля (A), До (C), Си бекар (H). Например, у Листа есть слегка жутковатая органная прелюдия и фуга на эту тему).
В 20 веке мрачный композитор Шостакович использовал в музыке собственную монограмму Ре-Ми бемоль-До-Си бекар (DSCH = d-es-c-h), тоже, естественно, мрачную. Вот с нее-то как раз и начинается его op.110 — Струнный квартет № 8 до минор, где, как всегда, всё плохо; причем не просто стабильно плохо, а плохо с нагнетанием.
Этот мотив был потом даже выбит на могильной плите композитора — в виде нот; непосвященный вряд ли разберется, почему там именно они.
Впрочем, зря мы ушли в жутковатое и потустороннее. Наша сегодняшняя тема вовсе не связана с замогильными голосами, и папа Двоеслов нам не это завещал!
Переводя буквы в ноты, можно, в конце концов, просто мило пошутить. Вот так:
«Тему B-re-gis La-do-fa («Берегись Лядова»! — прим. А.Б.**) использовал соученик Прокофьева Н. Мясковский в качестве побочной партии 1 части Третьего струнного квартета, которым он, наряду с Четвёртым квартетом, благополучно закончил консерваторию по классу композиции у того же А. Лядова. Это свидетельствует о том, что экзаменатор не обнаружил шуточного шифра.»
(А.Б. — А может, о том, что обнаружил!)
Композитор Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) Посмотрите на фото: по-моему, добрейший человек! О том же говорит и его музыка.
Пример о B-re-gis La-do-fa — из книги про палиндромы («8 очерков о феномене палиндрома в теории и практике музыкального искусства») Л. Решетняк.
…Скрипачи с музыкальным алфавитом чаще сталкиваются «в теории» — то есть буквально на уроках теории музыки, сольфеджио и пр. И, может быть, — когда покупают струны. Но играем мы не по буквам, а по нотам в виде точек с черточками на пяти линейках.
Виртуозные произведения, если б их записывали буквами (с густым лесом мелких нот в пассажах, двойных нот, аккордов), стали бы совсем кошмарным сном!
** Кстати, тут смешение «азбук»: b, gis — латинские буквы, о которых на этой страничке, а про re, La, do, fa мы уже говорили в другом месте.
Источник
Теория
Обозначения нот на письме:
Каждая октава содержит 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для записи нот часто используют их условные буквенные обозначения. В разных странах/системах эти обозначения различны, поэтому всегда желательно согласовывать используемую систему обозначений.
RU * | EN | Lat | ES | I | F | D | NL | DK | S | FI |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
До | c | C | do | do | ut | C | c | c | c | c |
До-диез | c-sharp | Cis | do sostenido | do diesis | ut dièse | Cis | cis | cis | ciss | cis |
Ре-бемоль | d-flat | Des | re bemol | re bemolle | ré bémol | Des | des | des | dess | des |
Ре | d | D | re | re | ré | D | d | d | d | d |
Ре-диез | d-sharp | Dis | re sostenido | re diesis | re dièse | Dis | dis | dis | diss | dis |
Ми-бемоль | e-flat | Es | mi bemol | mi bemolle | mi bémol | Es | es | es | ess | es |
Ми | e | E | mi | mi | mi | E | e | e | e | e |
Фа-бемоль=Ми | f-flat=e | Fes | fa bemol | fa bemolle | fa bémol | Fes | fes | fes | fess | fes |
Фа | f | F | fa | fa | fa | F | f | f | f | f |
Ми-диез=Фа | e-sharp=f | Eis | mi sostenido | mi diesis | mi dièse | Eis | eis | eis | eiss | eis |
Фа-диез | f-sharp | Fis | fa sostenido | fa diesis | fa dièse | Fis | fis | fis | fiss | fis |
Соль-бемоль | g-flat | Ges | sol bemol | sol bemolle | sol bémol | Ges | ges | ges | gess | ges |
Соль | g | G | sol | sol | sol | G | g | g | g | g |
Соль-диез | g-sharp | Gis | sol sostenido | sol diesis | sol dièse | Gis | gis | gis | giss | gis |
Ля-бемоль | a-flat | As | la bemol | la bemolle | la bémol | As | as | as | ass | as |
Ля | a | A | la | la | la | A | a | a | a | a |
Ля-диез | a-sharp | Ais | la sostenido | la diesis | la dièse | Ais | ais | ais | aiss | ais |
Си-бемоль | b-flat | B | si bemol | si bemolle | si bémol | B | bes | b | b | b |
Си | b | H | si | si | si | H | b | h | h | h |
* Обозначенные языки:
- RU — Русский (Russian)
- En — Английский (English)
- Lat — Латынь (Latina)
- Es — Испанский (Spanish)
- I — Итальянский (Italian)
- F — Французский (French)
- D — Немецкий (German)
- NL — Нидерландский (Dutch)
- DK — Датский (Danish)
- S — Шведский (Swedish)
- FI — Финский (Finnish)
Например, для записи нот от до до си в Латинской системе используются буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается как [ха]). При добавлении к ноте бемоля к её названию приписывают окончание -es (Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза).
Исключения в названиях: Ля-бемоль = As (а не Aes), Ми-бемоль = Es (а не Ees), Си-бемоль = B (а не Hes).
Сокращения
Часто используются сокращения:
Например для записи на английском:
- вместо -flat -> -f
- вместо -sharp -> -s
- вместо -flatflat -> -ff
- вместо -sharpsharp -> -ss(или -x)
Для записи на испанском:
- вместо -sostenido -> -s
- вместо -bemol -> -b
- Дубль-диез -ss
- Дубль-бемоль -bb
Сокращёная запись для некоторых языков:
Rus | До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си-бемоль | Си |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
nederlands | c | d | e | f | g | a | bes | b |
arabic | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
catalan | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
deutsch | c | d | e | f | g | a | b | h |
english | c | d | e | f | g | a | bf | b |
espanol | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
italiano | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
norsk | c | d | e | f | g | a | b | h |
portugues | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
suomi | c | d | e | f | g | a | b | h |
svenska | c | d | e | f | g | a | b | h |
vlaams | do | re | mi | fa | sol | la | sib | si |
Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты
Rus | Диез | Дубль-диез | Бемоль | Дубль-бемоль |
---|---|---|---|---|
nederlands | -is | -isis | -es | -eses |
arabic | -d | -dd | -b | -bb |
catalan | -d/-s | -dd/-ss | -b | -bb |
deutsch | -is | -isis | -es | -eses |
english | -s/-sharp | -ss/-x/-sharpsharp | -f/-flat | -ff/-flatflat |
espanol | -s | -ss | -b | -bb |
italiano | -d | -dd | -b | -bb |
norsk | -iss/-is | -ississ/-isis | -ess/-es | -essess/-eses |
portugues | -s | -ss | -b | -bb |
suomi | -is | -isis | -es | -eses |
svenska | -iss | -ississ | -ess | -essess |
vlaams | -k | -kk | -b | -bb |
В микротоновой музыке применяются знаки понижающие или повышающие ноту на четверть и на три четверти тона.
Источник
Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах
Буквенное обозначение нот. Общая информация
Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.
Таблица буквенных обозначений нот
Нота | Обозначение |
До | C |
До-диез/Ре-бемоль | C#/ D♭ |
Ре | D |
Ре-диез/Ми-бемоль | D# / E♭ |
Ми | E |
Фа | F |
Фа-диез/Соль-бемоль | F# / G♭ |
Соль | G |
Соль-диез/Ля-бемоль | G# / A♭ |
Ля | A |
Ля-диез/Си-бемоль | A# / B♭ (B) |
Си | B (H) |
Правила буквенного обозначения нот
Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.
Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.
B и H – обозначение ноты Си
Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.
Разница между диезом и бемолем
По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.
Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.
Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.
Буквенное обозначение тональностей
Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.
Первый – приписками maj или min к букве тональности.
Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.
Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано
Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .
В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.
Обозначение аккордов
На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.
— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.
— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.
— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.
— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.
— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.
— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.
Источник