Ноты по буквам русского алфавита

Берегись Лядова! или Музыкальный алфавит и нотная азбука

Музыкальный алфавит и нотная азбука

композитор Анатолий Константинович Лядов (1855-1914): портрет работы Репина

Итак, привычные нам ноты с древности писали (а иногда еще и сейчас пишут) еще и буквами.

Как-то мы упомянули про это, а теперь — подробнее.

Какие это буквы? Когда-то — финикийские и греческие, потом латынь (как сообщает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, перевел ноты с греческого алфавита на латинский папа римский Григорий I Великий, его еще называют у нас Григорием Двоесловом).

Вот он, этот папа Двоеслов:

(Григорий Великий на картине Ф. Сурбарана)

А вот его ното-буквы: ля — а, си — b, до — с, ре — d, ми — е, фа — f, соль — g.

А вот что развилось из этих ното-букв (у нас произносят на немецкий манер):

До-диез — Cis («цис») | Ре-бемоль — Des («дэс»)

(Как мы говорили, До диез и Ре бемоль — на пианино один звук, а на скрипке — зависит от обстоятельств, поэтому будем подобные случаи писать через вертикальную черту)

Ре диез — Dis| Ми-бемоль — Es («эс»)

Фа диез — Fis («фис»| Соль бемоль — Ges («гэс»)

Соль диез Gis («гис»)| Ля бемоль As («ас»)

Ля диез Ais («аис»)|Си бемоль B («бэ»)

Си диез his («хис»)| До C «(цэ»)

(И далее по кругу, а почему по кругу, это я расскажу как-нибудь потом).

Это только первое, что приходит в голову. Не будем трогать всякие дубльдиезы и дубльбемоли — фисис, гисис, хисис (…), фэсэс, гэсэс, хэсэс (…) и т.д., не будем погрязать в частностях, вот — главное: если ноты можно передавать буквами, то верно и наоборот, можно буквы (и, например, некоторые имена и слова), переводить в ноты.

Так можно оставлять в музыкальных произведениях монограммы, имена людей, городов…

Затея эта довольно старинная, увлекались ею музыканты-романтики, в том числе тесно связанный с литературой (что важно) Роберт Шуман.

Вот, например, этот его мотив — фамилия одной девушки. Ля-Си бемоль -Ми-Соль-Соль = A-B-E-G-G, Абегг.

А вот этот — город, где жила другая. Ля бемоль — До-Си бекар, A-S-C-H, = Аш.

На ASCH в разных комбинациях Шуман построил целый цикл пьес-миниатюр — «Карнавал», полный портретов реальных, полуреальных и совсем уж вымышленных персонажей (есть там и Шопен, и Паганини, и две части психики самого композитора — Флорестан и Эвзебий — и будущая жена композитора Клара Вик, и та самая девушка из города Аш — Эрнестина фон Фриккен, и Арлекин и Пьеро и Коломбина, и сфинксы, и бабочки, и Танцующие буквы). И все они сотканы фантазией автора из четырех буквонот, из названия богемского города.

(Здесь можно послушать «Карнавал» Шумана, здесь — посмотреть ноты)

Многие композиторы вызывали на страницы своих музыкальных произведений мощную фигуру Иоганна Себастьяна Баха с помощью сурового мотива BACH: Си бемоль (B), Ля (A), До (C), Си бекар (H). Например, у Листа есть слегка жутковатая органная прелюдия и фуга на эту тему).

В 20 веке мрачный композитор Шостакович использовал в музыке собственную монограмму Ре-Ми бемоль-До-Си бекар (DSCH = d-es-c-h), тоже, естественно, мрачную. Вот с нее-то как раз и начинается его op.110 — Струнный квартет № 8 до минор, где, как всегда, всё плохо; причем не просто стабильно плохо, а плохо с нагнетанием.

Этот мотив был потом даже выбит на могильной плите композитора — в виде нот; непосвященный вряд ли разберется, почему там именно они.

Впрочем, зря мы ушли в жутковатое и потустороннее. Наша сегодняшняя тема вовсе не связана с замогильными голосами, и папа Двоеслов нам не это завещал!

Переводя буквы в ноты, можно, в конце концов, просто мило пошутить. Вот так:

«Тему B-re-gis La-do-fa («Берегись Лядова»! — прим. А.Б.**) исполь­зовал соученик Прокофьева Н. Мясковский в качестве побочной партии 1 части Третьего струнного квартета, которым он, наряду с Четвёртым квартетом, благополучно закончил консерваторию по классу композиции у того же А. Лядова. Это свидетельствует о том, что экзаменатор не обнаружил шуточного шифра.»

(А.Б. — А может, о том, что обнаружил!)

Композитор Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) Посмотрите на фото: по-моему, добрейший человек! О том же говорит и его музыка.
Пример о B-re-gis La-do-fa — из книги про палиндромы («8 очерков о феномене палиндрома в теории и практике музыкального искусства») Л. Решетняк.

…Скрипачи с музыкальным алфавитом чаще сталкиваются «в теории» — то есть буквально на уроках теории музыки, сольфеджио и пр. И, может быть, — когда покупают струны. Но играем мы не по буквам, а по нотам в виде точек с черточками на пяти линейках.

Виртуозные произведения, если б их записывали буквами (с густым лесом мелких нот в пассажах, двойных нот, аккордов), стали бы совсем кошмарным сном!

** Кстати, тут смешение «азбук»: b, gis — латинские буквы, о которых на этой страничке, а про re, La, do, fa мы уже говорили в другом месте.

Источник

Теория

Обозначения нот на письме:

Каждая октава содержит 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для записи нот часто используют их условные буквенные обозначения. В разных странах/системах эти обозначения различны, поэтому всегда желательно согласовывать используемую систему обозначений.

RU * EN Lat ES I F D NL DK S FI
До c C do do ut C c c c c
До-диез c-sharp Cis do sostenido do diesis ut dièse Cis cis cis ciss cis
Ре-бемоль d-flat Des re bemol re bemolle ré bémol Des des des dess des
Ре d D re re D d d d d
Ре-диез d-sharp Dis re sostenido re diesis re dièse Dis dis dis diss dis
Ми-бемоль e-flat Es mi bemol mi bemolle mi bémol Es es es ess es
Ми e E mi mi mi E e e e e
Фа-бемоль=Ми f-flat=e Fes fa bemol fa bemolle fa bémol Fes fes fes fess fes
Фа f F fa fa fa F f f f f
Ми-диез=Фа e-sharp=f Eis mi sostenido mi diesis mi dièse Eis eis eis eiss eis
Фа-диез f-sharp Fis fa sostenido fa diesis fa dièse Fis fis fis fiss fis
Соль-бемоль g-flat Ges sol bemol sol bemolle sol bémol Ges ges ges gess ges
Соль g G sol sol sol G g g g g
Соль-диез g-sharp Gis sol sostenido sol diesis sol dièse Gis gis gis giss gis
Ля-бемоль a-flat As la bemol la bemolle la bémol As as as ass as
Ля a A la la la A a a a a
Ля-диез a-sharp Ais la sostenido la diesis la dièse Ais ais ais aiss ais
Си-бемоль b-flat B si bemol si bemolle si bémol B bes b b b
Си b H si si si H b h h h

* Обозначенные языки:

  • RU — Русский (Russian)
  • En — Английский (English)
  • Lat — Латынь (Latina)
  • Es — Испанский (Spanish)
  • I — Итальянский (Italian)
  • F — Французский (French)
  • D — Немецкий (German)
  • NL — Нидерландский (Dutch)
  • DK — Датский (Danish)
  • S — Шведский (Swedish)
  • FI — Финский (Finnish)

Например, для записи нот от до до си в Латинской системе используются буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается как [ха]). При добавлении к ноте бемоля к её названию приписывают окончание -es (Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза).
Исключения в названиях: Ля-бемоль = As (а не Aes), Ми-бемоль = Es (а не Ees), Си-бемоль = B (а не Hes).

Сокращения

Часто используются сокращения:

Например для записи на английском:

  • вместо -flat -> -f
  • вместо -sharp -> -s
  • вместо -flatflat -> -ff
  • вместо -sharpsharp -> -ss(или -x)

Для записи на испанском:

  • вместо -sostenido -> -s
  • вместо -bemol -> -b
  • Дубль-диез -ss
  • Дубль-бемоль -bb

Сокращёная запись для некоторых языков:

Rus До Ре Ми Фа Соль Ля Си-бемоль Си
nederlands c d e f g a bes b
arabic do re mi fa sol la sib si
catalan do re mi fa sol la sib si
deutsch c d e f g a b h
english c d e f g a bf b
espanol do re mi fa sol la sib si
italiano do re mi fa sol la sib si
norsk c d e f g a b h
portugues do re mi fa sol la sib si
suomi c d e f g a b h
svenska c d e f g a b h
vlaams do re mi fa sol la sib si

Запись знаков повышающих и понижающих высоту ноты

Rus Диез Дубль-диез Бемоль Дубль-бемоль
nederlands -is -isis -es -eses
arabic -d -dd -b -bb
catalan -d/-s -dd/-ss -b -bb
deutsch -is -isis -es -eses
english -s/-sharp -ss/-x/-sharpsharp -f/-flat -ff/-flatflat
espanol -s -ss -b -bb
italiano -d -dd -b -bb
norsk -iss/-is -ississ/-isis -ess/-es -essess/-eses
portugues -s -ss -b -bb
suomi -is -isis -es -eses
svenska -iss -ississ -ess -essess
vlaams -k -kk -b -bb

В микротоновой музыке применяются знаки понижающие или повышающие ноту на четверть и на три четверти тона.

Источник

Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах

Буквенное обозначение нот. Общая информация

Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.

Таблица буквенных обозначений нот

Нота Обозначение
До C
До-диез/Ре-бемоль C#/ D♭
Ре D
Ре-диез/Ми-бемоль D# / E♭
Ми E
Фа F
Фа-диез/Соль-бемоль F# / G♭
Соль G
Соль-диез/Ля-бемоль G# / A♭
Ля A
Ля-диез/Си-бемоль A# / B♭ (B)
Си B (H)

Правила буквенного обозначения нот

Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.

Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.

B и H – обозначение ноты Си

Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.

Разница между диезом и бемолем

По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.

Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.

Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.

Буквенное обозначение тональностей

Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.

Первый – приписками maj или min к букве тональности.

Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.

Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано

Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .

В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.

Обозначение аккордов

На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.

— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.

— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.

— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.

— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.

— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.

— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.

Источник

Оцените статью