Ноты по музыкальному фольклору

Фольклор в школе

Фольклорный репертуар для начальных классов общеобразовательной школы. Пособие музыкальным преподавателям.


Всероссийское музыкальное общество
Фольклор в школе
для уроков музыки в общеобразовательной школе
1 — 2 класс
составитель Л.Куприянова

Предлагаемый сборник составлен с целью обеспечения репертуаром раздела программы (I— II класс) «Музыкальный фольклор», разработанный в ГМПИ имени Гнесиных для учителей музыки и пения общеобразовательных школ.
Обучение фольклорным азам начинается с игровых форм, являющихся благодатной почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического. При этом импровизационная основа фольклора дает большие возможности для свободного раскрытия творческой фантазии, способностей детей. Процесс занятий предполагает органичное соединение пения с движением и декламацией. Репертуар систематизирован по четвертям, каждая из которых имеет свои конкретные задачи, осуществляемые с помощью различных форм и видов творческо-исполнительской деятельности на фольклорной основе.

В 1-ой четверти ребенок вводится в мир народной игры, где нужно проявить и развить такие качества, как внимание и смекалка, подвижность и ловкость. Выбрать ведущего в игре помогут приведенные здесь же считалки. Роль ведущего сводится, в основном, к разным формам выбора следующего ведущего. Оживленная игра помогает достижению первых результатов на пути к внутренней свободе, раскрепощенности естественному и непринужденному поведению детей в коллективном исполнении. С помощью простейших попевок и множества их вариантов закладываются певческие и импровизационные навыки. Для удобства изложения песенные строфы содержат в качестве образца возможные варианты. В практической работе рекомендуется пропевать «полностью весь текст на каждом из данных вариантов (вся песня на интонации I строфы, затем вся — на И 5и т. д.). Так у первоклассников сразу закладывается представление о возможной замене интонаций, накапливается интонационный багаж, необходимый для формирования начальных навыков варьирования напева. После пропевания заданных и найденных самими детьми вариантов — им дается возможность петь наиболее понравившиеся попевки. Одновременное соединение в коллективном исполнении различных вариантов сразу выводит на многоголосное звучание. Так как у многих детей еще не налажена слухо-голосовая координация, рекомендуется разделение всего состава на «птичек» и «рыбок» (поющих вслух и поющих только «про себя», но с ярко выраженной артикуляцией). Систематическая проверка позволяет довольно быстро переводить многих «рыбок» в категорию «птичек».

Читайте также:  Tsubasa wo kudasai ноты

Во 2-ой четверти продолжается работа по раскрытию индивидуальных свойств и качеств личности каждого ребенка путем более активного включения его в коллективную игру за счет исполнении различных ролей персонажей из фольклорных игр и песен. Освоение напевов продолжается многовариантным методом.

В 3-ей четверти формирующиеся у детей импровизационно-творческие навыки подкрепляются целенаправленной работой над ритмикой фольклорных образцов. Прохлопывание различных ритмических рисунков, сопровождение пения ритмичными плясовыми движениями и притопами — все это помогает школьникам знакомиться с элементарными слого-ритмическими структурами, характерными для хороводных, игровых и плясовых песенных жанров.

4-я четверть обобщает знания наиболее характерных элементов народной музыкальной речи, которым относятся специфические ладоинтонационные ячейки, ритмо-формулы, основные плясовые ритмы и строфические формы. Идет дальнейшее углубление навыков воспроизведения «разговорной* манеры пения (по принципу «пою, как говорю»). Метод многовариантного разучивания народных напевов подводит первоклассников к самостоятельному нахождению и созданию новых, собственных вариантов в рамках конкретной песенной традиции. Одновременна накапливаются и совершенствуются певческие й’ речевые навыки: мягкая атака звука, кантиленное пение на дыхании, цепное дыхание, фонетически чистое произношение открытым способом гласных звуков, их фиксация и умение протянуть, чистое интонирование и пение в унисон.

Некоторые напевы переходят из одной четверти в другую, соединяясь с иными текстами и игровыми движениями, что помогает закреплять навыки на хорошо известном материале. Песни, включенные в сборник, опробированы в практике работы соответствующей возрастной группы, скорректированы в соответствии с ее результатами и даны под общей редакцией составителя.
Игровой детский фольклор имеет большую силу эмоционального воздействия, что служит важным импульсом для развития эстетического чувства ребенка. Особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному видению мира — характерная черта детей дошкольного и младшего школьного возраста, наиболее податливых к игровому самовыражению. Именно это определило направленность содержания репертуара для учеников I класса общеобразовательной школы с углубленным изучением предмета «Музыка и пение» на фольклорной основе.

Читайте также:  Кабы небыло зимы нот

I ЧЕТВЕРТЬ
Гори, гори ясно
Обруч-круж
Осень
Шла коза по мостику
Медведь
Котенька-коток
Пчелы
Кто у нас хороший
Мышка
Посмотрите, как у нас-то в мастерской

II ЧЕТВЕРТЬ
Олень Веники
Снежная баба
Каравай
Чижик
Коршун
Воробей
Как у бабушки козел Авсень
Уж как шла коляда

III ЧЕТВЕРТЬ
Вода, ты водица
Едет масленица
Во горнице Закличка
Во поле березонька стояла
Ли, кулик-клик
Да вдоль по морю
Криво колесо
Сидит дед на меже
Сидит Дрема

IV ЧЕТВЕРТЬ
Ворон
Как на улице гагара да кулик
Заинька
Ой, досточка
Как у наших у ворот
Гуси
У нас по кругу
Как у нас-то козел
Ой, новое нешинованное колесо
Дождик

Скачать ноты

Источник

Ноты по музыкальному фольклору

В помощь руководителю
Нотные сборники со сценариями для детей младшего возраста.
Серия Гармошечка-говорушечка

Весенние капельки. Русские народные песни для детей младшего возраста
Год: 1983
Издательство: Музыка

Солнышко
Соловей, соловеюшка
Во поле береза стояла
Ходила младешенька по борочку
Зеленейся, зеленейся
В сыром бору тропина
Комарочек
На зеленом лугу
Заинька
Пойду ль я, выйду ль я
Приехал Макарка
Сорока
Скок, поскок
Речка
Котенька-коток
Ой, на дворе дождь
Как у наших у ворот
Зайка
Вставала ранёшенько
Как под наши ворота
Я на камушке сижу
Патока с имбирем
Сеяли девушки яровой хмель
Земелюшка-чернозем
Журавель
У меня ль во садочке
Со вьюном я хожу
Коровушка

А. Питько. Идет коза рогатая. Русские народные песни для детей в легком переложении для голоса с фортепиано
Год: 2007 Издательство: Композитор
«Идет коза рогатая» — сборник популярных русских народных песен. Доступные по содержанию и изложению, они адресованы детям, учитывают особенности детского голоса (диапазона) и могут исполняться как, сольно, так и коллективно, без сопровождения и с простым аккомпанементом, в концертной программе или в условиях домашних занятий.

Ах вы, сени мои, сени
Блины. Запись и обработка А. Абрамского
В деревне было в Ольховке
В сыром бору тропина
В хороводе были мы
Валенки
Вдоль да по речке
Во кузнице
Во поле береза стояла. Обработка Н. Римского-Корсакова
Где был, Иванушка? Обработка М. Иорданского
Где ж ты был, мой черный баран?
Долговязый журавель
Ельник мой, ельник
Заинька. Обработка С. Кондратьева
Закличка
Заплетися, плетень
Земелюшка-чернозем
Зимушка, зимушка, ты пришла
Идет коза рогатая
Как во городе царевна. Обработка М. Балакирева
Как на тоненький ледок. Обработка Т. Попатенко
Как под наши ворота
Как пошли наши подружки
Как у наших у ворот
Калёда, малёда
Калинка
Катенька веселая. Обработка М. Балакирева
Комара муха любила
Комарочек. Обработка А. Лядова
Коровушка. Обработка М. Краеева
На горе-то калина
Ой, вставала я ранёшенько. Обработка Н. Метлова
Ой ты, зимушка-сударушка
Пошла Дуня за водой. Обработка В. Агафонникова
Про Ерему и Фому
Пряха
Солнышко
Соловей Будимерович. Гармонизация Н. Римского-Корсакова
Соловушка
Уж как по мосту, мосточку
Уж ты, сизенький петун

О. Радынова. Баюшки-баю. Слушаем и поем колыбельные песни
Год: 1995
Издательство: Владос

Рассмотрены разновидности народных колыбельных песен, раскрыты особенности стиля композиторов разных эпох. Предложены примерные беседы, показывающие, как через жанр колыбельной можно расширить представления детей о самой музыке, ознакомить, их с разными музыкальными стилями, творчеством композиторов.
Для руководителей детского сада, воспитателей и родителей, учащихся педучилищ, педколледжей, студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов и университетов.
Цель данной книги — через наиболее близкий ребенку жанр колыбельной раскрыть перед ним красоту музыки — народной и классической. Слушая и исполняя колыбельные на протяжении всего дошкольного возраста, ребенок получит представления о жанре народных колыбельных, их разновидностях; на примерах вокальных и инструментальных колыбельных познакомится с музыкой композиторов-классиков и современных композиторов.
Книга состоит из двух частей. В первой представлены народные колыбельные, во второй — колыбельные русских и зарубежных композиторов. Начало каждой части — обращение к педагогам и родителям: даются сведений о различных видах народных колыбельных, их классификации (первая часть), раскрываются особенности стиля композиторов разных эпох и их проявление в произведениях, относящихся к жанру колыбельных (вторая часть). Таким образом, в этих главах освещаются общие понятия и разновидности жанра колыбельной, преломляемые через особенности фольклорной музыки и стиль разных композиторов.
Остальные разделы содержат беседы с детьми разного возраста о народных колыбельных и о колыбельных, созданных композиторами. Некоторые песни рекомендуются для пения (они транспонированы в удобный детям диапазон), другие — для слушания. Сведения о жанре колыбельных, различных стилях композиторов даны в этих разделах в доступной дошкольникам форме.

Источник

Оцените статью