Ноты по общему фортепиано

Ноты (фортепиано) для учащихся 1 класса музыкальной школы — более 27 полезных сборников

1. Милич. Б. Фортепиано 1 класс (2006)

Это учебное пособие, созданное для учеников 1 класса детских музыкальных школ действительно незаменимо. Пьесы, этюды и ансамбли из этого сборника обязательно есть в репертуаре всех начинающих пианистов.

«Фортепиано» для 1 класса содержит все те музыкальные произведения, который должен освоить юный пианист на первом году обучения.

2. Хрестоматия для фортепиано. ДМШ 1 класс

Составители Бакулов и Сорокин, издание 1991 года. Эта книга входит в Педагогический репертуар для ДМШ.

3. Азбука игры на фортепьяно С. А. Барсукова

Это пособие для детей в возрасте пяти семи лет, учащихся 1-ого и подготовительного класса Детской музыкальной школы. Основная задача книги подать в доступной форме новый материал для юных пианистов. Материал подается от простого к сложному.

4. Еще много методичек, пособий, хрестоматий и сборников для 1 класса ДМШ:

Источник

Ноты для начинающих ДМШ — Фортепиано

Самоучители

Самоучители, пособия для начинающих, учащихся детских музыкальных школ

Пособия

  • Работа над фортепианной техникой
  • Гаммы
    • Гаммы и арпеджио Л.Борухзон, С.Морено
    • Гаммы и арпеджио для фортепиано Н. Ширинская
    • Играем гаммы Корыхалова Н.
  • Ежедневные упражнения юного пианиста Левин Ю.
  • Современный пианист Копчевский Натансон Соколова
  • Я учусь играть О. Сотникова
  • Школа беглости Черни, Лешгорн
  • Методика обучения игре на фортепиано Алексеев А.
  • О воспитании пианистических навыков А.Шмидт-Шкловская
  • Фортепианная тетрадь юного музыканта
  • Методика обучения игре на фортепиано Макаров В.
  • Вопросы фортепианной педегогики и исполнительства Баренбойм Л.
  • Об искусстве фортепианной игры Нейгауз Г.
  • О художественной технике пианиста А.Бирмак
  • Фортепианная игра Гофман И.
  • Современная фортепианная техника Бланше Э.
  • Рациональные принципы фортепианной техники (А. Корто)
  • Школа фортепианной транскрипции (Коган Г.)
  • Интонационные этюды в классе общего фортепиано
  • В час досуга
  • Основы импровизации и подбор аккомпанемента для фортепиано (Шайхутдинова Д.)
  • Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии (Мамаева Э.)
  • Подбираем аккомпанемент для фортепиано (Сиротина Т.)
  • Подбираю на рояле

Литература

Ноты для обучения

Сборники пьес, мелодий, песен для начинающих обучение фортепиано. Самоучители. Для детских музыкальных школ

  • Фортепиано 1-7 класс ДМШ (Б.Милич)
  • Фортепиано (учебный репертуар)
  • Народная музыка для маленьких пианистов
  • .
  • Музыкальная хрестоматия для уроков историко-бытового танца
  • Музыкальная хрестоматия современного бального танца
  • Первые шаги маленького пианиста
  • Современная фортепианная музыка для детей
  • Маленькому любителю музыки С. Ляховицкая
  • Ребенок за роялем Н. Соколова
  • С песенкой по лесенке
  • Музыкальные картинки Л. Хереско
  • Фортепианная музыка для ДМШ
  • Современные композиторы — юношеству
  • Первая встреча с музыкой (А. Артоболевская)
  • .
  • Хрестоматия фортепианного ансамбля ДМШ

Посложнее


ПОСОБИЕ для обучения взрослых игре на фортепиано
Часть 1
пьесы для фортепиано в 2 руки
вторая тетрадь
«МУЗГИЗ», 1953г.
номер 1415

1. А. Даргомыжский. Казачок
2. П. Чайковский. Русская песня
3. Р. Глиэр. В полях
4. А. Лядов. Канон
5. П. Чайковский. Шарманщик поет
6. М. Чулаки. Далекая песня
7. Р. Глиэр. Утро
8. М. Глинка. Краковяк (отрывок) из оперы „Иван Сусанин»
9. А. Грибоедов. Вальс (Ля-бемоль мажор)
10. В. Косенко. Мелодия
11. Н. Римский-Корсаков. Ария Марфы (отрывок) из оперы „Царская невеста», переложение Н. Метлова
12. М. Глинка. Мазурка (до минор)
13. А. Лядов. Прелюдия (ре минор).
14. Д. Кабалевский. Сонатина № 2 (2-я часть).
15. Р. Глиэр. Листок из альбома.
16. М. Мусоргский. Раздумье
17. М. Глинка. Мазурка (ля минор).
18. А. Спендиаров. Колыбельная
19. А. Эшпай. Перепелочка
20. А. Лядов. Багатель
21. Р. Глиэр. Прелюдия
22. Л. Гурилев. Прелюдия (фа-диез минор)
23. Л. Гурилев. Прелюдия (соль-диез минор)
24. Л. Гурилев. Прелюдия (Фа-диез мажор)
25. А. Верстовский. Вальс
26. П. Чайковский. Грустная песенка
27. А. Лядов. Прелюдия (до минор)
28. А. Бородин. Грёзы
29. А. Бородин. Ноктюрн
30. С. Прокофьев. Сказка старой бабушки
31. А. Хачатурян, Этюд.
32. А. Лядов. Прелюдия (си-бемоль минор)
33. А. Скрябин. Прелюдия (ми-бемоль минор)
34. А. Скрябин. Прелюдия (соль минор)
35. А. Скрябин. Прелюдия (Ми мажор)
36. А. Скрябин. Прелюдия (Ля-бемоль мажор)

Скачать пособие

Спасибо Шафаяту за сборник!


Школа самостоятельного обучения игре на фортепиано для взрослых
В. Ныркова, Г. Навтиков
часть 1 и 2 (скачиваются вместе)
«Советский композитор», 1973г.
качество неважное
(djvu, 2,3 Мб)

Предлагаемая «Школа» рассчитана на любителей музыки, слушателей музыкальных факультетов университетов культуры; может быть использована в музыкальных учебных заведениях при прохождении начального курса общего фортепиано.
Основная цель школы — помочь самостоятельно обучающимся взрослым овладеть игрой на фортепиано настолько, чтобы уметь исполнять несложные произведения, а также приобрести первоначальные навыки чтения с листа.

Скачать самоучитель

ФОРТЕПИАНО

Форте—по-итальянски значит громко, пиано—тихо. Из этих двух слов и складывается название инструмента, который по-справедливости царствует в когорте своих собратьев. И действительно, возможности его клавиатуры, обнимающей семь октав и малую терцию, поистине неисчерпаемы. Это не нуждается в доказательствах. Но инструменту, который ныне получил грандиозное распространение, пришлось пройти немалый путь, прежде чем прийти к современному могуществу.

Создание нового инструмента обуславливалось стремлением к достижению большей звучности. К началу XVIII века стало ясно, что этой цели можно достигнуть с помощью комбинации клавиш, струн и молоточков. Развитие самой музыки требовало новых выразительных средств. Такой новый инструмент был сконструирован примерно в 1709 году Бартоломео Кристофори из Флоренции. Два образца его работы сохранились до наших дней — один находится в Нью-Йоркском музее искусства, другой — в музее Лейпцигского университета. Почти одновременно появились фортепиано во Франции и Германии.

Однако именно в инструментах Кристофори были заключены все основные элементы современного фортепиано. Между тем его изобретение не получило широкой общественной известности. Это случилось несколько позже благодаря активной деятельности мастера Готфрида Зильбермана (1683 — 1753), который приступил к массовому (конечно, по масштабам того времени) выпуску фортепиано, используя принципы Кристофори. Любопытно, что он демонстрировал свои изделия И.-С. Баху. Великий полифонист не только одобрил работу Зильбермана, но и играл на некоторых его инструментах при дворе Фридриха II. Значительному прогрессу производства фортепиано в большой степени способствовал. ученик Зильбермана Иоханнес Цумпе, поселившийся в Англии.
Во второй половине XVIII века кристаллизуются две системы фортепианной механики—английская и немецкая. Наконец, уже в XIX веке наиболее важное усовершенствование фортепиано состоит в изобретении французом Себастьяном Эраром в 1821 году так называемой механики с двойной репетицией. Эта механика позволяла достичь самого быстрого повторения ударов по клавишам, она способствовала точности и легкости игры. Собственно, изобретение Эрара (с последующими непринципиальными модернизациями) и завершило эволюцию современного фортепиано. Конечно, и сегодня продолжаются поиски в области достижения идеальной звучности, изыскании наиболее совершенных материалов для изготовления инструмента. К этому же времени окончательно складывается и всем знакомая крыловидная форма рояля. Кроме того, в домашнем быту получает широкое применение и более компактная форма вертикального фортепиано — пианино.
Можно назвать в заключение наиболее известные ныне фортепианные фирмы — «Стейнвей», «Болдуин» (США), «Безендорфер» (Австрия), «Бехштейн»,
«Гротриан-Стейнвег» (ФРГ), «Блютнер», «Ферстер», «Рениш» (ГДР), «Эрар», «Гаво», «Плей-ель» (Франция), «Петров» (Чехословакия), «Ямага» (Япония). Огромное развитие получило фортепианное производство в нашей стране. Во многих городах работают музыкальные фабрики, выпускающие пианино, а рояли производятся в Ленинграде («Красный Октябрь») и в Таллине («Эстония»).

Источник

Ноты на фортепиано для начинающих

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Играть музыку без знания нот возможно. Однако такой уровень вряд ли выйдет дальше любительского. Чтобы иметь возможность сочинять мелодии, важно сперва выучить ноты.

Расположение

Всего фортепиано имеет 88 клавиш. Из них 52 белого цвета, 36 чёрного. С помощью белых клавиш извлекаются звуки открытых нот. Открытыми они называются, потому что они без изменений. Чёрные клавиши изменяют звучание. С их помощью проигрываются диезы и бемоли.

Светлые музыкальные кнопки располагаются в ряд. Чёрные расположены по 2-3 кнопки между белыми. Эта особенность связана со звукоизвлечением.

Порядок нот на пианино следующий: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До. Эти ноты входят в первичную базовую гамму «До мажор». Начальная нота «До» относится к первой октаве, конечная «До» – ко второй. Последовательность этих звуков повторяется по всей клавиатуре фортепиано. «До» находится слева от группы из двух тёмных клавиш.

Помимо расположения и названия нот, важно то, какими пальцами нажимаются клавиши. Пальцы нумеруются следующим образом: первый – большой, второй – указательный, третий – средний, четвёртый – безымянный, пятый – мизинец. Это делается для удобства игры и эстетического процесса. Начинающим подписывают ноты цифрами, чтобы быстрее запомнить, каким пальцем нужно играть. Обучение по цифрам помогает довести процесс до автоматизма.

Составляющие нотного стана

Обучение музыкальной грамоте начинается с нотного стана. Он представляет собой пять горизонтальных параллельных друг другу линий. Нотный стан нужен, чтобы записывать музыку. Каждой ноте отведена своя линеечка. Когда линий не хватает, рисуют добавочные полосы.

Например, «До» располагается на первой добавочной линии. Под пятой полосой отмечается короткая черта, на которой рисуется нота «До». «Ре» находится под первой линией. «Ми» занимает первую линию. «Фа» находится между первой и второй. «Соль» занимает вторую линейку. «Ля» рисуется между второй и третьей линиями. «Си» располагается на третьей полосе. «До» второй октавы находится между третьей и четвёртой полосами.

Помимо основных нот, стан вмещает в себя знаки альтерации. Эти символы используют для обозначения чёрных клавиш, расположенных на инструменте. Они находятся в начале гаммы после скрипичного ключа. Например, гармонический мажор. Это помогает заранее понять, где нужно играть чёрные клавиши, а где не нужно. Также альтерация указывается рядом с нотой. Расшифровка диеза и бемоля следующая: первый символ меняет звук, повышая его на полтона, бемоль, наоборот, настолько же понижает звучание.

Также в музыке используется такой символ, как бекар. Он имеет некоторое сходство с бемолем. Начинающие могут перепутать его. Значение же бекара прямо противоположное. Наличие бекара свидетельствуют об отмене любых изменений в целом такте или по отношению к одной ноте.

Ключи

Важными деталями нотоносца являются скрипичный и басовый ключи. Эти знаки пишутся перед всеми другими знаками, занимая самую первую позицию. Скрипичный ключ относится к звукам высокого регистра, басовый – к звукам низкого регистра. В фортепианной системе скрипичный ключ чаще всего используют для обозначения нот правой руки, а басовый – левой.

Размер

Чтобы музыка не звучала хаотично и была упорядочена, используют разные ритмы тактов. Музыкальный ритм определяет, сколько нот будет располагаться в одном ладу. Это придаёт мелодии частотную периодичность. Ритм обозначается двумя числами, расположенными одно над другим. Подобным образом пишется дробь в математике. Отличием является отсутствие черты деления.

Музыкальные ритмы бывают следующими: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8. Произносится ритм так: две четверти, три четверти, четыре четверти, шесть восьмых, две вторых. Число, расположенное наверху, указывает на то, сколько нот в ладу, выражаясь иными словами, до скольки нужно вести счёт: до двух, трёх и так далее. Число, находящееся внизу, показывает, сколько будет длиться нота. Ноты бывают целыми, длятся весь такт, половинными, продолжительностью в полтакта. Также выделяют четвертные, восьмушки и шестнадцатые.

Две четверти – распространённый простой ритм. Он говорит о том, что один такт состоит из 2 четвертных нот. Ритмический рисунок размера 2/4 бывает разным. В ладу находятся 2 восьмушки и 1 четвертная или 6 шестнадцатых, объединённых по три. Вариаций много. Главное, чтобы их длительность соответствовала ритму 2/4. В начале изучения лучше не дробить и не объединять ноты. Экспериментировать можно, когда основы уже изучены.

Самый распространённый вариант ритмического рисунка 3/4 – 3 четвертных ноты в ладу. Возможен вариант использования одной половинной с точкой, расположенной сбоку. Тогда одна нота будет звучать весь такт. Размер 3/8 схож с 3/4. Однако вместо четвертных лад вмещает восьмушки.

Помимо простых, используются сложные музыкальные ритмы. В их число входят 4/4 и 6/8. Ритм 4/4 вмещает 4 доли, длительность которых равняется длительности 1 четвертной. Для обозначения ритма 4/4 нередко используют знак, схожий с буквой «С».

Шесть восьмых – ритм, состоящий из 6 долей. Он получается при соединении двух трёхчетвертных и представлен восьмыми нотами.

Похожим образом образованы другие сложные размеры: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8. Самое важное, что нужно запомнить – соотношение размера с длительностью нот. Тогда не возникнут проблемы со счётом и с ритмом игры.

Такты и тактовые черты

Тактом называется отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Тактовая черта представляет собой вертикальную черту, которая пересекает нотный стан. Эта черта разделяет два такта между собой. Так как мелодия может начаться и со слабой доли, существует такое понятие, как «затакт». Так называют неполный такт. Мелодия, начавшаяся с затакта, им же и заканчивается.

Окончание композиции обозначается двойной тактовой чертой. При этом вторая вертикальная линия утолщена.

Намного проще «отбивать» такт или считать вслух. Музыкальный счёт ведётся на «раз и», «два и»; так до четырёх. «Раз и» – относится к одной четвертной ноте. Переход к «два и» говорит о переходе на следующую ноту.

Обозначение знаков альтерации

Под музыкальной альтерацией понимается изменение звучания нот. Символами альтерации являются диез, двойной диез, бемоль, двойной бемоль и бекар.

Диез внешне напоминает решётку на кнопках мобильного телефона. Это знак повышения звука на полтона. Бемоль похож на английскую букву «b». Этот символ понижает звук на полтона. Бекар отменяет любые изменения звучания. Символ выглядит как цифра «4» с квадратом наверху. Двойной диез повышает звучание на два тона. Он пишется как крест с острыми концами, напоминающими ромб. Двойной бемоль понижает лад на два тона. Символ пишется как две буквы «bb», расположенные вплотную друг другу.

Тональность

Для того чтобы разобраться, что представляет собой тональность, стоит осветить такие понятия как «звукоряд», «лад» и «тоника». Звукоряд – это расположенные друг за другом ноты. Они имеют либо восходящий, либо нисходящий порядок. То есть звукоряд может начинаться либо со стандартного До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До, либо выглядеть так: До-Си-Ля-Соль-Фа-Ми-Ре-До.

Ладом называется связь звуков между собой, их созвучность и упорядоченность. Ступеней лада 7, по количеству основных нот. Ступени обозначают римскими цифрами.

Тоника – первая и главная ступень лада. На ней находится устойчивое трезвучие: До-Ми-Соль. Оно задаёт окраску всему ладу.

Тональностью называется лад, имеющий определённую тонику. Тоникой является нота, от которой строится лад. Стоит рассмотреть на простом примере: гамма «До мажор». Здесь нота «До» выступает в качестве тоники, так как с неё начинается мелодия. Мажор окрашивает гамму позитивным настроением, а значит, является ладом. В гамме «До минор» «До» остаётся тоникой, при этой лад будет минор. Соответственно «настроение» мелодии изменится на грустное.

Как легко выучить?

Чтобы самостоятельно выучить ноты, достаточно выполнить ряд нетрудных упражнений. Первое, что нужно запомнить, – названия нот. Необходимо проговорить их в прямом и обратном порядке. Знание нужно довести до автоматизма. Также знания теоретические нужно соотнести с практическими. Наличие инструмента в домашних условиях обязательно. Нужно проиграть гамму «До мажор» несколько раз. Игру на фортепиано тоже важно доводить до автоматизма.

Существует множество тренажёров для новичков, по которым можно быстро учить нотную грамоту с нуля. Простой способ запомнить составляющие нотного стана – сверять их по клавишам. Одной теории недостаточно для свободной игры на фортепиано. Важно совместить изучение теории и практических занятий. Теоретические понятие и термины станет намного проще понять, проверяя всё с помощью музыкального инструмента.

Как читать ноты с листа?

Для начинающих фортепиано может показаться сложным. Особенно новичков ставит в тупик чтение нот с листа. На первых порах обучения нотной грамоте допускается подписывание нот. Однако лучше сразу переходить к чтению музыкальных знаков без дополнительных подписей. В этом поможет несколько упражнений.

Необходимо записывать основные ноты на нотном стане. Это позволит быстрее запомнить, на каких линейках находятся музыкальные знаки, что поможет в чтении с листа.

Стоит заучить, что скрипичный ключ указывает на «Соль» первой октавы. Басовый ключ указывает на «Фа» малой октавы. Важно запомнить, что нота «До» первой октавы всегда расположена на первой добавочной линеечке.

Для контроля своих знаний стоит воспользоваться преимуществами технологий и установить программу «нотный тренажёр». Можно потренироваться с незнакомым нотным текстом. Программа поможет определить, правильно ли подобраны ноты.

Примеры красивых мелодий

Прежде чем начать играть мелодии по нотам, важно осветить такое понятие, как «музыкальный штрих». Штрихом называют способ исполнения нот. Начинающие исполняют мелодии штрихом нон-легато, то есть не связно. При этом пауза между звуками составляет не больше 1/4. Также существует такой способ звукоизвлечения, как легато, или связно. Легато предполагает плавную игру, когда одна нота «перетекает» в другую. Ещё один штрих – стаккато, отрывисто. При этом ноты играются резко, остро, не сливаясь в цельную мелодию.

Начинающим лучше всего обратить внимание на детские песни. Не стоит сразу выбирать сложные произведения, занимающие 2-3 листа. Существует множество песен, которые состоят не больше, чем из 5-8 тактов. Новичкам можно посоветовать музыкальный сборник Б. Милича. В нём содержатся простые песни для детей.

  • «Праздничная». Мелодия состоит из восьми тактов. Установленный размер – 4/4. Музыка записана четвертными и целыми нотами. Звуки альтерации отсутствуют.
  • «Зима». Зимняя мелодия, состоящая из восьми тактов, отлично подойдёт для тренировки. Размер составляет 4/4. Медленный ритм и небольшое количество нот помогут быстро освоить игру на фортепиано.
  • «Флажки». Эта мелодия немного сложнее. Она играется со знаками альтерации в тональности «До диез мажор» и «Фа диез мажор». Также здесь появляется нота с точкой. Точка, располагающаяся под нотой или над ней, показывает, что её нужно исполнять штрихом стаккато.

Потренировавшись на простых песенках, можно переходить к более сложным. Такие мелодии могут состоять из 15-20 тактов.

  • «В траве сидел кузнечик». Популярная мелодия, которая имеет знаки альтерации, ноты с точками. Песня поможет закрепить и улучшить умения, полученные ранее.
  • «Перепёлочка». Эта грустная мелодия познакомит с гаммой «Ля минор». Она играется в размере 2/4. Существует несколько вариантов этой песни. В одном отсутствуют знаки альтерации, в другом – присутствуют. Это позволяет выбрать между простым и усложнённым вариантами исполнения.

Чтобы увлечь детей занятиями, можно предложить сыграть современные песни из мультфильмов.

  • Мелодия из «Фиксиков». Мелодия кажется незатейливой, однако это только на первый взгляд. Нотный стан представлен скрипичным и басовым ключами, присутствуют бемоль, диез и бекар. Чтобы сыграть эту песню, нужно «познакомиться» с шестнадцатыми и аккордами.
  • «Мой маленький пони». Мелодия «Дружба – это магия» представлена только скрипичным ключом. Она играется в тональностях «До диез мажор» и «Фа диез мажор». Другие знаки альтерации отсутствуют.

Помимо чтения с листа и запоминания нот, важно уделить время извлечению звуков на слух. Можно прослушать любую мелодию и попытаться подобрать на музыкальном инструменте. Это поможет развить творческие навыки.

Для того чтобы в совершенстве овладеть игрой на фортепиано, уйдёт не один год. Однако начать можно буквально с нуля. Необходимая теория изучается в процессе обучения. Остальное зависит от желания и упорства.

Источник

Читайте также:  Ноты для младшего хора про весну
Оцените статью