- Урок 8 — Посадка, обозначение пальцев
- Вариант 1
- Вариант 2
- Обозначения пальцев
- Ноты по пальцам руки
- Обозначение пальцев, ладов и струн гитары
- Что нужно знать, приступая к уроку:
- Обозначение пальцев левой руки.
- Обозначение пальцев правой руки.
- Обозначение ладов на грифе гитары.
- Обозначение струн гитары.
- Аппликатурные принципы правой руки.
- 1. Чередование пальцев
- 2. Распределение пальцев по струнам
- 3. Распределение ролей между пальцами ima.
- 3.1 Пальцы im
- 3.2 Палец a
- 4. Распределение ролей между пальцами pi на 4-ой струне.
- 4.1 Если на 4-ой струне басовая нота
- 4.2 Если на 4-ой струне гармоническая нота
- 4.3 Если на 4-ой струне мелодическая нота
- 5. Принцип анатомического удобства
Урок 8 — Посадка, обозначение пальцев
Существует 2 варианта посадки. То есть 2 положения, в котором лучше всего учиться играть на гитаре.
Вариант 1
Первый вариант Классический — для начинающих я рекомендую именно его.
Для начала Вам нужно определиться с местом занятий на гитаре. Это очень важно! Не нужно тренироваться один день на стуле, второй на диване, третий на кресле — если Вы будете играть так, то Ваш прогресс будет сильно тормозиться. Нужно чётко определить место и всегда заниматься там. Рекомендую взять обычный, стандартный стул и заниматься всегда на нем.
Далее садимся на край стула, ноги расставляем шире и кладем гитару на левую ногу — изгибом корпуса на бедро ноги. При этом гитару расположите поближе к себе. Корпус упирается также и в правую ногу, принимая устойчивое положение. Левая нога у нас немного поднята, под ней должна располагаться подставка или ещё называют скамейка. Продается в любом музыкальном магазине, регулируется по высоте и иногда по наклону, находите своё комфортное положение.
Если нет денег или просто не хотите её брать, то можете сделать что-то подобное сами. Высота подставки должна быть 15−20 см.
Спину держим прямо! Корпус туловища наклонен немного (слегка) вперед. Головки грифа должна находится примерно на уровне наших глаз.
Левая рука, правая рука, плечи — должны быть расслаблены.
Вариант 2
Пройдет 2−3месяца, Вы уже будете играть какие-то песни, и в этот момент, я рекомендую Вам попробовать вторую позицию. Садимся на край стула, ноги также по шире, подставка нам не нужна и гитару кладем на бедро правой ноги. Спину держим также прямо, гриф гитару немного вперед и корпус гитары немного на себя. Получается 3 опоры — правая рука, нога, грудь (см. видео).
Обозначения пальцев
Обозначения пальцев левой руки.
Указательный — 1
Средний — 2
Безымянный — 3
Мизинец — 4
Большой палец — Б — не учувствует в игре на шестиструнной гитаре, но иногда им приходиться придерживать струны, чтоб они не звучали.
Условные обозначения пальцев правой руки.
Большой палец — P (p) или +.
Указательный — I (i).
Средний — M (m).
Безымянный — A (a).
Мизинец — E (e) не участвует при игре на акустической гитаре
Источник
Ноты по пальцам руки
В музыкальных произведениях для гитаристов можно встретить рекомендации по аппликатуре пальцев рук. Т.е. каким пальцем правой руки извлекать ноту, каким пальцем левой руки прижать струну. В данной статье мы расскажем об этих обозначениях с рассчётом, что вы зажимаете струны пальцами левой руки, а дёргаете струны пальцами правой руки. Если не так — делайте поправки.
Аппликатура правой руки
Эти обозначения встречаются в гитарных партиях, где гитарист правой рукой играет перебор. Не медиатором играет, не «боем», а именно перебирает струны пальцами правой руки.
Существует как минимум две системы обозначений, рассмотрим обе. Идея обеих систем: под нотой указывается буква, которая соответствует определённому пальцу правой руки. Им и надо извлечь звук.
Система № 1. Пальцы правой руки обозначаются следующим образом:
- T — большой
- I — указательный
- M — средний
- A — безымянный
- O — мизинец
Система № 2. В этой системе обозначение следующее:
- P — большой
- I — указательный
- M — средний
- A — безымнный
- не имеет обозначения, т.к. считают, что мизинец правой руки не играет.
Наличие двух систем нисколько не сбивает с толку при чтении нот, поскольку мизинец действительно играет крайне редко, обозначения большого пальца запомнить несложно, а остальные три пальца обозначаются одинаково.
Пример нот с расписанной аппликатурой для правой руки. В первом такте мы расписали по системе № 1, во втором — по системе № 2.
Апликатура левой руки
Пальцы левой руки имеют цифровые обозначения:
- 1 — указательный
- 2 — средний
- 3 — безымянный
- 4 — мизинец
Обозначений для большого пальца левой руки нет, т.к. он не зажимает струны. Если уж совсем никуда не деться и без большого пальца не обойтись (так не бывает), то можно обозначить его буквами Р или Т (как и большой палец правой руки).
Цифра, соответствующая пальцу, пишется рядом с нотой, пример:
В настоящее время распространено и такое обозначение:
Стоит упомянуть, что правильное обозначение пальцев левой руки — это цифра рядом с нотой. Цифра в круге под нотой (или над нотой) обозначает струну, на которой находится нота. Но, поскольку существует программное обеспечение для гитаристов, которое использует обозначение струн, как обозначение пальцев левой руки, мы указываем оба варианта.
Итоги
Вы изучили обозначения пальцев правой и левой рук, применяемых в нотной записи для гитаристов.
Источник
Обозначение пальцев, ладов и струн гитары
Что нужно знать, приступая к уроку:
Обозначение пальцев левой руки.
Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами 1, 2, 3, 4:
Поскольку большим пальцем на шестиструнной гитаре струны прижимаются в исключительных случаях, он обозначения не имеет.
Обозначение пальцев правой руки.
Пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами p, i, m, a:
- Указательный палец — (i) index
- Средний – (m) medio
- Безымянный – (a) anular
- Большой – (p) pulgar
Мизинец правой руки при игре на гитаре, как правило не используется, поэтому обозначения не имеет.
Обозначение ладов на грифе гитары.
Лады гитары обозначаются римскими цифрами I, II, III, IV и т.д. Нулевой лад, то есть открытая струна обозначается цифрой 0.
Обозначение струн гитары.
Струны гитары обозначаются арабскими цифрами в кружочке от 1 до 6, снизу вверх (от самой тонкой до самой толстой). При записи табулатур струны могут обозначаться нотами латинской нотации, соответстующими звучанию открытой струны: E A D G H e, при этом нота Ми первой октавы пишется маленькой буквой, а Ми малой октавы — большой. Порядок струн при такой записи, может быть, как сверху вниз, так и снизу вверх.
Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:
Источник
Аппликатурные принципы правой руки.
В гитарных нотах обычно обозначают аппликатуру только для левой руки. Аппликатуру правой, как правило, не ставят. Или ставят только в особо сложных местах, требующих неукоснительного соблюдения одного аппликатурного варианта.
Аппликатурных вариантов правой руки может быть несколько, и предполагается что гитарист, основываясь на своём опыте, сам знает как играть правой рукой, тем более что выбор конкретного варианта это вопрос привычки или индивидуальных предпочтений в игре.
А вот ученикам в этом вопросе гораздо сложнее разобраться и всё не так очевидно.
В этом уроке я расскажу о базовых аппликатурных принципах правой руки, которых следует придерживаться в своей игре.
1. Чередование пальцев
Чередование пальцев — это основной аппликатурный принцип правой руки гитариста, который нужно неукоснительно соблюдать при обучении.
Два раза подряд одним пальцем играть нельзя. Исключение составляет большой палец (p). Пальцы ima чередуются в обязательном порядке.
Почему это так важно? Дело в том, что игра одним пальцем двух и более нот подряд нерациональна с технической точки зрения. Если темп не быстрый, сыграть одним пальцем ещё можно успеть. Но при повышении темпа рука неизбежно зажмётся, и играть будет невозможно. Вы просто не успеете сыграть нужные ноты в быстром темпе одним пальцем. Не говоря уже о качестве игры. Ни о какой лёгкости и комфорте в быстром темпе и речи быть не может при нарушении принципа чередования пальцев.
На начальном этапе обучения мы всегда играем в медленных темпах. Но это не значит, что можно играть одним пальцем. Наоборот, именно на этапе обучения, этот принцип должен соблюдаться особенно строго.
Играя упражнения и произведения в медленных темпах мы приучаем руку играть правильно, и равномерно тренируем все пальцы. Рука запоминает наиболее рациональный способ игры, вырабатываются полезные привычки. В дальнейшем, ускорение темпа не вызовет затруднений, так как заученная аппликатура будет оптимальной. И наоборот, если вы при разборе произведения не продумали аппликатуру, это произведение вы уже не сможете сыграть быстрее.
Это правило касается игры отдельными нотами. Когда пальцы ima играют аккордами по два или три звука одновременно, то, естественно, никакого чередования быть не может. Двойной звук с большим пальцем не считается аккордом, и пальцы ima в этом случае нужно чередовать.
2. Распределение пальцев по струнам
При игре классической техникой, правая рука гитариста играет четырьмя пальцами: p, i, m, a. У каждого пальца есть своя зона действия, в которой он проводит большую часть времени. Зоны действия пальцев определяются анатомическими причинами и логикой игры гитарной фактуры.
На схеме ниже показана зона ответственности каждого пальца.
Из этой схемы мы видим, что по 5 и 6 струне играет только большой палец.
По 4 струне может играть как большой палец, так и палец i.
Пальцы im могут играть по любой из трёх струн без обмотки.
Палец a может играть либо по первой, либо по второй струне, но практически никогда не играет по третьей и выше.
Это базовая схема, которой следует придерживаться в подавляющем большинстве случаев. Но, как и везде, иногда бывают исключения. Эти исключения всегда чем-то обоснованы, есть причина отклонения от нестандартной аппликатуры. Но такие случаи относительно редки.
3. Распределение ролей между пальцами ima.
3.1 Пальцы im
Пальцы im анатомически более развиты и более подвижны чем палец а, поэтому они выполняют основную работу. При этом не имеет значения, в каком порядке они чередуются, и с какого начинать.
Пальцы im играют мелодические ноты следующие одна за другой, а также практически все гармонические.
Пример использования пальцев «im» при игре мелодии:
3.2 Палец a
Палец a используется в роли вспомогательного. Как правило, он играет отдельные звуки на первой или второй струнах в тех случаях, когда пальцы im нужны для игры на других струнах. Не стоит использовать палец а без необходимости, когда то же самое можно сыграть пальцами im.
Палец а играет преимущественно отдельные мелодические ноты крупных длительностей. А также верхние гармонические ноты при игре арпеджио.
Пример использования пальца «а» при игре мелодических звуков:
Пример использования пальца «а» при игре арпеджио:
Помимо разной степени подвижности у каждого пальца есть свой тембр. Ведь пальцы разной длины, у них разное положение относительно струны в пространстве, соответственно и разный тембр звука. Пальцы im наиболее близки по параметрам, и характер звучания между ними ближе. Это ещё одна причина, по которой их следует использовать парой при игре следующих друг за другом нот.
Но не стоит недооценивать роль пальца а. Он хоть и играет относительно реже, но как правило, извлекает особо важные мелодические ноты в фактуре. Обычно это длинные мелодические ноты, на фоне которых пальцы im играют гармоническое заполнение в середине. Также он активно используется в тех случаях, когда по каким-либо причинам невозможно правильно чередовать пальцы im, или двух пальцев явно не хватает. Поэтому палец «а» должен быть достаточно развит, чтобы извлекать яркий, красивый звук, способный длиться продолжительное время.
Здесь стоит сказать что существует трёхпальцевая техника игры, в которой пальцы ima равнозначны и чередуются по кругу. Чаще всего в порядке ami-ami-ami-ami, но возможны и другие комбинации. Это более продвинутая техника, которая может применяться как эпизодически, так и постоянно. Начинать обучение именно с неё я не рекомендую. Сначала нужно освоить классическую двухпальцевую технику на хорошем уровне и только потом, если появится необходимость, пробовать трёхпальцевую.
Подводя итог этому разделу, можно сказать, что пальцы im выполняют основную работу. Они играют серии нот, следующие одна за другой, и гармонические ноты в середине. Палец а играет одиночные ноты в тех случаях, когда пальцы im нужны на других струнах, или двух пальцев не хватает по каким-либо причинам.
4. Распределение ролей между пальцами pi на 4-ой струне.
На 4 струне у нас могут быть басовые, гармонические и даже мелодические ноты (при проведении мелодии в среднем или нижнем регистре).
4.1 Если на 4-ой струне басовая нота
Если нота басовая по своей функции в фактуре, то однозначно играем большим пальцем. Тут без вариантов. Большой палец извлекает наиболее мощный, плотный звук, из всех пальцев он самый сильный.
4.2 Если на 4-ой струне гармоническая нота
Если нота гармоническая, то тут возможны два варианта. Либо большим пальцем, либо пальцем i. Здесь трудно вывести какое-то одно универсальное правило на все случаи, каким пальцем и когда играть. Нужно учитывать фактор рациональности, удобства, и звучания в каждом конкретном фрагменте.
У этих двух пальцев изначально разный характер звучания, и это тоже нужно учитывать при выборе.
Большой палец даёт плотный, мягкий по тембру звук. Если он без ногтя, конечно. Я играю без ногтя на большом пальце.
Палец i даёт лёгкий, но более яркий по тембру звук за счёт ногтя. Довольно продолжительное время я вообще избегал играть пальцем i по 4-ой струне из-за характерного скрежета ногтя по обмотке. Потом научился извлекать звук без призвука. Для этого нужно во-первых, убрать скольжение ногтя по струне, а во-вторых, изменить угол срыва ногтя со струны, играть чуть вверх или от себя. Решают буквально миллиметры и доли миллиметров. Тут нужно искать опытным путём.
Гармонические ноты всегда играются тише остальных, и это тоже надо учитывать при выборе пальца. Пальцем i проще всего сыграть с нужной динамикой. А вот большой палец, без осознанной корректировки, даст слишком громкий звук для гармонической ноты. Поэтому при игре гармонических нот большим пальцем нужно сознательно ослабить силу звукоизвлечения, сыграть легче, невесомее, без опоры.
Приведу пару примеров, в каких случаях каким пальцем я предпочитаю играть по 4-ой струне и почему.
Пример использования пальца «p» при игре гармонических нот на 4-ой струне:
Как мы видим, ноты Ми и Ре на 4-ой струне являются гармоническими, и я их предпочитаю играть большим пальцем в данной ситуации. Почему?
Дело в том, что для большого пальца наиболее естественным является исполнение нот при движении вниз по струнам. При игре с опорой, он просто соскальзывает по очереди с каждой из струн, как в первой части такта.
Во второй части такта, хоть большой палец и играет через струну, всё равно это для него естественное движение. В этих случаях я играю бас без опоры. Во второй части такта можно было бы изменить аппликатуру и сыграть ноту Ре на 4 струне пальцем i, а мелодическую ре на 2 струне пальцем а, это не было бы ошибкой. Но я предпочитаю играть подобные места с движением большого пальца вниз.
Пример использования пальца «i» при игре гармонических нот на 4-ой струне:
Когда идёт подобное чередование гармонических нот на 4-ой струне я предпочитаю играть их пальцем i. Указательный палец более подвижный и даёт более лёгкий звук, что и требуется в подобных местах. Если играть такие фрагменты с пальцем p, это перегрузит звучание гармонических нот, да и играть большим пальцем вверх по струнам (на обратном ходу) менее удобно, чем вниз. Сам рисунок фактуры предполагает игру с пальцем i.
Внимательный читатель может возразить, что ведь можно сыграть большим пальцем при движении от баса вниз, а на обратном ходу сыграть указательным пальцем. Действительно можно, но не желательно. По причине разного характера звучания пальцев. В этом случае потеряется однородность гармонического заполнения. Гораздо удобнее, рациональнее и логичнее сыграть сразу с пальцем i, по моему мнению.
Подведём итог вышесказанному. Большим пальцем удобнее и логичнее играть отдельные гармонические ноты на 4-ой струне при движении по струнам вниз. Палец i используем при чередовании гармонических нот на 4-ой струне, и при движении по струнам вверх.
4.3 Если на 4-ой струне мелодическая нота
Если же по 4-ой струне идёт мелодическая линия, то приоритет за пальцем i. Во-первых, большой палец нам наверняка понадобится на басовых струнах, а во-вторых, указательный палец с ногтем даёт более яркий, мелодический тембр.
При игре мелодии по 4-ой струне допускается играть пальцем i без чередования два и более звуков подряд, потому что другие пальцы скорее всего будут заняты на остальных струнах игрой гармонического заполнения. Либо же, если темп подвижный, можно подключить к игре палец m.
5. Принцип анатомического удобства
При выборе порядка чередования пальцев нужно учитывать принцип анатомического удобства. К примеру, если нам надо сыграть сначала вторую струну а потом первую, то наиболее естественно сыграть эти струны пальцами im. Палец i находится выше пальца m, и именно в этом порядке удобнее всего играть сверху вниз по струнам. Порядок пальцев mi будет в этом случае неестественным, менее удобным.
То же самое в обратной ситуации. Если нам нужно сыграть вторую, а затем третью струну, то естественным будет порядок пальцев mi.
Источник