нотное приложение 4
учебно-методический материал
Хочу поделиться своими методическими разработками, а именно подборкой нот для занятий по ритмической гимнастике для детей младшего школьного и дошкольного возраста.
Для занятий ритмикой очень важным, если не первостепенным, является музыкальное сопровождение. В процессе обучения необходимо использовать различные мелодии, которые отличаются не только по жанру или стилю, но также имеют разный темп и ритм. При этом все мелодии должны быть рассчитаны на возрастную категорию занимающихся детей, а значит, быть понятными для них.
В своей работе я испытывала трудности с подбором репертуара для музыкального сопровождения занятий по ритмической гимнастике именно для малышей. Долго собирала ноты по журналам, сборникам, некоторые находила в интернете. Несколько песенок пришлось обработать самостоятельно, так как найденные варианты были написаны для голоса и аккомпанемента, т. е. в аккомпанементе не поддерживалась мелодия. Подобранный репертуар разнообразен по музыкальному языку, характеру и продолжительности и отвечает типам движений, которые используются на занятиях ритмикой. Он доступен детям, вызывает у них живой эмоционально-двигательный отклик и позволяет достигнуть высоких результатов в обучении.
Детям очень нравится моё музыкальное сопровождение. Они узнают знакомые песенки, подпевают, и занятия проходят очень весело и интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В этом разделе размешены пособия, в которых отражена информация для того, чтобы начинающий музыкант овладел основами нотной грамоты.
Материал предназначен для музыкальных работников в детском саду.
ноты для ритмики.
ноты для ритмики 3.
ноты для ритмики 4.
В помощь музыкальным руководителям детских садов и учителям начальной школы предлагается сценарий осеннего праздника для детей «Скворец-творец».Музыкально одаренный Скворушка дает свой после.
По сценарию, дети вместе с главным героем праздника Скворушкой сочиняют осеннюю песню. Здесь представлены ноты «Новой песенки» (слова и музыка Е. В. Золотаревой).
Источник
Классический танец
Немного о классике..
Предмет классического танца состоит из трёх основных разделов: экзерсис у палки, на середине зала и прыжки. В начальных классах движения исполняются лицом к палке, в старших классах — боком к палке, держась за неё одной рукой. Весь экзерсис (фр. exercice — «упражнение») сопровождается музыкальным оформлением.
Темп определяется уровнем обученности класса, характером движения и его раскладкой. Со времeнем у концертмейстера вырабатывается точность ощущения темпов.
Есть некоторые важные критерии для исполнения музыки на уроке классического танца, которые следует учитывать. Она должна иметь:
- Квадратную структуру.
- Метрическую ясность.
- Гамофонно-гармоническую связь, особенно мелодическую и гармоническую.
- Конкретную жанровую принадлежность.
Балет не существует без музыки. Танец по своей природе изначально существует только в единстве с музыкой. Музыка необходима для танца, прежде всего потому, что с нею связаны его темп и ритм. Хореографический метр — это равномерное чередование длительностей, заполненных танцевальными движениями. Метр упорядочивает порядок танца. В классике сложный размер не используется, в основном: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
Движение в балете практически всегда начинается с препарасьона — подготовительного движения, в этот момент учащиеся приводят руки и ноги в нужную позицию. В музыке это занимает примерно 3 аккорда. Когда препарасьон отсутствует, необходимо сыграть всего 3 ноты перед началом движения.
Первое движение в экзерсисе — plie. Музыкальный размер может быть как 3/4, так и 4/4, это зависит от того какую комбинацию задаст педагог и смотря как он её захочет делать — быстрее или медленнее. Иногда бывает, что на одно танцевальное движение подходит и трёхдольный и двудольный размеры, если же Вы сомневаетесь, уточните у педагога, какой размер ему будет удобнее. Скорее всего, он просто напоёт Вам какую-то мелодию и уже из этого Вы будете решать как играть. Так как plie — это медленное приседание, то и соответственно характеру движения музыка должна быть плавной, лирической, спокойной. Подойдёт, например: ноктюрн, элегия или медленный вальс. Переход с позиции на позицию (особенно в младших классах) играется с небольшими оттяжками и замедлениями.
Такое движение в экзерсисе, как battements tendus (батман тендю) исполняется всегда на 2/4 или 4/4. Это движение чёткое и музыка должна быть такой же. Начало движения может приходиться как на затакт, так и на сильную долю, это стоит учитывать когда задаётся комбинация. Сюда подойдёт что-то маршеобразное или гавот. Движения в чистом виде (например, только plie без добавления каких-либо других элементов) исполняются, когда их только разучивают, а вот когда их проучат, то начинают комбинировать с другими танцевальными движениями. Plie и tendu легко могут быть объеденены в одну комбинацию. Задача концертмейстера — запомнить и разложить по музыке заданную комбинацию.
Экзерсис у палки состоит примерно из 10 движений. В экзерсисе на середине проходят в различных комбинациях те же движения что и у палки. Добавляются элементы вращения. Музыку для вращений можно взять из балетов, например: кода из «Венецианского карнавала», I акт вариации Китри из «Дона Кихота» или кода в фа мажоре из «Пламени Парижа». Туры также могут комбинироваться с другими движениям, например, с шене.
И, наконец, прыжки. Когда аккомпанируете прыжкам, важно точно определиться с размером, создать эффект полёта, трамплинности и достичь синхронности с исполнителем. Музыкальный материал должен соответствовать уровню детей. Часто на маленькие прыжки играют польки (в младших классах), pa de de Дианы из «Эсмеральды», «Танца Наины» из «Руслана и Людмилы», сцена с Амуром из «Дона Кихота». Бравурные вальсы подойдут на большие, высокие прыжки. Прыгнет танцор или нет на 80% зависит от пианиста. При аккомпанировании важно понять, где подход и где сам прыжок. Прыгать можно как на сильную долю, так и на затакт — это надо учитывать. Музыка — это трамплин, от которого ученик отталкивается и Вы должны помочь ему взлететь.
Источник
Сборник нот для проведения музыкально-ритмических движений для детей дошкольного возраста
1 Министерство образования и науки Архангельской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский педагогический колледж» А.Н. Воинов Сборник нот для проведения музыкально-ритмических движений для детей дошкольного возраста Методическое пособие Архангельск
2 Печатается по решению экспертного совета Архангельского педагогического колледжа Редактор: А.Н. Воинов преподаватель, ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж» Авторсоставитель: А.Н. Воинов, преподаватель, ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж» Сборник нот для проведения музыкально-ритмических движений для детей дошкольного возраста. Методическое пособие / Министерство образования и науки Архангельской области, ГБПОУ АО «Архангельский педагогический колледж»; под ред. А.Н. Воинова Архангельск, с. ил. В методическом пособии представлена краткая характеристика основных музыкальных стилей. Основная часть методическая пособия представляет сборник нот для проведения музыкально-ритмических движений среди детей дошкольного возраста. Материалы пособия окажут практическую помощь музыкальным руководителям ДОО, обучающимся по специальности «Музыкальное образование» при подготовке к учебной и производственной практике, к учебным занятиям по аккомпанементу. Ответственность за точность цитат, имен, названий и другой информации, а также соблюдение закона об интеллектуальной собственности несет автор публикуемых материалов. 2
3 СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Краткая характеристика особенностей музыкальных стилей 5 Примеры ритмической основы танцев 9 Вальс 10 Вальс друзей 11 Вальс Осень 12 Вальс снежинок 13 Маленький вальс 14 Сонный вальс 15 Марш гротеск 16 Марш друзей 16 Шагай с нами 17 Походный марш 17 Марш 18 Полька для малышей 19 Полька воробей 19 Новогодняя полька 19 Полечка 20 Полька-шутка 20 Полька догонялки 21 Потанцуем полечку 21 Побежали! 22 Хитрая сорока 23 И снова полька 24 Танцуй с нами! 25 Заключение (таблица основных обозначений аккордов) 26 3
4 Введение Аккомпанемент. В самом этом слове отражена специфика предмета. Происходит от французского слова accompanagner, что значит сопровождать. То есть речь идет о сопровождении одним или несколькими инструментами, а также оркестром, сольной партии (певца, инструменталиста, хора). Сопроводителя называют аккомпаниатором. Аккомпанементом также называют гармоничное и ритмичное сопровождение основной мелодии, вокальной партии или группе исполнителей на каком-либо инструменте; иногда в качестве аккомпаниатора выступают несколько музыкантов или хор. Кроме этого, выделяют аккомпанемент мелодии, вспомогательными голосами или аккордами на инструменте, ведущем мелодию. Аккомпаниатор должен научиться приспосабливать своё видение музыки к исполнительской манере солиста. Также, одним из главных составляющих качеств является удобство, комфортность, которые обеспечивает солисту чуткий аккомпаниатор. Концертмейстер должен знать специфику инструмента своего партнёра — законов звукоизвлечения, дыхания, техники. В танцевальной и маршевой музыке аккомпанемент играет большую роль в метроритмике сочинения, являясь музыкальным воплощением движения. Он ассоциируется то с опорными, подчеркивающими сильную долю шагами в вальсе, марше, то со скользящими на слабой доле в мазурке, польке. Опираясь на простые жанры музыки песню, танец и марш студенты должны научиться выявлять эти характерные особенности. Предлагаемый материал нотного сборника предназначен для расширения репертуара музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций, а также для студентов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование» по предмету «Аккомпанемент». Входящие в сборник пьесы предназначены для 4
5 выполнения музыкально-ритмических упражнений, а также постановки танцевальных номеров. Содержание сборника включает материал по четырем видам музыкально-ритмических движений: вальс, марш, полька и музыка для бега. Буквенно-цифровая система, использованная при составлении нотного материала, позволяет использовать его содержание для исполнения на различных музыкальных инструментах: баян, фортепиано, синтезатор. Одной из приоритетных целей создания сборника является возможность быстрого освоения изложенного материала. Для этого в аккомпанементе, партии левой руки, не используется частая смена аккордов. При этом у концертмейстера есть возможность исполнять партию левой руки в зависимости от того, насколько свободно он владеет инструментом. Используя данный сборник при обучении в педагогическом колледже, появляется возможность унифицировать аккомпанемент для однотипных музыкальных стилей и усложнять его по мере освоения инструмента. Это становится актуальным при обучении студентов, не имеющих начальной музыкальной подготовки. Постепенно необходимо формировать у студентов навык игры интервалами и аккордами, подстраивая недостающие голоса в партии правой руки. Аккомпаниатор должен не только свободно владеть инструментом, но и уметь играть в ансамбле с солистом. Рассмотрим характерные черты музыкальных стилей, которые чаще всего используются в организации музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста. Полька Польку можно назвать интернациональным танцем. Эту жизнерадостную и озорную пляску танцуют по всей Европе. И каждая народность, овладев азами чешского танца, внесла в него свои черты и колорит. Термин «полька» происходит от чешского слова pоlka, что означает 5
6 «половинный шаг». Быстрый темп требует проворного переступания ногами, из-за чего шажки получаются маленькими, что и обусловило название танца. Полька — это веселый, зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине 19 века. Полька — это парный танец. Размер 2/4, темп быстрый темп, смешанная ритмическая группа. Чтобы танцевать польку, достаточно знать несколько основных движений, но быстрый темп требует виртуозного исполнения. Основной шаг польки носит одноименное название, он состоит из полушагов, соединенных приставкой и выполненных в кружении пары по кругу. Галоп по кругу, притопы, ковырялочки, поворот под рукою кавалера основные движения польки. Этот легкий, веселый танец прошел проверку временем, и еще долго будет нас радовать своею красотою, изяществом и жизнерадостностью. Это один из самых первых танцев, которые дети изучают еще в детском саду П.И.Чайковский. ПОЛЬКА из «Детского альбома» Умеренно (Темп польки) Марш Марш музыкальное произведение с четким ритмом, предназначенное для сопровождения и организации движения людей. Типичная черта марша присутствие ритмического (ударного) инструмента. Для современных маршей характерно употребление тарелок и большого барабана. Марш (франц. marche, букв. — шествие, движение вперёд; англ. march, нем. Marsch, итал. marcia) — муз. жанр, для движения большого числа людей (движение 6
7 войск в строю, праздничные шествия). Его отличают чёткий, чаще пунктирный ритм, умеренный (120 шагов в минуту) темп, аккордовый аккомпанемент и бодрый, активный характер. Марш как сценический жанр стал бытовой и концертной музыкой. Марш обычно написан в размерах 2/4, 4/4. В мелодии применяются движение по звукам трезвучий («фанфарные» интонации) и квартовые скачки. Для марша характерна репризная сложная трёхчастная форма. Основные виды марша: военный, праздничный, спортивный, детский, сказочный, игрушечный, траурный, свадебный, песнямарш. Разновидность представляет маршевая песня. Походная солдатская песня сложилась раньше и явилась одним из источников марша. Марши, перестав быть прикладными стали частью сонат, симфоний, увертюр звучат в операх и балетах. Особое место марш занял в кинофильмах. При всём разнообразии и отличии друг от друга большая часть маршей имеет общие черты: 1. Размер наиболее удобный для ходьбы. 2. Чёткое деление мелодии на равные отрезки, как правило, по 8 тактов (или по 4). Такое строение называется квадратным. 3. Простая и чёткая фактура аккомпанемента, отбивающего каждую четверть и акцентирующего сильные доли. 4. Характерная ритмическая фигура, как бы подталкивающая движение музыки. Такой ритм называется пунктирным ( или ). 7
8 Вальс Вальс (франц. valse, от нем. Walzer, от walzen выкручивать ногами в танце, кружиться, вертеться; англ. waltz, итал. valzero) парный танец, основанный на плавном кружении. Вальс самый распространённый бытовой жанр, начиная с 18 века. Это трёхдольный, довольно быстрый и в то же время плавный, как бы летящий танец. Вальс легко узнаётся по фактурной формуле аккомпанемента: бас и два аккорда по четвертям в размере 3/4. В вальсе акцент падает только на первую долю, а два аккорда исполняются очень легко. В вальсах конца XIX века ритм мелодии почти никогда не совпадает с ритмом аккомпанемента, в мелодии часто встречаются характерные ритмические фигуры: или Tempo di Valse = 72 Ш.Гуно. Вальс из оперы «Фауст» 8
9 В основе любого танца лежит музыкальный ритм. Ниже приводятся примеры ритмической основы танцев, которые встречаются в процессе работы с детьми. 9
Источник