Ноты постер для изучения

Ноты на нотном стане и картинки с названиями нот

В домашних и школьных музыкальных занятиях с детьми необходимы самые разные заготовки. На этой страничке мы подготовили для вас такие материалы, которые просто необходимо иметь под рукой, если вы занимаетесь с малышами.

Ноты на нотном стане

Первая заготовка – это небольшой плакат с изображением основных нот скрипичного ключа и басового ключа (первая и малая октава). Сейчас на рисунке вы видите миниатюру – уменьшенное изображение этого плаката, чуть ниже представлена ссылка на скачивание его в оригинальном размере (формат А4).

ПЛАКАТ «НАЗВАНИЕ НОТ НА НОТНОМ СТАНЕ» – СКАЧАТЬ

Картинки с названиями нот

Вторая заготовка нужна при первом знакомстве ребенка с нотами, именно для проработки названия каждого из звуков. Она представляет собой карточки собственно с названием нот и с изображением предмета, в имени которого слоговое название ноты встречается.

Художественные ассоциации здесь выбраны самые традиционные. Например, для ноты ДО выбран рисунок домика, для РЕ – репки из знаменитой сказки, для МИ – игрушечного мишки. Рядом с нотой ФА – факел, с СОЛЬ – обычная поваренная соль в пакете. Для звука ЛЯ подобрана картинка лягушки-квакушки, для СИ – ветки сирени.

КАРТИНКИ С НАЗВАНИЯМИ НОТ – СКАЧАТЬ

Выше предлагается ссылка, по которой можно перейти на полную версию пособия и сохранить его себе на компьютер или на телефон. Обращаем ваше внимание, что все файлы даются в формате pdf. Для прочтения этих файлов используйте программу или приложение для телефона Adobe Reader (бесплатно) или любое другое приложение, которое позволяет открывать и просматривать файлы такого типа.

Музыкальная азбука

Нотные азбуки – еще одна разновидность пособий, которые используются в работе с начинающими (главным образом, с детьми от 3 до 7-8 лет). В музыкальных азбуках кроме картинок, слов, стихов, названий нот обязательно есть также и изображения нот на нотном стане. Мы рады предложить вам целых два варианта таких пособий, а подробнее почитать о них и о том, как можно сделать подобные азбуки собственными руками или даже руками ребенка, можно почитать ЗДЕСЬ.

НОТНАЯ АЗБУКА №1 – СКАЧАТЬ

НОТНАЯ АЗБУКА №2 – СКАЧАТЬ

Нотные карточки

Такие карточки активно используются в период, когда ребенок основательно изучает ноты скрипичного и особенно ноты басового ключа. Они уже без картинок, их роль – помочь запомнить расположение нот и быстро узнавать их. Кроме того, их можно использовать для каких-то творческих заданий, решения ребусов и т.д.

НОТНЫЕ КАРТОЧКИ – СКАЧАТЬ

Дорогие друзья! А теперь предлагаем вам немного музыкального юмора. Удивительно смешным оказалось исполнение «Детской симфонии» Й. Гайдна оркестром «Виртуозы Москвы». Давайте вместе полюбуемся на уважаемых музыкантов, взявших в руки детские музыкальные и шумовые инструменты.

Источник

В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы — белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу — ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки — белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие — это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее — все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) — Тоника, она по сказке В. Кирюшина — Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом — комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж — Доминанта — главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны — Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени — Медианты, VI ступени — Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки — минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио — это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны — бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие — КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.

Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.

Источник

Ноты постер для изучения

Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы

Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.

Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?

Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.

В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:

Упражнение №1

Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.

Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.

Вот как они располагаются на клавиатуре.

Упражнение №2

Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.

Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:

Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:

К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.

Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.

Основы записи: из чего состоит музыкальный текст

Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.

Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.

Основные ключи

Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.

Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.

В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:

К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.

Расположение нотных знаков соответственно ключу.

Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:

  1. До располагается на первой добавочной линейке.
  2. Ре под первой линейкой.
  3. Ми на первой линии.
  4. Фа между 1 и 2.
  5. Соль на 2.
  6. Ля между 2 и 3.
  7. Си на 3.
  8. До 2 между 3 и 4.

Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.

Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы .

Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:

  • До между 2 и 3.
  • Ре на 3.
  • Ми между 3 и 4.
  • Фа на 4
  • Соль между 4 и 5
  • Ля на 5
  • Си над 5.
  • До на первой верхней добавочной линии.

Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.

Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.

При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)

Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.

Название ноты Скрипичный ключ Басовый ключ Расположение на клавиатуре
До (C)
Ре (D)
Ми (E)
Фа (F)
Соль (G)
Ля (A)
Си (H)

Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.

Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.

Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.

При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.

Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.

Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?

На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.

GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.

Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.

К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.

Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.

Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Читайте также:  Гитара valencia vc264 классическая
Оцените статью