Ноты при ключе ми мажор

Гамма Ми-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры

Гамма ми-мажор очень часто используется именно в гитарной музыке. Все потому что в стандартном строе, аккорд ми-мажор — открытый, поэтому очень удобно играть в этой тональности, также, как и например, в ля-миноре. Каждый гитарист, который хочет сочинять и импровизировать должен знать на зубок гамму и тональность ми-мажор, а также ноты в нее входящие. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.

Состав и ступени гаммы ми-мажор

Как построить гамму ми-мажор

Гамма ми-мажор на гитаре диатоническая и состоит из 7 нот или ступеней. Название гаммы соответствует ее тональности (ми-мажор). Три ступени гаммы содержат в себе ключи, это F# (Фа диез), G# (Соль диез) и D# (Ре диез). Из теории музыки известно, что мажорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:

Тональность и тоника гаммы ми-мажор (исходя из названия) — Ми. Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:

Ми-Фа диез-Соль диез-Ля-Си-До-Ре диез-Ми

Как и у любой другой гаммы, у ми-мажора есть параллельная. Это до диез-минор. Состав нот у нее такой же, но тоникой будет нота Си (B). Поэтому под песню в ми мажоре можно весьма успешно играть в до диез-миноре.

Читайте также:  Одни ноты для двух скрипок

Устойчивые ступени гаммы ми-мажор

Самыми устойчивыми ступенями гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это прима, терция и квинта — E (Ми) G# (Соль диез) B (Си). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд ми-мажор (D). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если выкинуть вторую и шестую ступени, то получим пентатоническую гамму Ми.

Аппликатуры гаммы ми-мажор на грифе

На грифе гитары гамму ми-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы ми-мажор.

Пять позиций гаммы ми-мажор на грифе гитары

Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Ми (E). Ниже представлены 5 позиций гаммы

Первая позиция

Вторая позиция

Третья позиция

Четвертая позиция

Пятая позиция

Похожие статьи

Меню сайта

Аппликатуры аккордов

Популярные статьи

Guitargrad.ru — это проект, посвященной гитаре и гитарной музыке. Если вы занимаетесь на гитаре, играете любимые песни или даже сочиняете свою собственную гитарную музыку, то наш сайт будет для вас отличным информационным ресурсом! Новички смогут узнать приемы игры на гитаре, какую гитару лучше купить начинающему, а также как правильно ухаживать за инструментом. Мы рассказываем про электро и акустические гитары, а также про укулеле.

Не знаете как взять тот или иной аккорд? Не проблема — на нашем сайте собрана огромная база аппликатур самых популярных аккордов для гитары.

Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.

Источник

Ноты при ключе ми мажор

Уфа, Степана Кувыкина, 17

Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.

Для запоминания: Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон.

Гаммы строить будем на клавиатуре фортепиано, так как на ней сразу видно где тон, где полутон. Если говорить «наивно», то играя мажорную гамму на инструменте (пианино или гитару), в месте где ТОН мы перескакиваем через одну ноту, а где ПОЛУТОН играем подряд.


Между нотами “си” и “до”, и “ми” и “фа” пол тона, поэтому, при строении гамм могут возникнуть вопросы, когда встретятся эти полутона. Допустим, нужно от ноты “ми” построить тон вверх. Видим на клавиатуре, что следующая нота — это “фа”, т.е., получается между “ми” и ”фа” пол тона. Чтобы получить тон, нам нужно повысить ноту “фа” на пол тона. Для этого у нас есть чёрные клавиши. Они названий не имеют. Если нужно повысить «фа» на пол тона, то мы нажмём на чёрную клавишу между фа и соль. Если строить от ноты “фа” тон вниз, то нужно понизить ноту “ми” на пол тона ниже, и нажать на чёрную клавишу между «ре» и «ми»

Возникает вопрос: как же называть эти чёрные клавиши «НИ фа, Ни соль»?

Знаки альтерации.

Для этого в музыке придумали знаки альтерации

Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».

В музыке альтерация – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются диезами, а пониженные – бемолями.

Знаки пишутся слева напротив ноты, либо при ключе.

Гамма с указанным выше порядком расположения (Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон) ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне.

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.

ко всем терминам в музыке не надо относиться как к «заумным названиям». Музыку создают на базе чувств так и все названия несут в себе эмоции. Все эти придумывали очень давно, поэтому нам придётся выучить чуть больше 30 иностранных слов. Дальше на примерах вы во всём разберётесь.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Запомните эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой (квинта — это цифра 5) выше тоники (от цифры 1). Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой (на 5) ниже тоники (от 1 ступени), от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой.

Тональность.

Мажорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность». Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор и т.д.

Чтобы построить тональность Соль мажор, нам нужно взять за первую ступень ноту Соль.

Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы использовать ноту фа-диез (VII ступень), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).

Важный момент, что если бы мы строили тональность «Ре ♭ мажор». То та же чёрная клавиша была бы уже не «фа#», а «соль ♭».

Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).

Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:

Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:

Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:

Самое главное это конечно то, как звучит мажорный лад. Вы должны это прочувствовать. Ведь лады в первую очередь отражают настроение. И мы начали с самого светлого лада — мажорного. Но было бы странно если бы музыка выражала радость только в «натуральном» виде — в идеальном. Всё верно. Мажоров есть несколько видов. их мы рассмотрим в следующей теме.

Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.


  1. Ответ:

C бемоль мажор


Ответ:

C мажор


Ответ:

E мажор

  • Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

    Источник

    Про тональности

    В этом видео вы узнаете что такое тональности, чем они друг от друга отличаются, как легко и быстро можно определить любую тональность, а также какое количество знаков должно быть в каждой тональности.

    Познакомьтесь с двумя шпаргалками, которые ускоряют процесс определения тональности и применяйте их на практике.

    Тональности всегда называются по той ноте, с которой они начинают свой звукоряд или гамму. Например, гамма в тональности «до мажор» или по-другому «C-major» начинается с ноты «до», и идет по нарастающей вверх. Гамма — это последовательность нот, которая начинается с самой нижней ноты и идет вверх по возрастающей.

    Первая нота, с которой начинается гамма будет указана также и названии тональности, в которой эта гамма проигрывается. В данной картинке гамма начинается с ноты «ми» и тональность называется «ми мажор» или «E-major».

    В европейской музыкальной теории ноты довольно часто обознаются буквами. Именно поэтому названия гамм начинаются с букв латинского алфавита. Например «A-minor», «D-major», «B-moll», «F-dur», «G-maj», «D-min» и т.д. А что же обозначаются следующие за буквами слова: «min», «dur», «maj», «major» и т.д.?

    В музыкальной теории существуют две основные параллели, которые отображают общее настроение тональностей, гамм и других компонентов гармонии. Это радостные и грустные звучания. А профессионально они будут называться мажором и минором.

    Мажор — это радостное созвучие, радостная гамма, радостные тональности. Буквально «мажор» переводится как «большой» (все мажорные аккорды имеют в основе интервал «большая терция»).

    Минор — это грустное звучание, грустная гамма, грустная тональность. Минор переводится как «малый». Все минорные аккорды в основе имеют первый интервал «малая терция».

    Когда мы говорим о тональностях, то кроме первой буквы, которая обозначает первую ноту, с которой начинается ее гамма, они еще имеют подсказку-слово, которое обозначает настроение, с которым будет играться та или иная гамма, настроение тональности.

    Слова «dur», «maj», «major» — означают радостное звучание гаммы и радостную тональность. Вот названия-примеры таких тональностей:

    D-dur, D-maj, D-major

    C-dur, C-maj, C-major

    F-dur, F-maj, F-major и т.д.

    Для более легкого запоминания слова dur, можно придумать образ с дурачком, который смешит и веселит.

    Слова «moll», «min», «minor» — означают грустное звучание гаммы и тональности. Примеры-названия грустных тональностей:

    A-moll, A-min, A-minor

    C-moll, C-min, C-minor

    D-moll, D-min, D-minor и т.д.

    Для легкого запоминания слова moll свяжите это слова с похожим словом «моль», которая съела наше пальто, оттого нам стало грустно.

    Теперь посмотрим как будет выглядеть радостная мажорная тональность схематично. На картинке указано строение мажорной гаммы и мажорной тональности.

    Что такое «тон» и «полутон»?

    Полутон — это самое маленькое звуковысотное расстояние между нотами, и самое маленькое расстояние между клавишами на клавишном инструменте.

    Во всех случаях если между двумя рядом стоящими клавишами больше нет никаких клавиш, то это будет полутон.

    Тон — состоит из двух полутонов. Его легко можно построить на клавишах. Между двумя рядом стоящими клавишами должна присутствовать еще одна клавиша и тогда у вас получится тон. Попробуйте найти различные тона и полутона на клавишном инструменте.

    После того, когда вы сможете находить тона и полутона на клавишах в различных вариантах, вам легко будет строить схему мажорной гаммы на инструменте.

    Давайте построим мажорную гамму в тональности «до-мажор». Нужно проигрывать ноты последовательно, начиная с ноты «до», используя схему с тонами и полутонами выше. Если учесть все соотношения правильно, то при проигрывании гаммы у вас получится радостное звучание.

    В итоге, с любой ноты можно строить радостную гамму, используя схему радостной мажорной гаммы.

    Например, можно построить мажорную гамму от ноты «ми», соблюдая все последовательности тонов и полутонов, согласно схеме. В итоге, при правильном строении, вам придется задействовать 4 чёрные клавиши. Если проиграть звукоряд (гамму) от ноты «ми», используя чёрные клавиши как на рисунке, вы сможете получить радостное созвучие. В противном случае, без использования черных клавиш, у вас звучание более похожее на грустное. Так как именно соотношение и последовательность тонов и полутонов определяет характер звучания в тональности.

    Просмотрите внимательно на то, как выглядит строение минорной грустной гаммы. Там соотношение тонов и полутонов отличается от мажорной схемы.

    В итоге, зная схему минорной гаммы, вы сможете её строить от любой ноты, правильно расставляя последовательное соотношение тонов и полутонов. Посмотрите внимательно на картинку. Здесь используется схема грустной гаммы от ноты «соль». Такой звукоряд будет звучать грустно. И это даст нам тональность «соль минор».

    В нём придется задействовать 2 чёрные клавиши, зато общее звучание будет грустным.

    Чуть ниже вы узнаете для чего мы вынуждены использовать черные клавиши и что они из себя представляют.

    Большой выбор билетов на концерты, шоу и спортивные мероприятия вашего города на ресурсе panominalu. Если вам лень идти на кассы, стоять в очередях, и хочется заранее узнать про предстоящие концерты вашего города, то на этом ресурсе вы с комфортом для себя сможете купить удобный для вас билет и ознакомиться с афишей предстоящих концертов.

    Более чем уверена, что некоторые их этих знаков уже вам знакомы. Возможно, названия некоторых вы уже знаете. Теперь подробнее.

    Чаще всего (но не всегда), чёрные клавиши на фортепиано выступают такими знаками в произведении, треке.

    Чтобы выдерживать схемы построения мажорной и минорной гаммы в разных тональностях, на пианино необходимо иногда задействовать сочетание черных и белых клавиш. А в нотном написании это будет выглядеть как нота перед которой стоит один из этих знаков.

    Если вы посмотрите на клавиатуру клавишного инструмента, то заметите, что чередование черных и белых клавиш стоит в разном соотношении. А значит, клавиши, которые играют гамму от одной ноты, будут отличаться от сочетаний клавиш, где гамма играется от другой ноты. То же происходит и в нотах. Есть гаммы, где ноты играются без применения таких знаков, а есть тональности и гаммы, где требуется использование таких знаков. Тогда схема мажорной или минорной гаммы сохраняет нужное соотношение тонов и полутонов.

    В нотах для повышения звучания нот используются знаки диезы #

    Если при написании нот перед ней поставить такой знак, то нота повысится на полутон.

    Есть тональности, где использование диезов необходимо для того, чтобы общее произведение звучало красиво и гармонично. Тогда в самом начале произведения ставится необходимое количество диезов, которые позволят повысить на полутон конкретные ноты. В этом случае, все ноты, на которые указаны диезы, будут играться в произведении повышенными на полтона.

    Также повышает звучание ноты такой знак как «дубль-диез» , который повышает ноту на целый тон. Его используют в тех случаях, когда в начале произведения уже стоят диезы при ключе, а в самом произведение требуется эту ноту еще повысить. В случае, если эта нота уже итак с диезом, то ей присваивается знак «дубль-диез»

    Что касается бемолей ♭ , то эти знаки понижают звучание нот на полтона. И по такой же аналогии существуют двойные бемоли, или по-другому «дубль-бемоли» ♭ ♭ , которые понижают звучание нот на тон.

    В итоге, если тональность требует использования пониженных или повышенных нот, то для правильного их проигрывания, в самом начале произведения ставится нужное количество знаков альтерации, после чего произведение играется с учетом этих заданных параметров.

    Бекар — еще один знак, который тоже применяется в произведении. Он отменяет действие диезов и бемолей. В итоге все ноты начинают играться в первоначальном виде. Чаще всего, бекары действуют только в пределах одного такта, а следующем такте если у ноты первоначально было пониженное звучание, то она обязана снова играться в бемолем.

    Вот такие заморочки могут возникнуть, если вы захотите углубиться в тему тональностей. Всего существует 30 тональностей. Из них две тональности не имеют никаких знаков — это «до-мажорная» и «ля-минорная». Все остальные тональности обязательно имеют знаки альтерации. Причём, в каждой тональности разное количество знаков. В нашем случае, если нам сложно определить, сколько знаков альтерации при ключе должно быть, можно воспользоваться принципом транспонирования. Это такой процесс, когда мелодию, произведение или что-либо мелодическое переносят из одной тональности в другую. Например, из легкой тональности, где нам несложно подбирать мелодии и аккорды — в сложную тональность, где много знаков. Но благодаря автоматизированному процессу, который делается за счет электронных устройств, нам вообще не придется ломать голову. Это сделает за нас машина (синтезатор, миди-клавиатура и т.д.) — она нам сама и определит, сколько знаков должно быть при ключе. Более подробно про транспонирование можно почитать в этой статье.

    Источник

    Оцените статью