Ноты расположение нот конспект

Конспект урока музыки на тему: «Где живут ноты?»
план-конспект занятия по музыке (1 класс)

Данная разработка поможет Вам при подготовке к уроку музыки в 1 классе на тему: «Где живут ноты?»

Скачать:

Вложение Размер
gde_zhivut_noty.docx 28.43 КБ
naglyadnoe_posobie_noty.docx 37.13 КБ
propisi_notnogo_stana.docx 37.52 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект
урока по музыке
на тему: «Где живут ноты »,
разработанный учителем начальных классов
Брилевой Анной Николаевной

Тема. Где живут ноты.

Цель. Познакомить учащихся с понятием «ноты», их названиями и расположением на нотном стане.

— дать представление о расположении нот на нотном стане, познакомить с новыми понятиями;

— развивать у учащихся память, мышление, коммуникативность;

— воспитывать в учащихся дисциплинированность и умение работать в коллективе.

Оборудование: Компьютер, проектор, диск с презентацией, раздаточный материал.

1. Организационный момент

2. Формирование темы и цели урока

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов

1. Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. Учебник. 1 класс

2. Усачева В.О., Школяр Л.В. Методические рекомендации для учителя. 1 класс

План оформления доски:

— Прозвенел и стих звонок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели

Здравствуйте, ребята! Я рада всех Вас видеть.

2. Формирование темы и цели урока

— Сегодня в очередной раз окунемся в прекрасный мир музыки, где мы узнаем много нового и интересного. Но попасть туда смогут только самые воспитанные, дисциплинированные ученики, умеющие слушать и слышать музыку. Итак, вы готовы?

— Тогда мы отправляемся в путь!

Но прежде, чем начнётся наше музыкальное путешествие, я задам вам пару вопросов.

— Ребята, а что такое музыка? Как вы понимаете это слово?

— А из чего состоит музыка?

— Какие бывают звуки?

Хлопнуть и топнуть ногой – это шумовые звуки, их спеть нельзя, но они помогают музыкальным звукам.

— Кто сочиняет для нас музыку?

— Композитор сочинил музыку и спрятал ее в шкаф. Состоялась музыка?

Что нужно сделать, чтобы музыка просуществовала?

— Исполнитель сыграл музыкальное произведение в концертном зале, но его никто не услышал, состоялась ли музыка?

— Что еще нужно для полного существования музыки?

— С помощью чего можно записать звуки музыки?

— Композиторам, для того чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило, тоже понадобились знаки. Эти знаки особенные – музыкальные. Кто знает, что это за знаки? Их называют ноты.

— Сегодня на уроке мы узнаем, где же живут эти ноты.

— Пение, разные музыкальные произведения (вокальные и инструментальные), игра на музыкальных инструментах, звуки.

-Музыкальные (звуки, которые можно спеть) и шумовые (нельзя спеть)

— Нет, потому что музыкальное произведение нужно услышать.

— С помощью знаков

-поиск и выделение необходимой информации;

-формулировать учебную задачу;

-ориентация в способах решения задачи

3.Изучение нового материала

— Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем.

«Нотоносец» дом зовут, знаки-ноты в нем живут.

Сколько линеек — этажей содержит каждый домик?

— Счёт линеек ведём снизу, как этажи в доме, как полки в шкафу.

— Запомните. Эти пять линеек называются нотным станом. Повторите за мной — Нотный стан. Многие музыканты его называют нотоносцем. Почему?

— Повторите за мной. Нотоносец. Каждый домик нелегко открыть, если нет чего?

— Ключ этот называется скрипичным. Повторите за мной. Скрипичный ключ. Еще он называется ключ соль, так как живет на той же линейке, где нотка СОЛЬ. Хотите узнать, где живут остальные нотки? Одни пишутся на линейках, другие между линейками. Слушайте внимательно

— Давайте вместе расставим ноты по их местам на нотном стане.

— Нотка ДО живет на первой добавочной линеечке снизу.

— Нотка РЕ под первой линеечкой.

— Нотка МИ на первой линеечке

— Нотка ФА между первой и второй линеечкой

— Нотка СОЛЬ на второй линеечке

— Нотка ЛЯ живет между второй и третьей линеечкой

— Нотка СИ живет на третьей линеечке

— Получилась так, что каждая нотка имеет свое место на нотном стане. У нас получился ряд звуков — звукоряд. Повторите за мной. Звукоряд.

Источник

Изучаем основы нотной грамоты

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. В этой краткой статье не будет ничего лишнего, только простые основы нотной грамоты.

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства: до ре ми фа соль ля си . Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой.

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время. Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм.

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется нотоносец: чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек, которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например:

Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните здесь для ознакомления.

Как правило, основы нотной грамоты объясняют на примере скрипичного ключа. Посмотрите, как это выглядит, и пойдём дальше.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях, однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом. Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и метроном – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом.

Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.

Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).

Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).

Источник

Что такое ноты, где они пишутся и как их читать?

Всем привет, дорогие друзья! Сегодня я напишу о том, что такое нотный стан. Как читать ноты и где они пишутся.

Нота — это название звука, музыкальный знак. Ноты отличаются высотой звучания. Всего в природе существует семь нот, это — самая низкая «до», затем «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», самая высокая»си».

Нотный стан — это параллельные горизонтальные линии (нотные линейки), на нотных линейках и между ними записываются ноты. Нотный стан состоит из пяти линеек. Считаем снизу в верх. По-мимо основных линеек нотного стана существует и дополнительные (добавочные) линейки на которых пишутся ноты.

Скрипичный ключ — это музыкальный знак, который открывает запись в нотной строке.

Как же правильно понимать, читать и знать, где пишутся ноты?

Нота «до» первой октавы — пишется на первой добавочной линейке. Нота «ре» первой октавы — пишется под первой линейкой. Нота «ми» первой октавы — пишется на первой линейке. Нота «фа» первой октавы — пишется между первой и второй линейкой. Нота «соль» первой октавы — пишется на второй линейке. Нота «ля» первой октавы — пишется между второй и третьей линейкой. Нота «си» первой октавы — пишется на третьей линейке.

Вот так развернуто нужно знать, уметь читать и правильно говорить ноты!

Если вам понравилась эта статья ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал. Спасибо, что прочитали эту статью!

Источник

Занятие 3 «Где живут ноты?» из цикла по обучению нотной грамоте

Папанова Алла Владимировна
Занятие 3 «Где живут ноты?» из цикла по обучению нотной грамоте

Представляю третье занятие из цикла по обучению музыкальной грамоте творческого объединения детей по интересам » Ритмическая мозаика».

Цель занятия:

— познакомить детей с названием нот, нотным станом, написанием и расположением нот на нотоносце.

Задачи:

— воспитание потребности узнавать новое в музыке, музыкальных терминах,

— развивать гибкость и пластичность, точность и ловкость движений, координацию рук и ног,

— воспитывать культурные привычки во время общения друг с другом во время игры,

— развивать умение организовать игровое общение с другими детьми.

-продолжать обучение музыкальной грамоте

Материал:

— фланелеграф, разлинованный пятью линейками,

— пособие по обучению музыкальной грамоте – изображение нот, скрипичный и басовый ключи,

-металлофоны на каждого ребёнка,

— небольшие мячи для каждого ребёнка для выполнения упражнений,

— большой мяч для игры.

Вход: дети входят спокойным шагом, звучит песня «Семь нот». Песня «Семь нот» муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева.

(кассета 77 лучших песен для детей. Выпуск 3).

Орг. момент:

М. р. : Ребята, вы заметили, о чём была песенка, которая вас сегодня встречала? О нотах! А вы знаете, где живут ноты? Все ноты живут в одном многоэтажном доме, который называется нотным станом или нотоносцем. А всего в доме пять этажей (показывает линейки на фланелеграфе, т. к. стан состоит из пяти линеек. Каждая нота занимает своё положение на нотном стане – свою уютную квартирку. Открывают двери дома ключи, да не обычные, а музыкальные- скрипичный и басовый.

Живут нотки в своём доме дружно — никогда не ссорятся.

Итак, познакомимся с нотами.

(м. р. выкладывает ноты на фланелеграфе по тексту стихотворения В. Сергеева «Где живут ноты ?»)

1. Есть у каждой ноты дом.

Где живёшь ты, нота ДО?

Здесь на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

2. Нота РЕ, ты где живёшь?

Где ты песенки поёшь?

Найди меня сумей-ка

Под первою линейкой!

3. Смотри, запомни и пойми!

Попела звонко нота МИ,

Первая линейка- высоко не лезть

Первая линейка- хорошо и здесь

4. Между первой и второй

ФА глядит в окошко

Между первой и второй

Тесно ей немножко.

5. На второй линейке Соль

С нотой Фа встречается.

Если скажешь ФА и СОЛЬ

6. А вы меня заметили?-

Спросила нота ЛЯ:

— Между второй и третьей

Пою я песню детям.

Ля – ля – ля – ля — ля – ля!

7. А на линейке третьей СИ

На самой серединке.

Споём, когда не попроси

Мы ноты без запинки!

8. ДО вверху и ДО внизу

Мы споём от ДО до ДО

М. р. А сейчас каждый из вас октаву может сыграть на металлофоне. Сначала посмотрите как это сделаю я, а затем повторите.

(дети играют на металлофонах, называя ноты при помощи взросло го)

М. Р. Без нот композиторы не написали бы музыки, а мы её не услышали и не смогли бы петь и танцевать. Ноты нам помогают даже делать разминку. Потому, что музыканты играют прекрасную музыку по нотам!

Разминка.

Комплекс упражнений с мячами № 5.

Ходьба в колонне по одному и бег вокруг мяча.

1. И. п. : основная стойка, руки с мячом внизу. Ходьба на месте, одновременно перекладывая мяч из руки в руку над головой.

2. И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны.

«Передача мяча с поворотом»

1– поворот влево, мяч перекладывается в левую руку, 2 – и. п. ,

3 – поворот вправо,

3. И. п. : стать прямо, ноги на ширине плеч мяч в правой руке.

1,2 – наклон, мяч за ногами переложить в левую руку,3,4 – и. п.

5,6 – наклон мяч переложить в правую руку,

4. И. п. :лечь на спину, руки вдоль туловища, мяч в правой руке.

1,2 – поднять ноги вверх, переложить мяч за ногами в левую руку,

5,6 – переложить в правую руку,

5. И. п. : сесть на пол, скрестив ноги, мяч в правой руке

1,2 — поворот, положить мяч за собой назад,

3,4 – и. п. мяч лежит за спиной,

5,6 – поворот взять мяч,

6. И. п. :стоя, мяч на полу.

Прыжки вокруг мяча.

М. р. Ребята,вы сегодня хорошо потрудились и можно поиграть!

Игра с мячом.

1 часть – медленная музыка, водящий в центре круга с мячом, под музыку бросает мяч любому ребёнку, тот его возвращает. Мяч бросать равномерно, под музыку, на сильную долю такта.

2 часть – музыка в быстром темпе, водящий подбегает к детям, встаёт в круг, поднимает мяч вверх. Дети,между которыми встал водящий, бегут за кругом навстречу друг другу. Кто первый взял мяч – становится водящим.

Итог занятия. М. Р. :

Чтобы ноты не забыть,

Надо ноты повторить!

Я попрошу Вас дома рассказать, что вы узнали сегодня на занятии! А что вы расскажете (ответы детей)

Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы. Данное занятие я проводила для аттестации на 1 квалификационную категорию в марте 2013 года. Это занятие является частью цикла занятий.

Пособия по обучению грамоте. Ребусы, шарады… Занятия по обучению грамоте очень нравятся детям. Для того, чтобы они проходили наиболее интересно и продуктивно я изготовила и постоянно.

Источник

Оцените статью