Ноты романса даргомыжского он был титулярный советник

А. С. Даргомыжский

Титулярный советник

Жанр: песня для голоса с фортепиано.

Автор стихов: П. И. Вейнберг.

Время создания стихотворения : 1859 год.

Время создания романса: 1859 год.

Начнем с автора слов этой песни (романса).

Петр Исаевич Вейнберг (1831-1908) — поэт, переводчик, академик историк литературы. Сын нотариуса, детство провёл в Одессе. Учился на юридическом факультете Ришельевского лицея, который оставил в 1850 и поступил на филологический факультет Харьковского университета. Окончив в 1854 университет, переехал в Тамбов, где служил чиновником особых поручений при губернаторе и редактировал неофициальную часть «Тамбовских губернских ведомостей». С 1858 до конца жизни жил в Петербурге. [1]

В стихотворении «Он был титулярный советник» отразилась безответная любовь поэта к дочери тамбовского губернатора.

Чтобы полнее осознать драматизм ситуации, описанной в стихотворении П. Вейнберга и в песне А. Даргомыжского, необходимо знать, кто был кто в Табели о рангах в царской России.

Титулярный советник — этот чин IX класса Табели о рангах. Он более других известен по литературе и искусству. Из стихотворения П. Вейнберга и песни А. Даргомыжского, начинающихся словами: «Он был титулярный советник, она — генеральская дочь», создается впечатление чин этот был совсем незначительным, поскольку женитьба на дочери генерала остается несбыточной мечтой героя. «Между тем чин титулярного советника был не мал, он равен армейскому капитану. Почему бы генеральской дочери не выйти замуж за молодого, преуспевающего капитана? Суть в том, что не одни лишь чины определяли положение в обществе; герой стихотворения-романса явно был человеком незнатным и неимущим, выслужившимся из разночинцев. Никакой генерал не выдал бы дочь за не дворянина или даже за личного, то есть непотомственного дворянина; в этом случае внуки его не наследовали бы дворянство. Право на потомственное дворянство давал только следующий чин, VIII класса, поэтому-то на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу-чиновнику было чрезвычайно трудно; дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо — штулярами или титуляшками». [2]

А. С. Пушкин был титулярным советником. [3]

Общеизвестно, что Даргомыжский многое в своем творчестве унаследовал от М. Глинки. Но у него появляются и новые вокальные жанры. Это романсы сатирические, их не было у Глинки. Это скорее песни. «Титулярный советник», как и «Червяк» — это сатирическая сценка, с характерными, можно сказать, сценическими ремарками. Эта песня относится к позднему периоду творчества А. Даргомыжского, охватывающему 1857 – 1866 годы.

Предметом внимания А. Даргомыжского становятся низшие сословия — представители солдатской среды, бедного чиновничества. Своею главную задачу в этот период композитор видит в обнажении пороков и язв социальной действительности николаевской России. И в этом А. Даргомыжский отнюдь не одинок. Его музыка сродни литературе того времени (Некрасов, Ф. Достоевский) и живописи (В. Перова).

В песне «Титулярный советник» А. Даргомыжский своеобразно претворил стиль водевильных куплетов, присущую этому жанру острую характеристичность и точную манеру обрисовки действующих лиц. Эта песня отчасти напоминает другую его песню в этом жанре — «Мельника»: лаконизмом формы, до наглядности выразительным контрастом образов (униженного чиновника и гордой «властительницы его дум»), тонкой фиксацией подробностей «действия». В музыке передан властный жест генеральской дочери, нетвердая из-за опьянения походка «героя», его заплетающаяся речь. [4]

Именно эта характерная черта стиля А. Даргомыжского делает его произведения очень трудными для исполнения. С одной стороны, кажется, что яркая образность, заключенная в самой музыке, может легко воплотиться в исполнении, с другой – существует реальная угроза превратить романсы этого рода в карикатуру. Требуется большой талант, чтобы исполнить эти романсы ярко, но не вульгарно – талант, которым в непревзойденной степени обладал, вероятно, лучший исполнитель вокальных произведений А. Даргомыжского Федор Шаляпин.

[1] Свыше 80 стихотворений Вейнберга положены на музыку. Среди композиторов (кроме А. Даргомыжского) – Ф. Направник, М. Ипполитов-Иванов, А. Гречанинов, Ц. Кюи.

[2] Федосюк Ю. Что непонятно у классиков, иди Энциклопедия русского быта XIX века. М. 2003. С. 96.

[3] В некоторых исторических документах А. Пушкин именуется камергером. Но это следствие ошибки. Впервые поэт так именуется в «Военно-судном деле» (начато 1-го февраля и оконченным 20-го марта 1837). Эта ошибка возникла вследствие того, что 31-го декабря 1833 г . Николай I решил преподнести Пушкину новогодний подарок в виде высочайшего указа: «Служащего в Министерстве ин[остранных] дел тит[тулярного] со­в[ет­ни­ка] Александра Пушкина всеми­ло­сти­вейше по­жа­ловали мы в звание камер-юнкера двора нашего». Когда было заведено «Военно-судное дело», поэт в нем по ошибке был назван вместо камер-юнкера, камергером. (См. http://www.krags.ru/doc/tirasp/19.doc).

В составленной молодым А. Чеховым в 1886 году юмористической табели о рангах писателей П. Вейнберг был удостоен чина коллежского асессора (чин IX класса, то есть даже на ступень ниже чина героя песни и, быть может, реального чина поэта).

[4] Огромная заслуга А. Даргомыжского в том, что он не только звуками передал настроение — это стремились сделать и все его предшественники, но воспроизвел именно интонации речи. Это воспринял и дальше развил до исключительной выразительной силы М. Мусоргский. В. Стасов в биографическом очерке «Модест Петрович Мусоргский», характеризуя 60-е годы ( XIX века) в музыке писал: « в это время прибавился еще новый могучий художественный элемент: элемент национальной жизненности и комизма. Без сомнения, этот элемент глубоко лежал в натуре Мусоргского и рано или поздно высказался бы во всей своей характерности. Но что этот элемент высказался именно в ту минуту и сразу в таком изумительном совершенстве – тому причиной был Даргомыжский. Он первый ступил на эту новую, никем до тех пор не пробованную дорогу Когда Мусоргский в 1857 году познакомился с Даргомыжским, у этого последнего существовала уже целая галерея неподражаемых жизненных созданий, высоко оригинальных и с такими национальными формами, каких до него не пробовал никто в мире. «Титулярный советник», «Червяк», «Мчит меня в твои объятья», «Как пришел муж из-под горок», «Ох тих-тих-ти!» — все это были высокие создания ». – Стасов В. Статьи о музыке. Выпуск 3. М . 1977. С. 76 – 77.

Источник

Титулярный советник.

Титулярный советник. Этот чин IX класса современникам известен более других во многом благодаря популярному романсу Даргомыжского на слова Вейнберга, начинающемуся словами: «Он был титулярный советник, она — генеральская дочь».

****
Он был титулярный советник,
Она — генеральская дочь;
Он робко в любви объяснился,
Она прогнала его прочь.

Пошел титулярный советник
И пьянствовал с горя всю ночь,
И в винном тумане носилась
Пред ним генеральская дочь.

Как-то неожиданно возникла своя «современная» версия:
____________________________________________________

Он был генеральный директор,
Она — секретарь-референт.
Он как-то схватил её крепко,
Она уступила в момент.

Потом генеральный директор
Был груб с ней, забыв этикет,
И про включённый «селектор».
Что было. Теперь — не секрет.

****
Она была супер-моделью,
А он — опустившийся бомж,
Она его сбила машиной
С названьем сияющим «Порш».

Картинка во всём благолепии
Застыла в «бомжовых» глазах:
Красотка с журнальной обложки
Без мысли о тормозах.

Была она всем известной кокеткой,
Он консулом был иностранной державы,
Их встречи на тайной квартире нередко
Случались не ради забавы.

Потом он был выслан персоной «нон грата»,
Её вёз «столыпин» в Сибирь.
Ждала его дома жена и награда,
Её — белоснежная ширь.
_________________________________________________________

Татьяна Игнатова 5 ( http://www.stihi.ru/avtor/ignattur):
_________________________________________________________

Он жил под одним псевдонимом,
Она же — открыто для всех.
Он в мире представился мнимом,
Она — как и есть — человек.

Играл роль и так он, и эдак,
Она же старалась понять.
Остался вопрос без ответа.
Наскучило дальше играть.

Гала Исакова ( http://www.stihi.ru/avtor/abrakadabra12fr):
_________________________________________________________

Он был генеральский ребенок
Она — дочь кухарки одной.
Влюбилась в него с пеленок,
Ходила к ним часто домой

Бог красотой не обидел,
А там нажо ж мыть, убирать.
Он как-то ее увидел
И затащил в кровать.

.
Ребенок красив словно кукла.
Ну что тут еще сказать .

Генералу любимым внуком
Ему все равно не стать. 🙁
:)))))

Был бы рад вариациям на эту тему (Вейнберга) в рамках русского литературного языка. )))

Источник

Тема 7. Романсы и песни А.С.Даргомыжского.

Александр Сергеевич Даргомыжский – это прежде всего вокальный композитор. Основа его творчества – это больше 100 романсов и песен, которые стали его своеобразной «творческой лабораторией».

Даргомыжский — основоположник нового направления в русской музыке – «музыкального реализма». Он первый русский композитор, который перенес в музыку социальные темы (социальное неравенство — богатые и бедные, титулованные и низкого происхождения; социальная несправедливость). Тем самым Даргомыжский создал новый вид русского романса.

Даргомыжский был очень наблюдательным человеком, тонким психологом с очень хорошим музыкальным слухом. Он изучал людей, подмечал их манеру поведения, жесты, интонации речи, различные оттенки эмоциональных состояний. И затем передавал это в музыке через особый сплав речевых и музыкальных интонаций.

То есть, основные средство создания конкретного образа у Даргомыжского – это воспроизведение интонаций человеческой речи через музыкальные интонации.

Знаменитая фраза Даргомыжского, которая стала его творческим кредо: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды». Под правдой он понимал точную передачу речевых интонаций в музыке.

Все романсы и песни Даргомыжского можно разделить на две большие категории:

1) классические любовные и лирические романсы, например «Мне грустно», «Мне минуло 16 лет», «Ты рождена воспламенять», либо романсы в духе народной песни;

2) романсы направления, которого до Даргомыжского не существовало в русской музыке и в котором он считается новатором. Это вокальные произведения на социальные темы (например, сатирические или трагедийные). Например, «Титулярный советник», «Червяк», «Старый капрал».

«Титулярный советник» (1859) , слова П.И.Вейнберга.

Жанр произведения обозначен самим композитором как «песня для голоса с фортепиано».

***Титулярный советник – это 9 класс в «табели о рангах» 19 века в России (всего было 14 классов, самый высший – 1й класс, это генерал-фельдмаршал, канцлер или действительный тайный советник 1-го класса).

Эта песня — «смех сквозь слезы». Это рассказ о неудачной любви скромного титулярного советника к генеральской дочери, с презрением его оттолкнувшей. Главный герой – титулярный советник – нарисован робким и смиренным. Мелодия же генеральской дочери — властна и решительна.

«Червяк» (1858)

Этоеще один яркий пример «музыкального реализма» Даргомыжского.

По жанру – комическая песня.

Стихотворение, на которое написана эта песня, принадлежит французскому поэту Жан Пьеру Беранже (умер в 1857 году, как и Глинка), год создания стихотворения — 1856. У Беранже оно носит название «Знатный приятель». Затем это стихотворение на русский язык перевел Василий Степанович Курочкин (русский поэт, переводчик). И в 1858 году на эти стихи сочиняет песню Даргомыжский, под названием «Червяк».

«Червяк» — еще одна сатирическая песня. Вся она пронизана тонкой иронией. Здесь, как и в «Титулярном советнике», тоже показан маленький человечек. Но это уже совсем другой тип. Это чиновник-подхалим, пресмыкающийся перед начальством ради собственной выгоды.

Его образ передан через верно схваченные интонации бытовой речи. Интонации главного героя — подчеркнуто скромные, подобострастные. Зато, при появлении упоминаний о «высокой особе» — появляются широкие интервалы, акценты и замедления. Это делает интонации «его сиятельства» особо «весомыми», «значительными».

В вокальном творчестве Даргомыжского присутствует не только социальная сатира. Есть и другие темы. Например, драматические, трагедийные.

«Старый капрал» (1858), слова П. Беранже в переводе В. Курочкина.

Сам Даргомыжский определил это произведение как «драматическую песню».

***Капрал — начальник команды — воинское звание младшего командного состава и низший унтер-офицерский чин в вооружённых силах ряда стран.

По жанру – это баллада.

***Баллада – это рассказ, изложенный в поэтической форме (часто с драматическим сюжетом).

Это тоже монолог, как и в «Червяке». Но это уже драматический монолог-сцена, музыкальная драма, главный герой которой — старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого офицера и осужденный за это на смерть. Т.е., здесь раскрыта тема социальной несправедливости (старый заслуженный солдат, но низкого звания и молодой офицер).

Старик – наполеоновский капрал виновен в преступлении против дисциплины. Его ведут расстреливать, а он на походе держит предсмертную речь к товарищам. Сюжет трагический.

Песня написана в куплетной форме с повторяющимся припевом. Припев в виде чеканного марша – обращения героя песни к товарищам — звучит как строевая команда, которую отдает капрал.

Именно суровый припев с его четким маршевым ритмом и настойчивыми триолями в вокальной партии становится главной характеристикой героя, его душевной стойкости и мужества.

Вокальная партия речитативного склада. Каждый куплет более драматичный, чем предыдущий. Каждый — по-разному раскрывает образ старого солдата. Это — эпизоды-воспоминания о прожитой жизни.

Например, в одном из эпизодов герой вспоминает родную деревню, ее широкое приволье, старушку-жену. В заключении музыка драматически рельефно и образно передает трагическую развязку: прощальное обращение осужденного, раздающийся оружейный залп («страшный аккорд» в партии фортепиано), удаление с места казни солдат (минорно звучащий припев песни « В ногу, ребята» в партии фортепиано).

«Мне минуло 16 лет»,на слова поэта Антона Дельвига.

Это бесхитростный классический романс. Еще один монолог, так как ведётся от лица девушки. Здесь Даргомыжский очень точно воссоздает образ юной 16-летней девушки, веселой, грациозной, ласковой. Созданию такого легкого девичьего образа способствуют мажорный лад (тональность До-мажор), вальсовый ритм, а также широкая песенная мелодия.

***Антон Антонович Дельвиг (1798-1831), поэт, критик, журналист, издатель. Из обрусевших лифляндских баронов, и сам барон. На вступительных экзаменах в Царскосельский лицей познакомился с А.С.Пушкиным; знакомство переросло в их теснейшую дружбу. Поэтическое творчество Дельвига было очень тепло принято современниками. Пушкин писал “«Помимо его прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада необычного. Он был лучший из нас». На стихи Антона Дельвига создано много романсов.

Источник

Читайте также:  Возьму уроки по фортепиано
Оцените статью