- Уроки фортепиано
- Гаммы для фортепиано | Аппликатура гамм
- Какими пальцами играть гаммы?
- Аппликатура гамм для фортепиано:
- Аппликатура гаммы Фа мажор (F-dur) и Фа минор (f-moll)
- Аппликатура гаммы Си мажор(H-dur) и Си минор (h-moll)
- Аппликатура гаммы Соль диез минор (gis-moll)
- Аппликатура гаммы Си бемоль мажор (B-dur)
- Аппликатура Ми бемоль мажор (Es-dur)
- Аппликатура Ля бемоль мажор (As-dur)
- Аппликатура Ре бемоль мажор (Des-dur)
- Аппликатура Си бемоль минор (b-moll)
- Аппликатура гаммы Фа диез мажор (Fis-dur)
- Аппликатура гаммы Фа диез минор (fis-moll)
- (29) Гаммы: Обозначения и расстановка пальцев (аппликатура)
Уроки фортепиано
В помощь освоению расположения нот на нотном стане
и клавиатуре фортепиано предлагаем программу «Однорукий пианист»,
присланную Сергеем Антонюком.
Не вдаваясь в теоретические подробности (думаю, в разделе «Теория» хватит учебного материала), будем пробовать свои силы в игре на фортепиано. Если хотите, на синтезаторе. А если синтезатор подключен к компьютеру. Так это же вообще замечательный помощник в обучении! Современные синтезаторы имеют динамическую клавиатуру (то есть звучание ноты зависит от силы удара по клавише). Все дальнейшие возможности мы будем проходить постепенно.
Пение по слуху.
Подбирание мелодий.
Транспонирование.
Клавиатура и название звуков.
Ноты.
При игре следует обращать внимание на посадку, не горбиться, не напрягать руки, спину и тело. Представьте, что в руках (кисти рук) Вы держите яблочко.
Для общего знакомства с фортепиано (синтезатором) давайте сыграем гамму До-мажор. Соблюдайте аппликатуру (расстановка пальцев). Аппликатура указана цифрами над нотами. Старайтесь играть ровно. Играем пока только правой рукой.
Цифры над нотами (повторяюсь) аппликатура. 1 — большой палец, 2 — указательный, 3 — средний, 4 — безымянный, 5 — мизинец. Для общего представления послушаем. После достижения первых успехов (на Ваше усмотрение), попробуйте сыграть наоборот, начиная с мизинца. Если Вы захотите в дальнейшем играть гамму не в одну октаву, а болеее, то надо изменить немного аппликатуру, то есть заменить 5-ый палец на первый и продолжить далее.
В мое время, когда я учился музыке, категорично было запрещено играть на слух. Это считалось «халтурой» (похвастаюсь, я был первый халтурщик). Теперь же обстоятельства изменились. Всячески поощряется игра на слух. Давайте немного займемся этим. Вот послушайте и попробуйте сыграть, не видя нот. Подскажу, что начинается «Кошкин дом» с ноты соль. Вы же помните «розовое» детство: «Динь-дон, динь-дон. Загорелся кошкин дом». Попробуйте пропеть вначале, чтобы в голове сложились звуки. Для закрепления даю еще два звуковых примера. Пример 1 (как кукушка кукует?); пример 2 (в лесу, заблудившись, что кричат?!). Пожалуйста, не сетуйте на «детскость» заданий. Если бы Вам в первом классе дали решить квадратное уравнение, думаю, Вам бы не понравилось. Так же и здесь. Научитесь — пожалуйста, будем играть во «взрослость».
Примеры построены на отдельных легкозапоминающихся мелодических интонациях. Далее попробуйте спеть этот пример от какой-либо другой ноты и подберите от этой же ноты на фортепиано. Не надо избегать появления черных клавиш, например, при транспонировании. Что такое транспонирование мы будем проходить на уроках «Теории». Скажу только своими словами, что это «сдвиг» всех нот на определенную высоту вверх или вниз. Попытайтесь понять это, попробовав на клавиатуре ф-но. Поймите, что для правильного подбора мелодии требуется употребление как белых, так и черных клавиш. Это способствует более быстрому освоению клавиатуры и более свободной ориентации на ней.
Я Вам дам сейчас еще три небольших песенки. Слушайте и старайтесь сыграть также, можете смотреть на ноты, для более близкого с ними знакомства.
Над нотами проставлена аппликатура (нумерация пальцев) правой руки, под нотами — левой. Чтобы прослушать упражнение, щелкните мышкой по нужному рисунку.
Эти более сложные примеры разучиваются по тому же принципу. Сначала запомните слова, а потом спойте мелодию с текстом. Если появляются трудности, то разделите мелодию на фразы и пойте по частям.
Песня складывается из отдельных звуков. Каждая из них имеет свое название. В музыке существует семь основных наименовании звуков, разных по высоте: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Расстояние между двумя звуками называется >ИНТЕРВАЛОМ. Интервал между двумя звуками, имеющими одинаковое наименование, называется ОКТАВОЙ.
Клавиатура фортепиано состоит из семи с половиной октав. Каждая октава имеет свое название. Октава, находящаяся посередине клавиатуры, называется ПЕРВОЙ ОКТАВОЙ. Вправо от нее находятся: ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ (неполная) ОКТАВЫ. Влево от первой октавы расположены: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА и СУБКОНТРОКТАВА (неполная).
В процессе работы над первыми музыкальными примерами надо постоянно знакомиться с названием звуков и их расположением на клавиатуре, о различной длительности звуков.
На этих образцах, так же как и на последующих пьесах и этюдах, необходимо добиваться мягкого и глубокого звука. Важнейшим условием для развития правильных игровых навыков являются плавные, не заторможенные и не резкие движения всей руки при опускании ее на клавиатуру и, что не менее важно, при ее подъеме, собранные, нерастопыренные пальцы и отсутствие напряжения в мышцах кисти и ладони. Палец, нажимающий клавишу, должен быть несколько закруглен и касаться ее «подушечкой».
Овладение правильными и естественными игровыми навыками — процесс длительный и сложный, требующий терпения и большой сосредоточенности. Однако при всей важности и сложности этого момента на следует его выдвигать на первый план ни в начале обучения, ни на последующих этапах.
Правильность игровых движений проверяется прежде всего звуковым результатом: ученик должен вслушиваться в то, что у него получается, играть осмысленно и выразительно. Поэтому неправильно поступают те педагоги, которые во время игры учащегося «подсказывают» ему: «подними палец! освободи кисть!» и т. д. Следует анализировать игру с точки зрения ее художественности и попытаться понять, в силу каких причин в его исполнении «вылезла» или не прозвучала та или иная нота.
Первые и часть последующих примеров целесообразно исполнять не связно (non legato), играя их одним пальцем (лучше всего средним) и постепенно переходя к использованию других пальцев. Нумерация пальцев: большой—первый (обозначаемый в нотах цифрой 1), указательный—второй (2), средний—третий (3), безымянный—четвертый (4), мизинец—пятый (5).
Перед игрой на инструменте следует сесть таким образом, чтобы локти находились не ниже, а скорее чуть выше уровня клавиатуры. Маленьким по росту ученикам надо ставить под ноги скамейку. Нужно также следить за тем, чтобы приучаться сидеть прямо, не горбясь, не облокачиваясь на спинку стула, не поднимая плечи, не прижимая локти к корпусу и не оттопыривая их.
Для того, чтобы записать музыкальное произведение, пользуются знаками, которые называются НОТАМИ.
Ноты, как и звуки, бывают разной длительности. Если, например, ровно посчитать РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и на каждый счет представить себе по одному звуку, то мы получим четыре одинаковых по длительности звука.
Каждый такой звук обозначается знаком .
Звук, длящийся два счета, пишется так:
Звук, длящийся четыре счета, — так: . Эти знаки имеют соответствующее название:
— ЧЕТВЕРТНАЯ НОТА.
—ПОЛОВИННАЯ НОТА.
— ЦЕЛАЯ НОТА
В музыке существуют более мелкие, чем четверть, длительности. Одна ЧЕТВЕРТЬ равна двум ВОСЬМЫМ НОТАМ: =
Если равномерно просчитать до четырех и на каждый счет представить себе по два равномерных звука, то мы получим восемь одинаковых по длительности звуков—восемь ВОСЬМЫХ НОТ.
ПАУЗА—перерыв в звучании, знак молчания. Паузы, как и ноты, имеют разную длительность:
Упражнение. Определить (просчитать или прохлопать в ладони), какими нотами (длительностями) написаны находящиеся выше упражнения.
Для обозначения высоты звука пользуются нотоносцем, состоящим из пяти линеек:
Нижняя линейка считается первой, а верхняя — пятой. Ноты пишутся на линейках и между линейками, а также на верхних добавочных и на нижних:
Чтобы записать большее количество разных по высоте звуков, пользуются двумя нотоносцами, соединенными чертой:
На верхнем нотоносце, как правило, ставится скрипичный ключ (ключ соль), на нижнем — басовый (ключ фа).
Источник
Гаммы для фортепиано | Аппликатура гамм
Это было домашним заданием по фортепиано на лето: выучить гаммы с аккордами и арпеджио (читайте об аппликатуре коротких арпеджио). О пальцах в аккордах читайте в статье «Аппликатура аккордов для фортепиано». Мы пока в начале пути. Гаммы сдаваться не собираются, осаду держат знатно. Аппликатура не запоминается, темп не наращивается, света в конце туннеля не видать. Хиляем потихоньку диезные мажоры, в минорах погрязли. Но я верю — прорвемся!
Какими пальцами играть гаммы?
С некоторыми все просто, а вот другие требуют особого подхода. Заинтересовалась я аппликатурой гамм, которые начинаются с черных клавиш, или вот гаммы от фа и си заковыристые, обычная аппликатура к ним не подходит.
Нашла! Вдруг кому-то еще надо. Спешу поделиться на kidside, а то куда не кинься все для гитары, а гаммы для фортепиано не в моде что ли? Аппликатура написана для двух-октавной гаммы, пальцы в скобках приходятся на тонику. Не забудьте, что минор играется двух видов: гармонический (повышается VII-я ступень) и мелодический (в восходящем движении повышаются VI, VII ступени, в обратном движении — натуральный минор).
Расскажу, как учит гаммы наш педагог. В первую очередь это касается большого пальца. У ребенка часто при игре первым пальцем проваливается вниз вся кисть, получается неровность в звуке и темпе. Чтобы этого избежать, проучить гамму поднимая все пальцы, в том числе и большой палец (не класть его, а именно ставить).
В идеале гамма должна играться по четыре, т.е. с акцентом на первую ноту из четверки (как бы шестнадцатыми). К этому приему нужно переходить, когда аппликатура уже выучена, ребенок не зажат и не думает над каждым пальцем. Нам очень помогла заячья считалочка от нашего преподавателя:» раз морковка, два морковка, три морковка, и капуста». Слова могут быть любыми, главное уложиться в четыре слога. Мы придумывали разные и перешли на игру по четыре гораздо легче, чем просто отсчитывая и постоянно сбиваясь. Знаем преподавателя, который считает пуговицами: пу-го-ви-ца, пу-го-ви-ца и т.д.
Аппликатура гамм для фортепиано:
- До мажор (C-dur), Соль мажор (G-dur), Ре мажор (D-dur), Ля мажор (A-dur), Ми мажор (E-dur)
- Ля минор (a-moll), Ми минор (e-moll), Ре минор (d-moll), До минор (c-moll), Соль минор (g-moll)
Правая рука : 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4 (5)
Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1
Аппликатура гаммы Фа мажор (F-dur) и Фа минор (f-moll)
Тональности интересны тем, что гамма заканчивается на четвертом пальце (а не на пятом, как обычно). Это касается правой руки, аппликатура в левой руке обычная.
Правая рука: 1 2 3 4, 1 2 3, 1 2 3 4, 1 2 3 (4)
Левая рука: 5 4 3 2 1, 3 2 1, 4 3 2 1, 3 2 1
Аппликатура гаммы Си мажор(H-dur) и Си минор (h-moll)
В этих тональностях правая рука стандартна, а в левой придется начать с 4-го пальца
Правая рука: 123 1234 123 1234
Левая рука: 4321 4321 321 4321
Аппликатура гаммы Соль диез минор (gis-moll)
Правая рука: 23 123 1234 123 123
Левая рука: 321 4321 321 4321(2)
Аппликатура гаммы Си бемоль мажор (B-dur)
Правая рука: 2123 1234 123 1234
Левая рука: 321 4321 321 4321 (2)
Аппликатура Ми бемоль мажор (Es-dur)
Правая рука: 21 234 123 1234 123
Левая рука: 321 4321 321 432(2)
Аппликатура Ля бемоль мажор (As-dur)
Правая рука: 23 123 1234 123 123
Левая рука: 321 4321 321 4321
Аппликатура Ре бемоль мажор (Des-dur)
Правая рука: 23 1234 123 1234 12
Левая рука: 321 4321 321 4321(2)
Аппликатура Си бемоль минор (b-moll)
Правая рука: 2123 1234 123 1234
Левая рука: 21 321 4321 321 432
Аппликатура гаммы Фа диез мажор (Fis-dur)
Правая рука: 234 123 1234 123 12
Левая рука: 4321 321 4321 321(2)
Аппликатура гаммы Фа диез минор (fis-moll)
Правая рука: 231 231 234 123 123
Левая рука: 4321 321 4321 321(2)
На уроках в музыкальной школе начинать рекомендуют с Шопеновских гамм: Си мажор для правой и Ре бемоль для левой руки, т.к. в них заложена формула Шопена. На них у ученика сразу вырабатывается правильная модель руки: длинные пальцы на черных, короткие на белых клавишах. Такая позиция исключает зажим руки, кисть приобретает естественную форму, находится на середины клавиатуры, не спускается к краям клавиш.
Мы начали не так. Наша отправная точка — гамма До мажор 🙂
Источник
(29) Гаммы: Обозначения и расстановка пальцев (аппликатура)
Разучивание гамм и арпеджио необходимо для отработки базовых исполнительских техник и навыка игры с листа, при этом пассажи следует доводить до автоматизма, чтобы играть, не задумываясь о том, как попасть нужным пальцем в нужную ноту. Практиковать игру нужно и в минорном, и в мажорном ладу. После освоения аппликатуры нет необходимости практиковать ее каждый день, хотя, нужно заметить, она представляет собой прекрасное упражнение для разминки.
В главе (76) Хроматическая гамма можно узнать откуда появились гаммы – хроматическая и другие, – а также узнать об их характерных особенностях. Здесь же мы обсуждаем обозначения и аппликатуры. Для теоретических целей используется кодировка нот буквенными обозначениями C D E F G A B; для пения см. Сольфеджио [(68) Теория, Сольфеджио].
Исторически ноты на белых клавишах фортепиано структурированы относительно тональности до мажор, можно сказать, что в этом случае наши предшественники допустили ошибку. Гораздо лучше было бы расположить клавиши на клавиатуре «равномерно», просто чередуя черные и белые клавиши. Это бы «уменьшило» октаву на одну клавишу, исполнителям было бы легче брать широкие аккорды, нужно было бы выучить всего четыре аппликатуры, существенно бы облегчилось транспонирование, особенно на целый интервал, упростилось бы исполнение арпеджио и хроматических гамм, расстояние между черными клавишами было бы одинаковым везде, что снизило бы количество ошибок, а учащиеся осваивали бы инструмент гораздо быстрее. Единственным недостатком, пожалуй, стало бы более узкое расстояние между черными клавишами, что было бы неудобно для исполнителей с широкими пальцами.
К сожалению, в результате исторической практики до мажор не назвали ля мажором. Таким образом, октавные числа изменяются на До, а не Ля; поэтому на C4 ноты имеют нумерацию A3, B3, C4, D4, … . . Названия нот были даны для скрипки, настроенной на Ля, о том, насколько это подходит для клавиатуры никто не думал. Не было никакой причины, по которой скрипку нельзя было бы настроить на частоту 440 Герц, и если бы это случилось, то Ля мажор на фортепиано игрался бы только белыми клавишами. Первая ступень мажорного или минорного лада называется тоникой, т.е. нота До — это тоника До-мажорной гаммы. Самая низкая нота на клавиатуре из 88 клавиш это А(0), а самая высокая — С8.
Стандартные аппликатуры восходящих мажорных гамм (Таблица 1.1) – это 12312345 (правая рука, одна октава), 54321321 (левая рука) для мажорных гамм C, G, D, A, E (с диезами 0,1,2,3,4, соответственно). В ряду F, C, G, D, A количество диезов увеличивается (в гамме соль-мажор присутствует F#, в гамме ре-мажор – F# и C#, в гамме ля-мажор – F#, C#, G# и т. д.), в F, Bb, Eb, Ab, Db, Gb, мажорные гаммы, в ряду B, E, A, D, G, увеличивается количество бемолей; каждый интервал между соседствующими ступенями является пятым. Открытые струны на скрипке — это соль, ре, ля, ми. Буквенная последовательность постоянная – GDAEBFC – и представляет собой квинтовый круг, ее нужно запомнить. Поскольку это круг, за C естественно следует G. Если взглянуть на гамму си-мажор или соль-бемоль мажор, то можно увидеть, что на нотной линейке в одну последовательность выстраиваются 5 диезов или 6 бемолей. Таким образом, 2 диеза будут фа-диезом и до-диезом, три диеза — фа-диезом, до-диезом, соль-диезом и т.д. Бемоли добавляются в обратном порядке по сравнению с диезами. Отличительным признаком гаммы является ключевой знак; так, ключевым знаком соль-мажорной гаммы является фа-диез (F#). Учитесь распознавать интервалы квинтового круга на клавиатуре; после этого играть гаммы в порядке увеличения количества диезов (идти квинтами от До вверх) или бемолей (идти квинтами вниз) для вас не составит труда, вы даже не будете заглядывать в ноты.
С минорными гаммами сложнее, потому что они подразделяются на три группы; сбивать с толку может и то, что зачастую их называют просто «минорными», не уточняя к какой именно группе относится гамма, не облегчает положения и то, что одна и та же гамма может именоваться в разных источниках по-разному. Минорные гаммы нужны для создания особого настроения. Простейшей минорной гаммой является параллельный минор (также называемый «натуральным минором»); простой он потому, что имеет тот же ключевой знак, что и его мажорная родственница; по теории, тоника параллельного минора движется до шестой ноты его мажорной сестры. Мне легче запомнить его как минор с пониженной третьей, а не повышенной шестой ступенью. Например, тональности Соль мажор и Ми минор являются параллельными по отношению друг к другу. Тоникой параллельного минора является Ми, а ключевым знаком Фа диез. Другой вид минора – мелодический минор; в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая; зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется параллельный минор. Третий и наиболее часто используемый минор – гармонический минор, его звукоряд отличается от звукоряда параллельного минора повышенной 7-й ступенью. Аппликатура для игры минорных гармонических гамм показана в таблице 1.2. В последнем столбце показана повышенная ступень минорной гаммы: таким образом, гармонический Ля минор — это ABCDEFG#A, а параллельный ему мажор — это Соль мажор.
Таблицы 1.1 — 1.2
Таблица 1.1 Восходящие мажорные гаммы
Таблица 1.2 Восходящие гармонические минорные гаммы
Источник