Ноты с генерал басом

Генерал-бас

Генерал-бас, цифрованный бас, непрерывный бас (нем. Generalbaß, Bezifferter Ваss; лат. Fundamentum, Bassus continuus; итал. basso generale, fondamento; франц. Basse fondamentale, Basse chiffr é e) – возникшая в эпоху барокко (примерно в 16 веке) в Италии сокращённая форма записи аккордового сопровождения с помощью цифр. Внедрение генерал-баса в музыкальную практику некоторые исследователи приписывают Людовику Виадана, который по не уточнённым данным, научно обосновал применение цифрованного баса в 17-м столетии. Генерал-бас становится просто необходимым на том этапе развития музыкального искусства, так как полифония начинает всё больше уступать место гомофонии, в которой все голоса подчиняются одному главному (обычно верхнему) голосу, образуя аккомпанемент к нему. Период с 1600 по 1750 годы известен в музыкальной истории как «Эпоха генерал-баса». Знание генерал-баса входило в обязанности органистов и капельмейстеров. Примеры использования цифрованного баса можно найти в творчестве великих композиторов той поры — Арканжелло Корелли (1653-1713), Алессандро Скарлатти (1660-1725), Клаудио Монтеверди (1567-1643), Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750), Георга Фридриха Генделя (1685-1759), Джованни Баттисты Перголези (1710-1736). Цифрованный бас использовался для нотации клавесинного и органного аккомпанемента до 1-ой половины 18 века, когда в практику входит более точное обозначение аккордового аккомпанемента.

Правила использования генерал-баса легли в основу современной музыкальной науки и учебной дисциплины – гармонии. В 20-м веке цифрованный бас стал использоваться для записи эстрадной и джазовой музыки.

Принцип записи цифрованного баса заключается в том, что над или под нотами нижнего голоса многоголосия (баса) ставятся цифры, обозначающие интервалы из которых от баса нужно выстроить вверх аккорд. В системе генерал-баса применяются следующие обозначения:

1) цифра «0» над или под нотой в басу означает, что аккорд в данном случае не нужен;

2) нота не помеченная никаким знаком – что необходимо исполнить трезвучие (созвучие из 3-х звуков, построенное по терциям вверх), основанием («примой») которого будет нота в басу;

3) нота с цифрой «6» – секстаккорд (обращение трезвучия, где основание переносится вверх, т.е. аккорд выглядит так: «терция» (3-ий звук в трезвучии) – «квинта» (5-ый звук в трезвучии) – «прима» (1-ый звук в трезвучии), при этом крайние звуки в аккорде образуют интервал сексту);

4) нота с пометкой «4/6» — квартсекстаккорд (обращение трезвучия, где кроме «примы» аккорда верх поднимается и его терция, т.е. аккорд выстраивается по следующей цепочке: «квинта» – «прима» – «терция», интервальный состав аккорда при этом будет: кварта+терция, а крайние звуки в квартсекстаккорде образуют интервал сексту);

5) нота с цифрой «7» – септаккорд (4-хзвучный аккорд, построенный по терциям вверх, крайние звуки его образуют интервал септиму);

6) нота с пометкой «5/6» – квинтсекстаккорд (обращение септаккорда в котором «прима» переносится вверх);

7) нота с пометкой «3/4» – терцквартаккорд (обращение септаккорда в котором кроме «примы» вверх переносится и «терция»);

8) нота с цифрой «2» — (обращение септаккорда в котором кроме «примы» и «терции» вверх переносится ещё и «квинта», а в басу остаётся септима);

9) «9» — необращенный нонаккорд (5-тизвучный аккорд, построенный вверх по терциям, крайние звуки его образуют интервал нону);

10) нота с пометкой «6/7» – (обращение нонаккорда в котором «прима» переносится вверх);

11) нота с пометкой «4/5» – (обращение нонаккорда в котором кроме «примы» вверх переносится и «терция»);

12) нота с пометкой «2/3» – (обращение нонаккорда в котором кроме «примы» и «терции» вверх переносится ещё и «квинта»).

13) цифра с хроматическим знаком (диез, бемоль) перед ней обозначает случайный знак альтерации, относящийся к верхней ноте интервала;

14) хроматический знак без цифры обозначает хроматически измененную «терцию».

Таким образом, использование генерал-баса позволяло не выписывать музыкальное сочинение полностью, а лишь фиксировать на бумаге мелодическую линию и цифрованный бас, по которому исполнитель определял гармонию и играл её, в определённой степени импровизационно подбирая фактуру для исполнения аккомпанемента (см. рис. 5.1 и 5.2).

Рис. 5.1 И. С. Бах. Соната для 2 скрипок и цифрованного баса, 3-я часть. Оригинал
Рис. 5.2 То же, в расшифровке Л. Ландсхоффа

Очень удобен был цифрованный бас для записи речитатива.

С 18 века в данной системе нотной записи наметился отход от эскизности, которая позволяла быстро набросать музыкальную пьесу к мелочной точности в обозначении деталей исполняемого музыкального материала, что естественно свело на нет все положительные качества генерал-баса (прежде всего простоту использования).

С 20 века, как уже было сказано выше, цифрованный бас используется в джазовой музыке и прежде всего при обозначении диатонических аккордов. С помощью римских цифр (I, II, III, IV, V, VI, VII) под басом пишется так называемая «цифровка», определяющая ступени от которых исполнителю необходимо построить аккорды. К примеру, цифра «II» в тональности фа мажор означает Gm7 (т.е. септаккорд 2-ой ступени). Хроматические знаки (знаки альтерации) располагаются в джазовом виде цифрованного баса перед римской цифрой. Например, «bII» в ре мажоре означает Ebm7. Когда в аккорде используются альтерированные или дополнительные тоны, то применяют буквенно-цифровую запись аккордов (т.е. в ре мажоре аккорд E7b5 обозначается как II7b5, где II – номер ступени в данной тональности).

Источник

Ноты с генерал басом

Дана линия баса. Если без цифр, то надобно самому определить функцию, по тональности, по контексту, даже по традиции. А если цифровка стоит, то основные правила такие: если 53 или ничего не написано, то трезвучие от этого звука, если 6 и 64 то секстаккорд и квартсекстаккорд соответственно. 7,65,43,2 — септаккорд с обращениями. И так далее. Ступени римскими цифрами не прописаны, потому что тут другая система — мы просто строим данное созвучие от басового звука вверх.
Например, стоит у нас нота ми и подписано «6». Секстаккорд должен быть такой: e-g-c.
Это самое начальное. Есть еще правила, как обозначается альтерация, и много чего другого. Например, есть особая техника, когда не просто аккорды ставятся, а красиво, с контрапунктом. Есть определенные различия в стилях расшифровки (конечно, разница в стилях заметна тогда, когда дается больше свободы, или даже полностью отсутствует цифровка): французский стиль, итальянский, немецкий, и так далее.

Все это дьявольски интересно, и плохо, что это не изучается на обычных исполнительских факультетах, теми же пианистами (насчет органистов я не в курсе), а только на отделении аутентичного исполнительства.

Действительно, очень интересно, когда приходиться применять на практике, а не просто на уроке гармонии. Но, гармонии у меня ещё небыло, а столкнуться с похожим пришлось.

Источник

Тема: Бас

Опции темы
Поиск по теме

Бас

Здравствуйте!Покажите пожалуйста пример использования Генерал — баса Баса -остинато!

Ответ: Бас

Все-таки генерал-бас и бассо-остинато — это два разных понятия.
Для справки:

Генерал-бас (нем. Generalbab, итал. basso generale), цифрованный бас, непрерывный бас (итал. basso continue), упрощённый способ записи гармоний с помощью басового голоса и проставленных под ним цифр, обозначающих созвучия в верхних голосах, а также сам басовый голос с цифрами, применяющийся при этом способе записи гармоний. Генерал-бас возник в Италии в конце 16 в. в практике органного и клавесинного аккомпанемента. При аккомпанементе по Генерал-бас на органе или клавесине допускалось разное изложение на основе данной гармонии. (Большая советская энциклопедия)

Генерал-бас (Pundamentum, Bassas continuns — лат., Fondamento, Bassocontinao — итал., Basse fondamentale, Basse chiffree — французск.,Bezifferter Bass — нем.) — цифрованный бас, обозначает нижний голос музыкальной пьесы, над илипод нотами которого ставятся цифры, обозначающие интервалы, на которыеотстоят ноты верхних голосов от лежащих под ними нот нижнего голоса. Помере того, как меняются интервалы между верхним и нижним голосами,меняются и цифры. Цифры под басом, заменяющие ноты, долженствующиенаходиться над ним, требуют меньше времени для письма и, по своейусловности, занимают гораздо меньшее место. Этот сокращенный способписьма в особенности пригоден для быстрого набрасывания сочинения вэскизе. Нота с нулем обозначаете ноту без аккорда, нота без всякогознака — необращенное трезвучие, цифра 6 в генерал-басе обозначаетсекст-аккорд (первое обращение трезвучия), 4/6 — кварт-секст-аккорд(второе обращение трезвучия), 7 — необращенный септ-аккорд, 5/6 — первоеего обращение, 3/4 — второе обращение, 2 — третье обращение, 9 — необращенный нон-аккорд, 6/7 — его первоеобращение, 4/5 — второе обращение, 2/3 — третье обращение. Цифра с хроматическимзнаком перед ней обозначает случайный знак, поставленный у верхней нотыинтервала. Хроматический знак без цифры обозначает хроматическиизмененную терцию.
(Энциклопедия Брокгауза и Эфрона)

Бассо остинато (итал. basso ostinato, буквально — упорный бас), одна из вариационных форм в музыке, основанная на многократном повторении в басовом (нижнем) голосе неизменной темы, которая сопровождается меняющимися верхними голосами. В результате при сохранении тематического единства происходит непрерывное обновление многоголосной музыкальной ткани, форма Бассо остинато очень подходит для создания единого музыкального образа, воплощения единого настроения. Бассо остинато использовался в ариях и хорах 17—18 вв. как нижний голос сопровождения (Г. Перселл, И. С. Бах — Crucifixus из мессы си минор), в инструментальных формах типа пассакальи и чаконы, сохранившихся до наших дней (Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит и др.). В музыке 19—20 вв. остинатность выходит за рамки Бассо остинато и становится одним из основных формообразующих принципов в различных элементах музыкального языка. (БСЭ)

Источник

Тема: Четырехголосная игра генерал-баса

Опции темы
Поиск по теме

Четырехголосная игра генерал-баса

Уважаемые члены форума, будьте любезны, подскажите где можно найти
«Предписания и основоположения четерехголосной игры генерал-баса для учеников,изучающих музыку» И.С.Баха.
Как я понял из А.Швейцера, эта работа приводится у Ф.Шпитта, но я не смог найти ни Шпитта, ни перевод рукописи в отдельности.
Если вам известны еще какие-то материалы о том, как И.С. Бах преподавал композицию (кроме Форкеля и Швейцера,которых я читал), буду вам очень благодарен за ссылки.

Ответ: Четырехголосная игра генерал-баса

Генерал-бас изучается и сегодня в вузах (в Германии), это искусство вполне современное и живое.

Основные правила здесь.

А для более основательного изучения я бы рекомендовал:

Walter Kolneder
Schule des Generalbaßspiels
Florian Noetzel Verlag
2. Aufl.-1986 ISBN 3-7959-0332 -7

Последний раз редактировалось sesquialtera; 16.03.2008 в 03:05 .

Ответ: Четырехголосная игра генерал-баса

А не посоветуете что-нибудь более..англо-саксонское? А то по генерал-басу есть две книжки..но одна на итальянском, другая вот на немецком, прочесть хочеться, но неможеться)

Ответ: Четырехголосная игра генерал-баса

Ну, я-то немецко-саксонский.
В Саксонии учусь. В Дрездене

Ответ: Четырехголосная игра генерал-баса

Кажется, в Oxford Press (. ) была выпущена в свое время книга «Thoroughbass according to Haendel», — это расшифровка генделевских собственных упражнений для игры basso continuo плюс достаточно ясные разъяснения по теме.

Ответ: Четырехголосная игра генерал-баса

А Вы Мультитранслит загрузите и переводите сразу большими блоками — очень удобно!

Ответ: Четырехголосная игра генерал-баса

В 2004 году в Питере была издана «Муз.азбука» Кирхгофа, современника Баха (факсимиле + расшифровки и комментарии А.Милки): http://www.compozitor.spb.ru/ann21.htm

Re: Ответ: Четырехголосная игра генерал-баса

http://www.lehrklaenge.de/PHP/Harmon. assTabelle.php краткая таблица расшифровки условных обозначений для начинающих. Там на немецком, но язык не нужен, всё понятно из нотных примеров.

http://www.noten-klavier.de/noten/generalbass.htm Это собственные упражнения Моцарта как педагога — он предлагал их своему венскому ученику Томасу Аттвуду (Thomas Attwood ). Чем хороши примеры (кроме того, что их придумал Моцарт!) — на каждое задание даётся полная расшифровка. Немецкий знать необязательно, открываете PDF-файлы и сравниваете задание в цифрах и расшифровку в нотах. Всё понятно.

Ой! Тема-то древняя. Ну ничего, может, кому пригодится.

Последний раз редактировалось В.Б.Брайнин; 03.03.2012 в 20:48 . Причина: поздно заметил, что обсуждения давно нет

Re: Ответ: Четырехголосная игра генерал-баса

Это скорее минус: в генералбасе как правило возможны несколько вариантов. Готовые решения приучают к клише. Там же всё просто, математика одна. В любой книжке на эту тему достаточно прочитать первын страницы, где основные правила — и нужно тренироваться. Постепенно это начинает идти автоматом.

Кстати, название темы не совсем корректно: генералбас не играется строго четырёхголосно. Это не задачка по гармонии. Например, последовательность секстаккордов по нормам учения о гармонии нужно играть, удваивая попеременно то приму, то квинту (чтобы избежать параллелей). При игре генералбаса никто забивать себе голову подобной глупостью не будет: секстаккорды играются 3-голосно.

Re: Ответ: Четырехголосная игра генерал-баса

Это скорее минус: в генералбасе как правило возможны несколько вариантов. Готовые решения приучают к клише. Там же всё просто, математика одна. В любой книжке на эту тему достаточно прочитать первын страницы, где основные правила — и нужно тренироваться. Постепенно это начинает идти автоматом.

Кстати, название темы не совсем корректно: генералбас не играется строго четырёхголосно. Это не задачка по гармонии. Например, последовательность секстаккордов по нормам учения о гармонии нужно играть, удваивая попеременно то приму, то квинту (чтобы избежать параллелей). При игре генералбаса никто забивать себе голову подобной глупостью не будет: секстаккорды играются 3-голосно.

Вы правы. Однако мне было любопытно посмотреть, какое голосоведение предусматривал Моцарт как педагог, и вообще на его методический подход.

Источник

Оцените статью