Ноты с шрифтом брайля

В Министерстве культуры РФ в 2016 году по государственной программе «Доступная среда» оцифровали ноты для слепых.

Российская государственная библиотека для слепых в 2016 году приступила к созданию электронной библиотеки нот, изданных рельефно-точечным шрифтом Брайля. В результате сформирована электронная библиотека брайлевских нот, которая состоит из 38 произведений. Список произведений (см. ниже) включает хрестоматии педагогического репертуара для детских музыкальных школ, сборники нот для средних музыкальных образовательных учреждений и концертный репертуар для музыкальных инструментов (фортепиано, баян, гитара, балалайка и др.) При переводе в цифровой формат нот по системе Брайля учитывалась специфика партитуры для конкретного вида музыкального инструмента и уровень музыканта, который будет исполнять (педагогический или концертный репертуар).
Оцифрованные брайлевские ноты размещены на сайте www.rgbs.ru в разделе Электронный каталог и доступны бесплатно. Скачать оцифрованные брайлевские ноты на сайте Российской государственной библиотеки для слепых в разделе «Электронный каталог»: войти в режим «Расширенный поиск», выбрать тип издания «Ноты по Брайлю», поставить галочку «Искать только книги, доступные в электронном виде» и дать команду «Найти». Загрузится список оцифрованных нот, изданных рельефно-точечным шрифтом Брайля. Под библиографическим описанием оцифрованных брайлевских нотных изданий нажмите на ссылку «Скачать книгу», оцифрованные ноты копируются на компьютер пользователя в заархивированном виде. Распаковав архив, пользователь получит:
— титульный лист, набранный рельефно-точечным шрифтом;
— титульный лист, набранный плоскопечатным шрифтом; — содержание произведения (если составил автор), набранное рельефно-точечным шрифтом;
— оцифрованные брайлевские ноты конкретного произведения, которые представлены в нескольких файлах, если объем произведения большой;
— справка об оцифрованном брайлевском издании, включающая:
— информацию об оригинале нотного издания;
— количество знаков в строке и количество строк на листе. Эта информация нужна для настроек брайлевского принтера для распечатки нот рельефно-точечным шрифтом;
— программу akelpad.exe — текстовый редактор, открывающий оцифрованные ноты музыкальных произведений в рельефно-точечном шрифте в кодировке DOS-866;
— брайлевскую таблицу RUSBRL.JBT, которая используется для корректного отображения нотных знаков на брайлевском дисплее.
Электронная почта нотно-музыкального отдела Российской государственной библиотеки для слепых : noti@rgbs.ru

Список оцифрованных брайлевских нот:

  1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре: В 4 кн. – М.: РГБС, 2016. – Кн. 1 – 188 с.
  2. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре: В 4 кн. – М.: РГБС, 2016. – Кн. 2. – 171 с.
  3. Барток Б. Allegro barbaro и другие пьесы для фортепиано. – М.: РГБС, 2015. – 1 кн. — 37 с.
  4. Бах И.С. Французские сюиты для фортепиано. – М.: РГБС, 2014. – 1 кн. — 99с.
  5. Бах И.С. Хорошо темперированный клавир: для фортепиано в 2-х ч. / под ред. А. Кройца: Ч. 1. – М.: РГБС, 2016. –Кн. 1. 182 с. Кн. 2. 132 с. Кн. 3. 129с.
  6. Бах, И.С. Инвенции и симфонии. — М.: РГБС, 2002. – 1 кн. -74 с.
  7. Бах, И.С. Маленькие прелюдии и фуги: для фортепиано / под ред. Н. Кувшинникова. – М.: РГБС, 2012. – 1 кн. — 121 с.
  8. Бертини А. 24 этюда для фортепиано: op.29. – М.: РГБС, 2015. – 1. Кн. 35 с.
  9. Высоцкий В.С. Песни: для голоса в сопровождении гитары. — М.: РГБС, 2012. – 29 с.
  10. Гайдн Й. Концерт ре мажор: для фортепиано с оркестром / переложение для двух фортепиано А. Гольденвейзера: партия первая и вторая. — М.: РГБС, 2014. – 44 с.
  11. Для Вас, гитаристы : произведения для шестиструнной гитары. – М.: РГБС, 2014. – 1 кн. — 23 с.
  12. Дунаевский И. Песни. – М.: РГБС, 2013. – 50 с.
  13. Играй, музыкант! / Сборник избранных обработок и переложений для баяна или аккордеона Б.Ф. Бойченко. – М.: РГБС, 2010. – 1 кн. — 138 с.
  14. . Избранные пьесы для флейты. – М.: РГБС, 2012.- 1 кн. – 16 с.
  15. Клементи М. Сонатины: соч. 36: для фортепиано / ред. А. Руббаха. — 50 с.
  16. Кулаков, В. Нотная азбука для начинающих незрячих музыкантов / учебно-методическое пособие для практического освоения нотной системы Брайля. – М.: РГБС, 2011. – 1 кн. — 35 с.
  17. Ладухин, Н. Одноголосное сольфеджио. – М.: РГБС, 2015. – 1 кн. — 51 с.
  18. Лопатина И. Пособие по музыкальному диктанту и слуховому анализу: в 2-х ч.: Ч. 2: Примеры для слухового анализа. — М.: РГБС, 2014. – 32 с.
  19. Лопатина, И. Пособие по музыкальному диктанту и слуховому анализу: в 2-х ч.: Ч. 1: Музыкальные диктанты. — М.: РГБС, 2013. – 1 кн. — 75 с.
  20. Метнер, Н. Соната C-Dur : оp. 11, № 3. Размышление (Meditazione): из цикла «Забытые мотивы»: оp. 39, № 1. — М.: РГБС, 2015. – 1 кн. — 35 с.
  21. Моцарт, В. Рондо: переложение для балалайки и фортепиано Н. Лукавихина. – М.: РГБС, 2014. – 1 кн. — 18с.
  22. Песни из кинофильмов Эльдара Рязанова. – М.: РГБС, 2013. – 40 с.
  23. Пьесы для начинающего флейтиста. — М.: РГБС, 2011. – 1 кн. — 20 с.
  24. Русские народные песни в обработке для балалайки: в сопровождении фортепиано. — М.: РГБС, 2014. – 32 с.
  25. Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». – М.: РГБС, 2015. – 67 с.
  26. Седельников Г. Детские тетради №1, 2: фортепианные пьесы для средних классов дет. муз. школы. – 40 стр.
  27. Стравинский И. Весна священная: отрывок / перелож. авт. для фортепиано в четыре руки. – М.: РГБС, 2015. – 20 с.
  28. Украинские народные песни. – М.: РГБС, 2015. – 40 с.
  29. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепьяно (Ш-IVклассы детской музыкальной школы): вып. 2: изд. 2-е / Сост.: Н. Любомудрова, К. Сорокин, А. Туманян. 2 книги Кн. 1 – 121 стр. Кн. 2. – 142 стр.
  30. Чайковский, П. Арии и дуэты из опер: для голоса в сопровождении фортепиано. – М.: РГБС, 2014. – 1 кн. — 41с.
  31. Черни К. 24 этюда: для левой руки: оp. 718. – М.: РГБС, 2015. – 36 с.
  32. Шамина З.И., Клевезаль Г.П., Смирнов Г.А. Нотная система Брайля (Руководство по изучению записи и чтения нот рельефно-точечного шрифта): В 8 кн. – М.: РГБС, 2016. – кн. 1. — 181 с.
  33. Шамина З.И., Клевезаль Г.П., Смирнов Г.А. Нотная система Брайля (Руководство по изучению записи и чтения нот рельефно-точечного шрифта): В 8 кн. – М.: РГБС, 2016. – кн. 2. — 200 с.
  34. Школа игры на фортепиано / Сост.: Кисель Э., Натансон В., Николаев А., Сретенская Н. // Под общей редакцией Николаева А.: в 3-х книгах. — М.: РГБС, 2016. – 3 кн. — 477с. Кн. 1. — 154 с. Кн. 2. — 126 с. Кн. 3. — 197 с.
  35. Шопен Ф. Прелюдии для фортепиано. – М.: РГБС, 2012. – 86 с.
  36. Штраус, И. Арии из оперетт и вальсы: для голоса в сопровождении фортепиано. — М.: РГБС, 2014. – 1 кн. -23с.
  37. Шуберт, Ф. Фантазия фа минор: соч. 108 : для фортепиано в 4 руки: primo. — М.: РГБС, 2011. – 1 кн. — 27с.
  38. Шуберт, Ф. Фантазия фа минор: соч. 108 : для фортепиано в 4 руки: sekondo. — М.: РГБС, 2013. – 1 кн. — 25 с.

Источник

Музыка Брайля — Braille music

Музыка Брайля — это код Брайля, который позволяет записывать музыку с помощью ячеек Брайля, чтобы ее могли читать слабовидящие музыканты. Система была создана Луи Брайлем .

Музыка Брайля использует ту же шестизначную ячейку Брайля, что и литературный шрифт Брайля. Однако музыка Брайля имеет собственное значение, синтаксис и сокращения.

Почти все, что можно записать нотной записью, можно записать нотной записью Брайля. Однако система обозначений — это независимая и хорошо развитая система со своими собственными соглашениями.

Самая большая в мире коллекция обозначений находится в Библиотеке Конгресса США.

Содержание

Изучение музыки Брайля

Брайлевскую музыку в целом выучить не легче и не труднее, чем печатную. Слабовидящие музыканты получают те же преимущества от обучения чтению нот Брайля, что и зрячие музыканты, которые учатся читать ноты. Слабовидящие музыканты могут начать изучать музыку со шрифтом Брайля примерно в то время, когда у них появится достаточная компетентность в чтении литературного шрифта Брайля.

Обучение музыке Брайля

Музыка Брайля для начинающих, как и печатная музыка для начинающих, довольно проста. Учителя музыки, не знакомые с музыкой Брайля, могут легко изучить основы нотной записи Брайля и быть на шаг или два впереди ученика, который изучает музыку Брайля. Некоторые распространенные книги по методам печати имеют версию, написанную шрифтом Брайля, поэтому обе книги можно использовать рядом друг с другом.

Перевод музыки на шрифт Брайля

Многие стандартные произведения для некоторых жанров для каждого инструмента написаны шрифтом Брайля. В США их можно получить в Национальной библиотечной службе для слепых и лиц с ограниченными возможностями восприятия печатной информации (NLS) Библиотеки Конгресса (бесплатно для квалифицированных специалистов) и в других местах. В большинстве стран есть похожие национальные библиотеки.

Однако многим слабовидящим музыкантам нужна музыка, которую раньше никогда не переводили на шрифт Брайля. В Соединенных Штатах, Канаде, Великобритании и многих других странах сеть специалистов по расшифровке музыки Брайля расшифровывает такую ​​музыку.

Другой вариант — использовать компьютерную музыкальную систему с выводом шрифта Брайля. Большинство таких программ автоматически конвертируют печатную нотацию (ноты) в шрифт Брайля.

Введение в символы и синтаксис музыки Брайля

Некоторые из наиболее распространенных музыкальных символов и комбинаций шрифта Брайля приведены в таблице ниже:

Высота и ритм

Как показано в разделе «Ноты» музыкальной таблицы Брайля выше, каждый символ показывает высоту и выбор из двух ритмических длин ноты, которые не зависят от контекста. Например, точки 1, 4, 5 обозначают основную форму до, которая является восьмой нотой (дрожание) или гораздо более редкой 128-й нотой. Каждый символ ритма, как сказано, удваивается по значению; 8-е ноты соответствуют 128-м нотам, четвертные ноты (пряжи) соответствуют 64-м нотам, половинные ноты соответствуют 32-м нотам, а целые ноты соответствуют 16-м нотам (полушарие). Новички сначала изучают наиболее распространенные ритмические значения (восьмые, четвертные, половинные и целые ноты). Для продвинутых пользователей не возникает ритмической двусмысленности, поскольку контекст, включая размер и линии тактов, делает намеченное ритмическое значение ясным. Например, при измерении времени 4/4, которое включает только символ с точками 1,3,4 (весь или 16-й остаток), эти факты проясняют, что символ является целым отдыхом.

Метки октавы

Метка октавы добавляется перед первой нотой, чтобы указать ее октаву и случай неожиданного изменения. Например, 4-я октава — это октава, начинающаяся со средней C и идущая вверх до B выше средней C. Мелодия, явно идущая вверх из первой октавы, может, если двигаться пошагово, переходить во вторую, третью и четвертую октавы без требующие дополнительных октавных знаков. Правило состоит в том, что, за исключением отметки октавы, указывающей иное, ноты перемещаются на унисон / без изменений, 2-ю или 3-ю, а не 6-ю, 7-ю или октаву. Например, следующее непрерывно движется вверх, заканчиваясь в 5 октаве:

Октава 2 CCDEFGABCDEFGABCDEFGA BBCC

Правило для четвертых и пятых более консервативно. За исключением знака октавы, указывающего иное, любой мелодический скачок 4-й или 5-й ноты остается в той же октаве, что и предыдущая нота. Например, это всегда остается в пределах 2 октавы:

Октава 2 CGDAEBFCGDAE

Из-за использования октавных знаков символы ключа не требуются в музыке Брайля. Иногда будут выдаваться символы ключа (басовый ключ, скрипичный ключ или другие), чтобы слабовидящий музыкант знал каждую деталь партитуры.

Музыкальные обозначения

Музыкальные обозначения, такие как «dim», «cresc» или «rit», вставляются в строку с обозначением ноты и ритма и, чтобы отличить их от нот, октавы и других музыкальных знаков, всегда предваряются «знаком слова» (точки 3 , 4,5).

Оговорки могут быть обозначены значком размытия между двумя нотами или скобками, окружающими группу заметок, которые должны быть невнятными.

Музыкальные знаки, такие как стаккато или тенуто, обычно ставятся перед нотой или аккордом, на которые они влияют. Музыкальные знаки, показанные на таблице, изменяют четвертную ноту C (точки 1,4,5,6).

«Музыкальный дефис» означает, что такт будет продолжен на следующей строке (это происходит несколько чаще в нотах Брайля, чем в нотах печатной версии).

«Апостроф слова» указывает, что слово будет продолжено в следующей строке.

Повторяющиеся символы

Музыка со шрифтом Брайля имеет тенденцию быть довольно громоздкой. Из-за этого существует система повторяющихся символов — гораздо более обширная, чем в нотной печати — для уменьшения количества переворачиваний страниц, размера партитуры и затрат на печать.

Символ повторения (точки 2, 3, 5, 6) используется как напечатанный внутристрочный символ, чтобы указать, что должна быть повторена доля, половина такта или полный такт.

Кроме того, музыка Брайля часто включает такие инструкции, как «повторите такт 2 здесь» или «повторите такты 5–7 здесь». Таковы в дополнение к обычно используемым знакам повтора и первому и второму окончанию.

Контрапунктные линии и аккорды в нотном стане

В отличие от нотной записи нот, музыка Брайля имеет линейный формат. Следовательно, необходимо использовать определенные условные обозначения для обозначения контрапунктных линий и аккордов (когда в нотоносце одновременно воспроизводится более одной ноты).

В соответствии

Независимые линии контрапункта в штате указываются через полное или частичное согласование. Дается первая из контрапунктурных линий, затем вторая, заключенная в соответствующие символы. Соответствующие символы указывают на то, что две линии должны воспроизводиться одновременно.

Обозначение интервалов

Гомофонические хордовые секции записываются с использованием интервальной записи. Например, запись «четвертная нота-C, 3-я, 5-я» будет указывать на проигрывание C вместе с нотами на 3-ю и 5-ю более высокие, чем C, что делает аккорд CEG длиной четверть ноты. Чтение обозначения интервалов несколько усложняется тем фактом, что некоторые нотоносцы используют нотацию снизу вверх (указывается нижняя нота каждого аккорда, а интервалы читаются вверх от данной ноты), а в некоторых используется нотация сверху вниз (верхняя нота каждого аккорда). указывается аккорд и отсчитываются интервалы вниз от данной ноты). Современное соглашение заключается в том, чтобы указать основную ноту (либо басовую линию, либо линию мелодии) и позволить интервалам увеличиваться или уменьшаться оттуда по мере необходимости. Например, в большинстве фортепианных композиций левая рука определяет нижнюю ноту, а интервалы идут снизу вверх, а правая рука определяет верхнюю ноту, а интервалы идут сверху вниз. Во многих старых партитурах все нотоносцы читаются снизу вверх или все читаются сверху вниз. Большинство партитур имеют примечание, указывающее направление обозначения интервалов. Однако в некоторых старых партитурах направление должно определяться из контекста. По соглашению, in-accords даются в том же направлении, что и обозначение интервалов. Таким образом, изучение in-accords является ключом к разблокированию того, какое чтение применимо.

Работа с разными посохами

Печатная музыка часто пишется на нотоносцах. Например, фортепианная музыка обычно пишется на двух инструментах, составляющих большой нотоносец : один для скрипичного ключа (который используют певцы сопрано) и один для басового ключа. Стандартные хоровые произведения используют это в основном там, где они не пересекаются, или там, где они пересекаются, как в музыке струнного квартета (наиболее часто добавляемые ключи — альт и / или тенор). Ноты в разных нотоносцах, играющих одновременно, выровнены по вертикали. Из-за линейного характера музыки Брайля и того факта, что слепой музыкант обычно может читать только один нотоносец за раз, несколько нотоносцев обрабатываются несколькими способами в зависимости от сложности музыки и других соображений. Формат штрих-кода больше всего похож на формат нот для печати с правой нотацией в верхней строке и левой нотацией в нижней строке. Сохраняется некоторая степень вертикального выравнивания между правой и левой руками. Другие способы борьбы с музыкой нескольких кадров являются: линия над форматом строки , раздела по формату раздела ; стиль абзаца ; и построчно . Как правило, они занимают меньше места на странице, но от музыканта требуется больше усилий, чтобы решить, как соединить нотоносцы вместе. Например, в партитуре для фортепиано, записанной в формате раздела за разделом, партия правой руки может быть записана для первых 8 тактов, за которой следует партия левой руки. Попытки выровнять детали не предпринимаются. Та же процедура применяется для тактов 9–16 и так далее, раздел за разделом, на протяжении всей партитуры. Слепой музыкант выучивает и запоминает одну секцию только правой рукой, затем только левой рукой, затем объединяет руки по памяти и обращает внимание на различные места в партитуре Брайля, чтобы определить, как эти части сочетаются друг с другом. В примечании переводчика часто уточняется используемый формат. Однако для многих старых и более сложных партитур формат должен определяться путем изучения музыки и контекста.

Вариации на музыку Брайля

С годами во многих разных странах возникло множество мелких различий в музыкальной практике Брайля. Некоторые предпочли другой стандарт для интервальной или нотной записи или использовали разные коды для различных менее распространенных нот. Международные усилия по стандартизации музыкального кода Брайля завершились обновлением, кратко изложенным в Музыкальном кодексе Брайля 1997 года и подробно описанном в Новом международном руководстве по нотной записи Брайля (1997). Однако пользователи должны знать, что они столкнутся с расхождениями при заказе партитур в типографиях и библиотеки, потому что они часто старше и из разных стран.

Источник

Оцените статью