Ноты с василенко балет мирандолина

Балет Мирандолина. Либретто

Предлагаем Вашему вниманию либретто балета Мирандолина. Балет Мирандолина в трех действиях. Композитор С.Н.Василенко. Либретто П. Аболимова, В. Варковицкого по мотивам комедии К. Гольдони «Хозяйка гостиницы». Постановка В. Вайнонена. Художник Н. Шифрин.

Первое представление: Москва, филиал Большого театра Союза ССР, 16 января 1949 г.

Действующие лица: Мирандолина, хозяйка гостиницы. Фабрицио, слуга. Граф Альбафьорита. Маркиз Форлипополи. Кавалер. Рипафратта. Слуги, служанки. Уличные танцоры, цыганки, цыгане. Музыканты.

Флоренция. Двор гостиницы, принадлежащей красавице Мирандолине. Раннее солнечное утро. Посреди двора Фабрицио чистит обувь. Работа валится у него из рук. Он безнадежно влюблен в свою хозяйку.

Выходит Мирандолина. Фабрицио признается ей в любви. Мирандолина неравнодушна к своему слуге, но, кокетничая с ним, держит его на расстоянии. Огорченный Фабрицио уходит.

Во двор вбегает толпа мальчишек. Они сообщают Мирандолине о приезде богатого постояльца. В воротах появляется граф Альбафьорита. Он поражен красотой хозяйки. Во двор входит следующий гость — маркиз Форлипополи, потомок некогда знатного рода, старичок с горделивой осанкой, но с пустым карманом. Ему отводят комнату под лестницей. Двор гостиницы пустеет.

С треском распахиваются ворота, врывается новый постоялец- кавалер Рипафратта. Страстный охотник, он весь обвешан охотничьими трофеями. Своему бойкому слуге он приказывает снести дичь на кухню. Рипафратта в прекрасном настроении. На шум выбегают служанки, а за ними выходит Мирандолина. Настроение у кавалера сразу падает: убежденный женоненавистник, он видит вокруг себя одних женщин.

Рипафратта готов покинуть гостиницу. Но ловкая Мирандолина вызывает слуг-мужчин. Кавалер сразу успокаивается: теперь, пожалуй, он останется. Мирандолина решает проучить нахала-аристократа. С этим решением она уходит.

Появившийся граф Альбафьорита подзывает Фабрицио и просит устроить ему свидание с Мирандолиной. Из-под лестницы появляется маркиз-Форлипополи и вручает Фабрицио письмо для передачи его хозяйке.

Соперники — граф и маркиз — яростно налетают друг на друга. Входит Мирандолина. Граф и маркиз наперебой говорят ей самые изысканные комплименты. Мирандолина, скрывая смех, одинаково любезна и кокетлива с обоими поклонниками. Страсти разгораются: граф и маркиз ссорятся и вызывают друг друга на дуэль. Увы, маркизу нечем отразить нападение графа — в его руках оказывается лишь заржавленный обломок шпаги. Наконец граф и маркиз уходят.

Фабрицио устраивает Мирандолине сцену ревности. Бросив фартук, он хочет покинуть гостиницу и ее коварную хозяйку. С лукавой улыбкой Мирандолина показывает Фабрицио цветок, который она хранит в память о нем. Простодушный Фабрицио снова полон радостных надежд.

Вечер. Двор гостиницы полон гостей, прибывших во Флоренцию на карнавал. Все танцуют — маски, гости, слуги. Бурный танец Мирандолины вызывает всеобщий восторг.

Неожиданно раздается треск и шум. На веранду, прямо в танцующих летят подушки и другие домашние вещи. На лестницу выскакивает кавалер Рипафратта. Он возмущен. Комфорт гостиницы пришелся ему не по вкусу. Все в смятении разбегаются. Не испугалась лишь Мирандолина. Кокетством и лукавством она пытается смирить гнев кавалера.

Вечер. Комната кавалера Рипафратта. Он развлекается фехтованием со своим слугой. Приносят ужин. Рипафратта недоволен им и отправляется объясняться на кухню, но в дверях сталкивается с Мирандолиной. Она распекает слуг и выгоняет их из комнаты.

Мирандолина угощает кавалера. Вначале Рипафратта относится к девушке с обычной неприязнью. Но движения Мирандолины так изящны и легки, а вино, которым она угощает, так крепко, что незаметно для себя он начинает увлекаться прелестной хозяйкой. Мирандолина заставляет кавалера признаться в любви. Рипафратта бросается к ее ногам, но она, чтобы унять его любовный пыл, притворно падает в обморок. Рипафратта подхватывает Мирандолину на руки и зовет людей.

Вбегают испуганные Форлипополи и Альбафьорита, а за ними Фабрицио. Их взорам предстает смущенный и растерянный Рипафратта с Мирандолиной на руках. Она «приходит в себя», целует Фабрицио и убегает. Граф и маркиз потешаются над кавалером, пока тот не выгоняет их из комнаты.

Рипафратта в отчаянии. Все сильнее разгорается в нем любовь к Мирандолине. Бокал за бокалом он пьет вино и, глядя на портрет Мирандолины, погружается в мечты о ней. Кавалер Рипафратта засыпает. Во сне ему грезится Мирандолина. Просыпается он на полу и снова любуется портретом Мирандолины. Вбежавший слуга насмешливо смотрит на хозяина.

Лунная ночь. Сад. Фабрицио поет серенаду под балконом Мирандолины. Она выходит. Слышится шум. Фабрицио закидывает пестрый платок Мирандолины на балкон кавалера Рипафратта и вместе с Мирандолиной прячется.

Крадучись, появляется граф Альбафьорита. За ним идут музыканты. Вот и балкон с перекинутым через перила пестрым платком Мирандолины. Начинается серенада, но Мирандолина не выходит.

Граф бросает деньги музыкантам, и они исполняют лунный калабрийский танец.

Входит маркиз, за ним его слуга тащит огромную лестницу и корзину роз. Маркиз уже собирается взобраться по лестнице на балкон, но граф задерживает соперника. Начинается драка. В этот миг разбуженный кавалер Рипафратта прыгает с балкона и в бешенстве, со шпагой в руках бросается на графа. Граф, отбиваясь, отступает, кавалер преследует его.

В опустевшем саду показываются Мирандолина и Фабрицио. Наконец они одни. Мирандолина больше не скрывает своего чувства к Фабрицио.

Ночь. Городская площадь. Разгар карнавала. Расталкивая народ, вбегает растерянный маркиз Форлипополи. За ним врываются дерущиеся граф Альбафьорита и кавалер Рипафратта. Сбивая всех со своего пути, размахивая шпагами, дуэлянты посреди площади продолжают схватку.

Вовремя вбежавшая Мирандолина останавливает драку. Входит Фабрицио и, по знаку Мирандолины, возвращает графу и маркизу их подарки. Альбафьорита и Форлипополи ошеломлены, зато кавалер Рипафратта торжествует победу над своими соперниками.

Но, о ужас! Мирандолина представляет всем Фабрицио как своего жениха. Посрамленный Рипафратта убегает с площади. За ним спасаются бегством граф и маркиз. Народ смеясь преследует их. Площадь пустеет. Мирандолина и Фабрицио исполняют танец любви.

Снова звучат гитары, как в тот памятный час, когда Фабрицио, слуга «хозяйки гостиницы», открылся ей в своем чувстве, а Мирандолина так ловко притворялась равнодушной. Тогда она хранила цветок, подаренный ей влюбленным Фабрицио. Теперь дождь цветов встречает их появление. Приятели, друзья, гости в масках, в карнавальных костюмах и без масок приветствуют своих любимцев — Мирандолину и Фабрицио.

Все радуются тому, как ловко одурачили они знатных ловеласов, полагавших, что высокий титул и кошелек, полный дукатов могут победить пламенную силу любви.

Статья «Балет Мирандолина. Либретто» из раздела Балетные либретто

Источник

Работа над фразировкой в произведении С.Н.Василенко «Танец» из балета Мирандолина

специалист в области арт-терапии

Преподаватель : Карасева Светлана Николаевна.

Возраст учащихся: 3 класс, 11 лет

Работа над фразировкой в произведении С.Н.Василенко «Танец» из балета Мирандолина.

Добиться осмысленной фразировки в произведении для раскрытия художественного образа произведения.

Образовательная: Научиться находить границы музыкальных фраз.

Развивающая: Развить слуховое восприятие кульминации.

Воспитательная: Воспитать в ребенке образное восприятие музыки.

Технология проектного обучения;

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

Технология педагогики общения.

5. Технология педагогики сотрудничества

Технология предъявления педагогического требования

Цель: обеспечить благоприятную психологическую атмосферу на уроке для продуктивной творческой работы. Небольшой рассказ о содержании ёё произведения, о времени в котором происходит действие. Беседа о характере и образном содержании конкретного произведения.

Педагог: Этот балет написан композитором С. Н. Василенко в 1949 году по комедии итальянского писателя 18 века Карло Гальдони «Трактирщица». В этом произведении рассказывается о девушке по имени Мирандолина, хозяйке гостиницы, доставшейся ей в наследство от отца. Смысл комедии сводится к тому, что высокие титулы и богатство не могут победить силу любви. Танец, который ты исполняешь, характеризует главную героиню этого балета. Какой образ складывается у слушателя?

У: Разный. В первой части он спокойный и немного грустный. Во второй, мне кажется, девушка игривая, веселая.

П: А как ты это определила?

У: По смене тональности и динамики.

П: На сегодняшнем уроке мы будем на слух, зрительно , глядя в ноты учиться определять границы музыкальных фраз, находить кульминацию в каждой фразе и в произведении в целом.

Проверка домашнего задания :

Цель: выявить качество знаний, умений и навыков, полученных на прошлом занятии.

На прошлом уроке было дано домашнее задание уверенно выучить текст произведения, чтобы свободно ориентироваться в нем.

Педагог просит ученицу исполнить «Танец» из балета Мирандолина С. Василенко. Ученица исполняет уверенно, без остановок.

П: Ты справилась с домашним заданием хорошо. А нравится ли тебе, как звучит этот танец в твоем исполнении?

П: Это потому, что в твоем исполнении не хватает красок. А для того, чтобы раскрасить этот танец надо играть его осмысленно, понимая каждую фразу, исполнив кульминацию, тогда и слушателю будет интересно.

Работа над новым материалом.

Цель: Научиться определять границы фраз и кульминации в них.

П: Что такое музыкальная фраза?

У: Музыкальная фраза это музыкальное предложение.

П: Правильно. Музыкальные произведения состоят из музыкальных фраз, так же как рассказы, повести и сказки состоят из предложений.

П: Попробуй найти первую музыкальную фразу.

Ученица показывает ее.

П: По каким признакам ты определила границу этой фразы?

У: Следующая фраза начинается так же, как и первая.

П: Верно. Следующая фраза начинается с того же мотива. Давай попробуем разобрать первую фразу. Сколько мотивов на твой взгляд содержится в 1 фразе?

П: Исполни пожалуйста первый мотив.

П: А теперь второй мотив. Похож ли он на предыдущий?

У: Да, похож. Только звучит на тон ниже.

П: Значит мы будем исполнять его с той же интонацией, но с другой динамикой. Для того, чтобы нам определить как исполнить второй мотив на сrescendo или diminuendo , нужно найти главный мотив 1 фразы, который называют кульминацией, и в дальнейшем мы будем его так называть всегда. Где, на твой взгляд она звучит?

У: В следующем, третьем мотиве.

П: А как ты это определила?

У: В тексте стоит акцент , sf и последующее dim ..

П: Молодец, ты все правильно нашла. Значит второй мотив нужно исполнить на сresc . Каким способом ты будешь этого добиваться?

У: Надо мех натянуть и постепенно усиливать него натяжение.

Преподаватель просит исполнить второй мотив. Ученица исполняет.

П: Ну и теперь третий мотив, в котором, как ты сказала звучит кульминация первой фразы. Покажи пожалуйста на каком звуке она звучит.

Ученица показывает тот звук, на котором стоит знак акцент.

П: Молодец! А после этого кульминационного звука стоит знак dim . Тебе нужно в этом мотиве сначала подойти на сresc. к кульминационному звуку, а затем выполнить dim . к окончанию всей первой фразы, первого музыкального предложения. Исполни пожалуйста этот третий мотив.

П: Мы разобрали первую фразу на маленькие части, мотивы, а теперь давай объединим их в предложение. Попробуй исполнить всю фразу целиком.

П: А теперь я хочу исполнить эту же фразу, А ты попробуй сравнить свое исполнение с моим. ( Метод показа очень действенный способ. Ученики часто пытаются скопировать только что услышанную игру, включая свой слуховой контроль.)

Преподаватель исполняет, ученица внимательно слушает.

П: Отличается твое исполнение от моего?

У: У Вас фраза звучит целиком, не рвется на мотивчики.

П: Почему это происходит? Для того, чтобы объединить все 3 мотива в одну фразу тебе надо делать постепенное сresc. , начиная с первого такта к кульминации, и только потом сделать dim , а не начинать каждый мотив с одного и того же динамического оттенка.

Преподаватель предлагает исполнить фразу еще раз. Второй раз эта же фраза в исполнении ученицы звучит более цельно.

Цель: Выявить степень усвоения материала.

П: А теперь давай попробуем найти границы всех музыкальных фраз в этом танце.

Ученица показывает границы каждой фразы.

П: Ну и для того, чтобы образ этого танца получился ярким, надо найти кульминацию всего танца. Где, на твой взгляд она звучит?

Ученица показывает кульминационную фразу.

П: По каким признакам ты ее нашла?

У: Автор поставил в этой фразе несколько знаков. Это с rescendo, ritenute и fermata .

П: Молодец! Ты умеешь читать не только нотные знаки, а также музыкальные термины, которыми пользуются композиторы, чтобы придать произведению краски.

Давай попробуем исполнить все произведение целиком, исполнив каждую музыкальную фразу с кульминацией, не забывая о главной кульминации всего произведения.

Ученица исполняет, ее исполнение звучит более ярко и осознанно, чем в начале урока. Это говорит о том, что ученица усвоила материал, который разбирался на уроке.

Педагог хвалит ученицу и предлагает оценить работу.

П: Какую бы оценку ты поставила себе за работу на уроке?

У: Мне кажется, что танец не совсем уверенно звучит.

П: Для того, чтобы танец звучал ярко и убедительно нужно еще много поработать над динамикой в музыкальных фразах. Но на уроке ты работала хорошо.

Я ставлю тебе «5» за внимательную работу на уроке. И думаю, что танец зазвучит на сцене у тебя так, как задумал композитор.

5. Задание на дом:

Цель: Определить этапы самостоятельной работы над фразировкой. Находить границы музыкальных фраз, соединить фразы в текст.

П: А теперь представь, что ты учитель, а я ученик. И тебе нужно объяснить ученику, как надо работать над фразировкой. К следующему уроку дома попытайся разобрать

«Золушку» Р.Бажилина по музыкальным фразам, как мы это сделали на сегодняшнем уроке.

Источник

Вальс из балета «Мирандолина» : для эстрад. анс. / С.Н. Василенко

О произведении

Другие книги автора

Индусская сюита Для оркестра Op. 42 Российская национальная библиотека (РНБ)

Инстументовка для симфонического оркестра : учебное пособие Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского

Страницы воспоминаний / С.Н. Василенко Тюменская областная научная библиотека им. Д. И. Менделеева

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Оцените статью