Ноты салманова оратория 12

Вадим Салманов — ноты для вокала — романсы и песни

Сборники с нотами романсов и песен композитора Вадима Салманова для голоса, вокала в pdf


В. Салманов
Романсы

для голоса и фортепиано
составитель Г. Краснов
“Советский композитор”, 1984г.
номер с6302к
(pdf, 5.48 Мб)

Вадим Николаевич САЛМАНОВ (1912—1978)— замечательный советский композитор, один из наиболее ярких представителей ленинградской композиторской школы. Воспитанник М. Ф. Гнесина и М. О. Штейнберга, он отличался высочайшим профессионализмом, верностью лучшим традициям отечественной музыки и постоянной пытливостью в поисках нового.
Слова В. Гёте: «Дело не.6 том, чтобы разрушить, но в том, чтобы построить нечто такое, что дает человечеству чистую радость»,— в полной мере могут служить девизом творчества композитора.
Как у всякого художника, мир музыки Салманова очень богат. Здесь картины революции — оратория «Двенадцать» и возвышенный образ вождя— «Ода Ленину», и чарующая поэзия детства — «Поэтические картинки», Детская симфония, и русская старина—хоровые концерты «Лебедушка», «Добрый молодец», и народные празднества — «Русское каприччио», «Славянский хоровод», и разнообразные, неожиданные, порой причудливые, картины природы—«Лес», Вторая симфония. И во всем этом — биение нашего времени, чуткое ухо, любовный и меткий глаз нашего современника. Таков Салманов в произведениях крупной формы, таков он в камерно-инструментальном творчестве, таков он и в вокальной лирике.
Музыку для пения композитор создавал на протяжении всей своей творческой жизни, и она занимает в его наследии значительное место.

Вокальное творчество В. Салманова можно условно разделить на три периода.
Первый (1939—1960) — сочинения на стихи преимущественно русских классиков (А. Блок, С. Есенин, А. Фет), второй (1960—1970)—испано-американский (Г.Лорка, П. Неруда), третий (1970— 1977) — русский (народная поэзия, Н. Рубцов, Ф. Тютчев).
В разное время композитор обращается также к поэзии Н. Хикмета, Я. Купалы, П. Шелли, Э. Верхарна, П. Верлена и других.
При всей множественности авторских забот композитор всегда остается самим собой — и в поисках, и в находках. Гармоническая и линеарная терпкость, порой резковатость, драматизированное видение вокальной линии, часто опертой на неожиданную гармонию и ею продиктованную, требует от слушателя внимательного, активного восприятия, а от исполнителя—не менее внимательного изучения и серьёзной настройки. Эти условия значительно облегчаются правдивостью чувств, выражаемых композитором, и очень-легкой формой.

Читайте также:  Звукосниматель для акустической гитары aq 601

Вокальные сочинения В. Н. Салманова много исполнялись и исполняются сейчас с большим и неизменным успехом. Но при жизни композитора была напечатана лишь незначительная их часть. Предлагаемое вниманию знатоков и любителей издание включает сочинения ранее не опубликованные, охватывающие период творчества композитора с 1939 по 1961 год. Сочинения расположены в хронологическом порядке.
Думается, что это издание будет встречено с большим интересом.
В. Гаврилин

  • ТРИ РОМАНСА на слова А. Блока
    • Мы встречались с тобой
    • Перстень-страданье
    • Улица
  • ДВА РОМАНСА
    • Сбор винограда. Слова П. Верлена, перевод Ф. Сологуба
    • Нищие. Слова Э. Верхарна, перевод Б. Томашевского.
  • ЧЕТЫРЕ РОМАНСА на слова А. Блока
    • Медленно в двери церковные
    • Медлительной чредой
    • Песня Офелии
    • Ночью вьюга снежная
  • СВЕТЛЫЕ МИНУТЫ. Лирический цикл на слова А. Фета
    • Только что спрячется солнце
    • Я не знаю
    • Следить твои шаги
    • Призыв
    • Горел напрасно я душой
    • Все, как бывало
    • Спи, мое дитя
  • ВИТЯЗЬ. Цикл на слова П. Катенина
    • Нашествие
    • Поражение
    • После боя
    • Схватка
    • Витязь
  • ДВА РОМАНСА на слова С. Давыдова
    • Спозаранок
    • Осень
  • БАЛКОН Слова, Гарсиа Лорки, перевод И. Тыняновой.

Скачать ноты

Источник

Произведения

Единственный поющий персонаж оратории-поэмы Салманова «Двенадцать» – толпа, разноликая и пестрая. Это она рассказывает о вьюге, читает лозунги, протянутые через улицу, меткой шуткой характеризует попа и передразнивает писателя-витию; она же скороговоркой подражает ритму несущихся саней, видит Катькину гибель и, затаив дыхание, слушает горестный вопль Петрухи; она провожает идущий державным шагом отряд красногвардейцев. Наконец, все той же толпе мерещится в закрутившихся вьюжных вихрях образ Христа, шествующего впереди «двенадцати апостолов» нового мира.

Салманов несколько раз обращался к поэзии Александра Блока: в кантате «Скифы», цикле романсов, оратории-поэме «Двенадцать» (1957), которая относится к самым значительным произведениям автора. Это монументальное сочинение, в котором проявились лучшие черты дара композитора, ознаменовало наступление его полной творческой зрелости. Обилие жанрово обусловленного музыкального материала (ритм марша, фанфары, отголоски бытовых песен эпохи, частушки, мещанский городской романс, разговорные интонации) придает чрезвычайную выразительность и историческую достоверность музыке, способствует ее убедительности и доходчивости.

В отличие от литературного первоисточника, состоящего из двенадцати небольших разделов, композитор разбил свою ораторию на шесть частей, сама последовательность и заголовки которых подчеркивают направленность творческой мысли. Связь между отдельными частями сочинения, помимо логики сюжетного развития, обусловлена использованием сквозных музыкальных образов (основные из них – темы вьюги и «старого мира») и характеристик – тембровых, ритмических, интонационных. В целом оратория-поэма Салманова по форме приближается к шестичастной симфонии с двумя скерцо (вторая и пятая части).

I часть («Ветер») – обширная звуковая фреска, в которой элементы звукописи (метель) чередуются с жанрово-бытовыми зарисовками: воображение воссоздает уличные сцены революционного Петрограда на фоне вьюжного пейзажа. Эта часть изложена в форме многотемного рондо, основным его музыкальным образом становится тема вьюги, интонируемая в начале части медными духовыми инструментами в сопровождении гаммаобразных оркестровых пассажей.

II часть («Двенадцать») знакомит слушателей с героями оратории. Она открывается темой фанфарного склада (солирующая труба), основанной на интонациях уличных песен той эпохи. Это центральный музыкальный образ произведения – тема «двенадцати». Выбор интонационного материала и скерцозный характер музыки отвечают намерению автора показать своих героев в облике бесшабашной вольницы, влекомой на путь революции скорее инстинктом, нежели сознанием. Процесс их перерождения в убежденных, непоколебимых бойцов намечается в тексте среднего эпизода этого трехчастного скерцо («Как пошли наши ребята в Красной гвардии служить»), а уже в репризе звучит лозунг «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»

III часть («Старый мир») после элегического оркестрового вступления в трех хоровых строфах рисует образы, характерные для минувшей эпохи – такими, какими они виделись героям «нового мира» («Стоит буржуй на перекрестке»). Музыка основана на интонациях сентиментального городского романса и завершается подчеркнуто преувеличенным лирическим «отыгрышем» оркестра.

IV часть («Вьюга») написана в сдержанном маршеобразном движении: кипение революционных страстей подчиняется организующей силе ритма. В этой части внимание сосредоточено на динамике внутреннего роста героев. Средний эпизод части – симфоническая интерлюдия, основанная на теме «двенадцати».

V часть («Смерть Катьки»), посвященная личной драме одного из «двенадцати», – стремительное скерцо, кульминацией которого является эпизод убийства неверной возлюбленной. В конце части звучит своего рода реквием по Катьке («Ох, товарищи родные, эту девку я любил»).

VI часть («Вдаль») – картина «державного шага» героев, прокладывающих путь в будущее сквозь воздвигаемые «старым миром» преграды, изображаемые «глыбами» терпких созвучий. В конце оратории композитор добавил две строчки, смонтированные из предыдущего текста поэмы («Так идут державным шагом все двенадцать – вдаль»), заключив это произведение образом «двенадцати» и темой вьюги, олицетворяющей тревожную, грозную революционную стихию.

За ораторию-поэму «Двенадцать» ее автор был выдвинут на соискание Ленинской премии, но безуспешно – вероятно, музыкально-поэтическая символика этого произведения, мягко говоря, не слишком вписывалась в тогдашнюю официозную трактовку эпохальных событий 1917 года.

Первое исполнение оратории-поэмы «Двенадцать» В.Н.Салманова состоялось 17 ноября 1957 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Дирижер – А.Стасевич, хормейстер – А.Анисимов.

Источник

Ноты салманова оратория 12

Состав исполнителей: смешанный хор, оркестр.

История создания

В 1957 году Салманов являлся членом правления Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР. По рангу ему полагалось откликнуться на событие, которому был посвящен весь этот юбилейный год — год сорокалетия Октябрьской революции. Этот юбилей отмечали все: рабочие — трудовыми вахтами, колхозники — обещаниями небывалых урожаев, писатели — романами, художники — монументальными полотнами, запечатлевавшими тот или иной момент 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Салманову пришло чрезвычайно удачное решение. Он с юности любил поэзию Блока (1880—1921). Первыми, еще довоенными его сочинениями были романсы «Мы встречались с тобой», «Перстень-страданье» и «Улица». В течение 1945—46 годов появились еще четыре романса на стихи любимого поэта — «Медленно в двери церковные», «Медлительной чредой», «Песнь Офелии» и «Ночью вьюга снежная». Блок постоянно был с ним. В мыслях, в ощущении любимого города. Воплотить поэму «Двенадцать», написанную в 1918 году и передававшую ощущение Блока от вихря революции, его надежды, его восприятие происходивших событий стало достойным замыслом — не конъюнктурным, идущим от души.

Композитор внимательно перечитал поэму, сам занялся компоновкой текста. Поэма почти вся вошла в создаваемую ораторию. Салманов сделал несколько купюр и отдельные перестановки в тексте: убрал почти всю седьмую главу, восьмую и большую часть десятой, из которой использовано только начальное четверостишие:

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Образ Христа, у Блока появляющийся в самом конце поэмы, у Салманова появляется раньше, а завершением поэмы становится шествие «двенадцати» вдаль. Стилистика поэмы, ее необычная форма, интонационный строй требовали нетрадиционных решений, но Салманов блестяще справился со своим замыслом. Оратория-поэма «Двенадцать» стала крупным явлением в советской музыке середины века. Ее премьера состоялась 17 ноября 1957 года в Ленинграде, в зале академической капеллы имени М. И. Глинки и вызвала восторженные отзывы критики.

Музыка

«Двенадцать» состоит из шести частей — «Ветер», «Двенадцать», «Старый мир», «Вьюга», «Смерть Катьки», «Вдаль», — в которых противопоставлены две группы образов. В четных частях — образы старого мира, в нечетных — новые, нарождающиеся. Вслед за Блоком, поэму которого отличает разнохарактерность лексики (с суровой, лаконичной авторской речью смешаны стихи в духе подлинной народной песни, блатные интонации, прямая речь героев из разных слоев общества, строки, стилизованные под лубок), Салманов также использует самые разнообразные ритмоинтонации — революционный марш и частушку, причитания, солдатскую песню, народнопесенные и романсные интонации, переплавляя весь этот разнородный материал, создавая из него яркие картины.

1-я часть содержит несколько разноплановых портретов-характеристик, пародийно обрисованных. Патетическая декламация сочетается в ней с трубными возгласами, молитвенные интонации с сентиментальной арией. 2-я часть, посвященная образам двенадцати, заполнена фанфарными мелодиями, оборотами старинных песен вольницы, блатными мотивами («В зубах — цыгарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!»). В 3-й части использованы фольклорные интонации, в частности, интонации песни «Под вечер осенью ненастной», которым придан иронический характер на грани гротеска (на текст «Не слышно шума городского, над невской башней тишина, и больше нет городового — гуляй, ребята, без вина!»). 4-я часть возвращает к образам разбушевавшейся стихии, появившимся впервые в начале оратории. 5-я часть — яркая жанровая сценка, в которой смешаны интонации уличных песен и кафешантанных куплетов. Она завершается горестным воплем Петрухи «Ох, товарищи, родные, эту девку я любил!» Финал символизирует неодолимое движение вперед. Ведущую роль приобретают в нем ритмы марша-шествия, гимнические интонации. Образ Христа воплощен в возвышенно-хоральных звучаниях.

Источник

Ноты салманова оратория 12

Автор: В. Салманов
Год: 1986
Издательство: Советский композитор
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 3,9 МВ
Язык: русский

Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Вадим Николаевич Салманов. Детский альбом для фортепиано».

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Утро в лесу
2. Эстафета
3. Грустный рассказ
4. Молотьба
5. Вечерняя песенка
6. Прогулка на велосипеде
7. На футбольном матче
8. Злой медведь
9. Играли и поссорились
10. Песня
11. Весной
12. В горах
13. Страшная сказка
14. Юный поэт
15. На военном параде
16. Пора вставать
17. Голодная кошка и сытый кот
18. В поле
19. Шагай вперед
20. Зимой в лесу

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Оцените статью