Ноты щедрин запечатленный ангел ноты

Запечатленный ангел [Ноты] : Хор.муз. по Н.С.Лескову : Для смешан.хора со свирелью. / Ред.В.Григоренко

О произведении

Другие книги автора

Песня пограничников 6+ Российская государственная библиотека для слепых

Марш: из оперы «Не только любовь» 6+ Российская государственная библиотека для слепых

СОЧИНЕНИЯ Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

ХОРОВОДЫ Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Родион Константинович Щедрин. Жизнь и творчество

Родион Константинович Щедрин. Жизнь и творчество: Альбом фортепианных переложений с комментариями и иллюстрациями — Щедрин Родион Константинович

Родион Щедрин — один из самых известных композиторов второй половины XX века, автор сочинений крупных форм, в том числе опер, балетов, симфоний и вокально-симфонических произведений. В настоящем сборнике представлены переложения для фортепиано фрагментов произведений разных жанров: опер «Мертвые души», «Лолита», «Очарованный странник», балетов «Анна Каренина», «Дама с собачкой», инструментальных сочинений «Автопортрет», «Диалоги с Шостаковичем», вокальных произведений «Запечатленный ангел», «Казнь Пугачева», а также фортепианная музыка и др. Книга дополнена биографическими сведениями о жизни композитора, краткими комментариями к публикуемым произведениям и красочно иллюстрирована. Данное издание было высоко оценено самим Родионом Щедриным, поэтому станет отличным подарком каждому ценителю его творчества.

Издание адресовано преподавателям и учащимся средних и старших классов детских музыкальных школ, а также широкому кругу любителей классической музыки.

Источник

—> Каданс —>

—>

—>Главная » —>Файлы » Композиторы » Щедрин, Родион Константинович
—>В категории материалов : 9
—>Показано материалов : 1-9

—>Сортировать по : Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам

Грани бессмертия. Великие произведения
ораториального жанра

Щедрин. «Запечатленный ангел».
Хор «Латвия», Марис Сирмайс

19 марта 2015, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского

Государственный академический
хор «Латвия»

Дирижер – Марис Сирмайс (Латвия)
Московский камерный оркестр
Musica Viva

Николай Абрамов (дискант)
Марина Рубинштейн (флейта)
Богдан Липатов (альт)
В программе:
И. С. Бах
(к 330-летию со дня рождения) – Мотет «Jesu, meine Freude», BWV 227
Мотет «Komm, Jesu, komm», BWV 229

Щедрин
«Запечатленный ангел» – русская литургия для хора а cappella по Николаю Лескову

Новогодний вечер с Юрием Башметом.
«Альтист Данилов» и .

31 декабря 2013, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского

Государственный симфонический оркестр
«Новая Россия»
Дирижер – Юрий Башмет

Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Владимир Агронский
(дирижер)

Денис Власенко (дирижер)
Юрий Башмет (альт)
Борис Березовский (фортепиано)
Виктор Третьяков (скрипка)
Наталья Лихопой (скрипка)
Игорь Бутман (саксофон)
Борис Андрианов (виолончель)
Грант Башмет (скрипка)

Георгий Янаковский (скрипка, альт)

Солисты Московского государственного академического Камерного музыкального театра
имени Б. А. Покровского:
Александр Полковников
(баритон)
Михаил Гейне (бас)
Олеся Старухина (сопрано)
Алексей Сулимов (тенор)
Василий Гафнер (тенор)

Режиссёр – Михаил Кисляров

В программе:
А. Чайковский
Фрагменты оперы-фантасмагории «Альтист Данилов» Александра Чайковского по одноименному роману Владимира Орлова
Каденция из Концерта № 2 «Этюды в простых тонах» для альта, симфонического оркестра и солирующего фортепиано (посвящён Юрию Башмету)
Россини
Увертюра к опере «Сорока-воровка»
Паганини
Вариации на одной струне на тему из оперы Дж.Россини «Моисей в Египте»
И. С. Бах
Allegro (III часть) из Концерта для двух скрипок с оркестром ре минор
Ария из сюиты № 3 ре мажор
Гершвин
Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром
Римский-Корсаков
«Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (Импровизация)
И. Штраус
Увертюра к оперетте «Летучая мышь»
Бом
«Вечное движение» из Шести миниатюр для скрипки и фортепиано

Бизе – Щедрин
«Тореро» – фрагмент «Кармен-сюиты» (транскрипции фрагментов оперы «Кармен» для струнных и ударных)
Вступление из «Кармен-сюиты» (транскрипции фрагментов оперы «Кармен» для струнных и ударных)
Абреру – Оливейра
«Тико-Тико»

50-й Фестиваль искусств «Русская зима»
Закрытие фестиваля


Документальный фильм
(Россия).

Валентин Тернявский — пианист, композитор, музыковед, автор и режиссер многих фильмов о музыке. В программе он вспоминает эпизоды, связанные с именами Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова, Родиона Щедрина, Александра Гольденвейзера, Артура Рубинштейна, Евгения Светланова, Александры Пахмутовой.

80-летие Родиона Щедрина.
Открытие 49-го Фестиваля искусств «Русская зима»

16 декабря 2012, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского

Российский национальный оркестр
Дирижер – Михаил Плетнев

Павел Милюков (скрипка)
Владислав Лаврик (труба)
Святослав Бэлза (художественное слово)

В программе:
Щедрин .
«Стихира на Тысячелетие Крещения Руси»
Concerto parlando для скрипки и трубы с оркестром
«Старинная музыка российских провинциальных цирков» – Концерт № 3 для оркестра
«Озорные частушки» – Концерт № 1 для оркестра

Артем Варгафтик
Шостаковиче, Шнитке, Щедрине, Элгаре,
Эшпае и Яначеке

2 марта 2013, начало в 15:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова
Дирижер – Алексей Богорад

Артём Варгафтик (лектор)

В программе: Шнитке, Шостакович, Щедрин, Элгар, Эшпай, Яначек


Жанр: короткометражный, мультфильм, мюзикл

Режиссеры: Гарри Бардин

Сценарий: Гарри Бардин

Операторы: Александр Двигубский, Игорь Скидан-Боссин

Продюсеры: Гарри Бардин, Наталья Донатова

Продолжительность : 01:18:49 (00:24:22 + 00:25:59 + 00:28:28)

Год выпуска : 1997, 2001, 2004

Выпущено : Студия «Стайер»

Роли озвучивали : Полина Райкина и Константин Райкин (1, 2, 3), Армен Джигарханян (2)

Премьера в России: 01.01.2004

Кинокомпания: Stayer Studio

Чуча 1
Фильм о мальчике, который сам себе смастерил из старых, ненужных вещей очень нужную ему няню — Чучу. И, как всегда бывает в сказках, Чуча ожила.

Чуча 2
Мультфильм о маленьком мальчике, который сам себе смастерил из старых, ненужных вещей очень нужную ему няню — Чучу, которая ожила. Настоящее чудо эта няня, сколько интерессного и неизвестного предстоит узнать мальчику. Очень трогательная дружба и забота между Чучей и мальчиком и все это под музыку Исаака Дунаевского.

Чуча 3
История мальчика и его няни, разыгранная на музыку Ж. Бизе – Р. Щедрина «Кармен-сюита». В их жизни появляется третий персонаж, щенок, что вызывает безумную ревность мальчика. Но всех примиряет любовь.

ВИДЕОЗАПИСЬ КОНЦЕРТА | LIVE VIDEO
Концертный зал Чайковского
16 12 2012 / воскресенье / 19.00

Открытие 49-го Фестиваля искусств «Русская зима». Юбилейный концерт в день рождения композитора

Российский национальный оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер – Михаил Плетнев

Дирижер – Михаил Плетнев

Солисты:
Павел Милюков (скрипка)
Владислав Лаврик (труба)

Ведущий концерта — Святослав Бэлза

В программе:
Р. ЩЕДРИН
«Стихира на Тысячелетие Крещения Руси»
Concerto parlando для скрипки и трубы с оркестром
«Старинная музыка российских провинциальных цирков» – Концерт № 3 для оркестра
«Озорные частушки» – Концерт № 1 для оркестра

Родион Щедрин на Первом канале Эфир 16.12.2012 16 декабря.
Композитор и пианист, Народный артист СССР Родион Щедрин отвечает на вопросы Владимира Познера

«Я боюсь, чем-то мы Господа Бога чем-то прогневали, иначе откуда все эти страшности, которые происходят в нашей истории, — заявил в программе «Познер» композитор, народный артист СССР Родион Щедрин. – Ведь они действительно много душ загубили – и физически, и нравственно, что еще страшнее». Отвечая на вопрос, возможно ли в таком случае для России прощение, Родион Щедрин отметил: «Чтобы было прощение, надо покаяться в грехах своих, а нам много за что есть покаяться».

По мнению композитора, самое страшное то, что деньги для многих стали самым главным: «Сейчас много дискутируют по поводу национальной идеи, но я с болью могу сказать, что она сформулирована – «Обогащайтесь!». К сожалению, много людей, которые этим занимаются, и это очень печально».

Говоря об отношении к религии в нынешней России, Родион Щедрин констатировал, что у нас «всегда все было немного наперекосяк». «Когда я поначалу увидел руководство страны со свечками в руках в церкви, это вызвало огромное неприятие. Когда все это стало немного декоративным, меня это коробило, ведь я совсем по-другому отношусь к Церкви».

Отметив, что ситуация с искусством в нашей стране далека от идеальной, Родион Щедрин признал, что «высота нашего музыкального авторитета в мире по-прежнему грандиозна». «Это как японская техника – стопроцентная гарантия, — пояснил он. – Такие артисты как Гергиев, Мацуев – это всегда полный зал, но сами из России не понимаем огромного значения этих проводников и оракулов российской школы».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ИНТЕРВЬЮ под плеером для просмотра.

Документальный фильм (Россия, 2012).
Автор Валентин Тернявский.

«Страсти по Щедрину» — это юбилейный фильм о композиторе. Общеизвестны интернациональный характер жизни и творчества Родиона Щедрина, его умение «держать руку на пульсе» и соответствовать самым современным запросам эпохи. Между тем, авторы стремятся за всем этим показать глубоко национальные истоки композитора: в его музыке сочетаются новейшие технологии и «проклятые» русские вопросы, в его личности ирония и рационализм соседствуют с глубокими и непростыми размышлениями. Не случайно столь созвучными в фильме оказываются готический Нюрнберг и провинциальный русский город Алексин (родина композитора), собор святого Лоренцо и Ферапонтов монастырь…

Каждодневная жизнь Родиона Щедрина — это действительно «страсти»: умирает его любимый друг — и композитор пишет реквием; намечается долгожданная премьера в Зальцбурге — и вдруг она под угрозой срыва… Его терзают звонки, раздирают на части импресарио, чередой идут заказы, лучшие дирижеры мира борются за право исполнять его музыку.

Основу фильма составляет эксклюзивное интервью юбиляра, в которое вплетаются съемки его рабочих будней, уникальные архивные кадры, фрагменты концертов (многие из которых — мировые премьеры). О Щедрине говорят знаменитые дирижеры Валерий Гергиев, Лорин Маазель и другие известные деятели культуры.

Источник

Щедрин Р. «Запечатленный ангел», хоровая музыка по Н.Лескову

Произведения духовной тематики Родиона Щедрина заняли своё, чрезвычайно важное, и в некоторой степени, знаковое место в русской ново-сакральной музыке. Как известно, композитор практически с начала своего творческого пути стал ярким представителем русской (советской) музыкальной культуры и занял ведущее положение среди композиторов своего времени. И вполне естественно, что именно он явился одним из первых советских композиторов, отразившим в своём творчестве новую волну духовного возрождения. Однако, ещё более серьёзной причиной обращения Р.Щедрина к духовной тематике было его «генетическое» родство с церковной традицией. Как известно, на будущего музыканта и русского композитора решающее влияние оказала семья. Его дед был православным священником в Алексине Тульской губернии. Впоследствии основным этапом на пути становления Р.Щедрина как композитора стали годы его обучения в Московском хоровом училище.

На рубеже 80-90х годов ХХ века, в канун 1000-летия принятия христианства на Руси, Щедрин создал сочинения, показавшие все глубинное значение этой темы для него: «Стихира на тысячелетие крещения Руси» (1987) и «Запечатленный ангел» (1988) .

Хоровая музыка «Запечатленный Ангел» была написана, как заметил Родион Щедрин, по «зову сердца», «как если бы кто-то при этом управлял его рукой». За это произведение, написанное и впервые исполненное в 1988 году, Щедрин был удостоен в 1992 году Российской Государственной премии.

Произведение не только стало в ряду первых духовных русских сочинений конца ХХ века, но также явилось первым сочинением Р.Щедрина, имеющим духовную направленность. Монументальный цикл из девяти частей написан для смешанного состава, мальчишеского голоса и свирели и выдержан в духе литургических традиций А.Гречанинова и С.Рахманинова. Сочинение нередко называют энциклопедией русского хорового письма, включающую мелодику знаменного типа, народную подголосочность, звучный аккордовый склад, краску басов-октавистов, соло мальчика-дисканта, эффект «храмового эха» и имитацию колокольного звона.

«Запечатленный ангел» Р.Щедрина был первоначально издан с жанровым уточнением «хоровая музыка по Н.Лескову». Однако, в ряде источников, в том числе списках сочинений композитора, произведение обозначено как «литургия» или «русская литургия». Вместе с тем, отсылка к литературному первоисточнику, индивидуальный подход к выбору канонического текста, исполнительский состав (включение инструментального голоса) очевидно свидетельствуют о том, что композитор не ставит своей целью воссоздание жанра литургии как такового – ни в его храмовой, ни в концертной версии. Это подтверждается драматургической и композиционной организацией произведения, даже поверхностный взгляд на которую атрибутирует «хоровую музыку» как опус, уникальный в отношении жанра, драматургии и композиции.

Литературная основа в «Запечатленном ангеле» предстаёт в двух ипостасях: как слово звучащее (канонический текст) и слово незвучащее – повесть Н.Лескова, послужившая прообразом, но не программой сочинения. Художественный мир Н.Лескова необычен, он завораживает красочностью языка, удивительными аллегориями, парадоксами художественного мышления. Главная его особенность – неординарная лексика – нередко становилась непреодолимой преградой в попытках «перевести» его произведения на язык других искусств.

Между искусством двух художников – Н.Лескова и Р.Щедрина присутствуют глубинные параллели, и основная из них – религиозное начало, но не во внешних проявлениях, а в стремлении понять саму сущность христианства. В христианстве Лесков выделял тот, что было для него наиболее ценным – идею служения людям, деятельного и самоотверженного добра, духовности и человечности: «идея лесковского праведничества как основы русской православной культуры противостоит духовной пустоте, злобе и ненависти, забвению современным человеком традиционных религиозно-нравственных ценностей» (Синельникова О. «Запечатленный ангел» Н.Лескова и Р.Щедрина: в поисках духовной истины // Музыкальная академия. – 2007. – №1. – с.102 — 109).

Другой аспект сближения творчества Лескова и Щедрина – опора на народную культуру и национальные традиции, тяготение к русской старине.

Вероятно, именно поэтому внимание композитора при соприкосновении с «Запечатленным ангелом» направлено на воплощение высокой идеи и на усиление её средствами музыки. Музыка «Запечатленного ангела» становится не иллюстрацией и не комментарием литературного «Запечатленного ангела», но воссозданием его основных идей иными средствами.
Фабулой повести Лескова служит идея единения старообрядцев с христианской православной церковью благодаря испытаниям, которые они претерпели за свою святыню – икону Ангела-хранителя. Это единение, на наш взгляд, становится основной идеей музыкального произведения, обусловливающей «энциклопедичность» хорового письма, сплотившего древние знаменные формы и многоголосие Новой церкви.

Формально же из текста «Запечатленного ангела» Лескова Щедрин заимствовал лишь отдельные элементы: название, текст для номера №1 («Ангел Господень»), образ свирелиста, сюжетный «круговорот очищения» – икона чистая, сожженная печатью и снова чистая. Средство для воплощения фундаментальной идеи повести в музыке было «подсказано» Лесковым: «Рассказ Лескова пронизан возвышенным религиозным чувством, тут и там словно рассыпаны золотые блестки первоначальных строк литургических православных песнопений, которые в моменты тяжёлых перипетий поют лесковские староверы», – говорил сам композитор. Именно это и навело Щедрина на мысль создать «русскую литургию», используя канонические православные тексты.

Не соблюдая строгие каноны жанра, Р.Щедрин выбирает богослужебные тексты достаточно произвольно, привлекая материалы из различных церковных книг и не воспроизводя последовательности службы: II часть– «Бо господь и явися нам. » (з Октоиха и Обихода, III – «Ангелы успение. » из Минеи празднично), IV – «Егда славнии ученицы. » из Триоди постной, VI – «Покояние отверзи ми. », «Душе моя восстани. » из Триоди постной, VIII – «Да святится имя Твое. », фрагмент молитвы «Отче наш» из Обихода.

Композитор допускает отдельные перестановки слов, сокращения. В частности, восклицание «Аминь!» заменяется его русским вариантом «Истинно!», молитва «Отче наш» начинается со второй фразы.

Сравнивая канонический текст и его версию, использованную Р.Щедриным на примере шестой части цикла «Покояние отверзи ми», О.Синельникова приходит к выводу, что композитор сохраняет наиболее важные по содержанию строки молитвы (некоторые из них повторяя) и пропускает те, которые можно домыслить. Это ещё раз доказывает ориентацию на жанр литургии, так же, как и неканоническую её трактовку.

Общность произведений Лескова и Щедрина, таким образом, находится в смысловой плоскости, на уровне идейного замысла. В процессе развёртывания музыкальной партитуры возникают и некоторые образно-сюжетные аналогии, нередко посредством общих аллегорических связей. Так, например, образ Пимена в повести Лескова символически связан с евангельским образом Иуды, а действия Пимена – с предательством Иуды. В самом тексте повести Лескова эта связь не прописывается, но читается между строк. В сочинении же Р.Щедрина именно образ Иуды представлен текстово (в четвёртой части тема «Иуда злочестивый»). Катарсическая кульминация цикла в седьмой части, связанная с применением тембра детского голоса, перекликается с эпизодом смерти отрока Левонтия в повести Лескова. О.Синельникова также усматривает некоторые параллели в драматургическом строении обоих произведений.

Хоровая музыка Р.Щедрина «Запечатленный ангел» состоит из 9 частей. Композицию цикла отличает стройная продуманная организация, обусловленная драматургией произведения: части группируются в три равных раздела (три фазы), выполняющих традиционные композиционные функции – экспозиционную, развивающую и заключительную.

Драматургия произведения более всего приближает его к традициям православной литургии. Основные драматургические этапы «Запечатленного ангела» подчинены логике христианского пути к Богу – от мирской благости, через грех и покаяние к катарсису.
С другой стороны, драматургический план выполняет и иную функцию — наличие основополагающей драматургической линии является первым принципом объединения монументального 9-частного цикла. Три драматургических этапа естественно обусловливают крупное трёхфазное членение всей композиции. Внутреннее же единство всех трёх этапов драматургии – как пути одной Души – решено музыкальными средствами.

Вторым принципом объединения цикла является наличие разного рода сквозных тем и мотивных связей. Причём эти тематические образования разнопорядковы как в семантическом, так и в структурном отношении и в процессе развёртывания музыкальной ткани изменяются в различной степени.

Источник

Читайте также:  Дуэт цветов оперы лакме ноты
Оцените статью