Ноты шебалин мать послала сыну думы

аннотация шебалин мать послала к сыну думы

Сведения о композиторе.

Виссарио́н Я́ковлевич Шебали́н родился 29 мая 1902 года в Омске. Систематическое музыкальное образование начал получать в фортепианных классах омского отделения Русского музыкального общества в десятилетнем возрасте.

В своём творчестве уделял значительное внимание хоровой музыке, продолжая и во многом развивая традиции русского классического искусства.

Первые сочинения Шебалина для хора относились к 30-м годам: это кантата «Синий май, вольный край» на слова Н.Асеева (1930) и драматическая симфония «Ленин» по поэме В.Маяковского для чтеца, солистов, смешанного хора и оркестра (1931).

Дальнейшая работа Шебалина в этой области связана с жанром хоров аcapella. К хоровой миниатюре композитор впервыеобратился в конце 40-х годов, будучи зрелым мастером. Первый сборник хоров Шебалина был издан в 1949 году и приурочен к 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Эти хоры сразу же вызвали живейший интерес музыкальной общественности и приобрели большую известность. («Зимняя дорога», «Послание в Сибирь», «Эхо»). В те же годы композитор обратился к « современной теме», создав хоры на стихи советских поэтов: А.Софронова, М.Танка, Б.Южанина, Я.Уховского и А.суркова).

Темы и сюжеты избранных Шебалиным стихов советских поэтов весьма многообразны – героика в них соседствует с лирикой, трагедийное начало контрастирует с бытовым, философское раздумье сменяется юмором. Основной, ведущей темой становится тема любви к родной земле. Она охватывает все сюжеты: лирические, героические, бытовые и шуточные.

Читайте также:  Ноты песенки про фиксиков

Важной чертой хоров на стихи советских поэтов является их опора на народнопесенные интонационные истоки. Шебалин органично сочетает характерные особенности старой крестьянской и современной бытовой песни, получающие в каждом хоре своеобразное истолкование. Это непосредственно связано с творчеством М.Исаковского и М.Танка, в поэзии которых народная основа естественно переплетается с индивидуальными интонациями, и современным складом стиха.

Шебалин умел писать для хора так, что при всей своей многогранности и внутренней сложности его музыка удобна и доступна для исполнения самыми разнообразными по уровню составами. Хоровой стиль композитора отличается изяществом, мягкостью, простотой и лаконичностью средств выражения.

Автор добивается образной яркости звучания благодаря широкому применению «внутренних ресурсов», то есть естественных природных свойств хорового массива, разнообразие регистров и тембров всего хора и каждой индивидуальной партии. При этом Шебалин проявляет большую сдержанность в использовании диапазона голосов.

Композитору не свойственна искусственная напряжённость звучания, форсировка звука, все динамические взлёты оставляют у певцов «запас» голосовых средств.

Шебалин владеет умением создать компактный сочный хоровой аккорд, что достигается равномерностью используемых регистров и способствует возникновению особой краски: в высоком регистре звучание звонкое, яркое; в среднем – это изложение уравновешенно спокойное; в низком регистре – приглушённое в аккордах, а иногда мягкая звучность.

Наряду с этим композитор стремится выявить выразительные особенности каждой хоровой партии; индивидуальность партий подчёркивается ведущей ролью одного из них.

Особенно любит Шебалин «приподнятый» над остальными партиями регистр теноров, сообщающий хоровому аккорду особую звонкость. Часто тенора как бы обыгрывают мелодию сопрано, образуя с этой партией интервалы сексты и децимы путём встречного и расходящегося движения.

Партитура хоров Шебалина в основном четырёхголосна; divisi в партиях, усложняющие фактуру, применяются весьма ограниченно и всегда обусловлены художественно-выразительными задачами.

Хоры, воспевающие подвиг безымянных защитников Родины, отличаются от остальных особым драматизмом и эмоциональной насыщенностью. Немалое значение имели стихи М. Танка: динамичностью образов, чеканностью формы и лаконизмом развития.

Источник

В.Шебалин — Песни и романсы — ноты

Романс Нины из драмы М.Лермонтова

Ноты к вокальным, хоровым произведениям Виссариона Яковлевича Шебалина


В. Шебалин
Песни и романсы

из музыки к спектаклям и кинофильмам
для голоса с фортепиано
“Музыка”, 1974г.
номер 8381
(pdf, 2.8 Мб)

  • Предисловие
  • Песня часового из спектакля «Командарм 2». Слова И. Сельвинского
  • Песня моряка из спектакля «Ваграмова ночь». Слова Л. Первомайского
  • Две песни Лауры из радиопостановки «Каменный гость». Слова А. Пушкина
    • Я здесь, Инезилья.
    • Испанский романс
  • Песня Земфиры из радиопостановки «Цыганы». Слова А. Пушкина.
  • Песня Лауры из спектакля «Каменный гость». Слова А, Пушкина
  • По камушкам, по желтому песочку. Песня из радиопостановки «Русалка». Слова А. Пушкина
  • Песня Берды из кинофильма «Пугачев». Слова А. Прокофьева
  • Когда печаль слезой невольной. Романс из спектакля «Маскарад». Слова М. Лермонтова.
  • Песенка Марии из спектакля «Коперник», Слова А. Кочеткова
  • Ария Кати из музыкальной комедии «Жених из посольства». Слова В. Ардова
  • Ария Павла из музыкальной комедии «Жених из посольства». «Слова В, Ардова
  • Песня венецианской рыбачки из кинофильма «Композитор Глинка». Слова Торквато Тассо, перевод К.Алемасовой
  • Песня Кузьмы из кинофильма «Садко». Слова народные
  • Песня Садко из кинофильма «Садко». Слова народные

Скачать ноты


Вокальная музыка советских композиторов
В. Шебалин
Романсы и песни

для голоса с фортепиано
составитель А.Шебалина
“Музыка”, 1970г.
номер 6645
(pdf, 4.69 Мб)

  • От редакции
  • Есть в осени первоначальной. Слова Ф. Тютчева
  • Поэзия. Слова Ф. Тютчева
  • Чудный град. Слова Е. Баратынского
  • Еще люблю. Слова А. Фета
  • Из цикла «Двенадцать стихотворений А. Пушкина»
    • Соч. 23
    • Адели
    • Пора, мой друг, пора
    • Пью за здравие Мери
    • Я здесь, Инезилья.
    • Арион
  • Из цикла «Шесть романсов на слова М. Лермонтова»
    • Соч. 48
    • Из-под таинственной холодной полумаски
    • Горные вершины
    • Я жить хочу!
    • Слышу ли голос твой
  • Из цикла «Семь песен на слова А. Коваленкова»
    • Соч. 40
    • Песенка
    • Ты обо мне в слезах не вспоминай
    • Окружена болотными цветами
    • Грустная нота
    • Синий воздух солнцем позолочен
    • Спасибо, моя родная земля. Слова А. Твардовского
  • На земле мордовской. Слова А. Прокофьева. Соч. 55
    • Оставайтесь в памяти моей
    • Расцвела черемуха лесная
    • Белая метель
  • Пять отрывков из Сафо. Перевод Вяч. Иванова.
    • Соч. 3
    • Я негу люблю
    • У меня ли девочка есть родная
    • Срок настанет
    • Вкруг пещеры нимф затаенной
    • Не дубы, налетев, буйный вихрь зашатал
  • Четыре отрывка из Сафо. Перевод Вяч. Иванова. Соч. 32
    • Ожидание
    • Моления Афродите
    • Плач по Адонису
    • Мать милая!
  • Из Рихарда Демеля. Соч. 1
    • В полях покой. Перевод В. Шебалина
    • Издали. Перевод Д. Усова
  • Два стихотворения Р.-М. Рильке. Перевод Н. Горской. Соч. 10-а
    • Ветер
    • Сны
  • Из цикла «Пять романсов на слова Г. Гейне» Перевод В. Шебалина. Соч. 26
    • У моря
    • Сердце, сердце, ты страдало
    • На севере угрюмом

Скачать ноты

ВИССАРИОН ШЕБАЛИН

Первые сочинения Виссариона Яковлевича Шебалина относятся к началу двадцатых годов. Почти одновременно появились тогда романсы, симфония, квартет, фортепианные пьесы. Так он сразу заявил о себе как композитор широкого диапазона, свободно владеющий различными музыкальными жанрами. Вот почему, воздавая должное Шебалину в день его шестидесятилетия, Тихон Хренников (в прошлом его ученик) писал: «В самом деле, как обрисовать коротко облик Шебалина-композитора? Лирик? Да, бесспорно! Кто же не знает незабываемых по красоте «музыкального чувства» медленных тем его квартетов, или инструментальных сонат или опер? Но тут же вспоминаются исполненные истинно драматической силы образы симфонии «Ленин» или музыки к пьесам «Командарм 2» И. Сельвинского и «Баня» В. Маяковского. И найденное — верное — определение оказывается недостаточным. Думаешь о том, что Шебалин достигает подлинных высот в сфере чистого инструментализма — симфонического и камерного, в области вокальных миниатюр. Но ведь не меньшее впечатление оставляет крепкая оперная хватка автора «Укрощения строптивой», где эмоциональная насыщенность мелодии сочетается с жанровой сочностью и достоверностью в обрисовке комедийных ситуаций. Нет, вновь определение оказывается слишком узким. И так, пожалуй, во всем. Происходит это, конечно, потому, что творчество Виссариона Яковлевича по-настоящему многогранно».

Сказанное Хренниковым совершенно справедливо. Каждый раз, вслушиваясь в музыку Шебалина, мы открываем что-нибудь новое, какую-то частицу своеобразного внутреннего мира автора. Если же говорить о фундаменте, на котором он строил свои всегда прочные, гармоничные по конструкции музыкальные «здания», то нельзя не сказать о его крепкой опоре на русскую классику. В ней — корни его творчества, его метода, его мышления.
Связь с классикой, с предшественниками — для Шебалина активная связь. Немало труда и времени посвятил он доведению до конца незавершенных работ своих любимых композиторов. И если сегодня мы наслаждаемся «Сорочинской ярмаркой» Мусоргского и «Симфонией-увертюрой» Глинки, то за это мы должны быть во многом благодарны Шебалину. Но, обогащая сокровищницу живого наследия прошлого, композитор одновременно обогащает и свой арсенал: в его искусстве неизменно привлекают высокое мастерство, логическая стройность, отточенность формы.

Велико наследие Шебалина. Пять симфоний, великолепный скрипичный концерт, восемь квартетов (из которых особой популярностью пользуется пятый — « Славянский »), трио и сонаты, увертюры и инструментальные пьесы. Его хоры на слова русских и советских поэтов украшают репертуар профессиональных и любительских коллективов; романсы исполняются многими вокалистами. Вокальная стихия всегда была близка ему так же, как инструментальная. Любовь к поэзии вела его в мир Пушкина и Гейне, Лермонтова и Есенина, Сафо и Ахматовой, Твардовского и А. Прокофьева. Свои вокальные миниатюры он называет не романсами, а «стихотворениями для голоса и фортепиано», подчеркивая равноправие вокальной и инструментальной партии.
Сочетание вокального и инструментального начал, лирики и масштабности тоже характерно для Шебалина. Впервые оно с полной силой выявилось в его монументальной драматической симфонии «Ленин» для оркестра, чтеца, солистов и хора. Необычна история создания этого произведения и его судьба. Идея симфонии подсказана Маяковским, с которым Шебалин часто встречался в молодые годы. «Однажды,— вспоминает композитор, — Маяковский сказал мне: «А вот не думаете ли вы, что из моего «Ленина» что-нибудь такое может получиться вроде симфонии или оратории? Мысль эта поразила меня.» Симфония была создана, прозвучала, а вскоре после этого во время пожара в библиотеке Большого театра ее партитура пропала. Найдена она недавно. Симфония «Ленин» воспевает образ великого вождя революции с большой эмоциональной силой и широтой.
«.Шебалину не миновать музыкального театра », — писал почти тридцать лет назад академик Б. Асафьев. Теперь мы можем отдать должное прозорливости выдающегося ученого. Опера Шебалина «Укрощение строптивой» уже успела обойти сцены многих театров Советского Союза и других стран. Это полноценный вклад в музыкальную шекспириану Вторая опера— «Солнце над степью» написана по повести советского писателя Петра Павленко.

Обратимся в заключение снова к словам Тихона Хренникова: «В синтезе традиционного и новаторского, в страстной любви, беспредельной человеческой преданности художника всему «всегдашне» русскому и всему «сегодняшне» — советскому можно и должно воспринимать творчество Шебалина — творчество глубокое по мысли, разнообразное по жанрам, высокое по мастерству, ценное для нас и как продолжение вечно живых национальных традиций, и как часть всей нашей советской музыкальной культуры».
ПРОЧТИТЕ: И. Бэлза. В.-Я. Шебалин. М., 1945.

Источник

В.Я. Шебалин. Хор из цикла три хора на стихи М. Танка «Мать послала к сыну думы»

Краткая биография В.Я. Шебалина как известного российского композитора, учителя таких метров советской эстрады, как А.Н. Пахмутовой, Ю.М. Чичкова и др. Жизнь и творческий путь М. Танка. Музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.06.2013
Размер файла 61,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Краткая биография В.Я. Шебалина

В.Я. Шебалин родился 29 мая (11 июня) 1902 года в Омске. Систематическое музыкальное образование начал получать в фортепианных классах омского отделения Русского музыкального общества (РМО) в десятилетнем возрасте. После окончания гимназии в 1919 году поступил на агрономический факультет Омской сельскохозяйственной академии, где учился полтора года. В 1921 году написал свое первое сочинение — «Скерцо для большого оркестра», а также несколько фортепианных пьес. Входил в футуристическую литературно-художественную группу «Червонная тройка» (1921-1922), куда входили также В. Уфимцев и Л.Н. Мартынов. В 1921-1923 года учился в Омском музыкальном училище по композиции у М.И. Невитова (ученика Р.М. Глиэра) и классе фортепиано Б. Медведева. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я. Мясковского. В 1920-х годах Шебалин был членом Ассоциации современной музыки; входил в неформальное объединение московских музыкантов, группировавшееся вокруг Н.Я. Мясковского (т. н. «Ламмовский кружок», собиравшийся в квартире педагога консерватории П.А. Ламма); был близким другом Д.Д. Шостаковича. С 1928 года преподавал композицию в Московской консерватории и был её директором (1942-1948); снят с должности после постановления о борьбе с формализмом (Об опере «Великая дружба» В.И. Мурадели), впоследствии вернулся в консерваторию и работал на кафедре композиции.

Среди учеников Шебалина — композиторы А.Н. Пахмутова, Ю.М. Чичков, Т.Н. Хренников, К.С. Хачатурян, А. Николаев, В. Тормис, Э.В. Денисов, С.А. Губайдулина, Б.А. Мокроусов, Л.В. Фейгин и др.

Композитор Шебалин работал практически во всех основных жанрах, в том числе создал много музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Особенно выделяется опера «Укрощение строптивой» по В. Шекспиру (1957), а также хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов и некоторые романсы. В свое время заметным событием музыкальной жизни была его симфония «Ленин» на стихи В.В. Маяковского (1931; вторая редакция 1959).

Шебалин был одним из самых культурных и эрудированных музыкантов своего поколения; серьёзность, интеллектуальность, некоторая академичность стиля сближают его с Н.Я. Мясковским. Он блестяще завершил и инструментовал незаконченную оперу Мусоргского «Сорочинская ярмарка», получившую благодаря этому широкое распространение; работал также над инструментовкой незавершенной оперы Мусоргского — «Саламбо». Он восстановил партитуру Симфонии на две русские темы М.И. Глинки, создал свою редакцию (для постановки в Свердловске) оперы С.С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» и др.

Профессор (1935). Доктор искусствоведения (1941). Депутат ВС РСФСР 2-го созыва.

В.Я. Шебалин умер 29 мая 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок №8).

Сын В.Я. Шебалина, Д.В. Шебалин, альтист, педагог Московской консерватории, артист квартета имени Бородина, продолжил семейную музыкальную традицию, став одним из выдающихся русских музыкантов.

2. М. Танк. Краткая биография

Родился 4 (17) сентября 1912 года в селе Пильковщина (ныне Мядельского района Минской области Белоруссии).

Принимал активное участие в политической жизни Западной Белоруссии во время польской оккупации. Арестовывался польскими властями в 1933 и в 1934 годах.

После воссоединения Западной Белоруссии и БССР Максим Танк являлся корреспондентом в газете «Вилейская правда». В 1940 году принят в СП СССР. В годы Великой Отечественной войны продолжал работать во фронтовой печати. В 1942 году написал поэму «Янук Сялиба», в 1945 году издал два поэтических сборника.

В 1945-1948 годы Максим Танк работал редактором в юмористическом журнале «Вожык». В 1948-1966 годы — главный редактор белорусского литературного журнала «Полымя».

Председатель Верховного Совета БССР (1965-1971). Депутат ВС СССР с 1969 года. Академик АН БССР с 1972 года.

Имел правительственные награды.

Максим Танк умер в Минске 7 августа 1995 года. Похоронен в родном селе.

Первый опубликованный сборник стихотворений в биографии Максима Танка вышел в 1936 году — «На этапах». За ним последовал сборник «Клюквенный цвет» в 1937 году, затем — «Под мачтой» в 1938 году. Во всех этих книгах поэт поддерживал борьбу народа за освобождение родной земли.

Максиму Танку принадлежит множество книг, поэм, сборников. Среди известных книг поэта — «След молнии» (1957), «Глоток воды» (1964), «Да будет свет» (1972), «Ave Мария» (1980). Творчеству Танка характерны тематическая широта и разнообразие форм.

3. Музыкально-теоретический анализ

Хор из цикла три хора на стихи М. Танка: «Казак гнал коня», «Мать послал к сыну думы», «Берёзе».

Предпочтительней начать с анализа произведения. Если не всматриваться глубоко в суть, а просто «беглым» взглядом пройтись по произведению В.Я. Шебалина «Мать послала к сыну думы», то можно сказать, что это куплетно-вариационная форма с серединкой. В конце модуляция в одноимённый мажор.

Произведение по характеру Траурное. Тональность d-moll. Здесь говориться о матери, которая зовёт своего сына — Солдата, который умер, защищая Родину.

Здесь можно увидеть как бы диалог. В начале, идёт рассказ о том, как мать зовёт Сына и ждёт ответа. Но на последний ответ прилетает ворон и начинается его монолог. Он ей говорит о том, что сын не вернётся, что он погиб защищая родину. Его речь длиться до конца песни.

Произведение начинается со вступления в динамике p, вступает женский хор. У Сопрано тема и они делятся на divisi, а у альтов остинатный Бас.

Весь первый куплет поёт женский хор. После темы, как только у альтов заканчивается остинатный бас, сопрано как бы передают тему альтам на мгновение, во время подголосков у альтов. Во втором куплете также поёт один женский хор у сопрано дивизи. У альтов также слышаться Подголоски. Смена размера 4/4 и 3/2. Динамика p.

В 3 куплете вступает весь хор, но тема остаётся у сопрано, а все остальные голоса держат аккорды. Позже у сопрано и теноров начинают как бы переклички. В этом куплете и появляется ворон. Динамика mf.

В 4 куплете начинается тот самый монолог ворона. В начале сопрано молчат. Поют альты, мужской хор держит остинатный бас. Чуть позже вступают и сопрано. Весь хор поёт аккордами, отдельной темы нет, потом весь хор поёт слегка расширяя. Динамика f. Через такт снова в темпе со словами «Обвила его сердечная корнями»

Последний 5 куплет идёт в одноимённом мажоре со словами «И шумит шумит рябина» — динамика f. В куплете поётся про рябину которая охраняет сон солдата — сына, подголоски у альтов и теноров, у сопрано тема, а басы держат остинатный бас. Тенора и басы делятся на divisi. Кода заканчивается динамикой pp.

4. Вокально-хоровой анализ

шебалин композитор танк музыкальный

Это произведение написано для Смешанного хора: Сопрано, альты, тенора и басы. Женскую партию может исполнять и детский хор. Все хоровые партии кроме альтов по ходу произведения делится на divisi.

Хоровой штрих в произведении протяжное Legato

Вокальные сложности: В произведении вокальных сложностей не много, у альтов в начале низкие ноты.

У басов в Конце низкие ноты

Хоровые трудности: Держать унисон, отклонения в тональности.

Дирижёрские трудности: Добиться унисона, Legato.

Шебалин — один из выдающихся советских композиторов Его творчеству свойственны глубина и значительность замыслов, яркость образного воплощения, ясность композиторского мышления, совершенство профессионального мастерства.

В этом произведении В.Я. Шебалин изобразил трагедию и в тоже время Славу Героя.

2. http:// 100oper.nm.ru/142.html

3. Музыкальная энциклопедия

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общие сведения о хоровой миниатюре Г. Светлова «Заметает пурга белый путь». Музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения — характеристика мелодии, темп, тональный план. Степень вокальной загруженности хора, приемы хорового изложения.

реферат [682,1 K], добавлен 09.12.2014

Творческая биография композитора Р.К. Щедрина. Основные черты стиля написания музыки. Музыкально-теоретический анализ произведения «Я убит подо Ржевом». Вокально–хоровой анализ и характеристика сочинения с точки зрения художественного воплощения.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 01.03.2016

Биография композитора, дирижёра и музыкально-общественного деятеля П.И. Чайковского. Музыкально-теоретический анализ хора «Соловушко». Лирический характер, ладогармонические и метроритмические особенности запева. Вокально-хоровые и дирижерские трудности.

курсовая работа [4,7 M], добавлен 20.03.2014

Изучение биографии величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского. Музыкально-теоретический анализ произведений. Вокально-хоровой анализ. Фактура произведения «Пиковая дама», гомофонно-гармонический склад и развернутый ладотональный план.

реферат [35,5 K], добавлен 14.06.2014

Творческий портрет Михаила Васильевича Анцева — автора музыкального и литературного текстов. Анализ поэтического текста, музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ сочинений. Особенности работы с партитурой дирижера женского состава хора.

курсовая работа [31,7 K], добавлен 06.04.2014

Источник

Оцените статью