Ноты шуман цикл детские сцены поэт говорит

Важное событие (из «Детских сцен»)

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в городе Цвиккау. Считается одним из лучших немецких композиторов, педагогов, дирижеров, критиков XIX века. Он работал в стиле немецкого романтизма, в направлении Лейпцигской школы. Детство мальчика прошло в семье писателя и книгоиздателя Августа Шумана.

Первые уроки музыки проходили под руководством местного органиста. Свои первые оркестровые и хоровые произведения начал сочинять в десятилетнем возрасте. Позже стал посещать гимназию, в которой ему навсегда привили любовь к таким прекрасным музыкантам, как Жан Поль и Дж. Байрон. В итоге их музыкальные эмоции, ходы и мотивы вылились в произведениях самого Шумана.

Желание стать музыкантом пришло не сразу. Долгое время Роберт занимался филологией. Он писал статьи, занимался корректурой текстов, неоднократно печатался в отцовском издательстве. Его школьные сочинения были настолько восхитительными, что издавались посмертно в дополнение к его прочим журналистским трудам.

Но все же, не смотря на определенные сомнения, Шуман поступил в Лейпцигский университет, а через год перешел в университет Гейдельберга. Мать настаивала на том, что бы мальчик получил образования юриста, однако музыка с каждым днем все больше и больше завлекала к себе Роберта. Он видел себя в роли успешного пианиста.

Вскоре мать согласилась с предпочтениями сына и, тот отправился на поиски наставника в Лейпциг. Там он занимался с такими преподавателями, как Г. Дорн и Ф. Вик. Он хотел как можно быстрее освоить все тонкости музыкального искусства, поэтому работал с невероятным упорством и в какой – то степени даже фанатизмом.

Именно такое отношение к делу привело к трагедии. Он повредил руку, упражняясь на механическом устройстве для укрепления мышц. Роберт прошел долгий путь лечения, но не смотря на это руку ему не удалось вернуть, мечты о виртуозном пианисте оборвались.

После такой неудачи Шуман не растерялся, а принялся за занятия композицией и музыкальной критикой. Так в 1834 году ему удалось основать музыкальное издание, которое носило название «Новая музыкальная газета». Вскоре ему было присвоено звание — доктора философии.

В 1840 году состоялась церемония бракосочетания музыканта с дочерью его учителя. Появление семьи очень повлияло на музыканта, за это время он написал около 140 песен. В счастливом браке родилось 8 детей. Достаточно часто он отправлялся в поездки вместе со своей женой. Они посетили Москву, Санкт – Петербург.

Но не все так было гладко, как кажется на первый взгляд. В последние годы он сильно болел нервными расстройствами и даже пытался покончить жизнь самоубийством. Умер Шуман 29 июля 1856 года.

Смотрите также ноты произведений композитора Роберт Шуман:

Источник

Ноты шуман цикл детские сцены поэт говорит

Роберт Шуман «Детские сцены»

Роберт Шуман. Имя этого выдающегося немецкого композитора-романтика, которого по достоинству называют великим музыкальным поэтом, золотыми буквами вписано в историю культуры. Звуками он мог так живописно нарисовать любую картину, что её образы доподлинно воссоздавались в воображении у слушателей. Шуман писал свои шедевры в разных жанрах, но особую ценность представляют его фортепианные произведения, которые он любил объединять в циклы. Одной из таких маленьких энциклопедий восхитительного шумановского стиля являются «Детские сцены» — путешествие взрослого человека в умилительный мир детства.

Историю создания «Детских сцен» Шумана, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

1838 год в жизни Шумана был достаточно насыщенным. В то время, будучи автором большого числа оригинальных произведений, которые, к сожалению, не всеми оценивались по достоинству, он задумал на время из Лейпцига переехать в Вену, чтобы и там начать выпускать свою «Новую музыкальную газету». Вместе с тем, строя грандиозные планы на будущее, и чтобы как-то отвлечь себя от грустных мыслей, которые были вызваны разлукой с его возлюбленной Кларой Вик, Роберт постоянно занимался творчеством.

Так, весной того года появился фортепианный цикл «Детские сцены» — история возникновения которого отчётливо отражена в одном из посланий композитора к любимой девушке. Роберт писал Кларе о том, что все его мысли наполнены только воспоминаниями о ней. Перебирая в памяти романтические моменты их взаимоотношений, на него нашло вдохновение, вызванное её словами о том, что иногда он поступает как ребёнок. Это припомнившееся высказывание зародило у композитора идею создания цикла, впоследствии названого «Детскими сценами».

Изначально он сочинил тридцать небольших презабавных пьес, но выбрал из них только тринадцать. Шуман писал Кларе, что эти миниатюры, созданы не для детей, а для взрослых, как напоминание им о счастливой беззаботной поре. Он упоминал, что во время работы над миниатюрами в его сознании постоянно всплывали памятные моменты, когда он восемь лет назад, приходя к своему учителю Фридриху Вику, увлечённо играл с его детьми Кларой и Альвином.

Цикл «Детские сцены» был отдан композитором в печать в лейпцигское издательство «Брейткопф и Хертель» в 1839 году. В сопроводительном письме к издателю Шуман выразил желание, чтобы сборник был оформлен привлекательно, так как легкие и доступные по содержанию пьесы могут являться хорошим подарком.

Когда Клара получила и ознакомилась с «Детскими сценами», то восприняла их как ещё одно музыкальное признание Роберта ей в любви. В ответном письме девушка благодарила своего талантливого избранника и искренне восторгалась содержанием очень ценного для неё дара.

Интересные факты

  • Отец Клары Вик был против брака дочери с Робертом Шуманом , однако молодые люди, вопреки родительской воле, тайно обручились в 1837 году.
  • Шуман сочинил свой цикл «Детские сцены» в качестве подарка своей будущей жене Кларе Вик. Первоначально композитор назвал сборник «Лёгкие пьесы» и заголовки пьес добавил только после того, как закончил сочинять последнюю миниатюру.
  • У Роберта Шумана и Клары Вик было восемь детей. Композитор их очень любил и был хорошим отцом, может быть, поэтому в своём творчестве он уделял много внимания сочинению произведений для подрастающего поколения.
  • Грезы» — пьеса, которая в цикле «Детские сцены» расположена под номером семь, является одним из самых известных произведений Шумана. Её мелодия настолько трогательная, что ежегодно в хоровом исполнении звучит в течение минуты молчания в День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Помимо этого, композиция удачно использовалась режиссёром Кларенсом Брауном в фильме 1947 года «Песнь о любви», рассказывающем о том, сколько препятствий пришлось преодолеть знаменитой пианистке Кларе Вик и начинающему композитору Роберту Шуману на пути к своему счастью.
  • Из тридцати сочинённых Шуманом пьес только тринадцать составили цикл «Детские сцены». Оставшиеся миниатюры позднее вошли в сборники «Листки из альбома» и «Пестрые листки».

Содержание

В цикл «Детские сцены», вошли тринадцать разнохарактерных миниатюр, в которых Роберт Шуман живописно отобразил всё то, что бывает с человеком в детстве: его забавы и важные занятия, радости и огорчения.

  1. «О чужих странах и людях» (Von fremden Ländern und Menschen). Пьеса, написанная в Соль мажоре и в простой трёхчастной форме, очень нежна, но в то же время и оптимистична. Немного грустных интонаций появляется только в средней части.
  2. «Забавная история» (Kuriose Geschichte). Энергичная, бодрая музыка, написанная в Ре мажоре, несмотря на трехдольный размер, напоминает марш сказочных персонажей. Временами появляется лирический образ, но это ненадолго, как смена настроения у ребёнка.
  3. Игра в жмурки» (Hasche-Mann.) Несмотря на минорную тональность композиция настолько заводная по характеру, что воспринимается на одном дыхании. Она действительно ярко отображает задорную игру детей.
  4. «Просящее дитя» (Bittendes Kind). Очень нежная и выразительная мелодическая линия живописно рисует того, о ком заявлено в названии произведения.
  5. «Полное удовольствие» (Glückes genug). Пьеса передает чувство наслаждения и состояние блаженства от чего — то необычайно хорошего.
  6. «Важное происшествие» (Wichtige Begebenheit). Музыка величественного характера изображает какое-то торжественное событие: как — будто сказочная королевская семья во время праздника выходит поприветствовать граждан своего государства.
  7. «Грезы» (Träumerei) Это самая популярная пьеса из цикла, которую очень часто включают в программу различных концертов. Нежная и трогательная музыка оказывает на слушателей чарующее впечатление.
  8. «У камина» (Am Kamin). Созерцательная музыка произведения рисует умилительную картину: взрослый и ребёнок, сидя у камина наблюдают за весёлой игрой язычков пламени на сгорающих дровах.
  9. «Верхом на деревянной лошадке» (Ritter vom Steckenpferd). Музыкальные звуки миниатюры колоритно передают характер забавы, в которую любят играть все мальчишки.
  10. «Почти серьёзно» (Fast zu ernst). Очень выразительная мелодия, характеризующаяся некоторой таинственностью, создаёт настроение спокойствия и умиротворения.
  11. «Пугание» (Fürchtenmachen). Всё начинается со спокойной лирической темы и вдруг неожиданно врывается контрастный эпизод, как будто действительно хочет кого-то напугать. Так повторяется несколько раз.
  12. «Засыпающий ребенок». (Kind im Einschlummern). Меланхоличная мелодия, звучащая как колыбельная, убаюкивающая ребёнка.
  13. « Поэт говорит» (Der Dichter spricht). Поэт размышляет о смысле жизни и о том насколько разнятся суждения в молодости и в зрелом возрасте.

«Детские сцены» — этот фортепианный цикл Роберта Шумана , состоящий из тринадцати небольших пьес, ярко демонстрирует музыкальное воображение композитора на вершине его творческой зрелости. Эти очаровательные миниатюры можно охарактеризовать как музыкальные эссе, в которых гений Шуберта нашёл своё полное выражение.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Детские сцены» Шумана

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Композиторы детям. Музыкальный альбом «Детские сцены» Роберта Шумана

Знакомство с культурой дети чаще всего начинают с детской литературы: в ней и слово, и изображение адаптированы специально для юных читателей. Но существует ли классическая детская музыка? Портал «Культура.РФ» рассказывает, какие композиторы первыми стали писать музыку о детях и для детей.

Как появилась детская музыка
Внутренний мир ребенка существенно отличается от внутреннего мира взрослого человека. А значит, и музыка, создающаяся для детей, должна не только быть ясной по структуре и несложной в исполнении, но и иметь особый круг образов, близкий и понятный детям. И потому музыка «детских альбомов» самых разных композиторов, как правило, посвящена тому, чем живут дети каждый день своей жизни: играм и забавам, сказкам и страшилкам, реальным людям и вымышленным персонажам. Помимо этого, подобно детской литературе, детская музыка призвана рассказать детям о добре и справедливости, расширять их кругозор, учить их глубоко чувствовать и выражать разные эмоции.

На тот факт, что музыка для детей, должна сочиняться иначе, чем произведения для взрослых, композиторы обратили внимание лишь в середине XIX века. До этого существовал лишь некоторый педагогический репертуар, включавший пьесы для начинающих музыкантов, которые вовсе не обязательно должны были быть детьми.
Фактически детская музыка началась с «Альбома для юношества» Роберта Шумана. Из двух его тетрадей только первая содержит музыку для детей. Она так и называется — «Для младшего возраста» — и до сих пор пользуется любовью музыкальных педагогов. Пьесы из второй части альбома, «Для старшего возраста», не стали так популярны, потому что были одновременно слишком сложны для детей и слишком просты для юных музыкантов постарше.

«Детские сцены»

Сборник впервые был издан в 1839 г. О его назначении и содержании рассказал сам композитор в своём письме к Кларе Шуман – пианистке и его жене: «Я узнал, что фантазию ничто так не окрыляет, как напряжение и тоска по чему-нибудь; именно так было со мною в последние дни, когда я ждал твоего письма и насочинял целые тома — странного, безумного, очень веселого — ты широко откроешь глаза, когда сыграешь это; вообще, я способен сейчас порою разорваться на куски от звучащей [во мне] музыки. — И не забыть бы мне все, что я сочинил. То был словно отзвук слов, которые ты мне как-то написала: «Порою я могу показаться тебе ребенком», — короче говоря, я был поистине окрылен и написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около двенадцати и назвал «Детскими сценами». Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе как о виртуозе. Там такие названия, как «Пугание», «У камина», «Игра в жмурки», «Просящее дитя», «Верхом на палочке», «О чужих странах», «Забавная история» и т. д., чего там только нет! В общем, там все очевидно, и к тому же все пьесы легко напевать».
Несмотря на кажущуюся простоту, достойно исполнить цикл под силу только очень зрелому пианисту, способному проникнуть в сущность авторского замысла.


Музыкальные миниатюры Шумана — своеобразные «музыкальные новеллы», рассказы с незамысловатым сюжетом. Шуман делает акцент не столько на повествовательности, сколько на настроении, на эмоции. «Детские сцены» — это не цикл «для детей», подобно знаменитому «Детскому альбому» Чайковского. Скорее, это музыка для исполнения взрослых, не желающих забывать свое детство. По словам самого автора, этот цикл — «отражение прошлого глазами старшего и для старших».

Содержание цикла Р. Шумана «Детские сцены»

1. «О чужих странах и людях»

2. «Любопытная история»
3. «Игра в пятнашки»
4. «Просящее дитя»
5. «Полное счастье»
6. «Важное событие»
7. «Грёзы»
8. «У камина»
9. «Игра в лошадки»
10. «Не слишком серьезно»
11. «Страшилка»
12. «Засыпающий ребёнок»
13. «Говорит поэт»

Рубрики: Классика для детей: Твой друг Музыка

Метки: Шуман

Процитировано 9 раз
Понравилось: 20 пользователям

Источник

Оцените статью