Ноты сказки коза дереза
РАЗДЕЛ 1 МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА
ТЕМА 10 – 11 МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА
Мир казался бы намного мрачнее, если бы в нем не было. сказок! Ведь волшебные истории любят все — и малыши, и взрослые. Сказки вдвойне интереснее, когда не просто читаешь или слушаешь их текст, а слышишь музыку — непременную составляющую музыкальных сказок. Вспомни, какими они бывают.
Музыкальные сказки — оперы!
Не только. Музыкальная сказка Сергея Прокофьева «Петя и Волк» — это симфоническая сказка. Музыкальными сказками могут быть и оперы, и балеты, и мюзиклы. И сегодня мы отправимся в музыкальной сказки-оперы. Вспомни: чем особенный этот жанр?
В 19 веке в Украине жил композитор, который любил мир сказок. Свое увлечение он отразил в трех операх-сказках — «Коза-Дереза», «Пан Коцкий» и «Зима и Весна». А зовут этого выдающегося музыкального сказочника — Николай Лысенко. Уверена, что его имя тебе известно!
Николай Лысенко является создателем детской оперы — первой не только в Украине, но и в мире в целом. Детские оперы композитор написал для своих четырех детей, которых очень любил.
Музыка первой его детской оперы — «Коза-Дереза», насыщенная народными песнями и танцами. Эта опера комическая, и в соответствии с замыслом автора — ее исполняют дети. А рассказывается в ней о капризного гостророгу Козу, которая поселилась в лисиччиній хижине и пугает всех зверей.
Так что, окунемся в сказку!
Жила-поживала упрямая Коза. Никто не мог ей угодить: ни Бабушка, ни Дедушка. Разозлившись, Дедушка прогнал ее из дома, и решила Коза поселиться в доме Лисички. Как не пыталась рыженькая прогнать негідницю, однако бесполезно. тогда она Обратилась за помощью к зверям, но и они не смогли помочь — запугала их капризная Коза — дереза. Лишь храбрый Рак-неборак смог выгнать наглеца из домика Лисички.
Фрагменты оперы Н. Лысенко «Коза-Дереза» (Волынский академический областной музыкально-драматический театр имени Т. Г. Шевченко)
Для каждого героя сказки «Коза-дереза» Николай Лысенко написал песни. Эти простые мелодии настолько выразительны, что слушатели легко узнают персонажей даже без слов. Послушай песни персонажей оперы и попробуй передать характеры сказочных героев с помощью жестов и танцевальных движений в соответствующих темпах.
Николай/Лысенко, песня Козы, песня Лисички, песня Волка, песня Рака из оперы «Коза-дереза».
О чем рассказали персонажи в своих песнях? Попробуй охарактеризовать каждого героя оперы-сказки с музыкальными признаками этих песен. Чем отличаются песни Козы, Лисички и Рака? Или знакомые тебе мелодии их песен и откуда?
Еще с детства Николай Лысенко увлекался музыкой. Мать начала обучать его игре на фортепиано с 5 лет. Талантливый ученик поражал своей музыкальной памятью, чистотой и легкостью игры. Маленький Николай быстро запоминал мелодии и подбирал их на рояле. В 9-летнем возрасте написал свое первое музыкальное произведение — грациозную «Польку».
Во время гостевания у бабушки Марии М. Лысенко познакомился с народной песней, которую полюбил навсегда. Большой интерес у него вызвали народные театрализованные обряды, праздники. Впоследствии, когда он стал композитором, собирал лучшие народные песни и записывал их.
Песни из оперы «Коза-дереза» Н. Лысенко (на выбор учителя)
Я лисичка, я сестричка,
Не сижу без дела,
Я гусятка пасла,
Полювать ходила. (Дважды)
2. А теперь мне в воскресенье
Свою хатку гарнесенько
Надо украсить. (Дважды)
3. А чтобы лучше, а чтобы лучше
Пойти надо в гайочок
Цветочков нарвать. (Дважды)
Я коза-дереза, полбока облезлую,
За три копы купленная,
Сколю тебя рогами,
Тут тебе и смерть.
Я коза-дереза, хитрая и лукавая,
Я лису глупую хорошо напугала.
Ой я, серый волчок,
По степям гуляю
И на тех овечек
А какая из них дура,
Не слушает пастуха,
Ту я сейчас за чубы
Я не простой козак!
Я над раками господин,
Я болотный гетман!
Посмотрите, люди добрые,
Какой пышный кафтан!
Музыка вокруг нас
Выбери слова, характеризующие музыкальный язык каждого персонажа оперы М. Лысенко «Коза-дереза».
Народные песни входят в репертуар многих певцов. Композиторы также используют музыкальный фольклор в своем творчестве. Итак, в чем секрет такой популярности народной песни?
Может в том, что в народных песнях речь идет о жизни людей, о их заботы, чувства, эмоции.
Наверное, так! Известный украинский композитор Кирилл Стеценко был учеником Николая Лысенко, и, как учитель, также увлекался народной песней. Для детей композитор написал две оперы, в которых использовал народные песни.
В лесу зелененькому сосны и ели.
Среди них маленькая згорбилась хижина.
Котик- вор коты к с Петушком дружит:
В лесной хижине живут и не тужат.
Котик с утра идо позднего вечера
Ходит-проводит в роще охоты.
Петушок букашек под домом ловит,
Посуду помоет, кушать зготовить.
Вечером вместе отдыхают:
Сядут рядышком, песню поют.
Обложка нот оперы
Кирилл Стеценко, опера «Лисичка, котик и петушок» (фрагменты первого действия):
• песня Котика «Ты, мой брат Петушке»;
• песня Лисички «Петушку-братец, ясный милый»;
• песня Петушка «Котик-братик, несет меня Лиска».
— Какие герои возникли в твоем воображении? Как музыка рассказала о сказочные события?
Кирилл Стеценко, лисят Игра в «Волка» из второго действия оперы «Лисичка, Котик и Петушок».
— Удалось тебе услышать народные мотивы? Какие именно?
В этом отрывке К. Стеценко использовал украинскую народную песню «Ой колокола звонят». Обрати внимание на ее нотную запись.
Ой колокола звонят,
Борзые волка гонят
По болотах, камышах,
Где люди не ходят.
ЛИСИЧКА, КОТИК И ПЕТУШОК
Украинская народная сказка себе котик и петушок. Поставили домик на куриной ножке. Петушок сидит дома, а Котик ходит на охоту.
Вот Лисичка прибежит и до Петушка: «Петушку-братец, одчини!» — «Лисичко-сестричка, Котик не велел». — «Ну же, петушку-братец, одчини!» — «Лисичко-сестричка, Котик не велел». Таки випрохала; он взял и открыл. Похитила она его. А Петушок кричит:
Котик-братик, Несет меня Лиска По камню-моста На своем хвосту, — Спаси меня!
Так то Котик как услышал, и догнал Лисичку и Петушка одняв. Принес домой его и сказал: «Не открывай дверь, будь осторожен!»
Снова пошел Котик добывать пищу, а Лисичка все же уговорила Петушка открыть дверь и украла его. Долго звал Петушок Котика, но Котик был очень далеко и не услышал.
Котик пришел домой и видит: Петушка нет. И давай по следовые бежать, сколько только духу было. Прибежал к лисиччиної ямы, вынул из мешка скрипку и начал играть. Старая лиса услышала музыку, вышла из ямы, смотрит, кто так хорошо играет. А Котик стук Лисичку и в мешок, и завязал ее там. Играет дальше. Услышали малые лисята музыку и начали по одному выходить из ямы. А Котик все цап и в мешок. И так всех поймал, сложил в мешок, завязал хорошо, взял палку и давай колотить палкой по мешку. Высек их так, что больше не будут цепляться до Петушка.
Потом Котик взял Петушка и понес домой. Петушок сидел на печи, обскубаний, и уже никому дверь не открывал. И жили они так дружно и мирно долгие-долгие годы.
Стихи О. Вратарева Музыка А. Злотника
Все зовут меня Ухтимко,
А я маленький мальчик,
Веселый, как воробушек.
Я целый день прыгаю,
Таки чудеса бывают —
Ух ты, ух ты, ух ты!
А вокруг сто чудес
От земли до небес,
Каждый миг, каждый день,
Как новая страница.
А вокруг сто чудес
От земли до небес,
Все интересно мне,
Зовут меня Ухтимко!
2. Ух ты, насекомое,
Какая зеленая птица,
Ух ты, прыгает луч
Ух ты — гудит машина,
Ух ты — цветет шиповник,
Как хорошее на свете —
Ух ты, ух ты, ух ты!
Музыка вокруг нас
1. Выбери слова, характеризующие музыкальный язык каждого персонажа оперы К. Стеценко «Лисичка, Котик и Петушок».
2. Поинтересуйся, как играют в украинскую народную игру «Волк» с песней «Ой колокола звонят». Расскажи в классе. Поиграйте с одноклассниками.
3. По желанию. Создай иллюстрации к прослушанных отрывков из оперы К. Стеценко «Лисичка, Котик и Петушок».
Источник
Любимые музыкальные сказки. Ноты
Подробное описание: Любимые музыкальные сказки. Ноты
Ноты для фортепиано
Любимые музыкальные сказки
Фото 1.
Г. Гладков «Голубой щенок». Музыкальная сказка для детей по мотивам пьесы Д. Урбана. Пение в сопровождении фортепиано. — Москва «Музыка», 1979 г. — 31 стр.
Фото 2.
В. Калистратов «Репка». Сценарий по одноименной русской народной сказке И. Козлова .
Фото 3-4.
Г. Гладков «Трубадур и его друзья». Музыкальное представление в двух действиях с прологом. Либретто В. Ливанова, Ю. Энтина. Клавир. — Москва «Всесоюзное издательство «Советский композитор»», 1984 г. — 80 стр.
Фото 5-6.
Ю. Рожавская «Зайка-Зазнайка». Музыкальное сказка по пьесе С. Михалкова. На рус. и укр. языках. — Киев «Музична Україна» , 1979 г. — 52 стр.
Фото 7-8.
М. Лисенко «Коза-Дереза». Дитяча комічна опера на одну дію. Клавір. — Київ «Музична Україна» , 1989 г. — 54 стр.
Фото 9.
А. Рыбников «Волк и семеро козлят на новый лад». Сценарий Ю. Энтина . — 12 стр.
Источник
М. Лысенко. Опера-сказка «Коза-Дереза»
специалист в области арт-терапии
Конспект урока музыки
Тема: «Зайдем в театр»
Цель: на примере фрагментов из оперы Н.Лысенко «Коза-Дереза» обучать второклассников внимательно воспринимать произведения музыкального искусства, высказывать свои впечатления от услышанного, искать смысл и понимать, каким образом он раскрывается; учить определять, описывать эмоциональные состояния, вызванные услышанным; активно привлекать к импровизациям, формируя элементарные хореографические умения во время заданий с движениями под музыку; развивать вокальные и хоровые навыки; развивать уважение к национальному культурному наследию.
Музыкальный материал: М. Лысенко. Опера-сказка «Коза-Дереза» ( Песни Козы, Лисички, Рака).
Оборудование: компьютер, презентация, видеоматериалы, билеты (раздаточный).
Понятия: музыкальный театр, театральные профессии, опера.
Проверка готовности класса к уроку.
Мотивация учебной деятельности
Дети, давайте начнем наш урок загадкой?! Подумайте, о чем идет речь.
Есть там сцена и кулисы,
Есть актеры, есть антракт
Есть актрисы, есть афиша,
Там спектакли невероятные…
Догадались? Это – театр!
Приходилось ли Вам быть в театре? (ответы детей) Назовите спектакли, которые видели. (ответы детей)
Сегодня я приглашаю вас в театр. Театр не обычный, а оперный. Тема нашего урока «заглянем в театр». Вы отгадали загадку, следовательно получаете билеты, которые храните до конца нашей экскурсии.
Изучение новой темы
Театр – это всегда праздник. Поэтому с хорошим настроением открываем двери здания и попадаем в фойе театра – место, где зрители находятся до спектакля, во время антракта — перерыва в спектакле. Именно в помещении фойе расположены буфет и гардероб, где зрители оставляют верхнюю одежду.
Парадной лестнице поднимаемся в зрительный зал. В театре всегда звучат театральные звонки: первый – за 15 минут до начала спектакля, второй – за 5 минут, третий звонок – начало спектакля. Найти свои места в зале необходимо до третьего звонка.
Зал оперного театра очень большой и красивый. Вот так он выглядит со сцены, так его видят актеры.
А вот так сцену видят зрители. До начала спектакля сцена закрыта театральным занавесом. После третьего звонка свет в зале гаснет, занавес откроется и начнется опера.
Давайте вспомним, что такое опера? (ответы детей)
Посещение театра – праздник, который вносит в нашу жизнь разнообразие и красоту. А чтобы оно не было омрачено, мы должны придерживаться правил хорошего тона и говорить на одном языке – языке воспитанных людей. (просмотр видео)
Спектакль для посетителей театра готовит много людей. Успех спектакля зависит от сочетания мастерства людей разных профессий.
Например, в оперном театре актеры должны в совершенстве играть свою роль и выполнять вокальную партию.
Исполнители оркестра под руководством дирижера должны быть настоящими профессионалами, чтобы спектакль захватил зрителей.
Игра «Узнай сказку»
Композиторы часто создают музыкальные спектакли для детей на основе сказок. Посмотрите на экран и отгадайте, фрагменты каких спектаклей я вам покажу. («Буратино», «Щелкунчик», «Золушка», «Белоснежка и семь гномов»)
Первую детскую оперу создал украинский композитор Николай Витальевич Лысенко. Вспомните, из какой сказки строки: «Были себе дед и баба. Поехал дед на ярмарку и купил себе козу. Привез ее домой, а рано на второй день посылает дед старшую дочку ту козу пасти. Пасла, пасла девушка ее до вечера и стала гнать домой. Только до ворот стала догонять, а дед стал на воротах в красных сапогах да и спрашивают:
— Козонько моя милая, козонько моя дорогая! Ты пила, или ты ела?
— Нет, дедушка, я и не пила я и не ела: только бежала через мостик и ухватила кленовый листочек, только бежала через гребельку и ухватила водицы капельку,— только пила, только и ела!»
Для каждого героя Николай Лысенко создал песню-характеристику.
Давайте просмотрим фрагменты оперы, послушаем песни Лисички, Козы и Рака и подумаем, как песни характеризуют своих героев.
Внимательно рассмотрите рисунки и скажите, какая из мелодий подобна этим линиям. Почему вы так думаете? (ответы детей)
Передай характеры героев с помощью жестов и танцевальных движений.
Можно танец рака исполнить в очень быстром темпе? Почему? Объясни.
Разучивание песни Лисички
Наша экскурсия в Оперный театр завершается. Прошу взять билеты, которые вы получили в начале урока и заполнить свободные строчки.
Как называется опера-сказка, с которой мы познакомились на уроке?
Песни каких героев слушали?
Какие правила поведения в театре запомнили?
Видеобонус: просмотр мультфильмов («Коза-Дереза» и песня Лисички (ремикс))
Источник