Ноты скрипичного ключа для детей

Простейшая нотная грамота для дошкольников

На первом занятии педагогу необходимо научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Наглядно показать на иллюстрациях или карточках изображение шумовых звуков, постепенно подвести обучающихся к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. Обучающимся предлагают выучить стихи В.Д. Королевой:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые.
Только есть ещё другие;
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки.

Три регистра в музыке

Дети дошкольного возраста мыслят образно, поэтому у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно связано с глубоким погружением в мир сказок и игрушек, любимый ими всей душой. Нельзя прерывать этой связи полностью, когда ребёнок переступит порог класса. Любимая игрушка способна оживить урок, помочь в усвоении нового материала, например, при изучении регистров. Разница между высокими, средними и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.

При изучении темы педагог показывает, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого, среднего и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого «тонкого» – со струной тонкой. Следовательно, ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. И наоборот, звуки становятся ниже «толще», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

Читайте также:  Аккорда keep away godsmack

Движение мелодии вверх и вниз

Педагог исполняет правой рукой звукоряд поочерёдно вверх и вниз (можно использовать звукоряд, короткие мотивы, отдельные звуки). Левая рука, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам, или поднимаясь, или опускаясь. Педагог может играть звукоряд, а ученик в это время с помощью игрушки показывает направление движения звуков. При повторении этой темы педагог играет звукоряд без игрушки. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку идет машина, с нижней веточки наверх, или наоборот летит попугай.

Длинные и короткие звуки

Объяснение этой темы происходит в форме игры, поэтому усваивается детьми легко и быстро. Если хлопнуть в ладоши так, чтобы они отскочили друг от друга, как от горячей печки получится короткий звук. На что похож этот звук? Он похож на звук падающих капель дождя, стук копыт – другие примеры дети додумают сами. При изучении длинных звуков, разводим ладоши медленно в стороны, как бы «натягиваем резиночку» и одновременно тянем звук. Как только дыхание закончилось, звук прекратился – значит, «резиночка порвалась», ладоши резко хлопают. Они вернулись к короткому звуку.

Нота и нотоносец

Понятия: нотоносец, ноты и скрипичный ключ связанные между собой. Поэтому педагог может объяснять их ребенку поэтапно. Ноты представляются как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Педагог ставит цель показать ученикам, как выглядят знаки-ноты, и где они пишутся: на линейках, между линейками, над ними и под ними. Понятие «нотоносец» следует дополнить другим названием – «нотный стан», т.е. линейки, куда «становятся» ноты. Нотные линейки считаются снизу вверх, так, как мы считаем этажи у дома.

Скрипичный ключ

Педагог должен объяснить детям, что ключ называют скрипичным потому, что он как бы ведает теми нотами, у которых звучание такое же высокое, как у скрипки. Скрипичный ключ пишется вначале каждой нотной строчки. Обучающиеся у доски осваивают написание скрипичного ключа. Параллельно педагог рассказывает сказку «О добром волшебнике Скрипичном ключе»: У скрипичного ключа в музыкальном городке все ноты знали свои места. Только одна нота была невнимательная. Из-за своих ошибок она много плакала, от слез стала соленой. Ей дали имя «соль», а чтобы она не забыла свое место на нотном стане, скрипичный ключ зацепился хвостиком за вторую линеечку. В последующем обучающиеся учат по одной нотке на каждом занятии, закрепляя эти знания выкладыванием нот на индивидуальных карточках с изображением нотного стана, на фланеллеграфе. Разучивается стихотворение о звукоряде и нотах:

Семь ступенек есть на свете
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Ты запомни их названье
И в тетрадку занеси.
Если ноты спеть подряд
Это будет з в у к о р я д..

Штрихи, нюансы (динамические оттенки)

Каждая песня может исполняться с разной силой звучности или, как говорят музыканты, с разными динамическими оттенками: тихо, громко, не очень громко и т.д. Динамические оттенки помогают лучше раскрыть содержание произведения. Педагог показывает детям две иллюстрации: одна черно-белая, другая ярко раскрашенная и предлагает детям назвать самую красивую. Дети называют яркую картинку. Педагог говорит, что в музыке тоже есть свои краски. К ним относятся: регистр, ключ, темп и динамика. Динамические оттенки обозначаются итальянскими словами. Слово «фортепиано» состоит из двух частей: форте – громко, пиано – тихо. Благодаря оттенкам любая музыка звучит выразительно. Существуют знаки для обозначения отрывистых звуков (стаккато) и знаки для обозначения протяжных звуков (легато). Акценты – это способы выделения отдельных нот в звучании музыки.

Мажорный и минорный лад

Эта тема сложна для объяснения дошкольникам. Сказка «Два брата» («Музыка в сказках» Е.А. Королевой) облегчает ее восприятие. У русского народа много пословиц и поговорок, связанных со словом «лад». Например: сядем рядком, да поговорим ладком, с кем мир да лад, так тот мне брат. Про певцов хорошего хора часто говорят: как они ладно поют. Слово «лад» означает согласие, порядок, мир. В музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков, звуки находятся в согласии друг с другом. Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад. Лады в музыке бывают разные, но чаще всего встречаются мажорный и минорный. Характер мажорного лада – светлый, уверенный, твердый. Характер минорного лада – мягкий, с оттенком грусти.

Мажор и горюшка не знает.
Минор все время унывает.

Длительности

В объяснении этой сложной темы неоценимую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры, фланеллеграф, карточки, настольное музыкальное лото и др. Красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик, который помогает лучше запомнить тему. Использование карточек и фланеллеграфа помогает закрепить теоретические знания наглядно с помощью картинок. Одновременно дети могут учить стихи (не больше двух четверостиший). Дети любят сказки, поэтому возможно использовать музыкальные сказки во всех темах теоретического раздела.

Например: Одна девочка любила слушать звуки, в соседней квартире жила семья и девочка узнавала по шагам, кто идёт:

медленно – старый дедушка:
Если нота белая – это нота целая.
(Карточка с рисунком валенок);

размеренно – уставший отец с работы:
Разделим ноту целую на половинки белые
Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих
(Карточка с папиными сапогами);

Чётко – мама с покупками:
В каждой ноте половинки
По две чёрных четвертинки
(Карточка с туфлями на каблуках);

Быстро – мальчик из школы:
В каждой четвертушке
По две восьмушки
Палочки и точки,
На палочках крючочки.
(Карточка с ботинками.)

Источник

Урок музыки №1

На первом уроке мы научимся рисовать:

  • скрипичный ключ;
  • скрипичный ключ на нотном стане;
  • ноты на нотном стане.

Скрипичный ключ — это главный музыкальный знак, который необходимо научиться рисовать юному музыканту. Он как главнокомандующий на нотном стане. Ноты располагаются за ним.

Давайте научимся рисовать скрипичный ключ: нарисуйте полукруг, затем следуя за стрелочками сделайте петлю, потом ведите линию вниз.

Благодаря этому упражнению вы узнаете как пишется главный музыкальный знак. Мы начинаем знакомиться с музыкой и нотной грамотой!

А это упражнение поможет вам попрактиковать навыки рисования скрипичного ключа уже на нотном стане. Упражнение выполняется постепенно, так чтобы рука привыкала рисовать и в конце ребенок смог нарисовать скрипичный ключ на пустом нотном стане самостоятельно.

А теперь мы будем учиться рисовать ноты. Нарисуйте на нотном стане скрипичный ключ, а за ним ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО. Получилась октава! Давайте пропоем каждую ноту и покажем где она находится на нотном стане.

Дзынь-дзынь! Первый урок подошел к концу, до встречи на «Уроке музыки №2»!

Источник

Основы игры на фортепиано + Ноты для детей с расшифровкой

Музыка — временное и вместе с тем вечное искусство. Как и в любом творчестве, в музыке есть свои правила. Сольфеджио — это дисциплина, объединяющая музыкальную грамотность, развития музыкального слуха и голоса.

Как читать ноты

Ноты — это своеобразный алфавит. Они обозначают длительность и высоту звука.

Нот всего семь и располагаются они в следующей последовательности: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Как быстро выучить ноты?

Существует также международный музыкальный алфавит, где ноты обозначаются латинскими буквами. Расшифровка нот:

Как читать ноты для фортепиано? Чтобы научиться читать ноты нужно также познакомиться с нотным станом.

Нотный стан представляет собой пять линий и четыре промежутка. Ноты располагаются как на самих линиях, так и на промежутках. Существуют ноты в скрипичном ключе и ноты в басовом ключе.

Скрипичный ключ использую для написания всех нот, начиная с первой октавы, то есть высоких. На нотном стане в скрипичном ключе снизу вверх на линиях располагаются ноты: ми-соль-си-ре-фа, а на промежутках: фа-ля-до-ми.

Басовый ключ — это нижний регистр. Также как и в скрипичном ключе, ноты басового ключа на нотном стане читаются снизу вверх, только имеют другое значение. Ноты басового ключа на линиях: соль-си-ре-фа-ля, в промежутках: ля-до-ми-соль.

Оба знака следует писать вначале нотного стана слева.

Если мы изучаем нотную грамоту для начинающих для фортепиано, то нужно запомнить, что часто ключи объединяют в систему во время написания нот для инструмента.

Вы также можете встретить знаки — диез и бемоль.

Диез — повышение на полтона. Так, например, если необходимо повысить ноту «ми» на полтона, то необходимо написать — ми диез, а если понизить, то ми бемоль.

Бемоль — понижает звук на полтона.

Бекар — знак, который отменяет диез и бемоль.

Пишутся бемоль и диез на линиях или в промежутках, но соотносятся с теми нотами, которые находятся на соответсвующих линиях или промежутках.

Что значит звуковысотность?

Звуковысотность означает = каждая нота обладает высотой. Высокие звуки — тонкие и звонкие, низкие — грубые и яркие.

Музыкальные звуки всегда расположены в определенном порядке — это система, в которой звуки идут последовательно от самого низкого до самого высокого , или наоборот. Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой.

Соответствие нот по цифрам:

Звукоряд разделен на октавы — интервалы, в которые входят 7 нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. То есть интервал между одноименными нотами.

Лучше эти интервалы видны на фортепиано. Есть восемь октав на фортепиано — семь полных и две неполные. Сколько же существует этих интервалов?:

  • субконтроктава (только ля-си);
  • контроктава;
  • большая октава;
  • малая октава;
  • 1-ая окт.;
  • 2-ая окт.;
  • 3-я окт.;
  • 4-ая окт.;
  • 5-ая окт. (только до).

Все октавы на инструменте находятся в порядке указанном выше слева направо. Чтобы быстрее выучить расположение нот на клавишах фортепиано, начинающие музыканты подписывают их. Начинайте с 1-ой октавы, так как она чаще используется при игре.

Продолжительность нот

Длительность ноты, другими словами, как долго мы слышим её.

Ноты представляют собой круг, пустой или закрашенный, штили и хвостики. До третей линии нотного стана (до «си») линии у нот принято писать наверх, начиная с си, штили пишутся вниз.

  1. Целая нота:самая долгая нота, обозначается кружочком. Счёт происходит на: 1и 2и 3и 4и.
  2. Половинная нота: кружочек с линией справа. На 1/2 быстрее целой: 1и 2и.
  3. Четвертная нота: черный круг с палочкой, 1/4 целой. Считается: 1и.
  4. Восьмая нота: черный круг с палочкой и хвостиком. В 1/2 четвертной. Считается: 1и/или.
  5. Шестнадцатая нота: черный круг с палочкой и удвоенным хвостиком. Счёт: или.
  6. Тридцать вторая нота: практически не употребляется, так как при игре на музыкальных инструментах не слышна.

Целая нота состоит из: 2 половинных, 4 четвертых, 8 восьмушек и 16 шестнадцатых.

Для каждой ноты, есть пауза, равная ей по длительности.

Громкость

Уровень громкости музыки — её динамический оттенок.

При воспроизведении одного музыкального сочинения или даже небольшого фрагмента могут использоваться сразу несколько динамических оттенков.

Существует постоянная громкость:

  • Фортиссимо (ff) — самая высокая громкость;
  • форте (f) — громко;
  • меццо форте(mf) — средняя громкость;
  • меццо пиано (mp) — слабая громкость;
  • пиано (p) — тихо;
  • пианиссимо (pp) — тихонечко.

То, насколько громко играют произведения зачастую зависит от его темпа. Марш будет звучать громко и быстро, а романс — медленно и приглушенно.

Тембр

Тембр — отличительный знак. Как у каждого человека есть свой уникальный тембр, так у каждого инструмента есть свои особенности звучания. Это то, что придает ему особенное звучание.

Тембр зависит от материала, из которого сделан инструмент и его размеров. Разница тембров влияет на инструментовку сочинений.

Легкие ноты для фортепиано

В музыке есть еще одно важное понятие — лад. Это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой.

Есть две распространенных образца:

Мажор — это лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие . Строится так: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минорный лад строится в следующем порядке: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

При обозначении тональности имя лада прибавляется к названию тоники: ре-мажор, ми-минор.

Белые и черные клавиши на фортепиано — это ноты.

Популярные произведения, которые можно сыграть на фортепиано для начинающих

«Песня капитана Врунгеля»

Песня из мультфильма 1981 года «Приключения капитана Врунгеля» стала культовой. Музыка написана Георгием Фитчем, слова Е. Череповецким. Песня исполняется подвижно, но это не помешает юным музыкантам быстро освоить её.

«Антошка»

Веселая и задорная песня про Антошку, написанная Шаинским на слова Юрия Энтина, хорошо подходит начинающим пианистам для отработки техники перехода из скрипичного ключа в басовый.

«Песенка зайца и волка на карнавале»

Всем хорошо известная песня «Расскажи, Снегурочка, где была…» из «Ну, погоди!» довольна легкая для исполнения. К тому же написана она в одной из самых простых тональностей ре-мажор, поэтому играть её легко, а известный мотив помогает запоминать ноты.

«Настоящий друг»

Тимка и Димка настоящие друзья, чью дружбу не разлить водой. Все песня построена на нескольких повторяющихся аккордах, которые звучат как переливы. Поэтому ноты быстро запоминаются даже для детей.

«Кабы не было зимы»

Эта песня хоть и ни сколько не уступает по своей известности предыдущим, но на порядок сложнее в исполнении. Простой и знакомый с детства мотив на слова Энтина скрывает за собой три нотных стана, на которых расположились два скрипичных и басовый ключ.

«Три поросенка»

Мелодия написанная Френком Черчиллем должна исполняться весело и задорно. Очень часто используется прием Staccato, это значит, что пальцы должны отскакивать от клавиш фортепиано. Хорошая практика для отработки этой техники для начинающих.

Музыка из кинофильма «Амели»

Кинофильм «Амели» во многом запомнили благодаря чудесной мелодии Яна Тьерсена. Мелодия исполняется тихо и умеренно, при этом композитор использовал красивые сочетания аккордов, которые просты для заучивания.

Полезное видео по теме:

Источник

Оцените статью