Ноты скрипичного ключа все с названиями для фортепиано

Ноты скрипичного ключа все с названиями для фортепиано

Знание расположения нот на нотном стане необходимо любому музыканту, который хочет самостоятельно развивать свою технику и играть любые произведения. Знания нотного стана и нотной грамоты открывают двери в мир музыки. Ноты — это язык на котором общаются музыканты. Все лучшие партии и адаптации записаны в виде нот, а не табулатуры и аккордов. Упражнения которые позволят вам нарастить исполнительскую технику давно уже изобретены, только дело в том, что записаны они в нотах.

Нотный стан

Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу-вверх.

Кроме этих линий существуют еще дополнительные линии. Пишутся они вне нотного стана снизу или сверху. Считаются эти линии от нотного стана, что снизу, что сверху. Говорить нужно так: нота “до” первой октавы находится на первой дополнительной линии снизу, нота “соль” малой октавы находиться под второй дополнительной линией снизу, нота “си” второй октавы пишется над первой дополнительной линией сверху.

Читайте также:  Ноты для четырех виолончелей

Ноты

Нот всего семь: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Придумал такое название нот Гвидо д’Ареццо.

Почему именно столько и почему в таком порядке. вы узнаете из этого видео (нужны знания школьного курса физики).


Вернёмся обратно к музыке, и к тому, как сделать её гармоничной.

Правописание нот

Ноты на нотном стане должны писаться либо на линии, либо между линиями, на дополнительных линиях, либо под, либо над дополнительных линиях.


Штили нот до третьей линией пишутся справа вверх, от третьей линии и выше, пишутся слева вниз.


В группе нот направление штилей зависит устанавливается на усмотрения композитора. Но на данном уровне придерживайтесь правила: каких нот в группе больше, требующих штиля вверх или штиля вниз с той стороны и ставятся штили у всей группы.

Наименование нот и обозначения нот.

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.
Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (е), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (джи), ЛЯ – A (а), СИ – H (аш).

Откуда взялись эти буквы. Раньше звукоряд стандартна начинался не с «до», а с ноты «ля», и ноту «си» не использовали, а использовали «си бемоль» (что такое бемоль вы узнаете на следующем уроке). Так и называли ноты в соответствии с латинским алфавитом.

Поэтому, когда решили дать букву ноте «си» использовали латинскую «H» (аш) — следующую после известных нам A B C D E F G.

Октава

Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава.

Например: между двумя соседними СОЛЬ — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Надо сказать, что каждый инструмент имеет свой определённый диапазон октав.

Необходимо заучить последовательность октав и их название. Они все начинаются с ноты «До» и заканчиваются нотой «Си»

Ключ

Вы наверное заметили две не понятные «закарючки»

Это музыкальные ключи. Ключи придуманы для того, чтобы партии были написаны именно в той октаве, в которой играет музыкант на определённом инструменте.

Ключ — элемент нотного письма, который определяет расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от которой отсчитываются все остальные ноты.

Скрипичный Ключ

В музыкальной грамоте всё не «просто так». У каждого инструмента свой октавный диапазон. Например, диапазон скрипки от малой октавы и до третьей октавы. Для того чтобы все необходимые ноты находились на нотном стане, а не за его пределами, решили, что в партиях для скрипок «СОЛЬ» второй октавы будет находиться на второй линии нотного стана.

такой ключ назвали «Скрипичным» , этот ключ называют имеет второе название – «Ключ СОЛЬ»

Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого по звучанию нот.

В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы.

Обратите внимание на красную линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту. Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота соль.

Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной ключом ноты.

Басовый Ключ

Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.Второе название басового ключа – ключ «Фа»

Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию мы снова выделили красным цветом:

Знаний об этих двух ключах нам хватит для дальнейшего освоения курса. Добавим ещё, как соотносятся ноты в Басовом и Скрипичном ключах.

Расположение нот на клавиатуре.

На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ.
Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них. Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:

Расположение нот на грифе гитары.

Расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

Целый тон — базовый музыкальный интервал, на основе которого строятся все остальные. Если рассматривать клавиатуру то Целый тон это интервал (расстояние) между «ДО» и «РЕ» («Ре» и «МИ» и т.д.), а между «МИ» и «ФА» интервал — пол тона (полутон). Если рассматривать интервалы на гитаре, то между всеми ладами интервал пол тона

А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём: И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.


Расположение нот на грифе бас-гитары.

Строй 4-струнной бас-гитары аналогичен строю контрабаса или гитары (без двух самых тонких струн) на октаву ниже.

Ноты для бас-гитары записываются в басовом ключе (ключ «фа»).


Проверка:

  1. Как по-другому называются скрипичный и басовый ключи?
    Ответ:

Скрипичный ключ называется ключ соль, басовый — ключ фа.

Как пишутся штили нот на нотном стане?
Ответ:

штили нот до третьей линии пишуться справа вверх, от третьей линии и выше- слева вниз.

Как называются (по возрастанию) октавы на нотном стане?
Ответ:

субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.

Буквенное обозначение ноты «си»?
Ответ:

Назовите расположение нот на нотном стане.

Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

Урок №6 (ТЕМА №1.6 Строение мажорной гаммы.) >>

Тестовое занятие

Ваша заявка принята!
Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заходите в наши аккаунты в социальных сетях

Источник

Нотная грамота для начинающих фортепиано — основные положения

Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.

С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.

Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.

Ноты

В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Длительности нот

Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.

А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.

А вот как выглядит деление нот.

Целая – самая протяженная длительность.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.

Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.

Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».

Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.

Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.

Пока все ясно 318

Не все понятно 82

Что означает музыкальный размер и что такое такт

Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.

Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.

Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.

Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.

Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется Т АКТОМ . На письме такты разделены тактовыми чёрточками.

Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.

Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:

Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.

Нижнее число обозначает длительность каждой доли.

Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).

Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).

Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.

Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».

Все понятно 318

Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.

Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:

Диез –повышает звучание ноты на полтона.

Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.

Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.

На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.

Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.

А на этой картинке указано расположение бемолей:

Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.

Как правильно писать диезы и бемоли

Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:

Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.

Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

Также существует дубль-диез :

Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.

Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».

Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.

Скрипичный и басовый ключи

С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.

Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.

Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:

Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множе­ство дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.

Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.

Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.

Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.

Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.

Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:

Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».

Все понятно 318

Совсем запутался 82

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Мы условились, что пауза — это тишина . Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33» . По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.

Нотный стан — что на нем располагается

Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?

Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.

Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.

Звукоряд Октава Диапазон

Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.

Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).

И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.

Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.

Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.

Динамика

Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.

Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Дополнительные музыкальные знаки

В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:

Заключение

Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.

Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Оцените статью