- Ноты скрипка альт виолончель контрабас
- Хрестоматия для контрабаса
- Пьесы на бис для ансамбля виолонелей
- Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано. Партитуры и партии. Тетрадь 3
- Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано. Партитуры и партии. Тетрадь 3. Составители Н. Карш и Е. Дернова
- Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано. Партитуры и партии. Тетрадь 1
- Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано. Партитуры и партии. Тетрадь 2
- Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано. Партитуры и партии. Тетрадь 3
Ноты скрипка альт виолончель контрабас
Струнные инструменты
В настоящее время единственно применяемыми смычковыми инструментами в симфонической и оперной музыке являются: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Современные смычковые инструменты, в зависимости от их размера, делятся на ручные и ножные. Ручные – скрипка и альт, ножные – виолончель и контрабас. Все смычковые имеют по 4 струны. Струны употребляются металлические (стальные) и кишечные (жильные) Разнообразие звуковых возможностей достигается на струнных инструментах укорачиванием натянутых струн пальцами левой руки и получением звуков более высоких.
Струны называются открытыми (знак О), если звук получается от колебания всей, не укороченной нажимом пальцев струны. Флажолет – обертон, выделенный из состава тембра звучащей струны. Он возникает при разделении струны на ряд одинаковых по длине и звучанию отрезков. Достигается это лёгким прикосновением пальца к какому-нибудь месту деления струны на части.
2 натуральный звук – октавный флажолет – как при звучащей струне октава,
3 натуральный звук – квинтовый флажолет – как при звучащей струне квинта через октаву,
4 натуральный звук – квартовый флажолет – как при звучащей струне кварта через терцдециму,
5 натуральный звук – большой терцовый флажолет – как при звучащей струне большая терция через 2 октавы,
6 натуральный звук – малый терцовый флажолет – как при звучащей струне децима + октава,
7 натуральный звук — как при звучащей струне септима через 2 октавы,
8 натуральный звук – как при звучащей струне через 3 октавы.
Натуральные флажолеты получают от открытой струны, искусственные – от прижатых. Исполняются последние двумя пальцами; брать искусственные флажолет больше кварты невозможно.
Ведение смычка вниз (от колодочки к концу) обозначается знаком П,а вверх – знаком V . В первом случае получается diminuendo , во втором – crescendo . При игре f смычок движется по струне быстрее, потому ноты большой длительности или большое количество нот получается только при р. Основными штрихами следует считать detache, legato, staccato, spiccato, tremolo. Detache – штрих с отчетливой attacc ’ой демаклационного характера. Этим штрихом исполняют энергичные фразы, требующие большой полноты и сочности тона, построения моторного порядка, стремительные пассажи. Grand detache — исполнение detache вплоть до использования длины всего смычка. Главный признак – исполнение одной ноты на одно движение смычка.
Legato – штрих, включающий несколько нот на один смычок. Legato воспроизводит песенную ариозную сторону. В записи legato каждая лига обозначает одно направление в направление смычка. Отрывистые штрихи – staccato и spiccato – отличаются следующим: staccato исполняется без отрыва смычка от струны, а spiccato основано на подпрыгивании смычка после каждого соприкосновения со струной. Сущность staccato – в энергичном толчке смычком. Главная особенность spiccato – их лёгкость и воздушность.
Скрипка
Скрипка нотируется в скрипичном ключе. Её четыре струны построены по квинтам.
Тембр 1й струны – светлый, серебристый, звонкий.
Тембр 2й струны – мягкий, нежный.
Тембр 3й струны – певучий, напряжённый.
Тембр 4й струны – густой, напряжённо-альтовый.
Позицией называется положение левой руки на грифе. Хроматические полутоны достигаются сдвижением соответствующих пальцев с основного тона.
Интервалы на одной струне не должны превышать ув.4. или ум.5. Самым простым интервалом на соседних струнах является квинта. Движение октавами происходит путём смены позиций на каждую новую октаву, но в оркестровой игре этот приём считают рискованным, т.к. малейшая фальшь ясно ощущается. Движение терциями очень удобно. Гаммообразное движение секстами менее удобно, звучание получается «ползучее». Также движение двойными нотами менее гибко и получается более тяжёлым. Потому в оркестровой игре применяют приём divisi – разделение на партии.
Натуральные флажолеты употребляются только октавные, квинтовые, квартовые и иногда большие терцовые. При написании ноты, заключённые в скобки, звучат плохо, особенно на первой струне.
При оркестровой игре неупотребительны все трёхзвучные аккорды, в которых один палец занят через струну. Удобны интервалы, включающие квинту и больше, т.к. левая рука в прямом положении. Также удобны аккорды, включающие открытые струны. Менее удобны аккорды, включающие один интервал меньше квинты, но если использовать открытые струны, то это будет смягчать всю неудобность. Удобны аккорды с открытой струной, являющейся верхним звуком аккорда. Неудобны интервалы с двумя интервалами меньше квинты. Четырёхзвучные аккорды удобны при наличии всех открытых струн. Опять же, открытые струны внизу или вверху аккорда облегчают исполнение. Лучше брать аккорды, не выходящие за пределы «до» 3й октавы.
Полное legato при переводе смычка возможно соблюсти лишь при переходе на соседнюю струну. При переносе смычка через струну неизбежна небольшая остановка.
Через 2 струны – больше.
Tremolo из двух нот на любой струне, под одним смычком, возможно в любом направлении в пределах ув.4. или ум.5. Остальные интервалы можно исполнить лишь на двух соседних струнах.
Приём pizzicato возможен на всём протяжении диапазона. Этот приём можно использовать в аккордах. Pizzicato , исполняемое мизинцем левой руки, применяется на открытых струнах в случае быстрой смены pizzicato и arco . Ставится знак +. Pizzicato возможно исполнять одновременно с arco .
Сурдина смягчает звук инструмента, придавая ему носовой оттенок. Надевание сурдины среди пьесы требует времени, снятие – меньше. Употребление сурдины указывается словами con sordino , снятие – senza sordino .
Все штрихи как легатные, так и стаккатные, достигаются на скрипке с ясностью и лёгкостью. Legato наиболее продолжительно, spiccato, saltando, ricochet – легки и стремительны.
Альт
Альт нотируется в альтовом и скрипичном ключах. Четыре струны альта настроены по квинтам.
По своей величине альт незначительно превосходит скрипку.
Несоответствие диапазона альта по размеру отражается на характере звука, более гнусавом и грубом в общих со скрипкой регистрах. Тембр 1, 2, 3й струн альта соответствует тембру 2, 3, 4й струнам скрипки, но в более напряжённом огрубленном виде.
Всё, что говорилось о скрипке, целиком относится к альту.
Если левая рука скрипача может взять на одной струне ум5, а на 2х соседних струнах и м9, то альтист ограничивается ч4 на одной и ч8 на соседних струнах.
Техника правой руки альтиста немного грубее, чем скрипача, т.к. альтовый смычок длиннее и тяжелее скрипичного. И сами струны альта более толсты и грубы, чем на скрипке, потому менее отзывчивы к легким прикосновениям.
Прекрасно звучит на альте pizzicato . Верхней границей удовлетворительного звучания pizzicato на альте можно считать a 2 .
Сурдину на альте применяют так же, как на скрипке.
Виолончель
Виолончель нотируется, главным образом, в басовом и теноровым ключах, и лишь особенно высокие ноты пишут в скрипичном ключе. Четыре струны виолончели строятся по квинтам на октаву ниже альта.
Тембр 1й струны – светлый, открытый.
Тембр 2й струны — певучий, более матовый.
Тембр 3й струны – плотный.
Тембр 4й струны – густой.
Виолончель – ножной инструмент; она имеет шпиль, который упирается в пол во время игры. По своему размеру виолончель более чем вдвое превосходит альт.
Возникает сложность в аппликатуре левой руки, т.к. из-за больших расстояний целый тон невозможно взять в нижних позициях соседними пальцами. Виолончель по своим аппликатурным данным можно назвать хроматическим инструментом. В отличие от ручных струнных – скрипки и альта – у виолончели ввиду значительно большей длины струны и расстояниями между соседними звуками кроме позиций имеются полупозиции.
Легатная техника менее подвижна, чем на скрипке, т.к. тормозят смены позиций.
Ставкой называется вынос большого пальца левой руки на гриф. При помощи ставки виолончель приобретает лишний тон тетрахорда. Ставка обозначается ноликом, дополненным в нижней центральной части вертикальной
чёрточкой — . Расстояние между большим пальцем и 1м не должно превышать кварты. При ставе на высоких позициях (5 и выше), переходят на скрипичную аппликатуру, т.е. соседние тона берутся смежными пальцами. На низких позициях ставка употребляется для игры октавами, а также для исполнения некоторых сложных пассажей. Очень высокие позиции со скрипичной аппликатурой применяются только на 1й и 2й струнах, т.к. 3я и 4я струна слишком толсты и дают не ту окраску.
Ввиду большого размера инструмента виолончелист ограничен в возможности растяжении левой руки. Наибольший интервал, который он может взять на одной струне 1 -4 пальцами – это большая терция.
На виолончели обратное положение левой руки так же удобно, как и прямое.
Гаммообразное движение различными интервалами представляет большую трудность, чем на скрипке, и потому в оркестровой игре применяют очень редко.
Наиболее удобны трёхзвучные аккорды, состоящие из квинт и секст, из квинт и кварт и из двух секст, а наиболее удобные четырёхзвучные аккорды — из квинт и секст. В обратном положении левой руки наиболее удобны аккорды, состоящие из квинт и кварт.
Приём pizzicato на виолончели звучит так же превосходно и употребляется на всём протяжении диапазона Особенно pizzicato хорошо в нижнем регистре; оно звучит более гулко и продолжительно. Также хороши аккорды pizzicato .
Все штрихи правой руки, употребляемые на скрипке и альте, применимы к виолончели. Смычок виолончели несколько массивнее и короче скрипичного. В сочетании с более толстыми струнами (с необходимостью более сильного нажима смычка) смычок расходуется немного быстрее, чем на скрипке, и потому надо это учитывать при написании длинного legato при pp много нот на один смычок.
На виолончели одинаково хороши аккорды, взятые смычком вверх и вниз. Аккорды crescendo получаются на виолончели сильнее смычком вверх.
На виолончели так же применяется сурдина.
Контрабас
Контрабас нотируется в басовом ключе (иногда в теноровом, и изредка – очень высокие ноты в скрипичном).
Струны контрабаса, в отличие от остальных струнных, настроены по квартам.
Звучит контрабас октавой ниже написанного. Иногда на контрабасе бывает 5я струна («до» контроктавы). Тембр 1й струны жидковат. Тембры других струн более густые. Плотным и хрипящим звуком отличается струна mi .
Наибольший интервал, который может быть взят на одной струне крайними пальцами, равен большой секунде. Третий палец вообще не применяется в игре.
Легатная техника на контрабасе по сравнению с виолончельной менее подвижна т.к. смена позиций происходит чаще, чем на виолончели, а расстояния между позициями шире.
Аккорды на контрабасе применяются редко, а если применяются, то больше с пустыми струнами. Это относиться к более низким позициям. Высокие звуки контрабаса весьма жидки и применяются в качестве специального эффекта. При оркестровой игре лучше не подниматься выше соль 1й октавы (по письму).
Флажолеты на контрабасе звучат превосходно. Употребляются все натуральные, вплоть до самых высоких. Возможно применение искусственных – квартовых и терцовых.
Техника правой руки на контрабасе та же, что и на виолончели. Лёгкие штрихи – летучее staccato , ricochet , sautille и др. – применяются редко в силу более массивного смычка и не дают должного художественного эффекта. Pizzicato на контрабасе звучит мягко, бархатно и гулко. Выше ми 1й октавы становиться сухим.
Сурдины при игре на контрабасе применяются редко.
Источник
Хрестоматия для контрабаса
Хрестоматия для контрабаса, III-IV курсы
Показать полностью Свернуть
1. И.С. Бах. Ариозо — 3
2. П. Бони. -Ларго и Аллегро — 6
3. Э. Григ. Норвежский танец — 11
4. И. Свенсен. Andante funebre — 15
5. Ан. Александров. Ария из «Классической сюиты» — 18
6. С. Кусевицкий. Вальс-Миниатюра — 22
7. М. Кажлаев. Скерцино — 29
8. С. Прокофьев. Легенда — 36
9. Д. Шостакович. Прелюдия — 39
10. П. Чайковский. Сентиментальный вальс — 41
11. П. Чайковский. Ноктюрн — 44
12. Дж. Гершвин. Прелюдия — 49
13. С. Рахманинов. Мелодия — 53
14. К. Дебюсси. Дельфийские танцовщицы — 60
15. Р. Яхин. Песня без слов — 63
16. П. Щедрин. Юмореска — 67
17. А. Кобляков. Пантомима (Танец-гротеск) — 72
Произведения крупной формы
18. Г. Гендель. Соната — 82
19. Дж. Гершвин. Концерт — 100
20. А. Капуцци. Концерт — 119
21. Э. Шторх. Концертштюк — 147
Источник
Пьесы на бис для ансамбля виолонелей
Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано. Партитуры и партии. Тетрадь 3
Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано. Партитуры и партии. Тетрадь 3. Составители Н. Карш и Е. Дернова
Eсли вы желаете помочь в развитии нотной билиотеки, наш адрес на Patreon / Патреон
Скачать другие произведения / части книги или многотомника.
Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано. Партитуры и партии. Тетрадь 1
Составители Н. Карш и Е. Дернова
Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано. Партитуры и партии. Тетрадь 2
Составители Н. Карш и Е. Дернова
Пьесы на бис для ансамбля виолончелей в сопровождении фортепиано. Партитуры и партии. Тетрадь 3
Составители Н. Карш и Е. Дернова
Все материалы представленные в нотной библиотеке проекта, включая ноты для учащихся, книги, сборники и методические пособия, предназначены исключительно для ознакомительного пользования и не могут быть использованы в коммерческих целях.
Источник