Ноты скрябин божественная поэма

ИРМ(19-20вв) / Скрябин симфония 3

«Боже́ственная поэ́ма» (фр. «Le Divin Poème») – Третья Симфония для большого оркестра До минор, Ор.43, в трёх частях – была написана Александром Николаевичем Скрябиным в период с 1902 по ноябрь 1904 года.

Названия частей симфонии

I. «Борения» — Introduction et Luttes: Allegro, mystérieux, tragique-sombre, haletant, précipit

II. «Наслаждения» — Voluptés: Lento, sublime-vivo, divin essai

III. «Божественная игра» — Jeu divin: Allegro, avec une joie éclatante

Деревянные духовые инструменты: флейта пикколо, 3 флейты, 3 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот.

Медные духовые инструменты: 8 валторн, 5 труб, 3 тромбона, туба.

Ударные: литавры, тамтам, глокеншпиль.

Струнные инструменты: I и II скрипки — по 16, 12 альтов, 12 виолончелей, 8 контрабасов, 2 арфы.

…«Божественная поэма» представляет развитие человеческого духа, который, оторвавшись от прошлого, полного верований и тайн, преодолевает и ниспровергает это прошлое и, пройдя через пантеизм, приходит к упоительному и радостному утверждению своей свободы и своего единства со вселенной (божественного «я»)».

Первая часть — Борения: «Борьба между человеком — рабом личного Бога, верховного властителя мира, и могучим, свободным человеком, человеком-богом. Последний как будто торжествует. Но пока только разум поднимается до утверждения божественного „я“, тогда как личная воля, ещё слишком слабая, готова подпасть искушению пантеизма».

Вторая часть — Наслаждения: «Человек отдаётся радостям чувственного мира. Наслаждения опьяняют и убаюкивают его; он поглощен ими. Его личность растворяется в природе. И тогда-то из глубины его Александр Николаевич Скрябин существа поднимается сознание возвышенного, которое помогает ему преодолеть пассивное состояние своего человеческого „я“».

Третья часть — Божественная игра: «Дух, освобождённый, наконец, от всех уз, связывающих его с прошлым, исполненным покорности перед высшей силой, дух, производящий вселенную одной лишь властью своей творческой воли и сознающий себя единым с этой вселенной, отдаётся возвышенной радости свободной деятельности — „божественной игре“»

По своей форме «Божественная поэма» — это программный симфонический цикл, синтез двух жанров: симфонии, как сонатно-симфонического цикла, и симфонической поэмы.

Третья симфония частично сокращена и состоит из трёх частей, объединённых, как уже было сказано выше, философской программой. Текст программы был написан со слов Скрябина (первоначально на французском языке) специально к парижской премьере «Божественной поэмы» Татьяной Фёдоровной Шлёцер, музой и второй женой композитора.

Первой части предшествует вступление; в самом его начале звучит фор­тиссимо тема листовского характера — октавы фаготов, тромбона, тубы и струнных басов интонируют семь скандированных нот — тему само­утверждения, своего рода «аз есмь». Это стержень всей симфонии. Ей отвечает резкий фанфарный ход трех труб. Звучность стихает, и слыш­ны переливы арпеджий арф и струнных. К концу вступления — полное затишье, переход к первой части, имеющей подзаголовок «Борения».

ПЕРВАЯ часть построена по схеме классического сонатного аллегро, но масштабы ее грандиозны. Это достигается за счет расширения каж­дого из основных разделов формы — экспозиции, разработки, репризы и большой коды, являющейся второй разработкой. Главная тема части, излагаемая скрипками, своими мелодическими оборотами близка теме «аз есмь»,и эта тема пронизывает драматургию всех частей симфонии. Побочная партия, легкая, капризная излагается деревянными духовыми на фоне мелодических узоров скрипок и в свою очередь явится основой 2 части. Заключительная партия, поначалу сдержанная, спокойная. Появляется пасторальная тема у флейт и скрипок, вслед за тем звучность начинает нарастать, мелодика приобретает экстатический характер, и вскоре наступает кульминация на tutti оркестра, обозначенная композитором ремаркой «божественно, грандиозно». Торжественно звучат фанфарные ритмы у всего оркестра, и наконец раздается мотив «аз есмь». В разработке фрагменты главной партии проходят у разных инструментов, сочетаясь с одновремен­ной разработкой побочной партии. Но в момент кульминации все буд­то рушится, скатывается вниз стремительной хроматический гаммой (ремарка автора — «страшное обрушение»). Постепенно подготавли­ваются и обрушиваются все новые кульминации. После достижения кульминации гро­могласно вступает тема «аз есмь», но быстро обрывается Реприза повторя­ет основные контрасты и кульминации экспозиции, но особенности изложения тем и оркестровка варьированы. Вслед за окончанием реп­ризы звучит еще обширная кода.

Первая часть «переливается» без перерыва во ВТОРУЮ часть. Написанная в свободной трехчастной форме, она озаглавлена «Наслаждения». Первая тема части пол­на истомы, чувственного очарования. Тема широко развивается: ее изложение богато изысканными гармоническими эффектами. Эпизод, снабженный ремаркой «с бескрайним упоением», типичен истинно-скрябинскими гармониями — апогей чувственности, погружение в восторги наслаждений.

ФИНАЛ — «Божественная игра» — написан в сонатной форме, более лаконичной, чем в первой части. Начинает его фанфара трубы, исполняющая мелодию, близкую теме «аз есмь». Музыка приближается к жанру быстрого марша. Побочная партия (флейта и виолончели в унисон) напоминает связующую первой части, но от­личается сосредоточенным раздумьем. Развитие ее приводит к заклю­чительной партии, в которой извилистые мелодические ходы уступают место светлой, прозрачной музыке, полной лирического восторга. Разработка невелика, но энергично развивает фанфарные обороты темы «аз есмь» начального мотива финала. В репризе главная партия сильно сокращена, побочная расширена и содержит новые особенности, в частности, более развитые темы фанфар из второй части. Заключительная партия подводит к коде. Звучат основные темы всех частей, и, наконец, в последний раз мощно утверждается тема «аз есмь». Скрябинское «я» победило. Здесь в последний раз достигается завершающая, самая могучая кульминация. Нарастает тремоло литавр. Мощные голоса меди сливаются в единый хор. Это высшая точка самоутверждения. Это экстаз.

Источник

Ноты скрябин божественная поэма

А. Н. Скрябин «Симфония № 3 «Божественная поэма»

Симфония до минор

Третья симфония знаменует переход Скрябина от традиционной формы симфонического цикла к одночастной поэме. В ней ещё сохранено деление на части, но все три они объединены общими темами и непрерывными переходами от одной к другой. Все части написаны в сонатной форме.

Симфония программна, её идея — роль художника-творца в обществе (Скрябин всегда обожествлял художника) и освобождение человеческого духа посредством искусства, — отсюда героическое начало и грандиозность размаха этой музыки.

I часть — «Борьба». Именно в этой части — «зерно» симфонии — могучая тема вступления, краткий мотив трёх труб. Эта лейт-тема пронизывает всю ткань произведения, из неё вырастает и тема финала. Аллегро изумительно по устремлённости и смене колорита — от суровости до фантастики.

II часть — «Наслаждения» — отдых от бурь и тревог, страстное упоение радостью жизни, природой, красотой.

III часть — «Божественная игра» — радостно-возбужденный полет, ликующий порыв. Апофеоз завершается мощным проведением величавой лейт-темы симфонии.

Источник

Александр Николаевич Скрябин. Симфония № 3 до минор «Божественная поэма»

Александр Николаевич Скрябин в своем симфоническом творчестве, начав с циклических симфоний, пришел к одночастной поэме – именно в этом жанре созданы его лучшие оркестровые произведения. Однако сам термин «поэма» появляется несколько раньше, и употребил его композитор применительно к циклической симфонии, как элемент программного заглавия.

История рождения Симфонии № 3 до минор была непростой – это яркий пример того, как можно творить «не благодаря, а вопреки». Замысел возник в начале 1902 г., но работе препятствовала преподавательская деятельность. В дальнейшем композитор смог отказаться от преподавания благодаря материальной поддержке со стороны музыкального издателя Митрофана Петровича Беляева, но вскоре работа над симфонией была прервана из-за проблем со здоровьем (чрезмерное напряжение сил привело к нервному расстройству). Поправив здоровье, композитор вернулся к сочинению, но в последующие месяцы работа продвигалась медленно – мешала обстановка дома, вызванная сложными отношениями с родителями жены, постоянно ворчащими из-за финансовых и бытовых вопросов. Отвлекала от симфонии и работа над фортепианными сочинениями, которые Скрябин обязан был предоставить Беляеву в обмен на финансовую поддержку. В декабре 1903 г. Беляев умер – по словам писателя Юрия Ханона, «рухнула каменная стена… прикрывавшая его в особенно трудные минуты». Маргарита Кирилловна Морозова – ученица Скрябина – оказала финансовую помощь, благодаря чему композитор смог отправиться в Швейцарию, где он и завершил произведение.

Таким образом, создание произведения растянулась на два года. Мировоззрение композитора в это время менялось – он вникал в сочинения Иммануила Канта, Фридриха Ницше и других философов. Соответственно менялась и концепция сочинения. Теперь композитор мыслил ее как воплощение своих философских идей: он стремился представить историю «человеческого духа», ниспровергающего сковывавшее его заблуждения прошлого. Сочинение было озаглавлено «Божественная поэма» – слово «божественная» говорило не о восхищении автора собственным творением, а указывало на воплощенную в ней идею «художника-демиурга» и даже «человека-бога». Композитор мыслит человеческий дух как центр мира и источник бытия.

Идея эта кажется и более дерзкой, и более грандиозной, чем то содержание, которое вкладывалось в предыдущие симфонии. Тем не менее – в отличие от шестичастной Первой симфонии и пятичастной Второй – Третья не четырехчастна даже, а трехчастна. Структура обусловлена литературной программой, записанной со слов Скрябина Татьяной Федоровной Шлецер, с которой он сблизился в пору пребывания Швейцарии (впоследствии она стала его супругой).

Первая часть озаглавлена «Борьба». Здесь разворачивается борьба внутри человеческой личности между «рабом Бога» и «человеком-богом». Этой борьбе задает тон краткая, но очень активная, призывная тема-эпиграф, определенная Скрябиным как «Я есмь!» и проходящая красной нитью через все произведение. Ее интонации получают новое преломление в главной партии, исполненной тревоги (здесь герою еще далеко до того, чтобы стать «человеком-богом» – он одержим сомнениями). Тема получает широкое развитие еще в экспозиции, достигая первого «порыва к свету». Распевная побочная партия перекликается с некоторыми лирическими темами Петра Ильича Чайковского. Ее развитие приводит к успокоению, но в фанфарных оборотах заключительной партии появляются образы героического характера, возвращается тема «Я есмь!». Главная партия в разработке становится еще тревожнее, общему настроению подчиняются и интонации побочной. Достигнув высшей точки, драматическое развитие внезапно обрывается – последующее нисходящее движение по хроматическому звукоряду Скрябин назвал «страшным обрушением». В дальнейшем развитии выделяется еще несколько кульминационных моментов. В репризе изменено оркестровое изложение тем.

Часть вторая – «Наслаждения»: «Человек отдается радостям чувственного мира… его личность растворяется в природе». Этот образ воплощается в томной кантилене основной темы. Украшенная изысканными гармониями, она широко развертывается. Образы природы, в которой «растворяется» человек, возникают в форшлагах и трелях деревянных духовых, в звучании арф, в рокоте литавр.

Часть третья – «Божественная игра» – живописует дух освобожденный и предающийся деятельности. Здесь Скрябин наконец достигает того, к чему он тщетно стремился в финалах двух предшествующих симфоний – «дать свет». Отказавшись от величественной «парадности», не удовлетворившей его, он приходит к идее «игры». Преображенные интонации темы «Я есмь!» действительно «играют» в стремительном движении и причудливых ритмах. Побочная партия, звучащая у виолончелей и флейты, исполнена сосредоточенного раздумья. Идиллически звучит заключительная партия, в натурально-ладовых гармониях которой есть нечто русское. В разработке нет конфликтов – есть только продолжение «игры», выраженной в многочисленных преобразованиях: контрапунктических, ладовых, тембровых и других. Главная партия в репризе сокращена, зато побочная разрастается, вбирая в себя развитие одной из тем второй части. Завершается симфония величественной кодой, утверждающей идею торжества скрябинского «человека-бога».

«Божественная поэма» была впервые исполнена в 1905 г. в Париже, дирижировал Артур Никиш. В 1906 г. состоялась российская премьера, дирижировал Феликс Михайлович Блуменфельд.

Источник

Оцените статью