Ноты смелого наездника шумана
Роберт Шуман «Смелый наездник»
У выдающегося немецкого композитора Роберта Шумана есть одно необыкновенное сочинение, которое занимает особое место в его творчестве. Это сборник фортепианных миниатюр, носящий название «Альбом для юношества». Цикл, состоящий из сорока трёх небольших пьесок, специально созданных для начинающих музыкантов, с момента своего появления завоевал большую любовь, ведь его образы, ярко нарисованные композитором при помощи музыкальных звуков, населяют волшебную страну детства, такую понятную и близкую подрастающему поколению. В нынешнее время «Альбом для юношества» пользуется большой популярностью, и многие произведения, входящие в этот сборник, являются очень известными. К примеру, пьеса «Смелый наездник». Её сегодня можно услышать в исполнении юных музыкантов практически на всех инструментах, на которых ведётся обучение в музыкальных школах.
Историю создания «Смелого наездника» Шумана и содержание произведения читайте на нашей странице.
История
История возникновения фортепианной миниатюры «Смелый наездник» неразрывно связана с созданием Робертом Шуманом фортепианного цикла « Альбом для юношества », время сочинения которого пришлось на 1848 год. Композитор, очень любивший своих детей, с жизнерадостным настроением ждал день рождения своей старшей доченьки Марии: девочке 1 сентября должно было исполниться семь лет.
Готовя сюрпризный подарок, Шуман сочинил для своей любимой малышки небольшую пьеску, которая пришлась по нраву всем членам семьи. Такое радушное одобрение близких подтолкнуло композитора к мысли о создании целого сборника небольших пьес, чтобы они не только с интересом воспринимались детьми, но и помогали с увлечением овладевать искусством исполнения на фортепиано.
Не откладывая в долгий ящик, Роберт немедленно сел за осуществление своего замысла и практически через неделю представил на обсуждение семьи целый цикл замечательных миниатюр, в число которых вошёл и «Смелый наездник». Из воспоминаний одной из дочерей Шумана, к названию этого произведения композитор подошёл с чувством юмора, так как основным образом этой пьески являлся маленький мальчик, скачущий верхом на лошадке-качалке.
После окончания работы все миниатюры были разделены Шуманом по сложности музыкального материала на две тетради и отданы в издательство. Сборник, изначально названый «Рождественским альбомом для детей», впервые увидел свет в последних числах 1848 года, а своё настоящее наименование — «Альбом для юношества» он получил в 1851 году, когда из печати вышло второе отредактированное издание.
Содержание «Смелого наездника»
Несмотря на выбранную композитором минорную тональность, «Смелый наездник» — это весёлая и бойкая по своему характеру пьеса, в которой Шуман колоритно нарисовал маленького «отважного всадника». Взволнованный наездник, преодолевая препятствия и подпрыгивая в седле, торопится к месту назначения. Он, непрерывно подгоняя своего коня, смело мчится вперёд. В музыке, отображающей ритм резвой скачки, отчётливо слышится топот лошадиных копыт. Яркий образ пьесы, а также её эмоциональный фон создаётся при помощи музыкальных средств, которые мастерски выбрал композитор.
Пьеса написана в простой трехчастной форме с репризой, которая точно повторяет первую часть.
Мелодия «Смелого наездника начинается с затакта. Она в непрерывной ритмической пульсации в трёхдольном размере, порывистыми скачками по звукам тонического трезвучия устремляется вверх. Живой характер и восторженность музыке придаёт её стаккатное изложение.
Интонационную обаятельность мелодической линии добавляет сфорцандо на первых долях во втором, третьем, шестом и седьмом тактах. Однако следует заметить, что это не предполагает резкое акцентирование, а лишь небольшое выделение при общей звучности меццо форте или скорее даже исполнение звука тенуто, то есть его без ослабления нужно выдерживать до конца.
Средний раздел миниатюры можно рассматривать как контраст первой части. Во-первых, он написан в мажоре, а во-вторых, мелодия из верхнего передана в нижний голос. Из-за этого характер музыки меняется и становится более воодушевлённым и темпераментным.
Основные трудности, возникающие при исполнении пьесы «Смелый наездник».
- Надлежит найти уравновешенность громкости звучания мелодии и аккомпанемента.
- Для изящного и яркого исполнения данного произведения необходимо хорошее владение кистевым стаккато, при этом не забывать о значимой роли пальцев, которые должны быть весьма активными.
«Смелый наездник» — эта небольшая миниатюра, входящая в цикл «Альбом для юношества», сочинённого Робертом Шуманом , сегодня является одним из самых исполняемых произведений, входящим в педагогический репертуар детских музыкальных школ. Её играют не только на фортепиано, как изначально было задумано автором, но и на многих других инструментах, так как велика не только художественная, но и педагогическая ценность этого произведения.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Р. Шуман «Смелый наездник»
Источник
Ноты смелого наездника шумана
Цвета радуги :
=Главная страница
=О счастье размышления
=Рисунки добавил много новых акварелей
=Стихи и проза Пишу обо всём, что волнует.
=Фотографии 2004 . 2008 годы
=Любимые книжки то, что нравится читать
= Любимая музыка ноты для гитары и фортепиано
=Ссылки Интернет, видео, музыка, ноты, радио, аудиокниги, софт.
=Написать письмо
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора. 4
Часть первая. Для младшего возраста
1. Мелодия . 5 Вариант2 Ноты MIDI
‘2. Солдатский марш. 6 Вариант2 Ноты MIDI
3. Песенка . . 7 Вариант2 Ноты MIDI
4. Хорал . . . 8
5. Пьеска . . 9
6 Бедным сиротка. 10
7. Охотничья песенка . 11 Вариант2 Ноты MIDI
8. Смелый наездник .. 12 Вариант2 Ноты MIDI
9. Народная песенка. 13
10. Веселый крестьянин возвращающийся с работы. 14 Вариант2 Ноты MIDI
11. Сицилийский танец . 15 Вариант2 Ноты MIDI
12. Дед Мороз. . .16 Вариант2 Ноты MIDI
13. Май, милый май, — скоро ты вновь настанешь! . . 18
14. Маленький этюд. 23
15, Весенняя песня . . 23
16. Первая утрата. 25 Вариант2 Ноты MIDI
17 Утренняя прогулка . 26
18. Песенка жнецов . 27
Часть вторая. Для старшего возраста
19. Маленький романс . 28
20 Деревенская песня. 29
21 * * * . . . . . . 30
22. Хороводная песня . 31
23. Всадник. . . 33
24. Урожайная песенка. 35
25. Отзвуки театра. 36
26. ***. 37
27. Песенка в форме канона . . 38
28. Воспоминание . 40
29. Чужеземец . . . 41
30. ***. . 44
31. Военная песня . 46
32 Шехерезада . . . 48
33. Сбор винограда -веселое время 50
34 Тема . . . . 52
35 Миньона. 53 Очень красиво!
36. Песня итальянских моряков . 55
37. Матросская песня 57
38 Зима 1. 59
39 Зима 1I . . 60
40 Маленькая фуга . 63
41 Северная песня . 66
42 Хорал с фигурацией . 66
43 Новогодняя песня . 68
Источник
Альбом для юношества
Р.Шуман
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ДЛЯ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
1.Мелодия. 2
2.Марш. 3
3.Песенка. 4
4.Пьеска . 5
5.Бедный сиротка . 6
6.Охотничья песенка. 7
7.Смелый наездник . 8
8.Народная песенка. 9
9.Веселый крестьянин, возвращающийся с работы. 10
10.Сицилийская песенка. 11
11.Дед-Мороз. 12
12.„Май, милый май, — скоро ты вновь настанешь!». 14
13.Маленький втюд. 16
14.Весенняя песня. 18
15.Первая потеря. 20
16.Маленький утренний путник. 21
17.Песенка жнецов. 22
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ДЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
18.Маленький романс. 23
19.Деревенская песня. 24
20. 25
21.Хороводная песня. 26
22.Всадник. 28
23.Песенка жнецов. 30
24.Отзвуки театра. 31
25. 32
26.Песенка в канонической форме. 33
27.Воспоминание. 34
28.Незнакомец. 33
29. .38
30.Военная песня. 40
31.Шехеразада . 42
32.Время виноградного сбора — веселое время. 44
33.Тема . 46
34.Миньона . 47
35.Песня итальянских моряков . 48
36.Песня матросов . . 50
37.Зима I. 52
38.Зима II. 53
39.Маленькая фуга . 56
40.Северная песня. 59
Источник
Роберт Шуман — Альбом для юношества — Ноты для фортепиано
Р. Шуман (ноты)
Произведения композитора Р.Шумана
Р. Шуман
Альбом для юношества
для фортепиано
редакция В.Мержанова
“Музыка”, 1978г.
номер 7495
(DjVu, 1 Мб)
От редактора
Часть первая. Для младшего возраста
1. Мелодия.
2. Солдатский марш
3. Песенка
4. Хорал.
5. Пьеска
6. Бедный сиротка
7. Охотничья песенка.
8. Смелый наездник.
9. Народная песенка
10. Веселый крестьянин, возвращающийся с работы
11. Сицилийский танец.
12. Дед Мороз.
13. Май, милый май, — скоро ты вновь настанешь!
14. Маленький этюд
15. Весенняя песня.
16. Первая утрата
17. Утренняя прогулка.
18. Песенка ж ненов
Часть вторая. Для старшего возраста
19. Маленький романс.
20. Деревенская песня
21. * * *
22. Хороводная песня
23. Всадник
24. Урожайная песенка
25. Отзвуки театра
26. * * *
27. Песенка в форме канона.
28. Воспоминание
29. Чужеземец.
30. * * *
31. Военная песня
32. Шехеразада.
33. «Сбор винограда — веселое время!».
34. Тема.
35. Миньона
36. Песня итальянских моряков
37. Матросская песня.
38. Зима I
39. Зима II
40. Маленькая фуга
41. Северная песня
42. Хорал с фигурацией
43. Новогодняя песня
«Жизненные правила для музыкантов»
Скачать ноты
Р. Шуман
25 пьес из Альбома для юношества
Op. 68 для фортепиано
под редакцией А.Б. Гольденвейзера
“Государственное музыкальное издательство”, 1941г.
номер м17012г м1278г
1. Мелодия
2. Марш
3. Песенка.
4. Бедный сиротка
5. Охотничья песенка.
6. Смелый наездник
7. Народная песенка
8. Веселый крестьянин.
9. Сицилийская песенка.
10. Дед мороз
11. Май, милый май
12. Первая потеря
13. Песенка жнецов
14. Маленький романс
15. Деревенская песня.
16. ***
17. Хороводная песня.
18. Всадник
19. ***
20. Воспоминание
21. Незнакомец.
22. Песня итальянских моряков.
23. Зима I
24. Зима II
25. Маленькая фуга
Скачать ноты
Р. Шуман
Фантастические пьесы
для фортепиано
редакция А.Б. Гольденвейзера
“Государственное музыкальное издательство”, 1955г.
номер м3473г
1. Вечер
2. Порыв
3. Отчего?
4. Причудливые образы
5. Ночью
6. Басня
7. Сновидения
8. Конец песен
Скачать ноты
Спасибо Шафаяту за сборник!
Р. Шуман
Opus 13
Симфонические этюды
для фортепиано
“Музыка”, 1978г.
номер 10173
Р. Шуман
Соч. 118
Три фортепианные сонаты
для юношества
редакция А.Б. Гольденвейзера
“Государственное музыкальное издательство”, 1955г.
номер м24992г
- №1 Соль-мажор. Детская соната (Жульену на память)
- Allegro
- Тема с варациями
- Кукольная колыбельная песня
- Маленькая рондо
- №2 Ре-мажор. Соната (на память Элизе)
- Канон
- Вечерняя песня
- Детская вечеринка
- №3 До-мажор. Соната (посвящаю Марии)
- Allegro
- Анданте
- Цыганский танец
- Сон ребенка
Скачать ноты
Источник
Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Смелый наездник
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ
Смелый наездник
Роберт Шуман. Смелый наездник, Всадник;
Александр Гречанинов Верхом на лошадке;
Пётр Ильич Чайковский. Игра в лошадки.
1-е занятие
Программное содержание. Рассказать детям о композиторе Р. Шумане. Учить различать характер музыкального произведения, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.
П е д а г о г. Дети, сегодня вы услышите одну из пьес великого немецкого композитора Роберта Шумана. Роберт Шуман был не только выдающимся композитором, но и пианистом, дирижёром, педагогом.
С 7 лет Р. Шуман обучался игре на фортепиано, сочинял, учился в гимназии, позже в университете. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Никколо Паганини. Игра Н. Паганини произвела на Р. Шумана такое яркое впечатление, что он решил навсегда посвятить себя музыке. Он умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить всё пережитое в звуки. Р. Шуман написал много разнообразной музыки — симфонии, хоровую музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.
Мечтатель и выдумщик, Р. Шуман очень любил детей и много писал для них. В своем «Альбоме для юношества» он раскрывает мир детских радостей, огорчений, чудесный мир сказки.
Русские композиторы высоко ценили творчество Р. Шумана. Особенно его любил П. И. Чайковский. Под впечатлением его «Альбома для юношества» П. И. Чайковский написал свой замечательный «Детский альбом». Сегодня вы познакомитесь с пьесой Р. Шумана «Смелый наездник». Послушайте её и скажите, какие чувства, настроения она передаёт (исполняет пьесу).
Д е т и. Музыка бодрая, весёлая, задорная, смелая, быстрая, сильная.
П е д а г о г. Правильно, музыка эта бодрая, решительная, смелая, энергичная, отважная, боевая. Смелый наездник бесстрашно погоняет своего коня и мчится, преодолевая все преграды. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её повторно).
2-е занятие
Программное содержание. Различать изобразительность в музыке, связывать её с характером пьесы, определять форму музыкального произведения.
П е д а r о г. Дети, послушайте пьесу, с которой вы познакомились в прошлый раз, вспомните её название, автора (исполняет пьесу).
Д е т и. «Смелый наездник» Р. Шумана.
П е д а г о г. Почему пьеса называется «Смелый наездник»?
Д е т и. В музыке слышно, как быстро, смело мчится всадник.
П е д а г о г. Да, в пьесе слышится ритм стремительной скачки, топот копыт. Всадник торопится, преодолевает препятствия, подпрыгивает в седле, он чем-то взволнован. Ударения, акценты подчеркивают это (исполняет фрагмент). Послушайте: сколько частей в пьесе, изменяется ли характер музыки? (Исполняет её целиком.)
Д е т и. В пьесе три части.
П е д а г о г. Почему вы определили, что в пьесе три части?
Д е т и. В начале и в конце музыка одинаковая — смелая, боевая, отважная, а в середине звучит низко, громко, более тревожно.
П е д а г о г. Правильно, в первой и третьей частях музыка смелая, решительная, бодрая; ловкий, сильный наездник устремился вперед (исполняет фрагмент). А в средней части более тревожная, тёмная, беспокойная. Наверное, всаднику приходится преодолевать опасности, преграды, препятствия (исполняет фрагмент). Но вот все трудности и испытания позади и он снова стремительно, уверенно и упрямо мчится вперед (исполняет 3-ю часть). Послушайте пьесу целиком (исполняет её).
3-е занятие
Программное содержание. Различать средства музыкальной выразительности (отрывистое звучание, акценты, темп, регистр, динамику).
П е д а г о г. Дети, послушайте пьесу Р. Шумана «Смелый наездник». О чём рассказывает эта музыка? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. О том, что смелый наездник быстро мчится на боевом, горячем коне, уверенно держится в седле.
П е д а г о г. Почему можно сказать, что всадник мчится?
Д е т и. Музыка быстрая, отрывистая, скачущая; наездник спешит.
П е д а г о г. Правильно, быстрый темп, отрывистое, четкое, ритмичное звучание с акцентами вызывают в нашем представлении картину стремительной скачки (исполняет фрагмент). А одинакова ли сила звучания и регистр в разных частях пьесы?
Д е т и. Нет, средняя часть звучит громче, в низком регистре.
П е д а г о г. Правильно, в средней части окраска звучания меняется. Какие чувства, настроения передает эта музыка? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Музыка тревожная, беспокойная, темная.
П е д а г о г. Правильно, видите, как меняется характер музыки в зависимости от регистра, силы звука. Быстрый темп изображает быстрое движение всадника. Отрывистая, скачущая (а не плавная) мелодия с акцентами — напористый ритм скачки. Громкое звучание в сочетании с низким регистром и быстрым темпом создает тревожное настроение. Музыка имеет свой язык. Она рассказывает звуками. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет целиком).
4-е занятие
Программное содержание. Учить различать эмоционально-образное содержание пьес, имеющих сходное название. Расширять словарь детей, с помощью которого они могут высказываться о чувствах, настроениях, выраженных в музыке. Уметь передавать характер музыки в движениях.
П е д а г о г. Дети, в «Альбоме для юношества» Р. Шумана, из которого вы слушали пьесу «Смелый наездник», есть ещё одна — «Всадник». Послушайте оба музыкальных произведения и скажите, отличаются ли они по характеру, настроению (исполняет фрагменты).
Д е т и. Пьеса «Смелый наездник» быстрая, отважная, смелая, бодрая, а «Всадник» — тихая, грустная.
П е д а г о г. Как вам кажется, когда скачет этот всадник, днём или ночью? (Исполняет фрагмент пьесы «Всадник».)
Д е т и. Ночью, музыка пугливая, тихая, звучит низко, темно.
П е д а г о г. Правильно. Наверное, всадник скачет в темноте, ему грозит опасность. Музыка тревожная, сдержанная, настороженная, таинственная. А пьеса «Смелый наездник» решительная, устремлённая. Посмотрите на эти карточки. Красную вы поднимете, когда услышите решительную музыку, а темно-коричневую, — когда тревожную. Давайте поднимем красную карточку и скажем, какая музыка будет звучать.
Д е т и. Решительная.
П е д а г о г. Теперь поднимем тёмно-коричневую.
Д е т и. Тревожная. (Дети слушают два фрагмента пьес Р. Шумана и поднимают соответствующие характеру музыки карточки.)
П е д а г о г. Какой характер пьесы «Смелый наездник»? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Решительный, смелый, отважный, бодрый, уверенный.
П е д а г о г. А пьесы «Всадник»? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Тревожный, осторожный, музыка опасливая, настороженная, тёмная, тихая, всадник скачет в темноте.
П е д а г о г. Сейчас попробуйте передать характер этих пьес в движении (вызывает детей группами, исполняет фрагменты пьес).
5-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями.
П е д а г о г. Вы слушали две пьесы Р. Шумана — «Смелый наездник» и «Всадник». Пьесы имеют похожие названия, в них рассказывается о мчащемся всаднике. Но они выражают разные чувства, переживания. (Исполняет фрагменты.)
Многие из вас, особенно мальчики, не раз представляли себя мчащимися всадниками, играя в лошадки. В воображении возникают разные приключения, сказочные картины, препятствия, которые надо преодолеть. Ничего, что под тобой не настоящий конь, а игрушечный или вовсе палочка! Всё происходит как бы взаправду.
В «Детском альбоме» П. Чайковского есть пьеса «Игра в лошадки». Сколько переживаний возникает у ребёнка, когда он скачет на своём игрушечном коне! Музыка рассказывает об этом. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Уверенная, иногда таинственная.
П е д а г о г. Да, музыка звучит то уверенно и решительно (играет 1-8-й такты), то напряжённо, настороженно, с предчувствием предстоящих приключений (играет 9-12-й такты). А как меняется настроение в средней части пьесы? (Играет фрагмент.)
Д е т и. Музыка тревожная, страшная.
П е д а г о г. Да, она звучит таинственно, загадочно, тревожно. Может быть, всадник заблудился в лесу, поехал в самую чащу и не знает, как выбраться. В лесу темно и жутковато, ветки деревьев цепляются и не дают проехать (играет фрагмент средней части).
Но всадник всё-таки выбрался на дорогу и продолжает свой нелёгкий путь, удаляясь на своей лошадке (играет фрагмент третьей части пьесы). В этой пьесе всё время слышится равномерный цокот копыт, всадник скачет без остановок. (Пьеса звучит повторно.)
У другого русского композитора А. Гречанинова тоже есть пьеса с похожим названием — «Верхом на лошадке» из его «Детского альбома». Чем она отличается от пьесы П. Чайковского? (Играет пьесу.)
Д е т и. Музыка весёлая, бойкая, шутливая.
П е д а г о г. Как и в пьесе П. Чайковского, в музыке слышен стук копыт лошадки (играет фрагменты). Но «Игра в лошадки» П. Чайковского звучит встревоженно и беспокойно, а «Верхом на лошадке» А. Гречанинова — весело, беззаботно, игриво. Аккорды с акцентами напоминают удары кнутика или пришпоривание лошадки (играет 3-4-й такты). Как будто всадник погоняет её, и она весело бежит рысцой (исполняет 5-6-й такты).
Но и в этой пьесе музыка рассказывает нам о том, что всадник сбился с дороги. В средней части исчезла уверенность, появилась осторожность. Музыка звучит вопросительно, высоко останавливается совсем. В этом месте в нотах композитор пишет: «Слишком далеко заехал», а потом: «Но всё же благополучно вернулся». Это вернулась мелодия, которая звучала в начале -уверенная и бойкая. В пьесе А. Гречанинова нет тревоги и смятения. Она забавная, радостная, светлая, шутливая. (Исполняется пьеса.)
Презентация:
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Детский альбом. Игра в лошадки (3 варианта исполнения — фортепиано, симфонический оркестр, вокал) , mp3;
Гречанинов. Верхом на лошадке , mp3;
Шуман. Смелый наездник, mp3;
Шуман. Всадник, mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект и методические рекомендации к проведению занятий, docx;
4. Ноты представленных произведений для самостоятельного исполнения педагогом (фортепиано), jpg.
Источник