Шуберт Франц
ШУБЕРТ (Schubert) Франц (полное имя Франц Петер 1797-1828), австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров.
Ноты для фортепиано Франц Шуберт
Биография
Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен» («Форель», 1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.
Детские годы. Ранние произведения
Родился в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-12 пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога А. Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола». Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-15 относятся многочисленные песни (в том числе такие шедевры, как «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» на слова И. В. Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.
Карьера музыканта
Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером и студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта — образованные, наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом представители нового венского среднего класса — регулярно собирались на домашних вечерах музыки Шуберта, названных позднее «шубертиадами». Общение с этой дружелюбной и восприимчивой аудиторией окончательно уверило молодого композитора в его призвании, и в 1818 Шуберт оставил работу в школе. Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал ревностным пропагандистом его вокального творчества. На протяжении второй половины 1810-х гг. из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том числе популярнейшие «Скиталец», «Ганимед», «Фореллен»), фортепианные сонаты, 4-я, 5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини , фортепианный квинтет «Фореллен», включающий вариации на одноименную песню. Его зингшпиль «Братья-близнецы», написанный в 1820 для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, однако принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама «Волшебная арфа», поставленная несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.
Переменчивость фортуны
Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене людей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен. Вскоре, однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт считал ее своей большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились. К тому же в конце 1822 Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он заразился сифилисом). Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен созданием выдающихся произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии «Скиталец» (это практически единственный у Шуберта образец бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического пафоса «Неоконченной симфонии» (сочинив две части симфонии и набросав третью, композитор по неизвестной причине оставил работу и больше к ней не возвращался).
Жизнь оборвалась в самом расцвете
Вскоре появились вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен на слова В. Мюллера), зингшпиль «Заговорщицы» и опера «Фьерабрас». В 1824 были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта «Смерть и девушка») и шестичастный Октет для духовых и струнных, созданный по образцу очень популярного в то время Септета соч. 20 Л. ван Бетховена, но превосходящий его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825 в Гмундене близ Вены Шуберт набросал или частично сочинил свою последнюю симфонию (так называемую «Большую», C-dur). К этому времени Шуберт уже пользовался в Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые песни, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-26 выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный квартет G-dur и некоторые песни, в том числе «Молодая монахиня» и Ave Maria. В 1827-28 творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 дал в зале Общества авторский концерт, который прошел с большим успехом. К этому периоду относятся вокальный цикл «Зимний путь» (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь» (наиболее популярны «Серенада» на слова Л. Рельштаба и «Двойник» на слова Г. Гейне). Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники восприняли его смерть как потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую часть возлагавшихся на него надежд.
Песни Шуберта
Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями для голоса с фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической поэзии конца 18 — начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи поэтов самого разного уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40 песен) и Г. Гейне (6 песен из «Лебединой песни») до сравнительно малоизвестных литераторов и любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт сочинил около 50 песен). Помимо огромного стихийного мелодического дара, композитор обладал уникальной способностью передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения, так и его смысловые оттенки. Начиная с самых ранних песен, он изобретательно использовал возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных целях; так, в «Маргарите за прялкой» непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет вращение прялки и одновременно чутко реагирует на все изменения эмоционального напряжения. Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» — по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.
В других жанрах
Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези «Розамунда» (1823).
Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur (1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура (полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта у авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же неоконченная оратория Шуберта «Лазарь» стилистически родственна его операм. Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений Шуберта преобладают пьесы для любительского исполнения. Серьезным, возвышенным характером выделяется «Песнь духов над водами» для восьми мужских голосов и низких струнных на слова Гете (1820).
Инструментальная музыка
Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно, ориентировался на венские классические образцы; даже самые оригинальные из его ранних симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-я, все еще отмечены влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете «Форель» (1819) Шуберт предстает абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его крупных инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные темы (в том числе заимствованные из собственных песен Шуберта — как в квинтете «Форель», квартете «Смерть и девушка», фантазии «Скиталец»), ритмы и интонации бытовой музыки. Даже последняя симфония Шуберта, так называемая «Большая», основана преимущественно на тематизме песенно-танцевального типа, который в ней разработан с подлинно эпическим размахом. Стилистические черты, ведущие свое происхождение из практики бытового музицирования, сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим пафосом. В инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы; имея в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных мыслей, Р. Шуман говорил о его «божественных длиннотах». Особенности шубертовского инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его двух последних крупных произведениях — Струнном квинтете и Фортепианной сонате B-dur. Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил также множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для домашнего музицирования.
Наследие композитора
До конца19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись «Большой» симфонии была обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона). Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение «Неоконченной симфонии» — в 1865. Каталог произведений Шуберта, составленный О. Э. Дойчем (1951), включает около 1000 позиций, в том числе 6 месс, 8 симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.
Источник
Франц Шуберт — Песни — Ноты для фортепиано
Нотные издания, сборники, песенники для фортепиано
ноты в pdf
_
Ф. Шуберт
Зимний путь
Цикл песен на слова В. Мюллера
для голоса с фортепиано
перевод С. Заяицкого
«Музыка», 1973г., 1956г.
номер 7974 м12910г
Печатается по изданию: Шуберт Ф. Зимний путь. М., Музгиз, 1960г. Редакцией внесены некоторые уточнения и исправления в соответствии с исследованием ЮXоxлoвa «Зимний путь» Франца Шуберта, М., «Музыка», 1967г. Построчные примечания, принадлежащие П. Ламму (приведенные в издании 1960 г.), даются без изменений. (Ред.). Тексты на русском и немецком языках.
1. Спокойно спи /
2. Флюгер /
3. Застывшие слезы /
4. Оцепенение /
5. Липа /
6. Водный поток /
7. У ручья /
8. Воспоминание / Auf dem Flusse
9. Блуждающий огонек /
10. Отдых /
11.Весенний сон /
12. Одиночество /
13. Почта /
14. Седины /
15. Ворон /
16. Последняя надежда / Letzte Hoffnung
17. В деревне /
18. Бурное утро /
19. Обман /
20. Путевой столб /
21. Постоялый двор /
22. Бодрость /
23. Ложные солнца / Die Nebensonnen
24. Шарманщик /
Скачать ноты
Ф. Шуберт
Избранные песни
в транскрипции для фортепиано Ф. Листа
для голоса с фортепиано
«Музыка», 1989г.
номер 14207
(pdf, 11.4 Мб)
- ИЗ ЦИКЛА «ПРЕКРАСНАЯ МЕЛЬНИЧИХА»
- В путь
- Мельник и ручей
- Куда?
- Нетерпение
- ИЗ ЦИКЛА «ЗИМНИЙ ПУТЬ»
- Покойной ночи
- Мужество
- Почта
- Оцепенение
- Поток
- ИЗ СБОРНИКА «ДВЕНАДЦАТЬ ПЕСЕН»
- Баркарола
- Ты мой покой
- Гретхен за прялкой
- Утренняя серенада
- ИЗ СБОРНИКА «ШЕСТЬ МЕЛОДИИ»
- Форель
- ИЗ СБОРНИКА «ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ»
- Серенада.
Скачать ноты
Ф. Шуберт
Избранные песни
в шести томах
Том 1
Песни на слова И.В. Гёте
составление, редакция Ю.Н. Хoхлoвa
«Музыка», 1975г.
номер 8824
Песни Шуберта
Великий австрийский композитор Франц Шуберт (1797—1828) создал множество замечательных творений, прочно вошедших в золотой фонд мирового музыкального искусства. Он внес крупнейший вклад в самые различные области музыкального творчества. В числе его симфоний — гениальные «неоконченная» и «большая» симфония C-dur, которые обозначили типы лирико-драматической и героико-эпической симфонии и проложили новые пути развития западноевропейского симфонизма. Среди его камерных инструментальных произведений — необычайно значительные по содержанию струнный квинтет C-dur, квартеты a-moll, d-moll («Смерть и девушка») и G-dur, непритязательный, но исполненный музыкальных красот, пленяющий своей юношеской жизнерадостностью фортепианный квинтет «Форель». Свое слово Шуберт сказал и в области фортепианной музыки — в соответствии с собственными творческими установками он переосмыслил традиционный жанр фортепианной сонаты, опоэтизировал бытовой танец, утвердил новые жанры романтической фортепианной миниатюры — экспромт и «музыкальный момент». Инструментальная музыка Шуберта получила всеобщее признание; в нашей стране вниманию к этой области его творчества немало содействовали высказывания передовых русских музыкальных критиков и в первую очередь В. В. Стасова. Мало известны лишь оперы и зингшпили Шуберта, однако не потому, что плоха их музыка, но главным образом из-за неудачных либретто. Время, когда Шуберта считали только автором песен, давно прошло. И все же даже сейчас песню надо признать основной областью его композиторской деятельности — учитывая его достижения в этом жанре и то значение, какое песня имела для других областей его творчества.
Шуберта нередко называют основоположником камерной вокальной лирики, и подобное определение вряд ли можно счесть преувеличением. Правда, Шуберт отнюдь не был создателем жанра песни, понимаемой как небольшое произведение для голоса с сопровождением струнного клавишного инструмента. Бытовая песня в Германии и Австрии существовала издавна. Однако до Шуберта песня рассматривалась как жанр второстепенного, если не третьестепенного значения. Предшественники Шуберта, представители венской классической школы Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен отдали определенную дань жанру песни, но не выступили как его реформаторы. Хотя среди песенных произведений Гайдна и Моцарта немало привлекательных, демонстрирующих типические черты стиля их авторов, в целом песня оставалась для них чем-то побочным, «мелочью», которой они занимались как бы «между делом», осуществив какой-то более значительный замысел и еще только вынашивая новый. Больше внимания уделял песне Бетховен, обращаясь к самым различным темам, вплоть до философских. В то же время в песнях Бетховена мы встречаем традиционные средства вокальной музыки, которые сочетаются с чертами чисто инструментального мышления, остававшегося для композитора господствующим. Лишь в отдельных песнях Гайдна, Моцарта и Бетховена выступают элементы новой трактовки жанра, придающие сочинению большую художественную весомость. Таковы, например, «Фиалка» Моцарта и «Песня о блохе» Бетховена, однако это исключения, лишь подтверждающие правило.
Предисловие к первому тому
Среди поэтов, на тексты которых Шуберт писал песни, первое место по праву принадлежит Гёте. И не только потому, что на его стихи Шуберт создал около семи десятков песен — больше, чем на стихотворения какого-либо другого поэта. Важно понять, кем был Гёте для Шуберта. Когда в апреле 1816 года Шуберт послал поэту тетрадь тщательно переписанных песен на его тексты, включавшую ряд шедевров, он приложил сопроводительное письмо Шпаунаг в котором в частности говорилось, что Шуберт обязан Гёте «не только возникновением большей части своих произведений, но в значительной степени и тем, что он стал певцом немецких песен». И это отнюдь не было преувеличением. Именно стихотворение Гёте вдохновило Шуберта на создание первой его выдающейся песни («Гретхен за прялкой»); несравненные качества гётевской поэзии позволили совсем еще незрелому композитору в могучем порыве вдохновения создать бессмертное творение. Немало замечательных песен на стихи Гёте он написал и впоследствии—такие их качества как простота и ясность языка, подлинная музыкальность, глубина содержания и непосредственность его выражения, совершенство формы, почти зрелищная конкретность образов неизменно воспламеняли творческую фантазию композитора. Жизнерадостность и человечность порожденной самой жизнью «здоровой и нормальной», по выражению В. Г. Белинского, поэзии Гёте, тесное слияние в ней поэтически-конкретного и живой, пытливой мысли, прочная связь ее с народным искусством очень импонировали Шуберту. Шуберт чтил Гёте и поклонялся ему; дважды он предпринимал попытки установить личный контакт с поэтом. Они не увенчались успехом, так как поэт, воспитанный на музыке XVIII века, не понял гениальных дерзаний Шуберта. И все-таки Гёте являлся для Шуберта не только автором многих замечательных, поистине «песенных» стихотворений — своим творчеством великий «олимпиец» оказал влияние на формированне самой личности композитора, поднявшегося в отношении к миру до пантеизма, близкого к гётевскому.
Важную группу шубертовских песен на тексты Гёте составляют «песни в народном духе». Первое место среди этих строфических песен принадлежит «Дикой розе» (1815), пленяющей свежестью, непосредственностью, почти детской простотой, лишенным всякой рефлексии радостным восприятием жизни. Великолепны и другие подобного рода песни, возникшие в том же 1815 году — мало известная «Пряха», в которой глубокая прочувствован-ность соединяется с характерным для народной песни «объективным» тоном; выдержанная в духе веселого народного лендлера «Швейцарская песня»; прелестная, напоминающая о моцартовском Папагено, песенка продавца птиц «Кто купит богов любви?»; дышащие тонким и мягким юмором песни «Ювелирный подмастерье» и «Любовник во всех обличьях». Из гётевских баллад, неизменно близких к народным образцам, только «Лесной царь» и «Певец» (1815) вызвали музыкальные воплощения, по форме далекие от народного искусства. При этом, однако, гениальный «Лесной царь» отнюдь не противостоит ему — содержание, образы этого произведения глубоко народны. В большинстве же своем баллады Гёте были трактованы Шубертом как простые строфические тесни, в музыке которых передается не столько само развитие событий, сколько проникнутый народной мудростью общий взгляд на них, их общая опенка. В числе таких баллад Шуберта — «Рыбак» и «Крысолов» (1815); на последнее стихотворение Гуго Вольф создал знаменитую драматическую песню, акцентирующую колдовские чары крысолова. Однако шубертовшая интерпретация текста, несомненно, более отвечает характеру и самой структуре гётевской баллады. Как подлинную народную балладу трактует Шуберт и песню Гретхен «Король в Фуле» из «Фауста» (1816); по своему настроению она гармонирует с задумчивым, скрыто-беспокойным состоянием Гретхен.
Несколько очень различных по содержанию песен, созданных композитором,, главным образом, на нерифмоваздные стихи Гёте, можно определить как «философские»; во всех этих песнях, большей частью «сквозных» по строению, поэт и композитор поднимаются до самых широкоохватных обобщений, касающихся мира природы и человека. Быть может, наиболее впечатляющая из них — песня «Вознице Кроносу» (1816); поэт изображает в ней течение всей своей жизни как путешествие в повозке, которой правит само время — Хронос (сто часто смешивали с Кроносом, отцом Зевса, согласно античной мифологии). Поэт хочет прожить жизнь как можно полнее и деятельнее, постигнуть ее закономерности, познать все ее радости. Он понукает своего возницу и на пути в гору, и на пути вниз, под гору жизни, к вратам подземного царства; понимая смерть как закономерный исход человеческого существования, он хочет до конца пронести факел жизни ярко пылающим и встретить смерть гордо, без страха. Шубертовское воплощение этого стихотворения поистине вдохновенно, музыка песни исполнена силы, порыва, безрассудной отваги. Фигурации в партии фортепиано, ассоциирующиеся со скачкой лошадей и вращением колес, передают одновременно бурное кипение жизни, ее активный, устремленный вперед бег. Чутко видоизменяясь в зависимости от конкретного смысла отдельных эпизодов песни, эти фигурации, подобно фигурациям в фортепианной партии песен «Гретхен за прялкой» и «Лесной царь», сохраняются до конца сочинения, где к ним присоединяется еще один меткий изобразительный штрих —воспроизведение звучания рожка возницы. Картинность, красочность, реалистическая конкретность образов этой песни, в которой Шуберт столь полно разделяет мироощущение Гёте, поразительны.
В неожиданном для мало знакомых с его музыкой облике композитор выступает и в таких
гётевских песнях как «Прометей», «Ганимед», «(Границы человечества». «Прометей» —
яркое проявление шубертовской героики, гордое самоутверждение человеческой личности, бросающей дерзкий вызов тирании богов. Это песня титанической силы и солнечного оптимизма, подлинная драм этическая сцена, которая могла бы явиться ядром оперного сочинения. В ней обращает на себя внимание выразительность речитативов, гибко переходящих в более напевные эпизоды и мовь из них возникающих. В песне «Границы человечества» (1821) человек представлен как элемент неизмеримо более могущественной, необъятной и вечной природы; пеоня симфонична по своей концепции, и ее партия фортепиано взывает к оркестру. «Ганимед» — воодушевленный гимн природе, выступающей и в конкретных, зримых образах— весеннего утра, травы, цветов, соловья, облаков. К «философским» песням примыкает вторая «Ночная песнь странника» (1823), написанная на прославленное стихотворение, хорошо известное у нас по переводу М. Ю. Лермонтова «Горные вершины». Тема его — тема смерти как закономерного завершения жизни, своего рода отдыха, сна, необходимого для всего живущего. Песня эта, дышащая глубоким покоем и сдержанной грустью — шедевр по силе, глубине, концентрации и вместе с тем богатству и разнообразию выражения. Мотив странствия, представленный в заглавии стихотворения, становится важным компонентом музыки; несмотря на кажущуюся статичность, оцепенелость, она вызывает представление о некоем шествии—странствии по дороге самой жизни.
В ряде песен конкретные образы природы выступают на первый план; при этом они часто связаны с личными переживаниями героя, его размышлениями. Изумительной музыкальной зарисовкой недвижного моря, внушающего моряку и благоговение, и страх (ибо затишье часто предшествует буре), является песня «Морская тишь» (1815). Необычайно простыми средствами Шуберт достигает впечатления почти зримой конкретности морского пейзажа. Укажем также на такие сочинения как «Жалобная песнь пастуха» (1814), песни «К месяцу» (вторая, более совершенная песня на эти стихи, 1815), и «На озере» (1817), в которой динамичность картины, запечатленной поэтом, находит полную поддержку в шубертовской музыке.
Хотя любовная тема присутствует и во многих сочинениях, названных выше, особую и наиболее обширную грушту шубертовских песен на тексты Гёте составляет собственно любовная лирика. В этих разнообразных по форме песнях находит выражение очень жизненное, земное чувство, обращенное всепда к живой, конкретной возлюбленной, а не к плоду воображения, мечты. Они поражают силой и глубиной чувства, юношеской энергией, свежестью, проступающими даже в грустных, драматических произведениях. Это такие песни как «Близость любимого» (1815), где почти торжественное чувство любви сочетается с благоговением перед красотами природа; юношески наивная, полная сладостной печали «Первая утрата» (1815); подобная экстатическому порыву, проносящаяся словно вихрь — вихрь реальной бури и бушующих чувств героя—«Неистовая любовь» (1815); упоминавшаяся уже выше несравненная «Гретхен за прялкой» и целый ряд других. Большой тонкостью отличаются песни на тексты из навеянного образами старинной восточной поэзии «Западно-восточного дивана» Гёте, прежде всего чудесная песня «Тайное» (1821) с ее нежным и поистине благоуханным колоритом, а также обе «Песни Зулейки» (1821).
Особое место среди гётевских песен Шуберта занимают песни на стихи из романа «Ученические годы Вильгельма Мейстера». Над ними Шуберт работал в общей сложности более десяти лет — с 1815 по 1826 год. Относительно менее удачной из их числа является упоминавшаяся уже баллада «Певец», в которой Шуберт развивает старые, в том числе цумштеговские традиции. Песня Миньоны «Ты знаешь край. » (1815) удалась Шуберту, пожалуй, лучше, чем многим другим обращавшимся к этому стихотворению композиторам, и все же музыка здесь не вполне раскрывает эмоциональное содержание текста. К шести поэтическим текстам из романа— трем песням Арфиста и трем Миньоны— Шуберт обращался многократно (от двух и до шести раз), каждый раз создавая на них существенно новые композиции. Ранее всего он завершил работу над песнями Арфиста «Кто в одиночестве живет. » (одна песня 1815 и две—1816 года) и «Тихо к двери проскользну я. » (две песни 1816 года), затем над песней Арфиста «Кто горечь злой нужды вкусил. » (две песни 1816 и одна—1822 года). Позднее он пришел к окончательным решениям песен Миньоны; «Тот, кто страдал, поймет. » (шесть музыкальных воплощений — одна тесня I8152, по две 1816 и 1826 годов и хор), «Меня оставьте в платье белом. » (два эскиза 1816 года и песни 1821 и 1826 годов) и «Нет, я молчанья не нарушу. » (песни, 1821 и 1826 годов). Легко заметить, что эти сочинения написаны Шубертом как своего рода единый цикл, что он рассматривал их как высказывания определенных, конкретных героев, их «портретные» зарисовки. В процессе работы Шуберт пытался приблизиться к тем характеристикам песен Миньоны и Арфиста, которые они получают в гётевском романе. Так, одно из возникших в 1826 году музыкальных воплощений стихотворения «Тот, кто страдал, поймет. » в соответствии с содержащимся- в романе указанием представляет собой «неправильный дуэт», исполняемый Миньоной и Арфистом. Окончательные решения песен Арфиста являются, бесспорно, наиболее совершенными; из песен Миньоны удачны и некоторые ранние, в частности, очень тонкая и выразительная, хотя нелегкая для исполнения песня «Тот, кто страдал, поймет. », созданная в 1816 году. К перечисленным произведениям примыкает и песня «К Миньоне» (1815) на стихотворение, которое Гёте приложил к своему роману в виде дополнения, Хотя работу над песнями на стихи Гёте Шуберт продолжал до 1826 года, новые его стихотворения он в последний раз использовал в 1823 году; его прощанием с Гёте была упомянутая выше вторая «Ночная песнь странника».
Ю.Хоxлoв
1. Гретхен за прялкой. Перевод Э. Губера
2. Утешение в слезах. Перевод В. Жуковского
3. Жалобная песня пастуха. Перевод М. Павловой
4. У реки. Перевод С. Шервинского
5. Близость любимого. Перевод С. Шервинского.
6. Неистовая любовь. Перевод В. Коломийцева.
7. Любовь. Песня Клерхен из трагедии «Эгмонт». Перевод С. Заяицкого.
8. Морская тишь. Перевод В. Коломийцева
9. Привет духа. Перевод В. Коломийцева
10. Ночная песнь странника. Перевод Г. Шохмана.
11. Первая утрата. Перевод М. Павловой
12. Рыбак. Перевод В. Коломийцева
13. Пряха. Перевод Г. Шохмана
14. Крысолов. Перевод С. Адрианова
15. Дикая роза. Перевод Д. Усова
16. Сладость скорби. Перевод С. Адрианова
17. Кто купит богов любви? Перевод М. Павловой
18. К месяцу. Перевод В. Коломийцева
19. Лесной царь. Перевод В. Жуковского
20. Король в Фуле. Перевод Б. Пастернака
21. Вечерняя песня охотника. Перевод М. Ком ар никого
22. Вознице Кроносу. Перевод В. Коломийцева
23. На озере. Перевод В. Коломийцева
24. Ганимед. Перевод В. Хорват
25. Любовник во всех обличьях. Перевод М. Павловой
26. Швейцарская песня. Перевод В. Хорват
27. Ювелирный подмастерье. Перевод С. Адрианова
28. Любящая пишет. Перевод Г. Шохмана
29. Прометей. Перевод М. Павловой
30. Границы человечества. Перевод М. Павловой
31. В упоении. Перевод М. Павловой
32. Зулейка (I). Перевод Л. Чудовой
33. Зулейка (II). Перевод Л. Чудовой
31. Тайное. Перевод Г. Шохмана
35. Сын муз. Перевод С. Адрианова
36. К далекой. Перевод Н. Сыренской.
37. Свидание и разлука. Перевод Н. Заболоцкого.
38. Ночная песнь странника (II). Перевод С. Адрианова
Песни на стихи из романа «Ученические годы Вильгельма Мейстера»
39. К Миньоне. Перевод С. Адрианова
40. Томление. Перевод М. Павловой
41. Миньона. Перевод С. Заяицкого и А. Ефременкова
Песни Арфиста
42. I («Кто в одиночество идет. »). Перевод В. Коломийцева
43. II («Кто горечь злой нужды вкусил. »). Перевод B. Коломийцева
44. III («Тихо к двери проскользну я. »). Перевод C. Адрианова и. В. Кюломийцева
Песни из «Вильгельма Мейстера»
45. I. Миньона и арфист. Перевод М. Павловой
46. II. Песня Миньоны («Нет, я молчанья не нарушу. »). Перевод В. Коломийцева
47. III. Песня Миньоны («Меня оставьте в платье белом. »). Перевод В. Коломийцева
48. IV. Песня Миньоны («Тот, кто страдал, поймет. »). Перевод М. Павловой
Примечания
Скачать ноты
Источник