Ноты сонаты листа h moll

Соната (си минор)

Венгерский композитор, пианист, дирижер, музыкальный писатель и педагог. Уже в девятилетнем возрасте начинает выступать как пианист. В Вене берет уроки у Черни и А.Сальери. На одном из концертов 11-летнего Листа, его «благословил» Бетховен. Сильное влияние на становление великого музыкального романтика оказали встречи с Берлиозом, Шопеном и Паганини. Восхищаясь мастерством скипача-виртуоза, Лист видел и ограниченность такого рода исполнительства и стал искать иные пути, ибо «художник должен следовать внутренним, а не внешним стремлениям». Путешествуя по Швейцарии и Италии, под впечатлением явлений природы произведений искусства, он создает нотные страницы для фортепиано «Альбома путешественника», в последствии переработанного в цикл «Годы странствий». В это же время Лист пишет 12 больших этюдов для фортепиано (эти ноты классической музыки будут переработаны им в «Этюды высшего исполнительского мастерства»). В Риме Лист проводит 8 лет, став аббатом католической церкви. В течение 17 лет после этого периода выступает, преподает и дирижирует. Он становится первым пианистом, начавшим играть сольные концерты. Он воспринимает их как миссию «Высекать огонь из людских сердец». В года, когда репертуар состоял из переложений модных арий, салонной музыки и пустых виртуозных пьес, Лист играет «фортепианные партитуры» симфоний, песен и секстетов Бетховена, знакомит мир с увертюрами Вебера и Россини, симфоническими полотнами Берлиоза, вокальными произведениями Шуберта, Шумана, а позднее – с органными произведениями Баха, творениями Верди, Вагнера, Глинки. Фортепиано стало у него универсальным инструментом, способным воссоздать богатство звучания оперных и симфонических партитур, мощь органа и певучесть человеческого голоса. Лист трижды приезжал в Россию. Здесь сыграл и свой последний концерт (1847г.). В том же году, обосновавшись в Веймаре, он становится капельмейстером при княжеском дворе, перерабатывает прежнее и создает новые произведения, в том числе Венгерские рапсодии, «Прелюды» и другие Симфонические поэмы, симфонию к «Божественной комедии» Данте, 2 фортепианных концерта, Мефисто-вальс и другие. Лист создал такой музыкальный жанр как одночастная симфоническая поэма. Лист выступает как дирижер, пишет статьи и книги, создает великую пианистическую школу. Лист был признан при жизни гениальным музыкантом. Его мастерство обогащало его не только духовно, но и материально. Лист был очень богат, и уже к середине карьеры ему не было нужды работать за деньги. Более того, он занимался благотворительностью.

Читайте также:  Ноты для акапельного пения

Смотрите также ноты произведений композитора Ференц Лист:

Источник

Diafon.ru

О музыке и музыкальном образовании

Главная — Композиторы — Фортепианная соната в творчестве Ф. Шопена и Ф. Листа

Фортепианная соната в творчестве Ф. Шопена и Ф. Листа

Сонатное творчество Шопена и Листа раскрыло новые грани жанра, обогатив его романтическими чертами.

В сонатах Шопена ощущается влияние бетховенских традиций, классической сонатности; путь к его сонатам восходит от раннего романтизма. Сонаты – вершинное звено фортепианного творчества Шопена, в них происходит становление романтического вида жанра. Обе сонаты (не считая ранней, c-moll) – различные варианты цикла, они объединяют характерные черты стиля Шопена, проявившиеся в предшествующих фортепианных жанрах его творчества (балладах, скерцо, ноктюрнах). В последней сонате h-moll господствуют лирические, светлые настроения; главная идея произведения воплощает стремление к радости, жизнеутверждение.

По-другому жанр раскрыт в творчестве Листа. Его соната не просто наделяется симфоническими чертами, а становится своеобразной «симфонической поэмой для фортепиано». Соната h-moll Листа была сочинена около 15 лет спустя и представляет собой новый вариант жанра: соната превращается в одночастный цикл, в котором разделы сонатной формы подобны отдельным частям целой сонаты.

Сонаты Листа и Шопена остаются «великой энциклопедией музыкального романтизма».

Соната Шопена b-moll — характеристика

Соната Шопена b-moll в целом связана с бетховенским приемом противопоставления образных сфер. Здесь (как и у Бетховена) присутствует конфликт как внутри одной темы, так и в сопоставляемых тематических планах (1 часть – Главная партия, Побочная партия). В сонате преобладают 2 тематических начала: одно – внеличностное, другое – глубоко личностное.

Композитор избирает 4-частный сонатный цикл (приближенный к традиционному типу симфонии), где определяющим центром и своеобразной кульминацией становится 3 часть – «Траурный марш». Первые две части как бы устремлены, направлены к третьей, подчеркивая ее весомость. Финал (4 часть) является общим циклическим и смысловым эпилогом. Ожидание неизбежной развязки, трагический жизненный итог нашли отражение в каждой части сонаты по-своему. 1 часть – многофазный конфликт, основанный на сопоставлении двух контрастных начал. Она рисует картину борьбы с неизбежностью, наполнена душевным смятением и внутренней экспрессией. Тема вступления, звучащая как эпиграф, одновременно знаменует начало и трагический исход драмы. ГП олицетворяет глубоко личностное начало, основанная на принципе повторности и остинатности. Многофазность внутреннего конфликта проявляется в неожиданном окончании ГП, за которой сразу следует ПП (без СП). В ПП хорального склада (3-частная форма, Des-dur) раскрывается образ идеальной мечты. Тема происходит из песенного жанра, в развитии приобретая черты ноктюрна. При всем образном различии ПП и ЗП (токкатного типа) их объединяет общая интонационная сфера. Обновление материала в экспозиции осуществляется путем вторжения тематического материала (от ГП к ПП, от ПП к ЗП).

В разработке многофазность развития заключена в проведении ряда этапов (4), они связаны попарно. Происходит столкновение двух тематических комплексов и их коренная трансформация. ГП здесь противопоставлена теме вступления. Также появляется и ПП в совмещении с омраченной ГК, но предпочтение отдается все же ГП. Драматически насыщенная кульминация построена на принципе малотерцовых сопоставлений. Ощущение грани формы (конец разработки) приходится на момент срыва (аналогия с разработками Бетховена, например, 5 симфония, и Чайковского).

В репризе отсутствует ГП, она исчерпала себя. ПП проводится в B-dur, только кода возвращает интонации ГП, но с чертами разработочности.

Многогранность, открытость, резкость в сопоставлении тем сближает 1 часть с балладами Шопена.

2 часть – скерцо, не имеющее прецедентов в романтической музыке. Здесь осуществляется противопоставление образных сфер (главной темы и трио) путем динамического контраста. Части присуща поступательность, устремленность вперед к дальнейшему, она раскрыта путем иного контраста – без открытого столкновения (что обусловлено жанром и формой). Достигнута многоступенчатость, многофазность развития; рост напряжения чередуется с разрядкой насыщенности.

3 часть – «Траурный марш» — после отзвучавшего скерцо приоткрывает завесу неизвестности перед неумолимым. Лист охарактеризовал эту часть так: «Погребальная песнь, невзирая на всю ее скорбность, исполнена такой трогательной кротости, что кажется не от мира сего. Звуки, точно просветленные далью, внушают чувство высокого благоговения, как если бы, спетые самими ангелами, они витали там в вышине вокруг престола божества». Марш концентрирует с одной стороны присутствие всепоглощающей роковой силы, с другой – скорбной отрешенности внутреннего мира человека, объединяя их.

4 часть – финал – обладает «огромной силой воздействия» (Шуман). Основанный на общих формах движения и лишенный четкой формы, финал поразил современников своей «непривычностью», «зашифрованностью».

Тематизм сонаты b-moll Шопена

Тематический материал сонаты состоит из двух групп конфликтных тем. К первой группе, олицетворяющей внеличностное, иногда «ирреальное» (Асафьев) начало, относится прежде всего весь финал импровизационного характера (в нем нет тематического деления), тема вступления 1 части, звучащая как эпиграф к сонате (знаменует начало и предвещает трагический исход драмы). Воздействие моторного тематизма финала ощущается и в других частях цикла, в ГП 1 части и в первой теме скерцо при господстве другой образной сферы все же чувствуется присутствие внеличностного начала. «Траурный марш» концентрирует с одной стороны присутствие всепоглощающей роковой силы, с другой – скорбной отрешенности, объединяя их.

Вторая группа тем олицетворяет душевное состояние личности в столкновении с неизбежностью. Ее условно можно разделить на две сферы. Первая появляется во взаимодействии с внеличностным началом (ГП 1 части, разработка, отчасти 1-я тема скерцо). Вторая сфера – это или светлые воспоминания, или образы идеальной мечты (ПП 1 части, средняя часть скерцо и «Траурного марша»). Только эти темы сопровождает мажорный лад – Des-dur (в скерцо Ges-dur), который встречается в подобном ключе и у других композиторов (например, у Чайковского). Часто темы даются в хоральном изложении (ПП 1 части), вокальная природа мелодий проистекает от ноктюрнов Шопена.

Соната b-moll насыщена глубоким внутренним смыслом, ее идейный замысел открывает новое направление в романтическом жанре сонаты, которому следовал и Лист.

Соната Листа h-moll (краткий обзор)

У Листа сонатный цикл превращается в одночастный, напоминающий одночастную симфоническую поэму, к которой Лист обращался до создания сонаты. С другой стороны, тяготение к одночастности проистекает от одночастных фортепианных форм – фантазий, баллад, открытых романтиками (фантазия «Скиталец» Шуберта, фантазия и баллады Шопена). Соната h-moll раскрывает фаустовские образы, обобщая в одночастной композиции принципы сонатности и черты цикличности. Сонатный цикл оказался «сомкнутым в одну часть» (Цуккерман). Каждый раздел такой сонатной формы трактован в новом качестве. В основе – принцип сплошной тематической трансформации, где ни одна из тем не остается неизменной, а постоянно преображается. Исключение составляет лишь эпизод разработки, который выполняет функцию 2-й части цикла.

В основе образного содержания сонаты – «человек со всем множеством раздирающих его страстей, исключающих друг друга, человек, исполненный высоких стремлений, которым не дано осуществиться; человек, борющийся с преградами, но не могущий их до конца сокрушить. «Герой» Листа – выдающаяся личность, полная огня, порыва, устремления к идеальному» (пишет Цуккерман). Но в сонате воплощено не только личное начало, но и более широкое, обобщающее.

Весь тематический материал сонаты основан на монотематизме и находится в постоянном развитии, иногда в него вплетаются моменты отступлений, напоминающие авторский комментарий. Сонатная форма приобретает черты импровизационности, которая воплощает общую идею произведения.

Источник

Ноты сонаты листа h moll

Ференц Лист посвятил фортепиано два крупных произведения в духе «симфонических поэм»: Фантазию-сонату «После чтения Данте» («По прочтении Данте») (1849) и сонату h-moll (1852—1853). Обычный сонатный цикл предстает в них «сжатым» в одночастную композицию, которая вбирает в себя, в виде относительно самостоятельных разделов формы, отдельные части цикла; в основе произведения лежит группа тем, которые, трансформируясь, приобретают нередко противоположный образный смысл; развитие свободно и основано на резком столкновении разнохарактерных тем.

Схема строения h-moll’ной сонаты:

Экспозиция

Вступление
Главная партия (h-moll), состоящая из двух контрастных тем
Побочная партия (D-dur), также состоящая из двух тем (Grandioso и Cantando espressivo)
Заключительная партия

Разработка

Ее центральные моменты образуют:
Andante sostenuto — эпизод в сонатной форме, заменяющий медленную часть цикла (Fis-dur);
Фугато (b-moll) на темах главной партии сонаты, заменяющее скерцо цикла

Реприза

Главная партия (h-moll)
Побочная партия (H-dur)
Заключительная партия (Quasi presto)

Кода

Первая тема побочной партии (H-dur)
Тема медленного эпизода (H-dur)
Темы главной партии
Тема вступления

Такая сложность формы обусловлена философской насыщенностью и необычностью содержания сонаты. Оно получило отражение в богатом тематизме, многообразно трансформирующемся в процессе развития.

Загадочная тема вступления, в ниспадающем движении которой использованы две увеличенные секунды, ассоциируется с излюбленными романтиками образами судьбы, рока:

Две темы главной партии: волевая, энергичная, с решительным «возгласом» первая и вторая — в глубоких басах, насмешливая, ироническая — прямо перекликаются с образами «Фауст-симфонии», воплощая раздвоенность души «героя» сонаты:

Позднее эти темы звучат в одновременности.

Контрастна группа побочных тем: первая — торжественная, гимническая, просветленная, в мощных аккордах устремляющаяся ввысь; вторая — лирическая, певучая, трепетная, родственная любовным образам Листа. И в то же время оказывается, что эта «тема любви» не что иное, как трансформация иронической «мефис тофельской» темы главной партии! На ней строится и заключительная партия, но здесь данная тема приобретает энергичный, уверенный, маршевый характер:

Трансформации подвергается и «фаустовская» тема главной партии: в среднем разделе побочной она звучит как умиротворенный, лирический ноктюрн, а в коде предстает надломленной, безвольной, словно изнемогшей в неравной борьбе — в ней уже не слышно ни порывов, ни стремлений, а только неразрешимый вопрос.

Неизменной на протяжении сонаты остается лишь «роковая» тема вступления. Она появляется в важных, переломных моментах, разделяя мятущуюся главную партию и светлую, торжественную побочную; экспозицию и разработку; медленный лирический эпизод с новой песенной темой и «мефистофельское» фугато; репризу и коду. Этой загадочной темой завершается выдающееся по глубине замысла творение Листа.

Источник

Альбом сонатин — ноты для фортепиано

Нотные сборники для фортепиано в pdf

соната ноты для фортепиано

По композитрам

А.Пирумов — Сонатины младшие и средние классы


Библиотека юного пианиста
Сонатины и вариации


Альбом сонатин
для фортепиано
младшие классы детских музыкальных школ
составление и редакция К. Сорокина
“Музыка”, 1970г.
номер 6230

ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ
Г. Ф. Гендель. Сонатина
Д. Скарлатти. Соната (Ария)
Л. Моцарт. Сонатина
Д. Чимароза. Соната
Д. Г. Тюрк. Сонатина
М. Клементи. Соч. 36, № 1. Сонатина
Соч. 36, № 2. Сонатина
И. Плейелъ. Сонатина
А. Андре. Соч. 34, № 2. Сонатина
Соч. 34, № 5. Сонатина
И. Плейелъ, А. Андре. Сонатина
Т. Лак. Соч. 257, №3. Сонатина
А.Лавиньяк. Соч. 23, № 2. Сонатина
Л. Миклашевский. Первая сонатина
К. Рейнеке. Сонатина
Соч. 136,№ 2-Маленькая сонатина.
Ж. Шмит. Сонатина
Л. Бетховен. Сонатина
Л. Келлер. Сонатина
А. Диабелли. Соч. 151, № 1. Сонатина; Сонатина
Э. Мелартин. Сонатина
И. Гайдн. Пасторальная сонатина.
Я Л. Дусек. Соч. 20, № 1. Сонатина.
К. Черни. Соч. 439, №1. Сонатина

СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
A. Гедике. Соч. 36, №20. Сонатина
Ю. Чичков. Маленькая сонатина
Т. Салютринская. Сонатина
Л. Лукомский. Вторая сонатина
К. Сорокин. Соч. 5, № 1. Легкая сонатина
Р. Бойко. Сонатина
Д. Кабалевский. Соч. 27. Сонатина
B. Рейман. Маленькая сонатина
А. Жилинский. Сонатина (Первая часть)
A. Балтин. Одноголосная сонатина
Р. Салъманов. Сонатина
B. Кикта. Гуцульская сонатина
Э. Денисов. Сонатина
Я. Мединь. Сонатина (Первая часть)
Я. Кепитис. Сонатина (Первая часть)
А. Пирумов. Сонатина
Э. Тамберг. Маленькая сонатина

Скачать ноты


Фортепианная музыка для детских музыкальных школ
Альбом вариаций
Старшие классы
Том V
«Советский композитор», 1973г.
номер с2781к

Вариации — музыкальная форма, состоящая из темы — музыкальной мысли, изложенной в лаконичной, законченной форме и собственно вариаций — видоизмененных повторений темы. В каждой вариации меняется звучность, характер изложения, но сохраняются общие контуры темы.

  • Советские композиторы
    • Самонов А. — Прелюдия, хорал и вариация.
    • Сорокин К. — Соч. 10. Вариации на русскую народную песню. Сапаев Э. — Вариации.
  • Русские композиторы
    • Гурилёв А. — Вариации на тему «Не томи, родимый» (из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»).
    • Глинка М. — Тема с вариациями.
  • Зарубежные композиторы
    • Бах И.С. — Органная хоральная прелюдия с вариациями. Переложение А. Зилоти.
    • Рамо Ж.Ф. — Гавот с вариациями.
    • Гайдн Й. — Ариетта с вариациями

Скачать ноты


Фортепианная музыка для детских музыкальных школ
1-4 классы
Альбом вариаций
Том I
составление и педагогическая редакция К.Сорокина
«Советский композитор», 1970г.
номер с1674к

  • I. СОВЕТСКИЕ И РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
    • Н. РАКОВ. Маленькие вариации. Фа мажор
    • А. ДЮБЮК. Русская песня с вариацией
    • Т. НАЗАРОВА. Вариации на тему русской народной песни «Зайчик ты, зайчик»
    • И. ЛИТКОВА. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка сделали дуду»
    • И. БЕРКОВИЧ. Вариации на русскую народную тему.
    • И. ИЛЬИН. Вариации на венгерскую тему
    • Н. ГОЛУБОВСКАЯ. Вариации на тему русской народной песни.
    • Н. ЛЮБАРСКИЙ. Вариации на тему русской народной песни «Ты пойди, моя коровушка домой»
    • Р. САЛЬМАНОВ. Вариации на тему башкирской народной песни. «Хромой буланый».
    • Д. КАБАЛЕВСКИЙ. Соч. 40 № 1 Легкие вариации
      • Соч. 51 № 3. Лёгкие вариации на словацкую народную песню
    • Л.ЛУКОМСКИЙ. Вариации
  • II. ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ
    • И. СЕЛЕНЬИ. Вариации
    • Б. БАРТОК. Вариации.
    • Г. ЭЙСЛЕР. Соч. 32 № 3. Чакона
    • Г. ГЕНДЕЛЬ. Гавот с вариациями
    • В. МОЦАРТ. Тема с вариациями
    • Л. БЕТХОВЕН. Шесть лёгких вариаций на собственную тему
    • Ф. ТУРИНИ. Тема с вариациями
    • Р. ШУМАН. Соч. 118 № 1. Тема с вариациями

Скачать Том 1

Источник

Оцените статью