Ноты спасение соделал еси

«Спасение соделал еси посреде земли Боже» — Чесноков Павел Григорьевич

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Текст.

Cпасение coдeлaл еси посреде земли, Боже. Аллилуия .

Описание произведения.

«Спасение соделал еси посреде земли Боже» — духовное произведение П.Г.Чеснокова для хора из шести или восьми голосов без инструментального сопровождения. Сочинение предназначалось для богослужебного исполнения, как вариант соединения причастного стиха и запричастного концерта, что способствовало построению единого музыкального полотна. Текст композиции – основанный на 73 псалме Давида причастный стих пятницы, уставной богослужебный текст.

Музыкально сочинение очень богато тончайшими нюансами и выразительными фразами. Основой для произведения послужила синодальная мелодия киевского распева.

История создания.

«Спасение соделал еси посреде земли Боже» — пятое сочинение из 25 опуса П.Г.Чеснокова « Гимн десяти причастий». Впервые композиция была опубликована в 1913 году редакцией Дж.Фишера и Бро — популярность издания побудила других редакторов выпускать сочинение не только на русском, но и на английском языке. Это был феноменальный успех русского хорового композитора, выходца из семьи церковного регента.

К сожалению, П.Г.Чесноков не услышал при жизни исполнение своего сочинения, но его дети смогли порадоваться за своего отца. «Причастен» сегодня исполняется во многих странах мира, и исполнители очень трепетно относятся к произведению неземной красоты, а лучшие из них существуют в записи.

Отношение автора к вере.

Павел Григорьевич Чесноков родился в православной семье церковного регента и уже с пяти лет пел в хоре отца. Вся жизнь семьи Чесноковых строилась вокруг церковного богослужебного круга и Павел, вместе со своими братьями, не мыслил жизни вне церковного пения. Благочестивые традиции семьи он перенес на годы учебы в Синодальном училище, а впоследствии и на свою практическую деятельность в качестве церковного композитора. Получение светского музыкального образования по классам композиции и дирижирования позволило Павлу воплотить в жизнь самые смелые идеи – он написал оперу на библейскую тему «Потоп».

Как церковный дирижер, обладая обширными практическими и теоретическими познаниями, Павел Григорьевич создал бесценный труд – книгу «Хор и управление им». Можно сказать без преувеличения, что это сокровище, подаренное миру величайшим профессионалом, способно вывести русское хоровое пение, а особенно церковное на качественно новый уровень. Управление лучшими московскими церковными хорами, которые в то время поражали иностранцев звучностью, идеальным строем и тончайшими нюансами, сочинение церковных песнопений, которые и сегодня записываются лучшими коллективами мира, вера в русское хоровое пение и служение Богу до последнего вздоха – таким был великий дирижер и христианин Павел Григорьевич Чесноков.

Биография.

П.Г.Чесноков родился 25 октября 1877 года в селе недалеко от Воскресенска Московской области (сегодня г. Истра). С раннего детства начал петь в церковном хоре, а впоследствии, как и четверо братьев учился в Московском Синодальном училище, которое окончил в 1895 году с отличием. Одаренный юноша стремился приумножить знания, чтобы послужить Богу, и он решает брать уроки композиции у великих композиторов С.И. Танеева и М.М. Ипполитова – Иванова. В это время Павел вел активную преподавательскую деятельность в разных московских училищах и школах.

Почти десять лет с 1895 года по 1904 Павел Григорьевич был преподавателем московского Синодального училища. В это время он пробует свои силы в композиции и готовится к поступлению в Московскую консерваторию. С 1901 года по 1904 Чесноков служит помощником регента Синодального хора. Духовные произведения композитора приобретают широкую известность, и его в качестве регента на длительный период приглашает известный московский храм Троицы на Грязех, а Русское хоровое общество с 1916 по 1917 предложило Чеснокову пост директора капеллы.

Получив диплом Московской консерватории в 1917 году сразу по двум классам – композиции и дирижирования Павел Григорьевич принимает должность регента храма Василия Неокесарийского на Тверской, а еще через три года становится преподавателем дирижирования и хороведения в Московской консерватории – этот курс был основан им самим. И если должность регента он вынужден был оставить в 1928 году, то свои знания и опыт передавал будущим специалистам вплоть до преставления ко Господу. В военный 1944 год 14 марта у Павла Григорьевича случился обширный инфаркт в результате общего истощения организма и в этот же день он умер.

Как композитор Павел Григорьевич Чесноков создал более четырехсот духовных хоров (богослужебных и концертных) – великолепные переложения древних напевов, богатые «русскостью», а также более ста светских хоровых сочинений – переложения русских народных песен, хоры в сопровождении фортепиано для женского, мужского и смешанных составов и др. Он руководил хором Большого театра и известными московскими коллективами, но всегда печалился о судьбе Церкви – после 1928 года и затем уничтожения Храма Христа Спасителя композитор не смог больше писать духовную музыку.

П.Г.Чесноков сделал для Русской Православной Церкви и мировой музыкальной культуры необычайно много – его хоровые сочинения занимают одно из первых мест в мире по самобытности, мелодичности и индивидуальному стилю. Чесноков был строг к себе и с особым усердием готовился к богослужению – подбор профессиональных голосов и многочасовые репетиции позволили ему выйти на самый высокий уровень церковного пения. В настоящее время лучшие мировые коллективы считают за честь исполнять произведения композитора – часть из них есть в записи.

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Источник

Ноты спасение соделал еси

В неделю вечера тропарь Безплотных, глас 4:

Н ебесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крилу невещественныя вашея славы, сохраняюще нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избавите нас, яко чиноначальницы вышних Сил.

Богородичен, глас тойже: В оспитавшейся во храме во святая святых, одеянней верою и премудростию, и безмерным девством, Архистратиг Гавриил принесе с Небесе целование, и еже радуйся, радуйся благословенная, радуйся препрославленная, Господь с Тобою.

Тойже и в понедельник на Бог Господь.

Кондак, глас 2: А рхистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы, и человеком наставницы, полезное нам просите, и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Светилен: Небо звездами украсивый яко Бог, и Твоими Ангелы всю землю просветивый, Содетелю всех, поющия Тя спасай.

Богородичен: С ладосте Ангелов, скорбящих радосте, христиан предстательнице Дево Мати Господня, заступи нас, и избави вечных мук.

На литургии, прокимен, глас 4: Т воряй Ангелы своя Духи, и слуги своя пламень огненный. С тих: Б лагослови душе моя Господа, Господи Боже мой возвеличился еси зело. А постол к евреем, зачало 305: А ще глаголанное Ангелы: А ллилуиа, глас 5: Х валите Господа вси Ангели Его, хвалите Его вся Силы Его. С тих: Я ко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася. Е вангелие Матфеа, зачало 52: У подобися Царствие Небесное человеку, сеявшу доброе семя на селе своем: П ричастен: Т воряй Ангелы своя Духи:

В понедельник вечера тропарь Предтечи, глас 2: П амять праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне Предтече, показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго: Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира, и подающаго нам велию милость.

Богородичен, глас тойже: Б ожественнаго быхом общницы естества Тобою Богородице Приснодево: Бога бо нам воплотившагося родила еси. Темже по долгу Тя вси благочестно величаем.

Кондак, глас 2. Подобен: В ышних ищя: Пророче Божий, и Предтече благодати, главу твою яко шипок священнейший от земли обретше, исцеления всегда приемлем: ибо паки якоже прежде в мире проповедуеши покаяние.

Светилен: П редтечу Иоанна, и Крестителя Спасова, во пророцех Пророка, и пустыни воспитание, Елисаветино рождение восхвалим вси.

Богородичен: С ладосте Ангелов: ищи в понедельник.

На литургии прокимен, глас 7: В озвеселится праведник о Господе, и уповает на Него. С тих: У слыши Боже глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. А постол деяний, зачало 33: Я коже скончаваше Иоанн течение: А ллилуиа, глас 4: П раведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. С тих: Н асаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. Е вангелие Иоанна, зачало 3: В иде Иоанн Иисуса грядуща к себе: П ричастен: В память вечную будет праведник:

Во вторник вечера, тропарь Креста, глас 1: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Крестобогородичен: Т вое предстательство имуще Пречистая, и Твоими молитвами лютых избавляеми, Крестом Сына Твоего везде соблюдаеми, по долгу Тя вси благочестно величаем.

Кондак, глас 4: В ознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Светилен: Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава, и демонов язва.

Крестобогородичен: У Креста предстоящи Тя безсеменно Рождшая, и рыдающи вопияше: увы сладчайшее Чадо, како зашел еси от очию Моею? Како в мертвых вменился еси?

На литургии прокимен, глас 3: П еснь Богородицы: В еличит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. С тих: Я ко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди. А постол к филипписием, зачало 240: С ие да мудрствуется в вас: А ллилуиа, глас 8: С лыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое. С тих: Л ицу Твоему помолятся богатии людстии. Е вангелие Луки, зачало 54: В ниде Иисус в весь некую: П ричастен: Ч ашу спасения прииму, и имя Господне призову.

В среду вечера, тропарь апостолов, глас 3: А постоли святии, молите милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Иный святаго Николаа, глас 4: Правило веры, и образ кротости, воздержания учителя, яви тя стаду твоему, Яже вещей Истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Богородичен: С лово Отчее, Христа Бога нашего, от Тебе воплотившагося познахом Богородице Дево, едина чистая, едина благословенная: тем непрестанно Тя воспевающе величаем.

Кондак апостолов, глас 2: Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх ученик Твоих Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех, и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Иный святаго Николаа, глас 3. Подобен: Д ева днесь: В Мирех святе, священнодействитель показался еси, Христово бо преподобне Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Светилен апостолов. Подобен: Ж ены услышите: В о всю подсолнечную текше, проповедасте Христово от Девы Святое Воплощение воистинну, от прелести обращающе языки, и просвещающе, и вся научающе, Троицу почитати Святую, апостоли Спасовы.

Подобен: В еликаго началопастыря, и иерарха вси председателя Мирликийскаго Николаа хвалим: многи бо мужи спасе, неправедно умрети имущия, царю является со Авлавием во сне, реша неправедно изречение.

Б огородичен: М арие честнейшая, златая кадильнице, невместимаго Божества приятелище бывшее, в Немже Отец благоволи, Сын же вселися, и Дух Святый осенив Тя Отроковице, показа Богородицу.

На литургии прокимен, глас 8: В о всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. С тих: Н ебеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. А постол к коринфяном, зачало 131: Б ог ны посланники последния яви: А ллилуиа, глас 1: И споведят небеса чудеса Твоя Господи, ибо истину Твою в церкви святых. С тих: Б ог прославляемь в совете святых. Е вангелие Матфеа, зачало 34, от полу: П ризва Иисус обанадесять ученики Своя: П ричастен: В о всю землю изыде вещание их:

В четверток вечера: тропарь, глас 1: С паси Господи люди Твоя: Крестобогородичен: Т вое предстательство имуще Пречистая: Кондак: В ознесыйся на Крест волею: Светилен: К рест хранитель всея вселенныя: Крестобогородичен: У Креста предстоящи: сия вся писашася в среду .

На литургии прокимен, глас 7: В озносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. С тих: Г осподь воцарися, да гневаются людие. А постол к коринфяном, зачало 125: С лово крестное: А ллилуиа, глас 1. П омяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. С тих: Б ог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли. П ричастен: С пасение соделал еси посреде земли Боже.

В пяток вечера тропарь, глас 2: А постоли, мученцы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии, и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко Спасу, о нас Того яко Блага молите, спастися, молимся, душам нашим.

Другий за упокой: П омяни Господи, яко Благ рабы Твоя, и елика в житии согрешиша, прости: никтоже бо безгрешен, токмо Ты могий и преставленным дати покой.

Богородичен: М ати святая неизреченнаго Света, Ангельскими Тя песньми почитающе, благочестно величаем.

Егда глаголем, Слава, кондак, глас 8: Со святыми упокой Христе души раб твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

И ныне, настоящий мученичен, глас тойже: Я ко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит ти, Господи, богоносныя мученки: тех молитвами в мире глубоце, Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Светилен: И же и мертвыми и живыми обладаяй яко Бог, и святыми Твоими всю землю просветивый, Содетелю всех, поющия Тя спасай.

Богородичен: М ы о Тебе хвалимся Богородице, и к Богу Тя имамы предстательство, простри руку Твою необоримую, и сокруши враги наша, Твоим низпосли рабом помощь от Святаго.

На литургии прокимен, глас 8: В еселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии. С тих: Б лажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. И умерших, глас 6: Д уши их во благих водворятся. А постол к солуняном, зачало 270: Н е хощу вас не ведети о умерших: А ллилуиа, глас 4: В оззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. С тих: М ноги скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. С тих: Б лажени, яже избрал и приял еси Господи, и память их в род и род. Е вангелие Иоанна, зачало 17: А минь аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего: П ричастен: Р адуйтеся: Д ругий, Б лажени, яже:

Источник

Читайте также:  Как самому сделать деку для гитары
Оцените статью