Ноты старинной французской песенки для флейты

Школа игры на флейте

Настоящая школа рассчитана на три года обучения для начинающих, не обладающих какой бы то ни было подготовкой.

Первые 18 упражнений дают возможность учащемущя усвоить приемы извлечения звука, изучить аппликатуру в среднем регистре и познакомиться с приемами исполнения раздельных и связанных звуков. Непосредственно за этими упражнениями следуют отрывки из классической музыкальной литературы и небольшие законченные призведения в переложении для флейты и фортепиано, народные песни из сборников Римского-Корсакова, Лядова и Балакирева и произведения советских композиторов.
К изучению наиболее легких гамм и арпеджио учащийся приступает в конце первого года обучения. По мере усложнения материала, расположенного в порядке постепенного возрастания трудностей, в качестве вспомогательных средств в школе помещаются упражнения и этюды. Все указания, относящиеся к вопросам аппликатуры, дыхания, работы языка и т.п.,помещены в тексте по мере возникновения соответствующих вопросов.
Основная идея школы заключается в том, чтобы все технические навыки учащийся получал, главным образом, на художественном материале, подобранном в порядке постепенного усложнения и, в соответствии с этим, расширения исполнительских приемов; чтобы основным напрвлением развития учащегося было его хыдожественное воспитание при высокой требовательности к интонационной точности, выразительности исполнения и технике, обеспечивающей решение художественных задач.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. 2
Краткие исторические сведения о флейте . 3
Методические указания . 4
Таблицы аппликатуры. 9
Упражнения 1—18. 13
Бетховен. Allegretto из сонаты, соч, 2 № 2 . 15
Шуман, Пьеска, соч, 68. 16
Шуман. Песенка, соч, 68. 17
«Ходила младёшенька по борочку» (русская песня). 18
«Подле реку» (русская песня). 18
Шуберт. Романс, соч, 9. 18
Шуман. Мелодия, соч. 68 . . . . .. 19
«Как из-под кусту» (русская песня). 20
«Как за речкою, да за Дарьею» (русская песня). 20
Ревуцкий. Песенка. 21
Чайковский. Русская песня, соч, 39 . . . 22
Чайковский. Шарманщик поёт, соч. 39 . . 22
«Вдоль по улице по шведской» (песня) . . 23
Протяжная. 24
Моцарт. Ария из оперы «Дон-Жуан» . 25
Этюд. 26
Этюд. 26
Шапорин. Колыбельная. 27
«Заплетися, плетень» (песня). .29
Бетховен. «Люблю тебя». 30
Гайдн. Менуэт . . 31
Этюд. 33
Глиэр. Ария, соч. 45. 33
Гайдн. Adagio из симфонии № 13 . . . ,35
«Заинька, попляши (песня) . 36
Гендель. Adagio . 36
Чайковский. Старинная французская песенка, 7 соч. 39 . 37
Бах, Менуэт. 38
Гайдн. Andante. 39
Этюд. 40
Моцарт. Менуэт из оперы «Дон-Жуан» . .41
Бах. Сарабанда . 42
Моцарт. Allegretto. 43
Способы изучения гамм и арпеджио . 46
Чайковский. Сладкая грёза, соч. 39 . . .47
Бах. Сарабанда . . . . . . . . 49
Упражнения к № 56 . . . . . 50
Шуман, Весёлый крестьянин, соч. 68 . . . 50
Этюд. . 51
Шуман. Смелый наездник, соч. 68 . . 52
Бах. Бурре. .. . 53
Этюд . 55
Бах. Гавот . . . . .. . . . . 56
Мусоргский. Слеза . 58
Шуберт. Экспромт, соч. 90 № 3 . . . . 61
Этюд. 65
Моцарт. Ария из оперы «Дон-Жуан» . . . 65
Бетховен, Allegretto из сонаты, соч. 27 № 2 . 69
Этюд. 70
Гендель, Жига. 71
Моцарт- Менуэт. 72
Платонов. Абхазский нвпен. .75
Упражнения для двойного з4асса1о . 80
Гендель. Allegretto . 81
Бах. Сицилиана . 84
Этюд, . 86
Чайковский. Вальс, соч, 39. 87
Платонов. Фугетта. 90
Лядов. Прелюдия, соч. 11 № 1 . . . 91
Этюд. 95
Бетховен. Presto из сонаты, соч. 28 . 96
Упражнение для развития беглости в исполнении хроматических последовательностей . 98
Этюд. 99
Бетховен. Вариация до минор, соч, 34 . . 100
Бетховен. Вариация До мажор, соч, 34 . . 101
Бах. Маленькая жига . 102
Фрид. Закат года, соч, 17 № 6 . . . 103
Гендель. Allegro. 105
Александров, Ария, соч. 32 . 109
Этюд. 111
Бетховен. Скарцо из сонаты, соч. 2 № 3 .. . 112
Упражнения для двойного staccato в нечетных метрах. 116
Моцарт, Андантино с вариациями . . . 117
Лядов. Прелюдия, соч. 57 № 1 . . . . 120
Этюд. 123
Этюд. 124
Бетховен. Presto из сонаты, соч. 10 N3 2 . . 125
Этюд. 130
Госсек. Тамбурин. 130
Мелизмы. . 133
Платонов, Фугетта. 135
Ф. Э. Бах, Рондо. 136
Глюк. Мелодия. 138
Глазунов. Гавот. 141
Фрид. Весна движется, соч, 17 № 1 . . . 145
Вивальди. Largo . 146
Этюд . 147
Бетховен. Allegro из сонаты, соч. 2 № 3 . . 148
Этюд . 150
Шуберт. Экспромт, соч. 90 № 4 , . .151
Платонов, Таджикский танец . 161

Источник

«Cтаринная французская песенка» — П.И. Чайковский — ноты для фортепиано

Петр Ильич Чайковский много путешествовал. Находясь в разных странах — Италии, Франции, Англии, Германии,— он осматривал старинные здания, посещал музеи, изучал жизнь и быт людей. Композитор внимательно прислушивался к песням этих народов, часто записывал их, а потом использовал в своих произведениях.

Путешествуя по Франции, Чайковский услышал мелодию одной старинной народной песни. Нежная, немного грустная, протяжная, она очень понравилась и запомнилась композитору. Эту мелодию он использовал в фортепианной пьесе под названием «Старинная французская песенка», которая вошла в «Детского альбома».

Настроение пьесы печальное. Мелодия движется плавно, не спеша. Каждая фраза заканчивается будто выразительным мягким вздохом. В средней части музыка становится подвижнее, но снова возвращается предыдущая мелодия, и пьеса заканчивается задумчиво и спокойно.

Источник

Ноты для флейты

произведения для игры на флейте


Пьесы советских композиторов
для флейты и фортепиано
составление и редакция Г.Никитина
«Музыка», 1977г.
номер 2169

Д. ШОСТАКОВИЧ. ПРЕЛЮДИЯ
Г. БЕЛОВ. БАЛЛАДА
Ю. КОЧУРОВ. РОМАНС. Из кинофильма «Александр Попов»
В. УСПЕНСКИЙ. ВАЛЬС

Скачать ноты


Музыкальная мозаика

для блокфлейты и фортепиано
«Музыка», 1994г.
номер 15212

Ж. Б. Люлли. Песенка
В. А. Моцарт. Аллегретто
A. Гедике. Песня
Б. Барток. Пьеса из сборника «Детям»
Ц. Кюи. Песенка
B. Шаинский. «Вместе весело шагать» из телевизионного филь ма «И снова Анискин»
C. Монюшко. Зимняя сказка
П. Чайковский. Старинная французская песенка
Л. ван Бетховен. Сурок
С. Прокофьев. Марш
Р.Шуман. Смелый наездник
Ж. Ф. Рамо. Ригодон
О. Козловский. Вальс
Ф. Мендельсон. Песня
Д. Кабалевский. Вроде вальса
Г. Ф. Гендель. Мелодия
А. Островский. Школьная полька
И. Брамс. Колыбельная песня
A. Петров. Зов синевы из телефильма «Синяя птица»
Дж. Мартини. Гавот
Д. Шостакович. Грустная песенка
К. В. Глюк. Веселый хоровод
М. Глинка. Жаворонок
И.Гайдн. Анданте
Г. Пёрселл. Ария
Э. Григ. Народная песня
Г.Гладков. Песенка из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню»
Ф. Шуберт. Вальс
А.Лядов. Танец комара
B. Ребиков. Вальс из сказки «Елка»
М. Старокадомский. Любитель-рыболов
К. М. фон Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
А. Гречанинов. Весельчак
К. Дебюсси. Танец куклы из балета «Ящик с игрушками».
И.Дунаевский. Песня Роберта из фильма «Дети капитана Гранта»

Скачать ноты


Ф.Амиров
Пьесы

для флейты и фортепиано
«Музыка», 1976г.
номер 9148

1. Ашутская
2. Колыбельная
3. Танец
4. В горах Азербайджана
5. У родника
6. Ноктюрн

Скачать ноты


Блокфлейта

репертуарный сборник для начинающих
«Музична Україна», 1984г.

Игра на духовых музыкальных инструментах — трубе, кларнете, гобое и др.— требует от исполнителя определенного физического напряжения, создает заметную нагрузку на легкие, сердце, диафрагму, некоторые мышцы. Поэтому до недавнего времени считалось, что учить детей игре на духовых инструментах можно лишь тогда, когда организм ребенка достаточно окрепнет — то есть с 10—11 лет.
Коренные изменения стали возможны лишь с тех пор, как в системе детского музыкального образования начала применяться блокфлейта (от нем. Blockfläte —флейта с пробкой), которая быстро приобрела широкую популярность. Легкость вдувания и небольшая затрата воздуха, доступность аппликатуры, точность звукоизвлечения, небольшой размер, незначительный вес, надежность конструкции — вот те качества, которые делают этот инструмент действительно детским и дают возможность обучать игре на нем даже дошкольников.

Блокфлейта принадлежит к подгруппе свистковых музыкальных духовых инструментов, которые были известны человечеству с древнейших времен. Изготавливали их повсеместно, из разных материалов— тростника, пустотелого дерева, трубчатых костей. И называл их каждый народ по-своему. В России была популярна дудка, свирель; на Украине—сопилка; в Белоруссии — дуда; в Азербайджане; Узбекистане, Таджикистане — най; в Венгрии — фуруйя; в Египте — себи. Роднит их принцип извлечения звука: вдувание, вдыхание воздуха, который затем со свистом вырывается сквозь специальные отверстия. Отсюда и название этой подгруппы — свистковые.
На протяжении веков звуковой диапазон таких инструментов расширялся за счет увеличения количества игровых (голосовых) отверстий и варьирования их расположения. Блокфлейте свойственна система восьми отверстий — одно снизу и семь сверху. Современные блокфлейты советского (тульского), японского, немецкого производства дают возможность воспроизводить хроматический звукоряд в пределах двух октав — с помощью, однако, достаточно неудобного «вилочного» способа закрывания и полузакрывания игровых отверстий.

Принципиально иное решение предложил украинский советский мастер Д. Ф. Деменчук, Он сконструировал хроматическую сопилку с десятью отверстиями, причем хроматическая последовательность звукоизвлечения осуществляется открыванием или закрыванием игровых отверстий. Диапазон инструмента увеличен до двух с половиной октав, и полностью исключено весьма неудобное половинное закрывание отверстий:
На этой основе создан новый музыкальный ин-т производства Киевского опытно-экспериментального завода духовых и ударных музыкальных инструментов — хроматическая продольная флейта (блокфлейта-сопрано). От блокфлейты и других систем она отличается в первую очередь прогрессивным решением хроматизации звукоряда, заимствованным у хроматической сопилки (без полузакрывания отверстий, представляющего определенную трудность для начинающих, особенно для детей).
Данное издание рассчитано, в первую очередь для тех, кто овладевает первоначальными навыкшая игры на блокфлейте-сопрано киевского производства. Нотный материал, систематизированный по принципу нарастания трудности, может быть использован также для обучения игре на блокфлейтах других систем: тульской, японской, немецкой (аппликатурные таблицы прилагаются).
Обучение игре на блокфлейте, как и на других духовых инструментах, требует развития исполнительского аппарата, техники дыхания, овладевая комбинационно-аппликатурными навыками. Ученик усваивает основы музыкальной грамоты, технические средства, приучается сознательно воспринимать музыку.

Такая подготовка становится надежной базой для дальнейшего усовершенствования исполнительского мастерства на блокфлейте, а также для возможного перехода в будущем к обучению игре на более сложных музыкальных духовых инструментах — гобое, фаготе, кларнете, трубе и др.

«Співаночка». Украинская народная песня
«Гомін у ліску». Украинская народная песня
«Домик». Украинская народная песня.
М. Магиденко. Петушок
Колыбельная. Чувашская народная песня
Г. Гриневич. Утро
В. Витлин. Киска
Ходит Ваня. Русская народная песня.
М. Красев. Топ-топ
М. Красев. Барабанщик
Перепёлочка. Белорусская народная песня. Обработка С. Полонского
В. Калинников. Тень-тень
Как под горкой. Русская народная песня. По обработке А. Комаровского
Ф. Шуберт. Вальс
А. Филиппенко. Урожайная.
М. Вериковский. Портрет Володи Ульянова
А я по лугу. Русская народная песня.
Н. Бакланова. Этюд
Й. Гайдн. Песенка
Пастушок. Латышская народная песня
«Ой у полі жито». Украинская народная песня. По обработке Н. Леонтовича
«Зоре моя вечірняя». Украинская народная песня. По обработке С. Луканюка
Д. Бортнянскнй. Колыбельная
«Летіла зозуля». Украинская народная песня
Возле пасеки гуляла. Моравская народная песня
В. Иванников. Паучок
В. Ребиков. Песня
Во поле береза стояла. Русская народная песня
«Над річкою, бережком». Украинская народная песня по обработке Н.Леонтовича
«Увиванець». Украинский народный танец
«Гуцулка». Украинский народный танец
«Плава, плава лебідка». Украинская народная песня.

Скачать ноты

Музыкальные инструменты ФЛЕЙТА

На многих древних росписях мы находим изображение старинной флейты. Этот инструмент издавна был распространен среди большинства народов земного шара. Правда, у разных народов он назывался по-разному. А известное ныне название, происходит от латинского слова Flaute, что значит — дуновение.

С давних пор существуют два типа флейт в зависимости от того, в каком положении держат их перед собой исполнители, — продольные и поперечные. Кроме того, в Древней Греции была популярна многоствольная флейта, так называемая, флейта Пана. Исполнители на ней пользовались высоким авторитетом.
С XVII века продольная флейта широко применяется в профессиональном музыкальном исполнительстве, хотя в техническом отношении она была далеко несовершенной. В оперный оркестр ее первым ввел французский композитор Люлли (1632—1687). Однако постепенно продольная флейта была вытеснена поперечной, ибо последняя обладала значительно большими выразительными возможностями. Именно для такой флейты композиторы XVII—XVIII веков, начиная с Г. Перселла и А. Скарлатти, создали множество замечательных произведений. Гениальная музыка для флейты написана И. С. Бахом (концерты, трио, сюиты, сонаты), а вслед за ним Генделем, Гайдном, Моцартом и другими композиторами-классиками. Великолепные образцы использования флейты в симфониях дал Бетховен. В виртуозном аспекте трактовал флейту Россини.

В XIX веке конструкция инструмента была значительно усовершенствована немецким флейтистом Теобальдом Бемом (1794—1881). Ему принадлежит заслуга создания флейты современного типа, диапазон которой достиг трех полных октав и более. Этот инструмент вскоре получил повсеместное распространение. К настоящему времени, помимо обычной флейты (часто ее называют большой), существуют еще три разновидности: малая флейта или флейта пикколо, альтовая флейта и басовая.
Красочные свойства флейты блестяще использованы во многих произведениях русских композиторов — Глинки, Римского-Корса-кова, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, а также в творчестве советских авторов. Многие из последних внесли свою лепту в расширение флейтового репертуара (Ю. Крейн, С. Слонимский, А. Гаршнек, Г. Арменян и другие).

Источник

Оцените статью