Ноты светит месяц для свирели

Ноты светит месяц для свирели

СВЕТИТ МЕСЯЦ

Светит месяц, светит ясный,
Светит белая луна,
Осветила путь-дороженьку
Вплоть до Машина окна.

Я пошел бы к Маше в гости,
Да не знаю, где живет,
Попросил бы друга Петю —
Боюсь, Машу отобьет.

Подхожу я под окошко,
А у Маши нет огня.
— Стыдно, стыдно тебе, Маша,
Так ложиться рано спать!

— А тебе, мой друг, стыднее
До полуночи гулять,
Не пора ль тебе жениться,
Машу в жены себе взять?

Светит месяц, светит ясный,
Светит белая луна,
Осветила путь-дороженьку
Вплоть до Машина окна.

С фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 1, ZeKo Records, 1996

В 1930-е гг. песня была использована Алексеем Сурковым в поэме «Большая война» — вокруг нее построена глава «Смерть минера Синицы» (время действия — весна 1919 г., лагерь для военнопленных красноармейцев в Эстонии).

ВАРИАНТЫ (2)

1.

Мне не спится, не лежится,
И сон меня не берет.
Я сходил бы к Саше в гости,
Да не знаю, где живет.

Я сходил бы к Саше в гости,
Да не знаю, где живет,
Попросил бы я товарища, –
Мой товарищ доведет.

Попросил бы я товарища, –
Мой товарищ доведет,
Мой товарищ лучше, краше,
Боюсь, Сашу отобьет.

Светит месяц, светит ясный,
Светит белая заря,
Осветила путь-дорожку
Вдоль до Сашина двора.

Подхожу я к Саше, к дому,
А у Саши нет огня.
Постучал я под окошком,–
Моя Саша крепко спит.

“Стыдно, стыдно тебе, Саша,
Со вечера рано спать!” –
“А тебе, мой друг, стыднее
До полуночи гулять”.

Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005

2. Светит месяц

Русская народная песня

Светит месяц, светит ясный,
Светит белая заря.
Осветила путь-дорожку
Мне до милого двора.

Мне не спится, не лежится,
И сон меня не берет.
Я сходил бы к милой в гости,
Да не знаю, где живет.

Попросил бы я товарища,
Мой товарищ доведет.
Мой товарищ меня краше –
Боюсь, Машу отобьет.

Подхожу я к дому милой,
А у милой нет огня.
Постучал я под окошком,
Моя Маша спать легла.

— Стыдно, стыдно тебе, Маша,
Со вечера рано спать.
— А тебе, мой друг, стыднее
До полуночи гулять!

Из репертуара Лидии Руслановой

Я люблю тебя, жизнь: Песни на все времена. Сост. Л. Сафошкина, В. Сафошкин. М.: Изд-во Эксмо, 2004

Источник

kniganot.ru

Мне не спится, не лежится,
И сон меня не берет.
Я сходил бы к Саше в гости,
Да не знаю, где живет.

Я сходил бы к Саше в гости,
Да не знаю, где живет,
Попросил бы я товарища, –
Мой товарищ доведет.

Попросил бы я товарища, –
Мой товарищ доведет,
Мой товарищ лучше, краше,
Боюсь, Сашу отобьет.

Светит месяц, частые звезды,
Светит белая заря,
Осветила путь-дорожку
Вплоть до Сашина двора.

Подхожу я к Саше к дому,
А у Саши нет огня.
Постучал я под окошком –
Моя Саша крепко спит.

Постучал я под окошком
Моя Саша крепко спит,
Моя Саша крепко спит,
Саша сонная лежит.

Моя Саша крепко спит,
Саша сонная лежит.
– Стыдно, стыдно тебе, Саша,
Со вечера рано спать.

Стыдно, стыдно тебе, Саша,
Со вечера рано спать!
– А тебе, мой друг, стыднее
До полуночи гулять.

А тебе, мой друг, стыднее
До полуночи гулять.
Не пора ль тебе жениться,
Законную жену взять

Не пора ль тебе жениться,
Законную жену взять,
Законную жену взять,
Закон-правду соблюдать

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Играем на свирели
статья (подготовительная группа) на тему

Статья из опыта работы музыкального руководителя детского сада

Скачать:

Вложение Размер
igraem_na_svireli-szhataya.docx 443.76 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Волокитина Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель.

Место работы: ГБДОУ детский сад №95 Невского района г. Санкт-Петербурга.

Тел.:8-921-770-75-25 e-mail: volockitina.tania@yandex.ru

«Играем на свирели».

Из опыта работы музыкального руководителя

ГБДОУ №95 Невского района г. Санкт-Петербурга

Волокитиной Т.Н. с детьми логопедических групп.

О том, сколько удовольствия и пользы получают дети от игры на детских музыкальных инструментах известно всем. Это, прежде всего, расширение сферы самостоятельной музыкальной деятельности ребёнка, развитие его музыкальных способностей, мелодического, ритмического, динамического слуха. Игра на духовом инструменте очень близка к пению и поэтому непосредственно влияет на развитие певческого голоса и слуха. Она позволяет, если можно так выразиться, «попробовать на вкус» точную высоту звука, ощутить его длительность, протяжность наряду с ритмическим рисунком мелодии. Это прекрасное средство не только музыкального развития, но и развития мышления, памяти, творческой активности, слухового внимания и способности контролировать дыхание.

Игра на свирели является упражнением, одновременно развивающим и музыкальные способности, и мелкую моторику, и дыхание, что очень важно именно в работе с детьми речевых групп. Ребёнок в естественной, непринуждённой и привлекательной форме выполняет дыхательную гимнастику, на слух контролирует правильность выполнения и самостоятельно или с помощью взрослого исправляет ошибки. Для правильного звучания свирели необходим ровный, умеренно наполненный выдох. При слабом выдохе звук исчезает, при слишком резком или напряжённом – свирель «пищит». Нельзя забывать о том, что развитие и укрепление дыхательной системы ребёнка – это развитие и укрепление его здоровья.

Со свирелью Э. Смеловой я познакомилась много лет назад, но тогда она меня не заинтересовала, её сложно использовать в детском оркестре, так как она звучит в другой тональности. К тому же, это инструмент индивидуального пользования, а в нашем оркестре дети часто меняются инструментами, хочется поиграть на всех.

Когда в детском саду появились логопедические группы, мы столкнулись с некоторыми трудностями в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах. Игра в ансамбле или в оркестре требует развитого чувства ритма, слухового внимания и согласованности. А у большинства детей этих групп развитие ритмического слуха оказалось на низком уровне, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация движений. Добавляло сложности и то, что в группе были дети двух, иногда трёх, возрастов. Игрой на инструментах оставалось заниматься только в индивидуальном порядке. Тут-то нам на выручку и пришла свирель. С помощью родителей мы приобрели свирели на всех детей и воспитателей логопедических групп. Все инструменты были подписаны и хранились в группах в индивидуальных футлярах в зонах музыкальной деятельности.

Прежде чем начать обучение детей игре на свирели, на занятиях знакомим их с такими свойствами музыкального звука, как высота и длительность, используя различные музыкальные произведения, упражнения и музыкально-дидактические игры («Весёлый паровозик», «Коробочка», «Шарики». Особое внимание уделяем упражнениям на развитие дыхания и мелкой моторики.

Начинаем знакомство со свирелью с рассказа об инструменте, знакомим с его звучанием. В роли исполнителя выступает музыкальный руководитель или играет воспитатель под аккомпанемент фортепьяно. Можно загадать музыкальные загадки – исполнить мелодии знакомых песен. На следующем занятии каждый получает в руки свой инструмент и последовательно учится правилам обращения с ним. Все задания выполняются по показу музыкального руководителя, воспитатель помогает детям, у которых возникли затруднения. Рассматриваем строение, составные части, считаем отверстия. Дети пытаются самостоятельно поиграть на свирели и замечают, что «дырочки не работают». Объясняем, что свирель – это дудочка с секретом, и мы постепенно научимся на ней играть.

Дети уже знакомы с музыкально-дидактическими играми «Весёлый паровозик», «Шарики»; на следующих занятиях играем в них на свирелях, исполняем песенки на одном открытом звуке. Плотно закрываем первую дырочку указательным пальцем и играем те же песенки. Учимся закрывать две, три, четыре отверстия. На общих занятиях ограничиваемся этими звуками, закрывая отверстия указательными и средними пальцами.

Очень любят дети упражнение «Птичка» — это подготовка к игре песенок на двух соседних звуках. Упражнения «Кукушка», «Баю-баю» — два звука через один пропущенный. Постепенно переходим от самых простых мелодий к более сложным. Наши ноты – воздушные шарики. Маленькие круглые шарики – короткие звуки, восьмые; продолговатые побольше – четверти. Цифры на шариках обозначают, сколько надо зажать дырочек, шарики расположены на высоте, соответствующей относительной высоте звука. Пауза – ниточка от шарика (улетел). При необходимости используем знак репризы – повторения. С детьми старшей подгруппы во втором полугодии разучивали 2-хголосные мелодии (р.н.м.«Как у наших у ворот»). Сложные мелодии делили на фразы и исполняли подгруппами, при оркестровке добавляли другие инструменты: гитарайки, металлофоны, цимбалы (р.н.м.«Светит месяц», «Калинка»).

При разучивании новой мелодии обычно придерживаюсь следующих ступеней:

  1. Пение с текстом.
  2. Пение по «шарикам» на звуке «у» — акцентирую внимание на ритме.
  3. Пение по шарикам, называя цифры – мелодический рисунок.
  4. Играем по «шарикам» на свирели.
  5. Поём цифровку по памяти.
  6. Играем по показу взрослого.
  7. Самостоятельно с фортепьянным сопровождением.

В зависимости от этапа разучивания, сложности мелодии и уровня подготовки детей использую на одном занятии часть этих ступеней. Например: начальный этап 1-4; средний 1,3,4; завершающий этап 4-7; 4,6,7; 5,6; 3,7 и др.

Наблюдения показали, что при использовании «нот-шариков» все дети группы научились играть на свирели, быстрее запоминали мелодии, проявляли активный интерес. Выявилась значительная динамика в развитии мелодического и ритмическогослуха.

В самостоятельной музыкальной деятельности дети играют знакомые мелодии по нотам-шарикам и по памяти, пытаются исполнить по «нотам» новые песенки. У них появляется желание придумать и нарисовать свою песенку, но здесь обычно требуется помощь взрослого.

Очень нравятся детям игры «Цепочка» (исполнение одного мотива по очереди) и «Присоединяйся» (играть начинает один, постепенно присоединяются остальные). Допустивший ошибку становится последним.

Все получают от занятий удовольствие, всем хочется играть на свирели, но продолжительность особенно коллективной игры на свирелях надо контролировать и не допускать переутомления слуха и дыхания. Не забывали мы и о правилах гигиены, этот чудесный инструмент не боится мыла и воды.

В результате многие родители приобрели свирели для домашнего пользования и даже сами научились на них играть под руководством своих сыновей и дочерей.

Источник

kniganot.ru

Светит месяц (русская народная песня)

Мне не спится, не лежится,
И сон меня не берет.
Я сходил бы к Саше в гости,
Да не знаю, где живет.

Я сходил бы к Саше в гости,
Да не знаю, где живет,
Попросил бы я товарища, –
Мой товарищ доведет.

Попросил бы я товарища, –
Мой товарищ доведет,
Мой товарищ лучше, краше,
Боюсь, Сашу отобьет.

Светит месяц, частые звезды,
Светит белая заря,
Осветила путь-дорожку
Вплоть до Сашина двора.

Подхожу я к Саше к дому,
А у Саши нет огня.
Постучал я под окошком –
Моя Саша крепко спит.

Постучал я под окошком
Моя Саша крепко спит,
Моя Саша крепко спит,
Саша сонная лежит.

Моя Саша крепко спит,
Саша сонная лежит.
– Стыдно, стыдно тебе, Саша,
Со вечера рано спать.

Стыдно, стыдно тебе, Саша,
Со вечера рано спать!
– А тебе, мой друг, стыднее
До полуночи гулять.

А тебе, мой друг, стыднее
До полуночи гулять.
Не пора ль тебе жениться,
Законную жену взять

Не пора ль тебе жениться,
Законную жену взять,
Законную жену взять,
Закон-правду соблюдать

Источник

GTP-архив: Светит месяц светит ясный

Как открыть файл формата .GP? .GP (.GTP, .GP3, .GP4, .GP5) — формат музыкальной партитуры, который используется программой Guitar Pro для написания музыки для различных струнных инструментов. Включает табулатуры для гитары, бас-гитары, банджо. Широко применяется для создания партитур, которые затем возможно проиграть с помощью данных MIDI или напечатать на принтере.
Для открытия нот этого формата Вам необходимо установить у себя на рабочем компьютере программу Guitar Pro (желательно, последней версии). Скачать её можно с официального сайта программы (Скачать) или найти бесплатную версию на руском языке (Найти).

Функционал программы:
Запись музыкальных произведений для гитары, бас-гитары, банджо и множества других инструментов и ансамблей в виде табулатур или нотной графики (при создании табулатуры отображается соответствующая ей строчка с нотами и наоборот);
Создание произведений для духовых, струнных, клавишных и других музыкальных инструментов;
Создание партий для барабанов и перкуссии;
Интеграция текста песен в ноты и привязка его к нотам дорожек с партией вокала;
Встроенный определитель и визуализатор аккордов для гитары;
Экспортирование музыкальных партитур в MIDI, ASCII, MusicXML, WAV, PNG, PDF, GP5 (в Guitar Pro 6), подготовка к печати;
Импортирование из MIDI, ASCII,MusicXML, Power Tab (.ptb), TablEdit (.tef)
Виртуальный гитарный гриф, клавиатура фортепиано и панель ударных инструментов, на которых проецируются ноты, проигрываемые в текущий момент. Удобное создание и редактирование партии соответствующего инструмента с их помощью;
Встроенный удобный метроном, гитарный тюнер для настройки гитары, инструмент для автоматического транспонирования дорожек;
Огромное количество инструментов для добавления к нотам характерных для гитары приёмов аккомпанирования и выбор способов их озвучивания;
Начиная с версии 5 в программу добавлена технология RSE (Realistic Sound Engine), которая помогает приблизить звучание гитары к настоящему звуку и наложить различные уникальные эффекты (гитарные «навороты», эффект «wah-wah» и т. д.) в режиме проигрывания.
Поддержка предыдущих форматов программы — gtp, gp3, gp4, и gp5 (для версий 5.Х и 6.0).

Источник

Оцените статью